бб) Евр. 2, 6–8 , где приводится в смысле пророчествующего о Христе изречения место из псал. 8, 5–7 9 , где однако же высказывается лишь глубокое удивление касательно человека вообще, который, будучи незначительным созданием, так высоко поставлен среди всех других созданий, «которые все – для него» 10 . Но, хотя это сказано и об общем нашем естестве, однако же прилагается и к Начатку нашему, как усвоившему Себе принадлежащее всему естеству 11 . Вот исходная точка объяснения. Человек, для которого все создано, сам создан по образу ( κατ ει κνα, Быт. 1, 26–27 ) Того, Который, Сам будучи образом ( ει κν) Бога невидимого, перворожденным всей твари ( Кол. 1, 16 ), создал все, – а следов. и человека, – чрез Себя и для Себя (там же), а если и – для человека, то лишь на столько, на сколько последний служит отобразом ( κτυπον) Его, как Своего Первообраза 12 . Но человек своим грехопадением растлил и потом во все время не переставал растлевать свой Божественный образ. И тварь, в теснейшей связи с тем, также подверглась тлению, не переставая однако же так или иначе обнаруживать свою надежду высвободиться из-под гнета своего невольного рабства этому тлению ( Рим. 8, 19–22 ). Она постоянно напоминала человеку то, чем он некогда был и должен быть по своему Первообразу (Сн. псал. 18, 1–7 и 8, 2. 4 и дал.). Как же человеку было оставаться равнодушными, к голосу ее и не совоздыхать с нею в чаянии избавления от тления? Таким образом сознание величия человека, сотворенного но образу Христа, и вместе с тем чувство удаленности падшего от своего Первообраза (что есть человек?...), внушенное свящ. певцу Самим Христом, побудило его высказать столь замечательные изречения о человеке 13 , служившие вместе с тем и пророческим изображением 14 будущего состояния Того, Который имел некогда явиться в подобии плоти греховной ( Рим. 8. 3 ), «да Свой паки обновить образ, истлевший страстьми 15 , восстановляя в Себе свое создание 16 . Иначе сказать: «сей краткий псалом есть обширное созерцание славы человечества в высочайшем образе его – Иисусе Христе, начинающейся в земном Иерусалиме ( Мф. 21, 16 и др.) и простирающейся до всецелого покорения Ему всяческих ( 1Кор. 15, 27 сн. 25–26) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак пророк слышит и возвещает страшное откровение о бедствиях народа еврейского, однако не без радостной надежды избавления. Не иная мысль высказывается и – б) в начале книги, только сокращеннее и отрицательно: неси ли ты искони Иегова, Бог мой, Святый мой? и не умрем (1, 12). Тот же трепет от страшного известия и та же надежда: Бог , хранитель своего народа, накажет его, однако не до погибели. На такое же содержание, только еще сокращеннее, указывается и – в) в надписании книги: бремя (hammassa) – или грозное видение, еже виде Аввакум пророк (1, 1). Предмет откровения есть бремя 38 , или скорбь и теснота (сн. Наум.1:1 ; Зах.9:1 ; Зах.11:1 ; Мал.1:1 ) на всяку душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ), – и прежде всего на иудеев, которых нечестие возбудило столь справедливые вопли и жалобы церкви ( Авв.1:5–17 ), потом – главным образом – на язычников, избранных в орудие Божие для наказания народа, но также своим нечестием заслуживших гнев Божий (гл. 2). В знаменательном имени Емлющагося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом говоря с твердой верой: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня – Быт.32:26 ), – или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий – утешающего его, после страшных откровений, надеждой лучшей будущности, подобно как мать обнимает или утешает плачущее дитя (сн. 1Сол.2:7 ; Гал.4:19,20 ), – в имени Аввакума 39 предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это – бремя исправления или вразумления (открывающееся первым: вот 1, 6), суд гнева не без милости (сн. 1, 12); для последних – бремя истребления огнем (сн. 2, 13) или безвозвратной погибели (открывающееся вторым: вот 2, 4); для дома Божия – начинающийся с него суд временный, для врагов сего дома – кончина вечная (сн. 1Пет.4:17 ); для одних воня смертная в смерть, для других воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Название пророка (hannabi) служит указанием звания его между членами ветхозаветной церкви (пророк по служению, не только по дару) и вместе залогом верности всего откровения или свидетельством его происхождения свыше, что «он не от сердца говорит, но сообщает слово Божие, как пророк и исполненный для этого Божией благодати» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

В позднейшее время возвышеннейший образец исповедания веры в Бога Творца явила благочестивая мать Маккавеянка. Убеждая во время гонения Антиоха к терпеливому мученичеству за веру отцов одного из сыновей своих, она выразила исповедание этой веры так: Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (τι ξ οκ ντων ποησεν ατ Θες – 2Мак.7:28 ), из ничего т. е. все создано одною силою всемогущества Божия, а не из какого-либо готового начала (οκ ξ ντων, – не из чего либо, как сказано в алекс. списке кн. Маккавеев, в Вульгате ex nihilo – из ничего) 21 . В новом завете во всей силе подтверждается ветхозаветное учение о творении, но с тем восполнением, что показывается участие особенно Сына Божия в деле творения. Так о Боге говорится, что Он называющим несуществующее, как существующее (καλν τ μ ντα ς ντα) т. е. несуществовавшее призывает к бытию ( Рим.4:17 ; сн. Быт.17:5 ). О Сыне Божием еванг. Иоанн учит: Все чрез Него начало быть (πντα т. е. все, что ни существует, следовательно и материя), и без Него ничто не начало быть (усиление и подтверждение прежней мысли), что начало быть ( Ин.1:3 ; сн. Откр.4:11 ). О том же ап. Павел говорит так: Им (Сыном Божиим) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ( Кол.1:16 ; ср. Евр.3:4 ); еще: все из Него, Им и к Нему (τι ξ Ατο κα δι Ατο κα ες Ατν τ πντα – Рим.11:36 ), т. е. все, что не есть Бог , все бытие временное, имеет начало и причину бытия своего не в самом себе, но в Боге, и только в одном Боге, а следовательно напрасно было бы предпочитать что-либо подобное материи существовавшим, или существующим, вне или независимо от Бога. Итак, все существующее вне Бога есть произведете творческого всемогущества Божия. О таком способе происхождения мира, т. е. чрез творение из ничего, сообщает нам только одна откровенная религия, из которой мысль о творении перешла и в т. н. естественные религии, напр. магометанство, а также и в философию. Естественный разум собственными усилиями не дошел до нее, и даже теперь, когда эта истина возвещается человеку с детства и кажется весьма простою и понятною, человек или извращает ее, или же не принимает ее всякий раз как только отрывается от почвы откровения и отдается собственным умозрениям. Собственными силами человек мог лишь возвысится до мысли, что Бог есть вообще Первопричина мира, его Художник или Мирообразователь, но не мог перешагнуть бездны, отделяющей бытие от небытия, иначе – возвысился лишь до идеи мирообразования, но не до идеи чистого творения, впадал и впадая при этом, как показывает история многоразличных систем древней и новой философии, в дуализм, или в пантеизм, а при отвержении бытия Божества – и в материализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ин.1:17 ; Рим.4:16 ; Рим.6:1,14 ; Гал.5:3,4 ; Еф.1:6 ; Евр.2:9 ). Как свойство Божие, благодать так же от вечности принадлежит Богу, как и все другие Его свойства. Хотя предметом действия ее является падший человек, и, следоват., к деятельности она вызвана только грехопадением, но она от вечности существовала в Боге как благоволение или предопределение о спасении, почему и называется «благодатию... данною прежде лет вечных» ( 2Тим.1:9 ; ср. Еф.1:4,6 ; Рим.3:29,30 ). Что касается откровения этого свойства в мире, то можно сказать, что вся история бож. домостроительства есть ничто иное, как сплошное проявление благодати. Действие ее началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления, сопровождавшем наказание ( Быт.3:15 ), и не прекращалось в течение всей ветхозаветной истории, проявляясь – то как милосердие и сострадание к несчастью и бедствиям человечества ( Пс.24:6 ; Пс.102:8 ), то как долготерпение, отдаляющее по мере возможности наказание грешнику ( Исх.34:6 ; Пс.144:8 ) и ведущее его к покаянию ( Рим.2:4 ), то как готовность простить кающегося грешника и даровать ему жизнь ( Ис.55:7 ; Иер.18:8 ; Иез.18:21–23 ; Иез.33:11 и др.), – словом, как любовь к падшему во всех ее видах. В этом случае даже сама наказующая правда Божия мож. быть рассматриваема как проявление той же спасающей любви, поскольку и она, проявляясь как удаление Бога от грешника, имела своею целью привести его чрез это к покаянию и – затем – к помилованию ( Ис.54:3,8 ; Плач.3:32 ; Мих.7:18 ). Словом, благодать является душою всего Бож. откровения, как ветхозаветного, так – тем более и новозаветного, в котором она нашла полнейшее свое проявление в искуплении, совершенном Иис. Христом ( Еф.1:6,7 ; 1Пет.1:13 ; сн. Ин.1:14 ; Рим.5:21 ; Рим.15:16 ) 38 . За исключением пророчества Зах.12:10 , где говорится об излиянии на дом Давидов и живущих в Иерусалиме «духа благодати и щедрот» (πνεμα χριτος και εκτηρμν) (с которым однако по смыслу тождественны пророчества об излиянии св. Духа – Ис.44:3 ; Иез.11:19 ; Иез.36:26 ; Иез.37:1 сл.; Иоил.2:28,29 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Аврам и Авраам Аврам и Авраам (=отец высоты, высокий отец; =отец множества, или отец многих народов; Αβρμ, Αβραμ; Abram, Abraham; Аврамъ, Авраамъ): Быт.11:26–31, 12:1 ... 18:1... 14:12... Быт.15, 16, 17, 18, 19:27–29 , Быт.20–25 . Исх.3:6, 15–16 . Нав.24:2–3 . 1Пар.1:27 . 1Цар.13:23 . Неем.9:7 . Сир.44:19–22 . 3Ездр.3:13–14 . – Μф.1:1–2, 17, 8:11. Лк.1:73, 3:8, 34, 16:22–31 . Ин.8:33, 37, 39–40, 52–53, 56–58 . Деян.7:1, 16 . Иак.2:21–23 . 1Пет.3:6 . Рим.4 . Гал.3 . Евр.6:13, 7:1–9, 11:8–19 . и др. – Младший сын Фарры, десятого патриарха по прямой линии от Сима, сына Ноева, после потопа, брат Аррана и Нахора. Родился по греч. счисл. в 3394 году, а по евр. в 2008 году от сотворения мира, почти за 2000 лет (в 1992 г.) до Р. Хр. Родина его – Ур Халдейский, в Мессопотамии, между реками Тигром и Евфратом. Церковь и вера находились тогда в великой опасности со стороны распространяющегося идолопоклонства. Самого Фарру И. Нав. причисляет к идолопоклонникам ( Нав.24:2 ). И вот, чтобы сохранить веру между людьми, Бог избрал для сего Авраама ( Быт.12:1–3, 18–19 . 3Ездр.3:12–15 . Сн. Исх.19:6 . Втор.7:6, 14:2, 26 , – 18 – 19). Аврааму было 75 лет, когда Господь явился ему и повелел оставить свой род, землю и отечество, и идти в землю, которую Он ему покажет, обещая произвести от него великий народ, и благословить его и возвеличить имя его, и в нем благословить все племена земные ( Быт.12:1–3 ). Авраам с верой и покорностью принял повеление Божие, и вышел из Ура Халдейского с женой своей Саррой, и отцом своим Фаррой и племянником Лотом, и остановившись на время в Харране, где отец его скончался и он похоронил его здесь, продолжал потом путь свой один с семейством своим и Лотом ( Быт.12:4–5 ). Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема, до дубравы Море, и Господь явился ему здесь и сказал: «Потомству твоему Я отдам землю эту». Авраам поставил здесь жертвенник Господу, и потом, прошед эту землю во всю длину ее к полудню и, поставив шатер свой между Вефилем и Гаем, создал другой жертвенник, призвав имя Господа, явившегося ему ( Быт.12:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Адам Адам (=человек, от , красным быть, или от червленая, красная земля=земной) δμ; Adam; Адамъ): Быт.2:25, 3:8, 9, 12. 17, 20–24 ... 5:1–5. Ос.6:7 . 1Пар.1:1 . Сир.33:10 . Тов.8:6 . 3Ездр.3:5, 10 . Лк.3:38 . Рим.5:14 . 1Кор.15:22, 45 . 1Тим.2:13–14 . – Первосозданный человек, от которого ведет свое начало весь род человеческий (сн. Деян.17:26 ). Как высшее и совершеннейшее из земных творений, он создан Богом после всех земных тварей, как их царь и владыка, и создан особенным образом. По телу он из земли, а по душе от Бога, почтен образом и подобием Божиим и наделен всеми дарами и способностями для достижения высокого его назначения ( Быт.1:26–27, 2:7 . Сир.17:1–12 ). Назначение его и в нем всего рода человеческого – не господство и обладание только земными тварями, но – постоянное стремление к теснейшему духовному соединению с Богом, как своим Первообразом, постоянное раскрытие и усовершенствование духовных своих сил посредством упражнения их в исполнении воли Божией, и наконец, достижение чрез то высочайшего счастья и блаженства в Боге, (сн. Еф.4, 21–24, 13, 15 ). Вскоре по сотворении, поселивши его в раю, в которой насаждены были всякая рода прекрасные деревья и древо жизни посреди сада, Бог, для упражнения и укрепления нравственных сил его, дал ему заповедь не вкушать плодов древа познания добра и зла под опасением смерти ( Быт.2:16–17 ). После Бог сотворил ему помощницу, первую жену, и благословил супружеский союз их, и они жили в совершенной невинности и полном счастье ( Быт.2:16–25 ). Но, с течением времени, по внушению змия обольстителя ( Быт.3:1 . Откр.12:9 ), они уклонились от Бога, нарушив данную им заповедь, и чрез то лишились всего своего счастья и подверглись осуждению и смерти ( Быт.3 ). Но милосердый Бог, среди самых угроз и наказаний, которыми поражал их, дал им утешительное обетование об имеющем родиться некогда от жены Избавитель, который имел возвратить им потерянную жизнь и блаженство ( Быт.3:15 ). И с этого-то времени началась вера на земле в Спасителя ( Евр.11:2 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

94. Итак, распят, подлинно распят Господь, и мы покланяемся распятому, погребенному, воскресшему в третий день и на небеса восшедшему. О глубина богатства и премудрости, и разума Божия! согласно написанному (Рим. 11, 33). От части бо разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), как каплю из моря почерпая из разума Божия и приемля образ такового домостроительства, благодать упования нашего, благоволением Отца, изволением Сына и Святого Духа, единого и того же Бога. Все Писания имели рассеянною там и сям проповедь воскресения; совершенная же проповедь о сем соблюдаема была ко времени пришествия самого ипостасного Слова: ибо полнота закона Христос, согласно написанному (Рим. 10, 4, срав. Матф. 5, 17). Где не говорило Божественное Писание о воскресении? Прежде всего кровь Авеля проповедует о нем; потому что даже и после смерти еще глаголет, говорит Писание (Евр. 11, 4). За тем Енох преложен бысть, и не обреташеся, и не видел смерти, яко угоди Богу (Евр. 11, 5; сн. Быт. 5, 24). Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия (Быт. 6, 8 и дал.). Авраам, уже устарелый, получает дитя, хотя тело его было омертвевшим. И однако и омертвевшему Бог даровал надежду, когда притом и утроба Сарры была омертвевшею: то, что устарело и стало близким к исчезновению, то есть иссякнувший ток обычного у женщины, снова получает силу к ввержению семени, и устарелая женщина, на подобие молодой, зачинает во чреве (Быт. 18, 10 и дал.). И Исаак, как бы от смерти перешедший к жизни, передается отцу: Бог, передавший отцу дитя живым от оживления омертвевших, тем самым возвестил надежду воскресения (Быт. 22, 12; сн. Евр. 11, 19). И Иосиф самым делом показывает, что не на втором месте полагает надежду воскресения костей своих: ибо заботился о них, не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить. И не без цели заповедывал, чтобы оне вынесены были из страны египетской, говоря: изнесите кости моя с собою: ибо присещением присетит вас Господь (Исх. 18, 19). Если бы не было надежды воскресения, то к чему была бы такая забота о костях? Зачем праведникам давать заповедь об истлевающих костях? Первым словом к Моисею было свидетельство Божие об этом предмете: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог усопших в мире, но у Меня живущих (Исх. 3, 6; сн. Матф. 22, 32; Марк. 12, 26–27; Лук. 20, 37–38). Один и тот же Дух глаголал в законе и учит в Евангелии. Это и Саддукеям указал Спаситель: глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 52, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Все это принесет ему погибель; тогда как праведник верою своею, – своим, среди бед, твердым упованием на Бога, своею крепкою уверенностью в том, что Бог исполнит данные Им своему народу обетования, освободит его от страданий и спасет (сн. Быт.15:6 ), – «будет жить», он будет оправдан и спасен, когда явится Мессия и когда с Его явлением начнется окончательный суд над боговраждебным миром (сн. Рим.1:17 , Гал.3:11 , Евр.10:38 ). «Притом же вино обманчиво», кто неумеренно предается ему, как это делают напр. вавилоняне 3 , тому оно принесет не силу и не жизнь, но погибель 4 (ср. Притч.23:31–32 ). Но не одно пьянство гибельно для человека, гибельна для него и гордость: «гордый человек», каковы напр., опять-таки вавилоняне, «он не устоит, он, который свою алчную душу (ср. Авв.1:6, 15–17 ) разверз, как преисподняя», который " ненасытим (ср. Ис.5:14 ), как смерть», поглощающая всех живущих (ср. Притч.27:20, 30:16 ), который «хищнически захватил к себе все народы, забрал к себе все племена». Он необходимо должен подвергнуться страшному суду Божия воздаяния ( Авв.2:4–5 ). И вот тогда-то все уповающие на Иегову и все ожидающие от Него суда над гордым хищником, и откровения чрез этот суд славы Его, «не произнесут ли на него притчу», слово для всех понятное (ср. Мих.2:4 ; Ис.14:4 ), «острую речь, загадочную», в виде загадки переходящую из уст в уста и потому общеупотребительную? Да, произнесут и скажут они: «горе тому, кто забирает много не своего», кто захватывает себе чужие владения! «Доколе», долго ли он будет продолжать, по-видимому, это бесконечное хищничество? пусть он как можно скорее гибнет, заметят они мимоходом. Горе тому, кто «обременяет себя залогами», кто, как жестокий ростовщик, отбирает у чуждых ему народов множество богатств, как залоги, которые в свое время он принужден будет возвратить все сполна; потому что «не восстанут ли и на тебя», обратившись к хищнику, будут говорить и ему, «неожиданно ростовщики твои», которые внезапно потребуют от тебя возвращения, да еще с процентами насильственно и немилосердно награбленного тобою капитала, которые отнимут у тебя все сокровища, как твои собственные, так и отнятые у других народов? «И не пробудятся ли», не поднимутся ли со свежими и обновленными силами и не бросятся ли на тебя «терзающие тебя»? И вот «ты будешь для них расхищаемою добычею», которую они с жадностью будут захватывать себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Писание свидетельствует о творчестве Божием: сказал Бог: да будет, – и стал ( Быт. 1 гл.); Он повелел, и сотворились ( Пс.148:5 ; сн. Ис.40:22–23 ). Под творческим словом Божием, конечно, должно разуметь не какой-либо членораздельный звук, или слово, подобное человеческому, но именно выражение всемогущей воли Божией. Бог называет несуществующее, как существующее ( Рим.4:17 ). Итак, Бог сотворил мир по вечным первообразам (идеям) Своим о нем, совершенно свободно, всемогуществом воли Своей. В образах от века предначертан был план мироздания, свободная воля благоволила в определенное время осуществить этот план, действие всемогущества Божия вызвало из небытия в бытие сообразный с вечными первообразами мир. § 8 Побуждение и цель творения Бог сотворил вселенную совершенно свободно. Но воле Божией, как воле всесовершеннейшего Существа, не свойственно действовать без достойных побуждений (произвольно или по случайным влечением чувства), а всемогуществу высочайше премудрого Существа – без целей. Не напрасно сотворил ее, говорит Бог о земле ( Ис.45:18 ). Не напрасно сделал все то, что сделал в нем, (Иерусалиме), говорит Адонаи Господь ( Иез.14:23 ). Итак, что же побудило Бога к созданию мира, и для какой цели Он создан? Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). Следовательно, о побуждениях и цели творения мы можем знать только из откровения Божия, и при том настолько и так, насколько и как Сам Бог благоволил открыть нам о том. Православною церковью откровенное учение о побуждениях и цели творения преподается так: «должно верить, что Бог,... будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляли Его, участвовали в Его благости» (Пр. Исп. ч. 1 отв. на воп. 8; сн. Простр. Кат. о. 1 чл.) Таким образом, побуждением к творению мира служила бесконечная благость Божия, или желание иметь причастников славы Своей вне Своей внутренней жизни, а целью творения – блаженство тварей и слава Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010