Иоаннис Каравидопулос Введение (Рим. 1:1–15). I. Догматическая часть (Рим. 1:16–11,36). 1 . Оправдание «от веры» ( Рим. 1:16–8,39 ): формулировка основной темы послания (1, 16–17); общая греховность всех людей, язычников (1, 18–32) и иудеев (2, 1–3,8), которые все подлежат гневу Божию (3, 9–20); откровение во Христе праведности от Бога (3, 21–31); библейский пример оправдания «от веры» в лице Авраама (4, 1–25); сотериологическое видение библейской истории: Христос и Адам (5, 1–21); освобождение верующих через таинство крещения от смерти и греха (6, 1–23); освобождение от Закона Моисеева (7, 1–25); новая жизнь верующих в Духе Божием, предвкушение будущих благ (8, 1–30); гимн любви Христовой, которым заканчивается изложение темы (8, 31–39). 2 . Спасение Израиля в конце времён: несмотря на то что Христос был отвержен Израилем, само это отвержение, по неизреченному Промыслу Божию, послужило вхождению язычников в Церковь ( Рим. 9–11 ). II. Нравственно-практическая часть (Рим. 12, 1 – 16, 25). 1 . Нравственные требования праведности Христовой ( Рим. 12, 1 – 15, 13 ). Введение: «разумное служение» (12, 1–2); дарования Божии для служения и созидания всего Тела Церкви (12, 3–8); различные увещания (12, 9–21); повиновение христианина государственной власти (13, 1–7); любовь, как «полнота» и исполнение всего Закона Божия (13, 8–13); уважение совести «немощных в вере» со стороны «сильных» (14, 1 – 15, 13). 2 . Миссионерские планы апостола Павла на ближайшее будущее (15, 14–33); приветствия (16, 1–16). Увещание воздерживаться от скандалов, разделений и всего подобного, касающееся, по всей видимости, прежде всего иудействующих (16, 17–20). Последние приветствия (16, 21–23); заключительное славословие (16, 25–27). 20.3. Цель, место и время написания Послания к римлянам   Ко времени написания Послания римлянам апостол Павел уже охватил проповедью Евангелия области «от Иерусалима и окрестностей до Иллирика 1 » ( Рим. 15:19 ), предпочитая благовествовать «не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). В скором времени он намеревается идти в Иерусалим, чтобы доставить туда щедрые пожертвования, собранные христианами Македонии и Ахаии для братьев в Иерусалиме. И затем апостол собирается исполнить своё «с давних лет» сильное желание увидеть римских христиан и через них пройти в Испанию ( Рим. 15, 23–26 ; ср. Деян. 23, 11 ). Все эти подробности позволяют нам отнести время написания Послания римлянам к концу третьего миссионерского путешествия апостола Павла и определить местом написания Коринф (57 г.). Послание римлянам, таким образом, было написано после обширной миссионерской деятельности апостола и позже многих других его посланий. Апостол Павел уже проповедовал Евангелие в восточной части империи и после путешествия в Иерусалим намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на Запад, с возможным центром проповеди в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Последовательный экзегетический анализ послания Апостола Павла к Римлянам Обширное по объему (шестнадцать глав) послание к Римлянам естественно разделяется на четыре части следующим образом. I. Предисловие (Рим. 1:1–17) с надписанием, приветствием и изложением некоторых предварительных обстоятельств послания, а именно: а) в силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение, хотя церковь римская не им основана, б) какое личное и особенное побуждение было у Апостола войти с ними в сношение, в) наконец, почему до сих по не приводил он в исполнение своего намерения. II. Затем идет вероучительная часть ( Рим. 1:18–11 ), составляющая более двух третей всего послания и подробно раскрывающая основную мысль послания о единственном средстве оправдания перед Богом чрез веру во Христа. Мысль эта раскрывается в нижеследующих подчиненных отделах. 1) Рим. 1:18–2:29 . Суд Божий открывается на всех язычников и иудеев, как содержащих истину в неправде. 2) Рим. 3:1–20 . Преимущества иудеев пред язычниками были только внешние и касались, собственно, даров Божиих (закон, обрезание и проч.), а не личных прав и заслуг иудейских в деле оправдания. 3) Рим. 3:21–31 . Спасение для всех устрояется единственно верой во Христа Иисуса. 4) Рим. 4–5:1–11 . Из примера Авраама и свидетельства Давидова открывается, что учение об оправдании верой согласно с самим законом ветхозаветным. Истинность же сего учения подтверждает и самое величие плодов нашего оправдания, совсем не соответствующее делам нашим. 5) Рим. 5:12–21 . Что новый способ оправдан чрез усвоение себе заслуг Спасителя, т. е. чрез заимствование праведности чужой от другого лица, действительно может спасти нас, это доказывается тем, что и грех, и осуждение мы заимствуем от другого лица – от Адама, без прямого участия его в преступлении. 6) Рим. 6, 7 и 8. Вопреки неверным выводам, якобы при вере оправдывающей можно людям безнаказанно грешить, Апостол с силой рассуждает об обязательствах и святых плодах оправдания верой во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1) Какая сила, о. миссионер, в благодати Божией и зачем она так нужна нам, что вы при каждой беседе не обходитесь без того, чтобы не помянуть о ней? Ответ . Благодать – это дар Божий ( Еф. 2:8 ), это особенная сила Божия, даруемая по преимуществу в семи таинствах Духом Святым верным сынам Церкви к вспомоществованию им в деле святой, богоугодной жизни и в деле спасения. А как она важна для нас, можете видеть уже из того, как часто о ней упоминает Св. Писание и из того, что Апостолы больше всего верным именно её желают. Каждый почти Апостол, и в особенности св. апостол Павел, начинает и оканчивает свои Послания пожеланием верным благодати Божией. Вот только некоторые указания из слова Божия о силе благодати: ( 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Еф. 1:2 ; Фил. 4:18–23 ; Кол. 4:18 ; 1Сол. 4:28 ; 2Сол. 3:18 ; 1Тим. 6:21 ; 2Тим. 4:22 ; Тит. 3:15 : Флм. 1:25 ; Евр. 13:25 ; Рим. 9:30–35; 8:8–11; 1:9 ; Гал. 5:4 ; Рим. 10:2–3; 11:5–6:22 ; 2Кор. 4:7 ; Рим. 1:15 ; Гал. 2:20–21 . Евр. 6:6; 10:39 ; Лк. 12:9–10 ; Рим. 3:20; 5:2 ; Ин. 1:17 ; Еф. 2:8 ; 1Кор. 4:1 ; 1Тим. 3:5 ; Еф. 1:13 ; Мф. 16:19 ; 1Фес. 4:3 ; Ин. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ; 1Тим. 4:14 ; 1Кор. 4:10; 23–31 ; Еф. 2:7–3:20 ). Вы говорите, что хотите знать: какая сила в благодати? Такая, что без ней наши благие желания и намерения обращаются в ничто – как Вавилонская башня: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ; 1Кор. 15:10 ), говорит Спаситель. Вы, штундисты, почитаете себя христианами и думаете, что от вас, от ваших усилий, стараний и трудов зависит всё, что вам не нужно никого и ничего, что назначенное христианам Царствие Божие не может от вас уйти, как уходит от язычников и мытарей, и по указанию Самого Бога, слова Божия, мы без благодати не больше, как язычники – чужды заветов обетования и безбожники в мире ( Еф. 2:12 ). Не думайте, что мы, люди, так сильны, – нет; без благодати Божией и при самых крепких силах, при самой обширной мудрости, мы не можем того, что может произвести благодать чрез самого немощного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Введение Глава 1. Методология изучения новозаветных гимнов 1.1. Православный исследователь и западная библейская наука 1.2. Жанр в библейском тексте 1.3. Гимны в древнем мире и в Священном Писании 1.4. Особенности древнееврейской поэзии 1.5. Поэтика книги Псалтырь 1.6. Гимны в контексте повествовательной литературы Ветхого Завета 1.7. Гимны в неканонической литературе межзаветного периода и первых двух веков христианства 1.8. Важность привлечения ветхозаветного и еврейского гимнического материала для изучения новозаветной гимнологии 1.9. Гимнотворчество как один из существенных аспектов существования раннехристиаиской Церкви 1.10. Проблемы современной новозаветной гимнографии 1.11. Методология исследования 1.12. Критерии новозаветного текста как раннехристианского гимна 1.13. Тексты Нового Завета, выделяемые как христианские гимны 1.14. Гимны в посланиях св. ап. Павла Глава 2. Филологический анализ гимнического материала св. ап. павла 2.1. Оправдание через искупление во Христе Иисусе (Рим 3:23–26) 2.2. Ничто «не может отлучить нас от любви Божией» (Рим 8:31–39) 2.3. «Бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим 11:33–36) 2.4. Благословение Бога Отца (Еф 1:3–14) 2.5. Явление могущества Отца в Воскресении и прославлении Христа (Еф 1:20–23) 2.6. Христос – «мир наш» (Еф 2:14–18) 2.7. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф 5:14) 2.8. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим 2:11–13) 2.9. «Он спас нас не по делам праведности» (Тит 3:4–7) 2.10. Христос – «сияние славы и образ ипостаси» Отца (Евр 1:3) 2.11. Гимн любви (1 Кор 13) Глава 3. Экзегеза христологических гимнов св. ап. павла 3.1. Смирение Христа и Его возвеличение Отцом (Флп 2:6–11) 3.1.1. Литературная форма Флп 2:6–11 3.1.2. Религиозно-исторический фон и происхождение гимна Флп 2:6–11 Ин 13:3–17 Флп 2:6–11 3.1.3 Авторство гимна 3.1.4 Толкование гимна: стихи 5–8 3.1.5. Экзегеза ст. 9–11 3.1.6. «Жемчужина христианской веры» 3.2. Христос – образ Бога невидимого и Глава Церкви (Кол 1:15–20) 3.2.1. Текст Кол 1:15–20 3.2.2. Литературная форма Кол 1:15–20 3.2.3. Религиозно-исторический фон и возможные источники в связи с вопросом происхождения гимна 3.2.4. Авторство гимна 3.2.5. Толкование гимна 3.3. Великая благочестия тайна (1 Тим 3:16) 3.3.1. Литературная форма гимна 3.3.2. Религиозно-исторический фон и вопрос о происхождении гимна 3.3.3. Авторство 3.3.4. Толкование 1 Тим 3:16 3.4. Общность трех гимнических фрагментов Заключение Список обозначений и сокращений Библиография Источники Древние авторы и святоотеческие творения Современная литература  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

А. Миляев Предисловие 1 При извлечении мыслей из Писаний Св. Евангелистов и Апостолов для пользы всех Православных, я имел в мысли ту еще особенную цель, чтобы любознательным из читателей Нового Завета доставить пособие к размышлению при чтении оного – без толковников. Указания мест, из которых заимствована или извлечена та и другая мысль, служат к тому, чтобы читающий со вниманием предлагаемое, имея в виду и самый источник, мог собственным соображением находить в нем не одно только мною извлеченное, но и то, что можно еще извлечь. Извлекал мысли из Н. Завета по порядку – до Откровения Св. Иоанна Богослова, с опущением некоторых стихов, объясненных в других местах, делал я нередко нравственные применения для раскрытия духовного смысла того или другого текста, приводил подобные Новозаветным изречения из Ветхого Завета, и объяснял некоторые тексты филологически то по подлиннику, то по переводам Славянскому и Русскому. Впрочем, я предлагаю здесь для чтения те только мысли, какие во мне открывались по моему разумению Нового Завета, а другой – сведущий в языке и духе Писания – может иметь и другие мысли: только при этом дай Бог всем нам помнить и хранить сию святую заповедь: «вы же не нарицайтеся учители» ( Мф.23:8 ). А. М....в. Мысли извлеченные: 1 Из Евангелиста Матфея Глава 1. Ст. 1–17. Родословие И. Христа предано нам для назидания и возращения нашей веры в Него ( 1Тим.1:4 ), как Сына Божия (ст. 18, Лк.1:35 ). 1. Иисус Христос – Бог над всеми благословенный во веки ( Рим.9:5 ) родился от семени благословенных отцев ( Рим.9:5 ) народа Израильского – царя Давида ( Рим.1:3 ) и патриарха Авраама ( Евр.2:16 ), дабы спасти народ Свой от грехов их ( Мф.1:21, 10:6 ). 2–16. Между предками И. Христа всех состояний были не только Иудеи и праведники, но и язычники и грешники: ибо Он родился для спасения всех человеков ( 1Тим.2:4 ). От святых и праведных раждаются и грешники. Ибо никто не благ (не без греха – Рим.3:23–24 ), как только один Бог ( Мф.19:17 ), и Посредник между Богом и человеками Богочеловек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), родившийся от Пресвятыя Девы Марии ( Мф.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Скачать epub pdf Содержание 1. Послание к Римлянам А) Рим. 3,1–20.27–31; 4,1–12 Б) Рим. 6,1–4.15–18 В) Рим. 7,7–13 Г) Внутренний диалог в Рим. 8,31–39. 2. Послание к Галатам 3. Первое послание к Коринфянам     В Первом послании к Коринфянам ( 1Кор.2:1 ) апостол Павел писал, что он возвещал Евангелие Креста и Воскресения Иисуса Христа «не в превосходстве слова или мудрости». В другом месте ( 2Кор. 11,6 ) он, в защитительной речи против своих врагов и недоброжелателей, с горькой иронией воспроизводит их обвинение: «хотя я и невежда в слове...». Нам сейчас почти невозможно себе представить, что кто-то почти две тысячи лет назад мог упрекать апостола Павла в риторическом невежестве. Среди грекоязычных писаний I века немного найдется таких блестящих, использующих весь арсенал эпистолярной риторики произведений, как входящие в новозаветный канон послания апостола Павла. В них мы находим удивительное стилистическое богатство: здесь строгая дидактика и учительный дискурс, почти лирическое излияние чувств и резкая отповедь, легкая ирония и горький сарказм, литургическая приподнятость и гимническая торжественность, краткость сентенций, вошедших в поговорки, и размеренное построение длинных периодов. Здесь мы находим хиазмы, эллипсы, плеоназмы, многообразные фигуры речи, метафорическое богатство, стихи и ритмы, аллитерации и рифмы, горгианские созвучия и параллелизмы ... Всего не перечислишь. Среди фигур речи и стилистических приемов особое место в посланиях апостола Павла занимают диатрибы. Особое место не только по своему относительно большому объему (в Послании к Римлянам, например, более двух глав), но и по своей богословской значимости. Диатрибы (беседы) – один из излюбленных приемов античной письменности, начиная от диалогов Платона. Диатрибы у апостола Павла, как правило, – беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности. Диатрибы сродни риторическим вопросам и ответам на них. Именно так их определяют авторы известнейшей «Грамматики новозаветного греческого языка» 1 . Они служат:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Среди рим. авторов упоминания об И. есть в «Естественной истории» Плиния Старшего ( Plin. Sen. Natur. Hist. V 15. 71, 18. 74). Иосиф Флавий упоминает И. в связи с рассказами о завоеваниях Александра Янная ( Ios. Flav. De bell. I 7. 7, 20. 3; II 6. 3, 18. 1, 5; III 3. 1, 10. 10), а также о разделе Палестины между наследниками Ирода Великого решением рим. имп. Августа ( Idem. Antiq. XVII 11. 4; Idem. De bell. II 6. 3). После смерти Ирода И. был возвращен в состав пров. Сирия. Во время 1-й Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Х.) горожане-язычники изгнали и частично истребили евр. население. В ответ на это евреи соседних городов атаковали И. ( Idem. De bell. II 18. 1, 5). Евреи из И. участвовали в обороне Тарихеи (Магдалы; Ibid. III 10. 10). Вероятно, после окончания войны в черту И. вошли и поселения евреев на вост. берегу Тивериадского оз. Возможно, большая евр. община проживала и в И. В Иерусалимском Талмуде есть упоминание о действующей в городе синагоге (Кетубот. 2 26). В нач. III в. по Р. Х. при иудейском патриархе Иуде I евреи И. были освобождены от десятины как живущие вне земель «исконного Израиля» (Тосефта. Охалот. 18 4). Остатки синагог рим. эпохи обнаружены в поселениях Фик (Афек) и в Умм-эль-Канатир, входивших во владения И. во II-III вв. Сведений об истории И. во II-III вв. мало. В талмудической лит-ре Сусита появляется как языческий город-анклав, к-рый не платит десятину и не соблюдает субботний год (каждый 7-й год - год покоя земли; Там же. 18 4). Вероятно, И., как и весь Декаполис, в это время переживал период стабильности и экономического расцвета. Греч. И. был серьезным хозяйственным конкурентом для иудейской Тивериады, расположенной на зап. берегу Тивериадского оз. (Иерусалимский Талмуд. Шевиит. 8. 38a). У И. было 2 порта на Тивериадском оз., к-рые имели большое значение для экономики и связей города с др. поселениями региона ( Nun. 1992). И. был включен в систему рим. дорог Палестины, хотя мощеная дорога подходила к городу только с юга, от Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль).

http://pravenc.ru/text/673805.html

III. О Священном Предании Священное Предание древнее Священного Писания: до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство распространяемо было вначале только устно. Апостолы сначала учили устно: Мф.10 гл. Писание оставили только некоторые из них. Писания эти были писаны по поводу разных случайных обстоятельств: 2Кор.13:10 ; Флм.1:21 и они не имели своей задачей представить в систематически полном виде установлений христианских: 1Кор.11:34 , так что без Священного Предания мы не знаем даже, как нужно совершать святые таинства Причащения, Крещения и друг. Таким образом, в Священном Писании не всё необходимое для нашего спасения записано с надлежащей полнотой: 2Ин.1:12 ; Ин.21:25 . Поэтому апостол Павел даёт наставление держаться твёрдо и устных наставлений, т.е. Священного Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.1:13:2:2 ; Тит.1:5 . Что же, собственно, разумеется под Священным Преданием? 1) Древние символы первых веков христианства. 2) Правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая». 3) Древние литургии и акты, или сказания о страданиях древнейших мучеников. 4) Древние церковные истории. 5) Творения святых отцов и учителей Церкви. 6) Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т.д.). Где хранится Священное Предание? Оно хранится в Церкви: Деян.20:31 (спроси Ефесян); Гал.1:8–9 (ищи в Галат. церкви); 2Сол.2:5–7 (узнай от Солунян); 1Кор.11:32 (спроси в Коринфе); 3Ин.1:13–14 (узнай от Гаия); Тит.1:5 (узнай от Тита). – Варнава ( Деян.12:25 ), Тит ( 2Кор.8:23 ), Тимофей ( Рим.16:21 ), Силуан ( 2Кор.1:19 ), Гаий, Аристарх, Секунд, Техик, Сосипатр ( Деян.20:4 ), Урбан ( Рим.16:9 ), Сила ( Деян.15:22 ), Епафраст ( Кол.1:7 ) и другие были спутниками апостолов, слушали их проповедь , видели порядки их и сами проповедовали и устроили Церковь , были пастырями целых стран и судьями пресвитеров и диаконов ( 1Тим.1:3:3:14–15:5:17–20 ; Тит.1:5 ), их и надо спрашивать, чему учили и чего не записали апостолы, т.е. спрашивать о Предании. Они передали это пастырям Церкви и частью сами записали ( 2Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

игумен Амвросий (Диденко) Да приидет Царствие Твое Пресвитер Тертуллиан Царствие испрашиваемое нами у Отца небесного, есть будущее царствие по кончине мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего царства, чтоб нам скорее вступить в него и не быть надолго задержанными в рабстве, порываясь «внити в оный покой» ( Евр.4:11 ) В Апокалипсисе души под алтарём вопиют к Господу: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судиши, и не мстиши крови нашея от живущих на земли» ( Откр.6:10 )? Итак мы молимся: скорее, Господи, «да приидет Царствие Твое» – сие желание христиан, смятение язычников, торжество Ангелов, ради коего страждем и коего неудержимо желаем. Ориген Если Царство Божие, по слову нашего Господа и Спасителя, не придёт... приметным образом и нельзя сказать: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ), потому что весьма близко к тебе слово сие: оно в твоих устах и в сердце твоём ( Втор.30:14 ; ср. Рим.10:8–10 ), – то молящийся о Царстве Божием, очевидно, с правом молится о том, чтобы восстало в нём Царство Божие, принесло бы плод и развилось до совершенства. Каждый святой находится под властью Божией и послушен духовному закону Божию (в противоположность закону плоти; ср. Рим.7:23 ), и Бог обитает в нём как бы в хорошо устроенном государстве; пребывает в нём Отец, а вместе с Отцом владычествует в совершенной душе и Христос, как свидетельствуют о том слова Его: придем к нему и обитель у него отворим ( Ин.14:23 ). По моему мнению, под Царством Божиим нужно разуметь то счастливое состояние разума, когда его мысли упорядочены и проникнуты мудростью, а под Царством Христовым нужно разуметь слова, высказанные для спасения слушателей и исполненные дела праведности и прочих добродетелей, ибо Сын Божий есть Слово ( Ин.1:1 ) и Праведность ( 1Кор.1:30 ). Каждый грешник, напротив, находится под властью князя мира, потому что каждый грешник принадлежит к настоящему злому миру как не предающий себя Тому, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, спасти по воле Бога и Отца нашего, как говорится об этом в Послании к Галатам ( Гал.1:4 ). Но кто через умышленное пребывание во грехах остаётся под властью князя этого мира, тот находится во власти и греха. Поэтому, наставляемые Павлом, не будем работать греху, приглашает же апостол нас к этому словами: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИН I ФРАКИЕЦ [Лат. Maximinus Thrax; Gaius Iulius Verus Maximinus; Гай Юлий Вер Максимин] (ок. 173-238), 1-й рим. имп. (20 марта 235 - 11 марта 238) «полуварварского» происхождения, не имевший родственных и социальных связей ни с Римом, ни с традиционно господствовавшей в нем сенаторской и всаднической аристократией. Первый солдатский император, провозглашенный армией и опиравшийся почти исключительно на ее поддержку, и первый из императоров, кто ни разу не посетил Рим за время правления. М. Ф. происходил из деревни во Фракии или Н. Мёзии. В «Истории августов» (IV в.) сообщается, что его отец был готом, а мать аланкой. Современник М. Ф. историк Геродиан считает его полуварваром ( Herod. Hist. VI 8. 1; VII 1. 2). В молодости был пастухом; отличался огромным ростом и физической силой, защищал своих односельчан и их стада от грабителей (Scr. hist. Aug. Duo Maximini. 2. 1). Военную карьеру начал во вспомогательных войсках при имп. Септимии Севере (193-211), к-рый назначил М. Ф. сначала префектом алы (крыла) конницы, а затем префектом пров. Мёзии и Трибалии (Н. Мёзии). При имп. Каракалле (211-217) М. Ф. был центурионом преторианцев. После убийства Каракаллы оставил военную службу по выслуге лет, а также потому, что испытывал неприязнь к убийце Каракаллы имп. Макрину. М. Ф. вернулся в Мёзию, занялся торговлей с задунайскими готами и аланами. При имп. Элагабале (218-222) попытался вернуться на военную службу, был назначен трибуном августиклавия, однако Элагабал не приближал его к себе. Имп. Александр Север (222-235) был более расположен к М. Ф., назначил его трибуном 4-го легиона в Сингидуне (ныне Белград, Сербия). В нач. 235 г. М. Ф. был с войсками на рейнской границе, защищая ее от алеманнов. События прихода М. Ф. к власти античные авторы описали по-разному. Мятеж рейнских легионов против Александра Севера был вызван недовольством войск правлением его матери Юлии Мамеи, оказывавшей сильное влияние на сына. Геродиан утверждает, что М. Ф. был вовлечен в заговор против Александра, но поначалу отказывался становиться императором и выступал против убийства Александра. Однако затем поддался на уговоры своих соратников и фактически организовал убийство Севера в ставке в Могонциаке (ныне Майнц, Германия). Север был убит без прямого приказа М. Ф. Историк Зосим (нач. VI в.) утверждает, что Александр Север и Юлия Мамея, узнав о мятеже, бежали в Рим, и М. Ф. послал за ними 2 префектов, к-рые и убили их. В «Истории августов» отмечено, что М. Ф. вообще не был причастен к перевороту и был провозглашен войсками императором, когда убийство уже свершилось.

http://pravenc.ru/text/2561680.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010