Вифлеемские пастухи, первые земные свидетели рождения Мессии, представляют здесь благочестивых иудеев, просто и искренно соблюдавших Закон Моисеев. За чистоту веры Бог сподобляет их новой Небесной вести и явления Ангела, так же как и некогда их соплеменников, трех исповедников истинной веры в вавилонской пещи сподобил посещения Ангела Господня (7-я песнь канона). Поклонение волхвов представлено здесь в философско-историческом аспекте. Дочь Вавилона влечет к себе из Сиона в плен сынов Давидовых, но и посылает (своих) сынов — волхвов с дарами на поклонение Дочери Давидовой, принявшей в себя Бога (1-й тропарь 8-й песни 1-го канона). Это поклонение, по мысли проф. М. Скабаллановича, было как бы «исторической компенсацией за вавилонский плен» и предзнаменовало и явилось началом разрушения язычества. Кроме того, рождение Сына Божия на земле соединило не только Бога с человеком, но и самих людей воедино. Теперь обратимся к Божественному Виновнику события. «Если чем, — говорит святой Григорий Богослов, — должно насладиться (по случаю праздника) нам, которые поклоняются Слову, то насладимся словом и Божиим законом и сказаниями как об оном, так и о причинах торжества, чтобы наслаждение у нас было собственно свое, и не чуждое Создавшему нас» . Рождественский канон поистине является пиршеством слова, посвященного Воплощенному Слову Божию. Христос, по словам песнотворца канона, в Своем Божественном Существе равен Отцу и по человечеству — людям (ирмос 1-й песни 2-го канона). В Его человеческом рождении Божество ничего не утратило из Своей высочайшей духовности (ирмос 6-й песни 1-го канона), Своей беспредельности (там же, 1-й тропарь) и вечности (там же, 2-й тропарь), а человечество, соединившись с Божеством, восполнило свои лишения, так как Сын Адамов, Новорожденное Огроча, Своей власти подчинил весь тварный мир (2-й тропарь 6-й песни 1-го канона). Вочеловечение Бога не менее чудесно, чем «оземленение» воды при переходе через Чермное море. Спаситель, некогда осушивший морские волны, чудесным образом продолжил путь к спасению Своего народа, а теперь Он, по Своей воле родившись от Девы, прокладывает всем нам к Небу удобную стезю (ирмос 1-й песни 2-го канона), по которой люди, поднимаясь, приобщаются Божественной славе (ирмос 5-й песни 2-го канона).

http://pravoslavie.ru/put/051223140922.h...

  Введение   9   Раздел I. Роман Мелод и жанр кондака как уникальное явление византийской гимнографии   17 1.1. История формирования жанровой системы восточнохристианской гимнографии   17 1.2. Общая характеристика творчества Романа Мелода и созданного им жанра   22 1.3. Структурный анализ шестого пасхального кондака, кондака на Рождество Христово «Мария и волхвы» и первого кондака «На десять дев»   32 1.4. Лексико-стилистические особенности поэтико-богословского языка поэм Романа Мелода   55   Раздел II. «Сирийская» и «византийская» теории происхождения жанра кондака   95 2.1. Сирийская народная поэзия и ее «пророк» Ефрем Сирин   95 2.2. Общая характеристика творчества Мефодия Патарского: диалог «Пир»   117 2.3. Структурный анализ формы и содержания «Песни десяти дев»   122 2.4. Лексико-стилистические особенности поэтико-богословского языка поэмы   129   Раздел III. «Акафист ко Пресвятей Богородице» как модернизованный кондак и канон как вершина эволюции гимнографии   137 3.1. Проблема возникновения акафистного жанра и общая характеристика творчества Георгия Писиды   137 3.2. Структурный анализ формы и содержания «Акафиста ко Пресвятей Богородице»  143 3.3. Лексико-стилистические особенности поэтико-богословского языка поэмы    152 3.4. Проблема вытеснения кондака гимнографическим жанром канона   157 3.5. Гимнографический жанр канона: происхождение и особенности развития   163 3.6. Структурный анализ рождественского канона Иоанна Дамаскина и элементы поэтико-богословского языка поэмы   166 Выводы   183 Литература   189   Приложения   199   Первый (Шестой) шестой пасхальный кондак Святого Романа Мелода Сладкопевца  199 Кондак на тридневное и животворное и светоносное воскресение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа   199 Первый рождественский кондак Святого Романа Мелода Сладкопевца («Мария и волхвы»)  213 Кондак на святое и всеславное Рождество Господа нашего Иисуса Христа  213 Первый кондак «На десять дев» Святого Романа Мелода Сладкопевца («На притчу о десяти девах»)   223

http://bogoslov.ru/book/496699

Служба начинается стихирою: «Вторый ты бысть Костянтин» и заключает в себе один канон (по Голубинскому, История Русской Церкви, I. 443, первый второй редакции); 34) в среду пятыя недели поста «вечер» (374 об.–408); 35) в субботу пятыя недели поста молебная служба неседальная (408–423); 36) в пяток шестой недели «вечер» (423–429 об.); 37) в субботу Цветную «вечер» (429 об.–434 об.); 38) в святый великий четверг (434 об.–439); 39) служба святых страстей (439–453 об.); 40) святый великий пяток «вечер» (453 об.–456); 41) в святую великую субботу (456–462); 42) в святую великую неделю (463–467 об.); 43) часове и повечерници в Светлую седмицу и в святую великую неделю «вечер» (467 об.–469); 44) в субботу Фомину «вечер» (469–470); последования царских часов: 45) пред Рождеством Христовым (471–479 об.); 46) в великий пяток (479 об.–496); 47) пред Богоявлением (496–515 об.), неполное; 48) месяца и(ю)ля 24 страсть святою мученику Бориса и Глеба, неполное сказание Иакова (516–524 об.). Начало: «Род правых благословится», оканчивается рассказом о смерти Бориса; 49) пасхалия, начинающаяся 6991-м годом и оканчивающаяся последним годом седьмой тысячи (524 об.–526); 50) Лунное течение на то же время (526 об.–532); 51) краткий месяцеслов (532–536 об.). Состав: 1) степенна воскресна – творение святого отца Феодора Студийского, не все: нет на 3–7 гласы (1–3); 2) воскресныя утренния евангелия со светильнами и евангельскими стихирами (3–14), не все; 3) столпы евангелий воскресных утренних (14–15); 4) начало осмогласнику – творение преподобного Иоанна Дамаскина : служб : воскресная 1-го гласа, на дни седмицы: понедельник – 2-го гласа, вторник – 3, среду – 4, четверг – 5, пятницу – 6 и субботу – 8 гласа (15–73 об.); 5) апостоли и евангелиа избранна обща святым мучеником и мученицам и священномучеником и преподобным и святителем и пророком (73 об,–79 об.); 6) припевы у полиелиоса на праздники Господскыя и на память святым мнозем (79 об.–82); каноны: 7) за единоумершаго (82–85 об.), 8) молебен за творящих нам милостыню, ли напитают или дадят что (85 об.–88); 9) за болящаго (88–91); 10) уставныя замечания об особенностях богослужения в посты: Рождественский и святых апостолов (91–92 об.); 11) о житии рекше о пощении и разрешении всего лета (92 об.–94); 12) чин како подобает пети параклис Пресвятей Богородици (95–100); каноны: 13) на плач Святей Богородици (100–103); 14) святейшаго и вселенского патриарха Филофея в печалех и в нужах певаем (103–106 об.); 15) чин како подобает молебен пети (106 об.–114 об.); каноны: 16) составлен в смертоносную язву покаялен и умилен к Господу Богу Иисусу Христу (114 об.–119); 17) Святей Богородици ведра деля (119–121); 18) за творящая милостыню (121–123 об.); в общем тот же, что и на л.л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17) Да, только когда приобщишься службе церковной можно праздник восчувствовать (17/VI 29) 18) Стихиры Рождества Христова именно дороги стали душе. До слез она умилена. Первая стихира «Приидите взрадуемся Господеви» самая замечательная, какая сила в ней! Да, все существо потрясается, трепетом объемлется. Какая-то легкая прохлада во всем существе, как-то весь подбираешься как струна, и вниманием, и телесно. «И я райской пищи причащаюся»... Чудный миг – чтение тропаря и кондака пр-ка. Вот в этот миг ощущаешь себя частичкой церкви. Да, драгоценность жизни нашей! (24/XII 28, 29 гг.) 19) Слово Свт. Григория Богослова (…) – да, дивное слово. Надо вчитаться в него повнимательнее. (24/XII 32) 20) Очень ясная и (…)! (Музыка припевов на 9 песни канон РХ) (1932) 21) Велико и проникновенно! (учение о мучен. Кончине архид. Стефана) Да, дивно Божественный Дамаскин выражает… дивные жизненно Христовы=христианские настроения. (27/XII 29). Драгоценно …. службы рождественских дней. 22) Примыкайте к сокровищнице (содержанию службы церковной) (1/I 31) Драгоценно содержание ……………………… (часов Рожд., Богоявл., Вел. Поста) (3/I 31) 23) «Иоанне Крестителю, во утробе познавый мя Агнца, на реце мне послужи, И, егда узриши горы трепещущия» – очень мне нравится (4/I 33) 24) Дивные стихиры! (авт. Иоанн Зл.) Да, хорошо воспевает Св. Церковь 27-е января. (27/I 29) 25) Единый дух любви не разделяется различием дарований, а различие их (3-х святителей) поразительно тем более, что оно прекрасно единением этого разнообразия в любви, благодати! Какие дивные сравнения: «Великие стихии»; «Струи океановы»; «Возжженая углия от нестерпимого огня»; «Глубины мудрости духа испытавших»; «Благодати органы, гусли духа»; «(…)»; «Христа моего уста»… (30/I 32) 26) Я очень сильно воспринимаю службу Сретения: дивные песни дивных творцов, певцов идут от дивных переживаний дивных душ. 27) «Со страхом, яко рабыня, к тебе, Владыца жизни, повеленна приступи смерть» (из канона воскресн. 6 гл.) Да, (…) слова! Их, между прочим, любил Цл. Илларион. Чудный седален. Да, ясное ощущение осияния Воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνθες μετ ναγνσεως) 383 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φως 384 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 385 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 386 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 387 , при чем на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 388 ; на тот же момент переносится в будние дни 389 поста (т. е. кроме субботы и недели) 390 и чтение на 1 часе. Характерной особенностью Евергетидского Типикона является наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – πανννχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито-праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 391 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трех четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращенном виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχ δος)» входит в состав повечерия 392 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 393 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, эктению и отпуск; за отпуском начинается чтение 394 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 395 и начинается составляющая вторую часть агрипинии 396 утреня. Один раз в год, именно, в первый день Пасхи, в случае длинноты ночи, панихида, подобно утрене, имеет еще дополнительные чтения, помещаемые по 3 и 6 песнях канона 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Рассмотрев поступившие из 17 территориальных органов ФСИН России видеозаписи колокольного звона Организационный комитет конкурса определил победителей. По традиции, сложившейся при проведении Всероссийского конкурса православной живописи и иконописи осужденных «Не числом, а смиреньем», звание победителя конкурса присваивается православной общине исправительного учреждения, в которой состоит исполнитель, а сам исполнитель поощряется администрацией учреждения. По итогам первого конкурса колокольного звона I место присвоено православной общине ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области, II место — православной общине ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области и III место — православной общине ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области. Авторы будут удостоены грамот заместителя директора ФСИН России, курирующего направление воспитательной работы. Грамоты послужат основанием для поощрения осужденных в установленном законом порядке. Дополнительно присвоены звания Лауреатов конкурса I степени — православной общине ФКУ ИК-1 УФСИН России по Воронежской области, II степени — православной общине ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве, III степени — православной общине ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу. Грамоты победителей и дипломы лауреатов конкурса колокольного звона будут направлены в соответствующие территориальные органы ФСИН России, а победители и лауреаты конкурса будут поощрены администрацией учреждений в установленном законом порядке. Ежегодно, начиная с 2010 года, Синодальный отдел по тюремному служению совместно с Федеральной службой исполнения наказаний проводит творческий конкурс — Всероссийский смотр религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением», в рамках которого по четным годам организуется конкурс православной живописи осужденных «Явление», а по нечетным — конкурс православной иконописи осужденных «Канон». Как правило, тематика конкурсных работ совпадает с темой очередных Международных Рождественских образовательных чтений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6041607...

Агница Твоя, Иисусе, Евгения/взывает громогласно:/“Тебя, Жених мой, люблю,/и, Тебя ища, страдаю,/и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении,/и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе,/и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою;/но, прими меня как жертву непорочную,/с любовью принесенную Тебе!”/По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши. ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВГЕНИИ НА ПОВЕЧЕРИИ Канон, глас 6, егоже краегранесие: Днесь же субботу пою великую. Ирмосы по дважды, тропари же на 6. НА ПОВЕЧЕРИИ Канон, глас 6, его акростих: И в сей день воспеваю субботу великую . Ирмосы поем дважды, а тропари на 6. В конце каждой песни оба хора вместе поют ирмос. Песнь 1. Ирмос: Волною морскою/Скрывшаго древле/гонителя мучителя –/в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод,/но мы с волхвы поим:/Господеви воспоим,/славно бо прославися. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою/Покрывшего в древности/преследователя-тирана/в яслях скрываемого/убить стремится Ирод;/но мы песнь с волхвами возгласим:/“Господу воспоем:/ибо славно Он прославился!” Господи Боже мой,/рождественное пение и предпразднственную песнь Тебе воспою,/рождением Твоим Божественным, возрождение дающему мне/и к первому мя благородию возводящу. Господи Боже мой!/Рождественское песнопение/и предпраздничную песнь воспою Тебе,/рождеством Своим божественным возрождение мне дающему/и к прежнему благородству меня возводящему. Горе Тя на Престоле и доле в яслех премирная и земная разумевше, Спасе мой,/дивляхуся державе Твоей,/явился еси бо паче ума, сугуб естеством, Богочеловек. В высоте – на престоле/и внизу – в яслях,/надмирные и земные существа,/созерцая Тебя, Спаситель мой,/поражались могуществу Твоему:/ибо превыше разума Ты явился/двойственным естеством, Богочеловек. Да Твоея славы всяческая исполниши, приклонив Небеса, на землю пришел еси:/яко бо на руно, низшел еси дождь во чрево девственное,/из Неяже ныне родитися сугуб грядеши,/Бог же и Человек. Дабы Своею славою/все наполнить,/наклонив небеса, Ты дошел до земли:/ибо как дождь на руно, сошел во чрево девственное;/ныне двойственным желая из него родиться/Ты приходишь, Богочеловек.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/predprazd...

и А., но и Божией Матери, что в позднейших Типиконах является характерным признаком будничного богослужения малых постов). В различных редакциях Иерусалимского устава служба Г., С. и А. описана или как вседневная с пением отпустительного тропаря (так, напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), или как будничная служба малых постов с пением «Аллилуия»; подобное колебание в статусе службы связано с тем, что, с одной стороны, 15 нояб.- это 1-й день Рождественского поста (и, следов., в этот день крайне желательно совершение службы по постовому уставу), с др.- мученики Г., С. и А. были особо чтимыми святыми. По этим причинам первопечатный рус. Типикон (М., 1610) содержит противоречивые указания - служба Г., С. и А. здесь одновременно содержит торжественные (2 самогласна, тропарь в конце вечерни, светилен святых по 9-й песни канона утрени) и постовые («Аллилуия» вместо «Бог Господь», постовой светилен по 9-й песни канона утрени) элементы; на литургии - чтения Г., С. и А. (прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1). В первопечатной ноябрьской Минее (М., 1610) по этому поводу разъясняется, что 15 нояб. в будние дни должна совершаться служба с «Аллилуия» (и отменой самогласнов и тропаря) «почести ради святаго поста», а в субботу и воскресенье праздничные элементы последования святых не отменяются. В последующих рус. изданиях Типикона двоякий статус памяти Г., С. и А. сохраняется, тогда как состав последования Г., С. и А. в греч. изданиях Минеи однозначно указывает на совершение службы не по постовому чину. Мч. Авива подводят к месту казни. фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Мч. Авива подводят к месту казни. фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Последование Г., С. и А., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го (т. е. 5-го) плагального гласа: Τ θαματα τν Αγων σου Μαρτρων (        ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Εξ ψους, σοφο, τν χριν κομισμενοι (          ); канон 4-го гласа, акростих: Τος τρες μο λγοντας αν προφρνως.

http://pravenc.ru/text/168390.html

В визант. Месяцесловах памяти многих пророков празднуются в дни Рождественского поста , предуготовляющего праздник Рождества Христова,- пророческий ряд символически предваряет воплощение Спасителя. Память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 120-121), в Стишном к-польском Прологе XI в. Христофора Митиленского, в разнообразных редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе (1034), Мессинском Типиконе (1131), где предписано совершение в этот день службы с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 64), Евергетидском Типиконе (XI в.), объединяющем две памяти (А. и прп. Иоанна Дамаскина) и указывающем службу с Бог Господь (Дмитриевский. Т. 1. C. 330). Древние списки Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в., Дмитриевский. Т. 3. C. 34) указывают службу с Аллилуия, допуская совершение службы без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Гимнография последования А. устойчива и фактически не изменилась с IX в. В слав. и греч. Минеях студийского типа (IX в. РНБ. Греч. 89. Л. 3-4об.; XII в. РНБ. Греч. 227. Т. 2. Л. 2-2об.; XII в. РНБ. Греч. 773. Л. 2-3; XII в. ГИМ. Син. 162. Л. 5-9об.) указана служба, в целом совпадающая с последованием в печатных иерусалимских Минеях (за исключением седальна): 3 стихиры на Господи воззвах, тропарь пророку, канон (в греч. Минее А. упоминается также в Стишном Прологе по 6-й песни канона). Канон прор. А. (4-го гласа) с акростихом, вписанным в тропари и богородичны, составлен прп. Феофаном Начертанным (IX в.) по мотивам видения А. и раскрывает темы осуществившегося пророчества о Боговоплощении (1-й тропарь 6-й песни: «                …  »), Распятии (1-й тропарь 5-й песни: «                          »), Воскресении (кондак: «…    …          …»). В текстах службы А. представлен как ревнитель закона и обличитель неправедных судей (1-я стихира на «Господи воззвах»: «                                                          » - Там же. Л. 3об. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 448, 477; Т. 2. С. 373; Кравецкий. Словарь. С. 100; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 259-260; Παπαγιαννπουλος Ν. Α. Ερμηνεα το λδβλθυοτεΥμνου το Αββακομ. Αθναι, 1894; Pitra. Juris ecclesiastici. T. 1. P. 221; Βλλα Β. Τ δωδεκαπρφητον. Αθναι, 1949. Σ. 61-99; Τομαδκης Ν. Η κκλησιαστικ μν ποησις κα συμφωνα ατς πρς τ δγμα κα τ κεμενα τν Γραφν. Αθναι, 1949; Lods A. Histoire de la littérature hebraique et juive depuis les origines jusqu " à la ruine de l " Etat juif. P., 1950; Grelot P. Sens chrétien de l " Ancien Testament. Tournai, 1962; Древний Иадгари/Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

http://pravenc.ru/text/62564.html

В Житии сказано, что в Хандзте хранился годичный Иадгари, написанный рукой преподобного. Всенощное бдение совершалось от сумерек до рассвета, в дневные часы монахи читали книги и молились келейно. Накануне всенощного бдения совершали «во все дневные часы моление». На литургии, служившейся в 9-й час, перед Трисвятым положена была ектения «О свышнем мире», в воскресенье Трисвятое пели 6 раз. Не допускалось служение у жертвенника в облачении с бахромой или в шкуре. С 1 нояб. до начала Великого поста в субботу на утрене служили 4 «канона» (т. е. кафизмы) и 4 чтения, на Пасху и в пасхальную седмицу «канон» «Ко Господу всегда скорбети ми» опускался, на повечерии произносили «Внегда призвати ми» с воскресными прокимнами на утрене и один «канон». При богослужении запрещено было разговаривать, мн. молитвословия положено было выслушивать в коленопреклонении, ход богослужения был размеренным, «молитва была тихая и протяжная», прислоняться к стенам разрешалось только старцам. В церкви сохранялся обычай возжигать неугасимую лампаду перед образом Пресв. Богородицы. Об усопших совершали службу на 3, 7, 40-й день, а также через год, «в какой бы день они ни пришлись»; кроме того, их имена поминали в течение 200 дней после кончины. «С наступлением ноября» (очевидно, с 1 нояб.) соблюдался Георгиевский пост, длившийся до памяти вмч. Георгия (10 нояб.), во время к-рого разрешалось молочное. Соблюдались также Рождественский, Великий и Петров посты. Среди настоятелей К. п. существовал обычай заговляться в Хандзте, где «в качестве вступления в пост они получали канон на Великий пост» и благословение прп. Григория (гл. 34). Спали монахи на маленьких ложах, в келье разрешалось держать только воду, огонь не разводили. Питались скудно, стремясь подражать прп. Григорию, который днем вкушал лишь немного хлеба, а во время Великого поста питался сырой капустой. Прп. Григорий не дозволял строить в мон-ре больше одной церкви, поскольку в таком случае, «когда декан ударит на службу, не все священники пойдут к нему, останутся служить в своих молельнях и наравне с большой церковью будут досаждать людям, прося пожертвований, и декану понадобится всячески упрашивать их идти в большую церковь, чтобы были литургисующие священники» (гл.

http://pravenc.ru/text/1841253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010