Каноническое право Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 864 с. Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков — римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов — и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами. Предлагаемое издание предназначено для священнослужителей, студентов богословских учебных заведений, для юристов и будет интересна широкому кругу православных читателей. СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ 1. Церковь и право 1.1. Богочеловеческая природа Церкви 1.2. Право 1.3. Применимость правовых норм к жизни Церкви 1.4. Место церковного права в системе права 2. Материальные источники церковного права 2.1. Божественное право 2.2. Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство 2.3. Каноны 2.4. Частное церковное законодательство 2.5. Статуарное право 2.6. Обычай 2.7. Мнения авторитетных канонистов 2.8. Иерархия правовых норм 2.9. Государственное законодательство по церковным делам 3. Ветхозаветное и римское право 3.1. Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом 3.2. Ветхозаветное право 3.3. Римское право 3.4. Римское право христианской эпохи 3.5. «Корпус» святого Юстиниана 3.6. Церковная тематика в Новеллах Юстиниана 3.7. Законы византийских императоров VIII–IX столетий 4. Церковное право как наука 4.1. Название дисциплины: каноническое и церковное право 4.2. Изучение церковного права в древности и в Византии 4.3. Церковное право в Греции 4.4. Изучение церковного права в России 4.5. Каноническое право на Балканах 4.6. Изучение церковного права на Западе 4.7. Задача, метод и система науки церковного права II. ФОРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА 5. Священное Писание как источник церковного права 5.1.

http://pravoslavie.ru/32392.html

Сайт о здоровье и медицине Глеб Лихоткин, Григорий Иванов 03.07.2017 18.04.2023 ( 10  голосов:  5.0 из  5) Легализация абортов, произошедшая впервые в новейшей истории в Советской России в 1920 году, воспринималась православными христианами как узаконенное убийство, вопиющее преступление против Бога и человека. Это неприятие абортов проявлялось на протяжении всей советской эпохи, несмотря на гонимое положение Церкви. В постсоветские десятилетия был, наконец, поднят вопрос о возвращении нерожденным детям права на жизнь, попираемого в современном мире. В статье делается обзорный экскурс в историю церковного антиабортного движения и рассказывается об особенностях деятельности движения в современной России. Борьба христиан за право детей в материнской утробе на жизнь (исторический очерк) Глеб Сергеевич Лихоткин, координатор движения за запрет абортов «Воины жизни», Санкт-Петербург, Gleb@abortamNET.ru Григорий Дмитриевич Иванов, Санкт-Петербург К концу XX века во всех странах, где православные христиане составляют большинство верующих, были узаконены аборты. Тем самым государства, бывшие некогда христианскими, отказались от признания за зачатым ребенком человеческого достоинства и права на жизнь. Как будет показано в настоящей работе, именно вопрос о праве на жизнь ребенка в материнской утробе стал одним из главных предметов разногласий между Церковью и светскими властями везде, где Церковь заметным образом представлена в общественной жизни. Хотя в Европе точка зрения, что аборты должны быть узаконены, начала доминировать только во второй половине XX века, христианская Церковь уже сталкивалась с подобной ситуацией на заре своего существования. Во всем языческом мире широко практиковалось убийство детей как после, так и до рождения. Римское право включало «Patria potestas» – власть отца над детьми, в том числе над их жизнью и смертью . Если семья решала, что не будет заниматься воспитанием ребенка, то его просто выбрасывали. На окраинах большинства римских городов были специальные высоты или стены, куда относили ребенка, чтобы оставить его умирать. В житии святителя Василия Великого упоминаются некие сагаи (sagae), действовавшие в Кесарии и соседних областях: они торговали абортивными снадобьями и делали женщинам, не желавшим вынашивать ребенка, хирургические аборты. Детские останки продавались в Египет, где их использовали для изготовления косметики. Ремесло сагаев издавна считалось вполне законным .

http://azbyka.ru/zdorovie/borba-hristian...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Император, соборы, каноническое право Представляем четвертую публикацию из серии переводов публикаций византиниста Бернара Флюзена. Перевод осуществлен преподавателем МДА игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П. Кузенковым. Статья Единство Церкви скрепляли две институции:император, постоянно, и великие императорские соборы, именуемые вселенскими,которые созывались по тому или иному случаю. Развитие канонического права ясно отражаетсяв том способе, при помощи которого соборные решения и императорскоезаконодательство совместно определяли жизнь Церкви.    Император Власть императора [ Gasquet, 1879 ] в Церквиимела двойное происхождение. С одной стороны, римское предание ни в коей мерене сводило императорскую власть к политической сфере, которая отличалась бы отрелигиозной. И более того, император, особенно как верховный жрец (pontifexmaximus), имел важные религиозные полномочия. С другой стороны, Церковь, длякоторой обращение Константина в христианство было промыслительным, благосклоннопринимала вмешательство императора в ее внутреннюю жизнь. Основная проблема вданном случае заключается не столько в том, является ли император простымверующим или облечен в почти что священный сан [ Berkhof, 1947 ; Dagron,1996 ], сколько в описании роли, которую он выполнял в созидании церковныхустоев, а также в их практическом осуществлении, в той мере, в какой он былпредставлен главой Церкви.

http://bogoslov.ru/article/391374

  Доклад на Парламентских слушаниях Протоиерей Александр Шаргунов Московский Апокалипсис, (1996, С. 9-13)   Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть значение государственного закона как Божественного установления. Церковь учит, что соблюдение государственного закона, даже в атеистическом государстве, в том, в чем он не противоречит совести христианина, обязательно для всех граждан. Как заповеди: не убий , не укради , не лжесвидетельствуй , написанные в совести всякого, даже не знающего Бога человека еще не говорят о совершенстве, но определяют последние границы нравственного распада, так и закон ставит предел злу, является Божественным фундаментом справедливости и законности в обществе. Знаменитое римское право - порядок, закон, разумные общественные отношения - основа будущей христианской государственности, высшие достижения цивилизации, не знающей еще христианства. Однако существует огромная разница между устремленностью из язычества к христианству и ниспадением из христианства в язычество. Еще Платон говорил, что государство существует для обеспечения справедливости и гарантирует человеку безопасность от диких зверей или дикарей. Политика от греческого слова polis город, т.е., люди собирались за стеной, чтобы жить в безопасности. Государство - это, по существу, организация людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом определенные отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов и без их соблюдения стена государства рушится и царствует аморализм. Посредством государственного закона Бог препятствует разнузданному произволу греха и способствует относительно беспрепятственному развитию жизни. Поэтому государственная власть, несмотря на все её малые и большие недостатки, фактически является Божиим слугой, отмстителем в наказание делающему злое. Люди с нормально развитым нравственным сознание должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, как говорит апостол Павел, но и по совести, по сознанию долга. " Что значит: не только из-за страха? " - спрашивает, размышляя об этом, святой Иоанн Златоуст. И отвечает: " Ты должен повиноваться не потому только, что, не подчиняясь закону, противишься Богу и тем от Бога и от людей сам навлекаешь на себя великие бедствия, но и потому, что закон как охранитель мира и гражданского устройства есть величайший твой благодетель. Как скоро упразднить закон, всё рассыплется, не устоят ни города, ни селения, ни дома, ни торжища, ни какое другое заведение, напротив, всё ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших. " " Итак, если бы неповинующихся не преследовал гнев Божий, тебе и тогда, - говорит святой Иоанн Златоуст, - надлежало бы соблюдать подчиненность закону, дабы не оказаться бессовестным и неблагодарным к Благодетелю " .

http://moral.ru/Oct93_Parlam.htm

Иногда бывает так, что люди с большим уважением относятся к Иисусу Христу, но считают, что Его учение якобы было искажено учениками. При этом обычно называется одно имя: апостол Павел. Ведь это он стоял у истоков христианского богословия, был основателем большого количества общин и во многом определил нынешний облик христианства. Кем же он был, апостол Павел, и что он на самом деле сделал? Фарисей, сын фарисея Говорят, семь древнегреческих полисов оспаривали друг у друга право называться родиной великого Гомера. Что касается Павла, то свои права на него могли заявить три очень разных города: Тарс, Иерусалим и Рим. Тарс, где родился Павел, был столицей Киликии (нынешней юго-восточной Турции), эллинистическим городом со своей иудейской диаспорой. Отец будущего апостола принадлежал к колену Вениамина, и, наверное, потому назвал своего сына Савлом, или Саулом — в честь первого царя Израиля, происходившего как раз из этого колена. А еще, как ни удивительно, отец Павла имел римское гражданство, перешедшее и к его сыну, — в те времена этой высокой привилегии римляне удостаивали лишь наиболее верных им представителей провинциальной верхушки. Все остальные жители провинции были просто подданными Рима, но гражданин приравнивался к самим римлянам, он подчинялся только римскому суду и римским законам. Это гражданство еще не раз пригодится апостолу во время его странствий. Кстати, имя Павел — тоже римского происхождения, на латыни paulus означает «малый». Видимо, это второе имя было дано ему изначально как римскому гражданину, но в первый период жизни ему просто незачем было его использовать. И только когда он станет апостолом и будет путешествовать по многочисленным городам Римской империи, его будут называть так, и гонитель христиан Савл превратится в апостола Павла. Помимо всего прочего, юный Савл, как и его отец, был фарисеем. Сегодня мы употребляем это слово в основном в значении «притворщик, святоша», но тогда так называлось одно из направлений в иудаизме (позднее именно оно легло в основу раввинистического иудаизма, каким он сохранялся все средние века и дожил до наших дней). Фарисеи были ревностными исполнителями и Моисеева Закона, и многочисленных преданий, возникших уже в последующие века. Их основной целью было хранение чистоты перед Богом, и среди них встречались далеко не только притворщики, хотя и таких хватало. Но многие фарисеи искренне старались соблюдать все многочисленные правила своей религии, надеясь, что так они удостоятся блаженства после смерти, когда Господь воскресит праведников для Своего вечного Царства. Простой народ мог недолюбливать фарисеев, но обычно относился к ним с большим почтением. также: Мытари, саддукеи и фарисеи — кто эти люди?

http://foma.ru/vrag-xrista-stavshij-pred...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Такое разное Таинство В «Катехизисе Католической церкви» мы находим следующее определение: «Согласно латинской традиции, сами супруги как служители благодати Христовой взаимно преподают друг другу Таинство брака, выражая перед Церковью свое согласие». Любой же более или менее воцерковленный православный, не задумываясь, скажет, что согласно православному пониманию, Таинство брака, как и все остальные, совершает священник. Как и когда возникли такие разные взгляды на «совершителя» этого Таинства? Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП На заре христианства Если мы взглянем на ту среду, в которой распространялось молодое христианство, то сразу же бросается в глаза общий как для иудейского, так и для греко-римского мира факт: участие «культового функционера» - священника или жреца - не было обязательным при заключении брака. Эта церемония представляла собой семейный праздник, поэтому все входившие в его состав религиозные обряды совершал отец (или опекун) невесты и сами новобрачные. Помолвка во всех этих культурах обычно носила юридический характер: в ее ходе достигалась договоренность о заключении брака, регулировались финансовые обязательства, обсуждались условия брачного договора, невеста получала от жениха в дар кольцо и т. д. Свадьба, основными моментами которой были введение невесты в дом жениха, праздничная трапеза и торжественный вход молодых в брачную опочивальню, одновременно включала в себя ряд литургических элементов. Высшей религиозной точкой иудейского заключения брака было произнесение семи особых свадебных благословений над чашей вина, которые читал либо отец невесты, либо один из почетных гостей. В Греции отец невесты приносил в день свадьбы особую жертву божествам, считавшимся покровителями брака: Зевсу, Гере, Артемиде. Сразу после своего входа в новый дом греческая невеста приносила жертву домашним божествам и духам умерших предков. У римлян только самая высшая по степени торжественности форма заключения брака - confarreatio, совершавшаяся в среде патрициев, предполагала участие жрецов. Что же касается всех остальных, то римское право ясно сформулировало свой основной принцип в отношении брака: «брак заключается согласием супругов» («consensus facit nuptias»), поэтому даже полное опущение свадебной церемонии никоим образом не отражалось на действительности заключаемого союза.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Законна власть закона, а не власть силы 03.10.2017 Рубрика: Черный октябрь - 93 3—4 октября — 25 лет со дня расстрела Дома Советов Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть значение государственного закона как Божественного установления. Церковь учит, что соблюдение государственного закона даже в атеистическом государстве — в том, в чем он не противоречит совести христианина, — обязательно для всех граждан. Как заповеди «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», написанные в совести всякого, даже не знающего Бога человека, еще не говорят о совершенстве, но определяют последние границы нравственного распада, так и закон ставит предел злу, является Божественным фундаментом справедливости и законности в обществе. Знаменитое «римское право» — порядок, закон, разумные общественные отношения — основа будущей христианской государственности, высшие достижения цивилизации, не знающей еще христианства. Однако существует огромная разница между устремленностью из язычества к христианству и ниспадением из христианства в язычество. Еще Платон говорил, что государство существует для обеспечения справедливости и гарантирует человеку безопасность от диких зверей или дикарей. Политика от греческого слова polis город, то есть люди собирались за стеной, чтобы жить в безопасности. Государство — это, по существу, организация людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом определенные отношения при соблюдении определенных законов. Без этих законов и без их соблюдения стена государства рушится и царствует аморализм. Посредством государственного закона Бог препятствует разнузданному произволу греха и способствует относительно беспрепятственному развитию жизни. Поэтому государственная власть, несмотря на все ее малые и большие недостатки, фактически является «Божиим слугой, отмстителем в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4). Люди с нормально развитым нравственным сознанием должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, как говорит апостол Павел, но и по совести, по сознанию долга. «Что значит: не только из-за страха?» — спрашивает, размышляя об этом, святой Иоанн Златоуст. И отвечает: «Ты должен повиноваться не потому только, что не подчиняясь закону, противишься Богу и тем от Бога и от людей сам навлекаешь на себя великие бедствия, но и потому что закон как охранитель мира и гражданского устройства есть величайший твой благодетель. Как скоро упразднить закон, все рассыплется, не устоят ни города, ни селения, ни дома, ни торжища, ни какое другое заведение, напротив, все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших». «Итак, если бы неповинующихся не преследовал гнев Божий, тебе и тогда, — говорит святой Иоанн Златоуст, — надлежало бы соблюдать подчиненность закону, дабы не оказаться бессовестным и неблагодарным к Благодетелю» (Беседы на Послание к Римлянам, гл. 23).

http://moral.ru/доклад-парламентских-слу...

Сайт «Православие. Ru » продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святитель Григорий Двоеслов. Книжная миниатюра Ученый и аскет Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий . Он родился в знатной, богатой и при этом благочестивой патрицианской семье из рода Анициев в Риме в 540 году. Из этого рода вышли Римские папы святой Феликс – его прямой пращур, а также святой Агапит I. К роду Анициев принадлежал знаменитый философ Боэций. Отец папы Гордиан занимал должность диакона-регионария и управлял одним из семи церковных округов Рима. Григорий получил по тем временам – на которых лежала давящая печать нескончаемой чреды варварских нашествий и войн, что привело к неизбежному падению культурного уровня в сравнении с классической и раннехристианской эпохой, – основательное образование, изучал тривиум и квадривиум, а также римское право, поскольку с детства предназначался отцом к государственной службе. По словам Григория Турского, «он был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что в Риме не было равного ему человека» . В этом заключении он вторит святому Исидору Севильскому, который писал, что Григорий «обладал такой силой знания, что не только в его время не было никого, равного ему по учености, но и в последующие времена никогда не будет» . Но полученное им образование не включало знания греческого языка. Оказавшись впоследствии в Константинополе и проведя там шесть лет, он не овладел греческим языком настолько, чтобы свободно говорить и писать на нем. Он сам говорил о себе, что не знает греческого: «Graecae linguae nescius» . Поступив на государственную службу, Григорий сделал головокружительную карьеру: в 573 году император Юстин II назначил его префектом urbi, тем самым он занял высшую из гражданских должностей в Риме, но уже год спустя, сразу после смерти отца, он ушел в отставку, следуя рано сложившемуся у него стремлению к монашеству, и принял постриг. «И вот он, который раньше обычно ходил по городу в трабее из сирийского шелка, усыпанной драгоценными каменьями, стал носить простое платье» . Свое имущество он раздал на церковные нужды и нищим.

http://pravoslavie.ru/88906.html

Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?» Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание. Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить. В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны . Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами (res) . Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными . Вот как выглядел типичный дом римского аристократа. Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae) , другая шла за ней по пятам (pedissquae) , третья впереди (anteambulatrices) . Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones) , одевания (ornatrices) , ношения зонтика за госпожой (umbelliferae) , хранения обуви и гардероба (vestiplices) . В доме были также пряхи (quasilliriae) , швеи (sarcinatrices) , ткачихи (textrices) , кормилицы (nutrices) , няньки, акушерки (obstetrices) . Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores) , кучера (rhedarii) , носильщики (lectarii) , карлики, карлицы (nani, nanae) , дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae) . Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке. Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.

http://pravoslavie.ru/36741.html

Сортировать по Исключить новости Боитесь исламизации? Возвращайтесь в Церковь Эльвира Китнис о новом Великом переселении народов и о том, как его воспринимают обычные жители Евросоюза 10 октября, 2015 Эльвира Китнис о новом Великом переселении народов и о том, как его воспринимают обычные жители Евросоюза Федерика Могерини, глава дипломатии Евросоюза, заявила на международной конференции стран, принимающих беженцев, что кризис носит глобальный характер, а проблема беженцев – общая проблема. Мы слышим много высказываний политиков и дипломатов, а как воспринимают новую ситуацию простые жители Евросоюза? Рассказывает Эльвира Китнис, руководитель паломнического и культурно-просветительского центра святого Фомы в Европе, живущая в немецком городе Трире. Периодически мы читаем в новостях, как в Жизнь Вечную рождаются новомученики Христианской Церкви в Сирии. Глядя на эти смерти за Христа, мы, жители Германии, можем сколько угодно скорбеть об уходящем немецком порядке, но каждый из нас должен задать себе простой вопрос: должна ли Европа отказаться от приема беженцев, зная, что среди них есть те, кто действительно ушел от верной смерти? Даже если таких среди общего числа процентов десять. Должны ли эти десять процентов умереть так, как умерли недавно очередные христиане в Сирии? Я далеко не идеалист. Я, мои близкие и друзья, все мы, живя здесь, боимся потерять тот мир, к которому привыкли. Безусловно, ведь мы живем здесь, здесь растут наши дети, мы любим Европу, именно «старушку Европу». Теперь мы переживаем вторжение людей совершенно другой цивилизации и культуры извне. Что же мы боимся потерять? Вот это действительно хороший вопрос. Как и многие европейцы, мы боимся не только потерять покой, но и боимся глобальной исламизации Европы. И это страхи той Европы, которая на официальном уровне отказалась от христианства, выбросив его из европейских ценностей? Мы живем в Германии пятнадцать лет. С точки зрения истории это очень короткий срок, но даже за эти годы Европа успела очень сильно измениться. В середине XX века первый федеральный президент ФРГ Теодор Хойс говорил, что Европа покоится на трех холмах – на Акрополе, который дал ей ценности свободы, философии и демократии, на Капитолии, давшем римское право и общественное устройство, и на Голгофе, то есть на христианстве. С 2002 года христианство вычеркнуто из «европейских ценностей». По этому поводу Папа Иоанн Павел II высказался просто пророчески: «Единство европейских народов, если ему суждено быть долговечным, не может быть только экономическим и политическим… Европейская идентичность была бы непонятной без христианства. Только Европа, которая не скрывает, а наоборот, снова открывает свои христианские корни, сможет быть на высоте великих вызовов третьего тысячелетия».

http://pravmir.ru/boites-islamizatsii-vo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010