Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве На московских кручах Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. Фото: o-moskve.narod.ru Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади. Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года. Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле.

http://pravoslavie.ru/3638.html

Троица. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Троице-Сыпанов женский монастырь (Троицы Живоначальной) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:между приблизительно 1300 и 1384. Адрес: 157810, Костромская область, Нерехтский район, с. Троица Координаты: 57.443884, 40.606862 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На протяжении веков Троице-Сыпанов-Пахомие-Нерехтский монастырь является одним из наиболее почитаемых на Костромской земле. Обитель расположена в двух километрах от города Нерехты при впадении р. Гридевки в р. Солоницу. Монастырь основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Пахомием Нерехтским чудотворцем. Прп. Пахомий принял постриг в Рождественском монастыре во Владимире, затем он был священноиноком в монастыре св. Алексия в 16 километрах от Владимира. Однако душа преподобного жаждала подвигов уединения, и Пахомий удалился на р. Солоницу. Сначала инок воздвиг деревянный храм в честь св. Троицы. К подвижнику быстро стала стекаться братия, и к смерти преподобного Пахомия (в 1384 г.) в монастыре уже проживало большое число насельников. В дальнейшей истории монастырь претерпел много лишений и материальных потрясений. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь. Самой драгоценной святыней обители были мощи прп. Пахомия, обретенные при устройстве нового храма. Тогда же была устроена и церковь в честь святого. Целебноносные святые мощи прп. Пахомия привлекали в Сыпаново многих паломников. В монастыре хранились остатки можжевелового посоха св. Пахомия. Святыней считалась икона, лежавшая на раке с мощами преподобного и изображавшая его в человеческий рост. Ежегодно 15 мая в обители совершалось празднование преподобному. В обители находился храм во имя Живоначальной Троицы и колокольня. Обитель была окружена каменной оградой с воротами и башнями. В советское время монастырь был закрыт. После передачи комплекса обители Русской Православной Церкви здесь находится женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00157

II. Монастыри в Восточной России К оглавлению В Восточной России татары опустошили в 1237 г. города Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Тверь, Муром и многие другие. Везде они опустошили и монастыри: одни пожгли, другие ограбили, а иноков и инокинь частию умертвили, частию увели в плен. То же самое повторялось несколько раз и впоследствии, особенно в первый, тягчайший период монгольского ига, когда даже сами князья русские, враждовавшие между собою, неоднократно призывали татарские полчища для опустошения пределов отечества . К изумлению, однако ж, оказывается, что и в этот период некоторые монастыри в Восточной России восставали из своих развалин, а другие созидались вновь. Во Владимире на Клязьме, бывшем великокняжескою столицею, уже в 1239 г. являются архимандрит Дионисий, игумены и черноризцы, находившиеся при встрече тела великого князя Георгия Всеволодовича, убитого татарами на реке Сити, следовательно, были и монастыри. В частности, здесь упоминаются еще в XIII в. монастыри: Рождественский, или Рождество-Богородицкий, называвшийся великою архимандритиею, в котором погребено (1263) тело святого Александра Невского; Успенский женский, где погребены две супруги и дочь того же великого князя, и Константино-Еленинский, откуда игумен Феодор возведен был (1276) на кафедру епископии Владимирской и Суздальской. Первые два монастыря основаны были в прежнее время, имя последнего встречается в первый раз . В Суздале из прежних монастырей продолжали существовать Ризположенский женский, пощаженный монголами, и Борисоглебский Кидекоцкий, в котором в 1239 г. освящена была Ростовским епископом Кириллом каменная церковь. Вновь устроен монастырь Александровский женский, благоверным князем Александром Ярославичем Невским, этот монастырь служил усыпальницею для суздальских княгинь, как свидетельствуют доныне сохранившиеся памятники двух из них XIII в. В том же столетии мы видим четыре монастыря в Ростове: один из преждеоснованных — Авраамиев-Богоявленский, из которого взят был на кафедру Ростовскую архимандрит Игнатий (в 1261 г.), и три новые: Петровский, построенный Ордынским царевичем Петром при епископе Игнатии (1261–1288); Спасский — женский, созданный ростовскою княгинею Мариею Михайловною († 1271) и называвшийся Княгининым, и Иоанновский, откуда поставлен был (1288) во епископа Ростову игумен Тарасий .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

Придорожный. Богородице-Рождественский женский монастырь. Владимирская женская община Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1897. Ссылки:     Адрес: Владимирская область, Камешковский район, поселок Придорожный Координаты: 56.39386, 41.068018 Проезд:Посёлок расположен в 3 км на юго-запад от центра поселения посёлка Имени Карла Маркса, в 7 км на северо-восток от райцентра Камешково и в 3 км от ж/д станции Новки на линии Владимир — Ковров. Добраться можно рейсовыми автобусами по просьбе остановиться в " Придорожном " (между остановками пос. Новки и пос. Карла Маркса.) из Владимира, Коврова, и Камешкова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Владимирская женская община (ныне архиерейское подворье в поселке Придорожный) начала действовать за несколько лет до её официальной регистрации. Основательницами общины были монахиня Георгия, рясофорная послушница Екатерина Степановна Куликова (позднее монахиня Евникия) и рясофорная послушница Александра Михайловна Тагунова, дочь муромского купца 2-й гильдии Михаила Тагунова. Последней принадлежали 55 десятин земли. Эта земля граничила с землями Дмитровского погоста и стала территориальной основой будущей общины. В 1891 году стараниями жертвователей и сестер зарождающейся общины был возведен двухэтажный деревянный крытый железом жилой корпус на 14 келий. Дом был обнесен забором, в его восточной части было устроено помещение для домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери (освящена 27 мая 1897 г.). С 1897 года при этой домовой церкви возвели деревянную колокольню с восемью колоколами. В период 1895-1900 гг. были построены 2 деревянных корпуса, а в 1901 году - деревянный дом для священника. Еще до регистрации общины, в 1893 году, в первом доме проживали 14 сестер разного возраста. Все они участвовали в церковном пении и чтении при богослужениях в церкви Дмитриевского погоста. В 1896 году сестры обители направили архиепископу Владимирскому и Суздальскому Высокопреосвященнейшему Сергию прошение с ходатайством благословить открытие монашеской обители, с назначением настоятельницей А. Тагунову. Прошение было подписано 15 сестрами. По сведениям на конец года образования общины (1897 г.), при общине был дом для приезжих (за оградой). Община кроме жилого корпуса владела скотным двором, кормовым сараем, кирпичными заведениями, пчельником, пашнями, покосами, строевым и деревянным лесом. Сестры занимались вышиванием. Богослужебные правила совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни все участвовали в пении на службах в Дмитриевском погосте. Этот поселок находился в 1,5 км от Владимирской общины. Сейчас он относится к поселку Придорожный и является скитом архиерейского подворья. Насельницы общины были 15 сестер, возраст которых был от 12 до 80 лет. Четырнадцать человек было обучено грамоте. Настоятельнице Тагуновой А.М. было 56 лет, ее ближайшей помощнице Куликовой Е.С. - 58 лет.

http://sobory.ru/article/?object=45635

Чирково. Церковь Афанасия Великого. Церковь свт. Афанасия Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На левом берегу главного русла, Кубенского озера, есть песчанная горка, которая до сих пор называется Лысой. Здесь, напротив богатого села, так и названного — Устье на знаменитой Лысой горе, когда-то стоял монастырь: Лысогорско-Богородицкий монастырь. О Лысогорском монастыре данных практически нет. В Устьянском краеведческом музее, расположенном в красивом Преображенском храме, имеется только упоминание, что в селе Чирково когда-то в древности стоял женский монастырь. Не сохранилось даже его название. Монастырь на Лысой горе заложила святая благоверная княгиня Мария, жена святого благоверного князя Дмитрия Заозерского, после его гибели в 1429 г. В традициях отпрысков ярославского княжеского дома было иметь свои монастыри. Это удельное княжество вообще представляло исключение в Северо-Восточной Руси. Там сложился обычай хоронить членов княжеских династий в соборных церквях. Лысогорский монастырь еще как-то пережил польско-литовское и казацкое разорение, о чем говорят записи в писцовых книгах. Но дальнейшие трагические события — мор, голод, прокатившиеся по вологодской земле, вынудили монастырь закрыться. В дальнейшем его крепко забыли. Народная память о князьях Заозерских жила до середины XIX в. В 1848—1849 гг. на месте княжеских хором в деревне Чирково была поставлена каменная часовня, сохранившаяся в наше время, в честь святого Димитрия Солунского. К сожалению, не сохранилось или не было написано житий святого благоверного князя Дмитрия Заозерского и святой благоверной княгини Марии. Неизвестно, где и когда Мария Заозерская закончила свои дни. На Лысой горе помимо ныне существующей церкви с колокольней в честь святого Афанасия, Патриарха Александрийского, освященной в 1863 г., находилась еще холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с одним престолом постройки 1791 г. Богородицкую церковь разрушили сравнительно недавно, в 60-е гг. XX в., «на кирпич». Она являлась приходской церковью в селе Чирково и осталась от некогда существовавшего здесь монастыря. Если это так, то полное наименование женской обители звучало так: Лысогорский Богородице-Рождественский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Ростов. Рождественский монастырь. Карта и ближайшие объекты Основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. До XVII века все постройки монастыря были деревянными. Начало каменного строительства относится к концу XVII века, когда митрополитом был Иона Сысоевич. Первая каменная церковь построена во имя Рождества Богородицы, это обширное двухэтажное здание помимо мест для молений имеет просторную трапезную. Многочисленные переделки и утраты (разобрана колокольня, разрушилось пятиглавие надвратной церкви Тихвинской Божией Матери -- середина XIX века, сохранность башен и стен частична) исказили памятник. Но и в дошедших до нас общих архитектурных формах он даёт понятие о художественном вкусе эпохи и наличие талантливых зодчих в Ростове. Есть предположение, что церкви Рождества и Спаса на Торгу строили те же мастера, что и кремлёвские храмы. В конце XX века здание Рождественского монастыря передано Русской Православной Церкви, ныне является действующим. Рождество-Богородицкий монастырь в Ростове, 3 класса. Основание его относят к 1391 году и приписывают святителю Федору, первому архиепископу Ростовскому. Здесь находится богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию — благословение святителя Федора созданной им обители, списанная им лично с подлинника. Ежегодно 1 августа святая икона переносится в Ярославль и остается там до 8 сентября. При монастыре школа с 1885 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Рождественский женский монастырь в г. Ростове при озере Неро. Основание монастыря приписывается Святителю Феодору, Ростовскому архиепископу, в конце XIV столетия. В монастыре две каменных церкви: холодная, в. Честь Рождества Пресвятой Богородицы, и теплая во имя Тихвинской Божией Матери. Первая двухэтажная. В верхнем этаже два престола: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы (8 сен.), а придельный в честь Живоначальной Троицы. В нижнем этаже тоже два престола: главный, в честь Алексея, человека Божия (15 марта), а придельный—в  честь Святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца (21 сен.). Когда построена эта церковь, неизвестно, но в  1702 г. она уже существовала.

http://sobory.ru/article/?object=00596

Тюмень. Богородично-Рождественский Ильинский женский монастырь. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История Ильинской церкви После многих лет гонений и притеснений вновь возвращаются к жизни храмы и обители многострадальной Родины. Поруганные, обезображенные, встают они из руин и пепла. Очевидно, дошла очередь и до храма Пророка Илии в Тюмени, в котором с 1935 года находился ломбард, а с 1942 по 2002 годы - ликеро-водочный завод. Первые упоминания об Ильинской приходской церкви г. Тюмени относятся к 1586-1587 годам. Она размещалась первоначально в левом углу городского посада. В церковь царем Федором Ивановичем были пожалованы четыре иконы: образ Пророка Илии, образ Флора и Лавра, образ Владимирской Божией Матери и Деисус. В 1620 году при приходской Ильинской церкви настоятелем Никоном была основана женская монашеская община, просуществовавшая, по разным данным, до 1764-1765 годов с последующим её преобразованием в приходскую Успенскую церковь. Обитель за свою полуторавековую историю имела несколько названий: Ильинская, Алексеевская, Успенская. Пожары 1687, 1695, 1705 годов уничтожали ее, но она вновь отстраивалась и существовала дальше. И только, пожалуй, пожар, произошедший в июле 1766 года, послужил разделению церкви и обители, хотя поводом для этого стало обращение тюменских жителей, поселившихся за городом в новой слободе, к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову), в котором они просили разрешения на постройку новой деревянной церкви. После очередного пожара Ильинскую церковь восстанавливать не стали, а по благословенной грамоте того же архиерея 27 апреля 1769 года, начали строительство нового деревянного храма в полуверсте от прежнего места, вниз по течению реки Туры (на современной улице 25 Октября). 21 июня 1773 года состоялось его освящение. Так на карте города появился однопрестольный приходской храм во имя Ветхозаветного Пророка Илии. Новое молитвенное здание, находившееся на возвышенном берегу реки, просматривалось вдоль всего водного пути, как бы благословляя путников в дальнюю дорогу.

http://sobory.ru/article/?object=03057

Семь закатов в Барятино, или Зачем мирянину ехать в монастырь Ушедшие из мира — монахи — оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. 5 октября, 2009 Ушедшие из мира — монахи — оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию материал из октябрьского номера журнала «Нескучный сад». Иногда бывает необходимо оторваться от мирской суеты. Но как же непросто это сделать! Есть, правда, один способ. Ушедшие из мира — монахи — чаще всего оставляют двери своих обителей открытыми для мирян, вероятно, как раз для того, чтобы нам было куда податься в поисках душевного умиротворения. В одну из таких открытых дверей — Богородице-Рождественскую девичью пустынь в селе Барятино Калужской области — я и постучалась с просьбой принять меня на неделю. Богословие с аграрным уклоном Если на пороге вашего дома появится незнакомый человек и скажет, что он у вас будет жить, например, неделю, при этом будет помогать вам по хозяйству и молиться с вами, вы его примете за сумасшедшего и, если он добром не уйдет, вызовете неотложку. Если паломник появляется на пороге монастыря и заявляет то же самое, его с радостью принимают, первым делом кормят, оставляют ночевать… Право же, не от мира сего эти монахи. Хотя все же лучше предупредить о своем приезде по телефону. У монастыря сейчас по человеческим меркам должен быть переходный возраст: обители четырнадцать лет. В 1993 году в село Барятино прибыли пять сестер Малоярославецкого женского монастыря — планировался скит с сельскохозяйственным направлением. Однако в 1995 году здесь был учрежден самостоятельный женский монастырь, монахиня Феофила (Лепешинская) стала настоятельницей, а потом и игуменьей.

http://pravmir.ru/sem-zakatov-v-baryatin...

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей. Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Христова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней). Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года " усердием " царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских. В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя - самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г. Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура. Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался " святой шатер " , поставленный на тонкие колонки. Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36 Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.

http://sobory.ru/article/?object=00184

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010