В связи с этим следует сказать об опыте взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством образования и науки и Российской академией образования за последние годы. Участие ученых-педагогов в Международных Рождественских образовательных чтениях, в подготовке научных изданий, таких как «Православная энциклопедия», свидетельствует о неразрывной связи современной отечественной педагогической науки и церковной традиции. Особо хочу отметить вклад Николая Дмитриевича в развитие такого соработничества. Однако в минувшем году мы, к сожалению, столкнулись с ситуацией, когда при разработке новых стандартов общего образования эти новые потребности явно остались вне поля зрения их разработчиков. Я говорю о преподавании в школах предмета «Основы православной культуры», известного и под различными наименованиями в разных регионах. Например, в Костромской и Вологодской областях идет предмет «Источник» и не вызывает никакого конфликта, никаких возражений. Светскими специалистами и представителями Русской Православной Церкви была разработана концепция, согласно которой учебный предмет «Основы православной культуры» мог бы, как и до принятия поправок к Закону об образовании, преподаваться в школах, теперь уже в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» на элективной основе, то есть по выбору родителей учащихся. При этом должны быть, несомненно, учтены интересы граждан России, исповедующих другие религии, и нерелигиозной части российского общества, созданы возможности для организации преподавания на той же основе предложенных ими учебных предметов. В настоящее время разработчики новых стандартов говорят о том, что стандарт общего образования нового поколения — это, по сути дела, общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и поэтому ставится вопрос об их широком общественном обсуждении. Об этом же сказал в своей речи «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного Совета Президент России Владимир Владимирович Путин: «Сейчас Министерство образования работает над стандартами. Я хочу, чтобы это было предметным обсуждением в обществе в целом». Несомненно, в таком обсуждении должна будет принять участие Русская Православная Церковь и другие религиозные объединения, ибо невозможно представить развитие современной российской школы вне русла традиции Православия и религии вообще. Надеюсь, что наконец-то все недоумения, связанные с этим вопросом будут устранены, и в Российской академии образования начнется период содержательной и продуктивной работы при участии церковных специалистов по подготовке стандартов нового поколения. Мне хотелось бы попросить будущего президента Академии лично проконтролировать ход этой работы.

http://patriarchia.ru/db/text/385925.htm...

Одним из важнейших приоритетов Академии в предстоящий период станет доработка и введение новых стандартов общего образования, к чему я хотел бы привлечь ваше внимание. Ведь по сути дела речь идет о том, чему и сколько времени следует учить детей в школе, а это, в свою очередь, необходимо делать с учетом нашей современной жизни, потребностей граждан и государства. В связи с этим следует сказать об опыте взаимодействия Русской Православной Церкви с Министерством образования и науки и Российской академией образования за последние годы. Участие ученых-педагогов в Международных Рождественских образовательных чтениях, в подготовке научных изданий, таких как «Православная энциклопедия», свидетельствует о неразрывной связи современной отечественной педагогической науки и церковной традиции. Особо хочу отметить вклад Николая Дмитриевича в развитие такого соработничества. Однако в минувшем году мы, к сожалению, столкнулись с ситуацией, когда при разработке новых стандартов общего образования эти новые потребности явно остались вне поля зрения их разработчиков. Я говорю о преподавании в школах предмета «Основы православной культуры», известного и под различными наименованиями в разных регионах. Например, в Костромской и Вологодской областях идет предмет «Источник» и не вызывает никакого конфликта, никаких возражений. Светскими специалистами и представителями Русской Православной Церкви была разработана концепция, согласно которой учебный предмет «Основы православной культуры» мог бы, как и до принятия поправок к Закону об образовании, преподаваться в школах, теперь уже в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» на элективной основе, то есть по выбору родителей учащихся. При этом должны быть, несомненно, учтены интересы граждан России, исповедующих другие религии, и нерелигиозной части российского общества, созданы возможности для организации преподавания на той же основе предложенных ими учебных предметов. В настоящее время разработчики новых стандартов говорят о том, что стандарт общего образования нового поколения — это, по сути дела, общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и поэтому ставится вопрос об их широком общественном обсуждении.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207087...

Выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия на ежегодном общем собрании Российской академии образования (РАО) заинтересовало журналистов «Коммерсанта»  Павла Коробова и Алексея Волкова. В своей статье «Патриарх благословил академиков на борьбу  с интернетом и СМИ» они пишут, что «Первоиерарх Русской Православной Церкви, выступая перед академиками, поставил перед ними конкретные задачи по воспитанию и образованию подрастающего поколения и благословил ученых на их реализацию. Среди главных врагов образования Патриарх назвал интернет и СМИ».  Далее авторы  пересказывают выступление Святейшего Патриарха, разбавляя его слова своими едкими и пренебрежительными комментариями. Привычное журналистское злобствование начинается неосознанно рефлекторно, как только кто-нибудь из лидеров общественного мнения заикается о безнравственности СМИ, ибо право на свою пошлость, бездарность и распущенность журналисты готовы защищать фактически любой ценой. И сам материал тому доказательство: ведь писать пренебрежительно о Главе Церкви, с которой ассоциирует себя большинство жителей страны – плевок не только в сторону того, о ком написано, но и всех тех, кто разделяет мнение этого человека. Так что, журналисты «Коммерсанта» готовы заплевать полстраны, лишь бы не сдать ни капли своей безнравственной и бездарной «свободы». На официальном сайте Русской Православной Церкви можно прочитать полный текст выступления Патриарха Московского и всея Руси   в Российской академии образования. В числе прочего, Предстоятель Церкви сказал: «Часто приходится слышать, как наши люди о России говорят: «эта страна». Меня коробит от этих слов. Понятно, что данное выражение является калькой с английского языка, но любящие свою Родину люди должны говорить о ней как о «нашей стране». Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся». Проблема патриотизма сегодня как никогда становится актуальной. Во-первых, потому что в течение последних 15 лет не только самое явление, но и понятие о нем искоренялось из общественного сознания: пришедшие к власти либералы заявили, что любовь к Родине – это не более, чем штамп и пиартехнология, главное не патриотизм – а деньги. Лозунгом последних лет стали слова о том, что «родина там, где есть деньги». Во-вторых, и сегодня патриотизм – не в чести, по сути, любые патриотические заявления встречаются массовыми насмешками в СМИ и приравниваются к национализму, что, в итоге, порождает действительно нездоровые националистские настроения в обществе. В-третьих, в связи с возрождением Православной Церкви среди православной общественности возникло понятие «православной патриотики».  «О силе и бессилии православной патриотики»   рассуждает Владимир Петрович Семенко, старший научный сотрудник Института религиозных и социальных исследований, член Центрального Совета Союза Православных граждан.

http://pravoslavie.ru/4891.html

Речь Святейшего Патриарха Алексия на Общем собрании Российской академии образования 26 березня 2008 р. 16:08 В среду 26 марта в столице состоялось ежегодное Общее собрание Российской академии образования . По приглашению президента РАО Н.Д. Никандрова в его работе принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Многоуважаемый Николай Дмитриевич, многоуважаемый Андрей Александрович, уважаемые члены Президиума Академии, уважаемые ученые — члены Академии! Российская академия образования, объединяющая ученых-педагогов, многие из которых стяжали заслуженную известность не только у нас в стране, но и за ее пределами, является сегодня авторитетным сообществом, чье влияние распростирается на все российское общество и не ограничивается лишь сферой образования. Именно поэтому нынешнее годовое собрание — выборы Президента, выборы руководства Академии образования — имеет весьма важное значение для жизни всей нашей страны. Я сердечно благодарю президента Российской академии образования за представленный доклад. Я поддержал бы и одобрил все то, что было сделано за минувший год. Я хотел бы остановиться на одном моменте, который упомянули в своем докладе и Николай Дмитриевич и Андрей Александрович — это вопрос воспитания. Я думаю, образование тесно связано с воспитанием. Слишком много сегодня у молодежи, у детей соблазнов. И нужно выработать иммунитет против тех соблазнов, с которыми встречается молодое поколение. Перед Академией стоят трудные и ответственные задачи. Главная из них заключается в обновлении отечественного образования при тесном взаимодействии с государством и гражданским обществом с целью сохранения и развития лучших традиций российской школы. 2008 год объявлен в России Годом Семьи. И это накладывает на деятельность Академии особую ответственность за ориентацию детей и молодежи на традиционные семейные ценности. Катастрофа, какой процент разводов сегодня! Молодые люди не готовы создавать семью, не готовы брать ответственность за воспитание детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207087...

300 Летописец, описывая эти явления, не раз замечает: «се же знаменье не добро бысть», или: «се же проявляше не на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 70, 71 Истор. Госуд. Российск. Карамз. II, стр. 71, 100 и 166; III, стр. 242. 301 «Се же бысть за грехи наши, повторяет летописец почти при каждом из этих случаев,… се же наведе на ны Бог , веля нам имети покаяние»…; или: ««и сия видяще знаменья, благовернии человеци со воздыханием моляхуся к Богу и со слезами, дабы Бог обратил знаменья сии на добро». Собран. Русск. Лет. I, стр. 92, 96 и 117. Истор. Госуд. Российск. Карамз, II, стр. 110. 309 Собр. Русс. Лет. I, стр. 176; II, стр. 100. «Сотворися велико зло в Русстей земли, восклицает летописец, якогоже зла не было от крещенья надъ Киевом»… 310 Посему-то в старинных наших песнях народных нередко с Ладо и Лели (доказательства самого жалкого невежества и безрассудства!), воспеваются Пречистая Богородица и Пресв. Троица. См. Русск. простанарод. праздн. Снегирева, част. I. 314 Как известно из церковного правила Митрополита Иоанна и ответов Святителей Новгородских на вопросы Кирика. 316 Собр. Русск. Лет. I, стр. 67. Сюда же относится и свидптельство Митрополита Илариона (1051), который, описывая быстрое распространение в России Христианства, говорит, между прочим: «монастыреве на горах сташя; черноризцы явишася». Прибавл. к Твор. св. Отцов в Русск. перев. II, стр. 241. 318 Вообще сведения о монастырях наших изложены в Истор. Российск. Иерарх. в алфавитном порядке от части 2-й до последней: оттуда мы эти сведения и заимствуем. 319 Подробнее как о начале Киево-Печергкой Лавры, так и о чудесном построении великой Киево-Печерской каменной церкви см. Собр. Русск. Лет. I, стр. 67–69, 79–85, 89 и 254–258, также Описан. К.-Печер. Лавры изд. в 1831 г., стр. 2–14, и с этим снес. весьма важное замечание о времени жизни препод. Антония в Русск. Истор. Сборн. том. IV, стр. 394–409. Москва 1840. 322 См. древнейшую из подлинных княжеских грамот, данную Новгор. Юрьевскому монастырю В. К. Мстиславом на земли и судные пошлины. Карамз. II, примеч. 256 и в прибавл. к Акт. Истор. I, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

90 Помощью Польского Короля Болеслава Храбраго. Истор. Российского Государства – Карамзина, т. II издание 1842 года стран. 74–75. 91 По свидетельству Соловьева, в древнем Географическом отрывке Голотичск упоминается в числе городов Литовских. Истор. Российск. Государства т. II стр. 77. 93 Летописец говорит, что это было месяца марта 22 дня. Истор. Российск. Государства т. II стр. 385, примеч. 127 95 Из современного Немецкого Летописца Ламберта Ашаффенбурского. Карамзина История Российского Государства т. II стр. 385 примеч. 128. 96 Там же, стр. 78. Сравн. также Истор. Росс. Соловьева т. II стр. 23; Истор. Российск. Церкви. Преосвящ. Макария. издан. 1867 года стр. 256 97 Истор. Госуд. Российск. т. II, стр. 80. По свидетельству Карамзина Григорьево к Болеславу письмо от 12 Мая, есть в Epiel. Gregur. VII, кн. 2. (Там же стр. 386. примеч. 130). 100 Таковы Specimen Ecclesiae Кульчинского; Ad. Capponianae Ruthenue tabulas sommantarius Фалько и др. 102 Wiara prawoslawna Pismem Swietym, Soboram, oycamy... et cet .. obiasniona przez X Jana–aloyzego Knleaze Societatis Jeeu Teologa odiasniona. W Wilnie. Roku 1074, стр. 71–72. 106 Вероятно, как догадывается Карамзин, какой либо знаменитый Духовный чиновник, коего Изяслав мог узнать в Польше (Истор. Росс. Госуд т. II, стр. 386. примечан. 130) 111 К этому времени, между прочим, относится «стязанье с Латынею» тогдашнего митрополита Георгия, которое, как говорите Пр. Макарий, было вызнано изложенными обстоятельствами, и разумеется, имело впоследствии не малое влияние на дальнейшее поведение Ярополка по отношению к католикам. Желающие могут читать подлинник этого стязания у Пр. Макария. И crop. Русской Церкви т. II, стр. 309 – 314, примеч. 273. 112 «Приходи Ярополк ко Всеволоду на велик день. В сеже время вбегоста Ростиславича от Ярополка и пришедше прогнаша Ярополка». 113 Мономах сам пишет в своем завещании: «на ту зиму ходил к Ярополку совокупляться на Броды, и любовь велику сотворихом». Собр. Лит. Т. I, стр. 103 115 По мнению Соловьева – выражение летописца: «Иде Звенигороду», можно понимать в смысле похода воинского. Истор. Росс. Т II, стр. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Что называется сим именем? Под именем Вселенских Соборов разумеются такия собрания, в которых Дух Святый чрез посредство Императорской власти, собирал старейшин Церквей со всех стран мира, и их согласием основанным на Божием Слове, определял то, что нужно было к утверждению истиннаго учения, порядка, благочиния и православия в Церкви. Сколько, какие именно и для чего собирались Вселенские Соборы? Вселенских Соборов было семь, и они суть следующие: 1) Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от Рождества Христова в городе Никее; на нем по приглашению Константина великого присутствовало 318 святых отцев, которые между прочими постановлениями опровергли Ария, который Иисуса Христа именовал не Богом Отцу и Св. Духу единосущными, но Существом созданным во времени. 2) Вторый Вселенский Собор был собран в 380 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по приглашению Феодосия великаго присутствовало 180 святых отцев, которые утвердив многие правила, осудили Константинопольскаго Патриарха Македония, которой отвергал Божество Св. Духа. 3) Третий Вселенский Собор был собран в 431 году по Р. X. в городе Ефесе; на нем по приглатению Феодосия младшаго собрано было 200 Св. отцов; они, кроме других занятий опровергли учение Константинопольскаго Патриарха Нестория, не право судившаго об Иисусе Христе и о Деве Богоматери. 4) Четвертый Вселенский Собор был собран в 451 году по Р. X. в городе Халкидон; на нем по приглашению Маркиана св. отцев находилось 630; на нем осуждены Диоскор Патриарх Александрийский, и Евтихий Архимандрит, которые, от истиннаго учения о божественном лице Иисуса Христа во многом заблуждали. 5) Пятый Вселенский Собор был собран в 553 году от Р. Христова в Константинополе; на нем по приглашению Иустиниана великаго, Св. отцев было 160; на нем с некоторыми другими Еретиками опровержен Ориген , который между прочими заблуждениями учил преселению души и отвергал воскресение тела. 6) Шестый Вселенский Собор был собран в 680 году от Рождества Христова в Константинополе; на нем по указу Императора Константина брадатаго Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

    Против кого был собран Первый Собор? — Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от воплощения Спасителя нашего, в 5933 от сотворения мира, в 12-м году царствования Константина Великого; собран он был в городе Никее, и святых отцов на нем присутствовало 318. Старейшинами Собора из святых отцов были следующие: Александр Константинопольский, Александр Александрийский, Евстафий Днтиохийский, Макарий Иерусалимский и Сильвестр Римский в лице своих послов. Собор был собран против еретика Ария, бывшего александрийского пресвитера, хулившего Сына Божия: ибо он называл Его творением, а не Богом Творцом, и не единосущным Отцу и утверждал, что было время, когда Его не было. На этом Соборе отцы и изложили свое исповедание, признав Сынаюавночестным, равнопрестольным и единосущным Отцу, постановили праздновать святую Пасху так, как мы и теперь ее празднуем, приняли и другие правила; Ария же с его непокаявшимися единомышленниками предали вечному проклятию.     От Первого Собора до Второго 55 лет. Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году, в Константинополе, при патриархе Нектарии Константинопольском, Кирилле Александрийском, Мелетии Антиохийском и прочих лицах святительского сана. Святых отцов на нем было 150; собран он был против Македония, патриарха Константинопольского, злочестивого хулителя Святого Духа: ибо он считал его творением, а не Богом, и не одного существа с Отцом. Но святые отцы исповедали Всесвятого Духа равночестным Отцу и Сыну, исходящим от Отца, равнопоклоняемым со Отцем и Сыном.     Не было ли на том Соборе других еретиков? — Были единомышленники Аполлинария. Лжеучение же Аполлинария состояло в том, что, по его словам, Сын Божий имел одно лишь тело без души, что с телом вместе умирало и Божество и проч.     От Второго Собора до Третьего 51 год. Третий Вселенский Собор был в 431 году от воплощения Христа, в царствование Феодосия Младшего, в городе Ефесе, при Кирилле, папе Александрийском, Ювеналии Иерусалимском и Мнемоне Ефесском. Святых отцов на нем присутствовало 200. Собран он был против злочестивого Нестория, патриарха Константинопольского, учившего, что во Христе было вместе с двумя естествами и две ипостаси, и что Христос, родившийся от Девы, был простой человек; он называл Деву Марию не Богородицей, но Христородицей, и изрек многие другие нечестивые ереси, за что был осужден на Вселенском Соборе и принял казнь от Бога за свое безумие: ибо его богохульный язык был изъеден червями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

2209 Полн. Собран. Русск. Летоп. т. VI. Софийск. 2-ая, стр. 234. М.Л. Геннадий, архиепископ Новгородский. Чтен. Обществ. Любит. Духовн. Просвещ. 1875 г., ч. II, стр. 465 и след. 2234 Печерскхй монастырь еще при жизни преп. Феодосия, по свидетельству Нестора, получил в дар села, которыми управляли монастырские приставники, тиуны и слуги. Е. Голубинский цитов. соч., т. I, 1-я полов., стр. 597. Преп. Антоний Римлянин купил и приложил к своему монастырю соседнее село Волховское с тремя семейными холопами. Истор. Российск. иерарх. III. Грамата преп. Антония (2-я), стр. 125–126 Преп. Варлаам Хутынский, как говорит его вкладная грамата, оставил своему монастырю два села с небольшим числом холопов. Дополн. к Акт. Истор. т. 1, 5, стр. 8. Первые христианские князья на Руси жертвовали на содержание монастырей земли, ограждая при этом их неприкосновенность проклятиями тех, кто дерзнул бы «обидеть» монастырь, – отнять пожертвованное владение. Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, ч. I. Одесса. 1871 г., стр. 3. 2239 «Князь великий (Иоанн III) " … взял… у Юрьева монастыря в половине 720 обежей, а у Аркажи 333, а у Благовещенского 293, а у Никольского Неревского конца 251, и у Онтонова 50 сох. Полн. Собран. Русск. Летоп. т. VI, Софийск. 2-ая, стр. 216–217. 720 обеж=от 8.640 до 10.800 десятин; 333 обж.=от 3.996 до 4.995 десят.; 253 обж.=от 3.036 до 3.795 десят.; 251 обж.=от 3.012 до 3.765 десят.; 50 сох, т.е. 150 обж.=от 1.800 до 1.950 десят. Преосвящ. Макарий. Истор. Русск. Церкви, т. VIII, стр. 239. 2240 Милютин. О недвижимых имуществах духовенства в России гл. IV, Чтен. Общ. Импер. и Др. Рсс. 1860 г., кн. III, стр. 220–265. 2242 Великие Минеи-Четьи. Сентябрь, изд. Археограф. Комисс. Спб. 1868 г. Духовная грамота преп. Иосифа. Столб. 506. 2250 Акт. Эксп. т. 1, 239, стр. 252, столб. 2. Сравн. Послания старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1399. 2262 Великие Минеи-Четьи. Сентябрь. Цит. изд. столб. 559–560. Срав. Предисловие к уставу Корнилия Комельского. Истор. Российск. иерарх., ч. IV стр. 668.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96 В те времена псалмы наибольшею частью были не читаемы, а петы по стихам, так как в церковных уставах почти нет и выражения: чтем псалтырь, но всегда говорится: стихословим псалтирь. Смотр. Церковный устав. 97 Высотский монастырь получил свое существование со времени преподобного Сергия, игумена Радонежского, и благоверного князя Владимира Андреевича, сподвижника Донскому, именно с 6882 (1384) года; ибо древний летописец говорит так: «Пойде игумен Сергий из своего монастыря в Серпухов, и соглядав место, где есть подобно и прилично быть монастырю, и молитву сотворив, основания церкви положи своима рукама во имя Пречистыя Богородицы месяца Декабря в 9 день, егда св. Анна зачат св. Богородицу, и благословив князя, преподобный игумен Сергий возвратися в Радонежво свой монастырь. Князь же Володимир Андреевич подвизался о начатом монастыре, иже в Серпухове, и монастырь созда, и кельи устрои, и всех потребных довольно исполнив, и иконами, и книгами, и священными сосуды; и бысть тот монастырь общее житие. Бысть же в том монастыре первый игумен Афанасий, ученик преподобного Сергия, его же испроси у него князь Володимир Андреевич, и пребысть несколько лет во игуменстве того монастыря». Древнего летописца часть 1, стр., 281, 282. 99 Митрополит Варлаам хиротонисан в 1511 году Июля 27 дня, а оставил кафедру в 1521 году Декабря 17. Смотр. примеч. 75 к VII тому Истории Российск. Государства Карамзина. 100 Рукописное житие и пролог. Этот плен должен быть в 1512-м году; ибо в Мае 1512 года сыновья Крымского хана Менгли-Гирея Ахмат и Бурнат-Гиреи, нарушив постоянно сохранявшуюся до сего времени дружественную связь с Великим Князем Василием Иоанновичем, ворвались с многолюдными шайками в Русские владения и злодействовали, между прочим, около Алексина, Воротынска, Коломны и проч. Карамзин. Истор. Госуд. Российск. Т. VII, стр. 51 и примеч. 86. Другой Крымский набег был в 1526 году; но он ограничился только Рязанскими владениями. За Оку в это время враги нигде допущены не были. Карамзин. История Госуд. Российск. Том VII, стр. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010