Такова внешняя обстановка монашеских подвигов святой. Сами они имели целью и результатом не только объединение верных ревнителей родной веры и организацию протеста против унии, но и устройство новых монашеских общежитий, в которых, как и везде в эфиопской церкви, находили себе доступ лица обоего пола. К какому уставу примкнули эти общины? Житие говорит о семи монастырях, основанных святой: Жебай, Ченква, Мецлэ, Загэ, Дамбоза, Афр-Фарас, Замболь. Кроме первого, все они помещаются или на островах, или на берегах озера Цана; кроме них упоминаются и другие пункты деятельности Валатта-Петрос, локализуемые там же (Рема, Бизаб, Жав-Факара, Куарца и др.). Монашество здесь насаждено не впервые ею; из жития видно, что святую пригласили туда монахи авва Ямава с о-ва Рема, авва Тазкара-Денгель с о-ва Цана, посланные уже известным нам Фатла-Селасе (f. 14). Есть в житии и другие намеки на то же; кроме того, из других источников нам известно о существовании обителей на островах озера. Между прочим и в той же хронике Сисинния мы читаем перед историей собора, относящегося к 13-му году его царствования, приведенной нами: „когда находился царь в земле Фогара, он отправился на остров Цана, который он сам отстроил после того, как прежнее здание обветшало и разрушилось. И он переменил в этот зимний месяц прежнее имя табота, который был наименован во имя Кирика; он повелел возложить вместо него табот Иисуса, Спасителя всех. И видел он красоту постройки церкви и все ее книги, богослужебную утварь и золотые чаши, которые пожертвовали его отцы, цари, его предшественники. Ночью он слушал обедню и приобщался таинства тела и крови Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и этот день провел на этом острове Цана. На другой день, встав, он сел в лодку и посетил остров Мецлэ, и осматривал там церковь и все жилища монахов, и вернулся в свой стан в Фогара“. На этом же острове Мецлэ святой пришлось, как мы знаем, иметь дело с монахами, „которые пребывали в вере франкской“ (f. 56 – 57). При перенесении государственного центра в Гондар, конечно, приозерные монастыри, как наиболее близкие ко двору, сделались предметом особенных забот царей, подобно тому, как в предшествующие века таким же вниманием пользовалась Дабра-Либаносская обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Везаро Валатта-Гиоргнс, дочь царя Сарца-Денгеля, и в хронике выступает противницей римских новшеств и даже вдохновительницей всех протестов против них. Интересно, что ее судьба была подобна участи Валатта-Петрос – н она попала под царский суд. По усмирении восстания Юлия, Сисинний „повелел, чтобы предали суду везаро Валатта-Гиоргис, как основание волнений с самого начала. Она заложила здание смуты и соорудила постройку бунтов древних и новых, чтобы воздвигнуть дом неправды, в котором творится вражда к царям, сокрушение их царства, смерть их людей и погибель их городов. И в час суда сказал ей царь: „скажи мне, обвиняла ли ты меня и клеветала ли на меня перед макваненами и всеми вельможами царства и везазерами, говоря: свяжет вас царь в месяц сенэ, ибо он изменил вере александрийской и уверовал в римскую; и вас переведет в эту веру против вашей воли?“ Слушая это, она молчала и заключила уста свои, и не могла отвечать, ибо были на судебной площади люди, которым она говорила эти слова обвинения, ибо она боялась их, чтобы они ее не заподозрили. Немного спустя, она открыла уста свои и отвечала: „мое обвинение было не к бунту или разрушению царства, но я обвиняла кротко, как все люди“. Услыхав это, передали царю, и царь отвечал ей: „как могло быть твое обвинение кротким? кто спасся от смерти из тех, на кого ты клеветала? Не царь ли Иаков, когда ты говорила на него, собрав людей: „и он изменил вере, сломал крест и гадал по жиру подобно Галласам и блудит с тем, с кем не должно человеву? Или царь За-Денгель, когда ты говорила о нем: „он приобщился по-франкски и повелел есть гиппопотама? „Разве такими клеветами не разрушилось царство их, и не сошли они в мир отцов своих? И мне хотела сделать ты зло, подобно им, но Бог спас меня от яда клеветы твоей, который убивает тайно“. Суд кончился изгнанием виновной в годжамскую область Харасма 239 . Одноименная с ней дочь княгини (ime) Амата-Крестос в нашем житии выступает наоборот, убежденной неофиткой папизма, и царь Василид нашел необходимым отправить ее для обращения в монастырь к Валатта-Петрос, которая также долго не имела успеха 240 . Хроника Сисинния не упоминает о ней, но раз говорит о ее матери, дочери Гведамо, брата Хамалмала-Варк, матери Сисинния. Таким образом, она приводилась двоюродной сестрой царю, была к нему привязана, пользовалась при дворе влиянием. Чтобы угодить царю, она даже приняла унию, но иезуиты были уверены, что в душе она осталась верна родной церкви; они говорят, что у нее находили поддержку монофиситские монахи 241 . Дочь ее, конечно, могла подпасть под более сильное влияние царя и иезуитов. Наконец в житии упоминается еще одна Wezaro – Валатта-Крестос на Жан-Факара. Из краткой хроники мы узнаем, что это была сестра царя Василида, умершая в 17-й год его царствования в Жан-Факара. Деятельность сподвижников Сисинния по распространению унии – Села-Крестоса и Бэла-Крестоса, и в нашем житии нашла себе верное изображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1863 г., мая 27. В Москве принимают заботливые меры против поджогов, так как революционный польский комитет положил сжечь Москву. Митрополиту сказали, что ждут от него слова по нынешним делам. Митрополит сказал, что Сенат и Совет не говорят ничего, а потому и нам нечего говорить. Притом заметили, что адресы подают те, на кого пало обвинение в измене, но на духовных не падало. На это возражают, что революционная партия в Петербурге стоит под начальством Елисеева Чернышевского, Антоновича из духовных. Ещё хотят объявить господствующим восточное исповедание, без прибавления православное, чтобы обнять и раскольников. Папа предъявляет жалобы на уничтожение монастыря какого-то в Польше. Оказалось, что этот монастырь в Галиции. Ещё требуют они уравнения католицизма с православием по смешанным бракам и свободы перехода в католицизм для православных. По делу о преобразовании цензуры решено оставить для желающих предварительную цензуру, а для других последующую. Духовная цензура останется на прежнем основании. Устав составлен в либеральном духе, но за крайнее злоупотребление словом положена и ссылка в Сибирь. Судятся преступления против слова судом присяжных. Завтра хотел приехать митрополит к нам. Редактор Московских Ведомостей сделался силой, которой прислушиваются и в государственном Совете. Сделавшись выразителем общественного мнения Москвы, он приобрёл огромное значение. И голос его патриотический резко отличается от подлого духа всех Петербургских газет и журналов. В Москве сильная ненависть к Петербургу, где опасение иностранных дер- —246— жав, сочувствие к Польше, революционные идеи берут верх. Всего этого не знает Москва и хочет на себе вынести бремя нынешнего трудного времени и увлечь за собой всю Россию. 1863 г., июня 10. Дошла ли до Вас весть об окружном послании раскольнического епископа Антония, 4-х епископов и 24 священников, в котором они объявляют, что наша церковь верует в ту же Троицу, что они не осуждают ни имени Иисуса, ни четвероконечного креста, ни трёхперстного сложения. Митрополит Кирилл приезжал и наложил было проклятие на послание, но его прогнали и в расколе образовалось великое разделение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Божия Матерь представляется в народных воззрениях царицею неба и земли, владычицею всех царств природы и особенно защитницею человеческого рода, помощницею в нуждах и скорбях, целительницею болезней и страстей. Нужно сказать, что прежде чем народ узнал о Богоматери, у него в представлении носился уже тип владычественного женского существа. Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» приводит целый ряд словесных произведений, показывающих, как народ русский придал матери-земле черты живого мощного существа женского типа. Земля по своим жизненным проявлениям представлялась народу человекоподобным существом. Она, как человек, засыпает зимою, пробуждается весною, пьёт воду и роди всё из своей матерней утробы. К образу земли, как виновницы растительного и животного царства, всеобщей кормилицы, источника силы и здоровья со временем присоединяются ещё два оставшихся образа: зари и громовницы (обе – богини плодородия), и таким образом вырабатывается образ богини плодородия – Лады, Фреи. К прежним чертам богини присоединяются новые: Лада становится богинею воздушных явлений, поборницей справедливости. Место языческой богини плодородия с принятием христианства заступает Богоматерь. Афанасьев старается отождествить эти два образа, но между ними громадное различие. Богоматери приданы народом высоконравственные черты святости, чистоты, неизмеримой материнской любви и доброты. Признание же Богоматери владычицей мира – не повторение языческих воззрений на Ладу, а усвоение христианского учения о Пресвятой Деве как Матери Божией, приявшей особенную благодать у Бога. Начнём же с представления народом Пресвятой Девы как подательницы плодов земных. В заговорах при собирании лекарственных трав иногда изображается роль Богоматери, какую она играет при ниспослании на землю плодородия. Иисус Христос представляется сеющим семена, а Божия Матерь (изображается) поливающею их. Вот один из подобных заговоров: «Святий Адам жав, Иисус Христос насиня (семена) давав, а Господь сияв, а Мати Божа поливала та всим православным на помиг давала» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень мудро говорит преподобный о трех состояниях жизни. Впрочем, нечего петь песни глухому – все равно не слышит. Все же следовало бы им познакомиться с богомудрыми писаниями святых отцов. Хоть духовных опытов и нет у них, но знание очень помогло бы им более здраво назидать Святую Церковь . [...] Вот это мое письмо вышло корявое, но как-то в письме свободнее все можно выбросить, что есть на сердце, а лично в беседе как-то лишаешься свободы, ибо примешивается естественно человеческое – чти и уразумей, я полагаю, ты все понимаешь, что я пишу, ибо неглупое мое чадо. Да ведь мы не мудрее премудрого Соломона, и не кротче святого пророка Давида, и не ревностнее святого апостола Петра. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя [ Пс.32:22 ]. Впрочем, человек искушенный бывает искуснее. Господь да хранит тя и поможет тебе. Твой доброжелатель и недостойный сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн 26 .09.1954 Боголюбивейших м. Платониду и Елену! От души благодарю за арбуз. Получил [его] в растрепанном виде, арбуз разбитый, бумага вся мокрая, почтовая барышня была недовольна, другие пакеты были обмочены. Наверно, посылали вы с тщеславием, всегда так бывает: что кто сделает с тщеславием – жди бесславия. Вот и праздник преподобных Сергия и Германа отпраздновали сентября – перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев]. Служба была торжественная, на малой вечерне читали акафист преподобным собором, после акафиста прикладывались к образу преподобных. Я тоже приложился и пошел. Смотрю: у двери в церкви стоит Антонина Жав., назад не оглядывается. Я поравнялся с ней, стукнул ей в плечо и сказал: «Антонина Михайловна, поздравляю тебя с приездом». Она оглянулась, поклонилась, взяла благословение молча. Иду тихонько в келлию, догоняет меня инок и говорит: «У нас в деревне был мужичок очень бедный, была у него лошадь худящая, поедешь за дровами, и еле-еле тащит воз дров». Я выслушал молча, но, когда пришел в келлию, просто расхохотался, не в смысле осуждения, а в смысле того, что он говорил мне продолжение своих мыслей, ибо в церкви занят был мечтательными образами прежних переживаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В шестой и седьмой главах этого сочинения он, перечислив все монастыри и церкви коптов во всём Египте, и поименовав нитрийские обители – св. Макария, Амба-Пшоя, сирианскую и греческую, сказал, что в древние времена, кроме этих четырех обителей, находилось триста монастырей в так называемой пустыне Макария (она же и нитрийская) 26 . О мареотском ските и о келиях, стоявших в россыпь между этим скитом и помянутыми обителями, у него нет ни слова. Значит, их уже не было во дни Ванслебия. Когда же они запустели, и почему? Точного ответа на сей вопрос дать я не могу, не имея под руками исторических свидетельств; но предполагаю, что оный скит и оные келии запустели вскоре после завоевания Египта турками в 1517 году, и предполагаю это, зная из истории коптских патриархов, что в конце девятого века существовала келья, называемая Зекар-ел-Факара (Pag. 373), а в 1146 году – келья Деншир (Pag. 514), и приняв в соображение жалобу александрийского игумена Иоанна римскому папе Клименту VIII в 1593 году: «если святый отец желает властности знать о нашем состоянии и состоянии коптских христиан, то я скажу, что они находятся в крайней нищете, и что они вследствие жестокого взыскания невыносимых податей терпят много: заключение в темницы, бичевания, унижение, тяжкий арест в цепях и узах и другие подобные несчастия, так что если бы не помощь Господа Иисуса Христа, нас укрепляющего, то многие из них отреклись бы от веры христианской» 27 . В таком бедственном состоянии копты, подвластные жестоким туркам, не могли поддерживать ни мареотского скита, ни нитрийских келий; и у них остались только четыре вышеупомянутые монастыря, которые знал Ванслебий. В 1787 году ездил в Нитрию, – кто бы, вы думали? – генеральный консул России, и в тамошнем монастыре Амба-Пшой на стене главной церкви начертил своё имя по-русски и по-французски: 1787 барон Тонус. Thonus consul general de Russie. Итак, не я, первый, топтал нитрийский песок! Но мне первому из русских довелось написать краткую историю нитрийского пустынножительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Она также не хотела жить на одном месте но любила переходить каждый год с места на место, как Авраам, Исаак и Иаков, которые жили в шатрах». Когда ее спрашивали о причине этого и выставляли на вид, что «все святые держались одного места и говорили: блуждающий с места на место – не монах; он не приносит плодов подвигов и подобен дереву, которое таскают с места на место, которое не растет и не плодоносит, она согласилась с тем, что постоянное пребывание на одном месте вредно для многих монахов, содействуя лени и появлению дурных мыслей. Из Жан-Факара она пошла в Гондар, «провела здесь немного дней и нашла благоволение у царя. Каждый день он навещал ее, весьма полюбил и боялся ее, как госпожи. Приходя к ней, он опоясывался, как один из воинов. Вельможи и судьи (Wezäzer и makwänent) исповедовались перед ней «с трепетом». Здесь она опасно заболела. Царь и вельможи, боясь за ее жизнь, напоили ее водой с Креста Христова, и она исцелилась. Когда она слишком долго не возвращалась в обитель, сестры стали роптать на нее и Валатта-Марьям, ее спутницу, и ей, уступая им, пришлось проститься с царем, который подарил ей при этом область Лаг (Lag) 228 и проводил с большим почетом. „Спустившись“, она пошла в Фентеро (Fenmero), где с ней стала прощаться Валатта-Марьям, не желая возвращаться в монастырь, где ее недовольны. Святая упросила ее проводить себя до Керенья (Qerena) 229 и затеи до Фогара (Fogarä) 230 . Здесь они простились и разъехались на лодках в разные стороны. Святая стала тосковать по своей спутнице и помолилась о ее возвращении к ней. На Валатта-Марьям напал ужас, в она велела гребцам вести себя на Афар-Фарас, куда на другой день прибыла, переночевав в Дамбоза, и святая. С этих пор они не расставались до смерти. Святая жила в монастыре, подвизаясь наравне с другими: носила воду для омовения рук, прислуживала за трапезой и садилась сама только по окончании благодарственной молитвы, пекла хлебы, выметала пыль и нечистоты, носила сор на голове и выбрасывала вон, выжимала „sawä“, носила сено.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Но святую ждало испытание и со стороны единоверных. Ей стали заведовать многие из мамхеров, когда увидали, что «весь мир по ней идет» и что она превзошла их. Они находили неприличным ей, женщине, быть начальницей (liqem) и наставницей (татнёгёт), и ссылаясь на Св. Писание, хотели запретить ей. Но тут встал, «учитель вселенной», Фатала-Селасе и стал обличать их: «Бог для вразумления нашего воздвиг ее; – мы лицемеры... Он отверг нас, и мы не можем запрещать ей». При этом он ссылался на Гамалиила. И стала жить святая по прежнему со своим собранием в любви и мире. Когда однажды не достало у них хлеба перед самой субботой и Эхта-Крестос уже отчаялась, не зная, чем кормить больных в два наступавших праздничных дня после того, как она исходила весь город и нигде не могла достать взаймы, по молитве святой на другой день прибыла мука на 9 ослах. В другой раз остатки хлеба были чудесно умножены. Наконец на Рёма церковь была выстроена. Валатта-Петрос известила об этом царя, и он прислал тельцов упитанных, покрывала, ковры. Все «было исполнено по уставу, и она передала табот (ageb’am täbota), возвеселила людей как монастыря сего, так и других, пришедших из всех церквей. Случилось это 5-го хамлэ. Затем она послала в область Тигрэ перевести тело брата своего Иоанна... Она встретила его, оплакала, внесла в храм на Рёма я положила в раку“. В ту же ночь ей явился он и убеждал не плакать о себе «ибо часть моя с мучениками». Вскоре Валатта-Петрос пошла в Жан-Факара 227 к wezaro Валатта-Крестос с небольшой частью своего общежития, чтобы посмотреть пустынь. Она ей понравилась, и она провела у Валатта-Крестос великий пост. Здесь она была виновницей двух чудес: во время предсмертной болезни некоей Макдаса-Марьям, она у ее постели читала 3-й час и избавила какого-то Лаэка-Маскам от меча Ангела, а затеи благодаря ей превратилось масло в сыр для больной Валатта-Крестос из Фарэ. Когда царь Василид узнал о том, что ее увела Валатта-Крестос «разгневался и опечалился и сказал: «разве она лучше меня, что расхищает мое собрание?» Валатта-Петрос не по своей воле пошла искать места, но ее заставило собрание, говоря: «пойдем на другое место возделывать там поле и приобретем пропитание, ибо трудно прокормиться в Афар-Фарасе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Первыми представителями двух градов были Каин и Авель. Земной град рожден преступлением Каина; братоубийство лежит и в истоках Римской империи: при основании Рима Ромул убил своего брата Рема. «Основатель земного града был братоубийцей: побежденный завистью, он убил собственного брата, гражданина Небесного града, странника на земле. Не следует потому удивляться, что этому первому основателю... соответствует сходная фигура в том граде, которому суждено было стать главой земного царства и господствовать над многими народами. Уже тогда случилось злодеяние, о котором поэт сказал следующее: Братскою кровью у нас забрызганы первые стены 11 " («О граде Божьем», 15,5). О том, как соотносятся град Божий и Церковь , Августин ничего определенного не говорит, однако ясно, что в конце мировой истории они соединятся. Ни с одним земным государством не отождествляется и град дьявола. Между двумя градами нет видимой границы, они как бы растворены в человеческом обществе, рассеяны по земле. Организованное общество, обеспеченные государством мир, порядок и дисциплина могут лишь способствовать достижению спасения. Мирское государство принадлежит земному граду и является воплощением греховности, поэтому его роль в обретении вечной жизни весьма ограничена. Когда Августин писал «Град Божий», он вел ожесточенную полемику с пелагианами, публикуя один за другим трактаты, исполненные скепсиса в отношении к земным ценностям. Человеческий род унаследовал грех Адама, и государство является выражением мятежности и гордыни. Любой компромисс между государством и Церковью бесполезен, сотрудничество между ними – чистая утопия. Восхваляя идеал аскетической жизни, Августин тем самым исключает любое включение христианства в структуру земного государства, с которым приходится мириться как с неизбежным злом. Августиновская философия истории отличается от всех предшествующих исторических концепций, в которых господствовала идея кругооборота и цикличности. Признавая целесообразность мироустройства, Августин воспринимает историю человеческого общества как поступательное движение от зла к благу и, в конечном счете, к блаженной жизни, когда все люди составят единый Град Божий. Таким образом, цель истории заключается в нравственном прогрессе, а ее смысл – в христианизации всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Корее, Восточной Азии и Океании распространение «ДВ» связано в первую очередь с именем корейского проповедника Девида (Пола) Йонгги Чо. Обращению Чо из буддизма в христианство способствовал личный опыт исцеления. Подобный опыт лежит в основании обращения в веру многих других «полоноевангельских» проповедников и учителей «ДВ» 112 . В 1958 г. Чо основал собственную пятидесятническую общину близ Сеула 113 . Основанная им церковь Полного Евангелия «Йодо» насчитывает на сегодняшний день около 800 тыс. человек и её называют «самой большой церковью в мире» 114 , подразумевая, правда, лишь церкви независимого харизматического движения. С именем Чо и его пропагандой «четвёртого измерения» в особенности связывают близость учения Веры оккультизму. В Юго-Восточной Азии, в Сингапуре большую известность получил лидер независимой харизматической церкви и проповедник «евангелия процветания» Дж. Принс. Его церковь была основана в 1983 г. и насчитывает на сегодня около 10 тыс. человек, исцеление и процветание включены в символ веры этой церкви 115 . В 1997 г. Дж. Принс «получил откровение» о необходимости бескомпромиссной проповеди процветания, что привело, по его мнению, к финансовым и карьерным прорывам прихожан 116 . На шведскую почву идея процветания была привнесена, по мнению С. Колемана, в 1956 г. публикацией «Силы позитивного мышления» Н. Пила, а первым проповедником учения Веры в Швеции стал англичанин Г. Гринвуд. Он начал проповедовать в Швеции в 1967 г. Однако наибольшую известность и распространение учение Веры получило в Швеции благодаря шведу Ульфу Экману. У. Экман некоторое время служил лютеранским пастором, но в 1978 г. познакомился с «ДВ», а в 1981–82 гг. обучался в Америке в Библейском центре «Рема» К. Хейгина. Вернувшись домой в Швецию, он решил, что его миссия заключается в распространении учения «Слова Веры». Он понял это как обращённое к нему пророческое слово Бога, который повелевал «познакомить Моих людей со Словами Веры, показать им, какое оружие они имеют» 117 . Шведская церковь «Слово жизни» была открыта в г. Упсале в 1983 г 118  и вскоре открыла библейскую школу для 190 человек. На сегодня школа выпустила более 6 тыс. дипломированных специалистов 119 и является крупнейшей школой «ДВ» в Европе. С. Колеман называет шведское «Слово жизни» «успешной и влиятельной частью международного «ДВ " " 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010