Миниатюра из Четвероевангелия. 2-я пол. XIII в. (Iver. 5. fol. 460a) Наиболее распространенное обозначение В. в НЗ - «первый [день] недели» (μα σαββτου или μα τν σαββτων). Это выражение встречается в повествованиях о Воскресении Христовом (Мк 16. 2; Мф 28. 1; Лк 24. 1; Ин 20. 1, 19). Одно из самых ранних свидетельств о придании 1-му дню недели особого значения в жизни церковных общин содержится в 1 Кор 16. 2, где ап. Павел рекомендует коринфским христианам собирать в этот день пожертвования, подобно тому как это делалось в церквах Галатии. Отсюда еще нельзя заключить, что 1-й день недели был временем, когда обязательно происходили собрания христиан, т. к. ап. Павел говорит о сборе средств частным образом (παρ αυτ) по домам. Однако частный характер сборов, рекомендуемых ап. Павлом, не исключает собраний в этот день, тем более что в Деян 20. 7 говорится о собрании христиан Троады для евхаристической трапезы именно в 1-й день недели. Поскольку связь Евхаристии с явлениями воскресшего Христа просматривается уже в Лк 24. 1, 13-32 и Ин 20. 1, 19, 26, евхаристическое собрание и, вероятно, сбор пожертвований (διακονα τς λειτουργας - 2 Кор 9. 12; ср.: Рим 15. 27) очень рано должны были быть приурочены к воспоминанию Воскресения Христова и дополнять друг друга. «Восьмым днем» В. называется уже в Послании Варнавы (ок. 130-135) ( Barnaba. Ep. 15. 8-9). Происхождение этого названия коренится в символике пророческой и межзаветной апокалиптики (один из ранних примеров употребления в Иез 43. 27) и указывает на полноту исполнения обетований Божиих; именование В. «восьмым днем» подчеркивает его эсхатологический характер. Символика В. как 1-го и одновременно последнего, «восьмого», дня недели нашла выражение, в частности, в том, что в одних странах в наст. время В. считается 1-м днем недели, в других (в т. ч. в России) - последним (7-м). Установление В. как праздничного дня Судя по приведенным выше свидетельствам из НЗ, В. уже в апостольское время стало обычным днем совершения Евхаристии и днем воспоминания Воскресения Христова, таковым оно оставалось и впосл.

http://pravenc.ru/text/155336.html

βλλουσι κα καεται, – ст. 9 καθ ς γπησν με πατρ, κγ μ ς γπησα, – 8:28–29: κα πμψας με μετ μο στν. οκ φκν με μνον, – 13:31–32: νν δοξσθη... κα δοξσει, – 1Ин. 2:27 : διδσκει... κα καθ ς δδαξεν, – Марк. 3:21 ξστη ср. ст. 22: Βεελζεβολ χει, – Иуд. 1:14 ; Апок. 10:7 , – в сравнениях Мф. 13:44 : ερ ν – κρυψεν κα – πγει κα πωλε cp. ст. 46, 48. Иак. 1:11, 24 , – 1Пет. 1:24 из Ис. 40:7 (LXX), – cp. Паст. Ермы Vis. III, 12, 2: κατελεφθη – ξηγρθη – νεδσατο – οκτι νκειται λλ’ στηκεν κτλ. 13, 2: πελθετο – προσδχεται κτλ, – и в частности у Ап. Павла: 1Кор. 7:28 : ν γαμσ ς, οχ μαρτες κα ν γμ οχ μαρτεν, – 8:2: ει δ τις δοκε γνωκναι τι, ο πω γνω καθ ς δε γνναι, – о Боге 2Тим. 2:19 : γνω Κριος и Рим. 8:29–30 : προγνω – προρισεν – κλεσεν – δικαωσεν – δξασεν (Blass, Grammatik des Neutestamentlichen Griechisch, 2 Aufl. 57, 9 S. 198; cp. Иов. 6:17 : καθ ς – οκ πεγνσθη – ο τως κγ κατελεφθην – πωλμην γενμην, – сюда же можно в качестве иллюстрации отнести вариант в кодексе С 5 ст. и у древних христианских писателей к Матф. 11:17 γνω – аорист вместо настоящего πιγινσκει). При этом первое лицо глагола берется в примерном значении, как нередко у Ап. Павла (ср. выше), – и здесь же в первом разъяснении («когда я был младенцем...»). Перевод будет такой: «тогда же познаю так, как и я познан или познаюсь Богом, или: как Бог познает человека». Но и при таком толковании разъяснение Апостола не имеет надлежащей силы, общепонятности и наглядности. Возникает необходимый и неразрешимый вопрос: какое же познание Бог имеет о человеке? С библейской, и в частности Павловой точки зрения, ближайшего и ясного ответа на этот вопрос не может быть дано. В том же послании выше Апостол выразительно утверждает, что Божиего никто не знает, кроме Духа Божия... ибо кто познал ум Господень ( 1Кор.2:11, 16 ; ср. Рим. 11:34 из Ис. 40:13 ; Ин. 1:18, 6:46 др.). О дне и часе второго пришествия Христова не знают даже Ангелы и Сын ( Мф. 24:36 ; Мк. 13:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мертвость (νκρωσις, emortuus, mortificatio) – мертвость: омертвение. Рим.4:19 и мертвости (emortuum) ложеснъ сарриныхъ (и утроба Саррина в омертвении. Синод. пер.). 2Кор.4:10 всегда мертвость (мертвость) гда въ тл носще. Мертвъ, мертвый Мертвъ, мертвый (νεκρς, mortuus) – мертвый. Мф.8:22 стави мертвыхъ. 10:8 воскрешайте. 11:5 востаютъ. 14:2 той воскресе мертвыхъ. 17:9 дондеже снъ из мертвыхъ воскрнетъ. 22:31 же мертвыхъ. 22:32 нсть бгъ бгъ мертвыхъ, но бгъ живыхъ. 23:27 внтрьд же полни сть костей мертвыхъ. 27:64 воста мертвыхъ. 28:4 страха же сотрсошас и быша к мертви. 28:7 к воста мертвыхъ. Мк.6:14 кртитель мертвыхъ воста. 6:16 той той воста мертвыхъ. 9:9 снъ из мертвыхъ воскрнетъ. 9:10 из мертвыхъ воскрнти. 9:26 и бысть к мертвъ. 12:25 из мертвыхъ воскреснтъ. 12:26 мертвыхъ – нсте ли чл. 13:27 нсть бгъ мертвыхъ, но бгъ живыхъ. Лк.7:15 И сде мертвый, и начатъ глаголати. 7:22 востаютъ. 9:7 зан глаголемо б нкихъ, к воста мертвыхъ. 9:60 стави погребст сво мертвецы. 15:24 к сынъ мой сей мертвъ б. 15:32 к братъ твой сей мертвъ б. 16:30 но аще кто мертвыхъ идетъ къ нимъ. 16:31 и аще кто мертвыхъ воскреснетъ. 20:35 а вкъ нъ улчити и мертвыхъ. 20:37 а к востаютъ 20:38 бгъ же нсть мертвыхъ, но живыхъ. 24:5 что ищете живаго съ мертвыми. 24:46 и воскрнти мертвыхъ въ день. Ин.2:22 убо воста мертвыхъ, помнша учнцы к с глаше. 5:21 коже бо цъ воскрешаетъ – так и снъ. 5:25 грдетъ часъ – услышатъ гласъ сна 12:1 – въ идже б лазарь умерый, воскрс мертвыхъ. 12:9 и – да и лазар видтъ, воскрс мертвыхъ. 12:17 Свидтельствоваше убо народъ – лазар возглас гроба и воскрс мертвыхъ. 20:9 не у бо вдх к подобаетъ из мертвыхъ воскрнти. 21:1 Посемъ вис паки учнкмъ своимъ, воставъ мертвыхъ. 21:14 С уж вис учнкмъ своимъ, воставъ мертвыхъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Не слушать только, но исполнять должно закон Божий: Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13 ). Будьте исполнители слов, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:22–25 ). Убеждения к сохранению закона Божия: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.18:4–5 ). Положите на сердце ваше все слова, которые Я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша ( Втор.32:46–47 ). Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ). Наказание нарушителям закона Божия: а) бедственная жизнь с проклятием: Если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе, то пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня ( Втор.27:15–26 ; Втор.28:15–68 ); б) смерть: Кто будете злословить отца своего или мать свою, тот да будете предан смерти. Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка, и проч. ( Лев.20:9,18 ; Лев.24:10–17,21–23 ); в) вечная смерть: Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая ( Откр.21:8 ). Царь скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:41–46 ). Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертию, – то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. Страшно впасть в руки Бога живого! ( Евр.10:28–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ныне в нашем отечестве нашли себе приют вольнодумство, религиозный скептицизм и пр., заявляющие о себе самым различным образом. В погоне за низменными, грубыми, чувственными благами современное поколение сплошь и рядом забывает о благах внутренних, религиозных, над которыми часто даже глумится всячески. Значительная часть известного сорта нашего общества даже ликует по поводу всякой выходки вольнодумцев против Христовой религии. В то время, как немногие твердые борцы еще мужественно стоят за истину, ни во что вменяя глумления, по их адресу раздающиеся из вражеского лагеря, – более слабые, даже из числа правомыслящих, часто стыдятся показаться как бы отсталыми от своего века и потому стесняются открыто заявлять о своих христианских убеждениях (даже не решаются, напр., креститься пред храмами). Несомненно, словом, что и ныне исповедание веры – дело далеко не всегда легкое, требующее от некоторых большой доли мужества и стойкости. Это – с одной стороны. С другой, слабость н трусость обычно сопровождаются печальными результатами как для самих боящихся, так и для окружающей их среды, соблазняемой их поступанием. Верующий во Христа должен быть тверд и стоек в своей вере, не отступая ни перед чем, не стыдясь ничего. Таков смысл требований самого Спасителя. «Всякого, – говорит Он, – кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным. А кто отречется от Меня пред людьми; отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным» ( Мф.10:32–33 ; см. Мк.8:38 ; Лк.9:26 ; ср. 1Тим.6:12–13 ; ср. также Рим.8:38, 39 ; Евр.10:23 ; 1Пет.3:15–16, 2:12 ; Мф.5:11, 12 ; Откр.2:10 ). При этом, однако, следует иметь в виду, что в основе исповедания веры должны лежать побуждения и, вообще, элементы только чистые. Иначе могут получиться последствия, нежелательные ни для самого исповедника, ни для окружающих его. Напр., пред Своими страданиями Господь говорил Своим ученикам, что все они соблазнятся о Нем в ту же ночь ( Мк.14:27 ), на что ап. Петр как бы с некоторою гордостью сказал: «если и все соблазнятся, но не я» ( Мк.14:29 ), и, однако, обещавший остаться всюду и при всяких обстоятельствах непреклонным исповедником Иисуса Христа, отрекается от своего Учителя трижды ( Мк.14:68, 70–72 ). И наоборот, с какою христианскою кротостью, растворенною христианскою любовью, вел свою речь, напр., ап. Павел в присутствии царя Агриппы! И что же? Сам Агриппа, между прочим, сказал ему: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» ( Деян.26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Библейские образы красоты . Что же библейские авторы считали красивым или прекрасным? Список очень большой. Красивыми могут быть дома ( Ис.5:9 ), венцы ( Ис.28:5; 62:3 ; Иез.16:12; 23:42 ), одежды ( Нав.7:21 ; Ис.52:1 ), стада ( Иер.13:20 ). Столь же красивыми могут быть убранство ( Иез.7:20 ), голос человека ( Иез.33:32 ), город ( Плч.2:15 ), окрашенные гробы ( Мф.23:27 ) и изделия горшечника ( Рим.9:21 ). Прекрасной может быть возвышенность ( Пс.47:3 ). С учетом такого широкого спектра понятий, которые казались прекрасными в воображении библейских авторов, можно считать справедливым заявление, что «все соделал Он прекрасным в свое время» ( Ек.3:11 ). Если красивыми могут быть вещи, таковыми же могут быть и люди. В Библии сказано, что женщины бывают красивыми, не менее двадцати раз; мужчины тоже обладают красотой ( 1Цар.25:3 ; 2Цар.14:25 ; Ис.44:13 ), как, например, младенец Моисей ( Деян.7:20 ; Евр.11:23 ). Наивысшее воплощение красоты человека мы видим в Ис.44:13 , где пророк говорит об изготовлении изображения идола, который принимает «образ человека красивого вида». Сочетание внешней и внутренней красоты показано в притче: «Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина» ( Притч.20:29 ). В данном случае седые волосы служат образом как физической привлекательности, так и признаком мудрости. С красотой всегда связывается романтическая любовь, и в Библии приводятся тому примеры. В Песни песней влюбленные выражают восхищение тем, что они видят: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» ( Песн.1:14–15 ). Достойным обрамлением их красоты служит пасторальная обстановка идеальной любви в царской беседке ( Песн.1:16 ), и эта обстановка способствует выражению красоты влюбленных в виде таких образов, как нарцисс Саронский, лилия долин или яблоня ( Песн.2:1, 3 ). В Песни песней красота находит выражение практически в каждом упомянутом в ней предмете. В такой любовной поэзии красота связывается прежде всего с любовью. То же самое можно сказать об отношении Аврама к своей жене Саре: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» ( Быт.12:11 ). Красота Сары нашла подтверждение и в ходе последующих событий. В псалме 44 (представляющем собой, как и Песнь песней, эпиталаму или свадебную песнь) псалмопевец сначала предсказывает невесте, что «возжелает Царь красоты твоей» ( Пс.44:12 ), а затем, в стихах, изображающих свадебные торжества, читаем, что «одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю» ( Пс.44:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1. Общение свойств Божественного и человеческого естеств в Господе Иисусе Христе осуществляется единством Лица, единством Христовой Ипостаси. Поскольку одна и та же Ипостась Бога Слова в Господе Иисусе Христе есть всецело, нераздельно и совершенно Ипостась как Его Божеского, так и Его человеческого естества, то в силу единства Ипостаси свойства одного естества переносятся на другое: Божественные на человеческое и человеческие на Божественное; они общаются между собой, и происходит их взаимообмен. Вследствие единства Ипостаси как носителя обоих естеств Господу Иисусу Христу как Богу усваиваются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по человечеству; и наоборот, как к Нему как к человеку прилагаются имена, свойства и действия, принадлежащие Ему по Божеству. В этом причина того, что в Священном Писании Его Божественному естеству зачастую приписываются свойства человеческого естества, как и, с другой стороны, Его человеческому естеству иногда вменяются свойства естества Божественного. Так, в Священном Писании Господь Иисус Христос именуется: «Господом славы» распятым ( 1Кор.2:8 ); о Нем говорится: Господь Бог «приобрел Себе Церковь Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); Его, «Начальника жизни убили» ( Деян.3:15 ); «второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «мы примирились с Богом смертью Сына Его» ( Рим.5:10 ; ср.: 2Кор.5:18–19 ); Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим.8:32 ; ср.: Ин.3:16 ; Гал.2:20 ); «хотя Он и Сын» (Божий), «однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр.5:8–9 ; ср.: Евр.2:10 ). Точно так же в Священном Писании Господу Иисусу Христу как Сыну Человеческому и человеку часто приписываются свойства, принадлежащие Его Божественному естеству, например: вездесущие ( «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» – Ин.3:13 ); власть отпускать грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ); вечное, Божественное Сыновство ( Мф.16:13, 16 ); суд над миром на Страшном Суде ( Ин.5:27 ; Мф.19:28 ); Божественная слава ( Ин.17:3–5 ); Божественное всемогущество ( Мф.26:64 ); Божественное поклонение ( Флп.2:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В св. Писании усвояются церкви Земной различные наименования для обозначения различных ее сторон и свойств. Так, И. Христос раскрывал учение об устрояемой Им церкви преимущественно под формой учения о царстве Божием. Иногда Спаситель изображал церковь , как общество верующих, объединенных в одно целое, под образом созидаемого здания ( Мф.15:18 ), а также стада овец, объединенных под руководство одного Пастыря ( Ин.10:16 ; сн. Лк.12:32 ), двора овчаго ( Ин.10 гл.). Апостолы усвояют церкви и другие наименования. Церковь именуется ими домом Божиим ( 1Пет 4, 17 ; 1Тим 3, 15 ; Евр.3:6; 10, 21 ), в том смысле, что верующие, входящие в состав церкви, составляют как бы семейство Господне ( Рим.16:4 ; Кол.4:15 ), суть приснии Богу ( Еф.2:19 ; сн. Гал.6:10 ), невестою Христовою ( Еф.5:23 ; 2Кор.11:2 ; Откр.21:2; 22, 17 ) женою и матерью верующих ( Гал.4:26 ; Откр.19:7 ), телом Христовым ( Кол.1:24 ; Еф.1:22–23 ; 1Кор.12:12, 27 ). Церковь есть невеста Христова в том смысле, что Он возлюбил церковь ( Еф.5:25 ), предал Себя, чтобы сделать из нее Себе непорочную Невесту, не имеющую скверны (25, 27). И. Христос и Сам именовал Себя Женихом (в притче о десяти девах – Мф.15:1–12 , а также 9, 15; сн. Ин.3:29 ). Церковь есть жена и матерь верующих, ибо она, находясь в таинственном соединении со Христом, вторым Адамом, дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Св. Духе, подобно тому, как древний Адам, через праматерь Еву, дал бытие падшему человечеству. Церковь есть тело Христово, которое Он питает и греет, ибо мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:28–30 ; сн. Ин.2:18–21 ), т. е. Церковь явилась от плоти Христа и от костей Его (разумеются крестные страдания, прободение ребер Спасителя), как наша праматерь Ева из ребра Адама, и находится в теснейшем соединении с Ним, по подобию соединения мужа и жены, является единой с Ним плотью – для рождения чад Богу, а члены церкви – в единении между собой, как члены тела. § 125. Основание и цель церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таковою Церковь и открылась через принятие апостолами сошедшего на них Духа Святого, Духа истины. Святые апостолы уже составляли единую Церковь : «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им» ( Деян.2:14 ) иудеям, обратившись к ним с первою проповедью. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам» ( Деян.2:37 ). Конечно, проповедовали с апостолом Петром и прочие апостолы, но Дух Святый устами писателя книги Деяний, приведшего речь только апостола Петра, а о прочих сказавшего, что они «стали» с ним, являет нам уже образовавшееся единство Церкви. В повествовании об исцелении апостолом Петром хроморожденного, дееписатель говорит: «Он, увидев Петра и Иоанна пред входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них... Но Петр сказал:... а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ...Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» ( Деян.3:3–6,12 ). Это единодушие было исключительным свойством первенствующей Церкви, которая была обществом соединенных сердец «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» ( Деян.4:32 ). Тесная связь между всеми выражалась во взаимных молитвах о спасении ( Еф.6:18,19 ), в страннолюбивой и заботливой любви к бедным ( Деян.11:27–30 ; 1Кор.16:1–4 ; Рим.15:25,26 ), в общении посредством апостольских посланий ( Кол.4:15 ); во взаимном попечении по делам веры и в разрешении недоумений на соборах ( Деян.15:1–19 ; 1Кор.5:2–5,9–11 ; 1Пет.4:10,11 ). В чем же должно выявляться единство Церкви, без чего она теряет характер истинной Церкви Христовой? Как согласить единство Церкви с самостоятельностью частных церквей, например, Константинопольской, Русской и других? Спаситель поучал: «Сия есть Жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Посылая апостолов на вселенскую проповедь , Спаситель повелел: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По этим словам, для всех необходима вера в Святую Троицу и таинства; следовательно, для единства Церкви необходимо единство в исповедании веры с ее таинствами. Равно для всех дана Спасителем заповедь о любви, как отличительном качестве ученика Христова ( Ин.15:12 ), и Спаситель говорил: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), то есть отлучал от Церкви упорного оскорбителя союза любви или церковного союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010