Указатель рисунков Рис.1 Икона Б. М. в ц. Св. Марии Новеллы во Флоренции, в капелле Ручеллаи, фот. Андерсона Рис.2 Чудотворная икона Б. М. в абб. Монте-Верджине бл. Авеллино в Ю. Италии      Рис.3 Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо             Рис.4 Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов        Рис.5 Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Рис.6 «Рождество Х-во» на иконе Нац. Галл. (Корсиниевской) в Риме, XIV в., фот. Алинари 27442   Рис.7 Складень греко-итальянской иконы «Материалы Η. П. Лихачева», т. LXXX, 141.) Рис.8 «Рождество Христово» – фреска собора м. Ставроникитского на Афоне, 1789 г.                Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы (« Материалы Η. П. Лихачева». LXIII, 103) Рис. 10 Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора Рис. 11. Явление Господа М. Магдалине – тябло иконы Б. Рис. 12. Икона «Явление Господа М. Магдалине» греко- итальянской школы («Материалы», LXVI, 106) М., письма Дуччио в Сиене. Рис. 13. Икона Б. М. в соборе Старой Руссы. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728 Рис. 17 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1265 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л. 1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1266 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 4. Обрезание. Сретение Господне Событие обрезания и наречения имени Спасителю, отмеченное кратко в Евангелии Луки ( Лк. 2:21 ), очень долго не находило выражения в памятниках искусства. В нем выступает одна из черт ветхозаветной обрядности, утратившей свое значение в Новом завете; в частности, именно эта черта прямо и решительно отвергнута была на апостольском Соборе в Иерусалиме ( Деян. 15:1–32 ; Гал. 2:3 ). В самом характере события, относящегося к Ветхому завету и имеющего второстепенное значение в истории христианства, заключается причина, почему оно сравнительно мало обращало на себя внимание христианских художников. Даже установление особого праздника в честь обрезания Господня в IV в. 813 не вызвало художественного интереса к нему. Сущность события, помимо его слабого исторического значения, не давала особенно благодарной темы для художественной обработки. Не только от древнехристианского периода, но даже и от первых веков истории византийского искусства мы не имеем ни одного изображения обрезания Господня. В первый раз встречаем его в ватиканском минологии X в. 814 : миниатюра (1 Января) простая, скромная, исполненная Нестором (рис. 51). 51. Миниатюра ватиканского минология. Место действия – палаты. Седой старец с открытой головой, в бледно-розовом плаще и темно-коричневой тунике, стоит с ножиком в руках; перед ним Иосиф и Мария держат Младенца. Кто этот старец – из миниатюры не видно; относящийся сюда текст минология также не дает разъяснений. В ватиканском Евангелии 1156 (1 Января) Богоматерь с Младенцем сидит на троне, а за ней стоит Иосиф. Неизвестное лицо в короткой тунике (священник?) намеревается взять Младенца 815 . В позднейших памятниках греческих можем указать обрезание на южной стороне параклиса Св. Димитрия в Афоноватопедском монастыре: Богоматерь держит на руках Младенца; перед ней старец в первосвященнических одеждах и жертвенник. В древнейших памятниках русских мы не встречали его; нет его также и в древнейших русских подлинниках, равно как и в греческом; но в позднейших XVII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Предполагается, что это был 1-й храм, освященный во имя прп. Иоанна Лествичника. С нач. XIX в. делались попытки объяснить выбор посвящения. А. Ф. Малиновский считал, что престол устроен во имя патронального святого среднего сына Иоанна Калиты - Иоанна II Иоанновича ( Малиновский. 1992. С. 42-43). И. М. Снегирёв полагал, что вел. князь учредил храм во имя своего небесного покровителя ( Снегирёв. 1842-1845. С. 6). Г. И. Истомин пытался объединить оба мнения, предположив, что храм освящен во имя св. вел. князя и его сына ( Истомин. 1893). На княжеских печатях Иоанна Калиты, в т. ч. при духовных грамотах, изображен его небесный покровитель св. Иоанн Креститель. Определение сходным образом соименного святого Иоанна Иоанновича затруднено. Так, согласно наблюдениям сфрагиста А. В. Орешникова, на аргировуле при духовной грамоте князя изображен свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский ( Орешников А. В. Мат-лы к рус. сфрагистике//Тр. Моск. нумизматического об-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1. С. 123-124. Табл. 1. Рис. 4). Это определение единично (почитание свт. Иоанна, патриарха Иерусалимского, в рус. агиографических памятниках не прослеживается) и не подтверждается находками новгородских княжеских печатей (всего 21), среди к-рых есть 2 экз. с оттиском св. Иоанна Крестителя (по мнению В. Л. Янина и П. Г. Гайдукова, оттиск относится к ранней группе печатей, когда в Новгороде не знали, во имя какого святого крещен князь), в остальных случаях представлено изображение воина, идентифицируемого по фрагментам надписи как св. Иоанн Воин (см.: Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 69-71). По мнению Забелина ( Забелин. 1905. С. 75-76), в выборе посвящения и замысле строительства имела значение политическая мотивация - храм был сооружен по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской кн. Александр Михайлович. Несмотря на то что версия Забелина сохранила актуальность, следует подчеркнуть ее гипотетический характер (ср.: Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 171-172). Вероятность того, что прп. Иоанн Лествичник был небесным покровителем Иоанна Иоанновича, следует из летописного сообщения XV в.: «В лето 6834… родися великому князю Ивану сын Иоанн марта в 30 на паметь Иоанна Лествичника» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 167).

http://pravenc.ru/text/577898.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Филиппов Кадаши: хроника битвы за Москву Источник:  Православие и мир 19 мая 2010 года около храма Воскресения Христова в Кадашах началось обострение ситуации, связанное с тем, что застройщик " Торгпродуктсервис " начал снос ценной исторической застройки на территории объединенной охранной зоны и зоны охраны культурного слоя Московского Кремля, являющейся неотъемлемой частью культурного наследия города. Власти вели себя в этой ситуации так, как будто их нет, а инвестор так, что всем было ясно, что он есть. Правда, если власть известна москвичам в лицо, то кем является инвестор, до сих пор известно только Богу. Между тем представители инвестора предоставили документы, на основании которых они начали вести незаконные работы. Публикуем эти документы, а также последние документы, приостанавливающие действия документов инвестора. Проблема с законностью или незаконностью ведения строительных работ в Кадашах состоит в следующем. С юридической точки зрения, любые строительные работы в Москве могут вестись только на основании утвержденного проекта строительства. Сегодня утвержденного проекта строительства в Кадашах нет, если не считать скандального проекта офисного комплекса " Пять столиц " , действие которого, по словам представителей власти, приостановлено. Предпроектные предложения, представленные на заседании Общественного градостроительного совета в апреле этого года, не являются документом, обладающим юридической силой. Против незаконного сноса выступили представители общественности Москвы, которые не только спасали свое культурное и историческое наследие от уничтожения, но и фактически защищали государственные интересы, добиваясь соблюдения закона властями и бизнесом. По требованию общественных дежурных 24 мая представители инвестора предоставили документ, на основании которого фирмой " Сатори " начаты работы по сносу ценных исторических строений. Это ордер на снос от 5 мая 2010 года, который выдала инспекция ОАТИ (рис. 1). В нем сказано, что ОАТИ разрешает снос 4 зданий, но при этом не указано каких, (любая строительная документация должна содержать точный адрес, по которому ведутся работы). Так что по этому ордеру можно снести вообще все здания, которые там остались, включая палаты Оленевых. Но если нет действующего проекта (повторим, если не считать действующим проект " Пяти столиц " . Если же работы ведутся в рамках этого проекта, то все становится на свои места), то любые работы на территории объеденной охранной зоны незаконны. Также, как незаконным является ордер на проведение этих работ. Это и пытались донести до сведения власти и бизнеса москвичи, а когда это не удалось, то они вышли на улицу, чтобы самим защитить ценную историческую среду, а также закон, который ее охраняет.

http://religare.ru/2_76483.html

Церкви приписные, упраздненные и домовые Приход Крестовоздвиженской церкви образовался из трех самостоятельных приходов, церкви которых по малочисленности оставшихся после 1812 года прихожан приписаны в 1814 году к Крестовоздвиженской. Церкви были каменные, небольшие, и находились: одна, Николаевская, в Сапожках, на площади близ Троицких ворот, а две другие, Николаевская и Благовещенская, на Старом Ваганькове, в Ваганьковском переулке. Храм св. Николая, что в Сапожках, близ Троицких ворот. (С рис. М.Н. Воробьева 1817 г., наход. в Третьяковской галерее, под 59) надо думать, у этой церкви митрополит Филипп встречал В. К. Ивана Васильевича, возвращавшегося в Москву после победы над Новгородом 191 . В 1625 г. храм платил установленную дань в размере 3 алтын 4 ден., с 1628 г. увеличенную до 25 алтын 192 . По Строельной кн. 165 (1657) года значится «земли под церковью и кладбища вдоль 25 1/3 с., поперег 14 ½ с., в другом поперечнике подле церковного крыльца 5 ½ с; и то кладбище тесно». Подле церкви и кладбища было много белых дворов. «И по Государеву указу к церкви, для утеснения церковной земли и кладбища, велено жилецких людей дворы очистить против иных церквей, а имать указано от дворов по пяти сажен от двора». Вследствие этого указа под церковную землю очищено «Якова Черкасова, да пономаря Офонкино дворовое их место, вдоль 11 с., поперег 7 с., в другом конце 6 ¼ с., да по правую сторону церкви попа Ивана (местного), да попа Фадея (придворной церкви), да стрельца Кондрашки Аверкиева дворовое их место вдоль 18 ½ с., поперег в переднем конце 10 с., в другом конце 6 с.; и то новое кладбище огорожено надолбами изредка, а старое забором наглухо» 193 . В 1691 г. уставщик Сергей Суворов поставил вокруг церкви и кладбища ограду, устроил богадельню и каменные лавки с харчевнею, «идучи из города, с каменного мосту, на левой стороне». Сход с лавок и харчевни шел частью в пользу церкви, частью на богадельню 194 . Около этого же времени была обновлена и церковь вместе с приделом, и к освящению выданы антиминсы в главный храм 27 июня 1703 г., а в Знаменский придел 25 нояб. 1710 г 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине А.В. Косова 30.06.2014 18.04.2023 ( 13  голосов:  4.8 из  5) Зачем организму маленький отросток в кишечнике, который некогда ученые признали бесполезным? Для чего хранить то, чему так легко воспалиться и привести человека в операционную? Может быть, проще удалить аппендикс сразу? За разъяснениями мы обратились к терапевту Александре Викторовне Косовой, которая подготовила для Азбуки Здоровья эту статью. Для чего человеку аппендикс? Аппендикс  (синоним – червеобразный отросток)  является придатком слепой кишки, отходящим от ее заднебоковой стенки. Рис. 1. Толстая кишка с аппендиксом. У аппендикса цилиндрическая форма, длина, в среднем, 8–10 см, хотя встречается его укорочение до 3 см, иногда он увеличивается до 20 см. Очень редко бывает отсутствие червеобразного отростка. Диаметр входного отверстия аппендикса 1–2 мм. Положение придатка может быть различным (см. рис. 2), но при этом место отхождения от слепой кишки остается постоянным. Рис.2. Положения аппендикса относительно слепой кишки.    Червеобразный отросток есть только у млекопитающих, однако, не у всех. Например, он есть у овец, лошадей, кроликов. А у коров, собак и кошек его нет. А нет придатка – нет и аппендицита (воспаления червеобразного отростка). У лошадей аппендикс очень большой (см. рис. 3), он является важным звеном пищеварительной системы: в нем тщательному перевариванию подвергаются грубые части растений (кора, жесткие стебли). Рис. 3. Червеобразный отросток у лошади.   Удалить аппендикс для… профилактики аппендицита Небольшой аппендикс у человека хоть и входит в состав желудочно-кишечного тракта, но в процессе пищеварения участия не принимает. А риск развития аппендицита сохраняется. Острый аппендицит   всегда был и остается одним из наиболее частых хирургических заболеваний брюшной полости. Именно поэтому ученые прошлого столетия пришли к выводу: необходимо удалять аппендикс с профилактической целью. Вообще, выводы yчehыx XIX-XX bekob были настолько быстрыми и, если можно так выразиться, поверхностными, что те органы, которым они не находили применения в организме человека, объявлялись рудиментарными и подлежали удалению.

http://azbyka.ru/zdorovie/dlya-chego-bog...

3. Скрепите кружки бумаги между собой при помощи тонкой проволоки, обмотав ее вокруг них вдоль линии сгиба. Концы проволоки скрутите вместе. Если у вас нет проволоки, то вы можете скрепить кружочки при помощи обычного степлера. 4. Расправьте круги и склейте соседние половинки кружков друг с другом. Каждая половинка должна быть соединена с одной соседней вверху, а с другой — внизу. 2. Елочные шары своими руками (вариант 2) Вырежьте из цветного картона или плотной бумаги три круга одинакового размера, но разного цвета. В первом из них прорежьте крест (рис. а), во втором круге сделайте горизонтальный надрез посередине и перпендикулярно к нему два надреза в направлении от окружности к центру круга (рис. б), а в третьем — четыре надреза в виде креста, также по направлению от окружности к центру (рис. в). Круг “в” проденьте в круг “б”. В круге “а” отогните уголки, образовавшиеся в результате его надреза; получится квадратное отверстие. В него проденьте круги “б” и “в”, предварительно сложив их. Затем уголки снова разогните (рис. г). Приделайте к получившемуся шарику ниточку. 3. Новогодние шары из бумаги (вариант 3) Из старых открыток или цветной бумаги можно сделать вот такие симпатичные елочные игрушки — новогодние шары. Совсем не обязательно делать большой, сложный шар, можно смастерить маленький елочный шарик из меньшего количества деталей. Можно распечатать готовые цветные кружочки для изготовления пестрого новогоднего шара в этой технике. 4. Изготовление новогоднего шара (вариант 4) Очень простой в изготовлении новогодний шар из бумаги. Чтобы его сделать, вам понадобится цветная бумага и клей. План работы: 1. Вырежьте из бумаги разных цветов восемь одинаковых кружков. Хотя, на самом деле, количество кругов может быть любым, но не меньше трех. 2. Согните каждый кружок пополам, лицевой стороной внутрь. 3. Склейте между собой половинки кружков так, как показано на фото ниже. Клей наносится на изнаночную сторону половинок круга. 4. Прежде чем окончательно заклеить новогодний шарик, проденьте через него толстую нитку или ленточку. Также можно сделать замечательную елочную гирлянду из большого количества бумажных шариков.

http://azbyka.ru/deti/shary-elochnye-nov...

А.Н. Наумов Н. А. Тропин. Гончарные сооружения второй половины XIV века на селище Аргамач – Пальна-5 Селище Аргамач – Пальна-5 находится у с. Аргамач – Пальна на территории Елецкого района Липецкой области. Оно занимает участок левобережного склона р.Пальна размерами 180 х 60 м и возвышается над уровнем воды на 30–33 м (рис. 1,/). Памятник открыт в 1991 г. в результате совместных разведочных работ экспедиции Воронежского университета и Елецкого пединститута С. 21–22]. В 1991-м г. и 1995 гг. он исследовался раскопками под руководством автора. Вскрытая площадь составила 133 м 2 . Раскоп был заложен в западной части памятника вдоль крутого обрывистого склона. Мощность культурного слоя составила 0,6– 0,8 м. Под слоем дерна толщиной в 0,1 м залегает черноземный слой до глубины 0,6 м. Он подстилается суглинком толщиной до 0,2 м. Материк – глина. В площади раскопа встречены предметы древнерусского времени и два производственных сооружения, связанных с гончарным ремеслом. К ним относятся постройка полуземляночного типа и гончарный горн (рис. 1,//). Постройка расположена в северной части раскопа. Она прямоугольной формы, размерами 3 х 3,45 м. (рис. 2,/). Сооружение углублено в материк до 0,4 м. Стенки котлована отвесные. Интересно отметить, что на современной дневной поверхности над постройкой – фиксировалась западина диаметром 4 м и глубиной до 0,2 м. По периметру стен котлована находилась деревянная облицовка толщиной 0,1–0,15 м. Она не встречена в северном углу постройки, к которому примыкала печь. Следует считать, что деревянная облицовка не срубного происхождения, однако и столбовых ям в сооружении не было обнаружено. Пол в постройке деревянный. Дощатые плахи лежали вплотную друг к другу в направлении запад – восток. Под полом находился глиняный материк с выходами известняка. Вдоль восточной стороны постройки находилось углубление до 0,2 м в материковом полу котлована. Его размеры 2 х 0,8 м. В северном углу сооружения расчищены остатки глинобитной печи. В ее основе находился округлый, глинобитный под размерами 0,8 х 0,9 м и толщиной 0,05 м. Он был сооружен на материковом останце. На поверхности пода обнаружено немного золы. Под наклонен в сторону устья печи на 0,07 м. В своей нижней части на высоте до 0,15 м сохранились глинобитные стенки печи. Их толщина составила 0,2 м. Вследствие этого можно полагать, что размеры печи составляли 1,4 х 1,2 м. Стратиграфические наблюдения зафиксировали в культурном слое просевший прокаленный свод печи толщиной до 0,05 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010