Щипина Р. В. Скачать epub pdf Глава I. На рубеже Античности и Средневековья 1.1. Временные и пространственные координаты Основу европейской культурной традиции составляют античная культура и культура христианства. В этой связи Византия привлекает к себе особенное внимание, поскольку Константинополь стал центром, передающим Средневековью наследие Эллады. После разделения Великой Римской империи на «греческий Восток» и «латинский Запад» культура Константинополя, вплоть до VI в., испытывала определяющее влияние очагов эллинистической культуры на Востоке, возникнувших еще в первую волну эллинизации во время походов Александра Македонского. Одним из таких центров была Александрия Египетская. Традиционно период перехода от поздней Античности к раннему Средневековью трактуется как эпоха мировоззренческого кризиса, характеризуемая разнородностью идейных течений и эклектизмом философии. Ранневизантийский период – это эпоха от времени правления Константина Великого (324–337) до Ираклия (610–641). Ранневизантийская культура переживает свое становление, будучи питаемой многими истоками. Отчасти это объяснимо пестротою этнического состава Восточной Римской империи, для которого важны были не только языковые, но и диалектные различия, отчасти же – религиозным синкретизмом Рима и спецификой его философских синтезов. Переход от Античности к Средневековью имеет свои временные и пространственные координаты. Начальной вехой этого перехода является территориальное деление империи на две части во время правления Диоклетиана (284–305), что было вынужденной мерой в условиях военного времени. Единство империи было восстановлено Константином I Великим (306–337), но он перенес столицу империи на Восток. В 324 г. на месте Византия, бывшей Мегарской колонии и главного города римской провинции Европы, император основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Через шесть лет город был освящен одновременно христианскими епископами и языческими жрецами. Так было положено начало разделению империи на «греческий Восток» и «латинский Запад». Этот процесс был завершен в 395 г., после смерти последнего императора единой Римской империи Цезаря Флавия Феодосия Августа (379–395), разделившего империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. Начало перехода христианства из вероисповедания гонимой общины во «вселенскую религию вселенской империи» было положено принятием Миланского эдикта в 313 г., легализовавшего христианство . При императоре Феодосии христианство было утверждено в качестве государственной религии Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 420 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. К Оглавлению В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась. Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия. Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев. Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната . В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.

http://sedmitza.ru/lib/text/441025/

А.А. Половцов Скачать epub pdf Римский-Корсаков, Александр Михайлович Римский-Корсаков , Александр Михайлович , генерал от инфантерии; родился в Москве 13 августа 1753 г. и был сыном статского советника; после домашнего обучения он был записан в 1768 г., имея всего 15 лет, капралом в л.-гв. Преображенский полк, в котором, постепенно повышаясь в чинах, был произведен в подпрапорщики в 1769 г., в сержанты – в 1770 г., в прапорщики в 1774 г. и в подпоручики в 1775 г. Продолжая служить в полку до 1778 г., Римский-Корсаков, произведенный в подполковники в 1778 году, имея всего 25 лет, был переведен в Черниговский полк и принимал участие в Польском походе 1778 и 1779 годов, в 1779 г. состоял обер-кригскомиссаром и был произведен в подполковники. В начале 2-й Турецкой войны (в 1788 г.) он был послан, в качестве аккредитованного лица, в Австрийский корпус принца Саксен-Кобургского и находился при осаде крепости Хотина, а затем отличился в сражении при Гангуре (19 ноября 1788 года), в котором турки были разбиты М. Ф. Каменским. В следующем, 1789 г. Корсаков, командуя отдельным отрядом, содействовал поражению турок при Берладе (1 апреля) и при преследовании их до м. Максимены на р. Серете, после чего, получив подкрепления, напал на Якуб-пашу, обратил его в бегство и отбросил к Галацу; затем он содействовал Дерфельдену овладеть Галацом. Отправленный в Петербург с известием об этих победах, Римский-Корсаков был награжден Екатериной II орденом св. Георгия 4-й ст., чином бригадира и почетным званием секунд-майора л.-гв. Конного полка. Переведенный, 14 июля 1789 г., в л.-гв. Семеновский полк, он был вместе с тем перечислен из Молдавской армии в финляндскую, причем Императрица Екатерина II в письме к графу Мусину-Пушкину, командовавшему в то время нашими войсками в Финляндии, особенно рекомендовала ему Корсакова, называя его храбрым, искусным офицером. Он прибыл в Финляндию после победы, одержанной принцем Нассау-Зигеном близ Фридрихсгама над шведским адмиралом Эренсвердом; когда сам Мусин-Пушкин намеревался атаковать Шведского короля Густава III при Гегфорсе и Кюменегорде, Римскому-Корсакову поручена было одна из колонн, назначенная в атаку Кюменегорда 21 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Зачем папа Римский вспомнил православного императора? Мануил II Палеолог с семейством. Труды Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр 12 сентября в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал». Перед тем как привести эти слова, папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата. Но это его не спасло. Сразу же, будто повинуясь взмаху невидимой дирижерской палочки, раздался хор возмущений и угроз со стороны мусульман. Сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мухаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином», – сказал шейх Малин, видный религиозный деятель в столице Сомали. «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой Римским», – добавил он. Иракская сунитская организация «Совет моджахедов шуры», убившая ранее сотрудников российского посольства в Багдаде, призвала объявить джихад западным странам из-за регенсбургской речи папы Римского. «Мы предупреждаем поклоняющегося кресту: ты и Запад будете разбиты, как это произошло в Ираке, Афганистане и Чечне. Мы сломаем крест и выльем вино. С помощью Всевышнего мы завоюем Рим. Мы перережем им горло, а их деньги и дети станут трофеем моджахедов», – говорится в заявлении, опубликованном на одном из мусульманских интернет-сайтов. Иракская группа «Армия Муджахидина» в аналогичном сообщении заявила: «Мы клянемся, что мы уничтожим их крест в сердце Рима… и что их Ватикан будет поражен и папа Римский будет его оплакивать». Еще одна иракская группировка, «Ансар ас-Сунна», предупредила христиан: «Наши мечи будут грозить вам, пока вы не вернетесь в лоно ислама – истинной веры».

http://pravoslavie.ru/jurnal/593.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Династическому самодержавию альтернативы нет Опыт православной римской, византийской и русской цивилизации приводит к такому выводу 15.09.2021 982 Время на чтение 4 минуты История цивилизации европейских государств – а Россия также входит в это «цивилизационное соцветие» - позволяет сделать однозначные выводы, зафиксированные в заголовке данной статьи. Православие Империи Ромеев – Римской империи – (0 – 330 гг.), а затем и Империи Ромеев со столицей в Константинополе (330- 1453 гг.) характеризует особенности его (Православия) более чем тысячелетнего существования самым неповторимым образом. Т.е., (например) та ветвь Православия, которая осталась в Римской Империи, со временем трансформировалась в католицизм (тогда называемый папоцезаризмом), охватывающий своим влиянием почти всю Центральную Европу. В России – преемнице Византии – период существования Православия в симфонии с государственной властью, по времени продлился с 988 по 1917 гг. И, если Центральная Европа к VIII - IX веку закончила формирование католического конгломерата государств, а в 1517 году пережила еще один шаг в направлении – от Бога (от православного христианства) - процессами Реформации, совпавшей с т.н. эпохой Возрождения, то Россия в «принудительном порядке» подверглась духовному разгрому в 1917 году, т.е. на четыреста лет позднее. Сто четыре года (статья пишется в сентябре 2021 года) с февраля 1917 года российское общество парадигмой своего существования «избрало» богоборчество, м.б. за исключением короткого периода с 1936 по 1953 гг., когда Православие позволило остановить западные орды, нацелившиеся на полное разрушение русской цивилизации с захватом ее территории. Духовная эволюция наблюдаемых нами европейских государств, вкупе с Россией, в настоящее время переживает определенный кризис, «наблюдаемый» в виде не согласованных действий Европейского Союза, находящегося под неусыпным мониторингом глобального правительства, штаб-квартира которого располагается в США, - с самим этим глобальным правительством.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/15/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Септуагинта и Вульгата-6.1 Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России 27.04.2021 1714 Время на чтение 33 минут Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 16 Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 4.1 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 СОДЕРЖАНИЕ СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА – 6 Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России Империя сражается и богословствует I. Империя сражается Император Флавий Феодосий Великий Человек он был необыкновенный «Мы любим тебя не из любви к тебе, а из любви к себе» Первые шаги Из политссыльного в Императоры Храбрость твоя сделала тебя самодержцем и заслужила тебе Империю Император Феодосий не нуждается в оправдании! Из любви к спорту и в защиту толерантности Наказание виновных и покаяние «наказателя» Готская война могла вспыхнуть вновь «Нужно всю роту до единого человека расстрелять» Благополучие и целостность Империи дело исключительно Императора Ради Бога и блага Отечества «Любил я этого мужа…» Поворотный пункт СЕПТУАГИНТА и ВУЛЬГАТА – 6-1 Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России Империя сражается и богословствует I . Империя сражается Император Флавий Феодосий Великий Возвращаясь к Риму времен Иеронима, повторим, что степень серьезности натиска Барбарикума на гигантский периметр границ Империи осознавалась, в какой-то, безусловно, неполной степени, только немногими лучшими представителями римской военной элиты, к числу которых принадлежал Богом дарованный Риму на его закате – император Флавий Феодосий Великий (годы правления 379-395). Враги Римской Империи на 395 год. Мало не покажется Человек он был необыкновенный Даже такой нелюбитель авторитаризма как Эдвард Гиббон отметил в своем «Падении Римской Империи», что самый крутой республиканец типа Брута, лично познакомившись с Феодосием, немедленно стал бы убежденным монархистом. Не слишком много известно о его детстве, кроме того, что родом он был из старой испанской семьи, по некоторым данным связанным родственными узами с « лучшим на все времена» императором Траяном: традицией Рима при посвящении нового императора было пожелание ему, чтобы тот же был так же хорош как Траян.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Пред вторжением вандалов в Африку, эта обширная область Римской империи разделялась на семь провинций и заключала в себе жителей вероятно до десяти миллионов. При тогдашнем упадке империи, угнетаемая чрезмерными податями и произволом римской администрации, ослабленная раздорами партий и общею подавленностью сословия сельских жителей, она не могла представить достаточного сопротивления воинственным варварам; пятьдесят тысяч вандалов, носивших оружие, в короткий промежуток времени овладели этою давнею житницею и лучшею, еще остававшеюся, областью Рима. Вандалы – племя, однородное с готами 1 , аланами и бургундами. От готских проповедников занесено к ним и христианство в конце IV века, вместе с ересью Ария. Что арианство нашло легкий доступ к этому народу (как и всем другим германским племенам), объясняется: а) ранним переводом св. писания на готский язык епископом Ульфилою, державшимся арианства; почему готское вероучение и проникло ко всем народам, состоявшим в тесных племенных или политических связях с готами; б) арианское понимание христианства более соответствовало грубому и простому рассудку тех народов, стоя на средине между господствовавшим дотоле многобожием и православным учением о единстве и единосущии Божием. Этого учения держались вандалы до конца своего политического существования, хотя упоминаются и некоторые православные между ними. Со второй половины 3-го века живя в Дакии, но берегам Мароша, – то как союзники, то как враги Римской империи, – вандалы, по приглашению своего земляка, Стиликона, двинулись в 406 году к берегам Рейна, как союзники империи, но тотчас по смерти Стиликона, оказавшись врагами ее, страшно опустошили южную Галлию и в октябре 409 года вступили в Испанию. С 418 года присоединились к вандалам, которые прочно утвердились в Бетике (позднейшей Андалузии), и остатки алан, спасшиеся от меча визиготов; к 422 году, после победы над соединенными силами римлян и визиготов, вандалы сделались могущественнейшим народом в Испании и часто делали вторжения в Тингитанскую провинцию Африки, отделенную от Испании узким проливом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 3. Великое переселение народов. образование варварских государств К Оглавлению К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории. Парадоксальное положение империи заключалось в том, что сдерживая натиск варварских племен, она вынуждена была искать опору в самих варварах, что делало ее существование особенно безнадежным. Союзники-федераты понимали, что силы римлян на исходе, и из союзников они становились явными врагами Римской империи. Чтобы хоть как-то удержать их в качестве союзников, Рим был вынужден постоянно идти на новые уступки. К IV в. германские племена претерпели серьезные трансформации по сравнению с теми временами, о которых писали Цезарь и Тацит: у них началось объединение племен в большие союзы , т.е. шло оформление предгосударственных образований. На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне — франкский союз племен; на верхнем Рейне — аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы бразовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов. В Причерноморье уже существовали два больших и сильных политических союза: Остготский и Вестготский. С конца IV и особенно в V в. начинается стремительный натиск варваров на территорию гибнущей Римской империи и ее завоевание. Началась эпоха Великого переселения народов. Завоевание империи растянулось более, чем на столетие (IV-V вв.). Многие племена формально считались союзниками империи. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу. Но эти попытки ни у кого не оставляли иллюзий. Грядущее падение Западной Римской империи было очевидным.

http://sedmitza.ru/lib/text/441031/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ [греч. Ονριος] Флавий (9.09.384, К-поль - 15.08.423, Равенна), имп. Зап. Римской империи с 17 янв. 395 г. Младший сын имп. Феодосия I Великого и августы Флациллы. С 10 янв. 393 г. соправитель своего отца Феодосия и старшего брата Аркадия. В дек. 394 г. в Медиолане (совр. Милан) по завещанию имп. Феодосия получил в управление зап. часть Римской империи (диоцезы Италия, Африка, Галлия, Испания, Британия, Зап. Иллирик). Из-за молодости Г. первоначально реальная власть была сосредоточена в руках военачальника Стилихона (до 408), занимавшего пост magister militum (главнокомандующего) и женатого на двоюродной сестре Г. Серене. Старшая дочь Стилихона Мария (с 398) была женой Г., после ее смерти (408) он женился на ее младшей сестре Фирманции ( 27 июля 415, Равенна); детей не имел. В период регентства Стилихона империя отражала набеги вестготов, возглавляемых риксом Аларихом. В 395 г. Аларих совершил рейд в Ахайю, где разграбил Коринф, Мегару, Спарту и ряд др. городов. Стилихон c переброшенными из Иллирика войсками в кон. 395 - нач. 396 г. остановил и заблокировал Алариха в Эпире. Однако полного разгрома вестготов не последовало. В результате правительство Аркадия вступило в соглашение с Аларихом и предоставило ему пост magister militum диоцеза Иллирик. Дальнейшие взаимоотношения между имперской администрацией и Аларихом строились на взаимном шантаже: правительство угрожало лишить Алариха офиц. статуса, а он в обмен на свою лояльность требовал все новых контрибуций. В 401-402 гг. вестготы вторглись в Италию, осадили Аквилею и Медиолан, но вскоре были разбиты Стилихоном и вернулись в приграничные районы Иллирика. В 404 г. из-за уязвимости Медиолана столица Зап. Римской империи была перенесена в Равенну. Новая столица, окруженная низменной, частично заболоченной равниной, была труднодоступна с суши и, будучи портовым городом на Адриатическом м., имела прочную связь с Вост. Римской империей и любыми пунктами Средиземноморья.

http://pravenc.ru/text/166141.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010