Изучение римско-католической сотериологии представляется нам весьма нужной предпосылкой всякого контакта с Римско-католической церковью, будь то простое ее изучение или обширный экуменический диалог, так как " существенное отличие всякой ереси от церковной истины станет нам ясно лишь тогда, когда мы оставим сферу чисто догматическую и теоретическую, а будем сравнивать само жизнепонимание " Как отмечает патриарх Сергий (Страгородский), " тот, кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном спасении... тот должен опросить каждое из вероисповеданий, в чем оно полагает смысл жизни человека, его высшее благо " Применение к духовной жизни юридической терминологии (такой, как " искупление " , " заслуга " , " награда " , " долг " ), понимаемой дословно и вне контекста святоотеческого учения о спасении " послужило источником того коренного заблуждения, которое теперь отличает христианство западное; на этой почве развилась правовая (юридическая) постановка учения о спасении " В данной работе мы изложим римско-католическое учение о спасении согласно новому Катехизису Католической церкви который с момента своего издания в 1992 году является официальным изложением римско-католического вероучения, что и указано в соответствующей " Апостольской конституции " за подписью римского папы Иоанна Павла II Мы также попытаемся изучить возможную эволюцию римско-католической сотериологии, сравнив новый Катехизис с более ранними изложениями римско-католической веры. Помимо Катехизиса 1992 года, нашими основными источниками будут: 1) " Католический катехизис " священника С. Тышкевича, излагающий римско-католическое вероучение русским католикам и одобренный Восточной Конгрегацией. 2) Книга " Католичество и священное Предание Востока " католического священника А. Волконского, одобренная богословской комиссией Съезда русского римско-католического духовенства как соответствующая римско-католическому вероучению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/395/...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 июня 1997 года 8 2005 р. 10:00 10 июня 1997 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   состоялось  очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О состоянии взаимоотношений с Римско-Католической Церковью на современном этапе в связи с возможностью встречи Предстоятелей двух Церквей — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии. Справка: В основе расхождений между Православной и Католической Церквами лежат вопросы вероучительного характера, которые и являются предметом общеправославно-католического диалога. Богословский диалог между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью начался в первой половине 60-х годов, после II Ватиканского собора и Всеправославных совещаний на о. Родос. Уже на I Всеправославном совещании в 1961 году была предложена тема «Православие и Римско-Католическая Церковь», включавшая в себя вопросы, об унии и прозелитизме, препятствующие установлению отношений между Церквами в духе христианской любви. Следующее II Всеправославное совещание в 1963 году предложило начать диалог между Православной и Католической Церквами на равных условиях. Договоренность о начале богословского диалога между Православной и Римско-Католической Церквами была достигнута во время визита Папы Иоанна Павла II в Фанар в 1979 году. 30 ноября 1979 года Иоанн Павел II и Константинопольский Патриарх Димитрий I объявили о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью, что и было сделано при согласии всех Поместных Православных Церквей. Первое заседание Комиссии проходило на островах Патмос и Родос в 1980 году. На рубеже 80-90-х годов межконфессиональные отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами осложнились. Причиной тому стала в первую очередь активизация Греко-Католических Церквей, вышедших из подполья и начавших восстанавливать свои приходы и структуры на местах силовыми методами. Наиболее болезненно для православных этот процесс протекал на Западной Украине (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области, Закарпатье). Там дело доходило до массовых беспорядков, стычек, силовых захватов православных храмов, когда православные общины изгонялись просто на улицу, а в местной печати была развернута кампания по дискредитации православных Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4969529...

Патриарх Алексий изложил католической делегации позицию Православной Церкви Москва, 24 февраля 2004 г. 22 февраля 2004 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Перед началом встречи кардинал Вальтер Каспер передал Его Святейшеству письменное поздравление с 75-летним юбилеем от Главы Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II. Обращаясь к гостям, предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: " Я рад приветствовать делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. К сожалению, отношения между нашими Церквами за последнее время сложились не лучшим образом, и думаю, мы взаимно желаем обсудить существующие проблемы и найти пути их решения " . Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что экклезиологический принцип, который был заложен II Ватиканским Собором в отношении Православных Церквей, как Церквей-сестер, должен реализовываться, но, к сожалению, этот принцип в последнее время не функционирует, и создается впечатление, что Римско-Католическая Церковь отказалась от этого принципа. " Мы, ведь, ежегодно имели встречи с Папским советом по содействию христианскому единству, - сказал Святейший Патриарх Алексий. - И на этих встречах мы обсуждали многие вопросы, в том числе, как нам вместе совершать свое служение в этом мире. К сожалению, иногда те решения, которые принимались на этих встречах оставались только на бумаге. Например, была достигнута договоренность о том, что при создании новы структур Римско-Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата, священноначалие Русской Православной Церкви будет уведомляться заранее. К сожалению, эта договоренность была забыта, и четыре епархии на канонической территории Русской Православной Церкви были созданы, и мы узнали об этом уже после того, как было принято определение по этому вопросу " . Патриарх Алексий подчеркнул, что создание провинции Римско-Католической Церкви на территории Русской Православной Церкви, образование митрополии во главе с митрополитом в Москве тоже воспринимается нами как недружественный шаг. " Нам говорили, что это не Московский митрополит, а митрополит в Москве, но это казуистика " , - сказал Патриарх Алексий.

http://pravoslavie.ru/9040.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях 27 октября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Несколько дней назад в Ватикане состоялась Ваша встреча с Папой Римским Франциском. В настоящее время достаточно развит диалог между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Чем можно объяснить то, что участились контакты с Римско-Католической Церковью? Правы ли те, кто говорят, что сейчас нам западные христиане ближе, чем братья из Константинополя? Митрополит Иларион: Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями получили новый импульс к развитию после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване два с половиной года назад. Надо сказать, что и до того контакты были регулярными. Я бы не сказал, что они сейчас участились. За время понтификата Папы Франциска, я с ним встречался 7 раз, то есть в среднем я с ним встречаюсь один раз в год. Обычно это бывает осенью, в том числе и потому, что осенью проводятся заседания Синода Римско-Католической Церкви, на которые традиционно  приглашаются наблюдатели от нескольких Православных Церквей. Уже много лет я приезжаю туда в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. Обычно я приезжаю на один или два дня. Мне дают 10 или 12 минут, чтобы высказать точку зрения Русской Церкви на конкретную тему, ведь у нас есть регулярный студенческий обмен, к нам приезжают группы сотрудников или священников из Ватикана, а мы направляем своих сотрудников или священников в Ватикан. Уже третий год у нас проходят двухнедельные Летние институты на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. На полях Синода я всегда встречаюсь с Папой. Обычно это бывает аудиенция, которая длится около часа и позволяет обсудить вопросы, стоящие на повестке двусторонних отношений.

http://mospat.ru/ru/news/47017/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Телеметрия корабля Римско-Католической Церкви, или О современном состоянии западного христианства Некоторые эксперты считают неверным объяснять сильнейший спад римо-католичества неким общим кризисом христианства на Западе. Они связывают это явление со Вторым Ватиканским собором, внесшим коренные изменения в литургическую жизнь Церкви. О последствиях резких изменений в церковной жизни в сторону либерализации веры и о печальных уроках, которые можно вынести из опыта Римско-Католической Церкви, пишет диакон Антоний Одайский. Статья Церковь есть корабль спасения. Единая эскадра Православных Церквей без малого уже две тысячи лет благополучно и неуклонно преодолевает «житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею» по непреложному слову Кормчего (Мф.16:18). К сожалению, половину этого срока Римская Церковь, некогда даже возглавлявшая пентархию нашего флота, находится в самостоятельном плавании и использует свой собственный корабельный устав. Но в последнее время стали очевидны ее серьезные внутренние сложности. Насколько успешно она сможет идти по своему выбранному курсу, и есть ли у нее шанс достижения конечной точки прибытия – Омеги (Отк.21:6)? Такие вопросы актуальны сейчас, в особенности здесь в Европе, где Русская Церковь ведет активный курс на сближение с Римом. Не будут ли эти усилия напрасны, и верно ли выбрано их приложение? Постараемся это выяснить исходя из фактов и численных параметров различных аспектов жизни современной Римско-Католической Церкви и перспектив православной миссии.

http://bogoslov.ru/article/1437891

Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде 27 сентября 2006 г. 12:47 На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году. Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года. Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем . На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии. В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны. С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения. В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству. В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской,  Сербской , Румынской , Грузинской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской ,  Чешской и Финляндской.

http://patriarchia.ru/db/text/146124.htm...

Иван Матвеевич Бобровницкий Сочинение Ив. Бобровницкого Издание четвертое, вновь пересмотренное и дополненное. Приимите, ядите: сие есть Тело мое. Пийте от нея всм: сия бо есть Кровь моя ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ). Аще (же) кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет. Слова святого Апостола Христова ( Гал.1:8–9 ). Содержание I. Происхождение римской литургии 1. Откуда Римская литургия ведет свое начало? 2. Кто же составил ее? 3. Кто изложил Римскую литургию в письмени и привел ее в тот вид, в каком она теперь находится? II. Состав римской литургии Римская литургия III. Отличие римской литургии от православной Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви Римской церкви     Братие, говорил святой апостол Павел фессалоникийским христианам, стойте, и держите предания, имже научистеся 1 . Между сими преданиями, к сохранению коих убеждает св. апостол, важнейшее место занимает божественная литургия, или то священнодействие, на котором совершается священнейшее таинство евхаристии, преданное апостолам от самого Иисуса Христа, а чрез них и всем верующим в Него. Поэтому не одно любопытство, а самая важность литургии приводит к вопросу: как сохранила и сохраняет какая-либо частная церковь сие великое священнодействие, этот драгоценный залог неизреченной любви Божией к грешному роду человеческому? Не имея намерения исследовать все многочисленные литургии, употребляемые в церквах христианских, рассеянных по всему свету, обращаемся преимущественно к литургии Римской церкви. Особенно близкое отношение к нам христиан Римско-католического исповедания, самоуверенность Римской церкви в том, будто она одна сохранила чистоту и непорочность истинной – апостольской церкви, а отсюда ревность, не по разуму, некоторых проповедников западных, – с усилием навязать другим свои мнения и обычаи, особенно важным делают для нас обозрение литургии Римско-католической. Предлагая здесь опыт исторического обозрения: I. Происхождения, II. Состава и III. Отличия от православной литургии, Римской мессы, совершаемой во всех церквах, подвластных Римскому первосвященнику, поставляем для себя целью – не только удовлетворить любознательности соотечественников, но вместе показать, чем нынешняя Римско-католическая церковь существенно разнится, от вселенской православной церкви, в совершении великого священнодействия литургии. При важности подобного исследования, нельзя не чувствовать и его трудности; поэтому предлагаем только посильный плод труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Католическая церковь перед угрозой серьёзного раскола Франциск попытался чисто иезуитскими методами решить проблему «благословения браков содомитов», но получил угрозу раскола «справа» Редакция РНЛ   17:23 21.12.2023 609 Время на чтение 8 минут Фото: Коллаж РНЛ Как сообщалось , Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви опубликовала документ «Fiducia supplicans» («Взывая к доверию»), в котором говорится, что католическим священникам дозволяется «благословлять однополые пары, но без какой-либо ритуализации или создания видимости брака». Документ вызвал нешуточный скандал, который не только не утихает, но во всю силу разгорается и рискует охватить адским пламенем преисподней весь католический мир. Вспоминается известное изречение «Дух творит себе формы». И мы прекрасно помним, как тот же Папа Франциск неоднократно выступал с «толерантными» речами по отношению к содомитам и их образу жизни. Видимо, на закате жизни глава Ватикана решил устроить фантастический скандал, оставив своё имя в веках. Весь вопрос только в том, каким его запомнят? Похоже, поборником мерзкого содомского греха. Католическая церковь в Германии умирает Напомним , что член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик в интервью «Русской народной линии» заявил, что «перед нами акт шизофрении или чудовищный акт Апостасии – отступничество не только от Евангельской, но даже от Ветхозаветной нравственности, от всего того, что дорого и свято для нас в Священном Писании и Предании Церкви». Отец Владимир подчеркнул, что «речь идёт о благословении человека на грех. А также речь идёт именно о благословении его статуса, то есть опять-таки благословение на конкретный грех, за который по каноническим правилам Церкви люди отлучались на Причастие на 20 лет или до конца жизни». «По его словам, «мы наблюдаем так называемое " окно Овертона " : сегодня говорят о том, что данное " благословение " немыслимо сочетать с какими-то формами и ритуалами, де, Римско-католическая церковь удерживает традиционное учение о браке, как союзе мужчины и женщины. А завтра к данному " благословению " присоединят некие очень скромные литургические формы, послезавтра – уже станет полноценным " венчанием " : Римско-католическая церковь признает " брак " содомитов вполне законным и даже равным браку, учрежденном Самим Господом».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/ka...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Митрополит Иларион (Алфеев): «Христиане призваны к максимально активному взаимодействию» Международная межконфессиональная конференция призывает православных, католиков и лютеран совместно отстаивать нравственные ценности 12.01.2011 394 Время на чтение 4 минуты 10 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению католической Епископской конференции Литвы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Международной межконфессиональной конференции «Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи», сообщает Патриархия.ru. Конференция состоялась в конференц-зале католической архиепископии Каунаса и проходила под эгидой католической Епископской конференции Литвы и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В зале собрались более 300 участников, и более 50 тысяч человек слушали прямую трансляцию конференции в эфире «Радио Мария». В президиум конференции вошли митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичус (Римско-католическая церковь), епископ Евангелическо-лютеранской церкви Литвы Миндаугас Сабутис, канцлер Каунасской архиепископии священник Адольфас Грушас (Римско-католическая церковь). В числе участников встречи также были архиепископ-митрополит Вильнюса кардинал Юозас Аудрис Бачкис, Апостольский нунций архиепископ Луиджи Бонацци, секретарь Епископской конференции, ординарий Литовских вооруженных сил епископ Гинтарас Грушас, Каунасский викарный епископ Йонас Иванаускас, епископ Паневежисский Йонас Каунящукис (Римско-католическая церковь), мэр Каунаса Андрюс Купчинскас, ректор Каунасского государственного университета Зигмас Лидека, депутаты литовского Сейма, представители творческой интеллигенции Литвы, молодежи и студенчества, клирики Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви. В начале конференции были оглашены послания председателя Папского совета по делам семьи кардинала Эннио Антонелли и председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. В послании кардинала Коха, в частности, отмечалось: «Вдохновляемые примером любви и преданности Святого семейства, христиане всех конфессий и церковных общин призваны сегодня вместе ответить на вызов, брошенный семье современной действительностью. Защита семьи как ячейки обществ и провозглашение фундаментальных ценностей, таких, как неприкосновенность человеческой жизни и традиционное воспитание детей, являются полем деятельности, где сотрудничество становится долгосрочным приоритетом».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/12/mi...

  разделы   рассылка  распечатать Интервью митрополита Волоколамского Илариона телеканалу " Россия 24 " Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата В интервью, вышедшем 1 января в эфир телеканала " Россия 24 " , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал об итогах прошедшего 2016 года. – Владыка, здравствуйте! Мы завершаем этот год как очень насыщенный и на политические события, и на события в жизни Русской Православной Церкви. Для Вас как религиозного дипломата, безусловно, одно из главных достижений в 2016 году – это встреча Патриарха и Папы Римского. Значит ли это, что диалог Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви развивается на совершенно ином уровне? – Думаю, что эта встреча по праву названа исторической. Она готовилась в общей сложности двадцать лет, потому что первая попытка такой встречи имела место в 1997 году, когда предполагалось, что встретятся Патриарх Алексий II и Папа Иоанн Павел II. Тогда все было подготовлено, определены место и время встречи, но стороны не смогли согласиться по содержанию совместной декларации. И поэтому за несколько дней до объявленной даты пришлось эту встречу отменить. Затем была большая пауза. После, уже при Папе Франциске, подготовка этой встречи возобновилась, и совместная декларация готовилась буквально до последнего вечера. Тем не менее, стороны согласились по всем формулировкам, и это дало возможность встречу провести. Для нас в Совместном заявлении есть очень много важных моментов. Хотел бы, прежде всего, отметить тему Ближнего Востока, по которой и Папа, и Патриарх высказывались неоднократно, но здесь прозвучал их совместный, солидарный и очень сильный голос. И этот голос был услышан. Конечно, также важно отметить то, что в совместной декларации сказано по теме унии, потому что впервые из уст главы Римско-Католической Церкви прозвучали слова о том, что уния не является путем к единству. Это как раз один из тех пунктов, по которым двадцать лет назад не удалось договориться с Папой Иоанном Павлом II. Думаю, это благотворное изменение позиции Римско-Католической Церкви свидетельствует о большом пройденном пути.

http://religare.ru/2_111076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010