Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можайская Основана 16.02.1746. Именование – по г. Можайск (Московская область). Переславль-Залесское викариатство Местопребывание – в Никитском Переславль-Залесском монастыре. Упразднена 03.03.1753. Возобновлена 14.10.1862. Московское викариатство. Упразднена 16.01.1918. Возобновлена 17(30)11.1919. Титулярная до 1987 г. Именовалась: Можайская и Волоколамская; с 14.10.1862 – Можайская. 16.02.1746 03.03.1753 04.11.1862 16.06.1866 Савва Тихомиров 07.08.1866 17.12.1877 Игнатий Рождественский 15.01.1878 06.04.1878 Амвросий Ключарев 30.04.1878 22.01.1883 Алексий Лавров-Платонов 20.02.1883 04.05.1885 Мисаил Крылов 30.06.1885 11.01.1892 Александр Светлаков 02.02.1892 20.08.1899 Сщмч. Тихон Никаноров 10.10.1899 01.12.1904 Парфений Левицкий 02.01.1905 15.02.1908 Серафим Голубятников 09.03.1908 02.05.1914 18.05.1914 16.01.1918 Сщмч. Димитрий Добросердов 30.11(13.12)1919 09(22)11.1920 Сщмч. Димитрий Добросердов, паки 09(22)11.1920 02(15)11.1923 09(22)12.1925 26.03(08.04)1926 09(22)11.1933 10(23)03.1934 Иоасаф II Шешковский-Дрылевский 10(23).03.1934 16(29)09.1937 01.1936 04(17)07.1936 18(31)05.1942 18(31)05.1942 11.1942 11(24)01.1943 11(24)08.1943 Димитрий II (в сх. Лазарь) Градусов 01(14)05.1944 31.12.1959 13.01.1960) 25.03(07.04)1960 27.03(09.04)1962 27.03(09.04)1962 22.07(04.08)1963 28.03(10.04)1970 16(29)07.1986 28.08(10.09)1987 31.08(13.09)1987 в/у Григорий Чирков 31.08(13.09)1987 Можайская, григ. Основана в 1925 г. Именование – по г. Можайск (Московская область). Московское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Упразднена в 1938 г. 09(22)12.1925 – Борис Рукин Иувеналий Зиберт Филарет Можайская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Можайск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1935 г. 1922 Иннокентий Бобцов (1926) 08.1934 Николай Новоселов 12(25)03(??).1934 22.11(05.12)1935 2737 Первая дата: ААО. Т. 1. С. 232. «...Хир. 30 марта 1745 г. во епископа, без наименования града, наименован 16 февраля 1746 г. Можайским и Волоколамским...» (Н.Д. Иерархия... С. 364). В ряде компетентных источников Серапион (Лятошевич) «...показан хиротон. во епископа Боголюбовского. Из указа Св.Синода ... видно, что Преосв. Серапион, был хиротонисан непосредственно во епископа Можайского.... Из дел же Св. Синода видно, что епископ Серапион хиротон. без означения града ... что не канонично...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статистика Платон (Рождественский), архиеп. Митрополит Платон (в миру — Порфирий Фёдорович Рождественский; 23 февраля 1866, Курская губерния — 20 апреля 1934, США) — епископ Русской Церкви; с 1921 управляющий Северо-Американской епархией; с 1924 вне общения с Московским Патриархатом. Был трижды отрешён от своей должности: Патриархом Тихоном в 1924, Архиерейским Синодом в 1927, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1933; второе из них было снято посмертно 13 сентября 1934. Биография В 1886 окончил Курскую духовную семинарию. С 1887 — иерей на приходе. В 1891 — овдовел и поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В 1894 — принял монашество В 1895 — окончил Киевскую духовную семинарию со степенью кандидата богословия, профессорский стипендиат. С 1896 — исполнял должность доцента. В 1898 — магистр богословия (тема диссертации — «Древний Восток при свете Божественного Откровения»). С 1898 — помощник инспектора, инспектор, экстраординарный профессор КДА, архимандрит. С 1902 — ректор Киевской духовной академии. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 1906 — издавал журнал «Церковь и народ» В 1907 — член Второй Государственной Думы. С 8 июня 1907 — архиепископ Алеутский и Североамериканский. В 1909 — присутствовал в Синоде. С 1914 — архиепископ Кишиневский и Хотинский. В 1915−1917 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Синода. 12 марта (25 марта) 1917 — лишён права распоряжаться грузинскими епархиями грузинскими автокефалистами, разорвашими общение с Русской православной церковью. С 13 августа 1917 — председатель Совета по укреплению веры, митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский. В 1917—1918 — Член Всероссийского Поместного Собора. Во время торжественного настолования Патриаха Тихона обратился к нему с приветствиями и вручил крест от Святейшего Синода. 14 января 1918 — избран на Херсоно-Одесскую кафедру 3-м Чрезвычайным Херсонским Собором. В 1920 — эмигрировал в США. В 1921 — Указом Патриарха Тихона назначен управляющим православными приходами в Америке.

http://lib.cerkov.ru/authors/1303

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Современное фото – А как пришло почитание этого христианского подвижника в нашу страну? – Почитание целителя Пантелеимона на Руси известно с конца XI века. Оно постепенно проникало из Византии и Западной Европы: стали появляться его иконы, росписи в храмах и обителях. Например, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде при входе есть большая фреска с изображением святого Пантелеимона и хранится икона с мощевиком-реликварием, привезенная с Афона. В 1862 году в Россию с Афона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря приехал иеромонах Арсений (Минин) с частицей мощей великомученика и объездил много городов нашей страны. Тогда проводились крестные ходы, совершались исцеления. После этого началось массовое почитание святого. В Москве была построена огромная четырехэтажная часовня целителя Пантелеимона на пересечении Никольской улицы с Лубянской площадью. В этой часовне находилась чудотворная икона, которую оставил афонский монах. К сожалению, в 1934 году часовню разрушили. Но икону, слава Богу, спасли. Сегодня она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. – Как почитание целителя Пантелеимона отразилось в русской культуре? – В 1866 году Алексей Константинович Толстой написал стихотворение «Пантелей-целитель». Государь Пантелей! Ты и нас пожалей, Свой чудесный елей В наши раны излей. Сергей Рахманинов создал на этот текст музыкальное произведение для хора. Оно почти не исполняется. Московский Синодальный хор вскоре предполагает заполнить этот пробел. У Чехова была маленькая нательная икона святого Пантелеимона в серебряной оправе – эту святыню ему подарил отец. Николай Гумилев в годы Первой мировой войны написал стихотворение «Видение», где к лирическому герою, который «лежал истомленный на ложе болезни», приходят целитель Пантелеимон и Георгий Победоносец – они приносят ему исцеление, ободряют его. В уста безмездного врача Пантелеимона поэт вкладывает такие слова: Бессонны твои покрасневшие вежды,

http://pravoslavie.ru/147624.html

Над притвором расположены просторные хоры с крестовым сводом. Солея высоко (на семь ступеней) поднята над уровнем пола. Обустройство интерьера продолжалось в 30-е годы. Нынешние иконостасы в храме – двухярусные, пространственной формы, разной стилистики. Центральный иконостас был осуществлен В. Шервинским из элементов, перемещенных из других храмов. По его эскизам были выполнены пристенные киоты с иконами. Роспись алтарной арки в 1932 году выполнил художник Юрий Рыковский. Восстановленный храм с одним престолом был освящен 19 сентября 1934 года архиепископом Иоанном Поммером. В 1936 году из закрытого Лиепайского Свято-Никольского (Морского) собора в Ивановский храм были перенесены многие ценные предметы церковного имущества - киоты с иконами, аналои, Голгофа, хоругви, паникадила. В последующие годы Латвийской Республики и наступивших после Второй мировой войны времен атеизма служившие в храме священники своими силами старались обустроить интерьер храма. Стараниями о. Серафима Шенрока в 60-е годы XX века была осуществлен ремонт интерьера, смонтированы иконостасы двух боковых приделов. Их перенесли сюда из других храмов: правый иконостас – из закрытого Христо-Рождественского собора, левый – из рижской снесенной церкви во имя иконы Всех Скорбящих Радости. В виду такого стечения обстоятельств интерьер храма не производит целостного впечатления. В 80-е годы XX века были установлены новые кресты на главах и возведена каменная отдельно стоящая колокольня, проект которой разработал архитектор П. Штокманис. Боковые приделы освящены во имя Казанской иконы Божией Матери и иконы " Всех Скорбящих Радость " . Источник информации: «Rgas dievnami. Arhitektra un mksla», Zintne 2007, стр. 508 – 519. В XVIII в. в Московском форштадте Риги начинается обустройство православных кладбищ: одно из них - Всехсвятское (по имени построенной здесь в 1774 г. часовни), а позднее, в 1815 г., деревянной церкви во имя Всех Святых. Указом Св. Синода от 28 июля 1851 г. Всехсвятскую церковь преобразуют в самостоятельный приход. В 1866 г. на кладбище строят деревянную часовню, которую освящают во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Разборка деревянной церкви, перевоз этих материалов на Ивановское кладбище, а также строительство старой деревянной церкви в обновленном виде велось всем миром. Храм возводился как единое целое с ранее существовавшей Иоанновской часовней. «...Построена в 1881 году тщанием прихожан. Перенесена из соседнего Всех-Святского прихода по постройке там каменного храма. Зданием деревянная в связи с колокольнею ...» - записано в церковной ведомости Иоанновской церкви за 1910 и 1912 гг.

http://sobory.ru/article/?object=08210

При пожаре, случившемся в слободе в конце мая 1859, здание пострадало мало и было вскоре приведено в порядок. Новыми работами в нем в 1886–1887 руководил И. П. Ропет. В это время были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт, главный неф украшен росписью. К столетию здания, в 1898, интерьер был полностью отреставрирован. Тогда же храм и сад обнесли кованой решеткой. Покровительницей Песков была храмовая местночтимая икона Рождества – ей по обычаю молились о помощи при родах и в воспитании детей. В 1901 после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. Кроме хороших образов XVIII века, в храме хранилась того же столетия серебряная утварь и четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи. В 1842 все престолы были украшены серебряными рельефами. Поскольку окрестное население было довольно бедным, храм многое делал для развития благотворительности. В 1856–1866 его священником был Александр Васильевич Гумилевский, который в 1863 создал приходское благотворительное братство со школой, приютом, богадельней и даже своей церковью (см. церковь вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА при Христо-Рождественском Александро-Иосифском братстве). В 1862–1891 на этой ниве усердно потрудился настоятель прот. Василий Матвеевич Маслов. Перед революцией в церкви настоятельствовал прот. Николай Григорьевич Смирягин. При нем в 1896 была открыта бесплатная столовая для бедных. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, летом 1934, через несколько месяцев после закрытия, ее разобрали, и на этом месте разбили сквер. Последний настоятель прот. Григорий Александрович Сербаринов был арестован и в 1938 расстрелян. Источник:  Святыни Петербурга Авторы Кобак Александр Валерьевич, Антонов Виктор Васильевич Церковь находится в самом центре Песков, по 6-й улице, между Слоновою и Дегтярною. Местность, известная ныне под именем Песков, заселена сравнительно поздно; заселение ее началось только с 1752 года.

http://sobory.ru/article/?object=34868

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Местом избрания Петроградского архипастыря был определен Казанский собор. Рано утром 24 мая литургию в нем совершили первенствующий член Святейшего Синода архиепископ Карталинский и Кахетинский экзарх Грузии Платон (Рождественский; 23 февраля 1866 – 20 апреля 1934), епископы Гдовский Вениамин и Нарвский Геннадий. Перед началом голосования, обращаясь к выборщикам, архиепископ Платон сказал: «Нужно избирать человека больших нравственных достоинств. Нынешнее время требует больших организаторских и административных талантов. Особенно нужен человек сильной воли, который в минуты испытаний мог бы постоять за свои мысли даже до смерти. Кто не чувствует в себе таких сил, тот должен сам устранить себя от избрания». В записках первого тура оказались имена 11 кандидатов. Из них были определены три, набравшие наибольшее число голосов. Первое место занял епископ Гдовский Вениамин, за которого было подано 699 записок. С большими отставанием от него шли архиепископ Финляндский Сергий (398 записок) и епископ Уфимский Андрей (364 записки). Всего было подано 1587 записок, из них 47 – признаны недействительными. При окончательном голосовании епископ Вениамин получил подавляющее большинство голосов – 976 из 1561 (62,5%). После торжественного объявления результатов своды храма огласились мощным пением: «Аксиос!». Затем архиепископ Платон приветствовал избранного и призвал духовенство и паству любить его и слушаться как отца. Епископ Вениамин осенил всех иконой Божией Матери «Знамение» и обратился с задушевной речью к своим избирателям. Он отметил, что «избрание в Казанском соборе для него особенно знаменательно потому, что здесь он получил посвящение в низшие чины диакона и священника. Он отдает себе отчет, что избрание в такие тревожные дни на высокий пост таит в себе гораздо больше тягостей, нежели радостей и почестей. Он принимает это избрание, так как видит в нем особое указание. 15 лет назад он был на Афоне и там у старцев спрашивал, следует ли принимать на себя обязанности, которые тяжелы и не по силам. Он получил ответ, что нельзя отказываться от всего, в чем можно видеть особое испытание. И он принимает на себя этот подвиг служения. Надеется, что народная любовь и вера восполнит его силы. Так он всегда смотрел на народ и еще со школьной скамьи обращался к нему, чтобы почерпнуть бодрость и веру в свои силы. И в зрелые годы он не смотрел на народ как на невежду. Напротив, посещая деревни, села, он видел, как горит здесь всем лучшим простая русская душа, и убеждался, что именно в народе таится подлинное училище веры и благочестия. С этими мыслями он и приступает к совместной работе с духовенством и народом» 580 . Затем владыка Вениамин долго благословлял всех присутствовавших в соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850-1851 гг. архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров. В 1886-1887 гг. архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю, молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы. Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по книгам XVIII века. Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856-1866 гг. его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство со школой, приютами для мальчиков и девочек, общежитием для сирот и воспитанников приюта, богадельней и даже своей церковью. 22 октября 1896 года братство открыло бесплатную столовую для бедных. Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер. http://piters.in/nohram Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=34868

183       Архиепископ Иоанн (Разумов). Патриарх Сергий и его значение в истории Русской Православной Церкви. Машинопись. Псков. С. 319. 184        Владыка Нестор был лично знаком с Патриархом Варнавой. Около 1934 г. Предстоятель Сербской Церкви вручил архиепископу Нестору драгоценный дар для Скорбященского храма в Харбине – гробницу со святыми мощами святителя Арсения I ( 1266), архиепископа Сербского. Перу Владыки принадлежит изданное им «Житие святителя Арсения» (Харбин, 1934) и акафист Святителю, «одобренный к служению Патриархом Сербским Варнавой». После отъезда в Австралию архимандрита Филарета (Вознесенского) Камчатское подворье и Дом Милосердия были закрыты 23 февраля 1962 г. Во время последовавшей затем «культурной революции» в Китае было уничтожено большинство храмов, исчезли многие чтимые святыни. Известна фотография «Перенесение мощей святителя Арсения Сербского в Харбине, 31 мая 1965 г.» (Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае (1900–1997 гг.). М., 1998. С. 159, 160). 185        Маевский В. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Т. 2. Нью-Йорк, 1966. С. 155. 188        Епископ Платон Чигиринский (Рождественский, 23.2.1866–20.4.1934) – овдовевший сельский священник (поступил в Киевскую Духовную Академию в 1891 г.), пострижен в монахи в 1894 г. С 1902 г. – ректор Киевской Духовной Академии, 3.6.1902 хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, был настоятелем Киево-Братского монастыря. С 8.6.1907 – архиепископ Алеутский и Северо-Американский. С 1914 г. – архиепископ Кишиневский и Хотинский, в 1915–1917 гг. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Именно он благословил Великого Князя Николая Николаевича просить св. Императора Николая II об отречении. Участник Собора 1917–1918 гг. С 9/22.2.1918 – митрополит Одесский и Херсонский. В 1920 г. эмигрировал в США. В сентябре 1923 г. свт. Тихоном назначен управляющим Северо-Американской епархией с освобождением от управления Одесской и Херсонской епархией в России. Назначен на эту же кафедру Синодом Русской Православной Церкви Заграницей. С 16.1.1924 уволен свт. Тихоном от управления Северо-Американскими приходами, однако приказа не выполнил и продолжал управлять епархией. В 1923 г. объявил Американскую Церковь автономной. 16.8.1933 запрещен в священнослужении митрополитом Сергием. Скончался в расколе, не покаявшись. 19.4.1946, внимая просьбе паствы митрополита Платона, Святейший Патриарх Алексий разрешил совершать панихиды по митрополиту Платону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010