Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Антифонарий. Ирландия. Кон. VIII в. (Paris. Lat. 9488) Первые письменные источники (кон. VIII - нач. IX в.), в к-рых встречается термин «А.» - каролингские библиотечные каталоги (из мон-рей Сен-Вандрий-де-Фонтенель в Нормандии, Сен-Рикье в Пикардии, Санкт-Галлен в Швейцарии, мон-ря Райхенау и из Кёльна в Германии - Becker, Lehman), «Книга об устройстве Антифонария» Амалара Симфозия († ок. 850), «Об исправлении Антифонария» Агобарда Лионского († 840) и др.,- свидетельствуют о возможности употребления этого термина в разных смыслах. А. мог обозначать собрание всех песнопений оффиция (в галликанском обряде; именно это значение сохранилось в более позднее время), или только его антифонов (в рим. обряде ), или, возможно, лишь антифонов ночной службы (в рим. обряде), всех или только антифонных песнопений мессы ( интроит , коммунио ), а также певч. книгу мессы и оффиция (напр., А. кор. Карла Лысого) или свод антифонов мессы и оффиция (в рим. обряде). Иоанн Диакон (825-880) в житии папы св. Григория I Великого (Vita sancti Gregorii//PL. 75. Col. 90) под «antiphonarius cento» (букв.- антифонное собрание) подразумевает певч. книгу мессы (создание всего А. приписывалось св. Григорию, что не подтверждается совр. ему источниками). Позднее произошло терминологическое разделение на antiphonarius missarum (А. месс) и antiphonarius officii (А. оффиция), сохранившееся и в наст. время в амвросианском пении . Термин «градуал» (graduale), применявшийся к книге, содержавшей, по древнему галликанскому обычаю, респонсорные песнопения мессы (градуал, аллилуиарий , офферторий ), в XII в. стал обозначать сборник антифонных и респонсорных песнопений проприя мессы , тогда как термин «А.» в XII-XIII вв. приобрел совр. значение певч. книги оффиция. Самые ранние дошедшие до наст. времени А. не имеют муз. нотации. Это прежде всего фрагменты А. из Лукки (Италия) (Lucca. Bibl. Cap. 490, кон. VIII в.- Hesbert. Antiphonale missarum), из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gall. Stiftsbibliothek. 1399, 2-я пол. VIII в.- Dold) и из Роана (Франция) (Roanne. Bibliothèque Municipale. A 292, IX в.- Hesbert. Un curieux antiphonaire), а также первый полный А. из Компьени (Франция), принадлежавший кор. Карлу Лысому (Paris. Bibl. Nat. lat. 17436, между 860 и 880 - PL. 78. Col. 725-858). Среди древнейших сохранившихся нотированных А. можно выделить А. Мон-Рено, происходящий из аббатства Сен-Дени (частная коллекция; текст 1-й пол. X в., нотация X-XI вв.), т. н. А. Харткера из мон-ря Санкт-Галлен (St. Gallen. Stiftsbibliothek. 390-391, кон. X в.- Hesbert. Corpus. Vol. 2) и фрагмент из Оксфорда (Bodl. Auct. F. 4. 26, X в.).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Иннокентий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1432, Генуя - 25.07.1492, Рим; до избрания папой Римским - Джованни Баттиста Чибо), папа Римский (с 29 авг. 1484). Род. в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каллиста III (1455-1458) стал рим. сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода. В юности Дж. Чибо вел распутную жизнь и имел неск. внебрачных детей, позднее 2 из них (сына Франческетто и дочь Теодорину) он признал. Став клириком, Дж. Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского кор. Альфонса I (1442-1458) каноникат в Капуа, но после смерти монарха архиеп. г. Капуа Джордано Гаэтано изгнал Дж. Чибо. С 1458 г. обучался в Падуанском ун-те, позже переехал в Рим, где намеревался завершить свое образование. В Риме он заручился покровительством кард. Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447-1455), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464-1471) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 нояб. 1466). В 1472 г. папа Сикст IV перевел его на кафедру г. Мольфетта. В 1471-1473 гг. Дж. Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведен в сан кардинала-пресвитера рим. ц. св. Бальбины, в янв. 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской ц. св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, Дж. Чибо был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Быстрая церковная карьера Дж. Чибо объясняется, вероятно, его близкой дружбой с кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II (1503-1513)), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее на конклаве, собравшемся 26 авг. 1484 г., после смерти Сикста IV, Дж. Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В 1-м туре голосования фаворитом стал кард. Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, к-рого поддерживали представители влиятельного рим. семейства Орсини, и кард. Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством рим. семейства Колонна. Кард.-пресв. Дж. Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 авг. был избран папой; он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243-1254). 12 сент. 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. Ρωμαα); празднование иконе установили 8 сент. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня. Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. ( Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой ( Кулаковский. 1928. С. 474). Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков ( Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VII Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (26.05.1478, Флоренция - 25.09.1534, Рим; до избрания папой - Джулио Медичи), папа Римский (с 19 сент. 1523). Незаконнорожденный сын Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи (Великолепного), главы Флорентийской республики, и некой Фьоретты (вероятно, Фьоретты Горини). За месяц до рождения сына Джулиано Медичи был убит во время заговора во главе с Франческо Пацци. Ребенок был крещен 27 мая 1478 г. с именем Джулио Дзенобио; крестным отцом стал архитектор и инженер Антонио да Сангалло. Джулио Медичи воспитывался в семье дяди Лоренцо Медичи вместе с его детьми (их воспитатели принадлежали к кругу итальянских гуманистов - знаток права, поэт, собиратель древних рукописей Бернардо Микелоцци (епископ Форли в 1516-1519) и писатель, член Платоновской академии во Флоренции Джентиле де Бекки, еп. Ареццо (1473-1497)). В 1489-1491 гг. Джулио Медичи изучал каноническое право в Пизе. Вероятно, вступил в духовно-рыцарский орден госпитальеров (см. Мальтийский орден ); в 1488 г. Лоренцо Медичи добился для него от кор. Фердинанда V (II) Арагонского и папы Римского Иннокентия VIII в качестве бенефиция должности великого приора Капуа в ордене госпитальеров. Возглавлял также 2 орденских командорства во Флорентийском архиепископстве. В 1492 г. сопровождал в Рим двоюродного брата Джованни Медичи (в 1489 тот был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника, но по причине юного возраста возведен в кардинальское достоинство только в марте 1492). В июле вновь сопровождал его в Рим на конклав, на к-ром на Папский престол был избран Родриго Борджа (папа Александр VI (1492-1503)). После изгнания восставшими горожанами семьи Медичи из Флоренции (1494) Джулио бежал в Болонью, потом переехал в Питильяно, а затем в Читта-ди-Кастелло; позднее, вероятно, он вернулся в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Самым древним свидетельством о существовании и почитании святого мученика Адриана, пострадавшего вместе с 23 христианами в Никомедии нужно, судя по всему, признать показания Мартиролога Псевдо-Иеронима (основная часть которого была составлена в период со 2-ой половины V века - приблизительно, по VII век ; к упомянутой части относится и чествование памяти святого Адриана со сподвижниками). В Мартирологе, правда, память мучеников значится, не 26 августа , а 4 марта . В этот день, скорее всего, была освящена церковь в честь святых в Риме. Год этого события установить не представляется возможным; согласно преданию сохраненному в Liber Pantificalis , это освящение произошло при папе Гонории I (625-638 годы управления римской кафедрой). Оно могло быть связано с принесением частиц мощей Адриана и с ним пострадавших за Христа; хотя не исключено, что в Рим мощи были тогда принесены целиком. Однако подробнее о возможных поводах для установления тех или иных дат, относящихся к Адриану будет еще сказано ниже, сейчас же стоит сказать об одной интересной особенности чествования Адриана на Западе, как это чествование отражено в самых ранних источниках. Как можно заметить из Псевдо-Иеронимова Мартиролога, а также из ряда других западных мартирологов , в них литургическая память Адриана обозначена без упоминания Наталии. И только с IX века в Малом Римском Мартирологе (VIII-XI века), в Мартирологе Адона Вьенского (2 половина IX века) и в других более поздних появляется память святой Наталии; при этом память ее стоит чаще всего стоит 1 декабря, и только в Малом Римском Мартирологе выпадает на тот же день, что и память Адриана (скорее всего, это произошло под влиянием греческих календарей и литургической практики). Эта особенность раздельного празднования возникла, вероятно, по той простой причине, что кончина Наталии в отличие от Адриана была ненасильственной, то есть в собственно смысле не мученической; также из жития Адриана и Наталии, которое в сокращенном виде приводится в том же Мартирологе Адона, видно, что Наталия умерла в другое время (скорее всего даже в другой день) несколько позже Адриана. Кроме того, не исключено, что перенесение мощей Адриана и сним пострадавших в Рим, которое состоялось где-то в конце VI-VII веках, не включало в себя перенесение мощей святой Наталии. В Византии же, напротив, чествование Адриана и других, воспоминаемых сегодня мучеников, включало воспоминание и подвига Наталии, которая, согласно Житию, очень много заботилась и поддерживала своего супруга и его сподвижников во время пребывания последних в тюремном заключении. Их мощи, скорее всего, находились в храме, построенном в честь святых Адрианы и Наталии в одном из предместий Константинополя - Аргирополе .

http://bogoslov.ru/article/1066976

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН АРГИРОПУЛ [греч. Ιωννης Αργυρπουλος; итал. Giovanni Argiropulo] (ок. 1393/94 или ок. 1415, К-поль - 26.06.1487, Рим), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей. Мн. детали его биографии, особенно до переселения И. А. в Италию, остаются не вполне ясны и вызывают дискуссии у совр. исследователей. Отца И. А. звали Мануил, мать происходила из рода Хрисовергов, возможно была родственницей братьев Максима , Феодора и Андрея Хрисовергов из К-поля, позднее принявших католичество. Родители И. А. умерли, когда ему было ок. 10 лет; он воспитывался в семье дяди в Фессалонике, где начал учиться под рук. местного нотария Алексея Форбена. Ок. 1410 г. вернулся в К-поль и обучался там у лучших визант. интеллектуалов, вероятно у Иоанна Хортазмена , Георгия Гемиста Плифона и Иосифа Вриенния. Ок. 1420 г. И. А. был возведен в сан диакона и поступил на службу в патриаршее ведомство Великой ц.; в 1421 г. получил разрешение от визант. имп. Мануила II открыть собственную школу и начал преподавать основы древнегреч. философии. В 1423 г. И. А. переехал на Крит, принадлежавший Венеции, для совершенствования познаний в «латинской науке»; при этом продолжал преподавать. На Крите И. А. познакомился с Георгием Трапезундским , к-рый в то время занимал пост ректора школы в Кандии. Однако их взаимоотношения ухудшились после диспута 1424 г. Через год, вернувшись в К-поль, И. А. восстановил свою школу и работал в ведомстве Великой ц.; вскоре был рукоположен во иерея. Уже в это время среди его учеников были и ромеи, и итальянцы, в т. ч. сын гуманиста Франческо Филельфо, который вскоре стал переводчиком при дворе имп. Иоанна VIII Палеолога . В 1438-1439 гг. И. А. в составе визант. делегации участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе , принял Флорентийскую унию. Поскольку сторонники унии в визант. обществе оказались в меньшинстве и часто считались фактически отлученными от Церкви, принятие унии для И.

http://pravenc.ru/text/469810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНАТ [лат. Donatus; итал. Donato, Dino] († 26.10.876),