- Я тоже в ближайшее время пойду учиться, - подключается к разговору председатель совета Рижской Гребенщиковской общины Валентин Авимович Смертьев, - а пока занимаюсь практикой: училище нуждается в финансировании, и заботится об этом совет нашей общины. Мы оплачиваем работу преподавателей, помещение и транспорт училища, покупаем технику, обеспечиваем студентов общежитием, делаем ремонт. Гребенщиковская община как флагман староверия вносит достойный вклад в образование староверов всей Латвии, и я надеюсь, что со временем училище станет настоящей кузницей кадров. - Прослушав курс лекций по библейской истории и основам богослужебного устава как вольнослушатель, я стал глубже понимать суть богослужения, - говорит Илларион Иванович Иванов, председатель Старообрядческого общества Латвии. - А по-моему, каждый верующий - это миссионер, цель которого привести к вере и спасению не одного себя, но и других, - рассуждает Алексей Деликатный, 20-летний студент юридического факультета Балтийской международной академии и одновременно слушатель Духовного училища. - Христианство - это прежде всего образ мысли и поведения, которыми верующий отличается от неверующего. Этому нужно учиться и учить других. - Сложившийся стереотип старовера как человека отсталого - это миф, - подытоживает наставник Андрей Бурдин, преподающий в Духовном училище основы вероучения. - Ведь староверы всегда занимали в государстве видные должности, были банкирами, купцами, юристами, судьями. Поэтому нынешние инвестиции в образование - это вклад в наше будущее. Из истории староверского училища Со времен раскола XVII века развитие староверского образования находилось в прямой зависимости от лояльности властей предержащих. Традиционно староверы обучались в потайных домашних школах. Но императрица Екатерина II подходила к вопросам веры либерально, а ее сын Павел I относился к религии и вовсе равнодушно, поэтому к концу XVIII века старообрядцы в Прибалтике получили не меньше прав, чем православные. В 1827 году генерал-губернатор Лифляндии маркиз Паулуччи утвердил предоставленные Рижским старообрядческим обществом положения об управлении своей богадельней и состоявшими при ней больницей, сиротским приютом и школой (так называемые «правила Паулуччи»).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В храме Гребенщиковской общины служат три духовных наставника – Трифон Васильевич Кустиков, Михаил Константинович Александров, Феодор Павлович Бехчанов – и более 15 причетников высокой квалификации. Ежедневно утром и вечером проходят соборные богослужения, постоянно читается Псалтырь. Особое внимание община уделяет подготовке причетников (церковнослужителей) и вероучителей. С 2006 года на базе Рижской Гребенщиковской общины открыто Гребенщиковское Духовное училище Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ректор – доктор инженерных наук Николай Тимофеевич Иванов). При содействии духовных наставников общины для занятий были выделены помещения в здании бывшей Гребенщиковской школы. Община оказывает Духовному училищу финансовую и педагогическую поддержку – ее наставники и причетники читают курсы лекций студентам училища. В августе 2009 года первые двадцать слушателей училища получили дипломы с присвоением квалификации «церковнослужитель» и «вероучитель». В духе вековых традиций благотворительности, община помогает нуждающимся прихожанам. На втором этаже двухэтажного здания, расположенного на территории храмового ансамбля, оборудована небольшая богадельня. В последние десятилетия Гребенщиковская община оказывает духовную и материальную помощь латвийским староверческим общинам, продолжая тем самым характерный для староверия опыт духовного попечительства. Духовные наставники и причетники Гребенщиковской общины окормляют староверческие общины, в которых нет постоянных наставников, например, Лиепайскую, Калнциемсскую, Вентспилсскую, Юрмальскую, Нейвакенскую и другие общины. Гребенщиковская община, активно взаимодействуя с Центральным Советом ДПЦЛ, оказывает латвийским старообрядческим общинам и юридическую помощь. Рижская Богоявленская Поморская община свое существование ведет с 1995 года, когда вследствие разногласий в Гребенщиковской общине значительная часть прихожан оставила Успенский храм. Новая община формировалась постепенно. Сначала верующие собирались для молитвы в небольшом частном доме. Однако в 1999 году благодаря сплоченности причта и прихожан на пожертвования был приобретен деревянный жилой дом, который совместными трудами был реконструирован для проведения богослужений. Молитвенный дом был освящен во имя Богоявления Господня, Благовещения Богородицы и святителя Николы. В храме ежедневно проводятся утренние и вечерние соборные богослужения. В разное время повседневные и праздничные богослужения проводили наставники Алексий Фалелеевич Каратаев, Феодор Павлович Бехчанов и Тихон Филаретович Осипов. В 2009 году был сделан капитальный ремонт помещений и проведено благоустройство прилежащей к молитвенному дому территории.

http://sobory.ru/article/?object=06230

- Д-ру ЮККА ПААРМА, Архиепископу Турку и Финляндии, Примасу Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Турку); - Д-ру ГУННАРУ СТОЛСЕТТУ, Епископу Осло (Осло); - Д-ру ГЕОРГУ КРЕЧМАРУ, Архиепископу Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и в Средней Азии (Санкт-Петербург); - Д-ру ЯНУ КИВИТУ, Архиепископу Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии (Таллин); - Д-ру ЯНИСУ ВАНОКСУ, Архиепископу Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии (Рига); - Досточтимому ЙОНАСУ КАЛЬВАНАСУ, Епископу Евангелическо-Лютеранской Церкви в Литве (Таураге); - Досточтимому ААРРЕ КУГАППИ, Епископу Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии (Санкт-Петербург); - Высокопреосвященнейшему АУДРИСУ ЮОЗАСУ кардиналу БАЧКИСУ, Архиепископу Вильнюсскому (Вильнюс); - Высокопреосвященнейшему ЯНИСУ кардиналу ПУЯТСУ, Архиепископу-Митрополиту Рижскому (Рига) - Президенту Евро-Азиатской Федерации Союзов евангельских христиан-баптистов АЛЕКСАНДРУ ИВАНОВИЧУ ФИРИСЮКУ - Председателю Российского Союза евангельских христиан-баптистов ЮРИЮ КИРИЛЛОВИЧУ СИПКО (Москва) - Досточтимому ОЛАВУ ЙОХАННЕСОВИЧУ ПЯРНАМЕТСУ, Суперинтенданту Методистской Церкви Эстонии (Таллин); - Пастору д-ру КОНРАДУ РАЙЗЕРУ, Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей (Женева); - Высокопреосвященнейшему ИЕРЕМИИ, Митрополиту Галльскому, Президенту Конференции Европейских Церквей (Женева), - Пастору д-ру КИЙТУ КЛЕМЕНТСУ, Генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей (Женева); Святейший Патриарх Алексий II поздравил с праздником Рождества Христова: - Высокопреосвященнейшего АЛИМПИЯ, Старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси (Москва); - Высокопреосвященнейшего АЛЕКСАНДРА, Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси (Новозыбков, Брянская область); - Высокопреосвященнейшего ЛЕОНТИЯ, Митрополита Белокриницкого и всех древлеправославных христиан (Бриэла, Румыния); - Председателя Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии АЛЕКСИЯ КАРАТАЕВА (Рига) - Старшего наставника Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины ИОАННА МИРОЛЮБОВА (Рига)

http://sedmitza.ru/text/417488.html

В свою очередь оппоненты Устинова из числа бывших сотрудников РГСО считают, что тот все-таки захватил храм, хотя 1 декабря 2006 года его уволили с должности главы отдела по недвижимости общины. «Второй день в храм не пускают типографских рабочих, дневных сторожей, уборщиц и других. Не пустили даже гостя к отцу Трифону Кустикову», — рассказал Delfi менеджер по недвижимости РГСО Владимир Чернышов. Он также пояснил, что 15 декабря прошлого года Устинов пришел поговорить с руководством общины о добровольной передаче ему власти. Однако после обеда он решил не выходить из храма, а позже назвал себя заложником. «Тут и полиция была, едва ли не дошло до штурма храма. Тогда ему не удалось укрепиться в РГСО, но вторая попытка увенчалась успехом», — пояснил Чернышов. Оппоненты Устинова собираются добиваться справедливости законным путем и намерены обжаловать решение Управления по делам религии. В связи с конфликтом председатель Центрального Совета Древлеправославной Церкви Латвии выступил с заявлением. 22 января 2007 года произошел насильственный захват власти в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО). Рано утром на территорию общины вероломно проникла неизвестная группа охранников, порядка 20 человек, которая заблокировала все входы и выходы на территории общины, отстранила от выполнения своих обязанностей работающих и служащих общины и теперь держит круговую оборону. Взламываются замки в служебных помещениях, очищаются от пленок камеры наружного наблюдения, вывозятся документы. Служащие не допускаются на свои рабочие места, верующие не допускаются в храм на молитву. В результате захвата устранен законный, на Общем собрании членов общины, в соответствии с Уставом общины, избранный Совет. Власть захвачена малочисленной группой заговорщиков, у которых нет поддержки ни среди верующих общины, ни среди церковного руководства. Отметим, что это далеко не первый захват РГСО, попытки рейдерства, т.е. насильственного захвата чужой территории и имущества, предпринимались и ранее.

http://patriarchia.ru/db/text/187459.htm...

Магистраль от проспекта Виестура на Саркандаугаве до ротационного круга перед Славянским виадуком на пересечении улиц Дарзциема, Лубанас и Крустпилс должна принять на себя основную транспортную нагрузку в направлении правобережных портовых терминалов. Тяжелые транзитные фуры не должны портить пейзаж исторического центра. Думское решение позволит приступить к разработке эскизного проекта будущей трассы в соответствии с результатами общественного обсуждения. В собственность самоуправления переходят участки на ул. Дзелзавас, Браслас, Мадонас и Пурвциема (район Пурвциемс). Упомянутые земельные участки по договоренности с РГСО обменяют на другие равноценные участки земли, принадлежащие самоуправлению. Конкретные предложения по обмену участками будут подготовлены после оценки отчуждаемых участков земли сертифицированными экспертами. Как известно, РГСО является крупнейшим собственником земли в Латвии. Зимой 2006 года в собственности общины находилось 85,1 га земли, кадастровая стоимость которой на сегодняшний день составляет 5,25 млн. латов (примерно 10,5 млн. долларов). По информации экспертов, рижские староверы являются собственниками обширных земельных участков в черте Риги. Часть земель сдается в аренду, где в последние три года возводится эксклюзивное жилье. Земли старообрядцев в Латвии приобрели привлекательность в глазах застройщиков и перекупщиков в последние годы. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 21.09.2009 11:38 Благовест-инфо Экс-наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины выиграл в Европейском суде по правам человека процесс против Латвии 15.05.2007 14:22 " Час " (Латвия) Старообрядцы: конфликта нет, но его угроза сохраняется 24.04.2007 11:55 Конфликт в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине: власть снова перешла в другие руки

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Гребенщиковской общине тут же воспользовались возможностями. Всего за год они разработали проект и возвели колокольню Успенского храма. Составление чертежей, плана и сметы были поручены архитектору А. Р. Шмелингу. Средства для возведения колокольни решено было брать из доходов храма и поступающих пожертвований. Список жертвователей состоит из 150 фамилий. Проект колокольни был реализован весьма удачно: прочная и мощная, как и все, что когда-либо брались строить староверы, 37-метровая колокольня по сию пору служит общине. 16 февраля 1906 года впервые зазвонили колокола Успенского храма. А первое золочение купола было произведено в 1935 году. В 1979 году осуществлено повторное золочение купола. В третий раз купол золотили уже в наши дни. В 1997- 1998 годах колокольня надолго оделась в леса. Реставраторы сняли жестяное покрытие, а вместо него поставили новое, медное, и положили слой сусального золота. Эта работа обошлась общине в несколько десятков тысяч латов. Однако в 2004 году в куполе были обнаружены 12 сквозных пулевых отверстий. У кого поднялась рука стрелять по святыне, тогда выяснить не удалось. Купол вновь починили... Сейчас староверы заняты ремонтом Успенского храма - лестницу, ведущую в храм через колокольню, обшивают мраморными плитами, начата реставрация фресок. К 100-летию открыта выставка, на которой представлены проект и чертежи колокольни. ...Издалека сияет золотом колокольня Успенского храма. Вот уже целый век призывает она человека обратиться к истокам своей души, заглянуть внутрь себя. Оксана ДЕМЕНТЬЕВА Источник: " Час " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 21.09.2009 11:38 Благовест-инфо Экс-наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины выиграл в Европейском суде по правам человека процесс против Латвии

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Идею организовать конкурс исследований о староверии я высказал год назад, эту инициативу поддержали крупнейшие старообрядческие общины Латвии. Конкурс посвящен памяти Ивана Никифоровича Заволоко, и это логично и закономерно. Жизнь Заволоко—выдающегося наставника, историка, педагога и просветителя, начиная от рождения, всегда была связана с Резекне, и он сам всегда считал себя только режицким», -- подчеркнул председатель совета Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, депутат Сейма Владимир Никонов. Конкурс проводится в двух группах: первая – учащиеся 10-12 классов, вторая—студенты, молодые исследователи, учащиеся духовного училища. В прошлом году на конкурс было представлено 11 работ. Экспертная комиссия во второй группе признала лучшими труды двух молодых исследователей: Кристины Новиковой «Рижская Гребенщиковская община времен правления И.Сталина и Н.Хрущева 1944-1964 годы» (Латвийский университет, научный руководитель ассоциированный профессор, доктор исторических наук А.В. Гаврилин) и Дианы Сталидзане «Старообрядческие общины Даугавпилса 1945-1975 годы» (Даугавпилсский университет, научный руководитель—доктор истории Ирена Сталидзане). «Даже две эти работы доказали , что конкурс стоило организовывать», -- считает Владимир Никонов. Победители конкурса получили и ощутимое материальное вознаграждение за проделанный труд, ведь призовой фонд составил 590 латов (более 1200 долларов). В этом году положение о конкурсе частично изменено, отменено существовавшее ранее возрастное ограничение – о том, что авторам работ должно быть не больше 35 лет. По мнению организаторов, это позволит расширить круг участников. За особые успехи авторам может быть вручена медаль И.Н. Заволоко, их исследования могут быть опубликованы в «Поморском Вестнике» или других староверческих изданиях. «Тема конкурсных работ – староверие Латвии, в этих рамках возможны самые разные направления исследований – староверческие общины, известные деятели староверия, староверческая генеалогия, культурно-исторический опыт, традиции староверов, роль староверов в общественной, политической и хозяйственной жизни, история латвийского староверия», -- говорит Владимир Никонов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После этого решения официальные встречи с представителями различных старообрядческих согласий стали более регулярными. В частности, 3 июня 1999 года в ОВЦС состоялась встреча митрополита Кирилла с делегацией от Древлеправославной Поморской Церкви Латвии во главе с председателем Центрального Совета, старшим наставником Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иоанном Миролюбовым. На встрече были обсуждены пути устранения негативного отношения к применению в православном богослужении старого или нового обрядов. Стороны наметили некоторые аспекты двустороннего сотрудничества в духовном возрождении общества и обсудили планы действий по выработке взаимоприемлемых договорённостей, не вносящих каких-либо кардинальных новшеств в то, что было определено Поместными Соборами Русской Православной Церкви 1971 и 1988 годов в отношении старообрядчества . По итогам встречи был подписан меморандум, который лёг в основу дальнейшей деятельности в данной сфере. На следующий день, 4 июня 1999 года, Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. Синод призвал церковные издательства «применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами». Синод осудил «имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви» . 19 июля 1999 года определением Священного Синода при Отделе внешних церковных сношений была создана Комиссия по координации взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядцами. В комиссию вошли представители разных старообрядческих согласий. Однако, по признанию митрополита Кирилла, «жизнь показала, что комиссия, в рамках которой предполагалось объединить как представителей Русской Православной Церкви, так и представителей различных старообрядческих согласий, встречается с постоянными затруднениями в своей работе. И это затормозило развитие диалога». Как отметил митрополит, «диалог со старообрядчеством более успешно развивается отдельно с каждым согласием» .

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

По сообщению Департамента информации Министерства иностранных дел Латвии, решение было вынесено 15 сентября шестью голосами «за» и одним «против». В ходе процесса «Миролюбов и другие против Латвии» ЕСПЧ признал, что в этом деле констатировано нарушение 9-ой статьи Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека – «Свобода совести, мысли и религии». При этом ЕСПЧ не стал отдельно рассматривать жалобы, поданные истцами, о возможных нарушениях 8-ой статьи Конвенции – «Право на уважение частной и семейной жизни», а также 11-ой статьи Конвенции – «Свобода собраний и объединений». Кроме того, ЕСПЧ как необоснованные отклонил жалобы истцов относительно возможных нарушений 6-ой статьи Конвенции «Право на справедливое судебное разбирательство», 13-ой статьи Конвенции «Право на эффективное средство правовой защиты» и 14-ой статьи «Запрещение дискриминации». Прежде всего ЕСПЧ отклонил возражения Латвии относительно того, что жалобы истцов признаны недопустимыми к рассмотрению, потому что они не соблюдали конфиденциальность процесса мирового соглашения. Суд не счел, что одно из направленных истцом писем министру юстиции Латвии и премьер-министру Латвии, где были изложены предложенные условия мирового соглашения, являются нарушением конфиденциальности, потому что цель письма не состояла в том, чтобы предать данную информацию публичной огласке. Европейский суд по правам человека признал, что в результате решения, принятого Управлением по делам религии (УДР) от 23 августа 2002 года, согласно которому было аннулировано регистрационное удостоверение представленных истцами религиозной общины, были ограничены права истцов на свободу религии, гарантированную 9-ой статьей Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. При этом ЕСПЧ признал, что решение, принятое УДР в споре двух религиозных общин, не было достаточно обоснованным с учетом обстоятельств конфликта, а также без принятия во внимание фактов, имеющихся в распоряжении Управления. Суд особо подчеркнул, что в этом случае УДР не соблюло принцип государственного нейтралитета в сфере религиозных вопросов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С кон. 80-х гг. ХХ в. предпринимались попытки создать единый центр ДПЦ. В кон. 1992 г. был учрежден международный совет ДПЦ, имевший регулярные связи с поморскими общинами в США. В 1996 г. в Риге по инициативе рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) был создан международный координационный совет духовных центров ДПЦ в странах Балтии и Польши, но осуществить объединение ему также не удалось. В июне 2001 г. в С.-Петербурге начал работу Единый совет (ЕС) ДПЦ, в наст. время предпринимающий усилия по объединению духовных центров и общин поморцев в различных гос-вах. Богослужение в общинах ДПЦ совершается «мирским чином» в молитвенных домах (моленных, фактически представляющих собой часовни, иногда весьма значительных размеров). Церковные таинства поморцы, как и др. беспоповцы, делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), к-рые после воцарения антихриста совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства), к-рые более на земле не совершаются. Духовной жизнью общин руководят наставники (духовные наставники, духовные отцы; если в общине имеется неск. наставников, то один из них может быть избран на должность старшего наставника), считающиеся «нерукоположенными пастырями Церкви». В ДПЦ существует неск. разновидностей чина благословения наставника, совершаемого, как правило, неск. наставниками над избираемым общиной кандидатом. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. Наиболее близкими к поморцам в вероучении и богослужебной практике являются федосеевцы (общины к-рых зачастую подчиняются региональным органам управления ДПЦ), главный пункт расхождения между этими согласиями - отношение к браку (федосеевцы отрицают возможность брака в отсутствие священства). Так же как и федосеевцы, поморцы мн. общин не пользуются посудой, предназначенной для людей, к-рые не принадлежат к согласию, хотя это практически уже не встречается у беспоповцев Прибалтики. Однако строгое деление на «молящихся» (имеющих право во время богослужения петь, читать, осенять себя крестным знамением) и «немолящихся» (такого права не имеющих, обычно вследствие «обмирщения»), важное для федосеевцев, в большинстве общин ДПЦ отсутствует (встречается в сибир. общинах). Епитимьей за «обмирщение» у поморцев является молитвенное «прощенное начало» и нек-рое число земных поклонов. В отличие от федосеевцев поморские наставники в нек-рых общинах произносят проповеди. Присоединяющиеся к ДПЦ христиане, в т. ч. старообрядцы, кроме федосеевцев и филипповцев (см. Филипповское согласие ), подвергаются перекрещиванию; на федосеевцев и филипповцев, переходящих в ДПЦ, могут налагать епитимью. В ДПЦ, как и в др. старообрядческих течениях, запрещено моление со старообрядцами др. течений как молитвенное общение с еретиками.

http://pravenc.ru/text/Древлеправославна...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010