Рассказав об этом знамении патриарху Иову, священник испросил его позволения перенести храм на место, указанное иконой. Патриарх благословил намерения Григория, и вскоре церковь была перенесена. В 1640 году при храме, разграбленном от нашествия литовцев и поляков, поселился благочестивый старец Илларион. К отшельнику стали приходить люди, прося принять их под его руководство. Вскоре вокруг храма общими усилиями благочестивых пришельцев возникла обитель. Больше всех среди подвижников над устройством монастыря потрудился инок Лукиан, в честь которого пустынь и получила свое название. Святынями обители была древняя (XVI в.) явленная и дивно троекратно обретенная икона Рождества Пресвятой Богородицы и мощи св. Лукиана. При монастыре содержалась гостиница для паломников, кирпичный и изразцовый заводы, церковно-приходская школа. История Лукиановой пустыни начинается с события, которое произошло в 1594 году. В селе Игнатьеве, недалеко от Александровой слободы, был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по велению царя Феодора Иоанновича и по благословению Святейшего Патриарха Иова. Однажды священник этой церкви отец Георгий, войдя в неё перед началом богослужения, не обнаружил храмовой иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на усиленные поиски, икону найти не удалось. Однако через несколько дней один из местных жителей в ближайшем лесу обнаружил пропавшую икону. «И абие явися ему то дражайшее сокровище – святая Богоматере икона. Оле чудесе, стояща о себе, на воздусе…» Когда возвещено было об этом священнику и прихожанам, они поспешили к узанному месту, и воочию все увидели то, о чем поведал им человек, первым увидвеший чудо Божие. «Они же падше пред образом Пресвятые Богородицы со слезами молящееся на мног час». А затем икона с благоговением и страхом была взята, завёрнута в фелонь и отнесена обратно в храм. Через некоторое время всё повторилось вновь: необъяснимое исчезновение иконы из храма, появление её в том же пустынном месте и стояние «на воздусе». Икона во второй раз была возвращена в храм и вскоре снова явилась на пустынном месте. Тогда, посоветовавшись с прихожанами, отец Григорий обратился к святителю Иову, Патриарху Московскому с просьбой благословить перенесение деревянного храма из села Игнатьева на место чудесного явления иконы Пресвятой Богородицы. Благословение Святейшего Патриарха было дано, и храм и икона были перемещены на новое место. Во времена нашествия поляков церковь была разграблена и долго находилась в запустении. Крыша на ней прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповреждёнными. В середине XVII столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой Пустынью.

http://sobory.ru/article/?object=00571

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=03620

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов передал Его Святейшеству и всем участникам торжеств приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. От имени костромичей временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников поблагодарил Святейшего Патриарха за визит и преподнес макет Троицкого собора Ипатьевского монастыря. На молитвенную память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии. Епископу Ферапонту Предстоятель Русской Церкви вручил юбилейную панагию, изготовленную по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к активному содействию в возрождении православных святынь на Костромской земле временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении собора Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря генеральный директор ООО ИСПО «Костромагорстрой» Е.Г. Нагоров был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Костромской епархии генеральный директор ОАО «Строймеханизация» В.А. Яхонтов был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Самый ранний из Рождественских храмов был сооружен в первый период существования Ипатьевской обители. Так же как и все строения монастыря, он был деревянным. В 1564 году на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста была возведена в камне. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. К.А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4165594.ht...

Вручая митрополиту Меркурию памятную панагию в благодарность за трудны на благо Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «На каждом месте, куда Вас направляло Священноначалие, Вы трудились беззаветно, отдавая свои таланты, свое время, свои силы достижению тех целей, которые перед Вами ставились. Я могу об этом говорить с полным правом, потому что в каком-то смысле вел Вас по жизни от Вашего пострижения в монашество и пресвитерства до того сана, в котором Вы пребываете сейчас. Зная о Ваших возможностях и способностях, когда Вы были под моим прямым архиерейским руководством, я направлял Вас в самые трудные места, где нужно было открывать, защищать, строить храмы, преодолевать очень большие проблемы, связанные иногда с отрицательным отношением внешнего мира к церковным инициативам. По милости Божией Вы везде справлялись с этими задачами и исполняли возложенные на Вас послушания. Пусть Царица Небесная хранит Вас сегодня на высоком посту главы Донской митрополии. Кроме того, Вы возглавляете очень важный церковный департамент — Вы занимаетесь религиозным воспитанием детей. И от этого будет во многом зависеть будущее нашей Церкви. Пусть Господь споспешествует Вам на путях Вашего архиерейского служения. Желаю Вам доброго здоровья и любви Вашей паствы. Аксиос!» Для новых храмов Ростовской епархии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий.  Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды. Во внимание к трудам по восстановлению кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону были награждены: Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии. В 1795 году на площади Старого базара была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, а купол — деревянный. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

http://bronblag.ru/hrami/239 Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в селе Плетениха в 1686 году. Выше упоминаемое село просуществовало до середины 30-х годов 20-го века. В это время храм был закрыт, а село упразднено. Жители были расселены по соседним деревням. В настоящее время храм находится в пустынном месте, к которому ведет ухабистая проселочная дорога. На картах это место значится под названием «Рождественский погост», очевидно потому, что окружает его полузаброшенное кладбище. Ближайший населенный пункт – село Ждановское, до которого напрямую через лес 5 км, а по дороге – 15 км. Здание церкви является памятником архитектуры федерального значения. В настоящее время община верующих занимается оформлением документов для передачи здания в безвозмездное пользование. Богослужения совершаются в летнее время (два раза за лето) – водосвятный молебен. http://pleteniha.ortox.ru Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рожестино-Ждановском построена в 1686 г. в сельце Ждановском князем Алексеем Петровичем Прозоровским. «1684 г. декабря в 12 день бил челом святейшему патриарху Иоакиму кравчий князь Алексей Петрович Прозоровский, чтобы патриарх пожаловал благословить его, велел ему в подмосковной своей вотчине, в Ждановском стану, в сельце Ждановском построить церковь Рождества Пресвятой Богородицы и о том дать ему благословенную грамоту». В справке к той церкви земли, по челобитью кравчего князя А. П. Прозоровского, из Поместного приказа в 1685 г. января в 28 день, в казенный приказ вынесена память, за приписью дьяка Василия Федорова: «по указу великих государей и по заручной челобитной и по допросным речам кравчего князя Алексея Петровича Прозоровского, к той новопостроенной церкви Рождества Богородицы справлено из подмосковной его вотчины в сельце Ждановском попу с причетники на прокормление 10 четвертей в поле, а по сказке человека его Родиона Потапова, к той новопостроенной церкви в приходе будет двор попов, пономарев, вотчинников, 12 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских». 10 марта 1685 г. о строении той церкви святейшим патриархом благословенная грамота дана.

http://sobory.ru/article/?object=10603

В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда. Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г. http://volokblag.ru Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Казанове. Село Казаново в конце XVI ст. принадлежало боярину Степану Васильевичу Годунову; от него по данной 1596 г. оно перешло к жене Ивана Петрова сына Невежина, вдове Пелагее, потом к ее дочери Аксинье. В селе находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом праведного Евдокима, которая была уничтожена в начале XVII ст., вероятно, от литовского разорения. Когда и кем она была построена – неизвестно. В 1625-26 гг. Казаново, названное сельцом, с находившимся в нем церковным местом Рождества Богородицы по писцовым книгам Рузского уезда в волости Юрьевой слободе состояло за стольником Алексеем Ивановым сыном Полевым, по жалованной грамоте 1626 г., что ему досталось от матери его Аксиньи. В дозорных книгах пустовых церковных земель Рузского уезда 1628 г. описано: «в сельце Казанове был храм Рождества Пречистой, да придел праведного Евдокима в вотчине Алексея Полева, где был двор попов и причетников церковных дворцы и огороды…».

http://sobory.ru/article/?object=09752

10 октября в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл возглавил  хиротонию архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии (см. с. 3). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви выразил особую благодарность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию за многолетнее служение на благо Церкви. За заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием Святейший Патриарх удостоил владыку Ювеналия высшей иерархической награды — права служения с преднесением креста (в пределах Московской областной епархии). Предстоятель также подарил Его Высокопреосвященству крест и две панагии с памятной надписью. В дар собору Святейший Патриарх передал образ Царицы Небесной. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храм святых Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Далее  Предстоятель проследовал на Вокзальную площадь города, где возложил венок к памятнику воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В тот же день во Дворце спорта «Восток» Орехово-Зуева Святейший Патриарх Кирилл встретился с общественностью Московской области. Святейший Патриарх посвятил свое выступление проблеме сохранения фундаментальных ценностей, особо отметив роль трех основных институтов, обеспечивающих процесс их преемственности: Церкви, семьи и школы. 12 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, после чего ответил на вопросы журналистов, представлявших православные издания различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (см. с. 4). 12 октября Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками международного симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». В ходе беседы Предстоятель Русской Православной Церкви коснулся причин экономического кризиса и подчеркнул важность нравственной составляющей в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в ведении бизнеса.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

В самом начале Алтуфьевского шоссе, на территории бывшего села Владыкино, находится старинный храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ему уже минуло полтора столетия. 10 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский Кирилл совершил в храме Божественную литургию, а затем обратился к прихожанам с проповедью, в которой назвал храм во Владыкине " одним из самых замечательных в Москве " . Он также напомнил. что его история " связана с тремя патриархами - Никоном, Иоакимом и Андрианом " . Владыкино считается одним из самых древних сёл близ Москвы. Первым хозяином его был сын Александра Невского князь Даниил Московский. Правда, как оно называлось тогда, историкам неизвестно. Спустя 20 лет после смерти князя вотчина досталась некоему Протасию Вельяминову, служившему тысяцким у Ивана Калиты, и будущее Владыкино стало именоваться Вельяминовым. В 1619 году царь Михаил Фёдорович Романов подарил село герою освобождения Москвы от поляков князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, но вскоре оно перешло во владение к Ивану Ивановичу Шуйскому, который после падения Василия IV Шуйского, в 1610 году, попал в польский плен и был отпущен лишь в 1620-м году. Вернувшись в Москву, он возглавил Московский судный приказ, а вскоре взял в жёны Марфу Владимировну Долгорукову - сестру первой супруги царя Михаила Романова Марии Долгоруковой. Именно Иван Иванович Шуйский в 1627 году построил в своём имении первую деревянную церковь, освящённую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А называться Владыкиным село Вельяминово стало примерно с 1653 года, и тому имелась веская причина - эти места стали вотчиной патриарха Никона. Патриаршие приказные книги доносят до наших дней сведения о том, что не только Никон, но и патриархи Иоаким и Адриан останавливались здесь и не раз участвовали в Божественных литургиях, проводимых в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что весной 1690 года вместе с патриархом Адрианом в церкви молился император Пётр I. Предположительно, в начале XVIII века тогда ещё деревянный храм дважды совершил " путешествие " - сначала строение перенесли с левого берега реки Лихобоки на правый, а затем вернули назад, где и по сей день стоит его каменный потомок. Это, кстати, уже второй храм. Первый построил в 1770 году граф Кирилл Григорьевич Разумовский, но простоял он менее ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=03620

В настоящее время ведется сбор пожертвований на изготовление постоянных иконостасов и внутреннего убранства храма. 24 октября 1998 года Епископ Димитрий совершил Великое освящение старого храма (ул. Титова д.3) в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1995 году началось строительство Храмового комплекса, расположенного по адресу: г. Югорск ул. 40 Лет Победы д.19, который включает в себя Крестильный храм в честь Иоанна крестителя и митрополита Иоанна Тобольского, основной храм в честь преподобного Сергия Радонежского и дом Причта. В мае 2001 года Его Высокопреосвященством, Архиепископом Тобольским и Тюменским был освящен крестильный храм Иоанна крестителя и митрополита Иоанна Тобольского. 12 августа 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено Великое освящение новосооруженного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. 2 октября 2001 года новое здание храма было принято в эксплуатацию на основании акта выполненных работ. В настоящее время на Приходе существует библиотека, которая была открыта в 1998 году. Источник: сайт Ханты-Мансийской епархии История православия Югры продолжается делами епархии. В древнем граде Берёзов освящён храм. В первом поселении Югры, тогда ещё Коды, где появился первый в Западной Сибири построенный казаками в начале 17 века Божий дом во имя Воскресения Христова. А храм Рождества Пресвятой Богородицы начал строить в Берёзове в 1729 году светлейший князь Александр Меньшиков, сосланный в далёкое сибирское село. Рассказывают, что он лично участвовал в строительных работах, а потом каждодневно вместе с детьми молился в храме. Деревянную церковь перестраивали в каменную, был в Берёзове даже монастырь с викарным епископом, но ни один из храмов освящён не был. Было две попытки, но по разным причинам освящение не состоялось. Теперь 23 сентября 2012 года вошло в историю православия Югры, пишет которую сегодня Ханты-Мансийская епархия, как день освящения храма Рожества Богородицы в Берёзово великим архиерейским чином. Совершил его Преосвященнейщий Павел, епископ Ханты-Мансийский и Сургутский вместе с благочинным Белоярского благочиния протоиереем Георгием Полевщиковым, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы иереем Феодором Максимовым, и иереем Сергием Белоцерковским. Кстати, по какой-то случайности в день освящения в посёлке случился энергетический коллапс - до обеденного времени ни в одном здании не было электричества, но это никоим образом не помешало провести чин великого освящения, ибо в алтаре храма Рождества Богородицы было в избытке света солнечного. И вот - забиты в храмовый престол гвозди, залиты воскомастихом, омыт престол специальными церковными водами и миропомазан в знак излияния благодати Божией, облачён вместе с жертвенником в одежды белоснежные, знаменующие его как гроб Господень и Престол Царя Небесного, окроплены святой водой и помазаны стены храма, обнесены вокруг него крестным ходом святые мощи и положены в престол алтаря.

http://sobory.ru/article/?object=11031

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010