Речи Посполитой



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом, братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии) , взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность " схизматиков " (православных) с католиками. В 1447 году Казимир Ягеллончик короновался польским королем, оставаясь вместе с тем отдельным великим князем Литвы (с 1440 года) : в 1452 году, по смерти Свидригайла, он присоединил Волынь к Литве и на Пиотрковском съезде 1453 года ограничился обещанием не отрывать от Польши соединенных с нею Литвы, Руси, Подолии, Молдавии. Так сохранилась личная уния Польши и Литвы. После смерти своего отца Юхана III Сигизмунд Ваза отбыл в Швецию, где в 1593 году короновался шведским королем. Однако польско-шведская ... текст полностью ...
О развитии идеи «Киевского патриархата» в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Владислав Игоревич Доктор церковной истории В. И. Петрушко описывает почти пятисотлетнюю историю идеи создания " Киевского униатского патриархата " , особое внимание уделяя попыткам со стороны греко-католиков, которые предпринимались в ХХ веке. Идея создания Киевского униатского патриархата впервые была выдвинута в период подготовки Брестской унии, в 1570—1580-е гг. Данный проект задумывался как средство вовлечения в унию православных Речи Посполитой, но реализовать его тогда так и не удалось [1]. К плану создания Киевского патриархата католическая сторона обратилась вновь в связи с попытками диалога между православными и униатами Речи Посполитой в 1620—1640-х гг., обусловленного стремлением обеих сторон преодолеть острое межрелигиозное противостояние, причиной которого стала Брестская уния. Приверженцы Православия соглашались на обсуждение вопроса об общем с униатами патриархате, полагая, что тем самым будет возможно положить конец гонениям со стороны католиков. Последние же вновь видели в этом проекте средство распространения унии. Эта попытка создания униатского патриархата также не увенчалась успехом [2]. Украинские греко-католики вновь вернулись к проекту ... текст полностью ...
Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... его место был избран новый митрополит Киевский и всея Руси Иона, преемник которого Феодосий с 1461 г. носил уже титул митрополита Московского и всея Руси. В результате единая епархия оказалась разделена на «литовскую» «польскую» и «московскую», что соответствовало и политическому делению: части митрополии стали относиться к разным государственным образованиям. Именно тогда окончательно сложилась «биполярная структура» некогда единой Церкви[1], и даже более того – начали самостоятельное развитие «две редакции русской культуры»[2]. Исследование завершается 1795 г., временем Третьего раздела Речи Посполитой, прекратившей свое существование в качестве самостоятельного государственного образования. Киевская митрополия, уже длительное время разделенная политическими границами нескольких государственных образований, но в значительной своей части все же остававшаяся в пределах Польско-литовского государства, оказалась окончательно поделенной между двумя империями – Австро-Венгерской и Российской. Дальнейшие судьбы Церкви, как православной, так и униатской на территориях двух империй с этого времени начали расходиться все сильнее. А. Гиль и И. Я. Скочиляс стремились рассматривать ... текст полностью ...
Марков монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... сведений об этом нет. Известно, что еще в 1567 году польский король Стефан Баторий жаловал грамоту «Маркову протопопу» Феофану. Тогда же, вероятно, монастырь был упразднен, а его церковь стала приходской. В 1569 году была заключена Люблинская уния между Польшей и Великим княжеством Литовским – образовалась Речь Посполитая. Это во многом дало толчок католической экспансии в эти земли. Апеллируя к решениям Ферраро-Флорентийского собора 1439 года, на котором было объявлено об унии Восточной и Западной Церквей, папа Римский и польское католическое духовенство стали насаждать ее в Речи Посполитой. А в 1587 году на трон взошел Сигизмунд III (он правил 45 лет – до 1632 года) ; воспитанный иезуитами, он отличался большой религиозностью и вел очень активную политику пропаганды и укрепления католицизма. А в 1596 году на Брестском соборе, несмотря на активное противодействие при его подготовке лидера белорусских православных гетмана К. Острожского и православной шляхты, была объявлена церковная уния, и большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе. 6 октября 1596 года открыли собор и православные ... текст полностью ...
Гродно: Восточное Христианство на западной ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... область — одна из шести областей Беларуси. Расположена на западе страны, граничит с Польшей и Литвой. Гродно — административный центр Гродненской области, один из древнейших городов Беларуси: первое упоминание о нем относится к 1005 году. На гербе Гродно — сцена из жития католического святого — епископа Льежского Губерта, жившего в VII-VIII веках. Согласно житию, он происходил из знатного рода и обратился в христианство, встретив в лесу на охоте оленя с золотым крестом между рогами. Гродненская область в разное время побывала в составе шести государств: Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Литвы, Польши, СССР и Беларуси. 22 сентября 1939 года при разделе Польши Германией и СССР после двухдневной обороны город был занят Красной армией. Западная Белоруссия была присоединена к БССР. В XIX веке в Гродно большую часть жителей составляли иудеи (85% в начале века, 60% — в конце) . В XX веке это соотношение резко поменялось. Город был захвачен гитлеровцами на второй день войны, до 1943 года здесь существовало два еврейских гетто, а в предместьях города — под Фолюшем — концлагерь, в котором были убиты и замучены 33 тысячи человек. Гродно стал центром партизанского ... текст полностью ...
К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Петрушко Львов. Успенская братская церковь Во 2-й половине XVI в. в Киевской митрополии сложилась кризисная ситуация. Ее причинами стали, прежде всего, сложные условия существования Православной Церкви в Польско-Литовском государстве, где господствующим вероисповеданием был католицизм. Государственная власть в Речи Посполитой не только не оказывала поддержки и покровительства Православной Церкви, как это было, например, в Византийской империи или Московском государстве, но и активно использовала материальные ресурсы Киевской митрополии в своих интересах. Злоупотребление правом патроната со стороны властей привело не только к значительному материальному оскудению Православной Церкви в западнорусских землях, но и к духовно-нравственному упадку высшего духовенства, представители которого — епископы и настоятели монастырей — в большинстве случаев назначались королем без учета их духовных качеств. Пожалование совершалось чаще всего как награда за службу монарху или просто в силу покупки церковной должности. Митрополиты Киевские в 1-й половине XVI в. еще предпринимали попытки оздоровления церковной жизни и искали пути выхода из кризиса (Иосиф Солтан и др.) . Но в ... текст полностью ...
Купцы-староверы в 1917 году: пожертвовать для ...Искать в Источникеpravmir.ru
... к примирительному принципу cuius regio, eius religio («чья страна, того и вера») и отделились друг от друга государственными границами, то победители-никониане и побежденные раскольники остались делить одну страну. Пока фанатичные защитники «истинной веры» с готовностью умирали за двуперстное крестное знамение, более умеренные ревнители старины предавались догматическим спорам, итогом которых стало возникновение нескольких десятков согласий. Будучи преданы анафеме и оказавшись вне закона, раскольники либо активно переселялись на окраины тогдашней России и в соседние государства (земли Речи Посполитой, страны Балтии, территории Балканского полуострова, подвластные Османской империи) , либо скрывали свое вероисповедание. Легализация раскола началась при Петре I, выпустившем 8 февраля 1716 года указ о переписи старообрядцев и установлении для них двойного налогообложения. Спустя 10 лет вышел еще один законодательный акт, касавшийся тех, кто впервые пожелает обратиться к старообрядчеству: раскольников-неофитов ждал уже четверной подушный оклад. Неудивительно, что староверами в те годы признала себя лишь 191 тыс. человек — менее 2 % населения. Объяснимо и то, что к 1753 году ... текст полностью ...
16 | Сентябрь | 2013 | Україна ПравославнаИскать в Источникеpravoslavye.org.ua
... на высшие государственные должности. Мы знаем президента Духовной коллегии Стефана Яворского, первенствующего члена Святейшего правительствующего синода Феофана Прокоповича, канцлера Российской империи Александра Андреевича Безбородко, фаворита императрицы Разумовского и так вплоть до петербуржцев нынешнего времени. А какая символика заложена в фамилии нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко! Я к чему: скажем, наместник Польши, генерал-фельдмаршал Паскевич (родом с Полтавщины) командовал детьми и племянниками главы Российской империи. А в Австрийской империи и Речи Посполитой малороссы и русины редко когда выше младшего офицера выслуживались. Сегодня нас снова ведут «в Европу». Как думаете, на какие роли? — Те, кто ведет, либо не знают истории, либо история их ничему не научила. Конечно, кто-то может сказать — времена изменились, переменилось и отношение европейцев к нам… Ничего не изменилось! Господь благословил нам жить вместе. Рвать кровные связи — образовать на собственном теле незаживаемую рану. Люди, выбирающие западный вектор, делают большую ошибку даже с экономической точки зрения. Ведь экономика Украины находится сейчас на нулевом ... текст полностью ...
Почему Церковь держится юлианского календаря? ...Искать в Источникеchurch.ua
... христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII. Западные астрономы произвели в XVI веке исчисления и заявили, что юлианский календарь является истинным, но в нем есть некоторые погрешности. Ученые учли их, и 4 октября 1582 года папа Григорий XIII ввел новый календарь. Власть папы на то время была очень сильной, и королевские указы никак не могли повлиять на его волю. Так григорианский календарь стал общеобязательным для всей Западной Европы. Интересно сказать о землях современной Украины. В XVI веке они входили в состав Речи Посполитой, и на то время приходится одна из самых трагичных страниц истории нашей Православной Церкви: происходит окатоличивание населения украинских земель и попытка насадить здесь григорианский календарь. И надо сказать, что люди всячески сопротивлялись, не желая его принимать. И тогда полная экспансия католицизма в Украине была признана неудачной. Римо-католическая церковь организовывает движение, которые мы именуем греко-католичеством, последователи которого в угоду своим лукавым идеям окатоличивания местного населения избрали восточный обряд (в том числе и восточный календарь) ... текст полностью ...
История | Спасо-Преображенский Новгород-Северский ...Искать в Источникеchurch.ua
... , митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой) . В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен) . Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618) , иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г. ■ В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа ( с кон. 1660-х гг. архиеп. ) Лазаря (Барановича) , который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Речи Посполитой
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"