Одной из особо чтимых святынь храма считалась икона Святого Пантелеймона. Еще здесь была икона Покрова Божией Матери, которую чтили как чудотворную (особенно к ней прибегали во время моровых поветрий), образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» и Святителя Николая (древнего греческого письма). В начале XX века церковь капитально реконструировали по проекту архитектора Михаила Ловцова; в 20-х г.г. её снесли. 1857 год. Храм Рождества Христова за р. Лопанью (архиепископ Филарет). По актам Куряжского монастыря видим: а) в 1678 г. братчина Рождества Христова; б) в 1713 г. «Отца Григория Ивановича, попа Харьковской Рождественской церкви». По переписям приходов 1724 г., при храме Рождества Христова два священника Андрей и Феодор. В 1722 г. построен был новый храм Рождества Христова. Итак, первый храм сего имени основался не позже 1655 г. По фамильной летописи г. Квиток «Февраля с 12 на 13-е (1731 г.) в полночь преизрядная церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью згорела». После сего новый храм освящен был по указу 1735 г., а разрешение о построении его было дано еще в мае 1732 г. Каменный, ныне существующий, храм Рождества Христова освящен в 1783 г.; в 1801 г. построены колокольня и в ней теплый храм Сретения Господня. В недавнее время в главном храме устроен новый иконостас старостой купцом Федором Пономаренковым (в 1824 г.); четыре местные иконы обложены сребренными вызлащенными ризами - даром почетного гражданина Козмы Никитича Кузина; чугунный пол куплен старостою Федором Базилевским (в 1818 г.). Икона Покрова Божией Матери служит предметом особенного благоговения прихожан, вера не бесплодно обращалась к сей иконе во время холеры. Из священников сей церкви, кроме упомянутых, известны: Алексей Бородаев и Иаков - строители третьего (1735 г.) деревянного храма. Первый известен еще и потому, что актом 1729 г. он пожертвовал «на начинающияся в городе Харькове школы и монастырь для вечнаго богомолья и в поминовение кревных свою леваду с вышневым садом на Ольшанском шляху», смежную с землей Ивановки.

http://sobory.ru/article/?object=48455

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

В 1810-1823 гг. в селе была построена новая, каменная церковь Рождества Христова с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и св. апостолов Петра и Павла. Рождествено перешло в наследство дочери графа И.П. Кутайсова Надежде Ивановне – жене князя Александра Федоровича Голицына, впоследствии действительного тайного советника. В 1834 г. Рождествено с деревнями принадлежало княгине Надежде Ивановне Голицыной. В это время в селе было 139 дворовых. Большое их число объясняется тем, что в эту категорию перевели значительную часть крестьян того же села. Собственно крестьян в селе было: мужчин – 284, женщин – 318. Илларион Николаевич Толстой организовал в 1868 г. первую школу в селе. Под нее Толстые пожертвовали каменный дом и единовременно на «обзаведение» 100 руб. В 1889 г. в доме священника была открыта церковно-приходская школа и небольшая больница для местных жителей. В ней учительствовали все члены семьи местного священника Василия Стогова. Кстати, в этих стенах нашла приют и первая открытая в здешних местах советская школа. Потомки Василия Ивановича Стогова передали дорогие для музея храма фотографии, которые теперь составляют часть альбомов, посвященных его истории. В краеведческих книгах найдено описание быта приходской школы, заметки о том, как детки учились, откуда было пропитание: «Хлеб свой, а горячее – от попечителя». По данным 1924 г. в селе числилось 140 крестьянских хозяйств, в которых проживали 340 мужчин и 414 женщин. В селе имелись изба-читальня, крестьянское товарищество по совместной обработке земли, пункты по торговле мелким сельскохозяйственным инвентарем и поросятами. Действовала школа 1-й ступени, бывшая церковно-приходская (68 учеников). Храм закрыли в 1938 году. Сын Василия Стогова Александр, предпоследний настоятель храма Рождества Христова, был сослан в 1930-е годы в Новосибирск. Когда он вернулся, церковь была уже разрушена. Последним священником храма был Сергей Беляев. Его незаконно арестовали в ноябре 1937 года. После этого церковь была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=24129

Христорождественская в Чулковой слободе. Приход этой церкви находится в Чулковой слободе, отделяющейся от города р. Упою и Сызрано-Вяземскою ж. д. Чулковская слобода, как видно из писцовых книг 1627, 28 и 29 гг., была вотчиною гг. Чулковых и называлась селом Рождественским, а Чулково тож. Селом Рождественским слобода эта называлась несомненно по храму во имя Рождества Христова, а Чулковой по фамилии своих владельцев. Таким образом приход Чулковский существовал уже в XVII-м столетии. Первоначально прихожане его состояли из вотчинных крестьян гг. Чулковых. В ст. в состав его входили крестьяне дер. Комарок помещиков Ивашкина и Мансурова, и крестьяне – заводские работники Акинфия Никитина Демидова. В начале ст. к приходу причислены крестьяне г. Нарышкина, приписанные к тульскому оружейному заводу и поселенные близь чулковой кладбищенской церкви. Посадские обыватели составляли незначительное количество в приходе. До 1864 г. прихожане этой церкви жили не в Чулковой только слободе, но рассеяны были и по другим частям города. В 1864 г. жители Чулковой слободы были разделены между 3-мя церквами этой слободы: Христорождественской, Донской и Димитриевской кладбищенской. Прихожан числится в настоящее время в приходе 1390 м. п. и 1411 ж. п.; между ними есть раскольники в количестве 31 м. п. и 25 ж. п. Какой был первоначальный храм в приходе – каменный или деревянный и на том же ли он месте стоял, где находится настоящий, сведений не сохранилось. Ныне существующий храм во имя Рождества Христова, как видно из клировых ведомостей, построен в 1732 г. тщанием прихожан. В 1769 спустя 16-ть лет по открытии мощей св. Димитрия Ростовского, „иждивением прихожан и вкладчиков " устроен был придельный храм во имя этого святителя. В 1816 г. на средства церкви и доброхотных дателей устроен новый придельный храм во имя свв. Бориса и Глеба. Побуждением к этому служило желание несколько увеличить объем церкви, сделавшейся малопоместительною. В 1821 г. придел Димитриевский был перестроен заново, так как он обветшал и не был в должной симметрии с Борисоглебским приделом. В последующее время производились поновления в храме, не имевшие капитального характера. Из икон храма отличается древностью: образ Рождества Христова, по преданию, бывший местным еще в деревянной церкви; а особенным чествованием, как чудотворные иконы, пользуются иконы: Корсунской Божией Матери и св. Дмитрия Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=01484

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Как питаться в Рождественский пост? Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. — Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/

Эта проблема сильно беспокоила и Тамбовского епископа Палладия (Раева). Отказав в 1876 г. в разрешении на ремонт квартир смотрителя училища и его помощника, пока не будет решен вопрос с общежитием, Преосвященный Палладий подтолкнул липецкое духовенство к принятию предложения Трунцевских. По воле Владыки Палладия в обширный дом Трунцевских были переведены учебные комнаты училища, а общежитие разместили в старом здании. На втором же этаже дома на Лебедянской по воле завещателей был устроен храм во имя святой Софии, которая, по словам Владыки Палладия, должна была «...хранить питомцев школы, как и своих детей». Св. мученица София являлась ангелом Софьи Николаевны Трунцевской, принимавшей самое горячее участие в открытии училищной церкви. В церкви был устроен иконостас следующего размера: ширина — 9 арш. 14 верш, и высота — 5 арш., что позволяет судить о размерах училищного храма. Первым священником училищного храма св. Софии в новом здании был назначен 5 октября 1876 г. Иоанн Михайлович Рождественский, бывший до этого помощником смотрителя Липецкого духовного училища. В 1876 г., согласно собственному желанию и предложению депутатов Липецкого училищного округа, Иоанн Михайлович Рождественский был определён в священника во вновь устраиваемую при училище церковь. Торжественное освящение Софийской церкви состоялось 15 января 1877 г . Его совершил ректор Тамбовской духовной семинарии протоиерей Димитрий Самбикин в сослужении протоиерея Христорождественского собора Иоанна Несмелова, священника училища Иоанна Рождественского и членов училищного правления от духовенства — священника Покровской церкви Симеона Пескова и соборного священника Павла Березина. Накануне священником Павлом Березиным было совершено всенощное бдение «обновлению храма (13 сентября) и св. Софии». Церковь и прилегающие к ней комнаты были переполнены молящимися, так как многие липчане, знавшие об этом торжестве, желали присутствовать на освящении. Из-за опасения тесноты в церковь всех не впускали, и многие желающие не попали внутрь. На литию и величание выходили ректор о. Димитрий Самбикин, протоиерей Иоанн Несмелов и священники — Иоанн Рождественский, Симеон Песков, Михаил Сеславинский и Андрей Назарьев. На клиросе пели хоры Христорождественского собора и училища под управлением помощника смотрителя и самого смотрителя.

http://sobory.ru/article/?object=43354

У храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна vk fb tw ok @ g+ lj А бывают вертепы и изо льда Екатерининский собор в Царском Селе Фото: aquaviva.ru vk fb tw ok @ g+ lj Новая для нас традиция – вертепы с настоящими животными Первый такой вертеп появился в Пятигорске в 2013 г. у Кафедрального собора. Что интересно: овечки ложились все время у ног фигурки Младенца-Христа Фото: blago-kavkaz.ru vk fb tw ok @ g+ lj Вертепы с животными очень нравятся детям Софийский собор, Царское Село Фото: mitropolia.spb.ru vk fb tw ok @ g+ lj Обитатели вертепов – овечки, козы, коровы Софийский собор, Царское Село Фото: aquaviva.ru vk fb tw ok @ g+ lj И ослики. Вертеп в Одессе, на Дерибасовской vk fb tw ok @ g+ lj Есть даже маленькие ягнята Вертеп на улице Дерибасовской, Одесса, Украина vk fb tw ok @ g+ lj Вертепы – это незабываемая атмосфера рождественских дней У Константино-Елениского собора в Костанае, Казахстан Фото: pravosakh.ru vk fb tw ok @ g+ lj Вертеп в Томске pravosakh.ru vk fb tw ok @ g+ lj Вертеп храма святителя Николая в Камышовой бухте, Севастополь Фото: crimea.orthodoxy.su vk fb tw ok @ g+ lj Тольятти, во дворе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского Фото: pravoslavie-tlt.ru vk fb tw ok @ g+ lj Михайло-Архангельский храм в Рубцовске Фото: altai.aif.ru vk fb tw ok @ g+ lj Лагерь беженцев в Ирбиле, Ирак Ни в коем случае в эти святые дни не будет забывать о тех, кому плохо. Этот вертеп был устроен в 2013 г. христианами, бежавшими от ИГИЛ, для своих детей. Фото: Мэтт Карди/Getty Images Рейтинг: 8.6 Голосов: 1272 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 5 декабря 2022, 01:27 Доброй ночи:) начинается подготовка к НГ и Рождеству… впервые хочу дома для деток сделать Рождественский вертеп… спасибо за чудесную подборку фото и статью… очень тронуло фото в мирном Киеве и Ираке…. Молимся о мире … Екатерина 22 марта 2016, 12:29 Рождественские вертепы одна из немногих традиций запада,которые мне, как православному человеку,-нравится. Это одно из приятных приготовлений и ожидания Рождества Христова! А как здорово делать вертеп вместе с ребенком, по ходу рассказывая о Событии Рождества! Вертеп с фигурками Святых, людей из Вифлеема и животных, можно расположить: в коробке, в ящике из-под фруктов и овощей, в деревенской печке, камине, на пне, и еще многом другом. Не забудьте положить фигурку Младенца только накануне Праздника Рождества, до этого же, Рождественские ясли - пустуют. Очень украшают вертеп, расположенные внутри его маленькие лампочки. С этим пожелаю всем приятного создания вертепа с детишками, своими руками и у себя дома.

http://pravoslavie.ru/89308.html

7 января в городском Доме культуры прошла Рожественская елка, участниками которой стали воспитанники православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского и ребята-подопечные отдела Социального служения «Всем миром». Всего на мероприятии присутствовало более пятидесяти детей. Павлодарская епархия В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Христова, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава совершил всенощное бдение и Литургию в Благовещенском кафедральном соборе города Павлодара. Вечером 7 января в Благовещенском кафедральном соборе Павлодара была совершена праздничная великая вечерня. По окончании поздравить жителей Павлодарского Прииртышья с великим праздником Рождества в главный храм Павлодарской и Экибастузской епархии прибыли представители руководства области и города — заместитель акима Павлодарской области Нуржан Ашимбетов и заместитель акима города Павлодара Ардак Досанов. По традиции, учащиеся воскресной школы Благовещенского кафедрального собора поздравили высоких гостей, духовенство и православных павлодарцев рождественскими песнопениями, после чего заместитель акима области и заместитель градоначальника вручили воспитанникам воскресной школы рождественские подарки. Карагандинская епархия 6 января, в канун праздника Рождества Христова, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан совершил всенощное бдение в Введенском кафедральном соборе города Караганды. В ночь с 6 на 7 января епископ Севастиан возглавил в Введенском соборе Литургию. По окончании Литургии архипастыря, духовенство и прихожан поздравили воспитанники воскресной школы Введенского собора. 7 января в Введенский кафедральный собор поздравить православных христиан с праздником Светлого Христова Рождества прибыл аким Карагандинской области Н.К. Абдибеков. 10 января в Русском драматическом театре им. К. С. Станиславского состоялся традиционный Рождественский концерт. Концерт открыло выступление сводного хора Карагандинской епархии, исполнившего тропарь праздника и рождественские колядки. В праздничной программе приняли участие воспитанники воскресных школ епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Предшественник Распятского храма - храм Рождества Христова на серпуховском Посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В.С. Фуникова в 1552 г. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники. В 1652 г. храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого ж года была выдана новая благословенная грамота на один престол - Рождества Христова. Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием - Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле.  Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе, и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили " мирским подаянием, Христовым именем " . Первоначальные постройки обители оставались деревянными. Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители храм Рождества Христова был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола. Несмотря на скромное состояние Новорождественской обители, ее храм был украшен с должным благолепием. Сохранилось достаточно подробное описание монастырской церкви 1704 г. Главной святыней храма Рождества (верхнего) был крест со святыми мощами, обложенный серебром и украшенный жемчугом. Иконы местного ряда также имели серебряные оклады. Деревянные резные детали иконостаса были вызолочены и посеребрены, а нижняя часть алтарной преграды с Царскими вратами расписаны красками. В алтаре за престолом находилась икона Богородицы в окладе с драгоценными каменьями, богослужебные сосуды были серебряные, водосвятные сосуды и паникадило - медные. Нижний храм, посвященный святому Пророку и Предтече Иоанну имел более скромное убранство - сосуды были из олова, но чтимые иконы местного ряда иконостаса " Рождества Христова с деянием, Иоанна Предтечи с деянием " украшены серебряной басмой.

http://sobory.ru/article/?object=02941

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010