Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Из книги Исход берется 14-ть паремий, именно: по одной паремии на каждый день страстной седмицы (пон.1:1–20, вторн.2:5–10, сред.2:11–22, четв.19:10–19, пят.33:11–23), кроме субботы 122 , когда из Исхода полагаются две паремии (12:1–11; 13:20–15, 1–19); восьмая паремия в праздник Введения во храм пр. Богородицы ( Исх.40:1–34 : об освящении скинии); девятая в праздник Сретения Господня (13:1–15: о посвящении Богу первенцев); десятая (14:15–20) и одиннадцатая (15:22–27) в праздник Крещения Господня; двенадцатая ( Исх.24:12–18 ) и тринадцатая (33:11–23 и 34:1–8) в праздник Преображения Господня; четырнадцатая (15:22–16, 1) в праздник честного и животворящего Креста Господня. Из книги Числ берутся две паремии, именно: одна в день Рождества Христова ( Чис.24:3–9, 17–18 : пророчество Валаама) и другая в день Пятидесятницы или сошествия Св. Духа на апостолов (11:16–17, 24–29: о семидесяти старейшинах, получивших дары Св. Духа и пророчествовавших). Из Второзакония берутся четыре паремии, именно: две (гл.4:1, 6, 7, 9–15 и 5:1–6, 10–28, 25, 26–6, 3–5, 13, 18) во дни праздников господских, и две читаются в неделю св. праотцсв, отцев и в день трех святителей (гл.1:8–17 и 10:1–5). Кроме всего этого, песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15:1–19 ) читается на утренних богослужениях пред первою песнью церковных канонов, а содержание ирмоса первой песни всегда заимствуется из этой песни Моисеевой; другая песнь Моисея: «Вонми небо, и возглаголю» (Вт.32) читается пред второю песнью канонов во дни св. Четыредесятницы и служит основою второго ирмоса канонов. § 115. Указание прообразовательного значения исторических лиц, событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятокнижии Моисеевом. – Господь от самого начала основания Своей Церкви на земле просвещал и спасал членов ее богооткровенным учением, пророчествами и нравственными узаконениями. Но так как совершенство и спасение членов Церкви ветхозаветной зависили не от настоящего только их умственного развития и нравственного достоинства, а главным образом от будущего дела спасения чрез Христа, которое они усвояли верою; то по милости Божией это дело спасения чрез Христа, имевшее совершиться в будущем, простирало свою животворящую силу и бросало свой свет на лица, церковные события и на обрядовые установления ветхозаветные, и таким образом лица и события ветхозавтлные делались «образами грядущего Христа» ( Рим.5:14 ) и событий новозаветных ( Гал.4:24 ), а обрядовые установления были «тенью грядущих, небесных благ» ( Кол.2:17 и Евр.8:5; 10:1 ). Посему как во многих лицах и событиях, так и во многих обрядовых установлениях ветхоз. Церкви нужно видеть значение и смысл преобразовательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В сем смысле и Апостол страдание называет уплатою, а воскресение – обнародованием оной уплаты. Иже, говорит Он, предан за прегрешения наша, и воста за оправдание наше ( Рим. 4:25 ). Тот же Апостол и в том же послании, дерзая хвалиться оправданием, почел недостаточным представить в причину оного одну только смерть Христову, но присовокупил и воскресение Его, как верх и совершенство. Кто поемлет на избранные Божия? – восклицает он, – Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? – Христос Иисус умерый, паче же и воскресый ( Рим. 8:33 ). То есть, какой клеветник и какой наветник может наваждать на избранных Божиих, когда их Сам Бог, Сам верховный Судия оправдает? И как Богу не оправдать их, когда на том же суде не только присутствует, но и сидит одесную Судии поручитель их Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога Судии, Иже и ходатайствует о нас ( Рим. 8:34 ). Далее, по оправдании нас от грехов и освобождении от мук вечных, благоугодно было милосердию Божию соделать нас еще сынами Божиими и наследниками царствия небесного. Хотя сие усыновление началось с самого того времени, как Сын Божий приобщился нашей плоти и крови, ибо Апостол, упомянув о сем приобщении Его плоти и крови, – далее говорит: темже святяй и освящаемии от единого вси, еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей ( Евр. 2:11 ); особенно же сей союз братства нашего со Христом и сыновства с Богом Отцем Его утвердился тогда, когда Христос Спаситель вместо нас, преступников закона, исполнил весь закон, как сие ясно видно из следующих слов Апостола: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаема от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем. Темже уже неси раб, но сын; аще ли же сын, то и наследник Божий Иисус Христом ( Гал. 4:7 ). Однакожь, до воскресения Христова право сыновства и наследия не было, так сказать, обнародовано: ибо доколе Христос не востал от мертвых, дотоле и упование наше было какбы мертво. По воскресении же Христовом мы слышим уже громогласное объявление сего права чрез апостола Петра. Благословен, говорит он, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Иже по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо, – а чем же породил? – Воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради ( 1Петр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его» ( Иоан.3:34–35 ). Святой Дух постоянно пребывает в Боге-Сыне и на Его чадах. «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» ( Рим.8:9 ). Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 ). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лука 11,13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:4–6 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства. Например Всеведение. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан.14:26 ). «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:10–11 ). Вечность. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Иоан.14:16–17 ). Творение. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). Совершение чудес. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ( Матф.12:28 ). Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой вещает и через Апостолов. «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ( 1Пет.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А что пророк потом прибавляет к сказанному, в этом является неизреченное милосердие Божие и неисследимое богатство милости Его к нам: милостив буду неправдам их ( Иер.31:34 ). Что выше и священнее этих слов, приятнее и отраднее их? Между тем как во власти Его было наказать, разверзнуть пасть геенны, нанести многие невыносимые удары, страшные и внезапные смерти за многие и бесчисленные прегрешения, Он не угрожает, не наказывает, не повелевает земле расступиться и поглотить всех, но побеждает милосердие. Милостив буду, говорит, неправдам их. Мы, это испытавшие и в это верующие, ежедневно возносим Спасителю победную и благодарственную песнь и славословие, поя и воспевая: кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Кто в силах возвестить милости Его и чудеса? Какой язык может достойно восхвалить величие Его благодеяний? Какое слово может сравняться с величием дарованных Им благ? Не только не наказал и не предал геенне, но был милостив к неправдам нашим и, что превосходит все и превышает всякое слово, совершил для нас таинство спасительного домостроительства. Каким же образом? Не наказал, но Сам был наказан, не нанес ударов, но Сам уязвлен бых в дому возлюбленного своего ( Зах.15:6 ), плещы свои вдах на раны и —291— ланите свои на заушения ( Ис.50:6 ), наконец принял позорную смерть на кресте, презрев поношение и пригвоздив на кресте рукописание против нас, дабы избавить нас греха и освободить от власти тьмы – Один и Тот же жрец и жертва, закаляющий и закаляемый за нас, приносимый в жертву и приводящий к Богу и Отцу народ Свой. Посему мы искуплены из-под власти врага, познали Отца чрез Сына и являемся истинными поклонниками Троицы. Чуждые же сей благодати, забывшие все это и закрывшие уши и очи сердца своего для столь честного и дивного, пусть покланяются и почитают, что хотят. А каково и сколь важно то, что прибавляет богоносный пророк потом: и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:34 )? Здесь ум приходит в смущение, впадает в великое недоумение, предпочитает немоту и молчание, ибо не может вступить на неисследимые пути судов Божиих. Одно и единственное средство может найти он, чтобы освободиться от недоумения, это – возглашать вместе со зрителем и учителем неизреченных таин: о глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове его, и неисследовани путие его ( Рим.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вся совокупность внутренних факторов свидетельствует о том, что книга Деяний написана при жизни Павла – что называется, no свежим следам. Более того, автор книги, апостол и евангелист Лука, вопреки мнению многих ученых, был очевидцем описываемых в ней событий – если не всех, то по крайней мере некоторых. На это указывают так называемые мы-отрывки, в которых Лука, до того повествовавший о событиях в третьем лице, неожиданно вводит первое лицо множественного числа, что говорит о его участии в событиях. Таких отрывков в тексте книги четыре: Деян. 16:10–17 (путешествие от Троады до Филипп), Деян. 20:5–15 (путь от Филипп до Троады и от Милета до Иерусалима), Деян. 21:1–18 (путь от Милета до Иерусалима через Кесарию), Деян. 27:1–28:16 (путь от Кесарии до Рима). Очевидно, что по крайней мере в этих путешествиях Лука сопровождал Павла. Участие Луки в жизни Павла подтверждается и другим, не менее важным источником биографических сведений о Павле: его посланиями. В Послании к Колоссянам Павел пишет: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол. 4:14 ). В Послании к Филимону он включает Луку наряду с Марком в список из четырех своих сотрудников ( Флм. 24 ). Во Втором послании к Тимофею, жалуясь на то, что его сотрудники разошлись по разным странам, Павел отмечает: «Один Лука со мною» ( 2Тим. 4:10 ). 13 Книга Деяний содержит 11 речей Павла, отличающихся одна от другой по длине и по структуре: 1 . Речь в Аитиохии Писидийской (13:16 41:46–47). 2 . Речь в Листре (14:15–17). 3 . Речь в Афинском ареоиаге (17:22–31). 4 . Речь перед эфесскими пресвитерами в Милете (20:18–35). 5 . Речь перед иудеями в Иерусалиме (22:1:3–21). 6 . Ответы на допросе сннедриона (23:1, 3, 5:6). 7 . Оправдательная речь перед Феликсом (24:10–21). 8 . Оправдательная речь перед Фестом (25:8:10–11). 9 . Оправдательная речь перед царем Агриппой (26:223, 25–27:29). 10 . Обращения во время морского путешествия в Рим (27:10, 21–26, 31:33–34). 11 . Обращение к римским иудеям (28:17–20:25–28). 14 Ученые спорят о том, являются ли речи персонажей книги Деяний (в общей сложности составляющие около трети общего объема ее текста 15 буквальным воспроизведением того, что тот или иной из них (Петр, Стефан, Иаков, Павел) говорил в каждом конкретном случае, или конспективным изложением, передающим лишь суть того, что он говорил, или вообще литературной продукцией автора книги. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 . «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Когда Моисей поднимает руки, тогда и Иисус одолевает и становится сильней. Однако когда Моисей не поднимает рук, но позволяет им опускаться, Амалик одерживает верх над народом, которому сказано: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» ( Ин.5:46 ), и «никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» ( Ин.7:19 ). Ведь закон и его действие бессмысленны среди тех, кто, «усиливаясь поставить собственную праведность, не покоряются праведности Божией» ( Рим.10:3 ), и когда руки Моисея опущены, неверие усиливается, народ терпит поражение. Надав, Авиуд, Елеазар остались в стане, чтобы судить народ (ср. Исх.28:1 ). Оставлен был с ними, чтобы судить народ, и Иофор (ср. Исх.18:13–27 ). Иисус же не остался, но последовал за Моисеем в горы, а прибавленное об Иисусе чудесное «служителем своим» ( Исх.24:13 ) показывает, что он служил Моисею. Как он служил ему? Не как второй, не как подчиненный, но как помощник и защитник. Почему же ни при первом упоминании Иисуса не указано имя его отца, и ни при втором, ни при третьем? Но когда об его отце, Навине, все же сказано, его называют не Иисусом, но Осией (ср. Чис.13:9:17 ). Ибо среди тех, кого «посылал Моисей высмотреть землю», он упомянут как Осия (ср. Чис.13:17 ). Мне кажется, что он назван не Иисусом, но Осией, сыном Навина, возможно, по причине того, что послан он высматривать. Но когда он возвращается после выполнения порученного и весь народ приходит в ужас и только он поддерживает колеблющихся и ободряет пришедших в отчаяние, тогда Моисей называет его Иисусом; не сыном Навина, но тем, кому Моисей сказал: «Веди войско и сразись с Амаликом». Мы еще отчетливей видим его величие, когда во время преображения лица Моисея никто из сынов Израилевых не мог взглянуть на его лицо (ср. Исх.34:29–35 ); Иисус, однако, не только прямо смотрит ему в лицо, но даже стоит в скинии как причастник таинств (ср. Исх.33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

7) «сказано» (предикат без субъекта; Рим. 15:10 ; Гал. 3:16 ; Еф. 4:8 ); 8) а) слово, написанное в Законе ( Ин. 15:25 ). Слово Исаии, пророка ( Ин. 12:38 ); «слово Иисусово» ( Ин. 18:32 ), «слово написанное» ( 1Кор. 15:54 ; ⇒ Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания ( 2Фес. 3:14 ); б) «слово Божие», «слово Господне». Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью («ибо Моисей сказал», Мк. 7:10 ) своим преданием («а вы говорите», Мк. 7:11 ), «устраняя слово Божие» ( Мк. 7:13 ). Иисус ( Ин. 10:34–35 ) употребляет понятия «закон», «слово Божие» и «Писание», не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: «слово Божие росло» ( Деян. 6:7 ) и «распространялось» ( Деян. 12:24 ; ср. Лк. 8:11 ), для него «нет уз» ( 2Тим. 2:9 ), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ), оно живо ( 1Петр. 1:23 ). Иисус Христос выступает как живое Слово ( Ин. 1:1 ), принявшее человеч. облик ( Ин. 1:14 ; Откр. 19:13 ). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф. 5с Мф. 24:35 ; Мк. 13:31 ; Лк. 21:33 ). После воскресения ученики поверили «Писанию» (т.е. соотв. месту в ВЗ) «и слову, которое сказал Иисус» ( Ин. 2:22 ). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса ( Ин. 5:45 ); 9) одно и то же высказывание: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего» ( Пс. 94:7 ) – один раз цитируется как принадлежащее Давиду ( Евр. 4:7 ), а другой раз с пояснением: «как говорит Дух Святой» ( Евр. 3:7 ). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек («Ибо сам Давид сказал Духом Святым», Мк. 12:36 ), другой раз – Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян. 1:16 ), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С.П. Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ 1) содержащиеся в Библ. высказывания о С.П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его невещественная. Это видно 1) из тех мест, где Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, каковы: самопознание u личное бытие ( Втор.32:39 ), разум ( Рим.11:33–34 ), свободная воля ( Пс.134:6 ), жизнь u непрерывная деятельность ( Иер.22:24 ). 2) Из тех мест, где отрицаются в Боге свойства, принадлежащие веществу: Он не ограничен пространством и вездесущ ( Иер.23:24 ), всякое тело подлежит переменам, у Отца же светов, несть пременение или преложения стень, т. е. нет и тени перемены ( Иак.1:17 ). 3) Наконец, из тех мест, где Бог называется Духом: Дух есть Бог, сказал Спаситель в беседе с самарянкой, u иже кланяется Ему, духом u истиною достоин кланятися ( Ин.4:24 ). Понятие о существенных свойствах Божиих и их разделение. Существенные свойства в Боге это те, которые принадлежат Ему по самому Его существу и отличают Его от всех прочих существ. Эти свойства принадлежат всем лицам Св. Троицы, составляющим одно по существу, почему и называются общими свойствами Божиими в отличие от особенных, личных свойств, которые принадлежат каждому из Лиц Божества порознь. Богу, как Духу, по самой природе свойственны две главные силы, или способности; ум и воля. Применительно к этому существенные свойства Божии различаются: 1) свойства Божии вообще, т. е. принадлежащие самой духовной природе Божией, и обеим ее силам, – уму и воле; 2) свойства ума Божия и 3) свойства воли Божией. Свойства существа Божия вообще. Бог как Дух, от всех других существ отличается тем, что Он есть Дух неограниченный, беспредельный, – иначе, всесовершенный, потому что, называя Бога беспредельным, мы разумеем, что Он не только свободен от всякого недостатка, но и обладает всевозможными совершенствами в высшей степени. Св. Писание изображает это Божие свойство, когда: – 1) Называет Бога чуждым всякого недостатка ( 1Ин.1:5 ); 2) великим бесконечно ( Пс.146:5 ); 3) единым сильным и единым благим ( 1Тим.6:15 ; Мр.10:18 ); славным, царем и Богом славы ( Пс.23:10 ); вседовольным и блаженным ( 1Тим.1:11 ), который ни в чем не нуждается ( Деян.17:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

29 Сначала мы разгоняем машину нашей жизни в ложном направлении, а когда успеваем догадаться и понять, что перед нами стена, нам нужно успеть затормозить и повернуть обратно. И очень печально, что многие не успевают это сделать... 30 Зерно, упавшее в хорошую землю, начинает расти, когда тепло солнечных лучей прогреет почву, а дожди умягчат ее. Мы не видим, как зерно прорастает под землей, но с верой ожидаем появления ростка. Это подобно начальному этапу нашей духовной жизни. 31 Когда мы не обнаруживаем никаких всходов после долгого времени, зна чит, почва требует, чтобы в нее внесли удобрения. В духовной жизни это означает, что почва нашего сердца требует отречения от наших земных привязанностей. 32 Когда, наконец, росток показывается на поверхности, мы видим, что он очень слаб и не имеет силы: земля покрыта коркой и сорняками. Тогда крестьянин берет мотыгу, рыхлит землю вокруг ростка, и удаляет сорняки. В духовной жизни наши страсти подобны корке на нашем сердце, а дурные помыслы подобны сорнякам. 33 Только целомудрие дает душе решимость и стойкость во всех испытаниях. 34 Если хочешь всегда быть сытым, ешь всегда только простую пищу; если хочешь всегда быть счастливым, говори всегда только добрые слова: «кто делает добро, тот от Бога» (3 Ин. 1: 11). 35 Если позовут – откликайся, если подвинут – подвигайся, делай лишь то, чего не делать нельзя, прощай всех – и все будут твои друзья. 36 Будь рабом Божиим, но не будь рабом написанной буквы, ибо тот раб Божий, кто таков «в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2: 29). 37 Чтобы понять возвышенные вещи, нужно понять свое ничтожество. 38 Не ищи счастья для себя, и оно обязательно придет к тебе. 39 Если будешь жить своей жизнью, для себя, – твоя жизнь никому не будет нужна, тем более Богу. 40 Чем больше помыслов, тем больше ошибок. 41 Хорошо примерять себя к людям и не примерять людей к себе. 42 Что такое истинная Свобода? Это свобода от дурной деятельности ума в покое мира Христова. 43 Сначала душа должна достигнуть безстрастия, а затем от безстрастия в душе возгорается Любовь к Богу.

http://isihazm.ru/1/?id=203

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010