Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рахиль Бородинская, прп. - житие Преподобная мати Рахиле, моли Бога о нас (память 10 октября нового стиля и в празднование Собора Московских святых в воскресенье перед 8 сентября н.ст.) Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве и паломничеству к святым местам, странно- и нищелюбием. Во время паломничества в Киево-Печерскую Лавру ей явился преподобный Феодосий, благословивший ее на монашеский подвиг. Оставив суету и богатства мира, она покидает родительский дом и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется в 1861 году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла (такое имя ей было наречено при постриге святым митрополитом Московским Филаретом) была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило, полное жара и фимиама. Не раз монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. Монахине Митродоре было уже более семидесяти лет, когда в видении Господь явил ей невероятно больших размеров гроб со стоящей в нем схимницей - это было указание на принятие ею высшего монашеского чина. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.

http://pravicon.com/info-3274

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Смоленские свв. - житие Прославленные святые Св. мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб (в крещении Давид и Ростислав, +1015) Прп. Ефрем Новоторжский (+1053), архим. и братья его мч. Георгий (+1015) и прп. Моисей Угрины Прп. Аркадий Вяземский (+1077), ученик прп. Ефрема Новоторжского Прп. Исаакий (Киевопечерский, +1090) Прп. Прохор Лебедник (Киевопечерский, +1107) Святой благоверный Мстислав Владимирович Великий (+1132) Св. блгв. Ростислав-Михаил Набожный, кн. Смоленский, Вел. кн. Киевский (+ 1167) Свт. Игнатий, епископ Смоленский чудотворец (+1210) Прп. Авраамий, архим. Смоленский (+ до 1224) Прп. Ефрем Смоленский, ученик прп. Авраамия (+ после 1238) Свмч. Меркурий Смоленский, Печерский, в ближних пещерах (+1239) Св. мч. Меркурий Смоленский, воин (+1239) Св. кн. Михаил Феодорович Ярославский (+1290) Св. кн. Феодор Смоленский (+ 1299) и чада его Давид и Константин Ярославские Св. кн. Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец (+ после 1390) Прп. Симон Радонежский, Смоленский, архимандрит, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1392) Св. кн. Глеб Всеволодович (Святославич, + кон. 14 – нач. 15 в.) Свт. Михаил еп. Смоленский (+ 1402) Св. мчч. Иулиания, кн. Вяземская, Новоторжская и Симеон Мстиславич, кн. Вяземский (+ 1406) Св. Георгий (Юрий) Смоленский, Веневский (+ 1408) Прп. Герасим Болдинский (+ 1554) Прп. Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского (+ 16 в.) Свт. Антоний Вологодский, Великопермский еп. (26 октября/8 ноября + 1588) Священномученик Феоктист, архиепископ Тверской (+ ок.1610) Свт. Питирим, еп. Тамбовский (+ 1698) Преподобный Мартирий Зеленецкий (+ 1698) Свт. Симеон (Молюков), митрополит Смоленский (+ 1699) Прп. Зосима Верховский (+ 24 октября 1833) Прп. Макарий Алтайский (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847) Св. равноап. Николай, архиеп. Японский (+ 1912) Сщмч. Макрий (Гневушев), еп. Вяземский, Орловский (+ осень 1918) Прп. Рахиль Бородинская (Короткова, + 1928) Священномученик протоиерей Владимир Хираско (+1933, г. Гжатск)

http://pravicon.com/info-3410

« Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение? » — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви» . «Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?» — статья выдающегося литургиста Роберат Тафта. «Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: « Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль ». «Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова. «Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности. Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о “женском священстве”». «Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

http://blog.predanie.ru/article/zhenshhi...

Очень любила старица монахиню Митродору, она часто беседовали с ней о спасении, о делах Божиих, и однажды сказала: «А ты, Митродорушка, будешь выше меня» (В 1915 году монахиня Митродора приняла схиму с именем Рахиль). Господи, упокой душу схимонахини Сарры, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Преподобная Рахиль Бородинская (1833–1928 гг.) Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, старец сказал, что со временем оно исполнится. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: «Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала». Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем. В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет Мария тайно ушла из дома. Несколько лет она подвизалась в Смоленском Вознесенском монастыре. В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла. В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигуменьи Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она перешла в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский , благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Владимирский собор (собор во имя Владимирской иконы Божией Матери), созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851-1859 годы. Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) началось Бородинское сражение. Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи , построенная в 1874 году на средства Александра II. Храм получил свое название опять-таки не случайно: в этот праздник (Усекновение Главы Иоанна Предтечи) со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину. Церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого (Филаретовская церковь), устроенная в 1839 году в северо-восточной башне монастырской ограды как трапезный храм. После постройки новой трапезной, данный храм для регулярных богослужений более не использовался. Свое название церковь получила в честь митрополита Московского и Коломенского (будущего святителя Московского) Филарета (Дроздова). Церковь Спаса Нерукотворного На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник; вначале поставили деревянную часовню, затем в 1818—1820 гг. ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного; именно икона Спаса Нерукотворного была иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова. Колокольня – сравнительно ранняя постройка (1839-1840), построенная на средства императора Николая I. Святыни [ править править код ] • Мощи прп. Рахили (хранятся в часовне за южной стеной обители). Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. В 1861 она поселяется году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. 13 марта 1885 года была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Не раз монахиня сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Бородинс...

Деятельное участие в жизни Сергея принимала его младшая сестра Елена, с молодости отличавшаяся твердой верой и решительным характером. Их судьбы были во многом похожими. Незадолго до революции Сергей женился, Елена тоже вышла замуж. Но через короткое время оба овдовели и потом держались вместе, помогая друг другу. Елена Васильевна Гречанинова (урожденная Орлова) В те годы Сергей интересовался дарвинизмом. Сестра решила свозить его к схимонахине Рахили (Коротковой), подвизавшейся в Спасо-Бородинском монастыре. Эта обитель дольше других оставалась действующей, как спасительный островок для потерпевших крушение. С раннего утра народ теснился у дверей маленькой кельи матушки. Люди различных сословий и профессий высказывали ей свои печали, сомнения, каялись в грехах. Старица Рахиль радушно принимала посетителей, отвечала на вопросы, а иногда, не дожидаясь их, сразу давала нужные советы. При встрече с ней Елена сказала: «А вот мой брат Сережа». – «Это какой Сережа? У которого мать обезьяна?» – спросила старица. Молодой человек смутился, решив, что кто-то успел о нем рассказать. Угощая гостей, матушка заметила: «Мы тут сидим, чай пьем, а воры-то лезут, лезут». По приезде в Москву Орловы обнаружили, что их квартиру обчистили. Так Сергей понял, что матушка обличила его по прозорливости, и серьезно задумался над ее словами. Схиигумения Фамарь в доме Орловых, 1935 год (ЦИА ПСТГУ) Другой подвижницей, с которой ему довелось близко общаться, стала схиигумения Фамарь (Марджанова) , устроительница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Подобный древним скитам, он был яркой страницей в истории женского монашества. Еще до прославления преподобного Серафима матушка, прочитав его жизнеописание, всей душой полюбила святого, и преподобный не посрамил ее искренней веры, явив много чудес в ее жизни. Духовником игумении и сестер стал епископ Арсений (Жадановский) . В 1931 году всех насельниц арестовали. Матушку осудили на три года ссылки в Иркутскую область, откуда она вернулась тяжело больной туберкулезом. Последние два года она провела в доме Орловых в поселке Дубки близ Акулова, поселившись там с несколькими скитянками.

http://pravoslavie.ru/158554.html

Спустя еще пять лет московский митрополит Филарет Дроздов учредил Спасо-Бородинский женский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг и стала первой игуменьей обители с новым именем Мария. Она руководила монашеской общиной до самой смерти в 1852 году. За год до кончины игуменья Мария заложила собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день празднования которой произошло Бородинское сражение. Собор был построен в византийском стиле уже после смерти начальницы обители. В память об основательнице монастыря в восстановленной деревянной сторожке устроен небольшой музей игуменьи Марии – Маргариты Михайловны Тучковой. В Спасо-Бородинском монастыре почитается преподобная старица Рахиль – в миру Мария Короткова. Над могилой монахини воздвигнута бревенчатая часовня с резной иконой внутри. Образ местночтимой святой есть и во Владимирском соборе обители. Мария Короткова родилась в городе Дорогобуже Смоленской губернии в купеческой семье. У мощей преподобного Герасима Болдинского в его Троицкой обители молодая женщина дала обет оставить мир. Решение стать инокиней укрепило чудесное явление преподобного Феодосия Печерского, которое произошло во время паломничества в Киев. Некоторое время Мария жила в Вознесенском монастыре в Смоленске, а потом одиннадцать лет пешком странствовала из монастыря в монастырь, останавливаясь на ночлег в домах крестьян, заброшенных сараях или под открытым небом в лесу. В 1861 году она пришла в Святогорскую пустынь недалеко от города Изюм на Украине, где подвизался в то время старец Иоанн Затворник. Он велел Марии оставить страннический образ жизни и поступить в женский монастырь. В 1867 году Мария пришла во Владычний монастырь в Серпухове, а оттуда в 1872 году перевелась в Спасо-Бородинскую обитель. Здесь она приняла постриг с именем Митродора, а в 1915 году приняла схиму с новым именем Рахиль. После революции и вплоть до кончины в 1928 году старица Рахиль принимала в своей келье посетителей, которые искали у нее совета и утешения. Схимонахиня Рахиль скончалась в глубокой старости в 95 лет, она была причислена к лику местночтимых святых Московской епархии в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=00459

На долю игум. Ангелины выпала особая тяжесть управления монастырем в те годы, когда в официальных документах он стал называться «сельхоз артелью», испытывала притеснения, начиная с изъятия церковных ценностей и кончая «уплотнением» для расселения мирских людей. Прп. Рахиль (Короткова) Прп. Рахиль (Короткова) В тяжелейшие годы разрухи монастырь распахнул свои врата для страждущего народа, ищущего духовной поддержки и утешения. В 1923 г. игум. Ангелина благословила прп. Рахиль на подвиг старчества. 90-летняя старица самоотверженно служила приходящим к ней за советом; с утра до позднего вечера у дверей ее маленькой кельи толпился народ. Она на всех изливала свою любовь, исцеляла душевные и телесные недуги. Святая обитель была настолько любима местными жителями, что власти долго не решались ее закрыть. После смерти в 1924 г. игум. Ангелины ее дело продолжила игум. Лидия (Сахарова), также выбранная сестрами и назначенная самим свт. Тихоном. На это время приходится расцвет старчества прп. Рахили, наибольшее количество чудес и исцелений. 10 окт. 1928 г. св. старица преставилась ко Господу, предсказав закрытие, разорение обители, арест сестер, что и последовало в февр. 1929 г. После ссылки матушка Лидия жила и скончалась у себя на родине, а многие сестры вернулись в окрестности Бородина и доживали свой век, работая в местных храмах. Мастерские стали колхозными, богадельня и больница закрылись. В кельях устроили общежитие. Во время ВОВ здесь был эвакогоспиталь. В период аккупации немцы устроили здесь концлагерь. После войны здесь сначала поселилась МТС, затем турбаза. Владимирский собор приспособили под кузницу. В Спасском храме разместились мастерские, их производственные отходы сбрасывались в подклет, где было и отхожее место. Убранство церкви было уничтожено, надписи сбиты, кованый иконостас сломан, находившиеся в склепе гробы М.М.Тучковой и ее сына разбиты, а костные останки разбросаны. Только в 1962 г. накануне 150-летия Бородинской битвы склеп расчистили, установили на прежних местах новые гробы, собрав в них все сохранившиеся останки.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Своим праведным житием во исполнение заповедей Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, непрестанной молитвой и страннолюбием, прозорливостью и старчеством, чудотворениями и непрекращающимся народным почитанием схимонахиня Рахиль стяжала дар святости во славу Святой Троицы и являет собой пример продолжающегося и поныне благодатного монашеского подвига Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, учитывая житие и подвиги схимонахини Рахили, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: 1. Причислить к лику местночтимых святых Московской епархии старицу Спасо-Бородинского монастыря схимонахиню Рахиль. 2. Честные ее останки, покоящиеся у стен Спасо-Бородин­ского монастыря, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное церковное поклонение. В память преподобной Рахили соорудить на месте ее погребения часовню. 3. Празднование церковной памяти преподобной Рахили установить в день ее кончины, 27 сентября (10 октября). 4. Службу новопрославленной преподобной составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления ее памяти, отправлять общую преподобным. 5. Писать преподобной схимонахини Рахили честную икону для поклонения, согласно правилам VII Вселенского Собора. 6. Напечатать отдельным изданием пространное житие преподобной Рахили для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 7. О сей благодатной радости прославления во святых схимонахини Рахили возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Московской епархии. Молитвами и предстательством преподобной схимонахини Рахили, старицы Бородинской, да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к ее небесному заступничеству. Аминь. Божией милостью смиренный ЮВЕНАЛИЙ, Митрополит Крутицкий и Коломенский 28июля 1996 г. ПреподобнаяРахиль Бородинская (Короткова), старица Спасо-Бородинского монастыря — †27 сентября/10 октября 1928 Прославлена Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии 28 июля 1996 г.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010