Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛОК Александр Александрович (16.11.1880, С.-Петербург - 7.08.1921, Петроград), поэт, драматург. Род. в семье юриста, профессора Варшавского ун-та. Родители разошлись вскоре после рождения ребенка, детство к-рого прошло в семье деда по матери А. Н. Бекетова, ученого-ботаника, в то время ректора С.-Петербургского ун-та. С 1891 г. Б. учился в 9-й с.-петербургской (Введенской) гимназии, с 1898 г.- на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та, в 1901 г. перевелся на историко-филологический фак-т, к-рый закончил в 1906 г. (канд. соч. «Болотов и Новиков»). В нач. 1900-х гг. Б. увлекся поэзией и философией Вл. С. Соловьёва , на этой почве произошло его сближение с Андреем Белым и С. М. Соловьёвым (в дальнейшем эти поэты составили поколение т. н. «младших символистов», «соловьёвцев»). Увлечение Соловьёвым отразилось в 1-м сборнике Б. «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе 1905), адресатом и героиней стихов к-рого была Л. Д. Менделеева, дочь известного ученого-химика Д. И. Менделеева, ставшая в 1903 г. женой Б. В «Стихах о Прекрасной Даме» отношения с Менделеевой предстают в духе мистики Соловьёва как встреча с земным воплощением Вечной Женственности, присутствие к-рой в мире служит источником светлых надежд на его близкое преображение. В 1902 г. Б. познакомился с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским , в их ж. «Новый путь» дебютировал как поэт (Из посвящений//Новый путь. 1903. 3), публиковал стихи и рецензии. Посещал Религиозно-философские собрания 1902-1903 гг., принимал участие в работе с.-петербургского Религиозно-философского об-ва (см. Религиозно-философские общества в России ) и выступал на его заседаниях, однако к атмосфере этих собраний относился критически («Образованные и ехидные интеллигенты, поседевшие в спорах о Христе» - Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 210) и был далек от обсуждавшихся на них проблем. Впосл. выступления в Религиозно-философском об-ве и примыкающие к ним публицистические статьи об отношениях народа и интеллигенции Б. объединил в сб. «Россия и интеллигенция» (1918).

http://pravenc.ru/text/149393.html

прот. Константин Буфеев Литература К Введению. Философский взгляд на проблему 1. Буфеев Константин, прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции. М.: «Русский издательский центр имени святого Василия Великого » – МПЦ «Шестодневъ», 2014 URL: http://click.shestodnev.ru/kniga11 (дата обращения: 16.11.2017) 2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.//Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988 3. Гоманьков А.В. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4628910 . html (дата обращения: 16.11.2017) 4. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. М.: Изд-во «ФИВ», 2015 5. Крик Ф. Жизнь как она есть: её зарождение и сущность. М.: «Институт компьютерных исследований», 2002 6. Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. 1. СПб., 1857 7. Моррис Генри. Сотворение и современный христианин. М., 1993 8. Серафим (Роуз) , иером. Православный взгляд на эволюцию//Приношение православного американца. М., 1998 9. Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004 10. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: «Москва», 1997 11. Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Выпуск 2. Творения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и «Паломник», 1994 12. Фиолетов Н.Н. Из курса лекций «Основные вопросы современной христианской апологетики». ЖМП. 11. М., 1991 13. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. Т. I. М., 1871 14. Шарден П.Т. Божественная среда. М.: «Ренессанс», 1992 К части I. Чарльз Дарвин и дарвинизм 1. Акифьев А.П., Потапенко А.И. Биоэсхатология: основные направления и первые результаты исследований/А.П. Акифьев, А.И. Потапенко//Успехи геронтологии. – 1997. – 1 2. Александров В.Я. Трудные годы советской биологии: записки современника. СПб: «Наука», 1993 3. Алтухов Ю.П., Рычков Ю.Г. Генетический мономорфизм видов и его возможное биологическое значение/Ю.П. Алтухов, Ю.Г. Рычков//Журнал общей биологии. т. 33. – 1972. – 3 4. Амосов Н.М. Моё мировоззрение/Н.М. Амосов//Вопросы философии. – 1992. – 6

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

С.М. Половинкин Содержание От сталинской школы к русской православной философии. Свящ. Павел Флоренский и... Теодицеи Лейбница и свящ. Павла Флоренского Понимание монархизма А.С. Хомяковым и свящ. Павлом Флоренским Π.Α.Флоренский и религиозно-философские кружки и общества в Москве I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII Московская Духовная академия от Февраля к Октябрю 1917 года Реальность 1920–1930-х годов и «Мнимости в геометрии» свящ. Павла Флоренского «Гнездо черносотенцев под Москвой» (Сергиевопосадское дело 1928 года). Высылка свящ.Павла Флоренского в Нижний Новгород (1928 г.) «Инвектива скорее, чем критика»: Флоровский и Флоренский ...И другие Персонализм И.В. Киреевского Психо-аритмо-механик (философские черты портрета Π.А. Некрасова) «Пора начинать Великую Литургию» «Московский авва» «Ревностная дружба» Свящ. Сергий Булгаков и Крым Антиплатонизм Льва Шестова и анафема на Иоанна Итала C. Н. Дурылин – учитель свв.Царских Дочерей и А. Д. Сахарова Школы, общества, течения Философский контекст московской философско-математической школы Московская философско-математическая школа На изломе веков О религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева в Москве (1905–1 918) «Научная философия» – «жареный лед» Имяславцы Кавказа Евразийство и русская эмиграция     В книге Сергея Михайловича Половинкина, историка философии, исследователя и комментатора трудов П.А. Флоренского, вошли статьи разных лет, посвященные крупнейшим именам и событиям русской мысли первой половины ХХ века. Автор убежден, что русская философия – это философия православия, а христианский персонализм и соборное всеединство являются ее главными содержательными признаками. Книга адресована всем, кто заинтересован в познании основоположений русской культуры. От сталинской школы к русской православной философии. В 1953 г. я окончил среднюю школу 1 в г. Пушкино Московской области. В старших классах мне случайно попался в руки на несколько минут карманный «Философский словарь», как потом я понял – «ужаснейшего содержания», и произвел на меня неизгладимое впечатление. Я приходил в трепет от одного названия статей – идеализм, эмпириокритицизм (целая поэма в названии!), Платон, Декарт, Кант и т. д. И кто-то шептал: «Это – твое!» После этого само слово «философия» облеклось для меня ореолом сверхмудрости, которую надо постичь.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУЖОК ИЩУЩИХ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДУХЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ (янв. 1907-1917), религиозно-философское общество. Собрания К. и. х. п. проходили преимущественно в Москве, но, как следует из Устава Кружка, могли проходить и в др. местах Московской губ. (Устав. 2013. С. 470). Кружок имел неск. филиалов. Из его членов избирались председатель, казначей и библиотекарь. Заседания были закрытыми: «На собрания Кружка публика не допускается, не допускаются также и представители печати» (Там же. С. 471). В устраиваемых Кружком чтениях и беседах могли принимать участие посетители, приглашенные по предложению одного из его членов (Там же). В Москве собирались или на квартире мч. Михаила Новосёлова (дом Ковригиной возле храма Христа Спасителя, кв. 12), или в доме А. А. Корнилова (Н. Кисловский пер., д. 6), или на квартире В. А. Кожевникова (Кисловский пер., д. 6). С. И. Фудель оставил описание квартиры мч. Михаила: «У него была там зала с большими портретами Хомякова, Достоевского и В. Соловьёва, с длинным столом для занятий его религиозно-философского кружка, его кабинет с образом св. Иоанна Лествичника, и третья маленькая комната-столовая, где мы и сидели за чаем, а М. А. [Новосёлов] время от времени бегал с совочком за углями в самовар, чтобы его песня не прекращалась» ( Фудель. 2005. С. 290). Целью Кружка было христ. просвещение, что и записано в 1-м параграфе Устава: «Кружок имеет целью помогать своим членам, а также и посторонним лицам, которые будут к нему обращаться, в усвоении начал христианского просвещения. Кружок никаких политических целей не преследует и в обсуждение политических вопросов не входит» (Устав. 2013. С. 470). Для достижения поставленной цели предполагались организация чтений и бесед, работа б-ки, а также издательская деятельность (Там же). Свящ. Иоанн Альбов писал, что «способы, которыми кружок осуществляет свою великую задачу, разнообразны. Личные беседы, публичные собеседования или общественно-церковные, направление сомневающихся в вере к опытным в духовной жизни, например, к старцам-духовникам в Зосимовой или в Оптиной пустыни» ( Альбов. 1909. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2462055.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. С. Мережковский. Фотография. Нач. XX в. Дмитрий Сергеевич (2.08.1865, С.-Петербург - 9.12.1941, Париж), писатель, поэт, драматург, литературный критик, публицист, религиозный мыслитель, один из организаторов С.-Петербургских религиозно-философских собраний и главный теоретик доктрины «нового религиозного сознания». В 1876 г. поступил в Третью классическую гимназию С.-Петербурга. С 1884 по 1888 г. учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. В студенческие годы был увлечен позитивизмом (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль), интересовался дарвинизмом, народническими идеями Н. К. Михайловского и Г. И. Успенского, имел желание по окончании университета «уйти в народ» и стать сельским учителем. В 80-х гг. XIX в. М. был близок к редакции журнала М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Плещеева «Отечественные записки», в 80-90-х гг. сотрудничал в ж. «Северный вестник»; публиковался в «Вестнике Европы», «Русском обозрении», «Русской мысли» и др. изданиях. Интерес М. к религии пробудился в связи со знакомством с историей мировых религий. М. интересовался нетрадиц. формами религиозности, рус. сектантством и старообрядчеством. Следуя совету Успенского получить представление о «народной вере», М. путешествовал по Уфимской и Оренбургской губерниям. Вслед за Л. Н. Толстым познакомился с основами религиозно-нравственного учения крестьянина Тверской губ. В. К. Сютаева. Собирая материал для романа «Петр и Алексей», посетил общины сектантов и старообрядцев в Заволжье, в Керженских лесах, в г. Семёнове, на оз. Светлояр, с которыми впосл. переписывался и к-рым высылал номера издававшегося под его руководством религиозно-лит. ж. «Новый путь» (1903-1904). После тяжелой болезни в 1886 г. М. пришел к христианству и сблизился с поэтом и «мэонистом» (последователем псевдорелигии небытия) Н. М. Минским; их сотрудничество в сфере религ. реформизма продолжалось ок. 10 лет, затем единомышленники разошлись в вопросе радикальности религ. реформы в России. В 1888 г. М. написал поэму «Протопоп Аввакум» и издал 1-ю книгу стихов («Стихотворения»). В 1889 г. М. обвенчался с поэтессой З. Н. Гиппиус , ставшей его лит. критиком и религ. единомышленником.

http://pravenc.ru/text/2563000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1.08. 1872, с. Подклинье Порховского у. Псковской губ.- кон. 1920/кон. 1921?), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ. Из мещан. В 1894 г. окончил Рижскую ДС по 1-му разряду, в 1898 г.- СПбДА со степенью кандидата богословия. Во время обучения в СПбДА участвовал в проведении внебогослужебных бесед. 4 авг. 1898 г. был рукоположен во диакона к Иоанно-Предтеченской ц. при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 31 июля 1899 г. назначен законоучителем в Юрьевскую муж. гимназию и в Юрьевскую жен. гимназию им. А. С. Пушкина (Рижская епархия). 29 авг. 1899 г. рукоположен во иерея Рижским и Митавским еп. священноисповедником Агафангелом (Преображенским , впосл. митрополит). 1 авг. 1900 г., согласно собственному прошению и предложению управляющего Рижским учебным окр., перемещен законоучителем в Юрьевскую учительскую семинарию с оставлением места законоучителя в местной жен. гимназии. В 1901-1903 гг. Е. принял участие в работе 3-го и 10-го заседаний Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. 16 авг. 1903 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) назначен настоятелем ц. св. Александра Невского при Имп. воспитательном об-ве благородных девиц (Смольный ин-т) и законоучителем этого об-ва в С.-Петербурге. В 1905 г. Е. в числе «группы 32-х» священников обращался к митр. Антонию с записками о необходимости реформ в Русской Церкви. С 31 мая 1906 г. член Братства ревнителей церковного обновления, возникшего на основе «группы 32-х», а с 1 дек. 1906 г. секретарь братства. В 1906-1908 гг. сотрудничал с журналами «Век» , «Вопросы религии». 16 окт. 1908 г. назначен настоятелем ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц (Суворовский просп., 4). С 1908 г. председатель братства Св. Креста при той же церкви. Написал и издал цикл брошюр под общим названием «Братские письма» (СПб., 1909-1910). Одновременно служил священником при городском Рождественском барачном лазарете памяти имп. Марии Александровны и законоучителем жен. гимназии А. П. Никифоровой. 16 июня 1910 г. назначен служить в собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, возглавил детский приют Об-ва вспоможения бедным при соборе. С 1911 г. сотрудничал с ж. «Русский паломник», в к-ром публиковал многочисленные статьи в жанре «религиозно-нравственных размышлений» и проповедей.

http://pravenc.ru/text/189533.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русская религиозная философия Расшифровка лекций отца Александра Меня о русских религиозных философах. Лекции, так сказать, «вводные», как говорит сам о. Александр «я хотел бы, чтобы вы почувствовали, увидели образ этого человека, стиль его мышления, могли бы окинуть взором его творческий и жизненный путь». То есть, «Русская религиозная философия» о. А. Меня это первое знакомство, очерки. «Русскую религиозную философию» составили лекции отца Александра Меня о предшественниках Владимира Соловьева, самом В. Соловьеве, братьях Трубецких, Льве Толстом, религиозно-философских собраниях в Петербурге, о Мережковском и Гиппиус, Бердяеве, Булгакове, Флоренском, Франке, Федотове и матери Марии (Скобцовой). Русская религиозная философия ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА Скоро 90 лет, как умер великий русский философ Вл.С.Соловьев. В начале этого года я вел телерепортаж из комнаты, где он скончался. Он умер в имении князя Сергея Трубецкого, тоже замечательного философа и публициста, ректора Московского университета, близкого друга Владимира Сергеевича Соловьева. Сейчас эта комната превращена в бильярдную, и до этого я туда приходил украдкой, чтобы служить панихиду на месте смерти великого мыслителя. И вот во время репортажа, мы подняли вопрос о том, чтобы эта комната была превращена в мемориальную. Вы, вероятно, знаете, что «Узкое» принадлежит Академии наук, там находится дом отдыха Академии наук, так что от этой организации зависит и решение вопроса о мемориальной комнате. Когда в 1920–е годы решался вопрос о том, кому будут ставить памятники в Москве и Ленинграде, то в списке философов было имя Соловьева, правда, потом его вычеркнули. Трудно сказать, кем был Соловьев. Он был философом, он при этом был богословом, социологом, критиком, политиком. Универсальная личность! И в этом отношении он действительно похож на Пушкина. Как будто бы произошел какой–то творческий взрыв в его лице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Образование не может быть машиной» Профессор Владимир Катасонов подверг жесткой критике проект закона «Об образовании в Российской Федерации» 25.08.2011 1715 Время на чтение 7 минут Напомним, что ранее данный законопроект подвергли критике председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков , наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары архимандрит Георгий (Шестун) , заведующий кафедрой теологии РГУ, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов) , настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев , член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз , директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко , председатель Рязанского областного отделения Межрегионального общественного движения в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», председатель ЦС Рязанского городского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание Евгения Рябова , детский врач, писатель Татьяна Шипошина . «Общественный родительский комитет» обнародовал заявление в связи с угрозой принятия новой редакции законопроекта «Об образовании в РФ». Мы попросили прокомментировать законопроект доктора философских наук, профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владимира Николаевича Катасонова . Данный законопроект, вызвавший бурную дискуссию в обществе, содержит 200 страниц. Уже по самой его внешней форме чувствуется бездарность работы Министерства образования. В конце этого документа, где идет речь о способе внедрения, приводятся перечисления отмен предыдущих положений Минобразования. Только за 2000-2010 года там уже около 8 страниц таких отмен. Понятно, что к этому закону, в случае его принятия, также будет очень много всяких подзаконных положений. Неужели нельзя было заранее это предусмотреть и понять, что закон не обязан в деталях рассматривать каждое положение образовательного процесса, не делать из такого важного документа совершенно неудобочитаемую «простыню»? Поэтому даже внешняя форма проекта закона показывает, как непрофессионально работает наше Министерство образования.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/25/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я хочу создать миф: Россия» В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова 06.04.2018 1507 Время на чтение 4 минуты Семинар «Мир Георгия Свиридова» (из цикла «Ценностные основания русской художественной культуры») состоялся в Российском институте истории искусств 26 марта. На семинаре были представлены десять изданных томов Полного собрания сочинений Георгия Васильевича Свиридова. Их презентацию провел директор Свиридовского института, президент Национального Свиридовского фонда, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко. Ведущий семинара - директор Российского института истории искусств РАН и Министерства культуры, доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин отметил, что « культура - это светская форма духовной жизни, в которой действуют те же энергии, что и в религиозной жизни, уходящие за пределы самой культуры. Георгий Васильевич Свиридов был одним из великих русских композиторов 20 века, осуществившим светлый логос культуры в своем творчестве ». Александр Сергеевич Белоненко, племянник Г.В.Свиридова, 20 лет жизни посвятивший раскрытию его музыкального и литературного наследия, рассказал о творческом пути композитора. « Я понял, что если я не начну издавать полное собрание сочинений Г.В. Свиридова, то после меня это будет в разы сложнее, потому что придет следующее поколение, с другим слуховым опытом, они не смогут понять, куда движется импровизационная музыкальная мысль Свиридова », - признался Александр Белоненко. Плодом его труда стало издание полного собрания сочинений композитора, вобравшее в себя практически все из наиболее ценного, что было создано Свиридовым и зафиксировано им на бумаге или на аудиокассете. Помимо широко известных работ в него вошло большое число произведений, ранее никогда не издававшихся. « Музыку Свиридова мы знаем лишь как надводную часть айсберга, нотных рукописей им написано около 10000 листов, они хранят произведения, оставшиеся в разной степени готовности, какие-то из них можно восстановить и исполнить. Свиридовым оставлен уникальный звуковой архив. На магнитофон он записывал то, что наигрывал в процессе сочинения музыкального произведения. Среди этих фрагментов есть уникальные, существующие только в аудиозаписи », - поделился исследователь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/06/ya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ христ. писатели II-III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христ. веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religio illicita), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegia illicita), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как святотатство (sacrilegium, греч. θετης). В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия ) и Цельс , автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (Αληθς λγος, ок. 178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. disciplina arcana ). Задача А. состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон - гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д. (о развитии апологетического жанра см. ст. «Апологетика» ). Прежде всего А. р. старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой гос-ву. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и гос-ва, так и общества в целом. Во-вторых, А. р. раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. А. р. в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство - как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, А. р. опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и проч.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, А. р. раскрывали перед языческим миром христ. понимание Свящ. Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» - иудейства.

http://pravenc.ru/text/апологеты ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010