Однако за эти десятилетия на Пиренейском полуострове произошло несколько важных сражений. Первое было в Рио-Саладо, недалеко от Тарифы, в 1340 году, где Альфонсо XI Кастильский вместе с Альфонсо IV Португальским разгромил превосходящие силы мусульман, часть которых только что прибыла из Марокко. В Марокко всегда хватало добровольцев для сражений на так называемом испанском фронте. Марокканцы считали Испанию подходящим местом для священной войны из-за наличия там христиан, а армии Маринидов никогда не испытывали недостатка в новобранцах: берберов с Атласских гор и арабов с побережья. Всем им не терпелось переправиться на другую сторону Гибралтарского пролива, чтобы получить добычу и испанских женщин, или мученичество и райских гурий. Жителей Марокко воспринимали Испанию как землю джихада. Альхесирас был их обычным местом высадки. Испанцам сильно не нравились эти марокканские искатели приключений. А потому Альхесирас стал их ближайшей целью. Кастильцы призвали своих союзников на помощь. Стратегическое значение этой кампании, начавшейся через четыре года после Саладо, было ясным с самого начала, особенно для Папы, которого всегда беспокоило проникновение ислама в Европу. Генуэзцы вошли в союз с союзниками Альфонсо XI, а к ним примкнул каталонский флот из Барселоны, и король Филипп III Наваррский, прибывший с армией, чтобы помочь испанцам, так же и некоторые доблестные английские рыцари, в том числе графы Дерби и Солсбери. Захват атлантического порта Альхесирас испанцами, быстрее, чем любые иные действия, сразу полагал конец той огромной поддержке, которую африканцы оказывали своим собратьям-мусульманам в Испании, так как блокировал основное место высадки марокканцев в Европу. Испанцы даже надеялись, что захват мавританских ворот на полуострове положит конец джихаду в Испании раз и навсегда. Сдача мусульманами Альхесираса, безусловно, привела бы к быстрому исчезновению власти мавров в Испании и краху эмирата Гранада. Но вместо того, чтобы вести борьбу с марокканцами, Кастилия вовлеклась в Столетнюю войну между Францией и Англией.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в. Период до кон. XII в. характеризовался постепенным ростом владений ордена: в 1174 г. К. отошла крепость Сорита-де-лос-Канес; в 1179 г. кор. Альфонсо II Арагонский передал ордену замок Альканьис, тем самым положив начало арагонской ветви ордена; в 1183 г. под управление К. были переданы имения близ Абенохара и Агудо. Однако после поражения от мусульман христ. армии кор. Альфонсо VIII в битве при Аларкосе (1195) крепость Калатрава была захвачена альмохадами. Орденская резиденция была перенесена в Сируэлос, а с 1198 г.- в крепость Сальватьерра (до 1212 орден назывался по этому замку). В 1212 г. рыцари ордена приняли участие в крестовом походе, организованном после захвата в 1211 г. Сальватьерры мусульманами. В результате победы в сражении при Лас-Навас-де-Толоса после взятия Баэсы и Убеды под власть христиан были возвращены основные земли, принадлежавшие ордену (замок Сальватьерра оставался в руках мусульман до 1226). Однако крепость Калатрава потеряла ключевое значение, новой резиденцией ордена стал замок Калатрава-ла-Нуэва (Нов. Калатрава), в 1213-1217 гг. выстроенный на месте крепости Дуэньяс. Калатрава-ла-Вьеха (Ст. Калатрава) оставалась центром орденских владений (энкомьенды) в Леоне и Кастилии. После поражения при Аларкосе (1195) и переноса центра ордена в Сируэлос, а затем в Сальватьерру арагонские рыцари К. избрали нового магистра - Гарсию Лопеса де Мовента, несмотря на то что прежний, Нуньо Перес де Киньонес, продолжал исполнять свои обязанности. Резиденцией нового магистра стал замок Альканьис. Этот раскол в ордене усугубился после смерти Гарсии Лопеса де Мовента и избрания магистром в Сальватьерре Мартина Мартинеса (1199). Только в 1206 г. магистры смогли прийти к соглашению, по к-рому арагонский магистр отказывался от своего титула взамен признания его (и всех его наследников) главным командором и местоблюстителем магистра ордена в Арагоне. 1-я пол. XIII в. стала эпохой расцвета ордена. Магистр К. получил от кастильского кор. Фернандо III Святого право визитации рыцарского ордена Алькантара и Авишского ордена . В 1221 г. в состав К. вошла община рыцарей ордена Монфрагуэ. Рыцари К. принимали участие в Реконкисте, что способствовало закреплению ордена в Андалусии (к владениям ордена были присоединены крепости Мартос, Поркуна, Виборас, Алькаудете). После упразднения ордена тамплиеров в 1312 г. в юрисдикцию магистра К. перешли орден Монтеса и орден Христа. В XIV в. рыцари К. воевали против мусульм. правителей из берберской династии Маринидов (в частности, участвовали в битве при р. Саладо (Рио-Саладо) в 1340, после к-рой Маринидам пришлось оставить Пиренейский п-ов). В этот период орден К. приобрел владения в Хаэне (Лопера, Химена, Архона), Кордове (Фуэнте-Обехуна, Бельмес, Вильяфранка-де-Кордова) и Севилье (Осуна).

http://pravenc.ru/text/Калатрава.html

В 1591 году вместе с Педро де Аньяско Барсана поселился в Рио-Бермехо, среди племени матара. Он катехизировал, проповедовал и совершал таинства (крещение, исповедь и брак). Также Алонсо начал писать грамматики тех языков, которые уже знал. Он пытался отправиться к индейцам френтонес, но был вынужден отказаться из-за их сильной враждебности, а также отказался сопровождать губернатора в карательной экспедиции из-за убийства одного из братьев. Позднее Алонсо так высказался об этом эпизоде: «Они убили более четырехсот из них, и это вызвало во мне большое Позже была еще одна такая же экспедиция, в результате которой погибло много мятежных индейцев: «Совершенно против нашей воли [они убили] большую часть людей, так что из двух тысяч душ осталось только сто Время не прошло даром, и в 1593 году Барсана писал: «Я теперь очень стар и сед, совсем Похоже, что его пребывание среди матара совпало с золотым периодом его миссионерской деятельности. В нынешнем аргентинском местечке Матара (Рио-Саладо, недалеко от Сантьяго-дель-Эстеро) до сих пор сохранился небольшой деревянный крест с вырезанными эпизодами Христа и Страстей, с помощью которого он катехизировал. О существовании этого креста узнали в 1971 году. Считается, что это самый старый крест в Америке и символ первой евангелизации, поэтому он был торжественно установлен в соборе города Аньятуйя. Похоже, что крест относится ко времени проповеди Алонсо среди матара возле Рио-Бермехо, поскольку он, должно быть, использовал такие кресты в качестве катехетических инструментов. Это поселение было разрушено другими индейцами в 1629 году, и многие матара эмигрировали и поселились в 1645 году в новой Матаре, в районе Рио-Саладо. Губернаторство Парагвая (1594–1597) Миссионерский маршрут Барсаны на юге привел его в Асунсьон (Парагвай), где он проводил свою апостольскую работу с индейцами и испанцами города. Но наступала старость. Алонсо заболел в 1594 году и сокрушался об этом в письме к своему провинциалу: «У меня больше нет ни вдохновения для новых языков, ни сил для паломничества среди язычников […].

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

городских должностей и большой ролью общего собрания всех полноправных горожан (т. н. открытый совет - concejo abierto) в XIV в. изменилась, важное значение приобрели замкнутые корпорации назначенных королем муниципальных советников - рехидоров, обычно происходивших из городской знати. Королевская власть благодаря введению института коррехидоров (королевских представителей в наиболее крупных городах) установила более прочный контроль над органами городского управления - консехо. Практика назначения коррехидоров получила распространение при Альфонсо XI. В XIV и большей части XV в. войны с Гранадским эмиратом, правители которого действовали в союзе с берберской династией Маринидов в Сев. Африке, велись лишь эпизодически, хотя и были успешными: победа при р. Саладо (Рио-Саладо) в 1340 г., взятие Антекеры в 1410 г., победа при Ла-Игеруэле в 1431 г.; в результате удалось установить контроль над Гибралтарским прол. Альфонсо XI, умершему от чумы, наследовал его единственный законный сын Педро I Жестокий (1350-1369), правление к-рого пришлось на крайне тяжелый период в истории страны. От эпидемии чумы («черной смерти») вымирали кварталы в городах, пустели деревни; мор и голод усиливали социальную напряженность. Кор. Педро I пытался навести в стране порядок, прибегнув к крайним мерам, вплоть до казней самых высокопоставленных лиц. Оппозицию аристократов, недовольных политикой короля, возглавили его сводные братья - сыновья Альфонсо XI от знатной севильской дамы Леонор де Гусман. Внутренняя борьба в Кастилии разворачивалась на фоне конфликтов с мусульм. Гранадским эмиратом, Португалией и особенно с Арагоном, а после 1360 г. события на полуострове находились в тесной связи с перипетиями Столетней войны. Сначала успех был на стороне кор. Педро I, но жестокие расправы и непоследовательность политики лишили его поддержки не только знати, но и городов. Именно в этот момент старший из сводных братьев Педро, Энрике Трастамарский, стал претендовать на трон короля Кастилии. Педро был вынужден бежать из страны и заручился помощью правителей Наварры и англичан во главе с Эдуардом, Черным Принцем, старшим сыном англ.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Но он отказался от этой должности — субсидируемой испанской короной, — потому что на него оказывалось давление с целью продвижения тех, кто этого не заслуживал. Аргентина: Тукуман и Чако (1586–1593) В 1586 году Барсана был одним из первых иезуитов, попавших на север Аргентины, в губернаторство Тукуман: Сантьяго-дель-Эстеро, Талавера-де-Эстеко и Кордова. Здесь распространился институт encomieda между индейцами и испанскими колонистами: первые должны были платить энкомендеро (поручителю)— дань деньгами или трудом, получая взамен помощь и защиту. Сначала это казалось хорошим делом, но затем привело к злоупотреблениям и в итоге стало формой порабощения и эксплуатации индейцев. Кроме того, это были пограничные районы, и на территорию индейцев часто отправлялись вооруженные экспедиции для поиска рабочей силы. По всем этим причинам евангелизаторы начали дистанцироваться от encomenderos, осуждали их злоупотребления и пытались защитить индейцев. Алонсо был миссионером среди индейцев, работающих на испанцев, но он также ходил к племенам индейцев, разбросанным по всей территории, где проводил переписи, катехизировал, крестил и заключал браки. Он изучал новые языки, такие как токоте и какан, писал грамматики, катехизисы, словари и т. д. Поскольку Алонсо знал эту территорию, он сопровождал епископа во время пастырского визита в район рек Дульсе и Саладо. Его мечтой было добраться до индейцев Патагонии, но епископ назначил его викарием епархии в 1587 году, а затем отправил его в Рио-Саладо, в земли тоба, мокови и диагуита, которые говорили на языке тонокоте. Барсана обучил ему своих спутников, но затем заболел и был вынужден на некоторое время вернуться в Сантьяго. В марте 1588 года ему пришлось сопровождать губернатора в долину Кальчаки, где восстали индейцы, но он всегда старался прийти к ним раньше губернатора, договориться, чтобы они приняли мир, сдались и не были наказаны смертью. В 1590 году Алонсо проповедовал среди иулесов, но заболел и был вынужден вернуться в город, в Сан-Мигель-де-Тукуман; он снова вернулся к ним в следующем году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Так закончился этот день. Назавтра, задолго до конца дня, путешественники почувствовали близость океана — до него оставалось еще миль пятнадцать. Виразон — морской ветер, дующий во второй половине дня и ночи, пригибал к земле высокие травы. На тощей почве росли жидкие лесочки, низкие древовидные мимозы, кусты акации и пучки курра-мамеля. Несколько лагун соленой воды блестели, словно осколки разбитого стекла, они удлиняли путь, так как их приходилось огибать. Пешеходы спешили, стремясь до ночи добраться до озера Саладо у Атлантического океана, и, надо признаться, все очень устали, когда в восемь часов вечера у пенистой границы океана показались песчаные дюны вышиной в двадцать саженей. Вскоре послышался протяжный рокот волн. — Океан! — воскликнул Паганель. — Да, океан, — ответил Талькав. И пешеходы, которые, казалось, еле передвигали ноги, карабкались теперь на дюны с замечательным проворством. Но уже наступила ночь. Напрасно пытались они разглядеть что-либо в темнота. «Дункана» не было видно. — И тем не менее он здесь! — воскликнул Гленарван. — Он ждет нас, лавируя у этих берегов! — Завтра мы увидим его, — отозвался Мак-Наббс. Том Остин попытался окликнуть невидимую яхту, но не получил ответа. Дул сильный ветер, и море было бурное. Ветер гнал облака на запад и доносил брызги пенящихся волн до самых верхушек дюн. Таким образом, если бы «Дункан» даже и находился на условленном месте, вахтенный все равно не мог бы ни услышать крика, ни ответить на него. На берегу нигде не было убежища для кораблей — ни залива, ни бухты, ни искусственного порта. Берег состоял из длинных песчаных отмелей, далеко выдававшихся в море, эти отмели более опасны для судов, чем выступающие из воды рифы. Вблизи отмелей море всегда особенно бурно, и беда кораблю, попавшему в такую погоду на эти песчаные отмели, — он обречен на гибель! Не было, конечно, ничего удивительного в том, что «Дункан» держался в отдалении от этого опасного бесприютного берега. Джон Манглс, очень осторожный и предусмотрительный, несомненно, не решился бы приблизиться к берегу. Таково было мнение Тома Остина: он полагал, что «Дункан» должен был крейсировать по меньшей мере в пяти милях от берега.

http://azbyka.ru/fiction/deti-kapitana-g...

Тем не менее, встречи Папы Римского проходят вполне позитивно. В среду обошлось без каких-либо эксцессов. Отчасти, наверное, от того, что Апаресида находится в 260 километрах от Рио-де-Жанейро и вообще вдали от больших городов. Во второй день Всемирных дней молодежи, открывшихся накануне на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро, число их участников было несколько ниже ожидаемого. Виной тому стали достаточно сильные холода, которые установились в Бразилии, и выпавший на юге страны снег. В Рио сейчас 14 градусов тепла - для местных жителей это равноценно тому, как если бы в Москве ударил 40-градусный мороз. Дома не приспособлены абсолютно ни к каким холодам. Люди часто не имеют теплой одежды. Дальнейшие мероприятия в рамках визита Папы, которые запланированы на четверг и пятницу - общение с верующими и проезд по набережной пляжа Копакабаны в Рио-де-Жанейро, где ожидается огромное число паломников. Это потребует от организаторов гораздо большего напряжения с точки зрения обеспечения безопасности и недопущения новых волнений и протестов, как это было в понедельник, когда уже после отъезда папы Франциска в резиденцию у Дворца губернатора в Рио-де-Жанейро началось противостояние полиции с манифестантами, которые стали кидать в стражей порядка самодельные взрывные устройства. Власти Рио заявили, что готовы к любым нестандартным ситуациям, хотя и признали некоторые погрешности: в первый же день визита понтифика, сразу после его прилета, папский кортеж попал в пробку. Это объяснили тем, что водитель выбрал неправильную полосу движения вместо той, которая была специально отведена для проезда высокого гостя. Водитель же повернул на боковую, более узкую трассу, где к тому же были припаркованы автобусы. Чем и воспользовались верующие, которые буквально окружили автомобиль папы римского и стали пытаться до него дотронуться и как-то пообщаться с ним. Из этой людской и автомобильной пробки глава Римско-Католической церкви смог выбраться только через несколько минут. Впоследствии папа Франциск сообщил, что он вовсе не испугался этой внештатной ситуации и наоборот был рад лишней возможности пообщаться с народом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1597 г. губернатором Рио-де-ла-Плата был впервые назначен уроженец Асунсьона Эрнандо Ариас де Сааведра (Эрнандариас) (1561-1634), который неск. раз становился губернатором (1597-1599, 1602-1609, 1615-1618). Эрнандариас поддерживал активную миссионерскую деятельность иезуитов. В 1604 г. генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива (1581-1615) учредил Иезуитскую пров. Парагвай, включившую территории современных Аргентины, Уругвая, П., Чили и Бразилии (шт. Парана и зап. часть шт. Сан-Паулу). В 1607 г. назначен 1-й провинциал Парагвая Диего де Торрес Больо (1550-1638), к-рый в 1608 г. прибыл в Кордову (в совр. Аргентине) - столицу Иезуитской пров. Парагвай. Вместе с ним были 13 иезуитов, в т. ч. уроженец Лимы (Перу) Антонио Руис де Монтойя (1585-1652), буд. знаток языка гуарани, сыгравший важную роль в мирной христианизации индейцев. Иезуиты, используя опыт францисканцев, организовали сеть редукций в регионах Гуайра, Итатин, Тапе (ныне в совр. Бразилии), в долине р. Уругвай (в современных Бразилии, Аргентине и Уругвае), в долине р. Параны (современные Аргентина, П. и Бразилия) и в районах расселения гуайкуру в Чако (в современных Аргентине и П.). Первые иезуитские редукции основаны в 1610 г.: в Гуайра - во имя Пресв. Девы Лоретской (Нуэстра-Сеньора-де-Лорето), во имя св. Игнатия (Сан-Игнасио-Мини) на юж. берегу р. Паранапанемы, на территории гуайкуру - во имя Пресв. Девы Марии Королей (Нуэстра-Сеньора-Мария-де-лос-Рейес), в долине р. Параны - во имя св. Игнатия (Сан-Игнасио-Гуасу). Впосл. были основаны др. редукции, гл. обр. в Гуайра и в долинах Параны и Уругвая. В 1612 г. визитатор Франсиско де Альфаро (ок. 1575 - после 1618) освободил обращенных иезуитами индейцев от энкомьенды. В 1609 г. еп-ство Рио-де-ла-Плата перешло в подчинение архиепископству Чаркас (ныне Сукре, Боливия). В 1617 г. губернаторство Рио-де-ла-Плата было разделено на 2 новых - губернаторство Рио-де-ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе и губернаторство Гуайра (впосл. губернаторство Парагвай) со столицей в Асунсьоне. В 1620 г. часть территории еп-ства Асунсьон была передана новоучрежденному еп-ству Буэнос-Айрес. В 1625 г. от Иезуитской пров. Парагвай была отделена часть территории для создания Иезуитской вице-провинции Чили. Указами кор. Филиппа III от 1625 и 1626 гг. территории иезуитских миссий Параны и Парагвая стали относиться к губернаторству Рио-де-ла-Плата. В 1628 г. произошло восстание индейцев гуарани против иезуитов, к-рое в результате вмешательства испан. войск было подавлено.

http://pravenc.ru/text/2578963.html

«Подобные механизмы совместной работы государства и меценатов нужно развивать и сегодня, - призвал он. - В том числе – с опорой на созданный Указом Президента России два месяца назад фонд " История Отечества " . Его финансовое участие – может послужить стимулом для многих новых проектов. Дореволюционное РИО занималось и историей международных отношений. Впервые в отечественной практике – стали системно публиковаться документы из области внешней политики: и дипломатическая переписка, и воспоминания государственных деятелей». «Думаю, - продолжил выступающий, - многим нынешним западным политическим партнёрам невредно вспомнить, что рано или поздно " всё тайное становится явным " . И заботиться о своей репутации не только в глазах избирателей и народов, но и перед судом истории. А потомкам будет любопытно многое. В том числе – как инструкции из других, более влиятельных держав, подчас круто меняют внешнеполитический курс и само поведение европейских политиков. И целых международных организаций – тоже. Те, кто следит за хроникой работы российской делегации в ПАСЕ хорошо понимают, о чём я говорю». «И хотя в начале ХХ века – в годы становления российского парламентаризма – некоторые из членов Русского исторического общества погрузились в политику, Обществу удалось избежать влияния конъюнктуры. И это тоже – один из уроков для всех нас. Идеология и история – если и совпадают, то лишь отчасти, - считает председатель Госдумы. - Я уже не раз говорил, что власть не может учить историков истории. И современное РИО – это не только площадка для взаимодействия, но и мощный ресурс для продвижения профессиональных интересов самих историков. А главный из них вижу в том, чтобы наши граждане – владели правдивой картиной прошлого нашего Отечества. Именно здесь – истоки настоящего патриотизма. Нам есть чем гордиться. И нам нельзя ничего прятать от самих себя, включая самые драматические страницы прошлого». «1917 год – год двух русских революций – пошатнул РИО, но ещё не уничтожил его. Председатель Русского исторического общества великий князь Николай Михайлович приветствовал Февральскую революцию. Он не знал, в какое русло совсем скоро повернёт этот бурный революционный поток. В годы Гражданской войны и иностранной интервенции многие историки пытались спасти имущество РИО от грабежей и арестов, сохранить богатейший архив, - напомнил он. - Усилиями этих самоотверженных людей, работу которых возглавил секретарь Общества, известный библиотекарь Владимир Саитов – мы многим обязаны. В том числе и тем, что в 1920 году они передали оставшееся имущество и неоконченные труды в Академию наук – поняв, что сохранить Общество в прежнем виде им не удастся».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/02/im...

«На протяжении многих лет я работал в фавеле (неблагополучные городские трущобы), но никогда не сталкивался с подобным отношением. Мелкие кражи случались — уносили стулья, лампады. Но бандиты не врывались в церкви, угрожая оружием», — приводит издание слова викария Джефферсона Араужу ди Оливейра. «Пусть речь и не идет о религиозной нетерпимости, но мы можем констатировать падение уважения к церкви», — отметил в свою очередь антрополог Алба Залуар. По данным Globo, одно из наиболее дерзких ограблений произошло в июле 2018 года в католической церкви Богоматери Кармельской. Преступники унесли с собой дарохранительницу — сосуд, в котором хранятся дары, используемые для причащения. По утверждению свидетелей, которым угрожали оружием, на выходе из церкви бандиты перекрестились. Через сутки военная полиция смогла отыскать украденное и вернуть на место. Беднейшие районы Рио-де-Жанейро — фавелы — находятся на склонах окрестных гор. В городе насчитывается несколько тысяч фавел. По сути это мини-государства в государстве. Федеральные власти в дела фавел практически не вмешиваются. В большинстве фавел уровень жизни очень низкий, часто здесь нет элементарных удобств, школ, больниц и т.п. и, как следствие всего этого, крайне неблагоприятная криминогенная обстановка и ужасное санитарное состояние. Рио-де-Жанейро известен очень высоким уровнем преступности, в том числе наркоторговли, которая в основном сконцентрирована в районах густонаселенных фавел, власть в которых фактически принадлежит наиболее влиятельным наркокартелям. В 1972 году ООН поставила Рио-де-Жанейро на второе место по уровню преступности в мире (после Чикаго), однако в период после 1972 года положение в городе значительно ухудшилось, уже в 1974 году для борьбы с преступностью в город ввели части военной полиции. В рамках подготовки города к чемпионату мира по футболу 2014 года (финал турнира проходил в Рио) и летним Олимпийским играм 2016 года власти штата и города приложили серьезные усилия для нормализации обстановки в области правопорядка, в том числе в фавелах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010