Харьков. Церковь Пантелеимона Целителя на Песках. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона (на Песках) В 2000 г. от Рождества Христова Свято-Пантелеимоновскому храму г. Харькова исполнилось 115 лет со дня освящения. Пески возникли на рубеже XVIII XIX вв. когда за клочковым хутором, который дал название улице, в окружении многочисленных левад, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилось несколько крестьянских семей. В первой половине XIX века северная окраина Харькова Пески были предместьем г. Харькова, хуторком хат в 30, рубленных, мазанных глиной и крытых соломой. Население Песков состояло из крестьян-малоросов, занимавшихся хлебопашеством. Многие из них, имея 1015 пар волов, занимались, до проведения железной дороги, чумачеством, доставляя произведения юга на север и обратно. Песчаное подгорье с востока примыкало к Университетской горе и саду, с запада к земле крупных владельцев Бедрягиных, с севера Сердюковых: на юге были непроходимые болота, позже преобразованные в городской скотоприимный двор, к которому примыкали левады и огороды песковских хлебопашцев. Со временем район Песков быстро разрастается. Идет переселение крестьян в другое место, а земля застраивается. На этой земле, для какого-то университетского здания, оставлен был незастроенным лишь тот участок, в 784 кв. саженей, где сейчас Пантелеимоновский храм. На этом участке под горой от громового удара открылся источник прекрасной воды, которая считается и до сих пор целебной. Вскоре, по распоряжению губернатора Кокошкина, под этой горой вырыто было несколько колодцев, снабжавших жителей Песков здоровой водой. С увеличением населения возрастала потребность в выделении Песок в самостоятельный приход. Еще в 1866 г. Г.Г Федоров много хлопотал, чтобы Университет отдал эту незастроенную землю под церковь. По многим причинам эта попытка не увенчалась успехом. Прежде всего у населения не оказалось средств для постройки. Старые обыватели обеднели: железная дорога подорвала чумачество, а распоряжение губ. Кокошкина не ставить на Песках стогов хлеба и сена дурно отозвалось на хлебопашестве. К началу 1880-х гг. в этом районе появляются несколько выдающихся по своему общественному и материальному положению лиц: К.Н. Захарьев, Н.А Жевержеев, В.Ф. Федоров, В.И. Богданов, М.Ф. Алексенко и др. В январе 1882 г. было подано прошение преосв. еп. Харьковскому Иустину, который дал добро. О большом желании иметь храм свидетельствует и сумма в 10 тысяч рублей, собранная при сборе подписей среди жителей.

http://sobory.ru/article/?object=03882

Закрыть itemscope itemtype="" > Здесь служили страдальцы за Веру – храм Рождества Христова на Песках 07.01.2021 1622 Время на чтение 15 минут Источник: Институт современных гуманитарных исследований Храм Рождества Христова на Песках изначально был воздвигнут как архитектурная доминанта и центр духовной жизни целого района Санкт-Петербурга. Эта церковь с долгой и драматической историей, в которой, как в зеркале, отразились непростые судьбы не только города на Неве, но и всей России. Более чем два с половиной столетия назад, когда еще формировался исторический облик северной столицы, в городе было принято решение построить православный храм специально для строителей Петербурга. «Принятие этого решения последовало после того, как в ведомство Канцелярии строения домов и садов в июле 1752 г. были переданы пустующие земли по правую сторону Лиговского канала, известные по старому названиюПески, для заселения этих мест мастеровыми строительных дел» с. 24]. Этот исторический район Санкт-Петербурга, расположенный за Лиговским каналом, был самым высоким в городе местом и во время наводнений никогда не попадал в зону затопления. Район получил свое название по песчаной гряде, сформированной отложениями когда-то находившегося здесь доисторического моря. Эта гряда протянулась вдоль Лиговского и Суворовского проспектов до Невы, а далее – по Охте. Так как Петербург застраивался с Петроградской стороны, то и его строители расселялись в основном там же. К концу царствования Петра Первого, а затем и при его преемниках, строительство города было перенесено в основном в его левобережную часть. Поэтому рабочим стало далеко и неудобно добираться до мест новых строек. К тому же, в связи с отсутствием постоянных мостов через Неву, в периоды ледостава и ледохода вообще невозможно было попасть из старой части города в новые районы. Именно по этим причинам Пески стали застраивать для последующего заселения района работниками, которые в основном были заняты на городских стройках. Позже здесь стали так же селиться мещане и ремесленники.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/07/zdes_s...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Христова на Песках (утраченная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована. Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого проспекта и 6-й Рождественской улицы пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757–1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых. По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы – 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков – образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков – роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов. Главный придел митрополит Гавриил освятил в присутствии Цесаревича Павла и его супруги. В 1826 этот придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Архитектор Я. В. Ветлужский поручил в 1850–1851 В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева, члена прихода, для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров.

http://sobory.ru/article/?object=34868

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского . С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва. Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство.

http://pravenc.ru/text/168313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665, с. Домодедово Московского у.- 25.07.1737, санкт-петербургская Троице-Сергиева муж. пустынь), архим. Троице-Сергиева мон-ря (под Москвой), духовник имп. Анны Иоанновны . В молодости состоял послушником в Борисоглебском на Песках мон-ре в г. Переславле-Залесском, ок. 1693 г. был рукоположен во иерея и зачислен в клир дворцового кремлевского храма Рождества Богородицы на Сенях. Был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Феодоровны и 3 ее дочерей. По предположению архим. Леонида (Кавелина) , в 1705 г. В. способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (впосл. императрица). В 1699 или 1700 г. принял монашеский постриг с именем В. в Борисоглебском на Песках мон-ре, с 1704 г. игумен мон-ря, восстановил в нем каменные строения. В 1710 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем переславль-залесского Троицко-Данилова мон-ря. В ведении В. состояли все городские и загородные мон-ри Переславля-Залесского, в т. ч. жен. При его активном участии была возобновлена сольбинская во имя свт. Николая Чудотворца жен. пуст., в к-рой в 1711 г. сооружена теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а также Вепрева Успенская пуст. Ростовского у. Ярославской губ. В 1721 г. обер-инквизитор архим. Златоустова мон-ря Антоний жаловался в Синод, что В. с величайшей неохотой принял в переславль-залесский Феодоровский монастырь стариц, обращенных из раскола. Определением Синода архимандриту было предписано «впредь таковых присылаемых стариц принимать и ничем не отговариваться, под опасением жестокого штрафа и наказания». В. сыграл важную роль в распространении почитания переславских святых. Он вел запись чудес в Борисоглебском мон-ре при гробе схимника прп. Корнилия Переяславского († 1693), начало канонизации к-рого было положено свт.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывшем подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита. Карта и ближайшие объекты Удачным образцом сооружения в " русском стиле " стала церковь во имя Благовещения Божьей Матери и иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " при подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, построенная по проекту Н.Н. Никонова в 1889-1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н. Муравьева обратили в Скит Святого Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М. А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери " В скорбях и печалях Утешение " . Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Нарядный двухэтажный храм напоминал церкви Москвы и Ярославля XVII века. Фасады храма и связанных с ним жилых корпусов декорированы скромными наличниками окон. В церкви было освящено в 1890 году пять престолов: в нижнем этаже - главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " и придел во имя Алексия Человека Божия, в верхнем этаже - главный Благовещенский престол, правый придел Святого Александра Невского и левый во имя Апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=00710

Любить, терпеть, прощать апреля 2019 После Великого поста к верующим приходит долгожданный праздник - Светлое Воскресение Христово . Традиционно Пасху отмечают за семейным накрытым столом с крашеными яйцами и куличами. Но многие петербуржцы встретят праздник уже в ночь на 28 апреля - в храмах города, участвуя в праздничном богослужении и в крестном ходе. При этом не у каждого православного петербуржца имеется церковь " в шаговой доступности " . О том, как встречать праздник, сколько необходимо нашему городу храмов, как искать путь к Богу, рассказывает сегодняшний гость редакции - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Ва рсонофий . - Владыка, если позволите, первый вопрос о делах насущных - строительных. Сколько новых храмов за прошедший год - от Пасхи до Пасхи - было освящено в Санкт-Петербурге? Какие храмы в этом году будут открыты?  - Всего девять храмов, одни новые, другие возвращенные. Два из них - новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове и исторический Троице-Измайловский собор - освятил Святейший Патриарх Кирилл . В этом году готовятся к освящению восстановленный собор Воскресения Христова Новодевичьего монастыря и храм блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице . Интересная история с храмом блаженной Ксении. Он построен на улице, где когда-то жила святая с мужем, более того, на том самом месте, где, по-видимому, стоял ее дом - во дворе, между домами 15 и 19. Приход был зарегистрирован в 2002 году, и с тех пор велись работы по строительству храма. Летом мы планируем его освятить. Идея его возведения принадлежит отделению Всероссийского общества инвалидов Петроградского района. Многие верующие этой организации с трудом посещают обычный храм, а в этом будет создана доступная для них среда - с лифтом, пандусами и другими приспособлениями. Возводится и храм Рождества Христова на Песках - исторический, построенный специально для строителей имперской столицы в слободе, где они когда-то жили. По его названию целый район и окрестные улицы именовались Рождественскими. После революции храм разрушили до основания, а улицы переименовали в Советские.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 20 февраля 2012 г. 13:13 Служение Патриарха Кирилла с 3 по 8 февраля 3 февраля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского, архимандрита Иакова (Тисленко) во епископа Нарьян-Марского и Мезенского и архимандрита Амфилохия (Бондаренко) во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского.        3 февраля в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с сотрудниками Московской Патриархии, которые поздравили Предстоятеля Русской Церкви с третьей годовщиной интронизации.        3 февраля в каминном зале патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О. Щеголевым. В ходе беседы обсуждались, в частности, вопросы создания безопасной среды в Интернете, защиты детей от информационного насилия, соблюдения нравственных норм в Сети.        5 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках в Москве. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие возглавил хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского. По окончании Литургии от лица духовенства и прихожан Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Туриков. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с первосвятительским словом на тему евангельской притчи о мытаре и фарисее.        6 февраля в зале Высшего церковного совета Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего церковного совета Русской Православной Церкви. Во вступительном слове Предстоятель Русской Православной Церкви представил повестку дня и предложил участникам заседания осмыслить роль Рождественских чтений как старейшего и наиболее масштабного церковно-общественного форума. Руководители синодальных учреждений рассказали о планах работы возглавляемых ими структур на 2012 год. Как сообщил Святейший Патриарх Кирилл, рассмотрение планов и отчетов синодальных учреждений, ранее осуществлявшееся Священным Синодом, перенесено в область компетенции Высшего церковного совета. По словам Патриарха, это решение продиктовано «самой сутью Высшего церковного совета, который является координирующим органом в работе всех наших синодальных учреждений».

http://e-vestnik.ru/db/sluzhenie_patriar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единственная проповедь 21 сентября - Рождество Богородицы 20.09.2011 454 Время на чтение 4 минуты МОЛИТВА Не оставь меня в час нужды, Светлая Дева Мария, Не оставь меня в час вражды, Не покинь меня в скорби И в радости не покинь. К Помощнице скорой Шагаю в песках пустынь, По улицам миллионных, Одетых в смог городов, Среди коробок бетонных И смрадных морских портов, Средь смокингов, лимузинов, Дворцов, зловонных трущоб... Гайд-парк, бульвар Капуцинов, Район московских «хрущоб», Литейный... К дверям собора Приближусь - среди святынь, Помощница скорая, Рабы своей не покинь! Наталия КАРПОВА, СПб, убита 5.02.1995 Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим, был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи? Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень полезен. Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет меня. Что же именно? Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле. Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не горе, а чувство вины. Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?.. Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и размножайтесь!» - и этот завет остался в генах наших как непреложный закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей - это не только радость, но и долг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010