Рождественский цикл Рождественский пост Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий). Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей. Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа. Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ( Евр. 11:8–9, 17 ). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь питания Рождественского поста 2023 4 мин., 28.11.2021 Содержание Календарь питания Рождественского поста 2023 Рождественский пост в 2023 году начинается как всегда за 40 дней до Рождества — 28 ноября. Его также еще называют Филиппов пост, так как он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа. Во время Рождественского поста по монастырскому богослужебному уставу (Типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко). До дня памяти святителя Николая (19 декабря) во вторник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу — строгий пост (сухоядение — овощи, фрукты, хлеб; воду пить можно). Во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т. п. Когда на среду или пятницу приходится праздничный день, разрешается пища с растительным маслом. Типикон в данном случае считает праздничными те дни, когда совершается полиелейный или бденный праздник (т. е. накануне него служится всенощное бдение). Если праздник  Введения во храм Пресвятой Богородицы  (отмечается 4 декабря) попадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая (19 декабря) и до предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост и в другие дни. В предпразднство — строгий пост: нельзя есть рыбу во все дни, а пища с маслом употребляется только в субботу и воскресенье. В сочельник — самый строгий пост, сухоядение. Существует традиция в этот день вообще ничего не есть до появления первой звезды, а после подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами (смотрите  рецепты здесь ). При этом все, готовящиеся причаститься на ночной рождественской литургии, не должны ничего есть и пить за несколько часов до богослужения. Правила, описанные выше, — это строгий устав по Типикону, предназначенный в первую очередь для монахов. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче. Например, миряне редко практикуют сухоядение (или придерживаются его только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), исключают рыбу из рациона только в среду и пятницу и со 2-го по 6-е января и т. д. 

http://foma.ru/kalendar-rozhdestvenskogo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В ожидании Чуда»: сборник современной Рождественской прозы для детей и взрослых 04.01.2023 474 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Рождественские и святочные дни наполнены традициями. Мы украшаем дом, печем пряники, дарим подарки, поем колядки. Участвуем в богослужениях – без них вся внешняя атрибутика теряет значение, становится лишь пустой блестящей оберткой. В Рождественские дни семейное чтение (тоже, кстати, традиционное) становится особенным. Хочется не просто интересных и полезных книг, но тех, которые связаны с праздником – и внешней его стороной, и внутренним смыслом. Поэтому рождественские и святочные рассказы издаются и переиздаются. Поэтому появляются новые – созданные на современном материале. В издательстве «Вольный странник» вышел сборник Рождественских и святочных рассказов «В ожидании чуда» . В нем нет любимых и знакомых текстов Ивана Шмелева, Александра Куприна и Николая Лескова. Эта книга включает сказки и рассказы современных авторов, которые продолжают и наполняют новым содержанием знакомую и любимую литературную традицию. Как и положено книге со святочными рассказами, она подходит для семейного чтения. Причем это по-настоящему универсальное издание: в нем есть истории для разных возрастов, разного объема и на разные темы. Каждый может выбрать что-то свое: например, родители вместе с младшими детьми почитают сказки, с подростками – рассказы, а сами сосредоточатся на рождественской повести. В книге несколько тематических разделов. Каждый раскрывает какую-то одну грань великого праздника. Благодаря этому сборник получился по-настоящему разнообразным и богатым – и в жанровом, и в стилевом отношении. В первый раздел книги «Размышления» помещены не художественные тексты, а, скорее, публицистические заметки. Они знакомят с важными деталями праздника, которые нередко в суете проходят мимо нашего внимания. Так, Владимир Щербина раскрывает перед читателями смысл иконографии Рождества Христова – значение каждого элемента в отдельности и вместе, по отношению друг к другу. Недаром икону называют «богословие в красках» – понимая ее, мы яснее видим истинный смысл сошествия на землю Сына Божия.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/04/v_ozhi...

Ночная служба на Рождество – как «выстоять»? 10 советов от епископа Ионы (Черепанова) Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе? 6 января, 2014 Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе? Рождество — особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе — об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА (ЧЕРЕПАНОВ). Зачем служится Литургия ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Как бороться со сном? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения? Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды», и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале. Часть Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений — Владыка, красивыми, но длительными службами славится Ваш Ионинский монастырь. Не так давно Вы вернулись с Афона, где в монастыре Дохиар возглавляли богослужение в престольный праздник. Служба длилась по афонскому обычаю — 21 час, и эта цифра просто не вмещается в сознание. У нас впереди Рождество с его пышными богослужениями. Можете поделиться опытом, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? И первый вопрос в связи с этим — зачем нужны такие долгие службы? — История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога ( Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

http://pravmir.ru/nochnaya-sluzhba-na-ro...

Пять жемчужин рождественского плей-листа Что послушать, чтобы обогатить восприятие праздника 8 января, 2021 Что послушать, чтобы обогатить восприятие праздника Из всех христианских праздников именно Рождество богаче всего традициями, которые складывались на протяжении веков в разных странах. Рождественская ёлка, театральные представления, подарки — и многообразная музыка: от торжественных, глубоких, исполненных высокой поэзии гимнов праздничных богослужений до незатейливых, но любимых уже многими поколениями народных песен. 1. И.С. Бах. Рождественская оратория I Barocchisti, Corro della RTSI, D. Fasolis (Швейцария) Пожалуй, для многих людей это монументальное произведение великого немца — самое главное и самое драгоценное музыкальное приношение Христу из всего рождественского музыкального наследия человечества. Уже первые звуки — бой барабанов, трели флейт, затем вступление оркестра и, наконец, чеканное «Jauchzet, frolocket!» — по признанию многих людей способны вызвать рождественское настроение и в летнюю жару, и в осеннее ненастье. Интересно, что в немецких городах первую часть оратории, посвященную рождению Христа, часто используют для рождественских флешмобов, для чего порой в людных местах собираются целые оркестры. Оратория была впервые исполнена в рождественский сезон 1734-1735 годов в лейпцигских церквах св. Николая и св. Фомы. В этот период своей жизни композитор был кантором (регентом хора, музыкальным руководителем и композитором) и преподавателем богословия школы св. Фомы — старейшего, известного с XIII века учебного заведения. Эта школа сейчас, пожалуй, стала главным оплотом сохранения баховского наследия, а ее христианская и гуманитарная направленность сохранялась даже в самые темные годы нацистского и коммунистического господства. В этой школе проповедовал Мартин Лютер, ее посещал Моцарт, а за ее партами сидели не только ставшие впоследствии известными композиторами сыновья Баха или Рихард Вагнер, но и такие разные люди, как философ и математик Готфрид Лейбниц, герой антинацистского сопротивления Клаус фон Донаньи и главнокомандующий флотом ФРГ, историк адмирал Фридрих Руге.

http://pravmir.ru/pyat-zhemchuzhin-rozhd...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский сочельник, 6 января 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 05.01.2024 Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, ежегодно празднуют 6 января. До праздника остается всего один последний день Рождественского поста. Его принято встречать в храме, а пост в сочельник особенно строгий. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Христова. Память преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и мученицы Клавдии, а также преподобного Николая Славянина совершается 6 января 2023 года. Это последний из 5 дней предпразднства Рождества Рождества Христова. В ХХ веке 6 января преставились Господу преподобномученик Иннокентий (Беда) и священномученик Сергий Мечев. Суббота, 6 января 2024 года, Навечерие Рождества Христова Рождество Христово — двунадесятый и непереходящий праздник. Поэтому и сочельник из года в год приходится на 6 января. Обычно на богослужение в храм приходят ночью накануне или в само Рождество, 7 го января утром. Но важно понимать, что Рождество начинается уже в сочельник. И хотя день еще постный (последний день Рождественского поста), но Рождество уже наступило. Православная Церковь с 2000 года празднует 6 января Память одного из самых почитаемых московских новомучеников — священномученика Сергия Мечёва. Подробнее о сочельнике читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Служба Рождественского сочельника продолжается дольше обычной литургии. В этом году сочельник приходится на субботу, поэтому совершается литургия Иоанна Златоуста . Также служат вечерню, которая совершается не накануне вечером, а утром после литургии. По завершении богослужения в центр храма выносят свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Сначала священники, а потом хор и, как в некоторых храмах, все прихожане, обращаются к Богу с пением тропаря Рождеств у . Об одной из основных особенностей богослужения Сочельника — восьми рождественских паремий или ветхозаветных пророчеств — читайте в нашем материале . Тропарь предпразднства Рождества Христова

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

Служение Святейшего Патриарха Кирилла в 2012 году 14 января 2013 г. 12:00 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси публикует избранные фотографии служения Святейшего Патриарха Кирилла. В альбом вошли фотографии основных событий — богослужений, поездок, встреч Предстоятеля Русской Православной Церкви в просшедшем 2012 году. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Рождественское интервью в Патриаршей резиденции Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Посещение Научно-практического центра медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г.Москвы Освящение воды в Крещенский Сочельник в Храме Христа Спасителя Xll церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов XX Международные Рождественские образовательные чтения Патриаршее служение в домовом храме МГУ в день памяти святой мученицы Татианы Дети, встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Дети встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Правительства Д.А. Медведевым Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом РФ В.В. Путиным Церемония вручения Макариевских премий за 2011 год Вручение Святейшим Патриархом Кириллом наград участникам мини-турнира по хоккею с мячом на Красной площади Чин великого освящения и Божественная литургия в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Способность отличать добро от зла Проповедь в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам — к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: «Ученики Твои не смогли сделать этого — прошу Тебя, исцели сына моего». И Господь выдвигает только одно условие — поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: «Верю, Господи, помоги моему неверию», — значит, это неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

http://pravoslavie.ru/60824.html

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Рождественский цикл Празднование Рождества Христова (25 декабря по старому и 7 января по новому стилю) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост , очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник. Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой — потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве. Навечерие

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-bogosl...

НОВОСТИ ВСЕ НОВОСТИ ЗА НЕДЕЛЮ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ Владимир Путин взял у Патриарха благословение на управление страной ПАТРИАРХ И СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ На 5 января намечен Собор Предстоятелей Церквей в Иерусалимской Патриархии. 6 января в Троицком соборе Иерусалима состоится Всенощное бдение. Утром 7 января будет совершено совместное праздничное Рождественское богослужение Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей в Вифлеемской базилике, воздвигнутой над местом Рождения Спасителя мира. На богослужении, как было объявлено ранее, будет присутствовать президент России Борис Ельцин. В этот же день делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием возвратится в Москву. В ночь на 8 января патриаршим чином будет совершено праздничное Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 9 января в 9.30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 28-29 декабря в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заслушав доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Священный Синод передал на решение Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских ряда иерархов, священнослужителей и мирян, представленных Акмолинской, Воронежской, Казанской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Таллинской, Симферопольской, Тобольской, Ярославской епархиями. Одобрены проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора новопрославляемых святых на предстоящем Архиерейском Соборе. Священный Синод одобрил также план внешней деятельности Русской Православной Церкви на 2000 год, выразил удовлетворение фактом проведения 6-7 декабря в Московском Свято-Даниловом монастыре V Всемирного Русского Народного Собора, счел важным состоявшийся на Соборе диалог между лидерами и представителями ряда крупнейших избирательных объединений, созданных в преддверии выборов в Государственную Думу.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010