По своему смирению и отсутствию тщеславия Феодор Ушаков в донесении не себе приписал успех, но отдал должное мужеству и стремлению к победе своих подчиненных: «Все находящиеся в команде вверенного мне корабля «Святого Павла» господа обер-офицеры и нижних чинов служители каждый по своему званию определенные от меня им должности исполняли с таким отменным старанием и храбрым духом, что за необходимый долг почитаю отнесть им всякую за то достойную похвалу…» Закончился первый год войны, в который сокрушились турецкие морские силы, а молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». Феодор Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин писал Императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник». А в боевой инструкции князя Потемкина Феод ору Ушакову говорилось: «Требуйте от всякого, чтоб дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски; чтоб были внимательны к исполнению повелений и не упускали полезных случаев… Бог с вами! Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась Верою, конечно победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!» С таковым напутствием служил православный воин Феодор Ушаков, умножая славу любезного Отечества. В начале июля 1790 года, недалеко от Керченского пролива, произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу. «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, — писал Ушаков. — Они стреляли в неприятельский корабль не часто и с такою сноровкою, что, казалось, каждый учится стрелять по цели». Конечно, такая неустрашимость и спокойствие духа, проявленные участниками боя, говорят о великом примере их предводителя. Русские моряки поняли: где Ушаков — там победа! Князь Потемкин докладывал Императрице: «…бой был жесток и для нас славен тем паче, что жарко и порядочно контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель…»

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Но после сметы содержится приписка, из которой мы узнаем, что запасов красок и материалов нет: «И в то число красок в Оружейной полате налицо одна вохра грецкая, а золота и иных никаких красок нет» . Скорее всего, это и стало причиной того, что к работе Симон Ушаков так и не приступил. Заканчивается документ словами: «И о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович что укажет» . Иными словами, несмотря на настойчивое желание Царя возобновить стенопись, Таким образом, с одной стороны, настоятельные распоряжения царя возобновить стенопись, иконописцы так и не смогли приступить к работе, то по причине наступления холодного времени года «Ко октябрю месяцу никоими мерами не поспеть, для того приходит время студеное и стенное писмо будет некрепко и не вечно» , то из-за отсутствия в наличии необходимых красок и материалов «...А из запасов, готовых к тому делу, левкасу, золота и красок ничего нет» . В словаре «Царские иконописцы и живописцы XVII века», составленном А.И. Успенским, приводится царский указ - расписать Грановитую палату весной 1668 года. В нем же отмечается, что 5 декабря 1668 года государь пожаловал Симона Ушакова, приказав ему выдать «в приказ с Казенного двора 8 аршин камки индейской, 4 аршина сукна аглинского... для того, что писал он в церкви архистратига божия Михаила (а также в Успенском соборе) стенное писмо» . Но мог ли Симон Ушаков одновременно работать в двух больших соборах Кремля и расписывать Грановитую палату? Очевидно, что такое практически невозможно. А если все-таки Симон Ушаков работал в Грановитой палате, то столь большая по объему работа не могла бы обойтись без царского жалованья и нашла бы хоть какое-то документальное отражение. Но сведений об этом нет. Поэтому можно предположить, что в 1668 году Симон Ушаков (несмотря на царские указы) Грановитую палату не расписывал. Ни в документах, ни в «Словаре» Успенского не встречается и упоминаний о других иконописцах, работавших по росписи стен Грановитой палаты в 1668 году или в следующих 1669-1671 годах. Однако, в марте 1672 года Симон Ушаков вместе с дьяком Никитой Клементьевым составляет опись стенописных изображений (притчей) в Грановитой палате Государева дворца. И делает это очень кропотливо, описывая сюжет за сюжетом. Поскольку мы уже пришли к предположению, что Симон Ушаков не расписывал Грановитую палату, то составленная им «Опись» полностью отражает сюжетный состав стенописи конца XVI века. А сам факт составления Симоном Ушаковым этой «Описи» говорит о том, что в 1672 году при дворе не оставляли мысли возобновить роспись стен Грановитой палаты .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Федор Ушаков – адмирал, не знавший поражений Пять фактов про великого флотоводца 5 августа, 2015 Пять фактов про великого флотоводца Пять фактов про великого флотоводца Начало пути Свой первый орден Федор Ушаков получил не на военной службе. В конце XVIII века на юге России вспыхнула чума. В те времена бороться с эпидемиями было практически невозможно, число умерших превышало даже количество погибших в военных конфликтах. Часто чума сопровождалась народными волнениями: в 1771 году в Москве случился Чумной бунт, во время которого толпа разгромила Чудов монастырь в Кремле и убила скрывавшегося в нем архиепископа Амвросия. Чума пришла в Херсон, Таганрог, Екатеринославль, Полтаву, Севастополь. Недавно заселенные новороссийские земли стремительно пустели. Молодой капитан Федор Ушаков вывел из Херсона в степь команду своего корабля, приказав вырыть отдельные землянки для тех, у кого было подозрение на болезнь, больных и здоровых, отдельно располагался карантин. Ушаков разработал противочумные меры: беспрестанно горели костры, одежду пропаривали и продымливали, постели проветривали и стирали в уксусе, людей с подозрением на болезнь уводили на карантин. Принимали и обычных людей из города, также после тщательных карантинных мер. Офицеры работали над противочумными мерами вместе с обычными матросами. Для моряков будущий адмирал организовал особые тренировки: ежедневно они вязали узлы, забирались на столбы, занимались физическими упражнениями. В своем отчете Ушаков написал: «Ни один больной человек не только без бытности моей при осмотре лекарском не отослан в госпиталь или карантин, но из одной в другую палатку без меня переведен не был». Чума отступила, а капитан Ушаков получил орден Владимир IV степени. Адмирал Знаменитая фраза другого великого полководца Александра Суворова «Ура русскому флоту! Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!» относится ко времени Средиземноморского похода Федора Ушакова. В 1799 году Ушаков стал деятельно готовиться к штурму острова Видо и неприступной крепости Корфу, несмотря на то, что союзная Турция прислала гораздо меньше войск, чем обещала. Он пишет Али-паше Янинскому: «За выражаемую вами дружбу покорно благодарю, но почту ее совершенною, когда войска требованные пришлются».

http://pravmir.ru/fedor-ushakov-admiral-...

Адмирал Федор Ушаков – один из самых известных полководцев России, он доказал миру, что Россия не знает поражений на море. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков — легендарный русский флотоводец, командовал Черноморским флотом и русско-турецкой эскадрой в Средиземном море. Участвуя в 43-х сражениях, не знал поражения, не потерял ни одного судна в бою. Достижения Ушакова по достоинству оценил князь Григорий Потёмкин. Он становится покровителем Фёдора Фёдоровича. Потёмкин лично доложил Императрице Екатерине II о заслугах Ушакова и обратился к ней с просьбой отдать весь созданный им Черноморский флот под его командование. Он не проиграл ни одного сражения и очень внимательно относился к морякам. Ни один из них не попал в плен и ни один корабль не был потерян. Во время войны с французами в 1812 году Ушаков устроил госпиталь для раненых в своем имении. Последние годы жизни адмирал посвятил благотворительности и молитве. Адмирал умер в 1817 году в возрасте 72 лет. Его похоронили на территории Санаксарского монастыря в нынешней Республике Мордовия. С момента признания этого прославленного адмирала святым иконы с его изображением можно увидеть на всех кораблях и местах дислокации военно-морского флота, и не только в кубриках и казармах матросов, но и в каютах и кабинетах старшего и высшего командного состава. Именами святых воинов – Георгия Победоносца и Феодора Ушакова –названы два надводных корабля Северного флота – большой десантный корабль и эскадренный миноносец. В Мурманске есть улица Ушакова, названа в честь великого флотоводца, на ней установлена памятная доска. Именем флотоводца названы бухта в юго-восточной части Баренцева моря и мыс на северном побережье Охотского моря. Имя Ушакова носили боевые корабли Военно-Морского Флота: броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» построен в 1893, погиб в Цусимском сражении (1905); крейсер «Адмирал Ушаков» (1953-1987); в 1992 году тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», выведенный к тому времени из состава флота, был переименован в «Адмирал Ушаков»; с 2004 года имя Ушакова носит эсминец «Адмирал Ушаков» проекта 956.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/ne...

Реформатор иконописания. Симон Ушаковчерез реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

Впервые в открытом бою малочисленный русский флот одержал победу над превосходящими силами противника. Начальствуя только авангардом, Феодор Ушаков в действительности руководил боем всей эскадры, и его личная храбрость, искусное владение тактикой, выдающиеся качества командира и высокий духовный облик решили сражение в нашу пользу. Это была, прежде всего, духовная победа, в которой христианское самоотвержение исполнило силой воинское искусство. Вера в вечную жизнь, несомненное упование на помощь Божию и, следовательно, неустрашимость перед неприятелем - вот что было решающим во флотоводческом таланте Феодора Ушакова. По своему смирению и отсутствию тщеславия Феодор Ушаков в донесении не себе приписал успех, но отдал должное мужеству и стремлению к победе своих подчиненных: " Все находящиеся в команде вверенного мне корабля " Святого Павла " господа обер-офицеры и нижних чинов служители каждый по своему званию определенные от меня им должности исполняли с таким отменным старанием и храбрым духом, что за необходимый долг почитаю отнесть им всякую за то достойную похвалу... " Закончился первый год войны, в который сокрушились турецкие морские силы, а молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту " в чрезвычайный страх и ужас " . Феодор Ушаков, получив чин контр-адмирала, был назначен в начале 1790 года командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин писал Императрице: " Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник " . А в боевой инструкции князя Потемкина Феодору Ушакову говорилось: " Требуйте от всякого, чтоб дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски; чтоб были внимательны к исполнению повелений и не упускали полезных случаев... Бог с вами! Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась Верою, конечно победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа! " С таковым напутствием служил православный воин Феодор Ушаков, умножая славу любезного Отечества.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=820

Поселившись в двух верстах от Темникова, в трех верстах от Санаксарского монастыря, он как бы решил раздать все оставшееся у него людям и богу. В «Русском вестнике», издаваемом Сергеем Глинкой, в 1817 году было помещено «Известие о кончине Адмирала Федора Федоровича Ушакова». Его современник из Пензы со скорбью писал о смерти адмирала: «К душевному сожалению всех тех, которые уважают славу и добродетели знаменитых соотечественников. 1 октября сего 1817 года скончался Адмирал Федор Федорович Ушаков. Хотя жизнь его посвящена была трудам и службе на морях, но он дожил до 74 лет... Получа отставку, Адмирал Ушаков поселился в поместье... После деятельной жизни сердце, животворное Верою, любит наслаждаться уединеньем. Кто жил для пользы общественной, тому приятно в преклонные лета жить с самим собою и с Богом. Вот для чего покойный Адмирал для жительства своего избрал деревню, близкую к святой обители». Верно подметил современник это стремление у многих пожилых людей, изведавших суеты деятельной общественной жизни. Однако Ушаков, уединив себя, не стал затворником. Его дом был открыт для всех жаждущих помощи, для ищущих успокоения, для бедных и убогих. Здесь, в отдалении от прежнего своего дела, он снова проявил высокий талант Человека и Гражданина. Современник отмечал это в «Русском вестнике»: «Уклоняясь от светского шума, Ушаков не удалил сердца своего от ближнего. С какой ревностью служил он некогда Отечеству, с таким же усердием спешил доставлять помощь тем, которые прибегали к нему». Вначале Ушаков считал, что уединился, отошел от мирских дел целиком, и усердно молился. Это истовое моление было замечено всей братией монастыря. Даже через 12 лет после смерти Ушакова иеромонах Нафанаил в письме архиепископу Тамбовскому Афанасию сообщал: «Оный адмирал Ушаков... и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своем из С.-Петербурга около 8 лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям божьим во всякое время, а в великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения... по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 1700 г. Ушаков, в числе прочих недорослей явился на царский смотр в Новгороде, и написанный государем в солдаты преображенского полка, усердием и расторопностью обратил на себя внимание Петра, скоро попал в унтер-офицеры, в 1705 г. произведен в прапорщики, в 1707 году в поручики и в 1708 г. был уже гвардии капитаном. Около этого времени Ушаков неожиданно удостоился посещения Екатерины I, принимал государыню с восхищением и на другой же день пожалован «немалым числом» крестьянских дворов в комарицкой волости. Находясь адъютантом при государе, Ушаков в 1712 г. был послан в Польшу, для тайного надзора за русскими офицерами и вывода армии в Померанию, а в 1713 г. ездил в Москву исследовать вкравшиеся между купечеством злоупотребления. Произведенный 1714 г. в майоры преображенского полка, Ушаков занимался до 1717 г. ревизией в московской губернии судебных мест, наблюдал до 1719 г. за судовой постройкой в Нижнем Новгороде, а с 1720 г. и в Петербурге, ведал здесь арестантов, пожалован 21 октября 1721 г. генерал-майором, с оставлением майором преображенского полка, состоял членом адмиралтейств-коллегии, а также тайной канцелярии, и в 1724 г. назначен сенатором. Императрица Екатерина I, вступив на престол, учредила 21 мая 1725 г. орден Александра Невского и, в тот же день, пожаловала знаки нового ордена Ушакову, которого 3 февраля 1727 г. произвела в генерал-поручики. Тогда, в бытность князя Меншикова в Курляндии, Ушаков вместе с Девиером, Скорняковым-Писаревым и другими советовал императрице удалить сильного временщика от двора, и за то, по кончине Екатерины, в 1727 г., был арестован 22 мая, обвинен, что «знав о злоумышлении, не донес о том» и 27 мая переведен из майоров гвардии «к другой команде. Императрица Анна Иоанновна, избранная на русский престол в 1730 г., пожаловала Ушакова сенатором (4 марта) и генерал-аншефом (28 апреля), а в 1733 году подполковником гвардии семеновского полка. Управляя во все время царствования этой государыни страшной тайной канцелярией, Ушаков пользовался расположением герцога Бирена и, 10 ноября 1740 года, через день по уничтожения регентства, получил от правитель¬ницы андреевский орден.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Та самая Лавра, та самая Нева, то самое небо… Святые не уходят, они всегда где-то рядом Есть неочевидные вещи. При имени Ушакова в памяти возникают Севастополь, Корфу, Санаксары… Но никогда не вспоминается столица Российской империи. Хотя святой когда-то здесь учился, приезжал по приглашению Екатерины II, жил несколько лет уже после знаменитой Средиземноморской экспедиции. Но обо всём по порядку. Начнем с Александро-Невской лавры. Здесь принял монашеский постриг дядя адмирала, преподобный Федор Санаксарский. Сложно сказать, общался ли с ним Ушаков. Но, уйдя в отставку, он уехал в Тамбовскую губернию и поселился недалеко от монастыря, основанного покойным дядей. Фото Александры Гангур Фото Александры Гангур В Благовещенской усыпальнице лаврского храма похоронен Иван Логинович Голенищев-Кутузов. Он был директором морского корпуса как раз в тот период, когда там учился Ушаков (1761-1766 гг). Фото Александры Гангур На некрополе мастеров искусств при Лавре находится могила адмирала Алексея Наумовича Сенявина. К нему Ушаков попал в 1768 году, через пару лет после корпуса. Фото Александры Гангур Это было время создания Азовской флотилии. Алексей Наумович Сенявин, сын петровского адмирала, отправился под Воронеж строить суда, которые могли бы пройти и по Дону, и по мелкому Азовскому морю. Дело оказалось чрезвычайно сложным. Не прислали плотников. Большую часть материалов везли за тысячу верст к месту работы. Ушаков попал на прам От жары уровень воды в реке снизился, и судно часто садилось на мель. Пришлось даже зимовать на реке вместе со своим прамом, который опять попал на мелководье. Алексей Наумович был человеком очень деятельным и лично следил за ходом работ. Ушаков имел возможность встретиться с ним. Портрет А.Н. Сенявина можно увидеть в Военно-Морском музее, который недавно переехал на площадь Труда. Там же хранится золотой ушаковский погон с тремя орлами. Но самым интересным экспонатом, связанным с Ушаковым, безусловно, является кормовой фонарь с турецкого корабля «Мелеки-Бахри» — трофей, добытый у Тендры.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-i-pete...

В писании иконостаса Троицкой церкви принимал участие и Симон Ушаков, дом которого находился вблизи ее. Ушаков ставил своей целью передать божественность Христа, но по сути создавал на своих иконах уже не лики, но лица, с присущей им светотеневой моделировкой, объемностью изображения, чисто человеческой индивидуализацией образа. Примером может служить изображение Спаса Нерукотворного для Троице-Сергиева монастыря. Еще интереснее изображение Ушаковым «Пресвятой Троицы» – по тому же типу, что и «Троица» преподобного Андрея Рублева. Художник XVII века по сравнению с прообразом утяжелил композицию, лишил ее строгого и легкого ритма. Ушаков нагромоздил раздражающие глаз детали, придал выражению ангельских лиц (не ликов!) некоторую манерность, отчасти даже жеманность. Линейная и обратная перспектива на ушаковской иконе странным образом сочетаются, что противоречит их природе. Фигуры Ангелов у Ушакова объемны, плотско-телесны. Художник демонстрирует особое внимание к бытовой стороне события, слишком тщательно выписывает предметы утвари на столе (сравним с единственной чашей на рублевской иконе). Ушаков делает равнозначными и, следовательно, равновеликими по смыслу все элементы, все детали своего изображения – и Ангелов, и архитектурные фрагменты на заднем плане, которые он, в отличие от преподобного Андрея, выписывает тщательно, и посуду (именно посуду, а не жертвенную единую чашу) на столе. Цветовая палитра «Троицы» Ушакова, как давно замечено, вторит тональностью голландским и фламандским пейзажам. Икона кажется бесцветной, тусклой. В дальнейшем последователи Ушакова лишь усугубили все названные особенности, переутяжелили композицию до предела, свели одно из величайших событий истории человечества к незначительному бытовому эпизоду, к демонстрации обильного гостеприимства неких условных персонажей. «Иная современная икона, – писал о. Павел Флоренский , – есть провозглашаемое в храме всенародно вопиющее лжесвидетельство». И это началось с деятельности именно таких художников, как Симон Ушаков. Далее все лишь усугублялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010