Москва. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище. Кафедральный Покровский собор (старообрядцев Белокриницкого согласия) Карта и ближайшие объекты Рогожское кладбище было основано во время московской чумы, в 1771 г., когда все кладбища в черте города Москвы были закрыты. Против главных ворот со Старообрядческой улицы расположены главные храмы Рогожского кладбища. Храм-колокольня построен в 1907-1913 годах в память распечатания алтарей Рогожского кладбища по проекту Ф.Ф. Горностаева. Если пройти далее по центральной аллее, то нашему взору предстанут три храма. Слева мы видим храм в классическом стиле, одноглавый, с желтой окраской; это летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского; справа - в стиле барокко, также одноглавый, зимний храм во имя Рождества Христова, выстроенный в 1804 г. (до нашего времени дошел в усекновенном виде). Имеет приделы: северный - Николая Чудотворца, южный - Михаила Архангела. Оба храма являются старообрядческими. Здесь же, рядом, находится резиденция митрополита старообрядческой церкви России. Далее за церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери " Троеручица " , преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам. Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище. Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим М.Ф. Казаковым в стиле классицизм, долгое время являлся самым большим в Москве. Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм, превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II. После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока. Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся.

http://sobory.ru/article/?object=03402

Москва. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Торжество освящения соборной церкви, старообрядцев поповцев Белокриницкой иерархии, во имя Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке, по Новоселенскому переулку, 6, в Москве, было совершено 9 ноября 1908 г. Накануне освящения состоялся крестный ход из соборных храмов Рогожского кладбища. Среди святынь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская, под покровительством которой начато было построение церкви 29 октября 1906 г. Ф.Е. Мельников об этой церкви замечал: «Всё в этой величественной церкви древнее … и всё замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное. Строился храм по проекту архитектора Н.Д. Поликарпова по образцу (почти полная копия) Успенского собора в Кремле. Величие и благолепие созданного храма, его освящение подробно описаны в журнале «Церковь» за 1908 г. «После окончания торжества в доме храмоздателей Шибаевых была предложена трапеза. После приветственных и ответных речей архиепископ Иоанн произнёс здравицу за строителей И.И. Новикова, В.В. и П.В. Шибаевых и жертвователей на храм, и присутствующие пропели многолетие. Попечитель Рогожского кладбища И.А. Пуговкин предложил тост за здоровье сыновей храмоздателей Аркадия и Ивана Ивановича Новиковых, которые с редкой энергией способствовали созданию этого выдающегося храма, неусыпно следя за работами и в то же время собирая драгоценные древние иконы для храма не только в Московской губернии, но и по всей России. Свою речь г. Пуговкин закончил словами: " Пусть эти молодые по летам труженики будут служить примером для нашей молодёжи, чтобы и она, подобно им, с такой же энергией и любовью к делу старалась и прилагала свои старания в будущем к украшению и созиданию новых храмов " ». Журнал " Церковь " . - М., 28, 13 июля 1908 г., с. 977 Закладка престола Судьба построенного тщанием Новиковых храма на Апухтинке после 1917 г. драматична. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 г. спешно закрыт и превращён в общежитие " Станколит " .

http://sobory.ru/article/?object=25353

Москва. Храмовый комплекс Рогожского кладбища. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, город Москва, Рогожский поселок, дом 29. Координаты: 55.739222, 37.703544 Проезд:м. " Площадь Ильича " , далее на трамвае две остановки до ост. " Рогожский торговый центр " , далее до кладбища 15 минут пешком вдоль третьего кольца. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рогожская слобода (кладбище). Местность в Москве, на которой расположена старообрядческая митрополия Московская и всея Руси и современное Рогожское кладбище, издревле считалось одним из важнейших центров российского старообрядчества. Во время страшной чумы 1771 г. московские старообрядцы взяли на себя организацию противоэпидемических мероприятий, спасших город от полного вымирания. В память об этих событиях императрица Екатерина Великая даровала эту обширную территорию под организацию древлеправославного духовного центра и старообрядческого кладбища. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем в 1790 г. рядом с ним начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве. Только один московский храм превосходит Покровскую церковь вместимостью - это храм Христа Спасителя. Но московским старообрядцам не дали закончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. В конце XVIII - начале XIX в. территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 24 га.

http://sobory.ru/article/?object=17192

Москва. Колокольня церкви Екатерины. Церковь Святой Екатерины Федосеевского старопоморского согласия в бывшем Девкином переулке /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Екатерины (Никольско-Рогожской старообрядческой общины) в бывшем Девкином переулке Церковь Святой Екатерины существовала в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н. Благовещенского была построена отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой " беглопоповской " ). Считается, что верхняя часть колокольни - это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась. По распоряжению Правительства Москвы 932-РП от 16 мая 2007 года «О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы» Колокольня принята под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия регионального значения. Однако сейчас, как и раньше, башня поросла кустарником и никем не охраняется. Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX – начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением. Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. , на втором этаже здания, в пристройке к западной части дома. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.

http://sobory.ru/article/?object=05200

Должно заметить прежде всего, что у нас была речь преимущественно и собственно о московских раскольниках, называющих себя пред правительством «приемлющими священство», и лукаво скрывающих перед тем же правительством, что они «приемлют» Австрийское священство, дозволенное к существованию, на зло и на вред православной России, австрийским римско-католическим правительством, а в России ни одним из Самодержцев не дозволенное к открытому существованию, русским православным правительством не признанное; мы разумели собственно тех раскольников, которые имеют в Москве, неизвестно с разрешения какой власти, своего архиепископа, называющегося именно московским, открыто живущего в древлепрестольной столице и торжественно отправляющего здесь свои мнимо-архиерейские служения, поставляющего здесь, или под Москвой, на фабрике Арсения Морозова, раскольнических архиереев для других мест России и наставившего многое множество раскольнических лжепопов; разумели тех московских раскольников, которые имеют в Москве своего рода митрополии – пресловутое Рогожское Кладбище, где они совершенно противозаконными способами и в явное нарушение Высочайшей воли поселили целый штат своих попов, открыто, публично и торжественно, целым собором, отправляющих здесь церковные службы, имеют множество моленных по частным купеческим домам, обращенных в церкви, с алтарями и престолами, при которых состоят также целые штаты попов, служащих здесь даже литургии. Вот кого собственно разумели мы, даже минуя московских беспоповцев, о которых, в виду их учения, что все в Российской церкви и Российском государстве заражено скверной антихриста, в данном случай не могло быть и речи. Нас, как и всех православных жителей Москвы, – то есть, действительно православных, горячо преданных православию и горько оплакивавших кончину православного Царя, первого и державного сына православной Церкви, – нас до глубины души возмутило именно то, что эти московские раскольники, «приемлющие австрийское священство», на своем Рогожском Кладбище, в своих многочисленных церквах ни разу не помолились установленным порядком о упокоении души в Бозе почившего Государя Императора, что их называемые архиереи и попы, пользующиеся в Москве такой широкой свободой для своих служений, ни разу не отслужили по Нем не только заупокойной литургии, но и ни одной панихиды, а между тем послали целую депутацию присутствовать на погребении Государя и депутация эта с возмутительной наглостью явилась и была, к прискорбию православных, допущена даже в Петропавловский собор, где, не перекрестившись ни разу, точно не христианская, простояла и Божественную литургию, совершенную высшим православным духовенством, и чинопоследование отпевания...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Проблемы современной ставрографии Третий Ставрографический сборник продолжает серию изданий, посвящённых исследованию крестов в России. Как и предыдущие Ставрографические сборники, третья книга состоит из нескольких частей: раздел 1 – Наследие отечественной ставрографии; раздел 2 – Современные исследования; раздел 3 – Каталоги музейных собраний и др. В первом разделе помещён труд святого праведного Иоанна Кронштадтского «О кресте Христовом (против раскольников)», впервые изданный в Санкт-Петербурге в типографии Е. Евдокимова в 1896 году с подзаголовком «Сочинение настоятеля Кронштадтского Андреевского собора протоиерея Иоанна Ильича Сергиева» (2-е издание вышло в Москве в 1898 г.). На самом деле этот труд был написан Иоанном Кронштадтским на сорок лет раньше, в 1855 году – в год окончания им Санкт-Петербургской Духовной академии со степенью кандидата богословия. Эту степень о. Иоанн получил за сочинение с точным названием «О кресте Христовом в обличение мнимых старообрядцев». Таким образом, о. Иоанн Кронштадтский написал это произведение, будучи ещё совсем молодым в двадцать пять лет. Годы его учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии совпали с эпохой царствования Николая I. В это время старообрядцы особо подвергались репрессивным мерам со стороны светских властей. В 1855 году старообрядцам было запрещено записываться в купеческое сословие, а в 1856 году правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов Рогожского кладбища в Москве 1 . В середине X1X века особенно обострилась полемика старообрядцев с официальной Церковью по вопросам вероисповедания. Одним из основных камней преткновения был вопрос об «истинной форме Креста Христова». Спор, затрагивающий эту проблему, длится уже более трёх столетий со времени церковных реформ патриарха Никона . В результате появились серьёзные произведения, в которых со всей научной тщательностью исследовался этот вопрос. Назовём лишь самые известные и яркие из них. Одним из наиболее ранних произведений, касающихся этого сложного вопроса, является книга «Увет духовный», изданная в 1682 году. Авторство этого сочинения долгое время приписывалось патриарху Иоакиму, в действительности же написал её архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов). В книге приведены рисунки древних четырёхконечных крестов в доказательство изначальности таковой формы по отношению к крестам восьмиконечным 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 19.04.1797, Москва), наставник московской поморской общины (см. Поморское согласие ), защитник института брака у беспоповцев (см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). Е. был гос. крестьянином, по-видимому, с. Покровского (в XVIII в. вошло в черту Москвы - район ул. Покровской, совр. Бакунинской), первоначально принадлежал к московской федосеевской общине на Преображенском кладбище . В 80-х гг. жил в доме купца И. Абросимова на Немецком рынке; об этом сообщал в автобиографии поморец А. С. Озерский, обучавшийся у Е. грамоте, лит. навыкам и церковному пению и называвший своего наставника «мужем просвещенным, добродетельным и почтенным» ( Хвальковский, Юхименко. 1999. С. 318). По свидетельству Павла Любопытного , Е. был «мужем благочестивым и примерной добродетели», блестящим полемистом («тщательный писатель о разных предметах в защиту Христовой церкви и в обличение врагов ея»), «знатным собирателем священных предметов древности» и «редким» собирателем «предков своих и настоящих мужей истории и творений их» ( [Любопытный П. О.] Исторический словарь 86 раскольничьих отцов. С. 28). Не разделяя позиции федосеевцев , считавших невозможными «моление за царя» и заключение старообрядцами браков, Е. перешел в поморское согласие и выступил инициатором создания в Москве поморской моленной. Ок. 50 его единомышленников составили общину. Благодаря членству в ней богатых семейств (в частности, каретника П. Алексеева, поверенного В. Ф. Монина, женатого на сестре Е., А. Т. Заикина, ленточника Н. Петрова) и более лояльной политике московских властей по отношению к старообрядцам после 1771 г., когда было разрешено строительство часовен на принадлежавшем старообрядцам-поповцам Рогожском кладбище и на федосеевском Преображенском кладбище, поморцы приобрели дом с участком на Покровской ул. напротив Рыкунова (ныне Балакиревского) пер. В нач. 70-х гг. XVIII в. здесь были построены деревянная часовня и дом «для призреваемых» (по примеру Преображенского кладбища). Поскольку участок был куплен на имя Монина, моленная получила название Монинской или Покровской. Е. являлся ее настоятелем до конца жизни, попечителем был Монин.

http://pravenc.ru/text/189925.html

Рытово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1890 - 1900. Год утраты:2021 (сгорел 23.07.21) Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Рытово Координаты: 56.019133, 42.059354 Проезд:От райцентра Вязники южный выезд с южной объездной дороги, 23км до с. Сергиевы Горки, на выезде из села на Муром правый поворот, 8км до Рытово через д. Медведево. Дорога на Рытово через Бахтолово и плотину р. Важенка указана на картах, на деле щебеночная, заросла травой, вся в промоинах, лет десять по ней уже никто не ездит. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в с. Рытово относиться к Владимирскому благочинию (благочинный - протоиерей Иоанн Думнов) Нижегородско-Владимирской епархии РПСЦ (белокринницкие). Приход основал и построил Храм в конце 19-го века известнейший деятель староверия - епископ Уральский Арсений (Швецов). С 1966 по 2005 год настоятелем был не менее известный в старообрядчестве священниоинок Ливерий (протоиерей Леонид Гусев). СТАРООБРЯДЦЫ В ожидании Пасхи Из истории белокриницкой иерархии Дмитрий Урушев «В 1666 г. Московский Собор русских и греческих иерархов проклял старые церковные обряды и верных им христиан. Тогда ни один из епископов не посмел открыто выступить на стороне староверов. Старообрядческая Церковь временно лишилась архиерейского управления. Её вдовство длилось 180 лет и завершилось в 1846 г. присоединением к староверию греческого митрополита Амвросия. Резиденция владыки Амвросия и его преемников располагалась в селе Белая Криница на территории Австро-Венгерской империи. По имени этого села старообрядческая иерархия и получила своё название. Первым архиереем, поставленным в Белой Кринице для российских староверов, стал епископ Софроний Симбирский (Жиров). Приехав в Россию, он в 1850 г. тайно отслужил первую святительскую Литургию в одной из богадельных палат на Рогожском кладбище в Москве. Однако Софроний не справился с пастырскими обязанностями, и в 1853 г. его сменил архиепископ Антоний Владимирский (Шутов).

http://sobory.ru/article/?object=04205

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  5.0 из  5) X. Рогожское кладбище Учреждение заграничной старообрядческой иерархии было по преимуществу московским делом. Так называемое Рогожское старообрядческое общество, то есть московская поповщина, и начала и довершила это дело. Поэтому прежде рассказа о том, как зачиналась белокриницкая митрополия, необходимо представить краткий очерк этого общества и Рогожского кладбища, составляющего его средоточие. Рогожское кладбище имеет свою историю, богатую любопытными подробностями. Для составления этой истории в петербургских и московских архивах материалов достаточно. Они давно ожидают исследователя, который когда-нибудь в подробной истории рогожцев выведет на свет божий множество таких фактов, которые изумят незнакомых с ними доселе читателей. Поставив главною задачей настоящих очерков изложение действий старообрядцев по исканию архиерейства и по учреждению своей особой иерархии, мы не можем вдаваться в эти подробности и ограничиваемся кратким очерком Рогожского кладбища, основываясь на архивных документах и других достоверных источниках. В этой главе, вслед за очерком Рогожского общества, скажем о часовнях, богадельнях, женских обителях и других учреждениях, существовавших и отчасти до сих пор существующих в ограде Рогожского кладбища, скажем о замечательнейших лицах рогожского духовенства за последнее время и наконец о моленных в Москве и Московской губернии, находившихся в зависимости от Рогожского кладбища. Московское старообрядческое общество многочисленно. В 1845 году всех вообще раскольников в Москве и Московской губернии официально показывалось 73.484 обоего пола, но по частным исследованиям, произведенным вскоре после того министерством внутренних дел с специальною целью определить действительную силу раскола, их оказалось 186.000. Из этого около двух третей, то есть 120 т., поповщины. Одна половина последней цифры относится к городу Москве, другая — к губернии. Для показания — как увеличивалась эта цифра, укажем на следующий факт. В первых годах нынешнего столетия в Москве раскольников поповщинского согласия считалось 20.000. По удостоверению покойного протоиерея Арсеньева, жившего двадцать семь лет на Рогожском кладбище и бывшего потом благочинным всех единоверческих церквей в Черниговской епархии, в Москве в 1822 году прихожан Рогожского кладбища было не более 35.000, но в следовавшие затем три года раскол до того усилился в древней столице, что в 1825 году Рогожское кладбище насчитывало в ней уже до 68.000 своих прихожан. Быстрое распространение раскола под самыми стенами Кремля, оказавшееся в последние годы царствования Александра I, вызвало главнейшим образом те строгие правительственные меры против раскола в Москве и во всей России, которые продолжались через все тридцать лет следующего царствования. Ответом поповщины на эти меры была созданная Москвой Белая-Криница.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Из указанных центров раскола наибольшее влияние на раскол, бесспорно, имеет Москва. Она, по словам всеподданнейшего отчёт обер-прокурора св. Синода по ведомству православного исповедания за 1884 год, служит общим центром, связующим весь старообрядческий мир: на неё одинаково обращают взоры последователи как поповщинских, так и беспоповщинских сект; все со вниманием прислушиваются к тому, что говорят и что внушают московские заправители и вершители судеб раскола, а иные – хотя бы только для того, чтобы стать в оппозицию московским учителям и вожакам. Москва подготовляет и рассылает по всем местам, заражённым расколом как в европейской, так и в азиатской России, начётчиков, наставников, уставщиков и попов; из неё же выходят пропагандисты раскольнических сект и согласий; наконец, в Москве же находятся и центральные раскольнические учреждения поповщины и беспоповщины, откуда выходят все высшие распоряжения по обеим сектам раскола. У поповцев имеется в Москве знаменитое «Рогожское кладбище» – нечто вроде монастыря, управляемого раскольническими лжеепископами, куда стекаются на молитву столичные поповцы и окрестные жители, – и так называемый у раскольников «братский двор», также в роде монастыря, в коем проживает лжеепископ со свитой. Для устройства внутренних и внешних дел по обществу, поповцы, приемлющие австрийское священство, как окружники, так и противоокружники, имеют «духовные советы», в коих заседают наполовину члены из мирян. Значение этих советов очень велико, а у окружников в безусловном подчинении совету находится сам их лжеархиепископ. На Рогожском же кладбище преимущественно происходят и соборные совещания раскольнических лжеиерархов. – Беспоповцы имеют в Москве «Преображенское кладбище», основанное в царствование императрицы Екатерины II купцом Ильёю Кобылиным и более пятидесяти лет служившее непоколебимою опорою беспоповщинского раскола. И ныне на этом кладбище существует пять моленных «палат»; тут же живут и старцы – уставщики. В местности Николо-Покровской церкви находится «скит», где живут у них старицы. Кроме указанных нравственных причин, обусловливающих силу влияния Москвы, как центра раскола, на весь старообрядческий мир, весьма много способствует такому влиянию и материальная связь этого центра с внутренней Россией. В числе вожаков и главных покровителей раскола состоят значительные капиталисты и фабриканты из среды московского купечества, для коих связи и влияние по расколу служат могучим орудием торговых связей и отношений, и наоборот, торговые отношения и связи, поставляющие множество людей в материальную от них зависимость, служат средством раскольнической пропаганды. По указанным причинам этот центр раскола продолжает оставаться устойчивым в самом себе и влиятельным на весь старообрядческий мир.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/glavnejs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010