Анна Комнина (1083—1153/54) — дочь императора Алексея I (1081—1118), написавшая в 1147-49 годах панегирическое жизнеописание своего отца, использовала в работе самые разные источники. Я. Н. Любарский в свое время доказал, что, описывая деяния Роберта Гвискара, Анна опиралась на утраченный источник норманнского происхождения, известный поэту Вильгельму Апулийскому, автору поэтического жизнеописания Роберта Гвискара, написанного им на латинском языке . При этом исследователь сделал с нашей точки зрения ошибочный вывод о том, что Анна не знала латыни и пользовалась при написании «Алексиады» (в середине XII века) консультациями епископа Бари, который в эпоху Роберта Гвискара мог быть в лучшем случае подростком. Оставляя в стороне дискуссию о том, знала ли Анна латинский язык, и если знала, то в какой степени, отметим, что Г. Г. Литаврин также отмечал знакомство Анны с неизвестной латинской хроникой, описывающей деяния Роберта Гвискара, следы которой содержатся в «Стратегиконе» Катакалона Кекавмена, современника Роберта Гвискара, писавшего свой труд в период правления императора Михаила VII Дуки (1071—1078). По мнению исследователя, этот неизвестный источник был использован сицилийским хронистом Гоффридом Малатеррой , а также, добавим, в исследованной Фердинандом Шаландоном хронике Амато из Монте-Кассино . В историографии, посвященной Анне Комниной, общепризнано, что основными источниками порфирородной принцессы были сохранившиеся «записки» ее мужа, Никифора Вриенния, а также недошедшие до нас воспоминания военачальников императора Алексея I: Георгия Палеолога и Татикия, на что намекает сама Анна . Подробные описания боевых эпизодов, связанных с ее отцом, и воспевание его боевых подвигов делают сочинение Анны Комниной не только литературной обработкой военных мемуаров , но в первую очередь политическим памфлетом, направленным против политики племянника Анны, императора Мануила I (1143—1180), который в конце 1140-х годов активно заигрывал с крестоносцами . При этом порфирородная принцесса приводит в своем труде подлинные документы императорской канцелярии, что свидетельствует о ее обширном кругозоре и знакомстве с дипломатическими архивами империи . Вместе с тем в «Алексиаде» присутствуют интересные фрагменты, которые не привлекали достаточного внимания исследователей, но которые могут быть интерпретированы как свидетельства знакомства Анны Комниной, возможно, через посредничество латинских хроник, с сюжетами скандинавской поэзии скальдов. Подобное предположение имеет важное значение для изучения византийско-скандинавских культурных отношений, которые приобрели на исходе эпохи викингов (начиная со второй четверти XI века) чрезвычайно интенсивный характер.

http://bogoslov.ru/article/6175610

Константин Африканский с пациентами. Миниатюра из медицинского сборника. XIII в. (Bodl. Rawl. C. 328. Fol. 6r) [лат. Constantinus Africanus] (нач. XI в., Тунис - до 1098/99, мон-рь Монте-Кассино, Италия), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык. Основные биографические сведения о К. А. известны из сочинений Петра Диакона (1-я пол. XII в.), хрониста мон-ря Монте-Кассино . Согласно его рассказу, имеющему, вероятно, легендарные черты, К. А. происходил из Карфагена (неясно, имел ли автор в виду одно из поселений на месте руин древнего города, близлежащий г. Тунис или даже столицу Зиридов г. Кайруан, в к-ром находился центр медицинской науки). Покинув родину, К. А. в течение 39 лет обучался различным наукам в «Вавилонии» (по мнению разных исследователей, Каир или Багдад), Индии, Эфиопии и Египте. По возвращении К. А. на родину соотечественники из зависти решили его убить, и он был вынужден тайно отплыть в Салерно (Юж. Италия) и жить там, выдавая себя за нищего. Этот сюжет, по всей видимости, восходит к жизнеописанию др. знаменитого насельника Монте-Кассино Павла Диакона (VIII в.), однако имеет под собой и реальную основу - факт массовой миграции населения в результате вторжения в Магриб из Египта племени бану хиляль в 50-х гг. XI в. Учитывая интерес К. А. к медицине (в Салерно в то время функционировала 1-я в Зап. Европе медицинская школа), он, вероятнее всего, покинул Сев. Африку после 1057 г., когда был завоеван Кайруан. По протекции посетившего Салерно брата «вавилонского царя» (аббасидского или фатимидского халифа?) К. А. снискал расположение герц. Роберта Гвискара ( 1085); следов., он находился в городе уже после его захвата норманнским правителем (1076). Граф Аверсы Ричард I (1049-1078; c 1058 князь Капуанский) подарил К. А. ц. св. Агаты близ Аверсы. Впосл. по протекции Альфана, архиеп. Салерно (сохр. фрагмент его рекомендательного письма), К. А. был принят в мон-рь Монте-Кассино, во владение к-рого, т. о., перешла ц. св. Агаты. В обители он получил всестороннюю поддержку аббата Дезидерия (впосл. папа Римский Виктор III ), с именем к-рого связан расцвет Монте-Кассино, в частности монастырского скриптория. К. А. занимался переводами и подготовил неск. учеников. Высказывалась необоснованная гипотеза о том, что в 1087 г. он мог участвовать в совместной экспедиции флотов Генуи и Пизы, организованной при поддержке папы Виктора III, против тунисского г. Махдия, оплота мусульм. пиратов.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

Александр II, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626) (ок. 1010-1015, Баджо, под Миланом - 21.04.1073, Рим; мирское имя - Ансельм), папа Римский (1.10.1061-21.04.1073). Род. в знатной семье, получил образование и был рукоположен в Милане (год неизв.), находился в дружеских отношениях с Ланфранком Кентерберийским, «отцом схоластики». В 1056 г. поставлен епископом Луккским, сотрудничал с видными деятелями клюнийской реформы мон. Гильдебрандом (см. папа Григорий VII ) и св. Петром Дамиани . В 1061 г. кардиналы под руководством Гильдебранда избрали епископа Луккского папой, нарушив права герм. императора на участие в выборах понтифика. Оппозиция новоизбранному папе в Риме сделала невозможным проведение церемонии посвящения в соборе св. Петра, она была перенесена в др. церковь св. Петра (S. Petri ad Vincula). Собор знати империи в Базеле избрал папой еп. Кадала Пармского ( Гонорий II ), схизма продолжалась до смерти антипапы в 1072 г., но уже с 1062 г. под влиянием архиеп. Аннона Кёльнского имп. Генрих IV начал переговоры с А., и Собор в Мантуе 1064 г. низложил Кадала и признал А. законным папой, после того как он поклялся в своей непричастности к схизме. В свой понтификат А. активно осуществил нек-рые церковные преобразования в русле клюнийской реформы: вызывал в Рим для разбирательства прелатов, заподозренных в симонии (Зигфрида Майнцского, Германа Бамбергского, Аннона Кёльнского), подтвердил декреты своих предшественников против симонии, брака священников, запретил браки родственников, не вручал паллий прелатам, не посетившим Рим, ужесточил церковную дисциплину. Случаи подобных нарушений стали рассматриваться на синодах епископов (первый - в 1063), превратившихся в регулярно собирающийся судебный орган. Отправлял легатов в Ломбардию, Францию, Англию, Испанию, провел в Риме 4 Собора и через своих легатов много провинциальных Соборов. Пользовался большим политическим влиянием в Европе: добился вассальных платежей от короля Дании, благословил герц. Вильгельма Нормандского на завоевание Англии (1066), принял вассалитет королевства Арагон (1068) и поддерживал Реконкисту (1063 - первое достоверно засвидетельствованное папское отпущение грехов крестоносцам - индульгенция ). Стремясь распространить власть Римской курии и идеи реформы Церкви на территории Юж. Италии и Сицилии, традиционно ориентировавшихся на Византию, А. поддержал норманского герц. Роберта Гвискара против местных епископов: в 1067 г. синоды Мельфи и Салерно обратились к папе с просьбой утвердить новых епископов - приверженцев Римской Церкви. В Патримонии А. был вынужден постоянно бороться с могущественными местными родами, прибегая к помощи маркиза Готфрида Лотарингского и его жены Беатрисы. Был одним из вождей миланской Патарии. Укрепил папскую власть и подготовил почву для нового этапа церковных реформ.

http://pravenc.ru/text/64302.html

[лат. Bohemund, греч. Βαιμοντος] (между 1050 и 1058 - 5 или 7.03.1109 или 1111), норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода , первый правитель Антиохийского княжества . Старший сын герц. Роберта Гвискара , к-рый в нач. 80-х гг. XI в. контролировал почти всю Юж. Италию. В 1081 г. вместе с отцом Б. Т. участвовал в норманнском походе на Балканы против Византийской империи, ок. 2 лет командовал норманнскими силами в Эпире и Фессалии. После смерти отца в 1085 г. оставил Балканы и перевел свои дружины в Италию. В 1096 г. вместе с воинами присоединился к 1-му крестовому походу. В нач. апр. 1097 г., находясь с крестоносцами в К-поле, Б. Т. принес вассальную присягу визант. имп. Алексею I Комнину , пообещав, как и др. вожди похода, подчиняться Византии на всех завоеванных землях Востока. Б. Т. безуспешно добивался от императора назначения его «доместиком схол Востока», т. е. главнокомандующим всей имперской армией к востоку от Босфора (в XI в. этот титул был уже давно анахронизмом). Во время осады Антиохии крестоносцами Б. Т. удалось подкупить защитников одной из башен, и 3 июня 1098 г. его отряд первым вошел в город. Антиохия и небольшая окрестная территория составили Антиохийское княжество, к-рым Б. Т. управлял с 1098 до осени 1104 г. Вопреки прежним договоренностям Б. Т. отказался поддерживать вассальные отношения своего гос-ва с Византией и в 1100 г. стал одним из инициаторов политического разрыва крестоносных гос-в с империей и начала войны. В то же время по его приказу из Антиохии был изгнан правосл. Патриарх Иоанн IV и на его место поставлен католич. еп. Бернард Артахский, что послужило началом более чем векового раскола Антиохийской Православной Церкви (до сер. XIII в. с перерывами ее предстоятели находились в изгнании в К-поле). Отсутствие поддержки из Византии серьезно осложнило положение Б. Т. в борьбе с мусульм. тюрк. эмирами, стремившимися вернуть свои владения в Сирии и Палестине. В июле-авг. 1100 г. Б. Т. попал в плен к эмиру Мелитины из рода Данишмандидов и был выкуплен лишь в мае 1103 г. В 1104 г. он вернулся в Италию для организации нового крестового похода и в то же время требовал войны с визант. имп. Алексеем Комнином, к-рого объявлял предателем крестоносцев на Востоке. В окт. 1107 г. с войском переправился из Италии на Балканы во владения Византии, захватил порт Диррахий (совр. Дуррес, Албания), но вскоре был окружен визант. армией и флотом. После многомесячной осады Б. Т. в сент. 1108 г. был вынужден заключить с имп. Алексеем Комнином мирный договор в Деволе, по к-рому в обмен на возможность беспрепятственно вывести войска Б. Т. передавал императору права верховного правителя в Антиохии. Договор не был реализован из-за смерти Б. Т., к тому времени он уже утратил свое прежнее влияние среди крестоносцев Сирии и Палестины и лишился реальной власти в Антиохии.

http://pravenc.ru/text/153283.html

Знаменитая битва при Гастингсе 1066 года практически уничтожила всю английскую аристократию, лишив страну возможности централизованно бороться с захватчиками. В результате, нормандский герцог Вильгельм стал новым королем Англии, а английский народ оказался в униженном положении. Даже английский язык в последующие три века считался простонародным наречием. Вся правящая верхушка Британии говорила по-французски. Понятно, что у англосаксов или, как их называет Анна, «варягов» были личные счеты с Гвискаром. Когда варяги, вооруженные тяжелыми секирами, пошли в атаку, фланг нормандской армии был смят и обратился в бегство. Но вскоре случилось чудо. Нормандцы восстановили порядок в своих рядах и полностью уничтожили врагов. Мужественно сражавшийся в центре англосаксов Алексей Комнин понял, что шансы на победу утеряны, и отступил. Через несколько месяцев Роберт взял Диррахий . Анна Комнина, весьма красочно описывая эти события, напоминает, что Роберт Гвискар, прежде чем вступить в решительный бой, направился к алтарю святой Феодоры, и там, «в течение всей ночи искал благосклонность Бога», а все «нормандцы причастились Божественных и Непорочных Таин. Только после этого Роберт повел свои войска в битву», – патетично заканчивает свой рассказ Анна . Знала бы она о своем «герое» то, что знали о нем иные авторы. Например, бенедиктинец Амат из монастыря Монте-Кассино, который не менее красочно описал разграбление монастырей южной Италии войсками Роберта . Даже официальные хронисты нормандцев, такие как Годфред Малатерра или Вильгельм Апулийский, не умолчали о фактах грабежей мирного населения и святых обителей солдатами Гвискара . Кстати, именно два последних автора рассказывают множество историй, в которых Роберт продемонстрировал свои хитрость и изворотливость, за что и получил прозвище «Гвискар», означающее «Хитрец». Не удивительно, что Хитрец накануне решительного сражения, от исхода которого зависела судьба всей его экспедиции, вдруг стал благочестивым молитвенником, а его солдаты, недавно грабившие калабрийские монастыри, примерными христианами.

http://bogoslov.ru/article/4501812

1038–1157 гг. – Сельджукская династия эмиров, а затем султанов, в Иране и Передней Азии. 1043 г. – Последняя война Византии с Русью. 1054 г. – Начало схизмы – разделения Христианской Церкви на западную – римско-католическую и восточную – греко-католическую (православную). 1071 г. – Разгром византийцев войсками туркмен-сельджуков при Манцикерте в Армении. Взятие последнего византийского города Бари в Италии норманнскими войсками Роберта Гвискара. 1077–1307 гг. – Династия султанов Сельджукидов Рума. 1090–1091 гг. – Отбитое василевсом Алексеем Комнином нападение на Константинополь печенегов вместе с войсками и флотом Чаха, сельджукского эмира Смирны. 1091 г., 29 апреля – Разгром и полное уничтожение печенежской орды. 1096–1099 гг. – Первый Крестовый поход западных рыцарей. 1098 г. – Образование западными крестоносцами княжеств Эдессы и Антиохии в Сирии. 1099 г. – Взятие Иерусалима крестоносцами и основание ими Иерусалимского королевства. 1110 г. – Гонения на богомилов в Константинополе. 1111 г. – Предоставление важных торговых привилегий италийцам из Пизы. 1122 г. – Полный и окончательный разгром печенегов византийской армией. 1126 г. – Подтверждение византийцами привилегий, предоставленных Венеции. 1169 г. – Договор Византии с Генуей. 1170 г. – Договор Византии с Пизой 1176 г. – Битва при Мириокефале. Разгром ромейской армии сельджуками Иконийского султаната. 1187 г. – Признание Византией Второго Болгарского царства. 1204 г., 12–13 апреля – Взятие Константинополя латинами-крестоносцами. Прекращение существования Ромейской империи. Основание Латинской империи (Латинской Романии). 1214 г. – Договор в Нимфее (Нимфаионе): разделение Малой Азии между латинами и Никейской империей. 1225 г. – Разгром Никейским правителем Иоанном III Ватацем латинов при Пиманионе. 1259 г. – Битва при Пелагонии. Победа императора Михаила VIII над антиникейской коалицией в составе войск Эпирского деспотата, герцога Ахейи и короля Сицилии. 1261 г. – Нимфейский договор Михаила VIII с Генуей. Начало господства генуэзцев на Черном море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от императора, считавшего себя гарантированно благочестивым по факту наличия в его стане чудотворного образа, историк Атталиатис демонстрирует нам иное нравственное сознание. Он полагает, что подобная логика стратегов имеет некоторый изъян, что даже чудотворная икона не поможет войску императора при жестоком нраве руководства. Атталиатис предвидит божественную кару, которая должна обрушиться на Василевса за его немилость.    Для нас сегодня подобная духовно-нравственная оценка действий императора Романа IV, может быть, является очевидной истиной. Мы понимаем, что Бог взирает на сердца и намерения. Реликвии и «показухи» ничего не гарантируют. Однако «принцип Атталиатиса», назовем это так, не всегда находил понимание в обществе, где основную роль играла не совесть, а наличие почитаемых религиозных артефактов. Интересно, что составители византийских хроник оставили нам примеры понимания этого «принципа», так сказать, от обратного. По их представлению, византийская армия могла потерять Высшее расположение не только из-за духовных ошибок своих полководцев, но и по причине «правильного» духовного поведения со стороны врага. Византийская принцесса Анна Комнина в своей мемуарной «Алексиаде» не раз пыталась объяснить политические неудачи и военные поражения своего отца, императора Алексея I Комнина, мистическим проведением. Неизвестно, что стало поводом подобных мотивов первой византийской женщины-историка: может, ее пребывание в монастыре; может, невозможность иных оправдательных причин, – но аргумент «так было угодно Небесам» стал ее излюбленным приемом. Одно из событий, описываемое в «Алексиаде», где мы вновь встречаем апелляцию к таинственным материям, произошло осенью 1081 года. Флот нормандского герцога Роберта Гвискара (Guiscard) начал длительную осаду города Диррахий (нынешний албанский город Дуррес), одного из важнейших византийских городов в Адриатике. На помощь обороняющимся прибыл сам император Алексей Комнин. Основной костяк византийской армии состоял из наемников-англосаксов, которые бежали из своей страны после нормандского завоевания.

http://bogoslov.ru/article/4501812

Вторичный привет, значит, храбрым землякам! По началу они действительно вели себя храбрецами и показали, как говорится, зубы Гвискару, а потом из-за зубов заговорил язык (может быть даже родственный Норманну, ибо и сами они были Бог весть какого происхождения)... Кончилось тем, что они сдали город иноземцу, который обратил его в свою резиденцию. Кастория сделалась столицею Норманской монархии на Востоке. Императору не оставалось более ничего делать, как повесть интригу в собственных владениях Роберта в Италии, которою и удалось ему выжить из империи сперва отца, а потом и сына. Но, не смотря на все это, новая держава продолжала держаться. В Кастории оставался Боемондов наместник, некто Бриенний 89 . Четыре раза разбитый император решился еще раз попытать счастья и в 1084 году подступил с войском к Кастории. Ведя правильную осаду города с суши, он разбивал городскую стену таранами. Дело шло медленно. Местные условия позволяли осажденным сосредоточивать все свои силы на малом сравнительно пространстве и действовать с успехом. Алексию оставалось взять город с озера, но у него не было для этого ни одной лодки. Наискали на соседних речках несколько однодеревок и перевезли их ночью на телегах в лагерь, и ночью же с помощью их сделали высадку с задней стороны города, где никто не ожидал нападения. Маневр удался и крепость сдалась, несмотря на все протесты коменданта. Император, овладевши городом, предложил гарнизону или поступить к нему на службу, или отправиться за море восвояси. Поставлены были для сего на городской площади два знамени, одно у церкви св. Георгия, а другое – к стороне приморского города Авлона (откуда бы пришлось отправиться нежелающим остаться). Кто поступал на царскую службу, тот шел под знамя Великомученика, а кто не хотел сего, становился под другое знамя. По словам Анны, под вторым знаменем оказался один единственный – комендант! Через 10 лет после случая, тот же Боемонд, превзошедший отца своего скитальничеством, предводительствуя итальянскою ратью крестоносцев 90 , мирно шел по знакомой дорожке, направляясь прямо на любезную ему Касторию, и имея с собою одной кавалерии 10 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По его влиянию преимущественно западная церковь с этого времени стала стрекаться к тому, чтобы осуществить в себе идеал всемирной феократической монархии с верховным монархом во главе – папою, облеченным высшим авторитетом непогрешимого Божия наместника на земле, – с строжайшею централизациею служителей и чинов церковных, неразрывно связанных единством стремлений, преданных интересам церкви и папы, и силою своей взаимной связи и энергической ревности распространяющих влияние церкви и папы на весь мир. Для достижения этой цели, Гильдебранд всю жизнь свою преимущественно старался о том, чтобы поставить избрание и служение духовных лиц вне всякого влияния от мирян и разорвать для них живую связь с миром чрез повсеместное уничтожение браков духовенства, а вместе с тем и очистить жизнь духовенства от пятен и нареканий, чрез искоренение в нем плотских пороков и симонии. Обладая необычайною хитростию ума и настойчивостью характера, заправляя всеми делами Римской Церкви, сначала, как правая рука и ближайший советник пяти пап (с Льва IX до Александра III (1046 –1073 г.), потом сам сделавшись напою под именем Григория VII (1073–1085), опираясь на фанатическую ревность приверженных в нему лиц в духовенстве и монашестве я на поддержку влиятельных светских владетелей (преимущественно сильного герцога нормандского Роберта Гвискара, признавшего себя лэнником и защитимом римской Церкви, и богатой маркграфини Матильды, своими пожертвованиями много увеличившей светские владения Папы), Гильдебранд в продолжении полувека постепенно успел, если не вполне доершить свою задачу, то, по крайней мере, твердо поставить ее. Его стремления встретили сильнейшие противодействия себе. Искоренение симонии и священнических браков произвело сильные волнения в Медиолане, во Флоренции, в Париже, Майнце и других местах. Устранение влияния лиц светских на замещение церковных должностей 19 вызвало против Григория VII многих противников в светских владельцах. Сильнейшим из них был германский император Генрих IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

После кончины в Салерно папы Григория VII (25 мая 1085) его сторонники около года не могли организовать папские выборы. Только 24 мая 1086 г. кардиналы провозгласили папой аббата Монте-Кассино Дезидерия. Однако его не признали сторонники императора. В это же время преемник Роберта Гвискара герцог Апулии Рожер I Борса, недовольный тем, что на Папский престол не был избран предложенный им кандидат, освободил имперского префекта Рима, к-рый с 1084 г. содержался под стражей. Возвращение префекта в Рим вызвало новые волнения. Не желая участвовать в вооруженной борьбе, Дезидерий отказался занять Папский престол и в кон. мая удалился в Монте-Кассино. Только в марте 1087 г. он согласился стать папой и принял имя Виктор III , Весной 1087 г. его сторонникам удалось взять Рим под контроль. 9 мая в базилике св. Петра состоялись епископское рукоположение и интронизация Виктора III, но уже в июне папа был вынужден оставить Рим (город вновь осадили войска К.) и вернуться в Монте-Кассино. К. укрепился в ц. Санта-Мария-ад-Мартирес (рим. Пантеон). К июню он контролировал почти весь город и сохранял достаточно прочные позиции в Риме вплоть до 1093 г. В этот период благодаря поддержке имп. Генриха IV его признали законным папой на значительной части герм. и итал. земель, а также в Дании, Англии, Португалии, Венгрии, Хорватии и Сербии. Летом 1089 или в 1091/92 г. К. провел Собор в Риме, к-рый снял все церковные отлучения с имп. Генриха IV, принял постановления против симонии, подтвердил обязательность целибата, выступил за укрепление общежительного образа жизни (vita communis) клириков (Decretum Wiberti vel Clementis papae//MGH. Lib. T. 1. P. 622-626). К. прилагал усилия к сближению Римской и К-польской Церквей, действуя в русле политики Генриха IV, который стремился заключить союз с визант. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118). Ок. 1085/86 г. К. отправил письмо Киевскому митр. Иоанну II , греку по происхождению (не сохр.; известно по ответному посланию митрополита). В 1089 или 1090 г. к К. обратился за помощью Василий, греч. митрополит г. Реджо на юге Италии (ныне Реджо-ди-Калабрия), изгнанный в 1078 г. с кафедры норманнами. В ответном письме К. обещал помощь Василию после прихода в Италию войска во главе с имп. Генрихом IV (сохр. текст на греч. яз.: Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexios I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ. 1928. Bd. 28. S. 59-60).

http://pravenc.ru/text/1841379.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010