Речи Посполитой



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом, братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии) , взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность " схизматиков " (православных) с католиками. В 1447 году Казимир Ягеллончик короновался польским королем, оставаясь вместе с тем отдельным великим князем Литвы (с 1440 года) : в 1452 году, по смерти Свидригайла, он присоединил Волынь к Литве и на Пиотрковском съезде 1453 года ограничился обещанием не отрывать от Польши соединенных с нею Литвы, Руси, Подолии, Молдавии. Так сохранилась личная уния Польши и Литвы. После смерти своего отца Юхана III Сигизмунд Ваза отбыл в Швецию, где в 1593 году короновался шведским королем. Однако польско-шведская ... далее ...
Ченцова В. Г. Новая книга по истории Киевской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... его место был избран новый митрополит Киевский и всея Руси Иона, преемник которого Феодосий с 1461 г. носил уже титул митрополита Московского и всея Руси. В результате единая епархия оказалась разделена на «литовскую» «польскую» и «московскую», что соответствовало и политическому делению: части митрополии стали относиться к разным государственным образованиям. Именно тогда окончательно сложилась «биполярная структура» некогда единой Церкви[1], и даже более того – начали самостоятельное развитие «две редакции русской культуры»[2]. Исследование завершается 1795 г., временем Третьего раздела Речи Посполитой, прекратившей свое существование в качестве самостоятельного государственного образования. Киевская митрополия, уже длительное время разделенная политическими границами нескольких государственных образований, но в значительной своей части все же остававшаяся в пределах Польско-литовского государства, оказалась окончательно поделенной между двумя империями – Австро-Венгерской и Российской. Дальнейшие судьбы Церкви, как православной, так и униатской на территориях двух империй с этого времени начали расходиться все сильнее. А. Гиль и И. Я. Скочиляс стремились рассматривать ... далее ...
Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец и его подвиг стояния за чистоту Православия Сергей Шумило Источник: «Русский Афон» Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского ( 1550-е – 1620-е гг. ) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Сам того не подозревая, он стал одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Отсюда он и писал свои пламенные полемические послания на Украину против Брестской унии. Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского ... далее ...
В Белоруссии пройдет 40-километровый пеший ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... долину реки, монахи и основали православный монастырь с церковью в честь святого пророка Илии. Святой образ Божией Матери не переставал источать чудеса, что стало привлекать в монастырь многочисленных паломников. Некоторые христолюбивые люди селились возле монастыря. Это селение, расположенное почти за 50 км от Могилева, получило название от первого чуда: «Белы (е) ночи» или «Белыничи». Соответственно и икона стала называться Белыничской. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в ... далее ...
К вопросу о восприятии идеи унии западнорусскими ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Петрушко Источник: Седмица. Ru Львов. Успенская братская церковь Во 2-й половине XVI в. в Киевской митрополии сложилась кризисная ситуация. Ее причинами стали, прежде всего, сложные условия существования Православной Церкви в Польско-Литовском государстве, где господствующим вероисповеданием был католицизм. Государственная власть в Речи Посполитой не только не оказывала поддержки и покровительства Православной Церкви, как это было, например, в Византийской империи или Московском государстве, но и активно использовала материальные ресурсы Киевской митрополии в своих интересах. Злоупотребление правом патроната со стороны властей привело не только к значительному материальному оскудению Православной Церкви в западнорусских землях, но и к духовно-нравственному упадку высшего духовенства, представители которого — епископы и настоятели монастырей — в большинстве случаев назначались королем без учета их духовных качеств. Пожалование совершалось чаще всего как награда за службу монарху или просто в силу покупки церковной должности. Митрополиты Киевские в 1-й половине XVI в. еще предпринимали попытки оздоровления церковной жизни и искали пути выхода из кризиса (Иосиф Солтан ... далее ...
Русские монастыри в Смутное время / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... тому времени средств вполне хватило бы для безбедного существования в условиях неприкосновенности государственных границ. Однако исторические события сложились иначе; изменился и характер существования русских монастырей. Начало XVII века навсегда останется одним из наиболее тяжелых периодов истории Российской державы. Гражданская война, раскол боярской партии на два враждующих лагеря, польско-литовская интервенция, окатоличивание православного населения – вот то, что выпало на долю Русского государства. Не могли остаться в стороне от этих событий Церковь и монастыри. Итак, в 1601 году в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Димитрия – сына царя Ивана Грозного и его седьмой жены Марии Федоровны Нагой. А уже в 1604 году с 400 тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков он переправился через Днепр и направился к Москве. Григорий Отрепьев, получивший прозвище Лжедмитрий, избрал окольный путь к русской столице не случайно: на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское движение. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился «добрый царь», поддержало самозванца – ... далее ...
Мученик Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенецИскать в Источникеazbyka.ru
... Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога. В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ... далее ...
Святитель Гео́ргий (Конисский), Могилевский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... даже А. С. Пушкин. С 1747 года будущий святитель возглавил кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он уже ректор академии, профессор богословия. Григорий Конисский считался лучшим - после Феофана Прокоповича - профессором академии в XVIII веке. С 1752 года он был назначен архимандритом Киево-Братского монастыря. В 1755 будущий святитель назначается белорусским епископом и переезжает в город Могилев. С 1783 года Григорий Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна-единственная православная епархия с центром в Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии. Радостная встреча святителя Георгия с могилевской паствой не смогла скрыть от него того ужасного упадка Православной Церкви, который был вызван многими годами преследований. Святитель с первых же дней после вступления на должность писал множество донесений в Сенат о притеснениях православных, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей. Одновременно он ... далее ...
Митрополит Филарет (Вахромеев): О детстве, войне, ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Литовского год за годом, век за веком оставляли православную веру отцов и переходили в Католичество. На то у них были свои политические и экономические резоны, которые проистекали из доминирующего положения Польши в этом союзном государстве. Но с утратой веры утрачивались и национальная идентичность, и национальное достоинство власть имущих литвинов. А сохранялась память о своих православных корнях и о своей исторической православной чести именно в среде простых людей, «люда посполитого» крестьян, мещан, купечества, духовного сословия. Ударом в самое сердце православных граждан Речи Посполитой стала Брестская церковная уния 1596 года, самочинно подписанная архиереями-отступниками якобы от имени всего православного народа. Народ же созвал в Бресте свой Собор, подлинным героем которого был Великий гетман Великого княжества Литовского князь Константин Константинович Острожский, в крещении Василий. Оставаясь в среде властей предержащих в трагическом одиночестве, он призвал духовенство и мирян пуще зеницы ока беречь, хранить и защищать Святое Православие и всю свою жизнь посвятил этой цели. К слову, нынешний 2008 год стал для Белорусской Православной Церкви Годом ... далее ...
1917-й год: Алиби нет ни у народа, ни у ...Искать в Источникеpravmir.ru
... образ Петра, на мой взгляд, глубоко верен. Была ли альтернатива Петру? Была. О ней хорошо написано в фундаментальной книге современного историка Павла Седова «Закат Московского царства». России накануне Петра вполне грозила польская перспектива: московская элита очень хотела походить на Речь Посполитую. Получалось, конечно, неказисто и неумело — однако вполне можно было заимствовать худшие черты — гонор и раздор. Спесивых бояр и кичившихся «старыми обрядами» разнузданных стрельцов на Москве хватило бы. Шанс сделать пресловутую «смуту» перманентной и дождаться разделов «московской Речи Посполитой» — был налицо. Какие-нибудь поляки с австрийцами поделили бы Россию, хотя в тайге еще долго бы встречались раскольничьи гари. Сейчас, может быть, на наших пространствах до Тихого океана жили бы относительно цивилизованные и в меру религиозные европейцы. Всей этой перспективе Петр противопоставил империю и служилый военно-дворянский режим. Вряд ли тогда это был худший выбор — потому что он позволял сохранить страну. «Времена не выбирают — в них живут и умирают». Петр делал выбор в своей ситуации. Русская интеллигенция — в своей. Новомученики — в своей. Революция 1917 года стала ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Речи Посполитой
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"