Встречаем Рождество правильно: 10 советов Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? 5 января, 2020 Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов). 1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения. Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени. Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше — в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром — вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

http://pravmir.ru/vstrechaem-rozhdestvo-...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Встречаем Рождество правильно: 8 советов Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).  На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник.  Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

  разделы   рассылка  распечатать Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений " Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития " . Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня, мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. " Для нас встретить Господа – значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем... Тогда ум будет занят единым Господом... В воле и совести запечатлеются заповеди Божии " , – так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь утром за Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений – и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство – одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: " Вы – тело Христово, а порознь – члены " (1 Кор. 12:27). " Таинство единства " и " союз неразрывного согласия " должны быть бережно хранимы, – призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://religare.ru/2_62368.html

< >< назад > Как питаться в Рождественский сочельник       Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).       В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.       В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать " с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти " . Как приготовить сочиво       По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.       1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.       Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.       Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.       Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

http://zavet.ru/book/rozhdp02.htm

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXXII Международных Рождественских чтений Служба коммуникации ОВЦС, 24.01.2024. 24 января 2024 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное пленарное заседание XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Утром Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, за которой молились участники Чтений, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. В Государственном Кремлевском дворце собралось свыше пяти тысяч человек: преосвященные архипастыри – члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета, главы митрополий, епархиальные архиереи; духовенство Русской Православной Церкви, представители Православных Поместных Церквей, члены Межрелигиозного совета России, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, руководители и представители федеральных и региональных органов власти, ректоры и представители свыше 250 российских и зарубежных вузов, директора и педагоги общеобразовательных организаций, приходские специалисты, деятели культуры. В числе участников форума были, в частности: постоянные члены Священного Синода – глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний; представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон.

http://mospat.ru/ru/news/91295/

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Рождественский пост " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь в Рождественский пост Евангелие от Луки 91 зач., 18 гл. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангельское чтение, в котором мы видели, созерцали очами веры, как юноша подошел к Иисусу Христу и спрашивал его: “что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Сама постановка вопроса очень интересная. А что человек может сделать чтобы наследовать жизнь вечную? Если человек совершает какие-то грехи, он не может эти грехи перекрыть добрыми делами. Например человек ехал на машине и сбил ребенка насмерть, а потом он построит детский дом и будет бесплатно кормить детей всю жизнь. Может ли человек таким добрым деянием перекрыть злой поступок? Конечно не может. И когда юноша спрашивает: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он как бы спрашивает: да, я понимаю, что жизнь вечная — это что Бог дает или не дает, но что я при всем этом должен делать? Вот такой характер его вопроса. Это был умный юноша. И Христос ему говорит: исполняй заповеди, и указывает на вторую скрижаль: почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради; то есть, когда мы хотим идти стезею исправления, то мы избираем стремление исполнять Божий закон. Но это не значит, что этим самым мы снимаем ответственность за прежде содеянные грехи. Человек, даже если он исправился всецело и изжил какие-то свои недостатки, что у некоторых людей происходит с годами, например, или когда они проходят через тяжелые обстоятельства, потрясения какие-то, но это все равно не решает проблему греха как такового. Потому что человек нуждается в чем-то большем, Божественном вмешательстве, когда Бог, который одинаково владеет и нашем будущем, и нашим прошлым, как и нашим настоящим, Он принимает волевое решение помиловать нас. Вот тогда человек оказывается спасенным. Апостол Павел так и пишет: спасение зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ro...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений Код плеера Livejournal Liveinternet 15 февраля 2009 г. 21:57 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник Сретения Господня , мы вспоминаем, как пророк Симеон и пророчица Анна удостоились встретить в Иерусалимском храме  Богомладенца Иисуса, в Лице Которого встретились Божество и человечество. «Для нас встретить Господа — значит воцарить Его над своим умом, над волей и над сердцем… Тогда ум будет занят единым Господом… В воле и совести запечатлеются заповеди Божии», — так писал святитель Феофан Затворник. Развивая данную мысль, можно сказать, что в согласии совести и воли, движимой любовью к ближним, заключается основа истинно христианского образа жизни. Этот образ жизни спасителен для людей всех возрастов и особенно важен для молодых людей, для юношества. Знаменательно, что именно к празднику Сретения приурочен в России День православной молодежи. Ведь нынешний праздник символизирует не только встречу Ветхого и Нового Завета, закона и благодати, но и встречу старости с юностью. Многие из вас молились здесь  утром за  Божественной литургией, в которой участвовали люди разных поколений — и умудренные многолетним опытом пастыри и педагоги, и представители православных молодежных организаций. Именно в Церкви, в соприкосновении с вечностью, созидается, живет и продолжается в наших молитвах духовная связь поколений и преодолевается пресловутая проблема конфликта между отцами и детьми. Эта связь поистине бесценна, ибо ни без мудрости и опыта пожилых, ни без дерзновения и энергии молодых Церковь не сможет исполнить свою спасительную миссию, не может быть внутренне едина. А единство — одно из сущностных, неотъемлемых свойств Церкви, согласно учению святого апостола Павла, который говорит нам: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27). «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия» должны быть бережно хранимы, — призывает нас священномученик Киприан Карфагенский.

http://patriarchia.ru/db/text/561166.htm...

Способность отличать добро от зла Проповедь в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было. Он был на Фаворе вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, а все остальные оставались внизу. И вот к ним подошел некий житель Галилеи с просьбой исцелить своего сына, который страдал тяжкой болезнью. Дух злобы бросал его, он бился о камни и телом, и головой, он терял сознание, он кричал, он действительно бесновался, он был, выражаясь нашим современным языком, человеком, неспособным к жизни в социуме, к общению с другими. Конечно, сердце отца обливалось кровью, и он обратился к ученикам — к тем самым, кому Господь, направляя на проповедь, дал власть изгонять бесов (см. Мф. 10:8). Но ученики не смогли изгнать беса, и тогда, как к последней надежде, отец обращается к Господу и Спасителю, когда Тот сошел с Фавора, и говорит Ему: «Ученики Твои не смогли сделать этого — прошу Тебя, исцели сына моего». И Господь выдвигает только одно условие — поверить, что Он может это сделать. Когда несчастный отец говорит: «Верю, Господи, помоги моему неверию», — значит, это неверие в какой-то степени еще оставалось в тайниках души. Наверное, трудно было представить отцу, что его сын исцелится во мгновение ока. Но он просит Господа, чтобы Тот помог ему преодолеть неверие, и тогда Господь исцеляет несчастного.

http://pravoslavie.ru/60824.html

С 26 по 29 января в столице России пройдут XXII Рождественские чтения на тему «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» 23 января 2014 г. 16:35 С 26 по 29 января 2014 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заключительный этап XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема Чтений, открывающих юбилейные торжества в честь 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». 23 января в ходе пресс-конференции в ИТАР-ТАСС о Чтениях представителям СМИ рассказали председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Чтения проходят в два этапа. С сентября 2013 года по январь 2014 года в более чем 50 епархиях и митрополиях Русской Православной Церкви в России, Украине и Белоруссии прошел региональный этап. В воскресенье, 26 января, заключительный, международный этап Чтений откроется Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужение возглавят Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Храм Христа Спасителя из Троице-Сергиевой лавры будет принесена специально написанная к празднованию 700-летия прп. Сергия икона с частицей мощей святого. По окончании Чтений икона будет пронесена по всем епархиям Русской Православной Церкви, чтобы каждый имел возможность поклониться святыне. За Литургией будет оглашено Послание Святейшего Патриарха и Священного Синода к 700-летию преподобного Сергия и освящены памятные патриаршие хоругви с изображением Преподобного, которые будут направлены в митрополии и епархии Русской Православной Церкви. В понедельник, 27 января, в 11.00 в Государственном Кремлевском дворце Блаженнейший Патриарх Иоанн Х и Святейший Патриарх Кирилл откроют пленарное заседание Чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/3534966.ht...

В период XXIII Международных Рождественских образовательных чтений Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил архимандрит Ириней (Стинберг), директор Института православной теологии имени Святых Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско (США) Западно-Американской епархии РПЦЗ. По благословению настоятельницы Зачатьевской обители игумении Иулиании «Монастырский вестник» публикует беседу архимандрита Иринея с сестрами монастыря. Игумения Иулиания: По благословению Патриарха Вы, дорогой отец Ириней, приехали к нам на монашеский симпозиум, чтобы поделиться своими мыслями и мыслями святых отцов о Божественной литургии. «О Едином на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» – так назывался Ваш доклад. Вся наша монашеская жизнь строится вокруг Божественной литургии. Мы живем от одной Литургии до другой, и сегодня Господь сподобил нас вместе помолиться. Мы очень рады, что Вы приехали к нам из далекой Америки, из Сан-Франциско, из храма Святителя Тихона Задонского, в котором служил и при котором жил святитель Иоанн Сан-Францисский. Святителя Иоанна почитают во всем мире, к Вам все время стекается народ… Мы были бы очень благодарны Вам, если бы Вы смогли приоткрыть нам какие-то моменты, связанные с жизнью и со служением владыки Иоанна. Архимандрит Ириней: Вначале я хочу сказать большое спасибо Вам, матушка, за приглашение в Россию, в монастырь. Когда мы приступили сегодня к Божественной литургии, кажется, я слышал ангелов, которые и сейчас поют здесь. Не забывайте, что каждый день не только Христос и Богородица, но и все Ангелы – с вами. Такова наша трудная, но радостная монашеская жизнь. Как сказала матушка, я действительно служу в храме Святителя Тихона Задонского. Именно в этом маленьком приходе жил и молился святитель Иоанн Сан-Францисский. В Сан-Франциско уже десять приходов и два больших собора, но этот приход самый-самый маленький. С виду это обычный маленький домик, только внутри в свое время все было переделано под церковь. Я думаю, что у нас единственная церковь в мире, где алтарь и Горнее место находятся там, где раньше был расположен старый камин. Именно в этом доме святитель Иоанн работал и молился каждый день.

http://pravoslavie.ru/77324.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010