Сельцо Казаново в 1646-58 гг. принадлежало боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Здесь была построена вновь церковь деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1656 г. написано: «прибыла в 1656 году вновь церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине боярина Михаила Салтыкова села Казанова, дани 9 денег, десятильничих гривна». Боярин Михаил Михайлович и кравчий Петр Михайлович Салтыковы купленную свою вотчину село Казаново с пустошими в 1658 г. променяли св. патриарху Никону в новый Иерусалимский Воскресенский монастырь. Церковь с 1678 по 1740 гг. писалась под Рузской десятиной «в вотчине Воскресенского монастыря». В переписных книгах 1678 г. значится «Воскресенского монастыря вотчина село Казаново, а в селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 1, Рузская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. В 2010 году в Волоколамском районе Московской области началось возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково (бывшее Казаново) в Волоколамском районе Московской области был построен в 1816-1824 годах. В 1839 году в семье диакона Феодора Касицына, служившего в этом храме, родился сын Дмитрий, будущий протоиерей Димитрий Касицын. О.Димитрий служил в Москве в храме святителя Николая в Толмачах, был главным редактором журнала " Душеполезное чтение " . Именно о.Димитрий отпевал П.М.Третьякова, создателя Третьяковской галереи. В 1921-1931 годах в Шитьково служил насельник Троице-Сергиевой лавры Филадельф (Мишин), будущий архимандрит. В 1931 году о.Филадельф был арестован и сослан сначала в Казахстан, а затем в Жданов (Мариуполь). О.Филадельфу посвящена глава в книге архимандрита Тихона (Агрикова) " У Троицы окрыленные " . В 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Во время войны храм пострадал от обстрела фашистской артиллерии.

http://sobory.ru/article/?object=09752

КАРПЕНСИОН. Монастырь Прусос. Мощи и икона: АРТА. Храм Св. Феодоры. Мощи: КАРДИЦА. Храм Успения. Мощи: мч. Василий Анкирский (IV в.) (глава). МОНАСТЫРЬ КОРОНА (к юго-западу от Кардицы). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СПИЛЕОТИССА (близ Кардицы): МОНАСТЫРЬ АГАФОНОС (30 км. к западу от Ламии, близ д. Ипати): МОНАСТЫРЬ АНДИНИТСАС (близ Ламии): Д. КСИНЬЯДА (29 км. от Ламии). Ксиньядский монастырь: МОНАСТЫРЬ ДУСИКУ (п-ов Магнисия, к востоку от Волоса; закрыт для женщин). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КСЕНИЯ (близ Волоса): ЛАРИСА. Кафедральный собор Св. Ахилия. Мощи: ТИРНАВОС. Храм Св. Апостолов. Мощи: Собор Панагия-Фанеромени. Мощи: МЕТЕОРЫ (скальные монастыри в 20 км. к северо-западу от Трикалы, близ Каламбаки). Монастырь Преображения («Большая Метеора»). Допуск посетителей – с 9.00 до 12.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме вторника (зимой – кроме вторника и среды). Мощи и икона: Монастырь Варлаама. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме пятницы (зимой – кроме четверга и пятницы). Мощи: Монастырь Св. Стефана. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме понедельника. Мощи: ЯНИНА. Храм Св. Георгия: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО (18 км. от д. Литохоро, на горе Олимп; закрыт для женщин): НАУСА, к северо-западу от Верии. Храм Пресвятой Богородицы. Мощи: МОНАСТЫРЬ КАЛИ-ПАНАГИЯ (4 км. от Верии): МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (10 км. от Верии). Мощи: КОСТАНЬЯ, между Верией и Козани. Монастырь Панагия-Сумела: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАВРИОТИССА (3 км. к юго-востоку от Кастории; не действует): МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (между д. Клисури и Варико, близ Кастории). Мощи и икона: Д. ОМОРФОКЛИСЬЯ (21 км. к северо-западу от Кастории). Храм Св. Георгия: ГУМЕНИСА (ном Килкис, к северу от Яницы). Монастырь Панагия-Гуменисса: САЛОНИКИ. Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники) . Мощи: Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) . Мощи: Храм Св. Софии. Мощи: Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) :

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Богородицы постоянно горит лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь. В 2008 году к церкви были пристроены приделы в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского. Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители. Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег». Информация с сайта Серафимо-Дивеевского монастыря Летом 1829 года строительство церкви во имя Рождества Христова закончилось. Этот храм был пристроен к колокольне Казанской церкви с западной стороны и предполагался сперва одноэтажным, на высоком фундаменте. Однако сразу после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М.В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: " Сына Моего почтил, а Меня позабыл! " Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли нам это исправить; нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то и храм в честь Рождества Его Матери должен получиться. Когда был готов подкоп и Михаил Васильевич стал по мерке, данной батюшкой Серафимом, вымеривать подкоп, то он пришелся как раз по этой мерке. Мантуров поехал доложить об этом батюшке. Радостно, в восхищении благодарил его старец и благословил строить эту новую церковь. Свод потолка был пологим и низким и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Но Батюшка, услышав от Мантурова об этом, «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: «Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая " .

http://sobory.ru/article/?object=16529

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Михалицкий Богородицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Расположен на ул. Молотковской Великого Новгорода. В настоящее время от монастыря сохранились две постройки: церковь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезная с церковью Михаила Малеина. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице построена в 1379 году на месте деревянной церкви, построенной по заказу княгини Феодосии - матери Александра Невского. Перестроена капитально в конце XVII века. Сегодня это действующий Древлеправославный храм (старообрядческая церковь ). В 1989 году передан старообрядческой общине ДПЦ. Церковь Рождества была построена при Михалицком монастыре в конце XII в. по заказу княгини Феодосии. Существует несколько версий относительно названия монастыря. Некоторые считают, что он назывался Михалицким от названия территории, на котором построен, другие же считают, что, наоборот, местность стала называться так именно из-за монастыря. Согласно легенде, записанной в Новгородской летописи, в древние времена местность эта была пустынной и малозаселенной. Как-то мужик шел по этому месту и, будучи пьяным, упал и заснул. В руке у него была просфора. На запах хлеба сбежались голодные собаки и растерзали бы мужика, однако внезапно вспыхнувший ниоткуда огонь отогнал их. Прохожие, оказавшиеся свидетелями этого происшествия, рассказали обо всем архиепископу, и он велел поставить на этом месте церковь. Местность возле монастыря стала привлекать к себе людей. Сюда переселились оружейные мастера монетного двора и кузнецы, были открыты кузнечные мастерские. Улицу стали называть Молотковской, от слова «молот». Позже монастырь получает название " Молотковский " . Каменная церковь Рождества Богородицы была сооружена в 1379 г., после разрушительного пожара, который уничтожил прежнюю деревянную церковь. Однако в новгородских летописях в связи с этим храмом упоминаются ещё 1555 и 1556 г.г. Вероятнее всего, что эти записи относятся к каменной церкви Михаила Малеина с трапезной и колокольней. До настоящего времени монастырь не сохранился. Остались только здания двух церквей: Рождества Пресвятой Богородицы и Михаила Малеина. Это старообрядческие церкви, принадлежащие к Новгородской Старообрядческой Поморской общине.

http://sobory.ru/article/?object=00342

Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свт. Василий исцеляет больных Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Св.Иоанн Креститель Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Прп. Сисой Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма Монастырь Свт. Василия Остожского. Внутренняя роспись храма. Свмч. диакон Аввакум Биелина. Дерево с нерукотворным образом Спасителя Монастырь Драгалевац В селе Верхний Драгалевац находится монастырь во имя святого архангела Гавриила. Когда-то в этом местечке было несколько деревянных церквей, первая из которых появилось в начале XIV века. Нынешний, каменный, храм – уже четвертый по счету. В монастырском дворе находится камень из алтаря, найденный в 1992 году, на котором указана дата – 1310 год. Современный храм был освящен на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1909 года митрополитом Евгением (Летицей). Монастырский храм посвящен апостолам Петру и Павлу. Помимо церкви в монастыре сохранился старинный дом, служивший монастырским корпусом еще во времена турецкого владычества. Сейчас рядом с церковью расположены новые приходской дом и монастырский корпус с зимней церковью. Капелла расписана фресками мастерами из мастерской Петра Билича из Белграда в 2004 году. Решение об образовании здесь женского монастыря было принято в 1985 году. Монастырь Драгалевац. Престольный праздник Монастырь Драгалевац. Алтарь Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Драгалевац. Во время Божественной литургии Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. Епископ Зворницко-Тузланский Василий совершает священническую хиротонию Монастырь Драгалевац. Божественная литургия. " Аксиос " Монастырь Драгалевац. Божественная литургия Престольный праздник в монастыре Драгалевац Престольный праздник в монастыре Драгалевац. Дети отца Зорана

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery68....

Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов: 1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее. Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.

http://sobory.ru/article/?object=04994

После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

В конце XVI века в каменной крепости города Путивля был сооружен храм, который принадлежал Молченской Пустыни и являлся ее городским подворьем " по примеру знатнейших русских обителей " . В 1591 году игумен Молченской Пустыни Пафнутий приобрел в Путивле " осадный двор”, на котором построил церковь святых мучеников Флора и Лавра. В 1602 году игумен городского подворья Илия сообщил в Москву " , что " строится в Путивле Государева Богомолья Рождества Пречистой Богородицы общежительный новый монастырь " . Вскоре городской монастырь стал самостоятельным Путивльским монастырем, который присвоил себе полное название древней Пустыни - Молченский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы. В 1592 году крымские татары своими опустошительными набегами на земли Рязанские, Каширские и Тульские разорили окрестности Путивля, в особенности Молченскую Пустынь. Не успев оправиться от татарского погрома, Молченская Пустынь в 1605 году была разграблена и опустошена поляками. Все иконы, церковная утварь Молченской Пустыни были переправлены в городской Путивльский монастырь. В 1605 году древняя Молченская Пустынь была фактически упразднена. Ее городское подворье обрело статус самостоятельного Путивльского монастыря, который стал называться Большим Молченским. После упразднения Молченской Пустыни на том же месте была построена деревянная церковь (на месте старой) в честь Рождества Пресвятой Богородицы Печерская. В 1630 году на месте деревянного храма был построен каменный Рождества Пресвятой Богородицы Печерской храм. Туда же была перенесена в числе других святынь чудотворная икона Богородицы Молченская, которая до сих пор пребывает в этом монастыре. В 1656 году происходит важное событие в судьбе древней Молченской Пустыни: настоятелем становится старец Софроний, имя которого впоследствии получит возрожденный древний монастырь. Известно, что в миру Софрония звали Стефаном Батоврином, родом из Путивля, происходил из славянского купеческого рода. По оценке современников, Софроний был " старец строгой жизни, предприимчивого характера и решительный " .

http://sobory.ru/article/?object=13952

Основываясь на этой публикации и документах Вотчиненой церкви, хранящихся в архивах Вологды, Великого Устюга и Сыктывкара, составлен данный очерк. В 1596 году в погосте Вотча было три церкви: Рождества Пресвятой Богородицы, святомученников Флора и Лавра, святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 23 июня 1599 года от удара молнии церковь святого Афанасия и Кирилла Александрийских сгорела. Вместе с ней сгорели сотные книги Сысольской земли, государевы и земские грамоты, а также городовые Запасы. В 1616 году жители возводят новую церковь в честь тех же Афанасия и Кирилла. В 1718 году они ходатайствуют о построении новой церкви Фрола и Лавра. По благословлению епископа Вологодского и Тотемского воздвигнута. Но и она просуществовала недолго. В 1773 году жители воздвигают новую церковь во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских с приделом в честь великомучеников Фрола и Лавра. К тому времени церковь Рождества Пресвятой Богородицы прохудилась, и в 1790 году здесь воздвигают новую церковь того же имени. Она просуществовала до 1829 года, когда с благословения Онисифора, епископа Вологодского и Тотемского, было завершено строительство каменных церквей: двухэтажная Рождества Пресвятой Богородицы и другая - Афанасия и Кирилла Александрииских с приделами во имя Святого Тихона Амафунского и святомученников Флора и Лавра. В 1834 году на месте бывшей Стефановской пустыни (ее уже не было в 1764 году) воздвигнута каменная одноэтажная церковь во имя Стефана Пермского и освящена в 1842 году. Эта кладбищенская церковь существовала до 1893 года и была разобрана из-за опасности разрушения свода. Во вновь построенные каменные храмы от прежних церквей и монастырей перешли образы святителя Стефана Пермского, Нерукотворного Спаса, икона Иисуса Христа, Божьей Матери " Неувядающий цвет " , святителя Афанасия Александрийского, святой крест. cbs-sykt.ru В с. Вотча издревле существовал монастырь, основанный в конце XIV в. свт. Стефаном Пермским и упраздненный до 1739 года. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась пустыня Афанасия и Кирилла Александрийских, а также приходская церковь Пресвятой Богородицы, что в Вотчинской волости Яренского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=15146

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010