РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА января 2004 ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2003/2004 «Таинство странное вижду и преславное» (Ирмос 9-й песни Рождественского канона) Милостивый Господь сподобил нас еще раз мысленно побывать в Вифлеемской пещере и вместе с пастухами поклониться яслям, в которых некогда был повит пеленами Богомладенец - наш Искупитель и Спаситель. ВСЕЧЕСТНОМУ КЛИРУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ 2003/2004 " Таинство странное вижду и преславное " (Ирмос 9-й песни Рождественского канона) Милостивый Господь сподобил нас еще раз мысленно побывать в Вифлеемской пещере и вместе с пастухами поклониться яслям, в которых некогда был повит пеленами Богомладенец - наш Искупитель и Спаситель. Сегодня безграничная неземная радость опять охватывает нас и греет наше сердце. Одновременно мы замираем перед великой тайной празднуемого всемирного события и повторяем один и тот же вопрос: " Как могло произойти это дивное, превосходящее все человеческие возможности, единение Всемогущего Бога с человеком? " Две тысячи лет христиане стараются понять это непостижимое Таинство, когда Слово стало плотью. Даже Пречистая Дева Мария, выросшая и воспитанная при храме Соломоновом, тоже спросила Архангела Гавриила: " Как будет это " (Лк. 1,34-35). Через 1850 лет в Санкт-Петербурге тогда еще приходской священник - отец Иоанн Кронштадтский восклицал: " Дивное и спасительное Таинство! Безначальный принял начало по человечеству, бестелесный стал плотоносцем, Бог - человеком, не переставая быть Богом " . И сам ответил: " Творец не мог видеть порабощенным диаволу весь род человеческий " (Слово на Рождество Христово). Святитель Григорий, епископ Неокесарийский, сам себя спрашивал: " Что реку и что возглаголю? В этот дивный день Рождества Слово не устрашилось и не устыдилось произойти из утробы девичьей, не сочло недостойным Себя принять плоть от своего творения, чтобы творение, сделавшись одеянием Творца, сподобилось славы... Что еще реку, что возглаголю? Новые чудеса поражают меня страхом. Спаситель родился, чтобы вместо терния дать людям венец! За слова Евы Адам изгнан из рая; Слово, рожденное от Девы, открыло Крест, с которого разбойник вошел в рай Адама! "

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА января 2007 Рождественская звезда, воссиявшая над вертепом, «идеже бе Отроча», сквозь века пронзает тьму и наставляет тысячи и миллионы людей к Свету Разума, к поклонению истинному Солнцу Правды - Богомладенцу Христу, родившемуся от Пресвятой Пречистой Девы Марии. клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2006/2007 год " Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину: ибо от Девы родися Господь " . Светилен праздника Рождества Христова Рождественская звезда, воссиявшая над вертепом, " идеже бе Отроча " , сквозь века пронзает тьму и наставляет тысячи и миллионы людей к Свету Разума, к поклонению истинному Солнцу Правды - Богомладенцу Христу, родившемуся от Пресвятой Пречистой Девы Марии. Более двух тысяч лет назад совершилось сие " таинство странное " , пред которым в благоговейном трепете преклоняется " всякое колено небесных, земных и преисподних " ( Флп. 2, 10 ). Бог невместимый умалил, " уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек " ( Флп. 2, 7 ). Он избрал Себе земной родительницею Пречистую Деву Марию, которую Церковь воспевает словами: " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род. Освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш... " Для чего и ради кого совершилось это превосходящее разум умаление, или, говоря по-церковнославянски, " истощание " ? И где нам взять дерзновение, чтобы провозглашать эту " тайну преславную " - о том, как Всемогущий вечный Бог принял временную, тварную плоть? Такие вопросы рождаются и в сердцах верующих людей, созерцающих величие Божие, и в пытливом сознании тех, кто еще находится в поисках Истины. Эти же вопросы мы можем порой услышать и от тех, кто нашел или вырос в вере в Единого Всемогущего Бога, но не принял умом и сердцем уникальной христианской вести о Боговоплощении. В самом деле, как может неизменный, вечный, Единый Бог кем-то " стать " , т.е. измениться и начать Свое новое бытие в тварном времени?

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Рождественское поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 7 января, 2013. Святейший Патриарх Кирилл За 2 000 лет практически ничего не изменилось. Мир делится на тех, кто с радостью принимает Спасителя, кто с Ним связывает свою жизнь, кто отдает свой разум, свое сердце Ему и в Нем обретает мир, покой, радость, смысл жизни; но есть и люди, которые не могут принять Спасителя, потому что для них это означает пересмотр привычного образа жизни, отказ от каких-то представлений, которые им дороги, близки. В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к телезрителям. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Рождества Христова! Каждый год, когда мы соприкасаемся с этим праздником и стараемся проникнуть в смысл события, в честь которого он установлен, мы можем свидетельствовать, что соприкасаемся с тайной — с тайной рождения Бога, с тайной вхождения Бога в человеческую историю. Об этом замечательно сказал Иоанн Златоуст: «Бог соделался человеком, не переставая быть Богом. Тот, Кого не вместила вселенная, вместили ясли». Действительно, не вместимый вселенной Бог, Творец мира, Творец бытия всего, что нас окружает, становится одним из нас, входит в плоть и кровь человеческой истории. С самого начала это непостижимое событие по-разному воспринималось людьми. Одни встретили Его с радостью, с надеждой, с любовью. Это были вифлеемские пастухи, это были восточные волхвы, это были те, кто окружал Спасителя, — Дева Мария, Обручник Иосиф. И, наверное, еще были люди, которые с открытой душой, с чистым сердцем взирали на Младенца, чудесно родившегося в вифлеемской пещере. Но были ведь и те, кто с самого начала не принял Христа — те самые люди, которые не пустили Деву Марию и Обручника Иосифа под кров, те, у кого не нашлось места для них. Они не хотели пускать с улицы этих людей, чтобы они не нарушили их покой или покой их постояльцев, не создали трудностей, не создали некоего дискомфорта для их жизни. Были и другие, для которых рождение Спасителя было неким вызовом не только их благополучию, но и власти, могуществу и, что самое главное, греховному образу жизни.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-pozdra...

  разделы   рассылка  распечатать Рождественское поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии " Тайно родился еси в вертепе, но небо тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы ти приведе верою покланяющияся Тебе, с нимиже помилуй нас! " Тропарь навечерия Рождества Христова Свет Рождества Христова воссиял днесь, и вся тварь просвещается несказанной благодатью тихой, святой Рождественской ночи, ибо " от Девы родился Господь " . Вифлеемская звезда, благовествующая о Невечернем Свете Царствия Христова, указует путь волхвам, а вместе с ними и всем, ищущим познания Истинного Бога, Истинного Света, Солнца Правды. Задолго до спасительной Рождественской ночи святой царь и пророк Давид воспел Премудрость Творца и Зиждителя всяческих, сотворившего небо и землю, словами: " Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни изливает глагол, и нощь нощи возвещает разум " (Пс. 18, 2-3). Небеса и вся тварь проповедуют о славных делах Божиих – о том, как Всемогущий Творец вызвал к бытию всю тварь Своим державным Словом, нарекая " свет днем, а тьму ночью " (Быт. 1, 5). И когда настало время, уготованное Всеблагим Промыслом, тогда Слово, " имже вся быша " , – Которым " все начало быть " (Ин. 1, 3), – " стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины " (Ин. 1, 14). Свет во тьме воссиял над вертепом сиянием звезды, возвещающей начало нового, спасительного Христова дня. И " якоже красная палата вертеп Царице показашеся " (тропарь предпразднства). В эти рождественские дни мы с особой благодарностью вспоминаем то спасительное благодеяние Божие, о котором каждый наступающий день извещаем словами Никейских отцов: явление в мир Сына Божия, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася " . Встречая новое лето, мы благодарим Господа о всех благодеяниях, бывших на нас в мимошедшем лете.

http://religare.ru/2_24575.html

Поздравления с Рождеством Христовым (Стихи, письма, смс) Публикуем поздравления с Рождеством, написанные святителем Афанасием (Сахаровым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 5 января, 2016 Публикуем поздравления с Рождеством, написанные святителем Афанасием (Сахаровым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Поздравления с Рождеством Христовым в 2019 году отличаются от поздравлений с Пасхой тем, что нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих. Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы». Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа — бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22-23). Поздравления с Рождеством, тем отличаются от поздравлений с Пасхой , нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»: ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ! Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?»

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-rozhde...

«Чертогон»: Святочный рассказ Н.С. Лескова 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». 21 января, 2014 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Вниманию читателей предлагается очередная работа доктора филологических наук Аллы Анатольевны Новиковой-Строгановой, посвященная творчеству классика русской литературы — Николая Семеновича Лескова. Святки  – святые вечера – в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды – Христа – над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) создал к святкам  рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский  вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова.

http://pravmir.ru/chertogon-svyatochnyj-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Около 30% татар исповедует православное Христианство» В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России» 03.02.2020 1308 Время на чтение 3 минуты 27 января в Москве прошла пятая православная татарская конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», говорится в пост-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Конференция состоялась в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в формате круглого стола, указанного в программе чтений с сокращённым названием. Местом проведения конференции стал Храм апостола Фомы на Кантемировской — деревянный православный храм на юге Москвы, в районе Москворечье-Сабурово, в котором был настоятелем и вёл свою миссионерскую деятельность среди тюрко-татарских народов священник-мученик Даниил Сысоев. Организаторами выступили Региональная общественная организация по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», Татарская национально-культурная автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, «Московская татарская православно-христианская община» и их руководитель – Бухарова Динара Абдулбяровна. Всех гостей конференции встречало поздравление с 750-летием Золотой Орды – напоминающей, что расцвет Христианства среди тюркских народов произошёл в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды). В центре храма рядом с иконами перед иконостасом была установлена икона «Курултай татарских святых» и икона святого мученика Авраамия Болгарского – покровителя православного Поволжья и православные татарские шамаили – работы Динары Бухаровой. Открылась конференция молебном на татарском и славянском языках. После молебна была отслужена панихида по новопреставленному протоиерею Всеволоду Чаплину и приснопоминаемому иерею Даниилу Сысоеву, со дня мученической кончины которого прошло 10 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ok...

Закрыть Изгнать беса чужеумия… Святочный рассказ Н.С. Лескова «Чертогон» Алла Новикова-Строганова   22:00 09.01.2024 934 Время на чтение 11 минут Святки - святые вечера - в православной традиции и в русском народно-по­этическом сознании знаменуют торжество Солнца правды - Христа - над тьмой, победу над нечистой силой. Однако в наши дни сакральный смысл Святок многим либо неведом, либо намеренно попирается. И не секрет, что череда зимних праздников сегодня нередко превращается в бесовский пьяный разгул, безбожную вакханалию. Придя в чувство после такого гульбища иные, у кого ещё не атрофирована совесть, стыдятся самих себя, глаза не смеют поднять на окру­жающих. Душа мертвеет, холодеет, выстуживается. Бывает ей и студно, и стыдно; жаждет она и прощения, и очищения, изгнания разрушительного чужебесия. 135 лет назад Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) создал к святкам рассказ «Чертогон». Впервые рассказ был опубликован в рождественском номере ежедневной газеты «Новое время» от 25 декабря 1879 года под названием «Рождественский вечер у ипохондрика». Сам писатель был доволен своим произведением и, отвечая на поздравления с праздником в письме к издателю и редактору «Нового времени» А.С. Суворину, с одобрением отозвался о святочном номере газеты в целом: «И Вас с праздником, мой старый коллега! слава Богу, хорош. Я его нетерпеливо ждал увидеть. Я, кажется, не хуже людей» . «Рождественский вечер у ипохондрика» утверждает мысль «о превосходстве веры над неверием» (X, 653) и по законам жанра закономерно завершается обращением к празднику Рождества Христова. В соответствии с учением православной аскетики и антропологии Лесков имел ясное представление о двойственной природе человека, богоподобной, но омрачённой грехопадением и призванной к восстановлению через христианскую веру, покаяние, деятельную любовь к Богу и ближнему. Согласно религиозной концепции, и последнему грешнику не закрыта дорога к спасению. В повести-«рапсодии» «Юдоль» (1892) Лесков, взяв за основу евангельскую образность, художественно выразил христианское упование на Того, «Кто жалеет об утрате одной овцы и, хватившись её, оставит 99 овец, идущих своею дорогою, и ищет в кустах и тернии потерявшую путь одну овцу, и находит её, берёт её на Свои священные руки, и несёт, и радуется, и даёт радость всем» . Писатель горячо верует в преображение падшей («оскотиненной») человече­ской природы. Основной сюжет христианского сознания: падение - восстановле­ние, смерть - возрождение, воскресение. Такова художественная логика святоч­ного рассказа «Зверь» (1883), «апокрифического рассказа» « Пути ­мец» (1883), повести «Заячий ремиз» (1894) и множества других лесковских произведений.

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

В Неделю о Фоме митрополит Ювеналий совершил архипастырский визит в Коломну 27 апреля 2009 г. 18:44 В Неделю о Фоме 26 апреля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий по традиции посетил свой кафедральный город Коломну. Перед началом Божественной литургии у храма Архангела Михаила митрополита встречали благочинный Коломенского церковного округа протоиерей Владимир Пахачев, представители администрации города Коломны, многочисленные горожане, среди которых были и новобрачные, подошедшие к архипастырю за благословением. Во время богослужения огромный храм был заполнен верующими. Митрополит Ювеналий возглавил Божественную литургию в сослужении епископа Илиана и епископа Серпуховского Романа . В богослужении приняли участие настоятели мужских монастырей города Коломны, священнослужители Коломенского и Ступинского благочиний. За Литургией пели три хора: Коломенской духовной семинарии, Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря и православной гимназии при храме Пресвятой Троицы в Щурово. На малом входе владыка вручил Патриаршие и митрополичьи награды клирикам Коломенского и Ступинского церковных округов. Митрополит Ювеналий рукоположил студента Коломенской духовной семинарии диакона Владимира Мартона в сан священника, а насельника Богородице-Рождественского Бобренева монастыря монаха Леонида (Шамьюнова) — во иеродиакона. В конце Литургии духовенство и молящиеся с ликующим пением пасхальных ирмосов обошли крестным ходом Михаило-Архангельский храм. По окончании богослужения с приветственным словом к владыке Ювеналию обратился благочинный Коломенского церковного округа протоиерей Владимир Пахачев. От имени всех жителей города и района отец Владимир преподнес митрополиту Ювеналию пасхальное яйцо с изображением Воскресения Христова и Успенского кафедрального собора — символа 20-летия возрождения духовной жизни на Коломенской земле. В ответ архипастырь обратился к духовенству и прихожанам со словом поздравления: «Возлюбленные братья архипастыри, дорогой отец благочинный, всечестные отцы, дорогой отец ректор Коломенской духовной семинарии, студенты семинарии, матери настоятельницы, наши дорогие гости, возлюбленные братья и сестры! Христос воскресе!

http://patriarchia.ru/db/text/630041.htm...

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2020 г. 03:37 В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Рождественское Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый» и «Россия 1». Трансляцию, организованную Информационным агентством Русской Православной Церкви, комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.   В эфире и на сайте телеканала «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru трансляция осуществлялась с сурдопереводом.  По традиции перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире обратился к телезрителям с Рождественским поздравлением:  «Дорогие братья и сестры! Обращаясь к вам из главного храма русской столицы — из Храма Христа Спасителя — я хотел бы всех вас сердечно поздравить с великим событием пришествия в мир Господа и Спасителя. Это событие является самым значительным в человеческой истории, и главное молитвословие праздника Рождества, которое именуется тропарем, так говорит об этом событии: Рождество Твое Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума . То есть, через Рождество Христово миру воссиял свет разума. У многих может возникнуть вопрос: а что, до пришествия в мир Спасителя не существовало разумное начало в человеческой цивилизации? А как же великие творения рук человеческих, великие достижения человеческой мысли? Конечно, разум существовал. Но вот свет, который является синонимом добра и правды, не всегда был присущ человеческом разуму. И мы знаем, как непросто развивалась человеческая цивилизация. Тем удивительнее феномен христианства, потому что через пришествие в мир Спасителя свет, то есть добро и правда, соединился с человеческим разумом. Конечно, не у всех, не всегда и не во все времена, но Господь открыл возможность соединить человеческий разум с добром и правдой.

http://patriarchia.ru/db/text/5559344.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010