Беседа о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского Мария Дева родила нам Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам. Иначе, каким образом Он мог бы быть назван жезлом от корене Иессеева ( Пс. 11:1 ), семенем Авраамовым ( Евр. 2:16 ), сыном Давида ( Матф. 1:1 )? Какой смысл был бы этого выражения: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог ( Римл. 4:5 )? или как следовало бы понимать следующие слова блаженного Павла: о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего ( Римл. 1:3–4 )? Таким образом, Пресвятая Мария родила Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам, – бесстрастного по Божеству, подверженного страданиям по человечеству. Ибо хотя Бог Слово усвоил Себе страдания Своей плоти и признавал их Своими, однако Сам Он оставался в пределах бесстрастия. И хотя ты слышишь, что Он Сам говорит: плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6), при всем том не думай, чтобы Он потерпел что-либо собственным естеством, а лучше позаботься усвоить себе страдания Его плоти, ибо Бог Слово остался бесстрастным. Но противящиеся Божественным писаниям возразят нам: «если Бог Слово бесстрастен, неизменяем и непреложен, каким образом Слово стало плотью»? Выслушай, возлюбленный. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ) не пременением в плоть, ибо ни Божество Сына не преложилось в плоть, ни плоть воспринятая не изменилась в естество принявшего ее. Что же значит: Слово плоть бысть? – то только, что Слово восприняло плоть, и не одну плоть, но с разумною и мыслящею душою, т. е. восприняло всю нашу природу. Таким-то образом Слово стало плотью. Дабы видеть силу сказанного, хотелось бы, чтобы вы поняли мысль громогласного Иоанна. Иоанн Богослов, сын громов ( Марк. 3:17 ), удостоившийся возлежать на персях у Господа ( Ин. 13:25 ) и потом изложивший для нас высочайшие и божественные догматы , хочет изобразить чрезмерное человеколюбие Божие к нам и прежде всего говорит о Божественных свойствах: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Прот. Всеволод Шпиллер Часть 2 Бог есть Любовь       Рождество Прот. Всеволод Шпиллер   Часть 2 Бо есть Любовь   " Бог любы есть " (Ин 3:6). Поэтому рождается Пресу-щественный, яко младенец. Поэтому в вольном Самоис-тощании приемлется Богом зрак раба (Филип 2:7). По­этому Бог вочеловечивается, возвращая нашу природу к утраченному богообщению и призывая отвечать на Свою любовь к человеку и миру — " тако возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть " (Иоан 3:16) — не страхом одним, не трепетом перед величием со­вершившегося, но радостью любви. И в том, что Слово стало плотью (Ин 1:14), содержится действительно высо­чайшая радость нашей веры.     Созерцая явление Бога во плоти, верующее сердце и верующий ум наш все же объемлются благоговейным трепетом, хотя и сказано " не бойтесь " (Лк 2:10). Совер­шившееся Богоявление все исполнено величайшей тайны (1 Тим 3:16). Как же вместить ее смысл, когда мы знаем о несоизмеримости Творца, пребывающего в ослепитель ном царстве велелепной славы " (2 Петр 1:17; 1 Петр 5:10; Римл 5:17), с так далеко отстоящим от этой славы творе­нием?   Опасно богословствование, которое отрывается от библейской почвы, делая человеческий ум мерой вещей Божественных. Но учение Церкви, содержащееся в Пре­дании, догматическое ее самосознание, богодухновенны, потому что принадлежат благодатной полноте жизни церковной.   И вот, — свидетельства Церкви о Воплощении Бога Слова совершенно определенны. Святоотеческая тради­ция здесь непоколебимо едина. Никакие различия школ, начиная с Александрийской и Антиохийской, не нару­шили общего согласия " во всеобъятном и всестороннем " раскрытии всего спасительного смысла дела Господня, начавшегося с Воплощения, в раскрытии, данном еще самим апостолом Павлом в знаменитом христологиче-ском отрывке из послания к Филиппийцам (Филип 2:5-11). Вочеловечивается Бог. Рождающийся в Вифлееме Иисус Христос, Бог Слово становится Богочеловеком, Сын Божий сыном человеческим бывает.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=40...

I. Попечение о теле 16. Забота христианина о теле а) Необходимость заботиться о теле. Заботясь главным образом о душе и о вечной жизни на небе, христианин не оставляет забот и о теле и временной жизни на земле. Душа может жить и действовать на земле не иначе, как в теле; и временною жизнию в настоящем веке обусловлено достижение вечной жизни в будущем веке. А отсюда следует обязанность пещись о жизни и здоровьи тела. В книге Бытия изображается вселение дыхания жизни, т. е., исшедшей от Бога души, в перст земную, т. е., в образованное Богом тело, как в орган и символ души ( Быт. 2, 7 ). Ап. Павел называет тело храминой ( 2Кор. 5, 1. 4 ; ср. 2Петр. 1, 14 ) и сосудом души ( 2Кор. 4, 7 ). В то же время мы призываемся свящ. Писанием действовать дондеже день есть, т. е., пока продолжается земная жизнь; приидет нощь, т. е., прекратится земная жизнь, егда никтоже может делати ( Иоан. 9, 4 ). Дондеже время имамы, да делаим благов, говорит ап. Павел ( Гал. 6, 10 ). На страшном суде каждый из нас получит доброе или злое, яже с телом содела ( 2Кор. 5, 10 ). Высший взгляд на человеческое тело свящ. Писание высказывает, когда называет его членом тела Христова ( 1Кор. 6, 15 ; Еф. 5, 30 ), храмом св. Духа ( 1Кор. 6, 19; 3, 16 и д), и когда говорить, что оно некогда воскреснет для вечной жизни с душею ( Иоан. 5, 26 и д.; 1Кор. 15, 42 – 44 , 2Кор. 4, 14 ) и прославится по подобию прославленного тела Христова (Филис. 3, 21; 1Кор. 16, 47 – 49 ). Отсюда вытекает высокая обязанность – блюсти нравственную чистоту тела. Ап. Павел призывает христиан представить телеса свои жертву живу, святу, богоугодну Богови ( Римл. 12, 1 ), хранить без порока дух, душу и тело в пришествие Господа Иисуса Христа (1 Фесс. 5, 23). Можно различать отрицательную и положительную сторону в обязанности по отношению к телесной жизни и здоровью. б) Отрицательная сторона в обязанности по отношению к телу. Отрицательная сторона состоят в охранении здоровья я телесной жизни от всего вредного для нее и сокращающего жизнь, каковы напр. невоздержание, неосторожность вследствие незнания правил науки о сохранении здоровья, самоубийство, дуэль и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отделение первое. История приготовления и предварительных условий новозаветной письменности § 3. Церковь до церкви и первенствующая церковь I. Церковь до церкви Вести падший род человеческий к покаянию, – вот в чем заключалась сущность воспитательной деятельности Божией, которая проходит чрез всю историю мира в продолжение столетий и тысячелетий до окончательного совершения тайны искупления. Эта деятельность обнимала всех людей, хотя и не всех непосредственно. Простираясь на отдельные личности, она имела тем не менее всеобщее значение, поскольку направлялась всегда на все человечество и, действуя на отдельные лица и народы, долженствовала быть проповедью спасения для всех. В бесконечном ряду божественных действий в роде человеческом особенно примечаются два способа, которыми Бог предпочтительно пред прочими руководил людей и приготовлял их к имевшему наступить искуплению, именно – руководительство чрез совесть и чрез положительный закон с обетованиями. Эти два способа божественного воспитания человечества не были равно общи всем людям, но приспособлены были к ним по различию двух отдельных частей рода человеческого. Совесть свидетельствует о взаимном отношении между Богом и человеком по силе первоначального назначения духа человеческого, и это свидетельство слышалось в целом языческом мире. Правда, погруженный в бездне пантеизма и преданный идолослужению, мир языческий не знал Единого Бога, Виновника всего сущего, а потому и не был веден Богом по пути истины, но оставлен был ходить по путям своим ( Деян. 14:16 ); впрочем Бог допустил это с тою целью, чтобы предоставленное лишь одним своим силам человечество, в самых ложных путях своих, горьким сознанием их, приготовлялось ко спасению, повинуясь голосу совести. И те из язычников, которые сознавали это назначение совести – вести к исканию Бога и искупления, могли утешаться надеждою на божественную благость. Но что такое утешение было уделом немногих, множество же язычников оставалось глухим к этому голосу, об этом ясно свидетельствует слово откровения ( Римл. 1, 21 и сл. Еф. 4, 17. 18 ) и история мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Слово на Рождество Спасителя. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Христос рождается: славьте! Христос – с небес: выходите в сретение! Христос – на земле: возноситесь! Воспойте Господеви вся земля ( Пс. 95:1 )! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ( Пс. 95:11 ) ради Небесного, и потом Земного! Христос во плоти: торжествуйте с трепетом и радостью – с трепетом ради греха, с радостью ради надежды! Христос – от Девы: сохраняйте девство, жены, чтобы стать матерями Христовыми! Кто не поклонится Сущему от начала? Кто не прославит Последнего? Снова прогоняется тьма, снова является свет. Людие седящии в тьме неведения, да видят велий свет ведения ( Ис. 9:2 ; Матф. 4:16 ). Древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор. 5:17 ). Буква уступает, дух преобладает: тени проходят, их место заступает истина. Является Мелхиседек: Рожденный без матери рождается без отца, – в первый раз без матери, во второй без отца. Препобеждаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос призывает: не будем противиться. Вси языцы восплещите руками ( Пс. 46:2 ). Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его (т. е. крест, которым Он прославляется): и нарицается имя Его: велика совета – совета Отчего Ангел ( Ис. 9:6 ). Да провозглашает Иоанн: уготовайте путь Господень ( Матф. 3:3 )! Возопию и я о важности сего дня. Бесплотный воплощается, Слово одебелевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается, Сын Божий делается сыном человеческим. Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки ( Евр. 13:8 ). Ныне – праздник Рождества, потому что Бог явился человекам чрез рождение. Он – Бог, как Сущий и Присносущный от Присносущного, превысшей вины и слова (потому что нет слова, которое было бы выше Слова); и Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы, как Им дал бытие, так Он же даровал и блаженное бытие, лучше же скатить, чтобы нас, чрез грех ниспадших из благобытия, снова возвратить в оное чрез воплощение. Вот что мы торжествуем, вот что празднуем сего дня: пришествие Бога к человекам для того, чтобы нам преселиться или, лучше, возвратиться к Богу (ибо это правильнее!), чтобы, отложивши ветхого человека, облечься в нового ( Ефес. 4:22–24 ) и, как умерли в Адаме, так ожить во Христе ( 1Кор. 15:22 ), со Христом и рождаясь, и распинаясь, и погребаясь, и восставая. Ибо необходимо мне претерпеть сие спасительное изменение, дабы, как от приятного произошло неприятное, так, наоборот, от скорбного вновь изникло приятное. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать ( Римл. 5:20 ). И если вкушение было виною осуждения, то не тем ли паче оправдало Христово страдание?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Содержание (ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)    История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел (Римл. 16:4).    Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” (Деян. 2:46) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” (Деян. 3:1). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся. Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана (Деян. 8:1). Но и после этого слово благовестил о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора.    Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” (30,8). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (24, 1 —4). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

А.В. Попов Поучение прихожанам Миннеаполисской церкви При посещении приходов Богом хранимой епархии нашей я избрал ваш Миннеаполисский приход первым не потому, чтобы он первым лежал на пути от кафедрального города нашего: первыми вас, братие, посещаю потому, что вы первые из здешних (американских) униатов воссоединились с православною церковию; вы для неё первенцы, первородные начатки её из бывших униатов. Первородство же и по Божественному чину и в житейском быту имеет важное значение. Первенцам усвояются многие права и преимущества по сравнению с остальными, на них обильно изливаются благословения Божии: да благословит тебя Бог , да возрастит и умножит! да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина; да поработают тебе языцы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего, – так благословляли ветхозаветные патриархи своих первенцев ( Быт.27:28–29;28,3 ). А вот и весь Израиль, Богоизбранный еврейский народ, возлюбленный Господом первенец: сколько было излито Богом благодеяний на этот народ, которому принадлежали некогда всыновление, слава, заветы, законоположение, служение, обетования, которому вверены были словеса Божия и от которого произошел и Христос по плоти ( Римл.9:4–5;3,2 )! Из Божественного миропорядка многие права первородства перешли и «обычный строй жизни человеческой: первенцу даются известные права над братьями, он получает значительно большую часть имущества, в царском роде он наследует престол отца своего... На вас, братие, как на перворожденных из униатов в Православии, излиты предстоятелями Православной Церкви здесь великие и богатые милости в мере полной и ущедренной. Перечислять эти милости я почитаю излишним, так как думаю, что ваше благодарное сердце само подскажет вам, сколько и чего сделано для вашего блага! Но, братие мои, первородство не только дает известные права, а на обладателей его налагает и особые, преимущественные обязанности. Так, у евреев первенцы посвящались Богу, и самому еврейскому народу, этому первенцу и избраннику Божию, Господь дает заповедь: святи будите, якоже Аз свят есмь ( Лев.11:44 ). Так и вы, братие, первенцы, люди обновления, род избранный Провидением Божиим, дабы возвещать неведущим чудный свет Православия, его истину и силу ( 1Петр.2:9 ). Как старшие в семье должны для младших служить примером, так и вы младшим, тем, которые позднее вас воссоединились с Православною Церковию, должны подавать пример и служить образом в житии, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Тако да просветится свет ваш пред окружающими вас человеки, яко да видят ваши добрыя дела и прославят ( Матф.5:16 ) нашу Святую Православную Церковь , членами коей, по милости Божией, соделались вы восемь лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Истины Троичности Божества и любви Божией не являются отвлечёнными идеями для человечества, они имеют непосредственное отношение к каждому человеку, “ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). Любовь Божия творит людей “детьми Божиими” (Ин. 3:2; Римл. 8:16; Ин. 1:12 и др.), и, по слову апостола Павла, Сам Единородный Сын Божий “не стыдится называть их братьями” (Евр. 2:11:12 ср. Ин. 20:17). Господь Иисус Христос открыл это людям, называя Бога их Отцом Небесным и научив их обращаться к Богу, как к ОТЦУ (Мф. 6:9; Лк. 11:2; Мф. 5:48; 6:4:8:15; Мк. 11:25:26; Лк. 6:36; и др.). Поэтому каждый человек имеет великую ценность — спасение одного человека доставляет радость на небесах (Лк. 15:7); душа человека больше пищи и одежды, она дороже всего мира, “ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит” (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Мф. 6:25; Лк. 12:23 и др.). Поэтому и воля Божия о человеке заключается ни в чём другом, как в его спасении: “Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих” (Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4 и др.). Осуществителем этой воли Отца о человеке явился Сын Божий, Единородный — Он “пришел взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10; ср. 1 Тим. 2:6 и др.). “Ибо Я, — свидетельствовал Он, — сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:38–40). И Господь Иисус Христос в разных образах приближает к человеческому разумению то “дело”, которое Отец поручил Ему исполнить. Он пришёл “взыскать и спасти погибшее” (Мф. 18:11; Лк. 19:10), “не губить души, но спасать” (Лк. 9:56), “не судить мир, но спасти мир” (Ин. 17:47). И это спасение мира “чрез Него” (Ин. 3:17) должно совершиться не одним Его пришествием, не одним словом, но Ему “должно пострадать” (Мф. 17:23; Мк. 8:31; Лк. 9:22 и др.), “послужить и отдать душу Свою для избавления многих” (Мф. 20:28; Мк. 10:45), “жизнь Свою за овец” (Ин. 10:11), “Плоть за жизнь мира” (Ин. 6:51).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

И предались чрезмерному желанию в пустыне и искушали Бога в безводной» ( Пс.105:13–14 ). Имея столько и таких доказательств, удостове­рявших божественное могущество, они не обращались к Богу со своими нуждами и не ожидали Его помощи, по тотчас вооружались укорами против Его слуг. Два греха иудеев соединил здесь псалмопевец: во-первых, что телесную страсть обнаружили в пустыне, где нужно было любомудрствовать и удерживаться от всякого пожелания, во-вторых, что и о воде молили Бога не искренно, но с целью иску­сить Его. Однако и после того Бог не прекращал Своих чудес. «И Он исполнил просьбу их: послал пресыщение душам их " ( Пс.105:15 ). Полу­ченные уже ими блага не уверили однако их в дальнейшем; они поносили Бога, говоря: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом» ( Исх.16:3 ; Числ.11:4–5 ). Прошением назвал их пожелание. А на самом деле они не просили, но попрекали. Тем не менее, Господь дал им и обилие мяса, и хлеб, не руками сделанный, и воду весьма приятную и обильную. «И прогневали Моисея в стане, Аарона, священника Господня " ( Пс.105:16 ). Ни преогорчивших Его в Красном море, ни иску­шавших в пустыне Презирающий грехи не оставил их, и даже удовлетворил их желания, но когда на Моисея восстали сообщники Дафана и Авирона и сказали: «одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» ( Числ.12 – это сказано не Дафаном и Авироном, а Аароном и сестрою его Мариам), тогда их со всем родом предал разверзшейся земле. Корея же и тех, которые вместе с ним хотели воз­нести кадильницы свои вместо Аарона, попалил огонь, исшедший из скинии. Не допускает Бог, чтобы были презираемы Его слуги, но явив Свою благость, показывает и Свою беспощадность, согласно с словами: «итак видишь благость и строгость Божию» ( Римл.11:22 ). Эти лекарства у Бога взаимно пополняют друг друга. «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил грешников» ( Пс.105:17–18 ). Дафан и Авирон со всем племенем были пожраны землей, а Корей и его сообщники были по­палены огнем, посланным от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010