НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Календарь сербских святых Январь 3/16 – прп. Ромил Раваницкий 4/17 – свт. Евстафий I, архиепископ Сербский 14/27 – свт. Савва, первый архиепископ Сербский 15/28 – прп. Гавриил Лесновский 18/31 – свт. Максим, архиепископ Влахозапланинский Февраль 3/16 – свт. Иаков, архиепископ Сербский 8/21 – свт. Савва II, архиепископ Сербский 11/24 – нмч. Георгий Кратовский, Софийский 13/26 – прп. Симеон Мироточивый Март 5/18 марта – свт. Николай Жичский (день упокоения) Апрель 20 апреля/3 мая – свт. Николай Жичский (день перенесения мощей) 20 апреля/3 мая – прп. Иоасаф Метеорский 22 апреля/5 мая – сщмч. Платон Йованович, епископ Банялукский 24 апреля/7 мая – прп. Иоанникий Девичский (2/15 декабря) 24 апреля/7 мая – сщмч. Бранко Добросавлевич 29 апреля/12 мая – свт. Василий Острожский, митрополит Захолмский и Герцеговинский Май 6/19 – прпп. Синаиты. Ромил Раваницкий (16/9января), Роман Синаит, Нестор, Мартирий, Сисой, Зосима Туманский, Иов 6/19 – мч. Вукашин из Клепаца 11/24 – свт. Никодим, архиепископ Сербский 16/29 – свмч.Феодор, епископ Вршацкий 20 мая/2 июня – прп. Стефан Пиперский 21 мая/3 июня – прп. Елена Дечанская 22 мая/4 июня – св. Иоанн Владимир, король Зетский 24 мая/7июня – свт. Савва II Бранкович, митрополит Ердельский Июнь 4/17 – свмч. Иоанникий Липовац, митрополит Черногорско-Приморский 5/18 – прп. Петр Коришский 15/28 – вмч. Лазарь, князь Сербский 15/28 – свт. Спиридон, патриарх Сербский 15/28 – свт. Ефрем, патриарх Сербский 22 июня/6 июля – прп. Анастасия, Анна, мать свт. Саввы Июль 4/17 – свщмч. Георгий Богич 4/17 – свщмч. Савва Трлаич, епископ Горнокарловацкий 16/29 – прп. Иоаким Осоговский 26 июля/8 августа – свт. Савва III, архиепископ Сербский 19 июля/1 августа – прп. Ефросиния, Евгения, Милица, княгиня 19 июля/1 августа – св. Стефан Лазаревич, деспот Сербский 30 июля/12 августа – прп. Ангелина (10/23 декабря) Август 16/29 – свт. Евстафий II, архиепископ Сербский 16/29 – прп. Рафаил Банатский, Хиландарец 21августа/3 сентября – свщмч. Рафаил Момчилович, игумен монастыря Шишатовец

http://pravoslavie.ru/40253.html

Георгий Момчилович родился 23 апреля 1875 года в семье сербских крестьян Велимира и Персиды Момчилович в селе Дероне в Бачке. Он был третьим и последним ребенком в семье. Начальную школу Георгий закончил в родном селе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его в монастырь Ковиль, где он провел несколько лет в монастырской школе. Затем Георгий переехал в монастырь Боджане, где уже как послушник изучал иконопись. В 1897 году игумен Ковильского монастыря Мирон (Джорджевич) вместе с двадцатидвухлетним Георгием перешел в братство монастыря Манассия, где он вскоре принял монашество с именем Рафаил в честь преподобного Рафаила Банатского, хиландарского монаха. Сразу после пострига он был рукоположен во диаконы, а на следующий год – во иеромонахи. Новый митрополит Сербский и Священный Синод послали его в Россию, где иеромонах Рафаил изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве. Три года спустя отец Рафаил возвратился в Сербию, холодный климат России ослабил его уже тогда пошатнувшееся здоровье. На год он уехал в Италию совершенствовать свое знание иконописи. Из Рима возвратился в Белград, некоторое время подвизался в монастыре Раковица, затем два года – в монастыре Буково и, вероятно, в 1908 году возвратился в монастырь Ковиль. В 1935 году он был принят в братство монастыря Шишатовац. Об этом периоде его жизни известно не много. О художественных иконописных произведениях отца Рафаила писали больше, чем о нем самом (его мастерство привлекало внимание специалистов-искусствоведов). Отец Рафаил стал монахом Шишатовацкого монастыря за несколько лет до своей мученической кончины, приблизительно в 1935 году. Спустя три года его избрали настоятелем. В течение этих трех лет им написано большое количество икон, несколько иконостасов и замечательная галерея портретов выдающихся церковных деятелей. Среди этих портретов стоит упомянуть портрет патриарха Сербского Гавриила, мученически погибшего в аду Второй мировой войны. За спиной патриарха-мученика изображен будущий храм святого Саввы на Врачаре, о строительстве которого игумен особенно заботился, отдавая на это все доходы от продажи своих художественных работ, которые оценивал по-монашески скромно. Потому и удостоил его Господь быть соборно прославленным вместе со всеми новомучениками Сербскими под сводами именно этого соборного храма. Так Господь прославляет верных Своих, верных до смерти!

http://predanie.ru/bez-avtora/book/87094...

Священным Синодом в марте 1958 года по данным, имевшимся тогда в архиве, составлен список священников и епископов СПЦ, погибших на территории так называемой НДХ (Независимой Державы Хорватской) от рук усташей в период с апреля 1941-го до конца 1944 года. В мартирологе Сремской епархии (после войны отделенной от Белградской архиепископии) под номером 173 повествуется о мученической кончине игумена Рафаила (Момчиловича): «25 августа 1941 года в монастырь в сопровождении нескольких усташей ворвался пристав Никола Бунтак и арестовал игумена и еще трех монахов – Димитрия, Германа и Феофана. Отец Рафаил с монахами был увезен в Славонскую Пожегу. В поезде ему вырвали бороду, избивали, заставляя петь песни сербских четников . На вокзале в Славонской Пожеге арестованные до 9 часов вечера ждали поезда из Славонского Брода, на котором привезли еще 400 арестованных сербов из уездов Босанский Брод и Дервент. На вокзале усташи связали сербов по четверо, во главе колонны поставили отца Рафаила с тремя монахами и повели по городу. По дороге усташи избивали сербов так, что старики, и среди них игумен Рафаил, спотыкались и падали; это приводило усташей в еще большее ожесточение, их избивали, выкрикивая: «А ну, четники, спойте свою песню “Святый Боже”!». Затем узников привели в больничный двор, в котором был устроен лагерь, выстроили и избивали каждого по очереди. После побоев их, едва живых, заставили бегом бежать к баракам. Игумен Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены были бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, был помещен в лагерную больницу, а спустя четыре дня его перевезли в Сербию, в одну из белградских больниц. В больнице было установлено, что у отца Рафаила сломано пять ребер, многочисленные внутренние кровоподтеки. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм». Из этого текста, составленного в канцелярии Синода на основании имеющихся в архиве данных, очевидно, что преподобномученик Рафаил (Момчилович) умер в белградской больнице после мучений, перенесенных в Славонской Пожеге, и захоронен на одном из белградских кладбищ или в каком-то из массовых захоронений, местонахождение которого тогда не было установлено. Один Господь Всеведущий знает место земного упокоения новомученика, душа же его пребывает в вечном блаженстве у подножия престола Божия.

http://predanie.ru/bez-avtora/book/87094...

Он испил свою мученическую чашу 17 мая 1945 года – был убит на глазах своей 16-летней дочери Сони, которая, не выдержав потрясения, умерла год спустя. 17 июня. Священномученик Георгий Джордже Богич, приходской священник Родился 6 февраля 1911 года в городке Суботска. Гимназию закончил в Новой Градишке, духовную семинарию – в Сараево. Рукоположен во священники в Пакраце 25 мая 1934 года. Служил в приходах Маяр и Боломачи, откуда в 1940 году переведен на приход в Нашице, где его застала война. К мученической кончине отца Джордже (Георгия) причастен католический священник Сидоний Шольц из Нашице. Виктор Новак рассказывает, что Шольц «предал на сатанинское по жестокости убийство местного настоятеля Джордже Богича». Подробности этой чудовищной трагедии таковы: ночью 17 июня 1941 года в квартиру священника ворвался усташ Феликс Лахнер, нашицкий молочник, с двумя усташами и сказал, что Богич должен немедленно явиться для допроса. Отец Джордже вышел из дома и сел в машину, стоявшую у подъезда. Машина направилась в сторону поля. Отец Джордже был вывезен из города и недалеко от часовни святого Мартина подвергся жесточайшим пыткам. Усташи, привязав священника к дереву, отрезали ему нос, уши, язык, рвали бороду вместе с кожей. После этого с самыми циничными оскорблениями выкололи глаза. Затем один из усташей распорол ему живот, и вытащив внутренности, обмотал их вокруг шеи мученика. Когда отец Джордже уже был без сознания, усташи перерезали веревку, которой он был привязан к дереву, мученик упал на землю, и палачи расстреляли его. Тело священника оставалось на месте убийства всю ночь, на следующий день около четырех часов его подобрали цыгане и похоронили на кладбище в колонии Брезик. 3 сентября. Священномученик Рафаил, игумен Шишатовацкого монастыря Монастырь Шишатовац, так же как и все монастыри Сремской епархии и Фрушской горы, с самого начала Второй мировой войны и после нее был свидетелем геноцида сербов и истребления Православия. Пусть этот небольшой очерк об игумене-мученике, преподобномученике Рафаиле (Момчиловиче), станет фрагментом огромного шишатовацкого и сремского мартиролога.

http://predanie.ru/bez-avtora/book/87094...

Патриаршая резиденция с домовой ц. прп. Симеона Мироточивого построена напротив кафедрального собора в 1934-1935 гг. (архит. В. В. Лукомский при участии инженера В. Заджина). Фасады здания решены в стиле сербско-визант. архитектуры с нек-рым влиянием рус. церковного зодчества. Вост. фасад украшают рельеф с гербом СПЦ и мозаичная икона св. Иоанна Предтечи. Фрески и иконы домового храма выполнил эмигрант из России В. Я. Предоевич. В наст. время в здании помимо резиденции располагаются б-ка и музей СПЦ. Ц. и храм-памятник во имя свт. Саввы на холме Врачаре (Савинце). Церковь построена в 1935 г. (архитекторы В. В. Лукомский и Ж. Николич, инженер В. Заджин) в стиле сербо-визант. архитектуры и посвящена памяти сожжения турками на этом месте мощей святителя 27 апр. 1594 г. Здесь же находится могила Патриарха Варнавы. Иконы для иконостаса написали рус. живописцы В. Предоевич (1935), Н. Майендорф, Б. Обрасков и А. Дикий (1937). Храм-памятник - один из самых крупных правосл. храмов в мире, рассчитан на 12 тыс. молящихся. Подготовка к строительству началась в 1894 г. (архитекторы Б. Нестрович и А. Дероко). 15 сент. 1935 г. Патриарх Варнава совершил закладку храма, 27 мая 1939 г. Патриарх Гавриил освятил алтарь. Строительство было прервано второй мировой войной и тяжелым положением СПЦ в СФРЮ. Новая закладка храма и освящение фундамента состоялись 12 мая 1985 г., освящение центрального купола - 26 июня 1989 г. Строительными работами руководит архит. Б. Пешич. В наст. время храм не освящен, богослужения не совершаются. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Калемегдане. 1867–1869 гг. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Калемегдане. 1867–1869 гг. Ц. Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) и часовня св. Петки в Калемегдане находятся в сев.-вост. части белградской крепости Калемегдан, под воротами Зиндан. Ружица воздвигнута в нач. XV в., во времена серб. деспота св. Стефана Лазаревича, но была разрушена турками при захвате Белграда в 1521 г. Совр. здание переделано в 1867-1869 гг. из тур. порохового магазина XVIII в. После повреждений, полученных в ходе первой мировой войны, реставрирована по проекту рус. архит. Н. П. Краснова (1925). Резной иконостас выполнил К. Тодорович, иконы - сщмч. иером. Рафаил (Момчилович) и рус. худож. А. В. Биценко.

http://pravenc.ru/text/77876.html

Чертежи Богомолова были переданы Александру Померанцеву, который существенно переработал первоначальный проект. К строительству приступили лишь в 1904 году. Работами по возведению храма руководил коллектив российских и болгарских архитекторов: А. А. Яковлев, А. Н. Смирнов, П. Момчилов, Ю. Миранов и другие. Храм-памятник был освящён в 1912 году. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В. М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. И. Вахрамеев, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов. Большая часть стенописи принадлежит кисти болгарского художника Х. Тачева. Источник: http://ru.wikipedia.org Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 1925 году в Болгарии была выпущена почтовая марка , на которой изображен собор Александра Невского. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11800

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому - Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем - еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

http://pravenc.ru/text/Александра ...

Добрич. Церковь Троицы Живоначальной. Храм " Света Троица " Карта и ближайшие объекты Православная церковь Святой Троицы в центре Добрича – это не просто большой красивый храм, это еще и эмблема города. История церкви началась в 1856 году. Ранее (с 1783 года) на этом месте стоял другой храм, также освященный в честь Святой Троицы. Он был разрушен, и в 1859 году здесь возвели новую базилику, освящение которой состоялось двумя годами позже. Однако из-за небольших размеров и невозможности вместить достаточное количество верующих это здание тоже было решено снести. Фундамент последнего, современного храма был заложен 29 июня 1905 года; работы продолжались до 1908 года. В качестве главного архитектора проекта выступил Петко Момчилов из города София. Средства на строительство церкви во многом были собраны благодаря многочисленным пожертвованиям жителей города. Освящение храма было проведено митрополитом Симеоном в 1912 году. Базилика построена в соответствии с традициями болгарской церковной архитектуры – это храм крестово-купольного типа, с тремя полуцилиндрическими апсидами в алтарной части и притвором. У центрального входа находится крыльцо, опирающееся на четыре массивные колонны, а над ним – башня-колокольня с куполом. Еще два входа в храм располагаются по бокам – с северной и южной стороны. Здание выполнено в стиле неовизантийского Возрождения, получившим распространение в Болгарии в период после Освобождения. Стены церкви возведены по принципу «скрытого ряда» – тип кладки, при котором чередуются выступающие и отодвинутые назад, скрытые за слоем белой штукатурки ряды кирпичей. Крыльцо и окна базилики богато украшены декоративными элементами из камня. Во времена митрополита Иосифа базилика была расписана. Фрески выполнены группой художников под руководством профессора Н. Кожухарова. Резные иконостас и архиерейский престол принадлежат работе талантливого мастера Ивана Касева: деревянные предметы украшают искусно вырезанные цветочные орнаменты, представители животного мира. Мраморные колонны с капителями и Святой Престол – результат трудов Х. Леонидиева. Немало в церкви элементов интерьера, покрытых позолотой.

http://sobory.ru/article/?object=42322

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г. Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942. История Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года . 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново , выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому , небесному покровителю российского императора Александра II , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым) . 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов . При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны . Работами руководили помощники Померанцева - русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов , тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов , Ю. Миранов , Я. Шамарджиев , Т. Петров , инженер Г. Лазарев и другие.

http://drevo-info.ru/articles/9734.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010