Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1165 Абавх – некий скиф 176, 177 Аблавий (Аблабий) – автор труда по истории готов (VI в. н. э.) 272 Август, Гай Юлий Цезарь Октавиан – римск. император (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) 198, 199, 208, 215 Авидий, Кассий – римск. полководец (174–175 гг.) 256, 257 Аврелий, Фульв – римск. военачальник (I в. н. э.) 251 Авреол – римск. узурпатор (III в. н. э.) 257 Агар – скифский царь (конец IV в. до н. э.) 129 Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой богини 37 Агриппа, Марк Випсаний – римск. полководец и политический деятель (64/63–12 гг. до н. э.) 198, 199, 208, 209, 210, 241, 246 Адирмах – правитель махлиев в Северо-Восточном Причерноморье 171, 172, 174, 175, 176 Адриан – римск. император (117–138 гг. н. э.) 255, 256 Айтанарит – готский писатель, источник Равеннского Анонима 281 Акакий – церковный деятель (IV в. н. э.) 203 Аквила, Юлий – римск. военачальник (I в. н. э.) 251, 252, 254 Аконтий – персонаж греческой легендарной истории 218 Алавив – готский военачальник (IV в. н. э.) 264, 265 Аларих – вождь герулов (IV в. н. э.) 272 Алатей – остготский вождь (IV в. н. э.) 263, 266 Александр Север – римск. император (222–235 гг.) 257 Александр Великий (Македонский) – греч. политик и полководец, завоевавший многие страны Востока (356–323 гг. до н. э.) 18, 102, 222, 224, 267, 268, 272 Алиатт, сын Садиатта – царь Лидии (VI в. до н. э.) 32 Амага – жена сарматского царя Медосакка (возможно, вторая половина II в. до н. э.) 180 Амалы – готская королевская династия 272 Амизок – некий скиф 169, 170 Анахарсис – легендарный мудрец из скифского царского рода (VI в. до н. э.) 18, 44, 54, 100, 162, 163, 164 Антонин, Марк Пий (Философ) – римск. император (138–161 гг. н. э.) 256, 257 Апи – божество скифского пантеона (=греч. Гея, богиня Земли) 47 Аполлодор – греч. купец (сер. IV в. до н. э.) 90 Аполлон (Феб) – бог искусств и поэзии в греч. и римск. мифологии 29, 38, 47, 238 Аполлонид – греч. писатель (начало I в. до н. э.) 111

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ксенофонт Лампсакский – греч. автор вв. до н. э.) 245 Ксеркс – сын Митридата Евпатора 156 Ксифар – сын Митридата Евпатора 155 Лагариман – готский военачальник (IV в. н. э.) 264 Лакрит – греч. купец (IV в. до н. э.) 89 Лампид – греч. корабельщик (IV в. до н. э.) 89 Лаодика – гипербореянка 44 Лахесис – одна из мойр в греч. мифологии, богиня судьбы 220 Леандр – персонаж романтической легенды о любви к Геро 217 Левканор (ср. Левкон) – боспорский царь (вымышленный персонаж?) 171, 173, 174 Левкон I – боспорский царь (389/388–349/348 г. до н. э.) 86, 87, 88, 112, 114, 126 Лептин – афинский политик (IV в. до н. э.) 85 Ливаний – греч. писатель, источник Равеннского Анонима 277, 278, 280 Лик – скифский царь (VI в. до н. э.) 54 Липоксай – легендарный предок скифов 35 Лисимах – полководец Александра Македонского и один из его диадохов, ставший царем Фракии 106, 129 Лолиан – римск. писатель, источник Равеннского Анонима 278 Лоллий Урбик – легат римск. императора Антонина Пия 256 Лонхат – некий скиф 171, 172, 173, 174, 176 Лукулл, Луций Лициний – римск. пожоводец (117–56 гг. до н. э.) 133, 153 Луп, Нумизий – римск. военачальник (I в. н. э.) 251 Лупицин – римск. военачальник (IV в. н. э.) 265 Мадий, сын Прототия – скифский царь (VII в. до н. э.) 32 Мазея – дочь боспорского царя Левканора (вымышленный персонаж) 171, 172, 174, 175 Макент – некий скиф 171, 172, 174, 175, 176 Максим – римск. военачальник (IV в. н. э.) 265 Максим, Марк Клодий Пупиен – римск. консул 234 г. 257 Максимин, Гай Юлий Вер (Старший) – римск. император (235–238 гг. н. э.) 257 Маний Аквилий – римск. политик, захваченный в плен Митридатом Евпатором в 88 г. до н. э. 160 Мариант – некий скиф 173 Маркиан – римск. полководец (III в. н. э.) 258 Марпесий – греч. писатель, источник Равеннского Анонима 278 Марс – бог войны в римск. мифологии (=греч. Арес) 219, 235, 263, 264 Марсагет – скифский царь (конец VI – начало V в. до н. э.) 79 Мастира – жена боспорского царя Левканора (вымышленный персонаж) 174 Матерь богов – фригийская богиня Кибела 54

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Никто не должен удивляться, говорит он далее, что царство, с таким трудом основанное, столь долго и столь великими мужами увеличиваемое, такими богатствами укрепленное, некогда, однако, падет» 1565 . И затем он усиленно доказывает возможность и необходимость падения Римской империи. Чрезвычайное, непобедимое могущество Римской империи, сломившей сопротивление всех своих врагов и распространившей свою власть почти на всю тогда известную вселенную, внушало людям мысль, что если раньше Рим остался непобедимым, то кто же победит его теперь, или в будущем, когда он владеет всем миром, и враждебные ему народы ничтожно малы в сравнении с ним? И так как язычники не имели определенных понятий о том, что наступит некогда кончина мира, то мысль о непобедимости и неразрушимости Римской империи сама собою перешла у них в мысль о вечности этой империи. Эта мысль укоренилась и распространилась среди язычников, подданных Римской империи, тем легче, что она льстила самолюбию не только природных Римлян, но и многих других народов, давно вошедших в состав Римской империи и потому почти совсем утративших чувство национальной особности и самостоятельности, привыкших считать эту империю своей. Мысль о неразрушимости Римской империи очень легко перешла от язычников и к христианам; потому что почти все христиане первых веков были подданными Рима, жили среди язычников, многие сами были первоначально язычниками, или, по крайней мере, принадлежали к —29— язычеству деды и отцы их. Но так как христиане твердо знали, что на земле нет ничего вечного, и что здешний мир некогда кончится, то у них мысль о вечности Римской империи получила существенное видоизменение: они признавали эту империю вечной в том смысле, что она не будет разрушена до конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя и позднейшие средневековые богословы неизменно повторяли его и даже ставили на первом месте, но рядом с ним они высказывали и другие мнения: предполагали, что апостол под отступлением разумел отпадение церквей от Римской церкви, или дал указание и на политическое отложение народов от Римской империи и на церковное отпадение их от Римской церкви. Понятно, почему произошло такое видоизменение в объяснении слова отступление. Как ни сильно укоренилось мнение, что под отступлением должно разуметь отпадение народов от Римской империи, тем не менее умаление ее, распадение и разрушение, и отложение от нее народов было совершившимся фактом, для всех очевидным; а это не могло не поколебать доверия к установившемуся пониманию слова отступление. Привычка, сила предания, авторитет прежних богословов, продолжавшееся уважение к Риму и распространенное мнение, что под четвертым зверем, из которого возникает антихрист, должно разуметь Римскую империю, как последнее всемирное царство – все это побуждало богословов удержать старое мнение, что отступление означает отпадение народов от Римской империи; а, с другой стороны, разрушение Римской империи, за которым явление антихриста не последовало, заставляло отказаться от этого мнения. Находясь под давлением этих двух диаметрально противоположных требований позднейшие средневековые богословы не имели решимости склониться окончательно ни на ту, ни на другую сторону, а избрали средний путь. Они не отвергли совсем старого мнения, а только перестали считать его почти единственным и безусловно верным: наряду с ним они поставили другие мнения, не отдавая старому мнению предпочтения пред новыми. А иные из них стали думать, что новые мнения не исключают старого, что пред пришествием антихриста одновременно произойдут и политическое отложение народов от Римской империи, и отпадение церквей от повиновения Римской церкви и от единства веры с ней, и отступление людей от веры в Бога, и что у апостола все это выражено в одном слове отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

—182— уже не пользовалось тем безусловным доверием, с каким относились к нему раннейшие богословы Запада. Хотя и позднейшие средневековые богословы неизменно повторяли его и даже ставили на первом месте, но рядом с ним они высказывали и другие мнения: предполагали, что Апостол под отступлением разумел отпадение церквей от Римской церкви, или дал указание и на политическое отложение народов от Римской империи и на церковное отпадение их от Римской церкви. Понятно, почему произошло такое видоизменение в объяснении слова отступление. Как ни сильно укоренилось мнение, что под отступлением должно разуметь отпадение народов от Римской империи, тем не менее, умаление её, распадение и разрушение, и отложение от неё народов было совершившимся фактом, для всех очевидным; а это не могло не поколебать доверия к установившемуся пониманию слова отступление. Привычка, сила предания, авторитет прежних богословов, продолжавшееся уважение к Риму и распространенное мнение, что под четвертым зверем, из которого возникает антихрист, должно разуметь Римскую империю, как последнее всемирное царство – всё это побуждало богословов удержать старое мнение, что отступление означает отпадение народов от Римской империи; а, с другой стороны, разрушение Римской империи, за которым явления антихриста не последовало, заставляло отказаться от этого мнения. Находясь под давлением этих двух диаметрально противоположных требований, позднейшие средневековые богословы не имели решимости склониться окончательно ни на ту, ни на другую сторону, а избрали средний путь. Они не отвергли совсем старого мнения, а только перестали считать его почти единственным и безусловно-верным: на ряду с ним они поставили другие мнения, не отдавая старому мнению предпочтения пред новыми. А иные из них стали думать, что новые мнения не исключают старого, что пред пришествием антихриста одновременно произойдут и политическое отложение народов от Римской империи, и отпадение церквей от повиновения Римской церкви и от единства веры с нею, и отступление людей от веры в Бога, и что у Апостола всё это выражено в одном слове отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последняя книга сочинения «La fin du paganisme» озаглавливается: «Последние битвы» (язычества с христианством). В ней изображается судьба и содержание записки (relatio) Симмаха о восстановлении в курии жертвенника Победы; излагаются главные мысли апологетического труда Блаж. Августина «De civitate Dei»; разбираются обвинения, будто христианство было причиной гибели Римской Империи и разъясняется отношение христиан к разрушающейся Римской Империи, и победоносному варварству. В сочинении Буассье, строго, вообще, продуманном и проверенном, заметна наклонность мирить противоположные мнения. Высоко ценится Юлиан, но не закрываются глаза и на его недостатки; признается его попытка восстановить и усовершенствовать язычество искренней, но непрактичной и фальшивой в своем существе. Средним путем идет автор сочинения «La fin du paganisme» и в разборе обвинений, заявленных древними язычниками и некоторыми историками нового времени, напр., Гиббоном, будто христианство было причиной гибели Римской Империи. Он находит несправедливым утверждение, что христианство, проповедуя девство, содействовало сокращению народонаселения Римской Империи, равно как и то, будто, являясь религией мира, оно ослабляло воинственный дух народонаселения и доказывает, что уменьшение народонаселения, ослабление воинственности, равно, как удаление от общественных должностей и другие печальные явления, указывавшие на нравственное измельчание и расстройство, начались в Римской Империи гораздо ранее, чем обыкновенно думают. Христианство , как религия всемирная, не связывало себя, конечно, с существованием Римской Империи. Тем не менее, христиане, как видно из писаний Блаж. Августина, полны были горячего патриотизма и боролись против напора варваров, хотя, в конце концов, помирились с их властью. Вот рамки, в которые заключено содержание в сочинении Гастона Буассье «La fin du paganisme». Сочинение это изобилует основательными мыслями, остроумными суждениями, сближениями, замечаниями. Наиболее хороши те отделы, где автор имеет дело с произведениями литературы классической и древнехристианской, которые он особенно хорошо знает и к которым особенно охотно обращается, не только извлекая из них данные для решения того или другого вопроса, но предлагая иногда и краткие их характеристики.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

Для устранения этих неудобств, учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (указ. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остается и до настоящего времени. 48. Современное устройство римско-католической церкви в России 94 В Российской Империи двенадцать епархий римско-католического исповедания: 1) архиепархия Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; подведомственные ей епархии: 2) Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Луцко-Житомирская – в губерниях Киевской, Волынской и Подольской; 4) Тельшевская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 5) Тираспольская – в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской и Бессарабской, а также в Кавказском крае; 6) архиепархия Варшавская и подведомственные ей епархии: 7) Августовская (Свинская); 8) Калишская; 9) Келецкая; 10) Люблинская; 11) Плоцкая: 12) Сандомирская 95 . Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учрежденная в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С.-Петербурге. Учреждение это, соответствующее нашему Св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой – из прелатов, и заседателей, по одному от каждой епархии 96 . В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и ее имуществом 97 . Заседания римско-католической Духовной Коллегии назначаются ее председательствующим по мере надобности 98 . При Коллегии состоит прокурор и канцелярия 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упомянув о том пренебрежении, с которым к Византии с XVIII века относились историки и философы, Бьюри замечает, что этим они показывают свое полное незнакомство с одним из самых важных, существенных факторов в развитии западноевропейской цивилизации - а именно с влиянием позднейшей Римской империи и Нового Рима. Конечно, взгляд Бьюри не является чем-либо особенно новым. Непрерывность Римской империи до XV века признавали и раньше, например, Монтескье в своих Рассуждениях о причинах величия римлян и их упадка (Considerations sur les causes de la grandeur des Remains et de leur decadence). Но Бьюри с особенной силой оттенил этот тезис и провел в своем труде. Сочинение Бьюри, особенно же последний, третий том, заслуживает самого большого внимания. Излагая судьбы восточной половины империи, он следит также до 800 года за событиями ее западной половины, что вполне, конечно, соответствует его взгляду о единой Римской империи. Бьюри в своей книге не ограничивается одной политической историей; целые главы у него посвящены вопросам администрации, литературы, общественной жизни, географии, искусства и т. д. Первые две главы второго издания, посвященные образованию монархии и административному устройству, оценены прекрасно известным специалистом по истории Римской империи, как лучшее краткое описание общих условий, которые господствовали в поздней Римской империи. Автор прекрасно знаком с русским и другими славянскими языками; поэтому в третьем томе его истории привлечена к делу и оценена вся русская и болгарская литература по данной эпохе. Ламброс. Спиридон Ламброс современный греческий ученый и профессор Афинского университета, деятельный издатель рукописных документов и исторических текстов, автор каталога греческих рукописей Афона и т. д., написал на протяжении с 1886 по 1908 гг. шеститомную Историю Греции с рисунками с древнейших времен до взятия Константинополя Афины, 1886-1908, в 6 томах). Сочинение Ламброса, предназначенное преимущественно для читающей публики, ясно и толково излагает события византийской истории до конца существования империи. Источники автором не указываются; текст иллюстрирован многочисленными рисунками.

http://sedmitza.ru/lib/text/434214/

За отличие по службе Римский-Корсаков в 1853 году произведен был в чин капитан-лейтенанта, а в 1855 г., тоже за отличие – в капитаны 2 ранга. В 1856 году, находясь на зимовке в Мариинском посту, в Амурском заливе, Римский-Корсаков получил в командование корвет «Оливуца», приняв который в Николаевске, вышел с ним оттуда для следования в Кронштадт, куда и прибыл в сентябре 1857 года. В 1858 и 1859 годах Римский-Корсаков командовал учебно-артиллерийским кораблем «Прохор», а в промежутках между летними кампаниями этих годов был командирован во Францию и Англию для ознакомления с постановкой учебно-артиллерийского дела в этих государствах. В 1858 году, за отличие по службе, он произведен был в капитаны 1 ранга, а в 1860 г. назначен был начальником Штаба Главного Командира Кронштадтского порта. В этом же году он заведовал проводкой корабля «Император Николай I» на гидравлическом доке от Петербурга до Кронштадта, за успешное окончание которой ему объявлено было Монаршее благоволение. В декабре 1861 года капитан 1 ранга Римский-Корсаков назначен был исправляющим должность директора Морского кадетского корпуса, и с этого времени начинается ряд преобразований в ходе обучения и воспитания в Корпусе, а потом, по образцу его, и в других морских учебных заведениях. По инициативе Римского-Корсакова, начиная с 1861 года, для практического изучения морского дела кадеты Морского корпуса стали плавать летние месяцы на судах вновь сформированного отряда Корпуса. По учебной части прибавлен один год между старшим и средним Отделениями низшего курса. В систему воспитания введены новые начала развития в воспитанниках чувств самонаблюдения, долга и чести; система постоянного надзора над воспитанниками заменена системой доверия. В 1867 году Морской кадетский корпус переименован был в Морское училище с 4-летним курсом, и возраст поступающих ограничен 15 и 18 годами, а также введены некоторые изменения в форме. 1 января 1865 года Римский-Корсаков произведен был в контр-адмиралы и утвержден в должности директора Морского кадетского корпуса. Летом того же года, командуя отрядом судов Корпуса и сойдясь у Гангеудда с эскадрой Е. И. В. генерал-адмирала, Римский-Корсаков получил приказание Его Высочества заведовать работами по подъему затонувшей броненосной лодки «Смерч». Имея свой флаг на фрегате «Громобой», Римский-Корсаков прошел без лоцмана в тумане к Барезунду и стал на якорь в виду затонувшего судна. За труды по поднятию «Смерча» Римский-Корсаков был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и 1110 рублями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010