2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2526 К нам «Церковь —281— преимущественно обращает свои надежды, народ – свои вопросы, общество – свои взоры, мир – свои стрелы, а Бог – Свой суд… Света и теплоты, словом – огня, огня в нашем учении, в нашем духе, в нашей жизни ( Пс.38:4 , Рим.12:11 )»; вот что требуется от нас». 2527 И вот, служители слова дают обет «светить светом Христовой истины, проводя её в народ, в её живом, действенном духе, в ярких и сильных чертах Евангелия, а не в одних общих словах отвлеченных поучений, или в неясных, безжизненных образах школьной науки… зорко следить и светом церковной идеи и науки освещать, не оставляя на произвол мира, вопросы времени. Проповедническое слово не желает более подчиняться никаким чужим решениям общественных вопросов, не желает довольствоваться задачей «предведения» 2528 этих решений, оно смело и решительно опускается в самый водоворот общественной жизни и хочет быть здесь самостоятельно-независимой, руководящей, регулирующей силой. Так «усильное напряжение» мысли и сердца русского общества породило в области проповеднического творчества новый для Руси вид проповеднического слова – публицистический. 2529 Явились могучие носители этого слова, краса и гордость истории русской проповеди. Их было целое созвездие. В центре его горели несравненным светом три звезды первой величины, три архипастыря-витии: Иоанн, еп Смоленский, Амвросий, архиеп. Харьковский и Никанор, архиеп Херсонский, а вокруг них светили своим, каждая при особом оттенке, светом духовные звезды значительно меньшей величины: протоиерей Н. А Сергиевский, протоиерей А. М. Иванцов-Платонов, Григорий митроп. Петербургский, Парфений архиеп. Иркутский, еп. Хрисанф (Ретивцев) , недавно почивший, —282— но давно замолкший протопресвитер Янышев и друг. Даже проповеднические таланты совершенно иной структуры, хотя и не меньшей величины, каковы знаменитый Филарет, м. Московский . Дмитрий, архиеп. херсонский не могли устоять пред силою жизненных факторов, вызвавших к бытию «публицистическое» направление проповеди и стали чаще и сильнее издавать лучи весьма близкие и сродные свету центральной триады созвездия витий-публицистов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2476 Конъектура Кройманна. В рукописи: «душа». 2477 См.: 1 Кор. 15:44. 2478 Кройманн предполагает здесь лакуну: «но душевное, затем — духовное». 2479 См.: 1 Кор. 15:45. 2480 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2481 Homo de humo. Игра слов, отсутствующая в греческом тексте. 2482 Искаженный Маркионом текст 1 Кор. 15:47. 2483 См.: 1 Кор. 15:48. 2484 См.: 1 Кор. 15:49. 2485 Конъектура Кройманна. В рукописи: «какой-либо». 2486 См.: 1 Кор. 15:50. 2487 Ср.: Гал. 5:19—21. 2488 Ср.: Рим. 8:8. 2489 Ср., однако: Tert. De res., 16, 6. 2490 См.: 1 Кор. 15:52. 2491 См.: 1 Кор. 15:53. 2492 Мф. 22:30; Лк. 20:36. 2493 См.: 1 Кор. 15:50. 2494 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2495 См:. 1 Кор. 15:55; ср.: Ос. 13:14. 2496 Вставка Кройманна. 2497 Ср.: 1 Кор. 15:57. 2498 См.: 2 Кор. 1:3. 2499 Ср.: Быт. 1:22. 2500 2 Ср.: Дан. 3:52—90. 2501 3 Конъектура Кройманна. В рукописи: «бесплодного бога». 2502 4 Интерполяция, по мнению Кройманна. 2503 5 Ср.: 2 Кор. 1:3. 2504 Букв.: «Есть у тебя в книге Ионы пример милосердия вместе с Самим ». Конъектура Кройманна. В рукописи: «с самим примером милосердия». 2505 Ср.: Ион. 3:10; 4:2. 2506 Ср.: 4 Цар. 20:5. 2507 Ср.: 3 Цар. 21:1—29. 2508 Конъектура Кройманна. В рукописи: «проявлять снисхождение». 2509 Ср.: 2 Цар. 12:13. 2510 Ср.: Иез. 33:11. 2511 Понимание Кройманна. 2512 Перестановка Кройманна. В рукописи: «и мы». 2513 Конъектура Кройманна. В рукописи: «можно». 2514 Перестановка Кройманна. В рукописи это предложение стоит выше, после слов: «начиная с которого он называется открывшимся». 2515 Вставка Кройманна. 2516 См.: 2 Кор. 3:6. 2517 Ср.: Иер. 31:31. 2518 Конъектура Кройманна. В рукописи: «хотя и». 2519 См.: 2 Кор. 3:6. 2520 Вставка Кройманна. 2521 Согласно другой конъектуре: «и если < Новый Завет> не буквы, но ее Духа, это будет новизна Того, Кто » (Thomell). 2522 См.: Иоил. 2:28. 2523 См.: 2 Кор. 3:6. 2524 См.: Втор. 32:39. 2525 Ср.: 2 Кор. 3:13. 2526 См.: 2 Кор. 3:14. 2527 См.: 2 Кор. 3:15. 2528 1 Перевод дан по конъектуре Кройманна. 2529 Конъектура Кройманна. В рукописи: «еще сокрытый».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

2522. СОКОЛОВ Ф., диак. Христосование в Лавре. – 1987, 7, 11. 2523. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ – 650 ЛЕТ: 1. Слово Святейшего Патриарха Пимена. (Троице-Сергиева Лавра, 18 июля 1987 года). – 1987, 10, 7. 2. Андроник, игум. Юбилейные торжества в Лавре. – 1987, 10, 8. 2524. СОКОЛОВ Ф., диак. День рождения Первосвятителя Русской Церкви. – 1987, 10, 12. 2525. ЕГО ЖЕ. Праздник в Троице-Сергиевой Лавре. – 1988, 1, 5. 2526. ФЛОРЕНСКИЙ П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия. – 1988, 2, 67; 3, 61. 2526. КУЧЕРЯВЫЙ В., прот. Посещение Президентом Португалии Троице- Сергиевой Лавры. – 1988, 3, 7. 2527. МАКАРОВ А. Освящение Надкладезной часовни. – 1988, 8, 29. 2528. СОКОЛОВ Ф., диак. На празднике у “Троицы”. – 1988, 9, 46. 2529. ДЕНЬ памяти Игумена земли Русской. – 1989, 1, 4. 2530. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме в Троице- Сергиевой Лавре. – 1989, 1, 4. 2531. УКАЗОМ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 30 ноября 1989 года временно исполняющим обязанности наместника Свято-Троице-Сергиевой Лавры назначен архимандрит Феогност (Гузиков). – 1989, 2, 8. 2532. ИННОКЕНТИЙ, архим. Прославление преподобного Амвросия в Троице-Сергиевой Лавре. – 1989, 3, 28. 2533. В ТРОИЦЕ-Сергиевой Лавре. – 1989, 10, 9. 2534. КУЧЕРЯВЫЙ В., прот. Поездка премьер-министра Польши в Троице- Сергиеву Лавру. – 1990, 3, 14. 2535. ЕГО ЖЕ. Встреча с королевой Испании. – 1990, 6, 9. 2536. ЕГО ЖЕ. Встреча в Лавре высоких гостей. – 1990, 10, 5. 2537. ЧАПЛИН В., БУЛЕКОВ А. Торжества в обители аввы Сергия. – 1990, 10, 12. 2538. ЛЕЩИНСКИЙ А. “Да не забвено будет…” (К 600-летию преставления Преподобного Сергия Радонежского). – 1991, 3, 25. 2539. КОМАРОВ К. Престольный праздник Лавры. – 1992, 9, 7. 2540. БЕЛЯЕВ С. Преподобный Сергий и наше время. (К 50-летию возрождения Троице-Сергиевой Лавры). – 1996, 7, 41. 2541. КИРЬЯНОВА О. Заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой Лавре. – 1998, 8, 16. 2542. О.К. День памяти Игумена земли Русской. – 1998, 11, 54. 2543. КИРЬЯНОВА О. Торжества в Троице-Сергиевой Лавре. – 1998, 12, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто зде место похвалам приимет, кто почести хваления ряд получит, кто ублажения чин наследит? – Явственно той, иже ученику Христову нощному тезоименством сравняется, той, иже погребению Оживившаго мертвыя послужившему соименством возглашается, той, иже положившему во гроб Испразднившаго гробы, Никодиму подобноименно и Никодим преподобный именуется. Поживе убо мало во оной обители и дивен бысть всем Никодим, пресветлое светило пустыни Хозьюския, в нейже, изшед из обители, крыяся и елико пустынным мраком скрывашеся, славы и чести человеческия бегая, толико доблестей светом всю Каргополию освети и елико желая неведом быти никим же близ мирской чади живущим, толико святостию, яко молниею, возблесне даже до самого патриарха Иоасафа Московскаго, иже с молением посла шубу, да молится о нем И елико мняшеся уже сокровен под сенами 2521 частых гор и лесов и дебрьми непроходимыми окружен, толико постничеством и воздержанием, яко хризолив 2522 железо, четы иночествующих привлечаше и на постничество и воздержание собою воображаше. Тем же не ктому сокровен 2523 , но всем ведом и яко легким пером всюду славим бысть и не ктому уединен и под сенми гор, но многим братии отец велик и взорен 2524 , и не ктому дебрьми непроходными от приходящих неведом, но, яко от морских волн во пристанище, от мирскаго жития во мнишеское восходити наставник и вождь чюден явися. 2525 Неоткуду сия изрядная прибыша преподобному, негли понеже славнаго града Ярославля гражданин бяше, – никакоже 2525 . Сам убо по благости его Бог на смирение раба своего призре и, еще младу сущу ему, со скоты в пусте месте пасущу, слышавшу свыше глас сице: «Никодиме, – имже именем последи, егда пострижеся, наречен бысть, ибо от святаго крещения Никита нарицашеся. И се паки бывшу ему в Москве и виде на месте, зовемом на Кулишках, человека именем Илию, живуща в наземной кущи 2526 , иже, пришедша его близ кущи возгласи: «Откуду убо семо прииде хозьюский – юже пустыню напоследок достиже и многа лета постничествова. И виждь ми, слышателю, благодать проречения и сбытая 2527 истину и удивися. И кто, аще не Бог, сице возва и в сбытие на преподобнем соверши, во истину по реченному: «Ихже Бог восхоте, тех и прослави, а ихже прослави, тех и И понеже званный гласомь «Никодиме, Никодиме», 2526 бодяше присно зовемаго 2528 : «Что есть?» – приходит убо в монастырь архангела Михайла, иже наричется Чюдов, в Москве, и молит архимандрита Пафнотия, иже потом митрополит бысть на Крутицах, да облечет его во образ иноческий, еже и сотвори и нарече имя ему и не всуе имя нощнаго ученика получи, но и дело, подобное званию, показа: вся убо нощи бдением и в молитвах стоянием, постом же и воздержанием сердце свое согнетая и плоть истончевая и слезами и воздыханием и воспоминанием смерти смиряя себе и сокрушая. И тако преспевая не укосне в новоначалных, но чюден во отцех является.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как выражает Апостол свое удивление непостижимой премудрости Божией в деле промышления о спасении всех людей ( Рим. 11:32–36 )? Вопросы к содержанию нравоучительной части послания ( Рим. 12–15:13 ) А) Из общих обязанностей христианина какие выделяет Апостол обязанности: а) По отношению к Богу ( Рим. 12:1, 2 )? б) По отношению к ближним ( Рим. 12:3–5 )? в)Относительно особенных дарований от Бога, а равно и обычных служений в церкви ( Рим. 12:6–8 )? г)Каковы должны быть христиане по своим внутренним чувствам любви и веры ( Рим. 12:9–12 )? д) Как должны выражаться эти чувства на деле ( Рим. 12:13–16 )? е) В частности как вести себя по отношению к врагам и недругам ( Рим. 12:17–21 )? Б) Из гражданских и общественных обязанностей, какие в частности выделяет Апостол обязанности: а) К властям предержащим ( Рим. 13:1–6 )? б) К прочим ближним при разных служебных и общественных сношениях ( Рим. 13:7–10 )? в) Какие проявления языческой общественной жизни в особенности должны быть чужды христианскому обществу ( Рим. 13:11–14 )? В) По вопросам о предметах безразличных для нравственности, какое общее правило предлагает Апостол относительно немощных в вере ( Рим. 14:1–25 )? Как подкрепляет он сие правило мыслями: а) о неосуждении ближнего ( Рим. 14:3, 4 ); б) о том, что немощные и сильные верой ищут одного и того же угождения Богу ( Рим. 14:5–12 ); в) о том, что согласнее с любовью приноравливаться к немощным, чем кичиться пред ними ( Рим. 14:13–21 ); г) о том, что сие приноравливание не есть лицемерие, а любовь ( Рим. 14:22–26 ); д) о том, что самая справедливость требует, чтобы сильные приноравливались к немощным, а не наоборот ( Рим. 15:1–13 )? Вопросы к заключению послания Чем и как объясняет Апостол смелость и настойчивость своего послания к Римлянам ( Рим. 15:14–16 )? Как говорит об успехах своего проповедничества между язычниками ( Рим. 15:17–21 )? Какое время назначает для своего прибытия в Рим ( Рим. 15:22–33 )? Как рекомендует подательницу послания Фиву и кому шлет поимянные приветствия ( Рим. 16:1–24 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

в) Кроме общих обязанностей апостольства, какое особенное побуждение было у Св. Павла для сношения с Римлянами ( Рим. 1:8–12 )? г) Чем был задержать Апостол, многократно намеревавшийся прийти в им ( Рим. 1:13–17 )? д) Как объясняется 17-й стих предисловия «о правде Божией, являющейся в благовествовании Христовом от веры в веру»? Вопросы к содержанию вероучительной части Какие основные и руководящие мысли заключаются в каждом из семи отделов вероучительной части? Как развивается основная мысль первого отдела о безответности пред Богом язычников и иудеев ( Рим. 1:18–2:29 )? И в частности: а) О безответности язычников, по причине возможности для них естественного богопознания ( Рим. 1:18–25 )? б) Также возможности естественных понятий о добре и зле ( Рим. 1:26–32 )? в) Об осужденности иудеев за их уподобление язычникам в жизни ( Рим. 2:1–4 )? г) Об их заблуждении относительно прав своих и преимуществ, как народа Божия ( Рим. 2:5–16 )? д) О наибольшей преступности иудеев, сравнительно с язычниками ( Рим. 2:17–24 )? е) О бесполезности обрезания без исполнения закона ( Рим. 2:25–29 )? ж) Чем замечательны слова Апостола Павла о воздаянии комуждо по делом, и о праведности пред Богом не слышателей, но творцов закона ( Рим. 2 : –13)? Как развивается основная мысль второго отдела об истинном значении преимуществ иудейских пред язычниками ( Рим. 3:1–20 )? И в частности? а) Какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания ( Рим. 3:1, 2 )? б) Не должны ли потерять своего значения богодарованные преимущества народа Божия от неверности иудеев ( Рим. 3:3, 4 )? в) Если же наша неправда открывает правду Божию, то не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев свой на нечестие и неправду человеков ( Рим. 3:5–9 )? г) При всем значении преимуществ иудейских, есть ли у евреев какие-либо права и преимущества в деле оправдания ( Рим. 3:10–20 )? Как развивается основная мысль третьего отдела об устройстве спасения всех во Христе Иисусе ( Рим. 3:21–31 )? И в частности: а) О новом средстве оправдания верой во Иисуса Христа ( Рим. 3:21–23 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

На том основании, что апостол Павел намеревался идти в Рим с целью утверждения тамошних христиан в истинах веры и для проповеди между римлянами ( Рим.1:11–13 ), заключают, что в римской Церкви до того времени ещё не был никто из апостолов, потому что апостол Павел не любил проповедовать в чужой области и строить на чужом основании ( Рим.15:20 ; 2Кор.10:16 ), и что римская Церковь была устроена учениками и сотрудниками апостола Павла ( Рим.16:3,5,7,9 и другие), а не Петра. Посему апостол не только горел желанием видеть эту Церковь , но и считал долгом быть в Риме, чтобы собрать плоды посеянного его учениками. Из приветствий апостола к римским христианам видно, что все они были близки апостолу, а по приветствиям от коринфян можно понять, что им были знакомы, кроме Павла, многие жители Коринфа (16:7,21–23). В состав римской Церкви входили не только иудеи, но и язычники, как это видно из многих мест Послания к римлянам. Язычники того времени уже сильно наклонны были к единобожию и охотно переходили в иудейство ; тем скорее они могли принимать христианство, освобождавшее их от ига Закона Моисеева. Апостол Павел и ученики его с особенным успехом пользовались этим настроением, чтобы привлекать язычников ко Христу, когда иудеи отвергали Евангелие о Мессии, они переносили свою проповедь к необрезанным ( Деян.28:28 ). Повод к написанию Послания Церковь римская до прибытия апостола Павла состояла не из большого числа членов, так как можно предполагать, что апостол Павел в своих приветствиях исчислил всех главных лиц этой Церкви. Но и в небольшом этом обществе, из-за разнородности его членов, обнаруживались распри касательно преимуществ и прав иудеев и язычников на Царство Божие ( Рим.1:16,17 ). Впрочем, распри эти не имели значительного влияния на нравственное состояние римских христиан, и Церковь римская была полна духовных дарований ( Рим.15:14 ) и славилась во всём мире своей верой ( Рим.1:8 ). Апостол Павел, находившийся в особенных сношениях со многими членами римской Церкви и, вероятно, от них слышавший о процветании христианства в столице Империи, за несколько лет до написания своего Послания ( Рим.15:23 ), стремился в Рим ( Деян.19:21 ). Но многие препятствия и деятельность на Востоке удерживали его от исполнения своего намерения ( Рим.1:13; 15:20–22 ). Теперь, отправляясь в Иерусалим с собранной в Македонии и Ахаии милостыней ( Рим.15:25–26 ) и надеясь скоро оттуда предпринять отдалённое путешествие на Запад через Рим ( Рим.15:28 ), апостол шлёт римлянам свое Послание и излагает в нем своё учение, которое он так давно собирался проповедовать им устно. Ближайшим к тому поводом было отправление в Рим Кенхрейской – в Коринфе – диакониссы Фивы ( Рим.16:1 ), которая лично могла доставить римлянам Послание апостола Павла и сообщить им сведения о нём. Цель Послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Римский император идумеянина Антипатра поставил прокуратором – правителем Иудеи, и династия царей Маккавеев перестала существовать, а Иудея вошла в состав Римской империи. После смерти Антипатра Иудеей управлял Фесаил, его сын, а Галилеей – Ирод Младший, его сын. Вскоре сын Аристовула II бежал из плена из Рима и захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II обрезал уши, чем лишил его первосвященнического сана, а Фесаила заключил в темницу, где он и умер. А правителю Галилеи Ироду Рим дал военную силу, и он овладел Иерусалимом, казнил Антигена и стал единодержавным иудейским царем. Это было в 37 году до Рождества Христова. Стал истреблять род Маккавеев и казнил многих иудеев. Исполнялось пророчество – восточные мудрецы пришли к Новорожденному Царю Иудейскому во Иерусалим, звезда Которого взошла на востоке. Все ожидали Мессию. Великие монархии: Египетская, Вавилонская, Персидская – исчезли, Рим стал властелином мира и сблизил все народы. И началось томительное искание истинного Бога. Многие обращались в иудейство, философы, историки воспевали Младенца, Который сойдет с небес и водворит мир. Иудеи ждали по пророчеству Христа: одни как всемирного Завоевателя, Который покорит Иудеям весь мир и создаст еврейское царство, а другие, духовные люди из иудеев, ждали истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху и утвердит вечное Божие Царство. И Ангелы, возвещая новую эру в истории человечества в рождении Спасителя, воспели над Вифлеемом: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Из третьей книги Ездры Сотница 1 . Так говорит Господь Вседержитель: переселюсь к другим народам и дам им имя Мое, чтобы соблюдали законы Мои ( 3Ездр.1:2224 ). 2 . Так как вы Меня оставили, то и Я оставлю вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью ( 3Ездр.1:2526 ). 3 . Так говорит Господь Вседержитель: не Я ли умолял вас, как отец сыновей и как мать дочерей и как кормилица питомцев своих ( 3Ездр.1:28 ). 4 . Чтобы вы были Мне народом, и Я вам Богом, чтобы вы были Мне сынами и Я вам Отцом? ( 3Ездр.1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В Послании к евреям св. Павел пишет о Нем, что Он есть сияние славы и образ Ипостаси Его – Бога Отца, т. е. отображение славы Отца, почему Он и есть образ Ипостаси Его ( Евр.1:3 ). В других местах своих посланий ап. Павел именует Сына Божия великим Богом и Спасителем ( Тит.2:13 ), Господом, «Имже вся, и мы Тем» ( 1Кор.8:6 ), Божиею силою и Божиею премудростию ( 1Кор.1:24 ), усвояет Ему всеведение ( Кол.2:3 ; 1Кор.4:5 ), неизменяемость ( Евр.13:8 ; ср. 1:12) и другие Божеские свойства. Наконец, апостол научает призывать Его в молитвах ( Рим.10:13 ) и воздавать Ему поклонение, подобающее Богу: «Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:1011 ; ср. Евр.1:6 ; Рим.1:4, 9 ; Кол.1:16 ). Божество Духа Святаго. Дух Святый, третья Ипостась в едином Боге, есть такой же Истинный Бог, как и Бог Отец, и Бог Сын. Так веровать в Духа Святаго научает нас Откровение, такое верование неизменно от самого начала было содержимо и преподаваемо Церковью. I. Божество Духа Святаго и Его равенство с Отцом и Сыном Откровение показывает и тем, что усвояет Духу Святому имя Истинного Бога и свойства, действия Божии, и тем, что заповедует воздавать Ему такое же Божеское почитание, как Отцу и Сыну. Дух Святой называется Богом. Ап. Петр говорил солгавшему Анании: «Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому». И потом, показывая, кто есть Дух Святый, прибавляет: «Не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян.5:34 ). Равным образом ап. Павел называет верующих то храмами Божиими ( 1Кор.3:16, 17 ; 2Кор.6:16 ), то храмами Духа Святаго ( 1Кор.6:16 ), и сам объясняет такое наименование тем, что Дух Божий живет в них: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог. У пр. Исаии говорится, что Господь, седящий «на престоле высоце и превознесенне», послал его с проповедью к народу Израильскому ( Ис.6:1, 8, 9 ), а апостол Павел говорившего с пророком называет Духом Святым ( Деян.28:2526 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010