Паки вопроси преподобный: «Како ти есть имя?» Дьявол же рече: «Имя ми есть Игнатий, княжеского роду, обаче плотян есмь меня послала мамка к демону, и абие взяша мя демоны». Преподобный же заклят его именем Божиим, повелеваше ему оттуду изыти. Дьявол же глаголаше, «Яко не могу отсюду изыти; понеже бо зде прислан есмь, а не сам приидох». Преподобный глагола: «Аз имам на тя к Богу молитвы творити; изыди, прокляте»! Дьявол же не тако дерзновенно глаголаше, якоже прежде, зело бо немовато и бездерзновенно, и начат уже исчезати. Боряся же преподобный с тем дьяволом седмиц пять, прилежные своя молитвы к Богу творя, и воду святя и повсюду кропя; абие той демон мало-помалу исчезе оттуда конечно, и к тому николиже тамо вниде, жегом Божиею благодатию, и молитвами преподобного отца Иллариона. И поживе преподобный в тех богадельнах седмиц десять, и тако возвратися в монастырь свой в духовной силе, яко царев храбрый воин и в бранех победитель крепкий, от супостата же отнюдь непреодоленный, нечистым духом показася страшный, и всему миру явный и дивный чудотворец». («Ребус» 1895 г., 12). 16. Сила церковных заклинательных молитв. Более 30 лет находясь в сане священническом и обращаясь в кругу с людьми разного состояния, я не раз слыхал от некоторых, будто бы злые духи не существуют, и что так называемые бесноватые суть или больные естественными недугами, или притворяются, чтобы избежать трудов, либо заискать сострадание к себе в людях богатых, но суеверных. Не буду входить в какие-нибудь соображения о бытии духов: для православного христианина эта истина выше всякого сомнения. Укажу только на виденные мною примеры таких недугов, которых невозможно изъяснить ни естественными причинами, ни притворством: они были действительно жестоки, а уступали единственно силе заклинательных молитв, положенных Церковью на изгнание злых духов. 1856 года, 12 августа, был я с моей женой, по хозяйственной надобности, в губернском городе Орле. Без нас дети, которых у меня восьмеро, особенно малолетние, гуляли, резвились, шутили. Более всех их отличался десятилетний сын мой Орест. Над ним домашние и соседи много смеялись и дивились разным его выдумкам. Чрез два дня, к вечеру мы возвратились домой и всех детей, слава Богу, нашли здоровыми. В сумерки работник, по сельскому быту, отправился на ночь в поле с лошадьми, а я пошел в огород свой с двумя детьми, Орестом и другим, девятилетним сыном Аркадием, чтоб там караулить овощи от бродящей ночью скотины. Не знаю, сыновья мои, ложась со мною спать, молились ли Богу или нет, только скоро заснули, а я долго не спал. Около полуночи вдруг Орест мой поспешно вскочил, начал бегать около одонков и будто что-то ловил. Видя это, я сказал ему: «Орест, зачем ты встал и что делаешь?» А он мне на это: «Разбуди, пожалуйста, Аркашу: вот мы эту кошку поймаем, да и убьем; она с одонка бросилась мне на грудь, разбудила и больно зашибла».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1903. 9975. С. 11. См. также: Профессор Орлов . В.И. Крыжановская (Рочестер). Железный канцлер Древнего Египта//Новое время. 1900. 8671. С. 11; Буренин В. Критические очерки//Новое время. 1895. 6780. С. 2. Буренин В. Критические очерки//Новое время. 1901. 9254. С. 2. В.Н.М. Библиографические новости: В.И. Крыжановская. Рекенштейны//Новое время. 1895. 6761. С. 4. ИРЛИ. Ф. 2. Оп. 16. Д. 50. Л. 2об.: Письмо П.А. Чистякова А.Н. Аксакову (без даты). Там же. Д. 9. Л. 94–95: Письма Прибыткова В.И. Аксакову А.Н. НИОР РГБ. Ф. 368. К. 11. Ед. 1. 63 л. Записи, сделанные во время спиритических сеансов, 1884, февр. – дек.; Материализационный сеанс в Петербурге//Ребус. 1890. 16. С. 140. Петербургские спириты (у И.Х. Тани)//Петербургская газета. 1893. 35. С. 2. ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой, годы моей жизни в общении с духовным миром. Запись от 18 февраля 1885 г. Т. 1. C. 383. Медиумические романы. Ответ подписчику 385//Ребус. 1888. 12. С. 126. По всей вероятности, французский врач Амбруаз Паре (1510–1590). ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой… С. 294. Петербургские спириты (У В.И. Крыжановской)//Петербургская газета. 1893. 33. С. 2. ИРЛИ. Ф. 2: Спиритический дневник М.П. Сабуровой… Запись от 26 марта 1884 г. Т. 1. С. 178. Петербургские спириты (У В.И. Крыжановской). С. 2. Петербургские спириты (У А.К. Бодиско)//Петербургская газета. 1893. 39. С. 2. Что касается портретов В.И. Крыжановской, то к настоящему моменту известно две ее фотокарточки: 1) Новое время. 1907. 11190. С. 6; 2) Изида. 1910. 2. Петербургские спириты (У д-ра Л.Е. Бразоль)//Петербургская газета. 1893. 42. С. 2. От редакции//Ребус. 1909. 29–30. С. 11. Миф: Увлечение спиритизмом в Петербурге (беседа с Асгартой и С.В. Семеновым)//Петербургская газета. 1910. 14 ноября. С. 3. Там же. С. 3. Крыжановская В.И . На соседней планете. СПб.: Типо-лит. В.В. Комарова, 1903. Прибытков В.И. Мысли вслух: Беседы о спиритизме и других явлениях из области психизма//Ребус. 1893. 14. С. 178. Посвященный . Нечто об оккультизме и Папюсе//Ребус.

http://bogoslov.ru/article/6194734

99 Смайльс (Smiles) Самуэль. Его книга «Selfhelp» (1859) с 1866 неоднократно издавалась в русском переводе под названием «Самостоятельная деятельность». 100 Спенсер (Spencer) Герберт. Собрание его сочинений в русском переводе в семи томах издано: СПб., 1866–1869. 101 Струве Генрих Егорович. Его докторская диссертация «Самостоятельное начало душевных явлений» (М. 1870) вызвала оживленную полемику в литературе 103 «Новое время» – газета, выходившая в СПб 1868–1917. С 1876 издателем газеты был Алексей Сергеевич Суворин (11 сентября 1834 – 11 августа 1912). 106 Вероятно Франкель (Frankel) Захария, раввин, немецкий гебраист, директор богословской семинарии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). 108 РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 574. Л. 35–37. Святейшего Правительствующего Синода по 2-му столу 1-го отделения дело по отчету о состоянии С.-Петербургской Духовной академии. 109 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 79–82; он же. В церкви свв. апостолов Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе, в селе Александровском.//Там же. С. 62–64. 110 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 53. 111 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 80. 112 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 80. 113 Чуков Н. В школе при фабрике братьев Варгуниных.//Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. СПб. 1895. С. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скажут: случайность, прибавляет г. Гиляров. Но при других обстоятельствах сон этот мог бы и забыться. Внезапность кончины вне дома, и при том при столь кратковременной отлучке покойной, не могла не напомнить сна с его вещим характером. («Ребус» 1885 г., Вот полный глубокого интереса случай из жизни митрополита Филарета. Г. Листовский в «Русского Архива» 1885 г. в статье «Рассказы из недавней старины» приводит следующий интересный факт из жизни московского митрополита Филарета. «Против одного священника, – говорит г. Листовский, было много обвинений. Журнал консистории о запрещении ему служить был подан Филарету на утверждение. Это было на страстной неделе. Филарет проживал тогда в Чудове монастыре. Он взял уже перо, чтоб подписать журнал, но почувствовал какую-то тяжесть в руке, как будто бы перо ослушалось его. Он отложил подписание журнала до следующего дня. Ночью видит он сон; перед окнами толпа народа разного звания и возраста о чём-то громко толкует и обращается к нему. Митрополит подходит к окну и опрашивает, чего им надо. Оставь нам священника, не отстраняй его!» – просит толпа. Впечатление этого сновидения было столь сильно, что митрополит не мог отделаться от него по пробуждению и велел позвать к себе осуждённого священника. «Какие ты имеешь за собой добрые дела, открой мне», обращается он к нему. «Никаких, владыко, – отвечал священник, – достоин наказания». Но владыка с настойчивостью убеждает его подумать. «Поминаешь ли ты усопших?» спрашивает Филарет. – «Как же, владыко; да у меня такое правило: кто подаст раз записочку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю по ней частицы, так что и прихожане ропщут, что у меня проскомидия дольше литургии, а я уж иначе не могу». Филарет ограничился переводом этого священника на другой приход, объяснив ему, кто был за него ходатаем. Это так тронуло священника, что он приложил старание к исправлению своему и отличался потом примерной жизнью». Вещий сон о. Иоанна Кронштадтского . 14 декабря 1895 года исполнилось 40-летие служения в священническом сане отца Иоанна. В этот день, после поздней литургии, высокочтимый юбиляр в своём слове, обращённом к предстоящим в Кронштадтском Андреевском соборе, между прочим, рассказал о своём вещем сне, виденном за 15 лет до назначения в Кронштадт, куда он был определён в 1855 году. «Велико было моё удивление, – сказал о. Иоанн, – когда я увидел сияющую внутренность обновлённого к тому времени храма, давно уже мне знакомую по сновидению в отрочестве. Да, лет пятнадцать перед тем я видел дивный сон, в котором мне показана была эта самая внутренность храма, с этими вновь сделанными иконостасами. Этот сон запечатлелся в душе моей навсегда, оставив во мне радость неземную. Это было мне знамение от Бога, что я буду священствовать в этом храме, ибо тогда уже я видел себя входящим и исходящим из северных и южных врат, – так, как бы я был свой человек». («Ребус»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

49. Щеглов И. Л. У отца Иоанна Кронштадтского . Рассказ очевидца. М., 1894. 90 с. Изд. 2-е – СПб., 1905. 1895 50. Жеребцова М. Ф. У источника живой воды. День в Кронштадте и исповедь о.Иоанна Ильича Сергиева. СПб., изд. Н.Тронина, 1895. 20 с.; ил. Изд. 2-е – СПб., 1897. Изд. 3-е – СПб., 1900. Изд. 4-е – СПб., 1903. 51. Животов H. Н. Пьяницы у отца Иоанна Кронштадтского . М., 1895. 48 с. 52. Зарницкий Я. И. О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года. СПб., 1895. 108 с. 53. Киселев И. П. О.Иоанн (Кронштадтский) в Крыму. Записано причетником Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1895. 32 с. 54. Нарцизова А. Поездка в Суру и возвращение оттуда с отцом Иоанном Кронштадтским . Ярославль, 1895. 32 с. 55. Речь и слово, сказанное о. Сергиевым Иоанном Кронштадтским и прот. В. Михайловым при гробе почившей благочестивой старицы Прасковьи Ивановны Ковригиной в Кронштадте. СПб., 1895. 16 с.; портр. 56. Соколов В. А. Посещение Московской Духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским . М., 1895. 30 с.; портр. 57. Суждения за границей об отце Иоанне Кронштадтском . СПб., 1895. Изд. 2-е – СПб., 1902. 1896 58. В память 40-летнего юбилея священнического служения протоиерея отца Иоанна Кронштадтского (12 декабря 1895 года). Стихотворение. СПб., 1896. 1 л.; портр. 59. Максимов В. Настоятель Кронштадтского Андреевского собора о.Иоанн Ильич Сергиев. СПб., 1896. 16 с.; портр. 60. Настоятель Кронштадтского Андреевского собора о.Иоанн Ильич Сергиев. СПб., 1896. 61. С. Д. Отец Иоанн Кронштадтский среди народа. Рассказ очевидца. М., 1896. 20 с. 1897 62. Жеребцова М. Ф. День в Кронштадте и исповедь о.Иоанна Ильича Сергиева. Изд. 2-е, с портр. о.Иоанна и 5-ю рИс.худ. Н. А. Тронина. Кронштадт, 1897. 32 с. 63. Освящение о. Иоанном Кронштадтским храма при второклассной Вытегорской церковно-приходской школе. Петрозаводск, 1897. 18 с. 64. Цветков С. Отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и чудодейственная сила его молитвы. С прилож. молитвы и славословия о.Иоанна. М., 1897. 256 с.; ил. 1898 65. Красногорский Дмитрий, свящ. Приезд в Чернигов и пребывание в нем досточтимого пастыря отца Иоанна Кронштадтского . Чернигов, тип. губерн. правл., 1898. 26 с.; портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 18 ноября 1895 года за 5868 289 . 117 Акафист прп. Трифону, Печенгскому чудотворцу В 1895 году в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет студент Санкт-Петербургской духовной академии Александр Кононов представил на рассмотрение «Акафист преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу». Рукопись была рассмотрена духовно-цензурным комитетом, и было признано, что «акафист написан правильным церковнославянским языком, по изложению вполне удовлетворяет требованию, предъявляемому к этого рода церковным песнопениям, и содержателен». Рукопись с одобрительным отзывом была препровождена в Святейший Синод 20 января 1895 года за Святейший Синод 23 февраля/3 марта 1895 года за 517 поручил рассмотреть акафист преосвященному Никанору, епископу Архангельскому. От 13 апреля 1895 года за 301 преосвященный Никанор доносил Св. Синоду, что акафист прп. Трифону, Печенгскому чудотворцу, был им рассмотрен и найден удовлетворительным как по содержанию, так и по изложению; некоторые недомолвки и погрешности им исправлены в рукописи; напечатание акафиста он нашел желательным. Святейший Синод 14/26 июня 1895 года за 1746 постановил: «Акафист прп. Трифону Печенгскому разрешить к напечатанию со сделанными в рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан от 30 июня 1895 года за 3128 290 . 118 Акафист [св.] апостолу Христову Симону Кананиту В 1895 году настоятель Новоафонского подворья игумен Алексий представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет «Акафист и молитву св. апостолу Христову Симону Зилоту», составленные А. Ф. Ковалевским, с просьбой рассмотреть рукопись и одобрить к печати. Комитет 25 апреля 1895 года нашел, что «акафист и молитва составлены с достаточным искусством как содержащие в себе определенные указания на жизнь святого апостола Симона и как написанные довольно правильным церковно-славянским языком». Одобренная рукопись 25 апреля 1895 года за 1834 была представлена на благоусмотрение Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

97 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. (Четырнадцатый год существования Общества). СПб., 1895. С. 85–86 98 Арент Л., свящ. † Священник Петр Кириллович Дав//Рижские епархиальные ведомости. 1903. 11. С.506–510. 99 Дав П. Духовные беседы и чтения в 1-м ночлежном доме в память Государя императора Александра II//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. С. 788 – 791. 104 Простосердов А, свящ. Четверть века в борьбе за трезвость. Юбилей Варгунинского Общества Трезвости. Пгр., 1915. С.8. 105 Известия и заметки//Церковные ведомости... 1895. 43 (Прибавления). С. 1500; Пострижение в монашество//Церковный вестник. 1895. 42. С. 1346; Пострижения в духовной академии//С– Петербургский духовный вестник. 1895. 42. С. 965; Пострижение в монашество//Биржевые ведомости. 1895. 283 (15/27 октября). С. 2. 106 Бывший студент. Духовные беседы на фабрике бр. Варгуниных в 1895–96 г//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. 28. С. 549–550. 107 Городские известия//Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. 246 (26 ноября). С.З. 108 Чер Н. Открытие бесед в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни//С-Петербургский духовный вестник. 1896. 2. С. 2. 109 Городские известия//Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. 268 (22 ноября). С.2; Городские известия//Там же. 269 (23 ноября). С.2. 110 Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1895–1896 г. (Пятнадцатый год существования Общества). СПб., 1896. С. 57. 111 Открытие бесед на фабрике Штиглица//С-Петербургский духовный вестник. 1896. 36. С. 708–709. 114 Собрание студентов-проповедников с членами Совета Общества//С.-Петербургский духовный вестник. 1896. 41. С. 815–817; Собрание студентов-проповедников с членами совета «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви»//Церковные ведомости... 1896. 42 (Прибавления). С. 1534–1536; Собрание студентов-проповедников//Петербургский листок. 1896. 279 (9 октября). С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз, когда ему было уже 22 года, он, лёжа на постели, услышал лёгкие, женские шаги, приближающиеся к его постели. Зная, что двери заперты и никакой женщины в его квартире не было, он с удивлением оглянулся. Шум шагов стих у его кровати; он увидал бледное меланхолическое лицо девушки, в которую влюблён был пять лет тому назад. Девушка эта, верившая в возможность появления после смерти, обещала ему, что, если раньше умрёт, то явится к нему. Через 10 дней, он получил письмо, из которого узнал, что девушка скоропостижно умерла, именно в тот день и час, когда явилась к нему. («Ребус» 1884 г., 4. Случай из жизни известного учёного Джоржа Смизса Знаменитый английский ассириолог Джордж Смисз, скончался в Алеппо; (в Сирии) 7 авг. 1876 г. в 6 часов вечера. Его друг и сотрудник, знаменитый германский ассириолог, д-р Фридрих Делич, находился в это время по своим делам в Лондоне. Около 6 ч. вечера он случайно проходил близ дома, в котором имел обыкновение останавливаться Смисз, когда приезжал в Лондон (дом Крогс-Лэид Род). Вдруг он услышал своё имя, произнесённое с таким поражающим воплем, что, по его собственным словам, он был потрясён до мозга костей. Как раз в этот день и час скончался его друг в далёкой Сирии. Д-р Делич удостоверяет, что в момент происшествия он вовсе не думал о своём далёком друге. Описанный случай был в своё время опубликован в знаменитом «Таймсе». Не, лишнее будет добавить, что д-р Делич – учёный, замкнутый в тесном кругу своей специальности, и ничего общего с верой в подобные явления не имеющий. («Ребус» 1885 г., 5.  Рассказы из записок Николая Ивановича Греча. а) «Вскоре по выпуске в офицеры, дядя мой, Логин Иванович Греч, отправился к армии, действовавшей против турок, был в сражениях при Ларге и Кагуле и в 1772 г. умер от моровой язвы в Яссах. Он был любимец своей матери, и, как говорит семейное предание, явился ей в минуту своей смерти. Бабушка однажды, после обеда, легла отдохнуть, вскоре выбежала она из своей спальни, встревоженная, и спрашивала у домашних: «где ж он? Что ж он не вошёл ко мне? Я ещё не спала». – «Кто?» – «Как кто? Сын мой, Логин Иванович. Я начала было засыпать, вдруг услышала шорох, открыла глаза, и вижу, что он проходил бережно, с остановкой, мимо дверей спальни, чтоб не разбудить меня! Где он? Не прячьте его». Её уверили, что Л. И. не приезжал, что ей так пригрезилось, и она со слезами убедилась в своей ошибке. В это время вошёл в комнату зять её Безак. Узнав о случившемся, он призадумался, вынул из кармана записную книжку и записал день и час этого случая. Через две недели получено было письмо, что в этот самый час Логин Иванович скончался».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вернулась я от Горбова домой и опять наткнулась в тексте на «ребус». Ничего не понимаю, и никакой разгадки к «ребусу» нет! На часах уже одиннадцать вечера. Сгораю от стыда и всё же звоню в квартиру Горбовых. – Федор Дмитриевич, мне очень стыдно, но… Договорить мне не дают – почему-то заливисто смеются дети, а Горбов весело спрашивает сына: – Это кто тут говорил, что журналюги безнадежные снобы? А что показал эксперимент? Оказывается, во время беседы Горбов тестировал «журналюг». Подкидывал нам очередной ребус без разгадки и спрашивал: «Вам понятно?» Мы кивали: «Понятно», не желая признаться в своем невежестве. Всё-таки мы пресса, интеллектуалы, элита, и тут принято держать фасон. А вот об этом «фасоне» преподобный Иоанн Лествичник писал так: «Гордость есть крайнее убожество души». С тех пор мы подружились с Горбовым. Он даже взялся меня учить и не стеснялся самых резких выражений, обличая мою «дурь». Впрочем, резок он был не только со мной. Вот сценка из жизни. На Ученом совете обсуждают вопрос: присуждать или не присуждать степень кандидата наук пожилому сотруднику В.? С одной стороны, диссертация В. – это образец бездарности и невежества. С другой стороны, В. уже 20 лет преданно служит науке, правда, по-своему: достает для лабораторий оборудование, выбивает для сотрудников квартиры, международные гранты и льготные путевки в санатории. Наконец, у В. больная жена и дети, а «остепененным» сотрудникам платят больше, чем «неостепененным». Вот и мучаются ученые мужи, сочиняя хоть какие-то положительные отзывы о диссертации и досадуя, что приходится врать. Горбов в это время сидит в сторонке и читает научный журнал. – Федор Дмитриевич, а вы почему не участвуете в обсуждении? Вы за или против? – А что тут обсуждать? – удивляется Горбов. – Диссертация, конечно, г… Но кушать-то человеку надо. Я «за»! Лекции Горбова были настолько занимательны, что на них сбегались студенты с других факультетов. Например, одну лекцию он начал так: «Господа студенты, кто мне подскажет, как пьяному человеку попасть в метро, если надо ехать домой, а милиция и контролер не пускают?» Студенты веселятся и из опыта своих похождений предлагают варианты, как перехитрить контролера и скрыться от милиции в толпе. А правильный ответ такой: пьяному надо притвориться больным, потому что на больных стараются не обращать внимание. Чужие страдания – обуза для людей, и чужая боль – не наша беда. Так начиналась лекция об отношении к больным в условиях нарастающего равнодушия общества.

http://pravoslavie.ru/73820.html

Убедительно прошу вас приложить вашу глубокую учёность к данному вопросу. По своему серьёзному значению, он достоин обратить ваше внимание; я же считаю себя не недостойным воспользоваться относительно его плодами вашей мудрости... («Ребус» 1885 г., 4.  Явление призрака рыцаря В «Русском Архиве» печатался очень интересный дневник В. А. Муханова, в котором рассказывается о явлении призрака. Случай этот произошёл в одной из западных губерний, в имении, некогда принадлежавшем князю Зубову, с графом Сухтелен, женатым на графине Зубовой, племяннице владельца имения. Однажды гр. Сухтелен стоял со своей бригадой недалеко от этого поместья, куда должен был съездить по делам службы. На второй или третий день его приезда он пожелал, чтобы ему устроили в близком расстоянии от дома беседку или павильон, где он мог бы находить убежище от дневного зноя. Начали работать, и на другой день управляющий пришёл сказать графу Сухтелену, что рано поутру на том месте, где строится павильон, нашли скелет рыцаря, покрытого боевыми доспехами и бронёй. Сняв со скелета все металлические принадлежности, Сухтелен велел положить его в гроб и в присутствии священника с молитвой опустить в землю на кладбище. Вечером граф рассматривал доспехи, рылся в книгах и желал определить, к какому веку принадлежал воин-мертвец. Настало время сна. Оставив доспехи и книги, он лёг в постель, отпустил человека и погасил свечу. При тихом мерцании месяца, лучи которого проникали в комнату, граф вскоре увидел приближающегося к нему рыцаря. Он вздрогнул и позвонил; вошёл человек со свечой, и рыцарь исчез, Через несколько минут огонь были опять погашен. Призрак снова явился, наклонился к Сухтелену и, прикоснувшись ледяными устами к губам его, снова исчез (вероятно, приходил благодарить за молитву). Граф рассказывал об этом событии, присовокупляя, что никогда ранее чувство страха не обладало им в такой степени, как в эту ужасную ночь. Муханов передаёт этот рассказ со слов гр. Николая Дмитриевича Зубова, которому сам Сухтелен рассказывал про этот случай. («Русский Архив», сн. «Ребус» 1897 г.. 5. Бересфордский призрак

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010