В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он – первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?» В книге много притч, примеров из жизни святых людей, повествования из патериков. Эти примеры дают живое восприятие христианских истин, помогают наглядно увидеть, почему вера Христова действенна, как она просвещает путь человека в сумерках повседневной жизни. Священная история представлена в «Законе Божием» как действие премудрого Промысла Божия. Бог сотворил мир и даровал людям Рай для вечного блаженства и радости, но люди согрешили, поверив лукавому змию, и утратили Рай. Дальше начинается петлистый путь ветхозаветного человечества. Мы видим две линии бытия в истории человечества после изгнания прародителей из Рая. Первая – глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных, предсказания пророков, сама благочестивая жизнь ветхозаветных святых. Вторая – патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты, передаваясь от поколения к поколению, развивалась на душевно-телесном естестве людей, подчас зло достигало невиданных размеров. Из-за этого – и всемирный потоп, и вавилонское столпотворение, и казни египетские. Но за всем этим не исчезала заботливая Божья рука, которая неуклонно вела человечество к встрече Спасителя. Хочется отметить, что только в этой книге мы найдем множество пояснений и справочных комментариев относительно ветхозаветных установлений – деления времени, постов и праздников, жертвоприношений – всего того, что непонятно неискушенному читателю при соприкосновении с Ветхим Заветом.

http://pravoslavie.ru/106107.html

Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю «Начинается вера с маленького, едва заметного росточка: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Бог, и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод» (с. 17). Таким образом, читатель узнает, что вера – не только признание чего-то высшего, но «живая связь с Живым Богом». Книга говорит о Боге не просто как о далекой высшей Силе, но как о любящем нас Небесном Отце, и потому «все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога» (с. 22). Почувствовать духовное тепло, открыть душу навстречу Богу – вот главное, что обретает читатель. И тогда ты чувствуешь, что Бог не где-то там далеко, но Он рядом с тобой, на каждом шагу Он сопутствует тебе и никогда Своим Промыслом не оставит тебя, даже если ты сам Его оставляешь. В рассматриваемом нами «Законе Божием» общая композиция соответствует жанру. Начальные понятия о Боге и духовной жизни, молитва, Священная история, вера христианская, храм и богослужение… Но в общем содержании есть много составляющих, которых не было в предыдущих вариантах «Закона Божия». Например, в начальных понятиях отдельная глава посвящена семье как малой Церкви. И это очень важно, потому что многие неофиты, приступая к духовной жизни, забывают о самых родных и близких, начинают считать, что семья мешает их спасению. На самом же деле – как раз наоборот: нельзя спастись, забыв о тех, кого Бог вручил твоему попечению. И вот, как Церковь существует для того, чтобы спасать всех своих членов, так и семья, эта малая Церковь, существует, чтобы мы учились любить друг друга и помогали друг другу спасаться. О молитве повествует раздел, само название которого вдохновляет возносить ум и сердце к Богу: «Молитва – дыхание души». Это выражение всей святоотеческой традиции. Молитва, по святым отцам, питает душу, очищает сердце, проясняет ум, укрепляет волю. О значении молитвы в книге повествует такая притча:

http://pravoslavie.ru/106107.html

Упомянуты в книге и такие старцы, как архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Таким образом, «Закон Божий» отразил непрерывное действие благодати Святого Духа в Церкви Христовой вплоть до нашего времени. Заслугой «Закона Божьего» является то, что особый акцент в нем делается на духовной жизни христианина, чему посвящен отдельный большой раздел. В каком-то смысле это целый курс по аскетике, в котором вскрывается, что всякая греховная страсть подобна хронической болезни, она подрывает здоровье души, а исцеление совершается посредством правильной духовной жизни, цель которой – стяжание благодати Божией. Пожалуй, это единственный «Закон Божий», в котором особый раздел посвящен духовному миру. Здесь говорится, как отличить истинную духовность от ложной, в чем ложь экстрасенсорики и всевозможных видов нетрадиционного целительства, как Господь являет Себя в подлинных чудесах. Этот раздел появился как ответ на оккультные увлечения многих наших соотечественников, начиная с 1990-х годов. Рассматриваемый нами «Закон Божий» предназначен по преимуществу для взрослого, зрелого читателя. Но как часто мы думаем, что всё уже знаем, и только взяв в руки книгу, посвященную православной вере, вдруг обнаруживаем, что не знали даже азов. Сказать о старом, вроде бы известном, но при этом сказать по-новому – вот та задача, которую ставит перед собой любой проповедник, духовный писатель, миссионер. В «Законе Божием» эта задача нашла свое решение. Мы сказали, что «Закон Божий» начинается со слов о доверии… Так вот, сама книга вселяет доверие – слову Церкви, Священному Писанию, учению святых отцов. Конечно, многое из прочитанного со временем из памяти стирается. Забываются даты и имена. Но самое главное, чему научит «Закон Божий», – это правильное восприятие смысла жизни: «Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя» (с. 385).

http://pravoslavie.ru/106107.html

Евангельская история в «Законе Божием» раскрывает во всей полноте земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его учение и притчи. В каком-то смысле это руководство к ясному пониманию Евангелия для современного человека. Мы не встретим здесь ни одной лишней мысли, ни одного расплывчатого предложения. Евангельская история раскрывается четко и внятно. Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир В отличие от многих других подобных книг, наш «Закон Божий» не исчерпывается Священной историей, а повествует далее об истории Церкви, распространении веры Христовой в разных землях: и у нас на Руси, и в Грузии, и в Америке, и даже в далекой Японии. Тем самым мы видим, что Бог не перестал действовать с окончанием евангельской истории. Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир. И хотя «Закон Божий» не ставит перед собой специально апологетических целей, но и здесь мы видим страницы, посвященные науке и религии, вере и знанию. У человека внутри есть потребность, глубинная жажда сердца по высшему, вечному, абсолютному. Эта жажда удовлетворяется только религией, которая помогает человеку познать Бога и соединиться с Ним. Но есть в душе и желание познавать мир, в котором мы живем. Это желание удовлетворяет наука. Между наукой и религией не может быть противоречий, чему яркое подтверждение – выдающиеся ученые, в том числе и XX века, совмещавшие глубокие знания и гениальные научные прозрения с искренней верой в Бога. «Закон Божий» говорит и о них. Но вера сильна, пока есть верность Христу. А плод этой верности – святость. Книга повествует о многих святых, которые златой цепью, звено за звеном, созидали преемство святости, пронесли благодать с древнейших эпох до нашего времени. И не только христианская древность прославилась подвигом преподобных и праведных, святителей и мучеников, но и наша эпоха, примером чего является жизнь таких святых, как преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Севастиан Карагандинский, блаженная Матрона Московская, новомученики и исповедники Российские.

http://pravoslavie.ru/106107.html

Архимандрит Иов (Гумеров), протоиерей Павел Гумеров, иерей Александр Гумеров. Закон Божий. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. Чтобы вырос росток, его надо полить водой. А чтобы в душе проросло семя веры, нужна благодать Святого Духа. Книги, помазанные благодатью, всегда производят особое действие – мир сердца, ясность ума и вдохновение к доброму делу. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера. Такой книгой является « Закон Божий », написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром. Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов – исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого. Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, будет существовать и учение Церкви, учительство, проповедь. Но учение надо правильно донести до слушателя или читателя. Как хлеб насущный, без которого мы и дня не обходимся, надо правильно приготовить, так и учение Церкви будет воспринято, когда оно выражено в форме, приемлемой для соответствующего поколения христиан. Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю. Рассматриваемый нами «Закон Божий» отличает чистое, ясное изложение, спокойное повествование, красивые примеры и образы. Сравнительно с предыдущими книгами, он более цельный, последовательный в своем изложении. В нем чувствуется ученость трех мужей, но ученость, выраженная языком простым и доступным. Книга начинается со слов о доверии: ребенка – матери, ученика – учителю, того, кто лечится – тому, кто лечит. Доверие – основа веры. Но подлинное, всецелое доверие в нашем непостоянном и грешном мире может быть только Богу.

http://pravoslavie.ru/106107.html

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Итак, речь Иова (вернее, даже весь цикл его речей, приведенных в библейском тексте) завершается. Чтобы подчеркнуть это, древний автор библейской книги заканчивает 31-ю главу свидетельством: Слова Иова кончились ( Иов. 31:40 ). Теперь на сцену библейского повествования выходит совсем новый, незнакомый нам персонаж – юный Елиуй, который подобно друзьям страдальца начинает свою речь против Иова. 323 Преподобный Исихий Иерусалимский. Homelies sur Job: version armenienne. 6.3.3. PO. 42. 1. 190. S. 170. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 18. 345 Преподобный Исихий Иерусалимский. Homelies sur Job: version armenienne. 6.3.13–16. PO. 42. 1. 190. S. 186. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 21. 347 Там же. Т. I. SC. 346. 3. 4. S. 208. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 22. 364 Святитель Иоанн Златоуст. Commentaire sur Job. Т. I. SC. 346. 4. 2. S. 220. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 25–26. 368 Святитель Иоанн Златоуст. Homilia hortatoria IV. 2. PG. 63. Col. 480. Русский перевод: Святитель Иоанн Златоуст . Беседа 4 увещательная, сказанная в храме Святой Анастасии в отношении отсутствующих. 2//Творения. Т. 12. Кн. 1. С. 304. 392 Ориген. Фрагменты Комментария на Иова. PG. 17. Col. 80BC. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 142. 416 Дидим Слепец. Commentarius in Job (1–4). РТА. 1. S. 276. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 27. 442 См.: Олимпиодор. Kommentar zu Hiob. 4. 17. PTS. 24. S. 57. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 30–31. 462 Дидим Слепец. Commentarius in Job (5.1–6.29). РТА. 2. S. 26, 28. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 34. 465 Дидим Слепец. Commentarius in Job (5.1–6.29). РТА. 2. S. 30. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 35. 480 Святитель Иоанн Златоуст. Commentaire sur Job. Т. I. SC. 346. 5. 14. S. 250. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 36. 485 Олимпиодор. Kommentar zu Hiob. 5. 21. PTS. 24. S. 63. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Платон (Фивейский) , архиеп. Памятная книжка для священника, или Размышления о священнических обязанностях. M., 1860. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Мадрид, 1965, т. 1; 1966, т. 2. Покровский С. Духовный пастырь по Слову Божию. Опыт объяснения мест Священного Писания, изображающих нравственные качества пастырей Церкви и великую ответственность. Тула, 1887, вып. 1. Покровский С. Библейское и святоотеческое учение о пастырстве. – В кн.: Курс практического руководства для пастырей. Варшава, 1928. Поликопа И., протоиер. Церковно-практичсскис задачи деятельности священника на приходе. Загорск, 1972. Машинопись. Полисадов И., протоиер. Глухая исповедь. Пастырское наставление и обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последней минуты их жизни. 14-е изд. M., 1913. Попов E., протоиер. Письма по православно-пастырскому богословию. 2-е изд. Пермь, 1877, ч. 1–4. Попов И. В. , проф. Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности). Сергиев Посад, 1897. Попов К. Д. , проф. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903, т. 1. Попов Т. Д., проф. Пастырское Богословие (конспект лекций в Московской Духовной Академии, Московской Духовной Семинарии 1947–1951 гг.). Машинопись. Православная Богословская энциклопедия/Под ред. Лопухина А. П. СПб., 1900–1911. Пташинский Н. Аскетическое начало в жизни пастыря. Б. м., 1962. Машинопись. Разумихин А. И. Практичсское руководство для пастырей. M., 1905. Розанов Π. П. Опыт курса практического руководства для пастырей. 2-е изд. Киев, 1872, вып. 1, ч. 1. Рудаков A., протоиер. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1878. Сергиев И., свящ. Мысли о священстве. – ПСС. СПб, 1899, т. 5. Сергий (Ляпидиевский), митр. Из лекций по пастырскому богословию. Достоинства священства. О трудностях пастырского служения. – Богословский вестник, 1900, т. I, 8–10; 1901, т. 2, 7–8; 1902, т. 3, 9. Сергий (Страгородский) , архим. Вопрос о личном спасении. – Богословский вестник, 1895, сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключение обозначим, как можно понимать «встречу», чтобы этот концепт мог стать предметом и педагогического рассмотрения. Встреча — это духовно-эмоциональное переживание другого как близкого, родного и желаемого. В контексте Божественного Откровения важнейшей и единственной встречей может быть только встреча с Богом, но Бог «многочастне и многообразне» подготавливает человека к этой встрече, что и является предметом Божественной педагогики. Если человеческие усилия, терпение, вера и любовь смогут «вытащить» внимание человека из футляра стереотипных представлений, смогут заинтересовать его (в оговоренном смысле) в восприятии нового и иного, то встреча с этим иным и другим неизбежно состоится, потому что Бог всегда к встрече готов, Он всегда и зовет и ждет. Вся проблема в нашей неспособности и неготовности к ответу на Его зов, к отклику на Его ожидания. Важно, чтобы человек смог услышать и вместить то слово, которое услышать и вместить способен, чтобы слово как семя смогло постепенно прорастать в человеке, по силам его принося плод. Список использованных источников и литературы 1. Керн Киприан, архим. Антропология св. Григория Паламы/архим. Киприан Керн. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006. — 434 с. 2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования/В.И. Слободчиков. — Екатеринбург: Информ.-издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2010. — 264 с. 3. Сорокин Александр, протоиер. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций/протоиер. Александр Сорокин. — СП б.: Ладан, 2009. — 408 с. 4. Сурова Л.В. Дорогою небес. Паломничество по святым местам. Педагогические рекомендации, беседы, архивные документы, впечатления/Л.В. Сурова. — Красногорск: Изд-во храма свт. Иоанна Златоуста Московской епархии, 2008. — 182 с. 5. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем/Т.А. Флоренская. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 478 с. 6. Флоровский Георгий, протоиер. Восточные отцы V–VIII веков/протоиер. Георгий Флоровский. — Репр. воспр. изд. 1933 г. — М.: Паломник, 1992. — 260 с. — (Бorocлobie отцевъ церкви).

http://pravoslavie.ru/55799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010