А. Грехи против третей заповеди 1. Богохуление, как величайший грех против третьей заповеди а) Что такое богохуление? Это дерзкие и хульные слова и суждения против Бога и действий Его мироправления и провидения. Грех богохуления есть самый тяжкий грех. По закону Моисееву грех этот наказывается смертию: выводили виновного вне стана, возлагали на него руки и побивали камнями ( Лев. 24, 15 – 16 . Числ. 16, 30 – 36 ). Впоследствии временя грех богохуления справедливо распространен на все дерзкие обнаружения неблагоговения к Богу и оскорбления святынь Его и всего, что касается величия Божия, и история показывает, что, по суду Самого Бога, богохульников постигали тяжкие наказания. Так было с Сеннахиримом и его войском ( 4Цар.19:4, 6–22 ; Ис.37:4, 6, 23 ; 2Пар.32:14, 17, 20, 22 ); так было с Антиохон и его военачальниками (2 Мак., гл. 5 – 10 и др.). В нов. зав. неверующие иудеи на Самого И. Христа часто возносили хулы ( Мф. 9:34, 10:25, 12:24 . Мрк. 3, 22 . Лk. XI, 15, 22, 63 – 65 ). Один из злодеев на самом кресте хулил Господа, но обличен был другим преступником ( Лк. 23, 39 – 40 ). Неверующие иудеи и первомуч. Стефана обвиняли в богохульстве, донося на него, что будто бы он говорил хульные слова на Моисея и на Бога ( Деян. 6, 8 – 14 ; сн. 7, 56). Между видами богохуления особенно тяжкий грех – хула на Духа Святого ( Мф. 12, 31 – 32 . Мрк. 3, 28 – 30 . Лк. 12, 10 ). Сп. апостолы грех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых и самые наказания не вразумляют и не приводят к раскаянию и исправлевию ( Апок. 16, 9. 11, 21 ); между верующими они считали его делом немыслимым ( 1Петр. 4, 14 ), и потому внушали им вести жизнь богобоязненную и безукоризненную, чтобы не только самим не подвергаться какому-либо искушению, но не подавать и другим повода к богохулению ( Римл. 2, 24 . 1Тим. 6, 1 . Тит. 2, 5 ), – напротив, так себя вести, чтобы и другие, видя добрые их дела, прославляли Бога ( 1Петр. 2, 11 – 12 ; сн. Мф. 5, 16 ). Именей и Александр за богохуление преданы апостолом страшному наказанию ( 1Тим. 1, 20 ; сн. 1Кор. 5, 5 ), и в будущем суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет ( 2Петр. 2, 3 . Иуд.1:8–11, 14–15 ). (Сост. по «Опыту библ. словаря собствен. им.», прот. II. Солярского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского Мария Дева родила нам Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам. Иначе, каким образом Он мог бы быть назван жезлом от корене Иессеева ( Пс. 11:1 ), семенем Авраамовым ( Евр. 2:16 ), сыном Давида ( Матф. 1:1 )? Какой смысл был бы этого выражения: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог ( Римл. 4:5 )? или как следовало бы понимать следующие слова блаженного Павла: о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего ( Римл. 1:3–4 )? Таким образом, Пресвятая Мария родила Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам, – бесстрастного по Божеству, подверженного страданиям по человечеству. Ибо хотя Бог Слово усвоил Себе страдания Своей плоти и признавал их Своими, однако Сам Он оставался в пределах бесстрастия. И хотя ты слышишь, что Он Сам говорит: плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50:6), при всем том не думай, чтобы Он потерпел что-либо собственным естеством, а лучше позаботься усвоить себе страдания Его плоти, ибо Бог Слово остался бесстрастным. Но противящиеся Божественным писаниям возразят нам: «если Бог Слово бесстрастен, неизменяем и непреложен, каким образом Слово стало плотью»? Выслушай, возлюбленный. Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ) не пременением в плоть, ибо ни Божество Сына не преложилось в плоть, ни плоть воспринятая не изменилась в естество принявшего ее. Что же значит: Слово плоть бысть? – то только, что Слово восприняло плоть, и не одну плоть, но с разумною и мыслящею душою, т. е. восприняло всю нашу природу. Таким-то образом Слово стало плотью. Дабы видеть силу сказанного, хотелось бы, чтобы вы поняли мысль громогласного Иоанна. Иоанн Богослов, сын громов ( Марк. 3:17 ), удостоившийся возлежать на персях у Господа ( Ин. 13:25 ) и потом изложивший для нас высочайшие и божественные догматы , хочет изобразить чрезмерное человеколюбие Божие к нам и прежде всего говорит о Божественных свойствах: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцов к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряющие нас к терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О Любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцов, собравшихся вместе, о собственных подвигахе Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и осозерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном К читателям Путие праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч.4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/h...

Скачать epub pdf (Вступительный доклад на Пастырском Совещании 1958 г.) Согласно определению нашего Катихизиса, «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Это Таинство ведет свое начало от времен, еще предшествовавших выходу Господа Иисуса Христа на общественное служение человеческому роду. Приходившие к Иоанну Крестителю, который «проповедывал крещение покаяния в отпущение грехов, исповедывали грехи своя» ( Мк. 1:4–5 ). Окончательно же это христианское Таинство установлено было Господом Иисусом Христом. Еще во время Своей земной жизни, до Своих крестных страданий, Он обещал Своим Апостолам даровать власть отпущения грехов: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» ( Мф. 18:18 ). По Своем же воскресении Господь Иисус Христос действительно даровал Апостолам эту власть, когда, явившись им, Он дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:22–23 ). Для чего нужно это Таинство, если уверовавший во Христа и крещеный «во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», как мы знаем из того же Катихизиса, «умирает для жизни плотской, греховной, и возраждается от Духа Святого в жизнь духовную, святую»? Таинство покаяния нужно потому, что, несмотря на благодатное духовное возрождение грешника в Таинстве крещения, возрожденный все же не перестает быть сыном согрешившего Адама, наследником поврежденной грехом природы последнего. Грех не перестает воздействовать и на возрожденную силою благодати Божией природу, но только не имеет прежней власти свободно и самовольно порабощать себе крещеного. Хорошо говорит об этом святитель Феофан Затворник в своей замечательной книге: «Путь ко спасению», останавливая наше внимание на знаменательных словах Апостола, говорящего в послании к Римлянам о значении Таинства крещения: «яко ктому не работати нам греху... грех вами да не обладает» ( Римл. 6:6,14 ). Это дает нам разуметь, что то, что в расстроенной падшей природе составляет силу, влекущую ко греху, не истребляется в конец в крещении, а только поставляется в такое состояние, в коем не имеет над нами власти, не обладает нами, и мы не работаем ему. Оно в нас же находится, живет и действует, только не как господин. Главенство с сих пор принадлежит уже благодати Божией и духу, сознательно себя ей предающему. Св. Диадох , объясняя силу крещения, говорит, что до крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует; после же сего, благодать вселяется в сердце, а грех влечет извне. Он изгоняется из сердца, как враг из укрепления, и поселяется вне, в частях тела, откуда и действует раздробленно набегами. Почему и есть непрестанный искуситель, соблазнитель, но уже не властелин: беспокоит и тревожит, но не повелевает (Добротолюбие часть 4, 79 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

4. Изречения св. отцов о страшном суде I. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Когда говорится, что не воскреснут нечестивии на суд: то сие означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения; – ибо для Бога не нужно долговременное испытание; но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание» (Кирил. Иерус. «Огл. поуч.» XVIII, п. 14, стр, 417). II. Св. Златоуст: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся наказанию, дадим отчет за праздное слово и для смеха сказанное, за злоречие, за помысл, за пиянство, а равно и в добрых делах за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду» (Златоуст. на Римл. бесед. XXXI, стр. 706, по русс. перев.). III. Св. Григорий Богослов : «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный или, лучше сказать, потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов. говорен. в присутств. отца, «Тв. св. отц.» XI, 55). IV. Св. Ефрем Сирин так изображает страшный суд Христов: «По мановению Сына Божия, скорее нежели во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда. Земной персти повелено будет отделить прах умерших и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею» («Твор. св. отц. в русс. пер.» 1850 г, кн. II, стр. 306 и 307). «Поистине, братия моя, тогда настанет страх и ужас, каких никогда еще от начала мира и до сего дня не было и не будет» («Воскр. чт.» 1846 – 1849 г. 51, стр. 523). «Тогда каждый из нас, раскаиваясь и рыдая, с горькими слезами будет говорить: увы мне, грешному, что случилось со мною так неожиданно? Как прошло время жизни моей в лености и нерадении? Я совершенно не знаю, каким образом суетные заботы похитили у меня время моей жизни! Но многословие не принесет (на страшном суде) никакой пользы: когда мы узрим святых, со славою летящих во свете на облаках воздушных в сретение Царю славы – Христу, а себя увидим среди великих бедствий: то будет ли в состоянии перенесть великий стыд, ужасное посрамление?» (См. «Христ. чт.» 1835 г. ч. III, стр. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или наконец просто Патерик), но изложенный не по персоналиям, а тематически. Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнём Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представител античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристиаснкой духовности писал о значании Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидете, что что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствии этого возрождения, либо как его причина, или и то, и другое одновременно».  ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Фома Аквинский (католический святой) Глава 2. О том, что рассмотрение творений полезно для наставления в вере Подобное рассмотрение созданий Божиих необходимо для наставления верующего человека в том, что касается Бога. Во-первых, потому что, размышляя о созданиях Божьих, мы можем лучше понять удивительную премудрость Бога и восхититься ею. В самом деле, искусственные вещи сделаны в подражание искусству и представляют само искусство. Бог же произвел все вещи в бытие, руководствуясь лишь собственной премудростью, [а не образцом и правилами какого-либо искусства]. Вот почему в Псалме говорится: «Ты создал все в Премудрости» (Пс., 104:24). Так что из созерцания творений мы можем составить представление о Божьей премудрости, словно бы разлитой в них: ибо они некоторым образом подобны ей и причастны. 06 этом сказано: «Разлил ее, – т.е. премудрость, – на все дела Свои» (Сир., 1:10). А когда Псалмопевец говорит: «Дивна сделалась наука Твоя для меня: слишком высока; я не смогу постичь ее,» – и добавляет, что Бог поможет ему и просветит его: «Ночь – просвещение мое» и т.д. (Пс., 138:6–12), он признает, что именно созерцание Божьих созданий помогает ему познать премудрость Божию, о чем и говорит: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс., 138:14). Во-вторых, изучение творений возводит нас к пониманию того, сколь удивительно высока сила Божия, и рождает тем самым в человеческих сердцах благоговение перед Богом. Ибо понятно, что сила Создателя превосходит создания, о чем сказано в Книге Премудрости: «Если они, – т.е. философы, – удивлялись силе и действию их, – т.е. неба, светил и стихий мира, – то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их» (Прем., 13:4). А в Послании к Римлянам сказано: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римл., 1:20). Из удивления же [делами Божьими] происходит страх Божий и богопочитание. О чем сказано у Иеремии: «Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?» (Иер., 10:6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поучение в день Рождества Христова. Св. Феодота, игумена Студийского и исповедника Братие и отцы! Вот приблизилось явление Бога всему миру, и день радости достиг дверей наших. Велика радость для мира: еще не было такой от начала мира, ибо Сын Божий пришел к нам не как в древнее время являлся отцам нашим в знамениях и прообразованиях, но, по предсказаниям пророков, пришел чрез рождение от Девы и явился нам самолично. Во всех родах родов нет ничего выше и спасительнее этого таинства, ничего предивнее во всех чудесах, какие только сотворил Бог от начала мира. Посему ангелы благовествуют о совершившемся таинстве, и небесная звезда указывает на земле Пренебесного Царя; по сему и пастыри спешат увидеть благовешанное им спасение, и волхвы с царскими дарами покланяются Ему, и ангелы воспевают необычайно новую песнь о необычайно новом деле Божием, коим в вышних Бог прославляется, на земле мир водворяется, как свидетельствует и Апостол, говоря: Той есть мир наш, сотворивый едино обоя – ангелов и человеков, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею ( Ефес. 2:14 ...). Желали видеть сие пророки и праведники, но не видели, видели же только верою. А мы ви- дехом, и руки наша осязаша, как и написано о Словеси животнем, и живот явися нам ( 1Ин. 1:1, 2 ), и мы приняли усыновление. Что же воздадим мы Господеви о всех, яже воздаде нам? На это за много лет ответил святой Давид так: чашу спасения прииму, и имя Господне призову ( Пс. 115:3–4 ). Итак, будем радоваться, братие, что и мы сподобились воздать воздаяние Господеви о всех, яже воздаде нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, воспринятая нами, и исповедание, в коем стоим и хвалимся упованием славы Божия ( Римл. 5:2 ). И это надлежит нам праздновать не один день, но во всю жизнь. Объятые же плотскими страстями не могут праздновать, хотя они и думают, что празднуют, и не имеют свободы, будучи рабами страстей и проданными под грех, о чем написано: всяк творяй грех, раб есть греха: раб же не пребывает в дому во век, сын же пребывает во век ( Ин. 8:34–35 ). Так как и мы сподобились именоваться сынами Божиими по благодати, то пребудем в доме Отца нашего Бога, всегда и во век, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим ( Евр. 3:14 ). Таким образом, укрепляемые Духом Святым, будем еще более трудиться в нашем подвижническом житии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

издательство П.П. Сойкина Дионисий Дионисий Александрийский (Великий), род. в конце II века, получил широкое обра­зование, приняв христианство, сделался руководителем огласительной школы в Александрии; в середине III в. Д. был избран епископом Александрии; муже­ственно защищал христиан и исповедовал веру Христову во время гонений Фи­липпа Африканского и Декия; подвергся ссылке в Колутион; возвращен, нако­нец, к своей деятельности в царство­вание веротерпимого Галлиена, ум. в 265 г. По характеру соч. Д. делятся на экзегети­ческие, догматико – полемические, церковно практические и нравственно-назидательные. Из экзегетических соч. Д. сохранились: толкования на книгу Екклезиаста, толкова­ния на книгу Иова, на евангельские пове­ствования о молитве Господа в саду Гефси­манском, на книгу Деяний, послание Иакова, послание к Римл. Толкование Св. Писания не лишено аллегорического метода, есть, однако попытка выяснить нравственное со­держание слова Божия. К догматико-поле­мическим соч. относятся: 1) книга «О природе», содержащая критику учения Епикура о происхождении мира, вследствие столкновения атомов; Д. раскрывает в своем соч. христианское учение о. творении мира; 2) по вопросу о Св. Троице, где на ряду с представлениями о возвышен­ности природы Сына Божия стояли и субор- динацианские воззрения Оригена . Соч. вызвали недовольство папы Римского, ко­торый обвинил Д. в том, будто он своими соч. рассекает единство лиц Св. Троицы. Д. ответил на это соч. «Обли­чение и оправдание», сохранившимся в нескольких отрывках, где Д. берет на­зад некоторые свои выражения и старается разъяснить свою мысль о возвышенности природы Сына Божия. К догматико-поле­мическим соч. Д. относится еще соч. «Об обетованиях», доказывавшее ложность уче­ния хилиазма, имевшего тогда широкое рас­пространение. Из церковно-практических и нравственно-назидательных соч. Д. из­вестны: 1) 14 посланий разным лицам по поводу раскола Новациана, 2) Несколько писем по поводу вопроса о действитель­ности крещения еретиков, 3) Послание к Василиду, имеющееся также и в книге правил, 4) Послание к Домецию и Дидиму по поводу гонения Декия, 5) Послание против Германа, 6) Несколько пасхальных писем нравоучительного характера. Читать далее Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина/Т. 1. 1120 стб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

б) Мы тем охотнее должны вспомоществовать нуждающимся в нашей помощи, что, оказывая необходимое пособие им, мы по тесной связи, существующей между ими и нами, делаем добро не только им, но и самим себе. И подлинно, не полезно ли для нас, если эти несчастные, которые живут теперь в тягость, а иные даже во вред нашему обществу, и, может быть, погибнут без нашей помощи, – не полезно ли для нас, если они при нашем пособии сделаются добрыми гражданами и будут посильно содействовать общему и вместе нашему благу? Не полезно ли для нас, если они за добро, им оказанное, будут благодарить нас, взаимно услуживать нам, и станут призывать на нас благословение Божие?.. Но не один гражданский и духовный союз, между нами существующий, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждают нас усердно помогать нуждающимся в нашей помощи. К этому есть и другие – важнейшие побуждения. в) Почему Бог, общий наш Отец небесный, не в одной мере наделил нас дарами Своими? Но одним дал их более, а другим менее? Для того, чтобы первые разделяли с последними избыток дарованных им благ и все взаимно помогали друг другу, по мере их средств и способностей. Это видно из разных мест слова Божия. Так, например, апостол говорит, что правители народные облечены от Бога властию «во благое» нам – для того, чтобы они удерживали нас от худых поступков, поощряли к доброй деятельности и защищали от злых людей ( Римл. 13, 3–4. 1 Петр. «2», 13–14). Тот же апостол в другом месте учит, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществование бедным и другие добрыя дела ( 1Тим. 6, 17–18 ). Он же в ином месте внушает сильным и разумным, чтобы они помогали слабым и скудоумным, вразумляли безчинных, утешали малодушных, заступали немощных ( Римл. 15, 1 . 1Сол. 5, 14 ), да и всем нам заповедует: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал. 6, 2 ). Из этого видите, братия, что оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней есть священная обязанность наша, – на это есть воля Божия, закон Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010