X. Процесс и низложение новгородского архиепископа Феодосия. –Дело Варлаама Овсянникова. – Перемещение Феофана на новгородскую кафедру Содержание доноса Феофанова на Феодосия составляют те непристойные слова Феодосия, которые, частью, мы привели выше; но главным пунктом выставлено было одно обстоятельство, которое не имело гласности и известно было только Феофану. Дело в том, что на святой неделе (1725 года) синодальных чинов не пригласили к царскому обеду, между тем как приглашены были сенаторы. Феодосий и Феофан оба обиделись этим; но Феофан умел скрыть свою досаду, а Феодосий от гнева перешёл к угрозам. Нужно заметить, что это было во дворце. «Будет еще трусить, – говорил Феодосий, – мало только подождать». Это-то слово и вынес Феофан наружу, сделавши из него бунт и заговор. И как он обставил его? «Сначала Феофану архиерею показалось оно страшным; но после разсуждая, что может быть преосв. Феодосий не о некоей быть хотящей и ему известной беде то сказывал, но на неких ея величества служителей неправды и обманства тако сказывал (ибо о том прежде он говорил же), псковский оное его слово за безстрашное вменил. Однако скоро после псковский, услышав от других синодальных членов, какия в небытность его в Синоде преосвященный Феодосий произнес еще слова противныя и молчания нетерпящия, тогда и о прежнем его слове возобновился псковскому страх, и не мог об оном слове умолчать прочее, но сим доносить». Какие же это были слова? «На прошлых двух неделях в синодальной палате стоючи, возимел Феодосий слово с протяжением о непорядках и о начинаемом штате, что никто духовным недоброжелательны, все-де уклонишася вкупе; какого тут благословения Божия ожидать. Воистину скоро гнев Божий снидет на Россию, и как станет междоусобие, тут-то увидят все от первых и до последних. И стал швикать и руками посечение показывать». 226 Удар был меткий. Через три дня после доноса, 25 апреля, приглашены были в дом канцлера графа Головкина адмирал граф Апраксин, граф Толстой и синодальные члены: Феофан, симоновский архимандрит Петр Смелич, спасский-ярославский Афанасий Кондоиди, калязинский Рафаил Заборовский. Синодальные члены подали письменное донесение о том, о чем Феофан доносил словесно. Нужно заметить, что приглашены были не все синодальные члены, а только трое, которые сделали вместе с Феофаном общее показание; других, на которых Феофан, вероятно, менее рассчитывал и между ними старшего – тверского архиепископа Феофилакта, в этот раз не пригласили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Рафаил, митрополит Киевский и Галицкий (Заборовский Михаил) Родился в 1677 году в польском местечке Заборове близ Львова. Отец его был польский шляхтич. Первоначальное образование получил в польских школах, затем поступил в Киевскую духовную академию, потом перешел в Московскую Заиконоспасскую духовную академию, где и принял монашество. По окончании курса обучения в Заиконоспасской духовной академии назначен в ней же учителем риторики. Некоторое время служил обер-иеромонахом во флоте. В 1725 году назначен архимандритом Калязинского Макариева-Троицкого монастыря в Твери. 28 июня того же года определен асессором Святейшего Синода. 15 августа 1725 года хиротонисан во епископа Псковского, Изборского и Нарвского, а 23 августа назначен советником Святейшего Синода. Эту должность исправлял до 15 июля 1726 года. 13 апреля 1731 года назначен архиепископом Киевским, Галицким и всея малыя Руси. 11 июня 1743 года, с образованием в Киеве митрополии, возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого. Скончался 22 октября 1747 года в городе Киеве. Гроб с телом усопшего был предан земле 30 ноября 1747 года. Митрополит Рафаил погребен в усыпальнице Софийского собора в Киеве, в Успенском приделе. Митрополит Рафаил разделил счастливую участь тех преосвященных, которые не были забыты после своей смерти потомками своей паствы. Над его гробом совершались панихиды, и верующие по его предстательству получали исцеления и помощь в скорбях. Митрополит Рафаил много внимания уделял просвещению, помогал неимущим ученикам, способных из них на свой счет посылал за границу для продолжения образования. Много заботился об улучшении быта студентов и о более успешном преподавании в духовной академии. В Пскове сохранилась следующая о нем характеристика: «Муж сей от добродетелей составлен: красота пастырей, правило паствы и жилище благочестия. Кроток был, незлобив, снисходителен, преступникам удобопроситель, милостив, всем неукрыт. В искусстве риторском знаменит, в проповеди благоглаголив, славен и красноречив: народ в проповеди Златоустом разглашае, в увещаниях страшен, всеми любим и почитаем. Ревнитель учений и ученых любитель, чтитель и благодетель...» Как администратор он был строг, его резкие указы сильно подтянули клир. От священнослужителей требовал строгого соблюдения устава. Восстал против обычая пускать в алтарь почетных мирян. Благодаря стараниям епископа Рафаила в Псковской духовной семинарии был открыт философский класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сортировать по Исключить новости Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского 17 сентября, 2016. Новостная служба Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций 17 сентября. ПРАВМИР. Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

IV. Состав Святейшего Синода. Члены Синода. – Президент – митрополит Стефан Яворский . Вице-президенты: архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . – Советники: архимандриты – Петр Смелич, Гавриил Бужинский, Леонид, Иерофей Прилуцкий, Феофилакт Лопатинский, Феофил Кролик. – Асессоры: протопопы Иоанн Семенов и Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, игумен Варлаам Овсяников, иеромонах Феофил Кролик, грек Анастасий Наусий, иеромонах Рафаил Заборовский. – Жалованье. – Квартиры. – О вспомогательных источниках содержания членов Синода. I Состав Святейшего Синода определялся следующими словами духовного регламента: «число особ правительствующих довольное есть 12; быть же лицам разнаго чина: архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам» 670 . Манифест 25 января 1721 года, об учреждении Синода, определял быть в Синоде одному президенту, двум вице-президентам, четырем советникам и четырем асессорам 671 : определено только одиннадцать членов. Первоначально, по-видимому, предполагались еще в составе Синода и «мирского чина честныя и благоразумныя особы». По крайней мере, о них упоминается в рукописном оригинале регламента, хотя и не при исчислении лиц, «из которых составляется духовное коллегиум» 672 . В печатный экземпляр это упоминание не вошло 673 ; быть может, потому, что в рукописи оно осталось по недосмотру, ибо оно не соответствовало ни точнейшему последующему указанию духовного регламента в главе о составе Синода, ни действительности, так как светских лиц в Синод не было назначено. Регламент требовал, чтобы из двенадцати членов трое были архиереи, «а прочих чинов, сколько котораго достойных сыщется» 674 . Из четырех «чинов» духовенства, полагавшихся в Синоде, числу архиереев была отведена равная с прочими доля: три из двенадцати. Пестрота состава полагалась достоинством Синода в том смысле, что она исключала возможность «пристрастия, коварства, лихоимнаго суда», так как «отнюдь не возможно будет войти всем членам в тайное соглашение», если они будут «лица разнаго чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства». Нельзя вообразить, как бы они осмелились открыть друг другу «коварное некое умышление», тем более «согласиться на неправость» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Владимир Русак Скачать epub pdf Приходское духовенство С начала XVII века выборное начало в процедуре выявления кандидатов во священство начинает уступать место наследственному. Сами выборы еще не упразднялись, но сильно ограничивались некоторыми утилитарными соображениями. Крестьяне неохотно отдавали из своей среды кандидатов во священство: по круговой поруке все повинности выбывшего члена не исключались, а распространялись на оставшихся, поэтому прихожане-общинники предпочитали выдвигать кандидатов из среды самого духовенства, уже выбывшего из общины. Священство, в свою очередь, тоже не склонно было уступать своих мест другим. В царствование Петра I устанавливается запрещение возводить на священнослужительские степени людей неученых, хотя бы об этом били челом прихожане. В царствование Анны Иоанновны Указом Синода требовалось, чтобы приход посылал епископу на выбор по два или три кандидата; на усмотрение архиерея ложился выбор более разумного и наученного. Не менее трех месяцев кандидаты должны были находиться при архиерейском доме. “Учительные священники” обучали, а архиереи еженедельно экзаменовали их. Устав велел также “подмечать состояние жития их и поступков, кто из них по достоверному свидетельству обрящется достойнее чина священства”. В Малороссии при Анне Иоанновне был сохранен выборный порядок. Духовные власти сами сочувствовали упразднению выборного начала, усматривая в нем нечто незаконное и противное правилам Церкви, некоторое унижение и понижение уровня духовенства. Особенно боролся с выборностью святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. В том же духе действовал митроп. Киевский Рафаил (Заборовский). Митроп. Платон (Левшин) категорически отстаивал мнение, что выбор священников – не дело прихожан. Известен его ответ крестьянам: “Ваше дело – орать да пахать, а мое – вам попов давать”. В царствование Павла I, в связи с участием некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков, выборы были совсем отменены. В 1797 году вышел Указ, запрещавший просьбы “скопом и заговором”: прошения об определении на места велено подавать только самим ищущим это место с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Рафаил (Заборовский), митрополит Киевский и Галицкий Рафаил (Заборовский, в миру Михаил) – митрополит Киевский и Галицкий, родился в 1677 году в польском местечке Заборове, находящемся вблизи города Львова; скончался в Киеве 22-го октября 1747 года. Отец его был польский шляхтич; первоначальное образование Михаил Заборовский получил в польских школах, а по смерти отца, когда мать переехала в Киев, он поступил в Киевскую духовную академию, а затем перешел в Московскую Заиконоспасскую, где, еще учась, принял монашество с именем Рафаила. По окончании полного курса он был назначен в ту же Заиконоспасскую Академию учителем риторики, затем служил некоторое время иеромонахом во флоте, а в 1723 году назначен архимандритом Троицкого Калязинского монастыря и асессором Святейшего Синода. 15-го августа 1725 года Рафаил Заборовский хиротонисан был во епископа Псковского и Порховского, а 23-го августа того же 1725 г. назначен Советником Святейшего Синода, каковую должность они занимал до 15-го июля 1726 г. Во Пскове епископ Рафаил открыл школу, чуть ли не первую в городе. 13-го апреля 1731 он был назначен архиепископом Киевским, Галицким и всея Малыя России. В Киеве Рафаил прежде всего обратил внимание на Духовную академию в Братском монастыре, которая находилась в очень печальном положении. В ответном письме Рафаилу Феофана Прокоповича (1736 г.) читаем: «писал ко мне преосвященство ваше, через господина Величковского, что училищный у вас монастырь Братский пришел в крайнюю скудость, и таковую, что и к повседневному пропитанию не имеют довольства учители и прочии братия, и не могло бы уже место оное в состоянии пребыть, есть ли бы особливым святыни вашей призрением снабдеваемо не было». Рафаил Заборовский устраивает сбор в пользу Академии, жертвует свои 1640 руб. и в очень короткое время строит новые здания для Академии и для общежития воспитанников и церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая и была освящена 1-го ноября 1740 г. Он помогал нуждающимся воспитанникам Духовной Академии, посылал некоторых окончивших курс Академии на свой счет за границу для продолжения образования, заботился о более успешном преподавании в Академии и о привлечении более лучших учителей. Благодаря ему, в Киевской Академии в 1738 году были открыты кафедры языков: греческого, немецкого и еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Сентябрь 4 Иоасаф, епископ Белгородский, святитель Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 г. семилетнего Иоакима отец отдал в Киевскую Духовную Академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение семи лет испытывал себя будущий святитель, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 г. он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил (Заборовский). Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской Духовной Консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил во лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми чесных добродетелей с седми грехами смертными».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киево-Синайский, Греческий), находился в Киеве, на территории совр. Подольского р-на. Основан в 1748 г. 1733-1786 гг. В 30-х гг. XVIII в. группа монахов из Екатерины вмц. мон-ря на Синае во главе с иером. Евгением ( ок. 1752), а также купец Стаматис Николаев с греч. общиной Киева пытались получить разрешение на строительство греч. храма на территории Подола. В янв. 1733 г. архиеп. Киевский Рафаил (Заборовский) намеревался передать синайским монахам бывш. Петропавловский мон-рь на Подоле с богатыми имениями и подворьями «для жития и пристанища приходящих из стран греческих и ради научения других желающих греческого языка школу». Но мещане Подола, а также прихожане Петропавловской ц. воспротивились этому. 25 окт. 1733 г. Гос. коллегия иностранных дел предписала гетману Д. П. Апостолу осведомиться, можно ли вселить греч. монахов в Петропавловский мон-рь, но, получив отрицательный ответ Киевского магистрата, решили греч. обитель не учреждать ( Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 29). Церковь вмц. Екатерины. Гравюра. 1878 г. Церковь вмц. Екатерины. Гравюра. 1878 г. В 1736 г. в Киев с Синая опять прибыл иером. Евгений, уполномоченный Синайского архим. Кирилла, с др. группой греч. монахов. У иером. Евгения была репутация «изворотливого», «умного в практическом отношении и энергичного человека» ( Петров. 1896. С. 90, 91). По его инициативе от имени 19 греков, проживавших в Киеве, в 1736 и 1737 гг. направлялись ходатайства в Синод о выделении для киевских греков земельного участка для устройства церкви и школы; свою землю и дом был готов пожертвовать для этих целей греч. купец Николаев. Решение вопроса затянулось из-за отрицательного отношения Киевского магистрата, но митр. Рафаил (Заборовский) в донесении Синоду от 7 марта 1738 г. указывал, что никаких препятствий не имеется, а магистрат противится «доброму делу» ради «партикулярной выгоды», и поэтому следует уважить ходатайство киевских греков. 16 сент. 1738 г. Синод разрешил строительство на Подоле греч. приходской ц. во имя вмц. Екатерины, но при условии, что она будет подчиняться Киевскому митрополиту (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 133. Д. 42).

http://pravenc.ru/text/1684557.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию Вечером 26 мая начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую епархию, который завершится 29 мая. С 27 по 29 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Санкт-Петербургскую епархию. В среду утром он совершит Божественную Литургию в Исаакиевском соборе. В 16:00 в здании Синода начнется заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Утром 28 мая, в праздник Вознесения Господня Его Святейшество совершит Божественную Литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 17.00 состоится поездка Предстоятеля Русской Церкви в Царское Село. В пятницу 29 мая, Его Святейшество посетит собор Архангела Михаила в поселке Токсово. Вечером в 17.00 в Ледовом дворце Предстоятель Церкви выступит перед студентами вузов. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия  Учреждена 01/12.09.1742 г. С 10.02/03.1745 г. - архиепископия; с 22.09/03.10.1783 г. - митрополия. В конце XVII - начале XVIII века территория епархии, по частям, состояла в ведении Новгородских и Псковских архиереев. Небольшая часть «Ингерманланда» под именем «Синодальной области» состояла в ведении Священного Синода и управлялась им через «Тиунскую избу». До учреждения в 1742 г. Санкт-Петербургской епархии существовала Санкт-Петербургская Синодальная область, в которую входили некоторые части Новгородской и Корельской епархий и завоеванная у шведов территория; ею управлял Святейший Синод через специально назначенных лиц. С 1712 по январь 1721 г. временно управляющий - Феодосий Яновский, архимандрит Хутынский; далее: 1727 г. - Игнатий Смола, митрополит Коломенский; 1728 г. - Питирим, архиепископ Нижегородский; 1729 г. - Рафаил Заборовский, епископ Псковский.

http://sedmitza.ru/text/703156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Сахновский; 1693 - 28.03.1743, Воронеж), еп. Воронежский и Елецкий. Место рождения неизвестно. По одной версии, Косово (Сербия), по др.- г. Косов, совр. Ивано-Франковская обл., Украина ( Комолов. Еп. Вениамин (Сахновский). С. 128). Из семьи протоиерея-серба. Большую часть юности провел в Валахии, где учился в местных католич. школах, хорошо знал румын. язык. Тайно ушел из дома и отправился в Россию к своему соотечественнику Воронежскому митр. Пахомию (Шпаковскому) . 19 марта 1718 г. принял монашеский постриг, служил иеромонахом при воронежском архиерейском доме. 19 февр. 1721 г. переведен в с.-петербургский Александро-Невский мон-рь, 23 июля назначен флотским иеромонахом. 24 янв. следующего года подал прошение об увольнении для жительства «в Волоскую землю», в мон-рь Бисерикани (на территории совр. Румынии), по-видимому, прошение не было удовлетворено. В 1725 г. исполнял обязанности священника на фрегате «Амстердам-Галей». Служа флотским иеромонахом, сблизился с обер-иером. Рафаилом (Заборовским) , другом еп. Феофана (Прокоповича) . В 1724 г. был выдвинут кандидатом в советники Синода. 19 июля (по др. данным, 20 июня или 8 июля) 1726 г. Псковским еп. Рафаилом (Зборовским) В. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского Опочецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1728 г. сопровождал еп. Рафаила в С.-Петербург для погребения цесаревны Анны Петровны. При проезде через Псков из Митавы в Москву буд. имп. Анны Иоанновны сумел снискать ее расположение. 8 июня 1730 г. еп. Рафаил доносил Синоду, что императрица велела определить В. архимандритом в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) 15 июля 1731 г. вышел указ о хиротонии В. во епископа Коломенского и Каширского. Наречение состоялось 23 июля в Синодальной крестовой палате в присутствии членов Синода и др. архиереев, хиротонисан во епископа 25 июля в московском Успенском соборе . Пытался добиться отмены уплаты недоимок, числившихся за архиерейским домом, и выделения средств для строительства подворья на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В 1731 г. основал школу при архиерейском доме. 28 нояб. 1734 г. был вызван в Москву и назначен проводить следствие по делу монахов Саровской пуст., в к-рое оказались втянуты Ростовский архиеп. Иоаким и нек-рые члены Синода. 3 апр. 1735 г. Высочайшим указом назначен членом Московского синодального правления. 6 мая 1735 г. участвовал в погребении бывш. Смоленского еп. Филофея. В 1737 г. совместно с московским вице-губернатором П. И. Вельяминовым-Зёрновым проводил разбор духовенства (детей священно- и церковнослужителей) по Коломне и Кашире.

http://pravenc.ru/text/150313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010