Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Вопрос о православных жителях Речи Посполитой на русско-литовских переговорах 1672 г.   Андрусовский мирный договор, которым в январе 1667 г. закончилась многолетняя русско-польская война, в его 3-й статье фиксировал обязательства польско-литовской стороны, что «всякого чину русским людям» на землях Речи Посполитой «волное имеет быть употребление веры греческой без всякого в отправовании службы Божией Однако эта самая общая формулировка, не сопровождавшаяся конкретными установлениями, не могла стать препятствием для властей Речи Посполитой, которые приступили к репрессивным действиям по отношению к православному духовенству на землях Белоруссии, вернувшихся по Андрусовскому договору в состав Речи Посполитой. С 1669 г. в Москву стали поступать жалобы на преследования и просьбы о защите. Советникам царя были переданы «Статьи, народу Церкви православной Русской... зело нужные», которые следовало предложить польской стороне на будущих мирных переговорах, чтобы добиться заключения нового, более действенного мирного В силу разных причин вопрос о положении православных в Речи Посполитой не рассматривался на русско-польских переговорах конца 1669 — начала 1670 г., но все же он был затронут, когда глава русской делегации А. Л. Ордин-Нащокин предложил присоединить Киевскую митрополию к Московскому патриархату. Это вызвало резкую реакцию польско-литовских представителей: А. Л. Ордин-Нащокин хотел добиться того, чтобы царю «вольно было... заступати» православных в Речи Посполитой, но это «разрушает самое основание заприсяженного покою, когда во владение и строение чюждаго государства вступатися Решение спорных вопросов было отложено, но это не могло удовлетворить православных и на Правобережье, и на Левобережье. Предполагалось, что вопрос о положении православных будет обсуждаться на новых польско-русских переговорах. Соответствующие «статьи» привез в Москву 21 мая 1671 г. полтавский полковник Ф. В них отмечалось, что православные в Речи Посполитой «последние места святые утеряти близки суть», и содержалось предостережение: «И будет таких статей и оберегательств на комиссии у ляхов царского величества послы не вымогут, и православных духовных, и веру, и церкви... в Украине и везде все искоренят и разграбят ляхи». До созыва новой «комиссии» дело, однако, не дошло, и вопрос стал обсуждаться на переговорах с «великими» послами Польско-Литовского государства, приехавшими в Москву в начале 1672 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8001021/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриотическое понимание Дня народного единства 17 сентября Действительно ли пребывание примерно 40% белорусских земель и народа в составе второй Речи Посполитой было безусловным злом? 01.10.2022 781 Время на чтение 3 минуты В Беларуси второй год подряд отмечался государственный праздник Дня народного единства, связанный с освобождением Западной Белоруссии от польской оккупации и воссоединением её с Восточной Белоруссией и всей Советской Россией. Для патриота Белой Руси это событие, безусловно, радостное и великое. Однако требующее более глубокого осмысления: действительно ли пребывание примерно 40% белорусских земель и народа в составе второй Речи Посполитой было безусловным злом?   Оказывается, как раз здесь «не всё так однозначно»! Действительно, во второй Речи Посполитой, по сути, фашистской, белорусский народ рассматривался как второсортный, подлежащий, во-первых, эксплуатации, во-вторых, этноциду. Не будем перечислять весь комплекс злодейств польского режима – от обнищания, порабощения и унижения белорусов до лишения их родного русского (и белорусского) языка, образования, культуры. Однако и революционно-большевистская Россия большую часть довоенного времени для белорусов отнюдь не была ласковой матерью. Если в социально-экономическом плане предпринимались меры, пусть и противоречивые, по улучшению жизни людей, то в духовном плане ситуация была во многом еще хуже, чем в Польше.   Главное зло, которое творилось в СССР, – это целенаправленная политика большевиков по уничтожению Православной Церкви, христианской веры, нравственности и культуры, в частности, в БССР. Уничтожались не только храмы, истреблялись целые династии священников. Одновременно насаждались воинственный атеизм и мракобесный материализм. Впереди «прогрессивной» Европы легализовывались однополые союзы, аборты, секспросвет молодежи, дарвинизм и классовая вражда, насаждалось революционное «искусство» пошлости и нигилизма. Более того, именно в это время проводилась и так называемая политика «беларусизации», которая, на деле, была ничем иным как «мягкой», «гибридной» дерусификацией, литвинизацией белорусов, насаждением той самой БЧБ-идеологии, которая дала обильные всходы уже в наше время.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/01/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Военным трофеем Суворова стали книги По указу Екатерины II в Россию привезли уникальную польскую коллекцию 07.12.2020 539 Время на чтение 5 минут Императорская публичная библиотека Фото: ФОТО РНБ/EXPOSITIONS.NLR.RU Богатейшее книгохранилище России, впоследствии ставшее Императорской публичной библиотекой, а ныне именуемое Российской национальной библиотекой, основано по указанию Екатерины Великой 27 мая 1795 года (сегодня эта дата отмечается в нашей стране как Общероссийский день библиотек). Что интересно, данный факт напрямую связан с именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, 290 лет со дня рождения которого исполнилось в ноябре. Польша на протяжении столетий активно вела завоевательные войны, направляя вектор своей экспансии преимущественно на восток и юговосток. В Смутное время поляки даже сумели захватить Москву и посадили своих ставленников на русский престол. Планам полного захвата русских земель и подчинения их Речи Посполитой в XVII веке не суждено было осуществиться, хотя значительная часть русских земель была ими захвачена. К примеру, более трёх веков в составе Речи Посполитой существовало Русское воеводство со столицей в городе Львове. Однако в эпоху правления Екатерины II большая часть земель, захваченных поляками, оказалась у них отторгнутой, агрессивность польской элиты была подавлена. Более того, сама Польша прекратила существование как самостоятельное государство, её поделили Австрия, Пруссия и Россия. В результате так называемого первого раздела Речи Посполитой (1772 год) в состав России вернулись территории современных Псковской и Смоленской областей, значительная территория нынешней Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Мстиславль, Могилёв, Гомель, Орша, Динабург) и Даугавпилсский край Латвии. Инвентарь рукописей Залуских, принятых на хранение в «Депо манускриптов» Резня в Варшаве Второй раздел (1793 год) был связан с попыткой шляхты аннулировать результаты поражения двадцатилетней давности. Сейм бесцеремонно увеличил численность армии до 100 тысяч солдат и провозгласил право проводить самостоятельную политику. Как говорится, не навоевались. Россия в результате успешной Русско-польской войны 1792 года освободила от польского влияния земли Центральной Белоруссии (сегодня Витебской, Минской, Гомельской областей) и Правобережной Украины (Ровенской, Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Кировоградской областей). Договор о результатах войны был ратифицирован сеймом в 1793 году. Австрия и Пруссия, нужно признать, получили земли, населённые преимущественно коренными поляками. Польше предстояло сократить армию, однако вместо выполнения соглашений в марте 1794 г. страна вероломно восстала.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/07/voenny...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Зигзаги белорусской политики исторической памяти Самостоятельный народ или субэтнос русского народа? 08.01.2022 804 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Фото: lves.by 2022 год в Белоруссии объявлен годом исторической памяти. В первые дни наступившего года президент А. Лукашенко провел совещание по вопросам исторической политики, где сделал ряд громких заявлений. В частности, он призвал дать адекватную оценку исторических периодов Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Речи Посполитой в белорусской истории. «Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой – оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов. А что это было для наших предков? – Родной язык, культура, вера под запретом. Нельзя было даже быть человеком. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и более того – сохранил свою самобытность», –  заявил  Лукашенко. Эти слова примечательны и удивительны тем, что еще недавно именно периодам ВКЛ и Речи Посполитой уделялось основное внимание в белорусском историческом нарративе, причём освещались эти периоды в сугубо положительном свете. Польско-литовский период расценивался как расцвет культуры и государственности, а литовско-польская шляхта и магнаты воспринимались как великие предки белорусов. По линии Министерства культуры (которое несколько лет возглавлял нынешний оппозиционер Павел Латушко) продвигалась и финансировалась программа «Замки Беларуси», основной целью которой была реставрация (а зачастую фактически воссоздание с нуля) принадлежавших польско-литовским магнатам замковых и дворцовых комплексов, в основном в западных областях Белоруссии. С чем связана столь стремительная смена вех и почему вопросам исторической памяти вдруг решили уделить столь пристальное внимание? Очевидно, в этой сфере также аукаются последствия политического кризиса 2020 года, под знаком которого продолжают жить белорусская власть и белорусское общество.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/08/zigzag...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русский язык на Белой Руси Часть 1 12.06.2020 450 Время на чтение 8 минут Источник: Вместе с Россией В отличие от большинства бывших советских республик, на территории которых русский язык начал распространяться по мере их включения в состав Российского государства, на землях нынешней Белоруссии по-русски говорят не просто с давних пор, а со времен расселения на ней русских (восточнославянских) племен кривичей, дреговичей и радимичей. На рубеже XIX-XX веков выдающийся русский ученый-славист Е.Ф.Карский, рассматривая в своем фундаментальном труде «Белорусы» национально-культурную принадлежность этих «народностей», определенно писал, что «язык их чисто русский, быт и поэзия тоже». Что касается литературной формы русского языка, то она начала развиваться на западнорусских землях с появлением на Руси в X-XI столетиях церковной литературы на церковнославянском языке. В то же время, в отличие от произведений церковных писателей, государственные акты и деловая переписка велись на характерном для того времени русском языке. Статут Великого княжества Литовского и Русского 1588 г., в котором был закреплен государственный статус русского языка После включения западнорусских земель в состав Великлого княжества Литовского и Русского (ВКЛиР) русский язык (в западнорусском варианте) был официальным и письменно-литературным языком ВКЛиР (XIV в.–1696 г.) и русских земель Речи Посполитой (1569–1696 г.г.), что было юридически закреплено в третьем Статуте Литовско-Русского государства от 1588 года (разд. IV, арт. I): «А писаръ земъский маеть по-руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншимъ езыкомъ и словы». На западнорусском языке была создана обширная православная и светская литература, являющаяся неотъемлемой частью общерусской культуры. Положение русского языка и в целом русской культуры на Западной Руси резко ухудшилось после заключения в 1569 году Люблинской унии и образования Речи Посполитой. В результате этого ВКЛиР не только утратило южнорусские земли (совр. Украина ), переданные непосредственно под власть Короны Польской, но и оказалось под нарастающим польско-католическим религиозно-культурным господством, в насаждении которого особенно усердствовали поддерживаемые королями Речи Посполитой иезуиты.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/12/russki...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стефан Баторий и его реформы или почему правление польско-литовского короля предопределило будущее Восточной Европы 16.12.2023 132 Время на чтение 10 минут Стефан Баторий. Открытые источники интернет. Источник: Наука Вера Культура Личность польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в историографии и Белоруссии, и Польши, и Литвы представляется как одна из самых знаменательных с точки зрения судьбы Речи Посполитой (РП). Его внутри- и внешнеполитическая деятельность оценивается историками одной из наиболее успешных за все время существования польско-литовского государства, во многом предопределившая международную обстановку в Восточной Европе на долгие годы. Более того, многие эксперты отмечают прямое влияние проводимых Баторием реформ, в первую очередь в военной сфере, на изменения и в Русском государстве, которое было вынуждено реагировать на действия своего западного соседа. Именно поэтому взошедший на престол Речи Посполитой в 1576 году и получивший титул короля польского, великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого, жемайтского, киевского, волынского, подляшского, инфлянтского и семиградского, Стефан Баторий сегодня почитается во многих странах Центральной и Восточной Европы. Особенно, если помнить, что он стал тем правителем, который положил начало военному противостоянию двух стран. Судьба Батория до того момента, когда он стал королем РП, была во многом характерна для представителей знатных родов того периода. Родился Стефен (Иштван) 27 сентября 1533 года в маленьком городке на территории современной Румынии в семье воеводы Трансильвании. Юность будущего правителя РП прошла при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, который много воевал с турками и еще не окончательно покоренными венграми, а также участвовал во внутригерманской борьбе протестантских княжеств против католических. В те годы Баторий оказался в Италии, где поступил в Падуанский университет. Позже он перешел от германского императора на службу к воеводе Трансильвании Яношу Заполяну (Иоанну Сигизмунду Запольскому), который был противником Фердинанда I и возглавлял не покорившуюся империи часть Венгрии. В результате, во время ухудшения отношений с Трансильванией Баторий был даже пленен и провел три года в тюрьме После возвращения на родину он в 1571 году становится первым князем Трансильвании (прежде были воеводы), после чего судьба правителя делает весьма серьезный поворот, связав его с РП.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

Изданный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» сборник документов «Воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью» с исследованием событий, которые привели к воссоединению, вызвал обширный отклик В.Г. Подвергнув критике ряд положений, выдвинутых в книге, исследовательница предложила ряд собственных реконструкций исторических событий. Что касается различных претензий к изданию и ряду важных положений исследования, то убедительный ответ был дан и в публикуемой рецензии на труд В.Г. Ченцовой украинских авторов, и в тексте, написанном К.А. Кочегаровым. На некоторых моментах хотелось бы остановиться подробнее. В построениях Ченцовой большое место занимает датировка 1675-1676-ми гг. грамоты Константинопольского Патриарха Парфения, разрешавшей поставление Киевского митрополита в Москве. Следовало бы ожидать, что, придя к такому выводу, исследовательница предпримет изучение материалов архива Малороссийского приказа этих лет, о богатстве которого, особенно по историко-церковным связям, известно из исследования В. Однако, не проделав такого исследования, Ченцова сформулировала ряд отрицательных заключений о гетмане И. Самойловиче, главе Левобережного гетманства и его политике. По ее убеждению, никакой заботы о православных и их положении в Речи Посполитой гетман в течение долгих лет не проявлял. На этом фоне для читателя пропадает тот очевидный факт, что серьезное беспокойство о судьбе православных в Речи Посполитой в связи с гонениями на них и принуждением их к унии четко обозначилось еще до прихода Самойловича к И это было беспокойство не только гетманской власти и православного духовенства, но и более широких кругов населения. Об этом свидетельствуют решения казацкой рады широкого состава в Батурине в 1671 К русскому правительству постоянно направлялись просьбы добиться от польско-литовской стороны соглашений, которые дали бы православным жителям Речи Посполитой гарантии, что гонений больше не будет. Действия Самойловича в этом плане явились прямым продолжением такой политики и, как видно из материалов, опубликованных в «Воссоединении...», пользовались поддержкой на Левобережье. Гонения усиливались, и гетман и общество Левобережья должны были на них реагировать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5796088...

Р.М. Мазаев Содержание Политические воззрения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича Взгляды Стефана Яворского на этику и сотериологию     Будущий местоблюститель патриаршего престола родился в 1658 году в местечке Яворы близ Львова. До своего пострижения в монахи в 1689 году он носил имя Семен Иванович с. 413]. Его семья относилась к православной шляхте, но, возможно, не имела шляхетских привилегий в связи с торговой деятельностью отца с. 108–109]. После Андруссовского перемирия и ужесточения положения православных в Речи Посполитой Семен с семьей перебирается в Красиловку близ Нежина. В 1673 году, или несколько позже, Яворский начинает свое обучение в Киево-Могилянской академии. Академия по своей структуре и характеру преподавания походила на иезуитский коллегиум, что было связано с задачей, поставленной при ее создании митрополитом Петром Могилой , – служить подготовке образованных православных пастырей, способных отстоять положение православного вероисповедания в Речи Посполитой и противостоять католическому и протестантскому миссионерству среди православных. Образование выпускников академии носило отчетливый отпечаток польской барочной культуры в области риторики, поэзии и драматургии и схоластического католицизма в отношении богословия с. 10–12]. Во второй половине XVII века киевские богословы играли роль передаточного звена для сообщения русского общества с западноевропейской культурой с. 5–10]. Во время обучения Яворский заслужил благосклонность архимандрита Киево-Печерской обители и ректора академии архимандрита Варлаама, ставшего позже митрополитом Киевским. Благорасположение ректора было во многом связано с написанным Семеном панегириком, где слава Варлаама сравнивается со славой Геракла с. 638–639]. После окончания в 1684 году академии Семен получил средства от Варлаама для обучения в униатских коллегиумах Речи Посполитой. Получение образования в униатских или католических коллегиумах малороссийскими клириками не было чем-то из ряда вон выходящим, сформировалась практика временного принятия унии для получения «папежского» образования. Затем, как правило, клирики возвращались с покаянием в лоно православной церкви с. 75–76]. Так поступил и Семен, получивший в унии имя Станислав-Симон. В течение 5 лет он обучался философии в Львовском коллегиуме и богословию в Познани, после чего получил статус магистра свободных искусств и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Из донесения папского нунция в Польше Торреса о борьбе православных против насаждения унии и о состоянии униатской церкви в Речи Посполитой (1622 г.) Перевод с польского. Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. С.193-196 Хотя нынешний польский король Сигизмунд III прилагал равные усилия к примирению схизматиков с Римской церковью и [к] обращению лютеран и кальвинистов, однако он собрал не столь обильные плоды своих усилий. Народ, большей частью простонародье, не имеющее права занимать должности и получать староства, не искусился их притягательной силой, чтобы путем отречения от веры заслужить королевскую милость. Нельзя было также применить против них более строгие меры, т. к., кроме гарантированной королем под присягой свободы совести, препятствием является казачество — народ воинственный и смелый, который стоит на страже веры иногда с просьбой на устах, иногда с угрозой, а всегда с оружием [в] руках. Что из этих угроз может когда-нибудь возникнуть, тот не додумается, кто не знает, что их 60 000 чел., кто не представляет себе их об раза ведения войны, состоящего в том, что они быстро собираются и рассеиваются, с тем чтобы жечь, грабить и резать жителей, чем в течение нескольких часов они наносят огромный ущерб, тем более в такой открытой стране, не имеющей крепостей, как Польша. Из сказанного уже можно сделать вывод, что количество схизматиков в Польше весьма значительно и, вероятно, превышает число лютеран и кальвинистов. Живут они на Волыни, Подолии, Украине, но основным их гнездом является Русь, которая делится на три части: Червоная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев; Черная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до Киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем...

http://sedmitza.ru/lib/text/443988/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010