Под 5 марта память убиенных иноков Снетогорского и Мирожского мон-рей встречается в 2 списках Пролога - РГАДА. Тип. 175 («Во тъ ж день убьение преподобнаго отца нашего Василья, игумена Святого Спаса, и иже с ним мних 27, и преподобнаго отца нашего Асафа, игумена лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 6в) и 179 («Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» - Л. 7г), переписанных псковичом Явилой в 1-й трети XIV в. Обращает на себя внимание расхождение между данными летописей и Прологов о числе убиенных иноков. Это известие сохранилось также в ряде списков т. н. 3-й редакции Пролога ( Фет Е. А. Новые факты и истории древнерус. Пролога//Источниковедение лит-ры Др. Руси. Л., 1980. С. 53-70). По сведениям митр. Евгения (Болховитинова) , в нач. XIX в. мощи И. почивали в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы бывш. Снетогорского мон-ря (упраздненного в 1804 и преобразованного в загородную резиденцию Псковского архиерея), «за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница, а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости» ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75). По-видимому, мощи И. были перенесены в каменную ц. Рождества Пресв. Богородицы вскоре после ее возведения в 1310-1312 гг. В кон. XIX в. над гробницей находилась икона И. и убиенных иноков. Ныне мощи И. покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (возможно, их перенесение состоялось в 20-х гг. XX в., когда шло уничтожение и переделка построек бывш. Снетогорского мон-ря). Имя И., как и имя прмч. Василия, отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX - нач. XX в. кончина И. ошибочно отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Павел (Доброхотов), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Фотография. 1892 г. «Выхлопотал разрешение» на устройство 2-этажного каменного архиерейского дома в Пскове (с 1804 Псковские владыки проживали в пригородном псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре ). Проект здания, составленный с.-петербургским инженером-архит. А. Ю. Новицким, был утвержден в янв. 1876 г. Получив указ Синода от 29 сент. 1878 г. о Высочайшем разрешении израсходовать 66 тыс. р. на эту постройку, приступил к организации работ. Новый архиерейский дом возвели на псковском подворье Псково-Печерского мон-ря, близ семинарии. В 1881 г. он был вчерне готов. С 23 янв. 1882 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский и (до 6 июня 1890) настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы мужского монастыря . При отъезде из Пскова оставил тиражи 8 своих сочинений по местной истории в Псково-Печерском мон-ре «для продажи желающим покупателям - с обращением вырученных денег в пользу обители». Прибыл в Петрозаводск 10 марта 1882 г.; по пути заехал и около недели провел в Свирском мон-ре. Управлял Олонецкой епархией в период контрреформ имп. Александра III Александровича , по случаю коронации к-рого 16 мая 1883 г. возглавил в Петрозаводске церковно-патриотический крестный ход. В нем участвовали начальник губернии с властями и чинами всех ведомств, учащиеся местных учебных заведений, войска и команда Александровского завода по цехам. Во время остановки у памятника имп. Петру I было возглашено царское многолетие и исполнен гимн. На молебствии 6 мая 1884 г., в день совершеннолетия цесаревича Николая Александровича (будущего имп. св. Николая II Александровича ), прочитал молитву собственного сочинения с коленопреклонением (Молебствие//Олонецкие ГВ. 1884. 33. С. 326) и через обер-прокурора Синода направил ему телеграмму с выражением «догробной преданности» от всего духовного ведомства (Там же. 36. С. 353). Трижды приветствовал в Петрозаводске вел. кн. Владимира Александровича (брата имп. Александра III) - при его посещениях губернии в 1884, 1885 и 1892 гг. С молитвенным участием епископа 15 июля 1884 г. осуществлена закладка и 30 авг. 1885 г. состоялось открытие памятника имп. Александру II Николаевичу в Петрозаводске (скульптор И. Н. Шредер; не сохр.). Памятник был освящен после архиерейской литургии в Александро-Невской ц. (ныне кафедральный собор Петрозаводской епархии) и крестного хода из нее на Соборную пл. (ныне пл. Кирова), совершенного по специально разработанному церемониалу. 21 окт. 1884 г. освятил обновленный Воскресенский (старый) кафедральный собор: в ходе ремонта в храме позолотили все 3 иконостаса.

http://pravenc.ru/text/2578485.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Е. преставился «лехко и дивно» ( Охотникова. 2007. С. 82), при кончине, по Житию в редакции свящ. Василия, от тела святого распространилось благоухание. Преподобный был погребен между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVI в. в Елеазаровом мон-ре на новом месте был возведен каменный собор во имя Трех святителей, мощи преподобного были перенесены в собор и погребены близ стены за правым клиросом, место захоронения Е. было утрачено после закрытия Елеазарова мон-ря в 1921-1923 г. (мон-рь возобновлен как жен. в 2000). В. И. Галко Сочинения Е. является автором монастырского Устава (опубл.: Серебрянский. 1908. С. 509-526) и завещания (опубл.: ААЭ. Т. 1. 108. С. 83). Устав был написан для Трехсвятительского мон-ря в кон. 50-х - нач. 60-х гг. (в его заголовке говорится о благословении архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464)) и является древнейшим рус. общежительным уставом. При его составлении были использованы грамоты Снетогорскому монастырю свт. Дионисия , архиеп. Суздальского (1382/83), и митр. св. Фотия (ок. 1417), а также труды свт. Василия Великого, преподобных Иоанна Лествичника, Исидора Пелусиота, Исаака Сирина и др. отцов Церкви. В Уставе Е., по его признанию, опирался на опыт вост. подвижников - основателей общежительных мон-рей преподобных Пахомия Великого, Саввы Иерусалимского и др. Устав состоит из краткого введения автобиографического характера и 29 глав. Основные положения Устава посвящены соблюдению в мон-ре строгих норм общежития. В обители были запрещены личная собственность (в первую очередь владение золотом или серебром, дорогой и излишней одеждой), еда и напитки в келье (кроме случая болезни). Насельники должны быть во всем послушны игумену (под угрозой заключения «в темници»). В Уставе провозглашается самостоятельность мон-ря во внутренних делах. В гл. «О наемном деле» записано, что «стяжание же чюжих трудов вносити каково любо отнудь несть на ползу нам» ( Серебрянский. 1908. С. 516). Вклад при пострижении был необязателен (принятые в др. мон-рях большие «вкупы», в т. ч. селами, могли служить основанием для претензий монахов на привилегированное положение в обители). Собственность обители объявляется неприкосновенной: выйдя из мон-ря, монах не мог забрать вложенное ранее в обитель имущество. Устав запрещает посещение мон-ря женщинами (при этом Е. замечает: «Се бо бесовьское есть дело, еже ненавидети и укаряти Божие создание, от нихже и мы рожени есмы» (Там же. С. 519)) и «голоусыми» юношами, а также прием детей на обучение грамоте, наличие в мон-ре и в монастырских селах скота жен. пола, мытье иноков в банях; строго наказывает за пьянство. Особые главы Устава посвящены странноприимству, помощи голодающим, строгому соблюдению постов.

http://pravenc.ru/text/187848.html

П. значится под 3 марта; к прозванию добавлен еще один эпитет, а также указано подобие облику свт. Николая Чудотворца: «И преподобнаго отца нашего Павла Препростаго и Терпеливаго, сед аки Никола, брада проста, ризы преподобническия» (см.: Большаков. Иконописный подлинник. С. 77). Акад. В. Д. Фартусов при составлении опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев дополнил характеристику святого, гл. обр. сообразуясь с его Житием: «…глубокий старец египетского типа, сед, с умеренной бородой, простосердечен и послушлив. Как у пустынножителя, одежда убогая, монашеская; лицо худощавое от поста и трудов. Можно писать ему хартию с его изречением: Иисусе Христе распныйся при Понтийстем Пилате, ты видиши, яко не сниду с камене сего, аще ми будет и умрете, не вкушу хлеба, ни воды, дондеже услышиши мя, и ижденеше беса от юноши того. Или: То бо есть мудрость правая, еже боятися Бога, и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи, благоугождати» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36-37). Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря. 1313 г. Прп. Павел Препростый. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря. 1313 г. Одно из ранних изображений представлено на миниатюре в имп. Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 85, 1-я четв. XI в.). Старец, напоминающий обликом свт. Николая Чудотворца (волосы вьющиеся, седой, с плешью, с короткой бородой), изображен коленопреклоненным во время молитвы в своей пещерке в скалистом массиве посреди пустыни с редкой растительностью. Облачение составляют охристый хитон, коричневая длинная мантия, схима с лежащим на спине куколем, на ногах - кожаные сандалии с закрытыми мысками. В программе храмовой декорации П. П. занимает место в ряду преподобных отцов (напр., ростовая фигура святого в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1294/95, мастера Михаил Астрапа и Евтихий). В XIV в. образ П. П. часто включается в роспись храмов монастырских ансамблей как иллюстрация примера послушания. В диаконнике монастырского кафоликона во имя вмч.

http://pravenc.ru/text/2578567.html

В христ. искусстве Б., или демоны, не персонифицированы и изображаются в контексте библейских сюжетов в различных видах. Чаще всего это маленькие антропоморфные фигурки черного, серого или синего цвета, в такого же цвета хитонах, с крыльями или бескрылые, с вздыбленными волосами. Под влиянием античных образов, напр. Сатира, Б. изображаются покрытыми шерстью, с копытами, хвостом и рожками. Наиболее ранние изображения б. встречаются: в сценах исцеления бесноватых (напр., миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.), мозаики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.), искушения Христа в пустыне (миниатюры Евангелия (Paris. gr. 510, IX в.), Минология Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), мозаики собора в Монреале (о-в Сицилия), 1180-1190 гг., и Сан-Марко в Венеции, после 1200, роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1315-1321); в композиции «Страшный Суд» (миниатюра Евангелия (Paris. gr. 74, XI в.), икона XII в. (Синай), мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130, роспись параклиса мон-ря Хора, 1315-1321, роспись собора свт. Николая в Новгороде, 1-я четв. XII в. (с когтистыми лапами), роспись собора Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 (с волосами и бородой в виде расходящихся веером игл), на рус. иконах XVI в. свергаемые с неба Б. противопоставляются поднимающимся к небесному Иерусалиму крылатым монахам, НГОМЗ, СИХМ); в композициях «Апокалипсис» (икона XV в., ГММК), «Сошествие во ад» (Б.- в виде связанного человека - мозаика ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло), «Видение Иоанна Лествичника» (икона XII в., Синай). Различные эпизоды изгнания Б., изображенных в виде темных фигурок, представлены также в житийных иконах свт. Николая: посечение древа, спасение тонущего судна (икона, Синай, XIII в.), изгнание Б. из кладезя (икона, ГТГ, XIV в.); в иллюстрациях назидательных сочинений, повествующих об искушениях монашеской жизни (напр., икона «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких», сер. XVI в., ГММК). На рус. иконах в пещере ада помимо сатаны изображены многочисленные б. с надписями грехов (икона XIV в., ГТГ; икона письма Дионисия, 1502-1503, ГРМ).

http://pravenc.ru/text/78216.html

В кон. XX - нач. XXI в. в иконописной мастерской Снетогорского монастыря для трапезной ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1519) было написано в древнерусском стиле несколько икон разных изводов - ростовые и поясные изображения И. На иконе 1999 г. письма мон. Еликониды (Писаревой) по прориси мон. Алипия (Оборотова) (иконописная мастерская Мирожского Преображенского мон-ря), помещенной на юж. стене храма, представлен поясной фронтальный образ преподобного в традиц. облачении (бордовой мантии и островерхом сине-зеленом куколе), в правой руке - большого размера 4-конечный крест, в левой игуменский посох. Идентичная иконография использована на небольшой совр. иконе, вписанной в круг на крышке ковчега нач. XX в. с частицей мощей святого. На внутренней створке прямоугольного ковчега помещена икона другого извода: И. показан с прижатой к груди десницей, в левой руке - большой развернутый вверх свиток с молитвой Богоматери («Пресвятая Владычице Одигитрие, не отступи, но буди на месте сем»). В отличие от др. икон преподобный изображен с небольшой округлой бородой с проседью. Иконография ряда совр. икон разработана на основе данных летописей и предания, а также памятников псковского художественного наследия, в частности фресок собора Рождества Пресв. Богородицы (1313, построен в 1310). В местном ряду иконостаса Никольской ц. (слева от царских врат) помещена икона И. вместе с иноками 90-х гг. XX в. Преподобный изображен в левой части композиции стоящим на берегу р. Великой вполоборота вправо в молении Иисусу Христу (благословляющей деснице, простертой из небесного сегмента) на фоне монастырских зданий - храмов Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца, многоярусной колокольни и крепостных стен, возведенных на скалистом уступе со скудной растительностью. И.- старец с узкой седой бородой средней длины, облаченный в охристую рясу, красновато-коричневую мантию, темно-синюю схиму, с куколем на голове, в левой руке держит модель монастыря, в правой - развернутый свиток с надписью: «Подобаетъ черноризцемъ со внтреннимъ Бroмыcлieмъ и тлесно трдитес». На противоположном берегу предстоит группа иноков разных возрастов (числом 17, согласно летописи) в мантиях, с куколями на голове или на плечах.

http://pravenc.ru/text/578060.html

И. изображен в стенописи посл. трети XIX в. псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга (выполнена в технике живописи маслом в светотеневой манере). Прямоличный поясной образ преподобного расположен в верхнем ярусе свода арки при входе в храм среди особо почитаемых в Пскове святых: кнг. равноап. Ольги, благоверных князей Всеволода (Гавриила) и Довмонта (Тимофея), блж. Николая Саллоса, преподобных Саввы Крыпецкого и Евфросина Псковского. И.- старец с узкой, небольшой седой бородой; лик сухощавый, с впалыми щеками и поставленными близко большими глазами; облачение монашеское - коричневая мантия с голубой схимой и округлым куколем; в деснице развернутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостиве Господи», в левой руке - четки (надпись: «с. пр. Ioacaфъ»). Икона И. с братией (иконография неизв.) в кон. XIX - нач. XX в. находилась над гробницей преподобного, устроенной над местом, где «мощи мученика почивали под спудом за правым клиросом» монастырского собора Рождества Пресв. Богородицы ( Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Псковской епархии в XII-XIX вв.//Псковские ЕВ. 1904. 12. С. 289). Не исключено, что этот образ восходил к древнему протографу. Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач XXI в. Игум. прмч. Иоасаф и иноки Снетогорского мон-ря. Роспись Свято-Успенской Почаевской лавры. Кон. 60-х — 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. ХХ в., нач XXI в. Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 1999 г. Иконописец мон. Еликонида (Писарева) (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Псковских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) : на иконах 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), впосл. на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, Н. Е. Алдошина, ц. свт. Николая в Клённиках и др.).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Находясь в Пскове, Д. узнал, что в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре общежительство было установлено ктитором - основателем обители, к-рый не оставил братии письменного устава, поэтому правила общежительства здесь нарушались. Д. дал Снетогорскому мон-рю грамоту, в к-рой содержались похвалы «общему житию» как наиболее совершенному устройству монастырской жизни и были изложены основные правила монастырской киновии (общность имущества, общая трапеза, полное послушание монахов настоятелю). Д. обязал монахов соблюдать эти правила под угрозой отлучения со стороны патриарха. К-польский патриарх Нил благословляет свт. Дионисия вернуться на Русь. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. К-польский патриарх Нил благословляет свт. Дионисия вернуться на Русь. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. С пребыванием Д. в Пскове связано внесение дополнений в «Грамоту великого князя Александра» (св. кн. Александра Ярославича Невского или св. кн. Александра Михайловича Тверского), т. е. в Псковскую судную грамоту - судебник Псковской республики. По-видимому, эти поправки касались разграничения духовной и светской юрисдикций. Внесение дополнений сопровождалось «заклятьем», нарушителям новых установлений Д. угрожал быть «под тягостию отлучения пресвятого патриарха Вселеньскаго» (РИБ. Т. 6. Стб. 210. 24). Зимой 1382/83 г. Д. вернулся в Суздальскую епархию, 6 янв., на Богоявление, он совершил в Суздале чин освящения воды. Вскоре Д. отправился в К-поль «о управление митрополиа Русскыя» (ПСРЛ. Т. 13. Стб. 148). Вместе с ним поехал духовный отец вел. князя прп. Феодор . Д. привез в К-поль письма с обвинениями против митр. Пимена а архим. Феодор сообщил, что после низложения Пимена вел. князь просит возвести на митрополичью кафедру Д. Есть основания полагать, что поездка Д. была связана с заключением в 1383 г. московско-литов. соглашения, по которому Литовский вел. кн. Владислав (Ягайло) обязался принять Православие и жениться на дочери вел. кн. Димитрия Донского. Очевидно, в связи с этим соглашением было принято решение о ликвидации установившегося в 1375 г. раздела Киевской митрополии на московскую часть, к-рой управлял митр. Пимен, и литовскую во главе с митр. св. Киприаном. Предполагалось, что во главе воссоединившейся общерусской митрополии должен был встать Д.

http://pravenc.ru/text/178313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010