Давида (Первая Библия Карла Лысого - Paris. lat. 1. Fol. 215v, 845-846 гг.) и евангелистов (Евангелие Оттона III - Monac. Clm. 4453. Fol. 25v, 94v, 139v, 206v, до 1000 г.- М. ромбовидная), императора в сцене его коронования (Евангелие Лиутара. Ахен. Сокровищница собора. Cod. 25. Fol. 16r, ок. 1000). Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г. Маэста. Рельеф деамбулатория базилики Сен-Сернен в Тулузе. 1096 г. В романский период М. миндалевидной (иногда со звездами) или овальной формы сопровождает в монументальной скульптуре и живописи изображения Христа в сценах: «Маэста» (рельеф деамбулатория в базилике Сен-Сернен, Тулуза, 1096; рельеф тимпана портала ц. Сен-Трофим, Арль, 1180-1190; рельеф тимпана центрального портала ц. Сен-Жиль-дю-Гар, ок. 1160), «Вознесение» (тимпан сев. портала собора Сент-Этьен в Каоре, 1135; витраж в соборе Сен-Пьер, Пуатье, сер. XII в.), «Пятидесятница», или «Отослание апостолов на проповедь» (тимпан центрального портала нартекса базилики Сент-Мадлен в Везле, 1120-1140), «Страшный Суд» (фреска в базилике Сант-Анджело-ин-Формис, ок. 1080; рельеф тимпана зап. портала собора Сен-Лазар, Отён, 1135-1140), «Преображение» (рельеф в юж. тимпане собора Нотр-Дам Ла-Шарите-сюр-Луар, 30-е гг. XII в.). Помимо Христа в М. может быть заключено изображение Божией Матери (фреска в апсиде ц. Санта-Мария в Тауль, 1123, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона) и нек-рых аллегорических фигур (капители деамбулатория базилики св. Петра в Клюни с изображениями свободных наук и добродетелей, до 1115; Музей базилики, Клюни). Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г. Коронование Богоматери. Мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 1296 г. В готический период кроме изображений Христа М. сопровождает сцены «Коронование Богоматери» (мозаика апсиды базилики Санта-Мария-Маджоре, Рим, 1296; мастер Якопо Торити), а позже - «Вознесение Богоматери» (1340, Уголино Лоренцетти, Национальная Пинакотека, Сиена); с XV в.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

Лицевые арки конх боковых апсид опираются обоими концами на капители. Коробовый свод над северным и южным предапсидными помещениями не концентричен конхе и ее лицевой арке: оси сдвинуты одна против другой. В каждой апсиде имеется по окну, перекрытому правильной полуциркульной аркой. Первоначальная облицовка фасадов и помещений в рядах клади растесана по швам фасками, которые в особенности хорошо видны в угловых помещениях. На внутренних поверхностях стен помещений на многих камнях имеются каменотесные знаки шестнадцати разновидностей. Можно предполагать, что некоторые из них принадлежат определенным мастерам. Надписи Самшвилдского Сиони и вопрос датировки храма В 1852 году Бертоломей передал академику М. Броссе краткое описание руин Сиони и рисунок строительной надписи, опубликованной в 1856 году. М. Броссе датировал надпись, а вместе с ней и Сиони, первой четвертью XIV века. Основываясь на одном имени — царя Константина — он отождествил его с Имеретинским царем Константином, сыном Давида-Нарина, начавшим царствовать с 1293 года. Е. Такаишвили, собирая этнографический материал, переиздал в 1905 году надпись Сиони, датируя ее временем Абхазских царей Константина и Леона, т. е. X веком. В конце 30-х годов XX века Г. Н. Чубинашвили отодвинул датировку храма еще на два века, остановившись на VIII веке, что подтверждается прочтением надписи А. Шанидзе и С. Какабадзе, опубликованным в 1924 году, и исследованием текста этой же надписи Самшвилдского Сиони, напечатанным в 1943 году Л. Мусхелишвили, уточнившим датировку: 759-777 гг. Строительная надпись Сиони сильно повреждена – сохранились лишь фрагменты одной трети всей надписи. Л. Мусхелишвили восстанавливает ее в возможных пределах так: «[Пресвятая Богородица, помилуй строителей сей святой церкви...] родом питиахшей. В 20-й год царствования Константина положено основание рукою [...не успевшего] построить. Варазбакур почил, и после него [брат его эристав] Иован спешил. Скончался [и Иован... и после него епископу довелось] полностью достроить сию святую церковь и портики. И в 3-й год царя Леона, в день энкении, совершил освящение в течение шести дней при большом собрании» (цитируется по: Мусхелишвили Л. Надписи Самшвилдского Сиона и вопрос о времени его построения.//Известия ИЯИМК, XIII. Тбилиси, 1943. С. 103).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Неизвестный святой. Рельеф вост. апсиды Атени Сиони. VII в. Неизвестный святой. Рельеф вост. апсиды Атени Сиони. VII в. Рельефы Атени Сиони (VII в.) различны по художественному уровню. На тимпане сев. портала в невысоком рельефе изображены грациозные олени у источника, на зап. фасаде в высоком рельефе - сцена охоты, отмеченная убедительно переданным движением оленей и всадника-лучника, рядом помещено плоскостное изображение сенмурва - персонажа зороастрийской мифологии. Орнаментальная трактовка одежды и головного убора всадника выполнена в традициях искусства сасанидского Ирана. На вост. апсиде находятся схематичные статичные композиции рельефов из зеленоватого камня, выделяющиеся на фоне желтой облицовки, с изображениями Иисуса Христа, святых и ктиторов. Г. Чубинашвили считает их работой подмастерьев и датирует временем постройки храма ( Чубинашвили Г. С. 156-178); Г. Абрамишвили и Н. Аладашвили относят их появление к X в.- времени реставрации храма ( Абрамишвили Г. С. 32-55; Аладашвили Н. С. 49). На апсидах вост. и зап. фасадов храма Мартвили (VII в.) расположены рельефные фризы. На зап. фасаде высечены «Вмч. Георгий, пронзающий копьем Диоклетиана», «Битва Соломона», «Святые Феодор и Димитрий, поражающие двуглавого дракона», «Прор. Даниил во рву львином», «Вознесение Господне»; на восточном - сцены «Благовещение», «Охота св. Евстафия Плакиды» и паскунджи (грифон в груз. мифологии), на кронштейнах под карнизами - полуфигуры святых и орнаменты. Фон образуют виноградные лозы и клюющие гроздья винограда птицы - райские и евхаристические мотивы, к-рые композиционно и тематически объединяют сцены, символизирующие вочеловечение Бога («Благовещение»), победу над злом и спасение от него силой веры (св. воины), теофанию («Вознесение Господне») и триумф христианства. Объемность фигур, их свободное размещение в пространстве указывают на влияние позднеантичного искусства. Пластика малых форм этого периода представлена рельефами эмбаза (купель) из Жалети (VI-VII вв.), плитой гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Святыни Тбилиси Сиони В этом названии опять чувствуется связь со Святой Землей — все храмы в честь Успения Божией Матери в Грузии называются Сиони, в память о той Сионской горнице, где Божия Матерь предала Свою душу на руки Божественному Сыну. Храм Сиони в Тбилиси, который к этому времени стал столицей Иверии, был построен в VI — начале VII века. Конечно, и этот храм, как и многие древние храмы многострадальной Иверии, находящейся на перекрестке цивилизаций, религий и торговых путей, пострадал от разрушений злых завоевателей, но добрые люди из века в век восстанавливали его в первозданной красоте. Сейчас храм Сиони является резиденцией Католикоса — Патриарха Грузии. В нем хранятся величайшие святыни: крест святой Нины и глава апостола Фомы, чудотворная копия Иверской иконы Божией Матери, чудотворная Сионская икона Божией Матери. Богородичный крест святой Нины сокрыт за стеклянным ковчегом, украшенным медным изображением креста, но дважды в год ковчег открывают, и верующие имеют возможность приложиться непосредственно к святыне. Это происходит в день память святой просветительницы Грузии 27 января и в день ее прибытия на землю Иверии — 1 июня. Храм стоит в центре столичного города, но тут нас встречает особая тишина, только одинокие фигуры молящихся стоят пред иконами. Примечательно, что видели мы в храмах в основном молодых людей, молились они по книжкам, которые держали в руках. Наверное, читали канон или акафист. И чувствовалась сосредоточенность и собранность этой молитвы, она и наполняла храм Божией тишиной. Знаменательно, что в двух шагах от Сиони находится Крестовый храм, бывшее подворье монастыря Креста в Иерусалиме, — еще одна ниточка, связывающая со Святой Землей. Грузинский монастырь Креста в Иерусалиме ныне не действует, в нем открыт музей, а на подворье в Тбилиси каждый день молят Бога, чтобы в этот монастырь вернулись насельники. Анчисхатская базилика Анчисхатская базилика считается самым древним церковным строением в Тбилиси, датируется она VI веком. Предельная простота форм этого храма говорит о его глубокой древности. И радует, что стоит храм не на шумной улице, а в глубине двора, защищенный стеной и воротами. На протяжении веков здесь хранилась величайшая святыня, еще одна реликвия из времен Спасителя — «Анчийский Нерукотворный Спас». Грузины свято веруют в то, что это именно тот образ, который получил больной царь Авгарь от Господа нашего Иисуса Христа. Экскурсовод нам рассказала, что, согласно преданию, после взя-тия Константинополя крестоносцами, где после долгих скитаний находился «Спас Нерукотворенный», в целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спа-са Нерукотворного в XII веке было создано златоваятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамар. Позже, в XVII веке, икону поместили в складень, створки которого были украшены чеканными сценами.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле прп. Аполлония в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период - крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок - символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,- ключи (Мф 16. 19) - появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, к-рые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)). До запрещения символических изображений 82-м прав. Трул. собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440, ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549, рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 А., окружающих Христа, в основе к-рого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима). Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии),- представлено 6 А.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» - рельеф саркофага, 270 (Музеи Ватикана)). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400). В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в. Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийского в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла прп. Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

http://pravenc.ru/text/75732.html

стран (Византия, Сирия, Палестина), а также традиции местного чеканного искусства. На вост. фасаде Болнисского Сиони (478-493), над алтарным окном, помещена плита с вписанным в полукруг равноконечным крестом и строительной надписью, исполненной древнегруз. заглавным письмом асомтаврули. В центральном нефе, на капителях пилястр алтарной апсиды, среди растительных и геометрических орнаментов изображены горный козел между 2 львами и медведь в погоне за зайцем - раннехрист. сюжеты, связанные с темой спасения души от демонических сил. Капители юж. пилястры баптистерия украшены изображениями 2 павлинов по сторонам креста (аналогичный мотив встречается в церкви в Акаурте, V в.), виноградной лозы, головы быка с крестом между рогами, оленей, щиплющих листья, на гранях др. капителей - олени среди деревьев. На капителях сев. и юж. галерей высечены фигуры оленей и птиц, клюющих плоды: они символизируют приверженность христианству и в разных вариациях встречаются в груз. искусстве (церкви в Акаурте, Теловани (VIII в.), Акванеба (VI в.), Атени Сиони (VII в.) и др.). Рельефы Болнисского Сиони выполнены в плоскостно-графическом стиле, изображения выступают на 1 см, рисунок львиных грив на пилястрах апсиды напоминает орнамент, близкий к орнаменту памятников искусства сасанидского Ирана. В отличие от др. рельефов изображение головы быка в баптистерии выполнено в горельефе. Вознесение креста. Композиция в тимпане портала ц. Джвари. 586/7–604 гг. Вознесение креста. Композиция в тимпане портала ц. Джвари. 586/7–604 гг. Декор интерьера церкви в Акаурте состоит из резных листьев аканфа, кругов и ромбов на импостах по сторонам апсиды, декор юж. фасада, обращенного к дороге, посвящен теме Воскресения Христа. На мощном архитраве портала, обрамленного орнаментом из виноградных лоз, изображены прор. Даниил среди львов, олени, пальмы. В углублении округлой формы рядом с окном помещена плита с изображением павлина. Рельефы плоскостны, фон вокруг них углублен на 1 см. Тонкая силуэтная линия подобна рисунку на камне.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Тбилиси. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Сиони). Храм Сиони (Сионской горы) Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, Тбилиси, на берегу реки Куры в историческом центре города Координаты: 41.691389, 44.8075 Проезд:на берегу реки Куры в историческом центре города Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Престол Тбилисского Кафедрального Собора освящён в честь Успения Божией Матери. С ним связано множество исторических событий, а также в нём хранится одна из главных святынь Грузии - крест Св. Нино. Строительство Тбилиссского Сиона началось в VI веке во время царствования Гурама Курапалата и было закончено в VII веке. Церковь несколько раз разрушалась врагами. В 1226 году Тбилиси был захвачен шахом Хваразма Джалал-ад-Дином. Он приказал снять с Кафедрального Собора купол и поставить свой трон на его месте. Он также выследил тех грузин, которые отказались осквернить иконы нашего Спасителя и Богоматери. Более, чем тысяча грузин стало в тот день мученниками. Тимур (Тамерлан) разрушил Тбилисский Сион в конце XIV века, но в X веке церковь была реконструирована. В 1522 году шах Измаил похитил икону Богоматери украшенную драгоценными камнями и бросил её в реку Мктвари. Кахетинский царь Леон II нашёл икону и вернул её в Кафедральный Собор. В 1675 епископ Елисей Саганашвили построил новый купол и маленькую часовню с южной стороны Собора, а в 1710 царь Вахтанг Горгасали украсил стены храма. В 1724 мусульманский царь Кахетии Али-Кули-Хан украл икону Богородицы. Позже Сион был разграблен Лексом. В 1726 году турецкий султан приказал правителю Тбилиси превратить Тбилисский Сион в мечеть. Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения и послал ему дорогие подарки. Собор был восстановлен Цициановым после соглашения о присоединении Грузии к России. 17 декабря 1867 года церковь была освящена и в ней возобновились богослужения. Тбилисский Сиони представляет собой типичную крестово-квадратную конструкцию, с развитой восточной частью с выступающими гранитными апсидами. Купол находится на сводах смыкающих алтарные стены и две отдалённые от них колонны, формы которых напоминают стрелы. Этот специфический дизайн, вероятно, результат реконструкционных работ проведённых в XVII веке. Наружные стены ограничены декором, кроме непосредственно купола храма.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Пресв. Богородица почитается в Грузии особо. Наряду с церковными (Гвтисмшобели - Богородица, Деда Гвтиса - Божия Матерь, Калмариам - Дева Мария) существуют народные варианты Ее имени и эпитеты: Шобис Деда (Мать Рождества), Нерчис, Пудзис Батони (Госпожа, Повелительница рода), Адгилис Деда, Дедопали (Мать, Госпожа места) и др. В нек-рых районах Зап. Грузии (Мегрелия, Гурия, Имерети) сохранился архаический обряд Нерчис хвама (молитва Нерчи (роду)), совершаемый в момент родов в присутствии всех женщин рода и включающий моление к Пресв. Богородице. В Вост. Грузии день хранителя рода (сахлтангелозоба, сахлис ангелозоба - день рода, день Госпожи места) считался жен. праздником, с распространением христианства он совпал с почитанием Пресв. Богородицы и был приурочен к празднованию масленицы. Из жертвенного топленого масла (зедаше) выпекают пирог с начинкой из муки, сахара и масла (када), запекают курицу, женщины съедают приготовленное в «углу ангела» (красном углу), прося Пречистую Деву о здравии всех членов семьи. Наиболее почитаемым среди церковных праздников, посвященных Пресв. Богородице, является Успение Пресв. Богородицы (Мариамоба; 15 авг.). Весь август назывался месяцем Богоматери (Мариамобис тве). Большинство груз. храмов освящено в честь Успения Пресв. Богородицы и носит название Сиони (от Сионской горницы, где жила и преставилась Пресв. Дева), напр. Тбилисский Сиони, Болнисский Сиони, Дманисский Сиони и т. д. На Мариамоба праздничный стол украшают фруктовыми ветками и цветами. По обычаю, в садах оставляют немного несрезанных фруктов, чтобы на др. лето был хороший урожай. Для усопших варят кутью; в этот же день или на следующий приходят на кладбище с ветками и свежими фруктами. В горных районах Грузии на кладбище приносят пищу. На Рождество Пресв. Богородицы (Гвтисмшоблоба) крестьяне благодарят Богородицу, Подательницу урожая, и просят Ее помощи в следующем году. В Зап. Грузии (в частности, в Лечхуми) Матерью Рождества (Шобис Деда) называют церковный праздник Собора Пресв. Богородицы, совершаемый на следующий день после Рождества Христова (26 дек.). Женщинам в этот день запрещалось работать (особенно шить и вязать). Благовещение Пресв. Богородицы (Хареба) воспринималось как праздник весны, обновления, начала благоденствия природы. По преданию, в этот день «олень не шевельнет рогами, девушка косы не плетет». На Благовещение поминают усопших, для них в доме ставят кутью и рыбное блюдо; освящают посевное зерно, символично прививают фруктовые деревья и выводят в поле быка. От этого дня зависит судьба всего года. На следующий день начинались посевные работы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Он находится в семи километрах от города Болнисси. Я лично возглавляю в соборе все воскресные и праздничные службы. В эти дни храм переполнен молящимися. Болнисский Сиони уникален тем, что на его стене сохранилась надпись V века, в которой говорится о времени создания собора и называется имя строителя. Это епископ Давид (470–480). Предполагается, что по его благословению и под его непосредственным руководством и был построен Болнисский Сиони. Надо отметить, что надпись на стене ценна сама по себе: она является образцом древней грузинской письменность хуцури. Также на стенах есть изображение креста, именуемого Болнисским, а в алтарной части сохранились красивые фрески. Необходимо сказать, что, несмотря на то, что в Грузии много старых храмов, исконные изображения в них почти утрачены. В этом смысле Болнисский Сиони уникален. Люди приезжают к нам не только со всей Грузии, но и со всего мира, чтобы посмотреть на этот памятник архитектуры и духовности, памятник, который потрясает своим величием на протяжении полутора тысяч лет. Понятно, что Болнисский Сиони – очень ветхий собор, со следами разрушения от времени. Из источников известны такие факты: в XVII веке обвалилась крыша, в связи с этим начались регулярные ремонтные работы. А в XIV столетии, во время татаро-монгольского нашествия, в соборе заперли 500 человек и сожгли их заживо. Следы от того пожара можно увидеть на стенах храма и сейчас. Останки мучеников долгое время хранили в костнице, под собором. В советское время они бесследно исчезли и до сих пор не найдены. – Какими еще храмами и монастырями славится Болнисси? – Широко известен мужской монастырь Цугругашени XII века, храм Казаретской Троицы XIII столетия, храм святителя Николая в Тандзиэ XVII века, а также Питарецкая мужская обитель. Всего на территории Болнисской епархии 200 храмов и монастырей. Мы делаем все возможное, чтобы восстановить их, чтобы в них служилась Божественная литургия. В этом году мы планируем открыть два монастыря. По всей епархии на данный момент действуют 16 храмов, где богослужения совершаются постоянно.

http://pravoslavie.ru/41637.html

Понятно, что в этой области проживает много азербайджанцев-мусульман. В общем, все непросто. На нас возложена ответственная миссия – донести слово Божие до всех людей. Чтобы вера, несмотря на национальные различия, соединяла каждого человека с Богом, чтобы укрепляла его духовные и телесные силы. Наконец, мы должны бережно хранить и преумножать традиции наших великих предков, которые мужественно исповедовали Православие в этом многоконфессиональном крае. Назову хотя бы известного грузинского писателя, ученого и политического деятеля Сулхан-Саба Орбелиани, который был воспитателем будущего царя Вахтанга IV. В нашей епархии расположено немало старинных монастырей: пять – мужских и один – женский. В последние три года в них идет активная реставрация. Одновременно умножается число духовенства и монашествующих. Есть у нас своя духовная гимназия, издательство, издается «Епархиальный вестник». – Какие архиереи управляли Болнисской епархией за время ее существования? – Архиереев, которые в разное время управляли епархией, много, однако сведения о них зачастую весьма обрывочны. Я хотел бы назвать одного из них – владыку Иоанна Болнели. Он подвизался на рубеже IX–X веков и был известен как образованнейший богослов и блестящий проповедник. Его творения изданы, но, к сожалению, почти не востребованы широкой православной аудиторией. Меж тем из них можно почерпнуть много полезного, они обладают сильным духовным зарядом. Мы сейчас тщательно исследуем жизнь этого архиерея и хотим ходатайствовать перед Священным Синодом о причислении владыки Иоанна к лику святых. Также кафедрой управляли архиепископы Иосиф Болнели и Николай Болнели. Однако о них мы знаем совсем мало. Пробелы в истории Болнисской епархии ощутимы, и наш долг – их восполнить. – На территории вашей епархии расположен архитектурный памятник мирового значения – собор Болнисский Сиони, который датируется V веком. В каком состоянии он находится в настоящее время? Совершаются ли в нем богослужения? Изображение креста на стене храма Болнисский Сиони (V в.) Изображение креста на стене храма Болнисский Сиони (V в.) – Как я уже сказал, Болнисский Сиони является кафедральным собором епархии.

http://pravoslavie.ru/41637.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010