Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1841-1853, 1866-1923 гг., в 1926 г. и в 2011-2013 гг. Получило название по г. Острогожску Воронежской губ. (ныне адм. центр Острогожского р-на Воронежской области ). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. архиепископ Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) дважды подавал прошения имп. Николаю I Павловичу и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову об увольнении «по преклонности лет» и по состоянию здоровья на покой с «перемещением на жительство» в Киево-Печерскую лавру. Однако прошения не были удовлетворены. Вместо этого в помощь архиеп. свт. Антонию было решено назначить викарного епископа. Синод запросил Воронежского архиерея, «на каком быть положении новому викарию и какое получать ему содержание». Архиеп. свт. Антоний предложил определить местопребывание викарию в Задонском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре с правом управления обителью, в Воронеже викарию предлагалось останавливаться на принадлежавшем этому мон-рю подворье. Однако Синод не одобрил эти предложения, вероятно, потому, что Задонск входил в титулатуру правящего архиерея. Синод определил местопребывание викарному епископу в воронежском Алексеевском Акатовом муж. мон-ре (см. ст. Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь ); викарий должен был титуловаться епископом Острогожским - по названию крупнейшего уездного города. 28 окт. 1841 г. епископом Острогожским определен бывш. Рижский еп. Иринарх (Попов ; впосл. архиепископ). Поскольку еп. Иринарх был назначен в Воронежскую епархию «не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам… архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел», особого штата при викарии (должностей иподиаконов, певчих) учреждено не было. По причине того что участие Острогожского епископа в богослужениях и «отправление епархиальных дел» должны были осуществляться им по указаниям Воронежского архиерея, викарий обязан был получать богослужебные предметы из ризницы Воронежской кафедры по распоряжению архиеп. свт. Антония. 19 дек. 1841 г. предложения Синода о статусе Острогожского епископа были утверждены императором.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Преосвященный Рижский ходатайствовал об учреждении при Рижской Алексеевской церкви, по закрытии существовавшего при ней прихода, мужского штатного второклассного монастыря, с передачей в его ведение всего церковного имущества и капиталов и с обращением на содержание монастырской братии суммы, отпускаемой из казны на содержание причта названной церкви. Означенное ходатайство было вызвано, с одной стороны, полной приспособленностью этой церкви для нужд монастыря и архиерейского дома, с другой – неудобством ее назначения, как приходской церкви. Алексеевская церковь находится в самом дворе архиерейского дома, не только плотно примыкая к последнему, так что из него проделан ход на церковные хоры, но даже пересекая хозяйственные постройки архиерейского дома. Как бывшая монастырская церковь , при которой некогда находился женский католический монастырь, она обнесена каменной оградой, окружающей также небольшой сад, принадлежащей архиерейскому дому, и двор, на котором находится дом, занимаемый бедными духовного звания. Являясь, таким образом, как бы церковью архиерейского дома, она тем не менее находится в заведовании причта, старосты и приходского попечительства, а не братии архиерейского дома, и богослужение совершается в ней не ежедневно и не в одинаковое время. Вместе с тем, принимая во внимание, что Алексеевская церковь сделана была приходской лишь ввиду недостатка православных церквей в гор. Риге в прежнее время, и что при значительно увеличившемся числе приходских и домовых церквей, нет настоятельной необходимости в существовании при ней самостоятельного прихода, тем более. что в местности (старый город), где находится означенная церковь, постоянных православных жителей сравнительном мало, большинство же прихожан живет в районах других приходов, к которым они и могут быть приписаны, преосвященный признавал возможным, без ущерба для удовлетворения религиозно-нравственных нужд жителей гор. Риги, закрыть при Алексеевской церкви самостоятельный приход. Ввиду же того, что в Рижской епархии нет ни одного мужского монастыря, и с целью поддержания в Алексеевской церкви ежедневного богослужения, совершаемого со всевозможным тщанием и полнотой, как приличествует церкви, находящейся при архиерейском доме, преосвященный ходатайствовал об учреждении при сей церкви монастыря, в составе настоятеля (он же эконом архиерейского дома), трех иеромонахов, двух иеродиаконов, пяти послушников и пяти человек прислуги, с обращением на содержание монастыря всех средств и имущества, какими располагала Алексеевская церковь, в том числе и суммы, отпускаемой из казны на содержание причта, с тем, чтобы управление сего монастыря было независимо от управления Рижского архиерейского дома, с отдельной во всем отчетностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Высшие мужские курсы по виноделию – 1888 (Ялта) Морское инженерное училище им. Николая I − 1894 (Кронштадт)   А теперь ознакомимся со списком вузов Империи открытых − помимо женских! − в царствование Николая II Александровича:   Московский институт инженеров путей сообщения – 1896 Рижский политехнический институт – 1896 Томский технологический институт Императора Николая II – 1896 Киевский политехнический институт – 1898 Варшавский политехнический институт Императора Николая II – 1898 Петербургский политехнический институт – 1899 Екатеринославский горный институт – 1899 Восточный институт – 1899 (Владивосток) Петербургские сельскохозяйственные курсы – 1906 Петербургский институт высших коммерческих знаний – 1906 Московский коммерческий институт – 1906 Киевский коммерческий институт – 1906 Симферопольские практические общеобразовательные курсы − 1906 Петербургская академия педагогических наук − 1907 Психоневрологический институт – 1907 (Санкт-Петербург) Московский археологический институт – 1907 Курсы востоковедения – 1907 (Санкт-Петербург) Алексеевский Донской политехнический институт – 1907 (Новочеркасск)         Харьковские высшие общеобразовательные курсы – 1909 Практическая Восточная академия Императорского общества востоковедения – 1910 Московские электротехнические курсы – 1910 Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина – 1911 (Москва) Военная интендантская академия – 1911 (Санкт-Петербург) Петербургский институт истории искусств – 1912 Саратовская консерватория – 1912 Харьковский коммерческий институт – 1912 Харьковские высшие сельскохозяйственные курсы – 1912 Саратовские высшие сельскохозяйственные курсы – 1913 Воронежский сельскохозяйственный институт − 1913 Киевская консерватория − 1913 Одесская консерватория − 1913 Новороссийский высший международный институт – 1914 (Одесса) Ростовский университет – 1915 (Ростов-на-Дону) Московский частный юридический институт – 1915 Томский городской народный университет – 1915 Пермский университет – 1916 Петроградские высшие географические курсы – 1916

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

По приглашению приходов И. совершил длительную поездку по епархии, его богослужения проходили с большим духовным подъемом, собирали огромное количество верующих. 11 нояб. 1919 г. был вновь арестован органами ВЧК по обвинению в участии «в контрреволюционной организации». Находился в заключении вначале в Пензе, потом переведен в Москву. Во время пребывания И. в московской тюрьме 23 февр. 1920 г. Собор Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) избрал его своим Предстоятелем. Латвийский Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой отпустить И. в Латвию для занятия архиерейской кафедры. 11 марта И. был освобожден из тюрьмы. Патриарх Тихон направил его в Пензу для окончательного искоренения там церковной смуты. В это время Путята уже не пользовался влиянием в Пензенской епархии. Его сторонники удерживали лишь 3 пензенских храма (Спасский собор, Богоявленскую и Воскресенскую церкви); 13 городских храмов Пензы и все остальные приходы епархии сохраняли верность Патриарху и подчинялись И. В апр. 1920 г. в Патриаршую Церковь вернулся Воскресенский приход. 25 апр. Путята попытался захватить пензенскую Успенскую ц., однако И. удалось отстоять храм и не допустить беспорядков. 28 апр. 1921 г. Патриарх Тихон назначил И. архиепископом Рижским и благословил на отъезд в Латвию. 23 мая по просьбам пензенского клира и мирян это решение было отсрочено, однако 19 июля ввиду неотступности просьб Латвийской Церкви свт. Тихон благословил И. на служение в Латвии. 24 июля 1921 г. И. прибыл в Ригу и вступил в управление ЛПЦ. Первоначально И. был враждебно принят латв. властями. Патриарх Тихон в соответствии с постановлением Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета РПЦ даровал И. как руководителю Латвийской Церкви широкую самостоятельность в адм., хозяйственных и просветительских делах, однако власти требовали полного разрыва с Русской Церковью. После первой же поездки по епархии И. был привлечен к следствию по обвинению в политическом преступлении, допрошен, затем следствие было прекращено. Урегулировав взаимоотношения с Римско-католической и лютеран. Церквами, власти Латвийской республики отказывали правосл. Церкви в офиц. признании ее прав. С 1919 г. у Церкви было конфисковано ок. 25% собственности, 28 храмов были переданы светским орг-циям, а также лютеранам или католикам, часть храмов была снесена, оставшиеся у православных церкви находились в полуразрушенном состоянии. Был отобран рижский Алексеевский мужской монастырь с архиерейской резиденцией. И. поселился в подвале Христорождественского кафедрального собора Риги. По словам архиепископа, его подвал «символизирует нынешнее положение Православной Церкви в Латвии».

http://pravenc.ru/text/469171.html

6 августа 1897 года в Валгундском лесу состоялась закладка храма во имя Преображения Господня. Материальная поддержка стройке была оказана также Прибалтийским Православным братством. Торжественное освящение храма 20 июня 1899 года совершил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). После освящения Спасо-Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902 г.), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом во имя преподобного Иоанна Лествичника, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года, а освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, в которую поместили крест, прежде стоявший на месте Спасо-Преображенского храма. Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители. В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=16139

Другой многострадальной темой стала проблема кафедрального собора, включающая и вопросы собственности храма, его владения русским и латышским приходами, восстановления здания частично разрушенного войною, шум в прессе из- за колокольного звона и проч. В длинном списке проблем можно назвать и другие вопросы, но ограничимся лишь тем, что перечислили выше. Какие бы ситуации мы не выбрали для рассмотрения, важно отметить их общественный характер, заинтересованность в их решении разных церковных сил, представителей общественности, политиков, чиновников и даже высших руководителей латвийского государства. Важно отметить нарастающий ком источников. Если в 1915, 1918 и 1920 годах мы сумели отметить лишь несколько источников, взятых или из публикаций газеты “Сегодня”, Латвийского государственного исторического архива, фонда 7469 или 7131, то по 1920 году их становится в десять раз больше, а в 1921 году их число еще увеличивается в несколько раз. Публикация в 38-м номере альманаха завершается ссылкой на заметку в газете “Рижский Курьер” о панихиде 31 июля 1921 года по погибшим воинам латвийской армии в Освободительной войне. Также в летописи использованы источники, которые в разных номерах альманаха публиковались Юрием Львовичем Сидяковым. (Подробнее см. 14, 20, 24 и 37-е альманахи). Многое из событий последнего года жизни архиепископа Иоанна (Поммера) становится понятным при обращении к первым годам его пребывания в Латвии. 1915 год Из списка латвийских церквей, колокола которых эвакуированы в 1915 году в Россию. (Название церкви, число колоколов, вес – пуд., фунт., куда эвакуированы и где находятся). Список передан 14 апреля 1927 года Г. Боркусевичу за подписью члена синода и секрета под No 783. Рижского кафедрального собора – 12; 1429–34, Нижний Новгород. Большой колокол в селе Павлово. Рижской Петро-Павловской церкви – 6; 445– 14, Нижний Новгород. Рижской Алексеевской церкви – 9; 400–05, Нижний Новгород. Рижского женского монастыря – 8; 234–2 – Новгород. Лоддигерской – 4; 49–05, Минск. Болдерайской – 5; 118–29, Тихвин. Толкенгофской – 6; 75–33, Ржев. Спасо- Преображенская церковь . Кюльцемксой – 5; 52–8, Москва. Фраузенбургской (Салдус) – 3; 22–20, Псков. Митавского собора – 10; 288, Смоленск. Теперь по слухам в Москве. Один колокол в 25 пудов получен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

- Как воспринимают деятельность Латвийской Православной Церкви представители " титульной нации " ? - В последние годы заметен рост интереса латышского населения к православной вере и духовной культуре. Это проявилось особенно явственно в 2004 году, когда в Латвии в течение трех дней пребывала Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий день и ночь стояли под проливным дождем, ожидая возможности приложиться к великой святыне. Показательно, что святыню почтила и президент Латвии, что вызвало критику в ее адрес со стороны отдельных радикальных газет: президента обвиняли в том, что она " пошла молиться в русскую церковь " . Важным событием для нас стало и принесение в Латвию в январе 2005 года святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было второе посещение Елизаветой Феодоровной Латвии - первое состоялось при ее жизни в 1909 году. Для укрепления единства Церкви огромную роль сыграла канонизация первого православного святого Латвии, латыша по национальности, архиепископа Иоанна (Поммера). Он являлся сподвижником святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Особенно известна деятельность архиепископа Иоанна в Пензенской епархии, где он вел борьбу с расколом. Затем Владыка Иоанн продолжил свое архипастырское служение в Латвии, где Православие переживало нелегкие времена. После распада Российской Империи в период 1918-1921 годов Православная Церковь в Латвии утратила многое из своей собственности. Рижский Алексеевский монастырь, где находилась резиденция архиерея, был передан католикам, целый ряд зданий заняли различные ведомства Первой Республики. Церковное имущество целиком было описано и считалось государственным. В Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, например, национализировали все, вплоть до обеденных ложек и постельного белья. В этих сложнейших условиях вступил на кафедру Владыка Иоанн. Он был выдающимся архипастырем, горевший огнем веры и любви к Церкви, к народу Божию. Именно это помогало пережить трудности, встречавшиеся на пути его служения. Когда он только прибыл в Ригу и встретился с властями в качестве епископа Православной Церкви, ему ответили: " Мы такой Церкви здесь не знаем " . Кафедральный собор Рождества Христова находился на грани закрытия, и тогда архипастырь поселился в сырой и полутемной комнатке в подвале собора. Молитвами и трудами Владыки Иоанна храм удалось отстоять. Для поддержки интересов православной общины архиепископ стал депутатом Сейма. Его пламенные речи и неутомимая деятельность помогли Церкви обрести полноправный статус, и она впервые была зарегистрирована в 1920 году, как Латвийская Православная Церковь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Липинишской – 4; 37–37, через Витебск в Москву или Смоленск. Гайнажской – 5; 74, Москва, артилерийский склад. Буртенкской – 5; 94, часть в селе Горбуновка Сызранского уезда Симбирской губернии. Граверской – 5; 19– 10, Витебск, Полоцкая духовная консистория... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 252. Л. 1–2. Из списка синода от 13 апреля 1927 г. латвийских церквей, имущество которых в 1915 году эвакуировано в Россию. (Название церкви, куда имущество эвакуировано или где по сведениям теперь находится). Духовной Консистории, Училищного совета и Алексеевского монастыря, Архиерейского дома, Рижского кафедрального собора, Рижской Благовещенской церкви, Рижской Троице-Задвинской церкви, Рижской Михаило-Архангельской, Рижской Иоанно- Предтечинской, Рижской Покровской, Рижской Вознесенской, Рижской всехсвятской, Рижской Александро-Невской, Рижской Преображенской, Рижского женского монастыря – г. Новгород. Митавского собора – г. Смоленск. Скрудалинской церкви – г. Москва. Ново-Спасский монастырь. Сисегальской церкви – Тверь. Женское епархиальное училище. Тальсенской – Псков. Ново-Вознесенская церковь (по неофициальным сведениям переведены в Новгород в десятинный монастырь). Режицкого собора – г. Витебск. Петро-Павловская церковь , а часть в Москву. Эйхенангернской церкви – г. Новгород. Свято- Духовский монастырь. Саусенской церкви – г. Ленинград. Чрезвычайная комиссия. Мариенбургской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Малупской церкви – г. Тамбов. Женский монастырь. Липинишской церкви – г. Витебск. Полоцкая духовная консистория. Лемзальской церкви – г. Новгород. Свято-Духовский монастырь... ЛГИА. Ф. 7469. Оп. 1. No 251. Л. 1. 1918 год 22 октября. Из протокола No 19 заседания Рижского временного Епархиального Совета. Пункт 11. «Заслушано предложение Его Преосвященства на имя Совета от 821 октября 1918 г. за No 838 следующего содержания: «Епархия переживает историческое время. Необходимо озаботиться, чтобы события последнего времени нашли точное и живое изображение на память грядущим поколениям. Предлагая Совету предписать причтам, за ответственность благочинных, сделать следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Сейчас большинство монастырей в России женские. Да и в храмах почти повсюду большинство прихожан прихожанки - потомки тех самых «белых платочков», которые не покидали Церковь в годы лютых гонений.  У отца Наума было особое отношение к женщинам. Равно почитал и монашествующих, и тех, кто посвятил себя семейному служению, но был чрезвычайно строг с теми, кто не отвечал его представлениям о высоком предназначении женщины - матери, как верной венчаной супруги, хранительницы домашнего очага и воспитателя детей. Он очень почитал свою мать. Она жила недалеко от Лавры. Приняла схиму с именем Сергия. Батюшка посылал к ней на ночлег девушек, приехавших издалека, и она заботилась о них, как о родных дочерях. Те, кто в ее маленьком домике находили приют, вспоминают о ней с любовью и благодарностью. А в день ее памяти – 10 июня  у ее могилы собираются сотни людей. По нескольку часов без перерыва служат панихиды и литии архиереи и священники, как лаврские, так и приехавшие из дальних городов и весей. Любовь к матери отец Наум перенес и на своих духовных дочерей. В те годы, когда о монастырях даже не смели мечтать, он посылал в Рижский монастырь и в Пюхтицу девушек, искавших спасения. После того, как они усваивали азы монашеской жизни, он направлял их в разные места по всему Союзу, где они жили общинами. И вот из этих общин, как только началось изменяться отношение властей к Церкви, отец Наум организовывал монастыри. У могилы отца Наума часто можно увидеть монахинь с наперстными крестами. Это игуменьи тех самых монастырей. Они не просто навещают могилу своего духовного отца, а, общаются с ним, как с живым: рассказывают о своих проблемах, бедах и радостях. Просят его помощи и получают ее. Игуменья Углического Свято-Алексеевского монастыря Ольга говорит, что продолжает приезжать к своему духовнику и всякий раз уезжает утешенной и духовно окрепшей. И проблемы разрешаются: «Получаю, как и при жизни батюшки молитвенную помощь. Но тогда приходилось иногда ждать несколько дней. А теперь подошла к кресту, рассказала ему о своих трудностях, и он из Царства Небесного подает помощь».

http://radonezh.ru/2022/07/11/svechu-ne-...

В целом ряде случаев у нас реквизированы наши храмы, построенные на средства православных. Некоторые из них, как напр , рижский Алексеевский храм и рижский Петропавловский храм, бывший наш кафедральный собор и усыпальница православных архиереев, переданы инославным, а некоторые обращены для чисто светского употребления: напр , в одном помещается музей, в одном устроен гимнастический зал, в одном – концертный зал и т п . Один обращен попросту в кучу мусора, обшивка с другого употреблена на построение памятника героям освободительной войны, священные предметы из некоторых храмов помещены в места развлечения. Перечисленных фактов вполне достаточно для того, чтобы составить представление о той политике, которую практиковали правительства Латвии по отношению к Православной Церкви. Это – политика гонений и удушения. Государственный деятель, наиболее потрудившийся над удушением православной церкви и увенчавший свою государственную карьеру обращением одного православного храма в кучу мусора, в официальных разговорах с нами по вопросам православной церкви любил повторять миф о тяготении православной церкви к «востоку», о нежелании ее порвать свою зависимость от «востока», о нашем якобы неуважении к суверенной Латвии. Многие верили этим его утверждениям, но он сам не мог не знать их вздорности. Отношение православной церкви к латышскому народу, его правам и интересам всегда было неизменно благожелательно. Когда латыш был подавлен и в национальном, и в экономическом, и в политическом отношении, когда его как бесправного раба не только третировали, но и в буквальном смысле истязали, православная церковь стала указывать этому народу пути и национального, и экономического, и политического раскрепощения, стала открыто на защиту обиженных и оскорбленных латышей. В освободительную войну православные, как латыши, так и русские, сражались за свободу Латвии. Среди вождей освободительного движения были православный министр военный и православный генерал Апин. Среди врагов независимости Латвии, среди предателей нет ни одного православного имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010