ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ Божественный Апостол, как уже сказали мы, намеревается доказать, что вочеловечение Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совершилось по необходимости. Посему-то и вел он речь о живших вне закона и под законом, обличил, что одни преступили закон естественный, а другие закон Моисеев и достойны крайнего наказания. В этом подражал он наилучшему врачу, который дает сперва видеть страждущим тяжесть болезни, а потом уже предлагает в помощь целительное врачевство. Ибо так и он, обличив беззаконие тех и других и показав, что подлежат они ответственности и достойны наказания, предлагает наконец врачевство веры, открывает человеколюбие Божественного домостроительства и говорит: Рим.3:9 .  Что убо преимеем? Предукорихом бо Иудеи же и Еллины вся под грехом быти, Рим.3:10 .  якоже есть писано, яко несть праведен никтоже, Рим.3:11 .  несть разумеваяй, и несть взыскаяй Бога: Рим.3:12 .  вси уклонишася, вкупе непотребни быша: несть творяй благостыню, несть даже до единаго. ( Пс. 13, 2–3 ) Рим.3:13 .  Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху, яд аспидов под устнами их: ( Пс. 139, 3 ) Рим.3:14 .  ихже уста клятвы и горести полна суть. ( Пс. 9, 28 ) Рим.3:15 .  Скоры ноги их пролияти кровь: ( Притч. 1, 16 ) Рим.3:16 .  сокрушение и озлобление на путех их, Рим.3:17 .  и пути мирнаго не познаша. ( Ис. 59, 7–8 ) Рим.3:18 .  Несть страха Божия пред очима их. ( Пс. 35, 2 ) И в истолкованном прежде сего Апостол, сравнив между собою обрезание и необрезание, присовокупил: Что убо лишшее Иудею? ( Рим.3, 1 ). И здесь, намереваясь показать превосходство евангельской благодати, сказал: Что убо преимеем? Ибо доказали мы, что и вне закона, и под законом жившие согрешили. Присоединил же и Давидово свидетельство, как весьма соответствующее настоящему предмету. А делает сие, всего более заботясь о краткости, ибо иначе к обвинению иудеев призвал бы всех пророков, которые говорили о них подобное сему и еще более несообразное. Почему присовокупил Апостол: Рим.3:19 .  Вемы же, яко елика закон глаголет, сущым в законе глаголет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Павел V, папа Римский. Бронзовая медаль. 1617 г. Мастер Дж. А. Моро (музей Метрополитен, Нью-Йорк) (17.09.1552, Рим - 28.01.1621, там же; до избрания папой - Камилло Боргезе), папа Римский (с 16 мая 1605). Происходил из знатного сиенского рода Боргезе. Отец, Маркантонио Боргезе (1504-1574), был юристом; не позднее 1537 г. он переселился в Рим, с 1545 г. служил в коллегии адвокатов консистории, с 1555 г.- декан коллегии. В 1548 г. Маркантонио Боргезе женился (это был 2-й брак) на представительнице знатного рим. рода Фламинии Асталли; Камилло Боргезе был их 1-м ребенком. Он с детства был определен на церковное служение; в 16 лет посвящен в клирики (17 сент. 1568). Камилло учился, вероятно, в ун-те Перуджи, в 1569 г. получил степень д-ра рим. и канонического права (utriusque iuris) в Римском ун-те. В том же году поступил на службу в Римскую курию на должность консисториального адвоката. Референдарий Апостольской сигнатуры юстиции (сент. 1572), викарий базилики Санта-Мария-Маджоре (авг. 1577), датарий трибунала Апостольской пенитенциарии (сент. 1581), референдарий обоих трибуналов Апостольской сигнатуры (июль 1586), вице-легат в Болонье (осень 1588 - апр. 1591). В 1590 г. унаследовал от младшего брата Орацио Боргезе (1553-1590) должность аудитора Апостольской палаты, в связи с чем весной 1591 г. Камилло Боргезе вернулся в Рим. В связи с назначением викарием базилики Санта-Мария-Маджоре 8 сент.- 20 окт. 1577 г. получил посвящение в младшие чины, в субдиакона и диакона, 20 окт. 1577 г. был рукоположен во пресвитера. Пользовался расположением папы Римского Климента VIII (1592-1605). Осенью 1593 г. папа направил Боргезе как частного посланника ко двору испан. кор. Филиппа II (1556-1598) для переговоров об организации активных боевых действий против Османской империи . После возвращения Боргезе в Рим папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (5 июня 1596); Боргезе получил рим. ц. Сант-Эусебио (21 июня 1596), позднее ц. Санти-Джованни-э-Паоло (10 марта 1599) и ц. Сан-Кризогоно (22 апр. 1602). Избран епископом Ези (14 апр. 1597; рукоположен 27 мая того же года в Сикстинской капелле папой Климентом VIII; отказался от кафедры 2 авг. 1599). Секретарь Конгрегации рим. инквизиции (1602-1605), генеральный викарий г. Рима (с июня 1603). После смерти Климента VIII участвовал в конклаве, на к-ром был избран папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605). После его скоропостижной кончины на новом конклаве (8-16 мая 1605) Боргезе был избран на Папский престол. Он обошел кард. Ц. Барония (в предпоследнем туре голосования 13 мая он получил 11 голосов, как и Боргезе) и кард. Р. Беллармина . Боргезе взял имя Павел в честь папы Римского Павла III (1534-1549), покровительствовавшего его отцу. 29 мая состоялась папская коронация в базилике св. Петра, 6 нояб.- церемония папской интронизации в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Римлянам, читаемый в тридцать шестую неделю, сыропустную (Рим.13:11–14:4) В чтенном ныне Апостольском послании содержится учение о времени и о посте. Время жизни нашей повседневно сокращается. Ныне время жизни моей есть менее, нежели оно было вчерашнего дня, завтра еще будет менее, а послезавтра и еще того менее, и так далее. Но мы бедные, хотя сие совершенно знаем, однако же как ночью во тьме, так и днем во свете спим всегда спокойно во грехах наших, ни малого не имея попечения о том, чтобы пробудиться от такового сна, и ходить благочинно, как ходят люди, когда откроется день, и воссияет свет. Возбуждает убо нас от смертоносного сего сна Апостол Божий, глаголя: « и сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати » ( Рим.13:11 ): и тем более подобает нам бодрствовать, поелику знаем, что время преходит, и что час уже наступает восстать нам от сна греховного. А что о посте говорит, хотя то собственно и само по себе относилось к Апостольским временам, но приличествует даже доныне и содержимому Христианами посту, почему и читано то ныне, так как завтра всякий благочестивый входит в поприще четыредесятидневного поста. Благонамеренно же соединил премудрый Апостол сии два предмета, то есть, время и пост. Ибо пост призывает к обращению и покаянию, а рассматривая время, удостоверяемся мы в том, что предел жизни нашей есть неизвестен, что время течет яко река, и нечувствительно преходит, и мы притом приближаемся повседневно к концу жизни нашей: почему, ежели я не обращусь к Богу в настоящие дни поста, то доживу ли до того, чтобы мне поститься и покаяться во время поста в следующем году? Смотри еще, сколь премудро говорит о времени. Сопричисляет самого себя к поучаемым, дабы тем усилить слово. « И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати », потом показывает, почему ныне час настоит нам пробудиться, говоря так: Рим.13:11 . Братие, ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Два суть воздаяния в будущей жизни, спасение для святых и мучение для грешных. Павел воспомянул о спасении, а о мучении умолчал, поелику Бог « всем человеком хощет спастися » ( 1Тим.2:4 ), и поелику надеялся, что Римляне, к коим он писал, достойны были спасения. Почему же ближае ныне спасение, нежели когда мы уверовали? Потому что от дни того, как сам он и они уверовали, до того часа, в котором писал послание сие, прошло довольно времени, и следственно уменьшилось прочее время жизни их, и осталось менее, нежели колико было в начале, когда уверовали. Почему приближившись к смерти, приближились к наслаждению спасением. В сей час, говорит, в который я пишу к вам, ближае к нам спасение наше, нежели когда уверовали, ибо сократился предел жизни нашей, и мы приближаемся к концу. « Ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Благодать Слово Благодать 37 – χρις – имеет два главнейших значения. Оно обозначает 1) свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; 2) силу Божию, которой совершается спасение человека. I. Понятие о благодати , как свойстве милующей и спасающей любви Божией, находит себе выражение уже в Ветхом Завете. Как обладающий этим свойством, Бог слышит молитву взывающего к Нему ( Исх.22:27 ), укрощает гнев свой на грешника ( Исх.32:12 ), оставляет беззакония и неправды ( Исх.34:7 , ср. Пс.50:3 ), прощает грехи уповающим на Него (пс.31:5,10; Пс.29:7,8 ; Пс.142:8 ) и боящимся Его ( Пс.102:11,13 ; сн. Пс.5:13 ). Многократно это свойство указывается наряду с истиной и верностью ( Пс.85:11 ; Пс.88:15,34 ; Пс.91:3 ; Пс.97:3 и др.), с правдою и судом ( Ос.2:19 ), и противополагается гневу Божию ( Пс.84:6–8 ; Ис.60:10 ; сн. Ис.54:8 ). В Новом Завете, где дается полнейшее раскрытие понятия о благодати, последняя представляется как милующая любовь в отношении к грешнику, в силу которой Бог предлагает ему принять ничем незаслуженный дар спасения, дарует ему прощение грехов и вечную блаженную жизнь. Такое понятие выражается в сопоставлении благодати с благоволением (ευδοκα), по которому Бог от вечности предопределил усыновить Себе людей ( Еф.1:5 сл.; сн. 2Тим.1:9 ), и с человеколюбием (φιλανθρωπα), явленным в спасении через Христа Иисуса ( Тит.3:4 сл.). Поэтому благодати прямо усвояется название «спасительной» ( χρις το θεο σωτριος – Тит.2:11 ). Отличительная характеристическая черта этого свойства Божия в том, что оно действует независимо ни от каких заслуг со стороны человека ( 2Тим.1:9 ; Тит.3:5 ), изливается на него свободно, как чистый дар Божий ( Еф.2:8,9 ; Еф.3:7 ; сн. Рим.5:15 ), а не как что-либо должное, на что человек имел бы право. Поэтому κατ χριν (по благодати) – прямая противоположность κατα­ φελημα (по долгу, – Рим.4:4 ) и ξ ργων (от дел, – Рим.11:6 ; Еф.2:8,9 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Цитаты из Библии о суде «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» ( Матф.18:15–17 ). «Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» ( Иак.4:11–12 ). «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.» ( 1Кор.11:31 ). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.» ( 1Кор.11:32 ). «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.» ( Рим.14:10 ). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.» ( Рим.14:13 ). «Просите, и дано будет вам» Продолжая излагать понятия Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Матф.7:7 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно богословским представлениям православия эта заповедь Спасителя завершает собой пояснение того, как людям можно достигнуть Царства Небесного. Многие люди, выслушав поучения Спасителя о том, как нужно жить, чтобы попасть в Царство Небесное, полагали, что соблюдение всех заповедей Христовых является тяжелым для исполнения делом. Даже ученики Спасителя, недоумевая, спрашивали: «Так кто же может спастись?» ( Матф.19:25 ). Иисус Христос дал ответ на этот вопрос, сказав, что спасется тот человек, который будет соблюдать Его заповеди. И считать исполнение Его заповедей тяжким бременем не надо. Так как «иго Мое благо, и бремя Мое легко». « Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко » ( Матф.11:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сталин как «Удерживающий» Часть II 11.05.2023 5919 Время на чтение 13 минут Часть I II Идея «Москва – Третий Рим» − сокровенная мечта православного мира О Золотом веке и Царствии Божием Митрополит Митрофан акцентирует внимание на том факте, что идея «Москва – Третий Рим» никогда нами не забывалась. Ее берегли, как сокровенную мечту всего православного мира. … Не затерявшись в долгих столетиях, она перешла к нам от той Великой языческой Ойкумены, Империи Рима Первого, сумевшей две тысячи лет назад переплавить в себе и в полной мере воспринять духовную высоту учения Христа Спасителя. Эта мечта о Золотом веке и Царствии Божием воплотилась в идеалах православной симфонии Церкви и государства. Владыка Митрофан подчеркивает, что в рамках идеи «Москва – Третий Рим», Сталин наряду с восстановлением Российского Патриаршества взялся вновь решить задачу: получить для России Константинополь и Проливы. И это было не спонтанным импульсом, а давним продуманным решением. Об этом говорит тот факт, что шаги в данном направлении стали предприниматься Сталиным заранее. Уже вскоре после победы под Сталинградом и Курском пошли активные дипломатические демарши против Турции. Стамбул обвинялся нами в явном сотрудничестве с Германией, что предполагало его «наказание». Оказывалось давление на Турцию с целью добиться строительства военно-морской базы в Черноморских проливах, при Константинополе (Царьграде). Сталин был настроен решительно и «7 августа 1946 года СССР предъявил Турции ноту. Параллельно начались военные приготовления вдоль границ Турции» . «Бесовским чутьем» прочувствовали Но здесь вновь, как и всегда, наши «англосаксонские партнеры» встали грудью против попытки России открыть для себя свободный путь в Средиземное море, и закрыть вход в море Черное от наших «заклятых друзей». По образному выражению митрополита Митрофана, «бесовским чутьем» прочувствовали духовную опасность сталинского «византийского» плана. России пригрозили ядерным ударом по двадцати важнейшим городам уже в конце 1945 года. Именно тогда был разработан этот план под названием « Тоталити» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/11/...

Мученичество Стахуса, Амилия, Урбана, Ателла, Наркисса и др. апостолов от 70. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 141) [Греч. Νρκισσος; лат. Narcissus] (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский. Имя Н. встречается в НЗ в Рим 16. 11, где ап. Павел приветствует «из домашних Наркисса тех, которые в Господе», т. е. христиан, принадлежащих к домохозяйству Н., возможно как из рабов, так и из свободных. По форме это обращение напоминает приветствие к христианам из дома Аристовула в предыдущем стихе (Рим 16. 10). Тот факт, что к самому Н. не обращено приветствие апостола, рассматривается как свидетельство о том, что либо он ко времени написания Послания уже умер, либо не находился в Риме, либо, как полагали большинство исследователей, не был христианином ( Lampe. 1992. P. 1022; Fitzmyer. Romans. N. Y., 1993. P. 741). В противном случае к его имени должны были быть добавлены дефиниции, как в случаях с др. христианами (см.: Рим 16. 3-13). Возможность рабам основывать свою религ. общину и исповедовать отличную от их хозяев религию зафиксирована в эту эпоху (см., напр.: Tac. Ann. XIV 44). Имя Наркисс было распространено как среди вольноотпущенников, так и среди рабов (CIL. Vol. 6. N 9035; Vol. 15. N 7500). Из трудов античных историков известно о влиятельном и богатом вольноотпущеннике Н. при имп. Клавдии, занимавшем должность советника по имп. переписке ( Suet. Claud. 28; ср.: Juvenal. Satir. 14. 329-331). В связи с этим ряд исследователей высказывали предположение о том, что Н. и этот чиновник при дворе императора одно и то же лицо. Вероятно, он стал жертвой в результате чисток прежней имп. администрации после восшествия на престол имп. Нерона в 54 г.; он мог быть казнен или покончил жизнь самоубийством (ср.: Dio Cassius. Hist. Rom. 64. 3; см., напр.: Lightfoot J. B. Saint Paul " s Epistle to the Philippians. L., 1903. P. 175; Dunn. 1988. P. 896; Osborne G. R. Romans. Downers Grove, 2003. P. 409; Jewett, Kotansky. 2007. P. 967). Как полагали др. исследователи, представление о том, что Н. был вольноотпущенником, принадлежавшим к имп. семье, следует рассматривать всего лишь как гипотезу, основанную не только на сходности имен, но и на стремлении к поиску эффектных исторических курьезов ( Kasemann E. Commentary on Romans. Grand Rapids, 1980. P. 399-400; Lampe. 1992. P. 1022).

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Часть третья. Этюд второй. Вера Израиля. Авраам Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. ( Рим. 4:3 ). На трех добродетелях, на трехсоставном камне зиждется духовная жизнь народа – на вере, надежде и любви. Все непрочно и проходит, а пребывают сии три: вера, надежда, любовь… ( 1Кор. 13:13 ). Имел свою веру, свою надежду и упование, свою любовь единственный в древности Божий народ, народ Израильский. Вера, упование и любовь Израиля были совершенно не такими, как у других народов. Свои отличительные особенности имеет любой народ. Но здесь, речь идет не об отличительных особенностях народа, а о Божественном даре народу Божию. Речь не о субъективных особенностях израильтян в их веровании и уповании, которые существуют, но не столь уж важны. Суть в богодарованности и богооткровенности веры народа Израильского. Речь, в основе своей, будет не о том, как веровал, как надеялся и как любил этот народ, но о том, как Бог ему открывался и какую даровал веру, как Бог любил свой народ и какое даровал ему упование. Своеобразно то, что у истоков веры, любви и упования Израиля стояли конкретные личности. На их примере, их личностях и жизни и явил Господь эти дарования Своему народу. Вера Израиля – это вера Авраама. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность ( Рим. 4:3 ). Любовь Израиля и любовь Божия к Своему народу открылись через Моисея. С именем Моисея связан пасхальный исход народа израильского из Египта и Закон. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14:15 ), – сказал Христос. Огонь любви – в пламени Божественных заповедей. Любовь Божия даровала Израилю свою славу и свое имя. Упование Израиля состояло в мессианской благой вести Самуила и пророков ( Евр. 11:32 ). «Разве не блаженны те, верою которых свидетельствуется сам Бог, когда говорит: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова ( Исх. 3:6 )» – св. Амвросий Медиоланский 376 . Велика была вера Авраама и верность его Богу, он был абсолютно предан, Призвавшему его. Но мужи веры были и кроме него. Почему же именно Авраам стал отцом всех верующих в обрезании и необрезании, всех, ходящих по следам веры отца нашего Авраама ( Рим. 4:11–12 )? Дело в том, что ко времени Авраама иссякла вера Божия на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010