Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html Логос//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 45–47. Лосский В.Н. Тварное бытие//Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70–86. Лосский В. Н. Творение. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи. Творение: время и вечность. Творение: космический порядок//Догматическое богословие. М., 1991. С .222–240. Майоров Д., диак. Предельные вопросы естествознания: взгляд «снаружи». Исход//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3863278.html Мумриков О., свящ. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»: опыт библейско–богословского осмысления реалий современной эволюционной антропологии//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2458777.html Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения М. В. Ломоносова//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html Мумриков О., свящ. Космогония и космология: альфа, омега и предельные вопросы//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3107623.html Мумриков О., свящ. Материя и иерархия мироздания//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1704645.html Мумриков О., свящ. О проблемах «богословия эволюции» на рубеже XX – XXI вв.//Богослов.RU.Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html Мумриков О., свящ. Одиноки ли мы во Вселенной?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html Мумриков О., свящ. Продуктивен ли «Разумный дизайн» как парадигма в современной православной апологетике?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/4472138.html Мумриков О., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Interprete Pocockio. I. Oxoniae, 1658, стр. 238–253 и 294–302). Отрывок начинается окончанием фразы , от которой осталось только слово: . В конце 3-го листа прибавлено позднейшей рукой г. Сарруфа следующие три строки, которые судя по их содержанию, списаны с листа, следовавшего за этим 3-м листом в кодексе: Болгария, – в одной книге (IIIA26), состоящей из 192 л. в л. , и заключающей в себе статьи на греческом и русском языках, писанные разными руками. Статьи следующие: 1) Три хрисовула Василия Болгаробойца, данные болгарскому архиепископу Первой Юстинианы (стр. 1–16) , которые напечатаны не вполне у Ραλλ κα Πτλη: Σνταγμα καννων, V, стр. 266–269, Δμιτζα Τ περ τς ατοκεφλου ρχιεπισκοπς τς πρτης ουστινιανς. « νΑθν. 1859, стр.57–61, и у Голубинского в Истории правосл. церквей болгарск., сербск. и рум. М. 1871, стр. 258–263, и затем в болгарск. переводе проф. Дринова в »Период. Списании« I, кн. 7–8, стр. 17–25. 2) Печатный русский перевод Г. Недетовского грамоты константинопольского патриарха Каллиста клиру города Тернова (из Труд. киевск. духовн. ак. 1871 г. июнь, стр. 555–572, греч. текст см. у Миклошича и Миллера: Acta Patriarch. Constant. I, p. 436–442, а старинный болгарск. перевод – в Извест. Ак. Наук т. VII, стр. 156–599). 3) Две греческие грамоты патр. констант. Нила 1381 и Антония 1392 г. о поставлении бдинских митрополитов Кассиана и Иосифа (Acta Patriarchat. С. I.), стр. 17–24. 4) Извлечение из «« Ακολουθα τν γων πεντεκαδεκα ερομαρτρων, τν π Ιουλιανο το Παραβτου μαρτυρησντων ν Τιβεριουπλει τ κοινς καλομεν Στρουμντζ. 1830. » ν τ κατ τν Γαλατ τυπογραφ το Κστορος (стр. 29–31). 5) Извлечение из рукописи славянск. перев. хронографа Манассии по списку монаха Рафаила 1550 г., хранящемуся в афонско-хилиндарском монастыре (стр. 33–35; см. у Старине Хиландарске. У Београду. 1884, стр. 105–110 (из 56-й кн. Гласника), и у Сырку в Ж. М. Н. Пр., ч. 237, стр. 212–214. 6) Большое извлечение (о Болгарии) из полного славянского летописца, купленного преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

http://www.bogoslov.ru/text/4840147.html [vii] Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? Часть 3. Катастрофичность грехопадения и законы природы. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2016. http://www.bogoslov.ru/text/4866437.html [ix] Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? Часть 3. Катастрофичность грехопадения и законы природы. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2016. http://www.bogoslov.ru/text/4866437.html [xvii] Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? Часть 3. Катастрофичность грехопадения и законы природы. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2016. http://www.bogoslov.ru/text/4866437.html Иваненков В.В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2014. http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html [xix] Серебряков Н.С. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2012. http://www.bogoslov.ru/text/2476686.html Иваненков В.В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2014. http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html [xxiii] Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? Часть 3. Катастрофичность грехопадения и законы природы. Научный богословский портал «Богослов.Ru», 2016. http://www.bogoslov.ru/text/4866437.html [xxiv] Green B. The fabric of the cosmos: space, time, and the texture of reality. Alfred A. Knopf, 2004. В переводе на русский язык: Брайан Грин. Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности. Либроком, 2009. [xxv] Ross H. The Creator and the cosmos: how the greatest scientific discoveries of the century reveal God. NavPress, 2001. Р. 100. [xxvii] Green B. The fabric of the cosmos: space, time, and the texture of reality. Alfred A. Knopf, 2004, P. 228. (В переводе на русский язык: Брайан Грин. Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности. Либроком, 2009.)

http://bogoslov.ru/text/4873408.html

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Из этого простого сопоставления суждений о. П. Светлова по одному и тому же вопросу сам собою следует, во-первых, тот вывод, что г. Керенский нисколько не погрешил, заявив в своем резюме, что, по словам о. П. Светлова (Богосл. Вестн. 1904 г. Стр. 284), он, г. Керенский, в определении вероучения новейшего старокатолицизма пользуется исключительно неофициальными документами, потому что у самого же о. П. Светлова читаем: «в конце концов открытие г. Керенского покоится на Старокатолическом календаре 1903 г.»..., а Старокатолический календарь ведь, по уверениям о. П. Светлова, неофициальный документ; во-вторых, из вышеприведенных слов вытекает и тот вывод, что о. Светлов, не взирая на то, что «смотрит в книгу обоими глазами и не спешит переводить их с одной страницы на другую», в решении указанного вопроса продолжает пребывать в грубом противоречии, заявляя с одной стороны (Богосл. Вестн. 1904. 2. Стр. 284 и Богосл. Вестн. 1905. 5. Стр. 97), будто г. Керенский при раскрытии старокатолического вероучения пользуется неофициальными документами, с другой (Богосл. Вестн. 2. Стр. 285), что он вместе с неофициальными документами пользуется и официальным документом: «Nochmals zur Verständigung»...; в-третьих, из вышеприведенных слов вытекает и тот вывод, что о. П. Светлов грубо противоречит себе в определении даже количества документов, бывших, по его словам, у г. Керенского при определении им вероучения новейшего старокатолицизма, насчитывая то один документ: Старокатолический календарь 1903 г. («Богосл. Вестн.» 1904. 2. Стр. 284), то три документа: а) Schirmer. Grundriss der katholischen Glaubens–und Sittenlehre, b) Старокатолический календарь 1902 г. и с) Nochmals zur Verständigung... («Богосл. Вестн.» 1904. 2. Стр. 285), то наконец два документа («Богосл. Вестн.» 1905. 5. Стр. 97). Конечно, если признать, что 1=2=3, то в вышеуказанных суждениях о. П. Светлова не будет противоречия, но это уже будут новые пути не только для православного богословия, но и для общечеловеческого мышления. Из всего этого о. П. Светлов может видеть, кому из нас «не к лицу» разговоры об «измышлениях» и о «бесцеремонном обращении с авторами».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Следует отметить не только тенденцию к увеличению, но и высокую стабильность рассматриваемого показателя для сайта Патриархия.ru . В декабре 2006 года по количеству открытых одним посетителем страниц среди всех перечисленных в таблицах сайтов портал Патриархия.ru уступил лишь сайту Православие.ru (см. правую колонку таблицы 2 ), на котором этот показатель в течение второго полугодия разительно менялся: от 3,52 (сентябрь) до 5,82 (декабрь), в среднем 4,59. В ноябре по количеству открываемых одним посетителем страниц (5,78) сайт Православие.ru также несколько опередил портал Патриархия.ru (5,57). Однако во все другие 10 месяцев минувшего года количество страниц, просматриваемых на сайте Пресс-службы Московской Патриархии, было заметно выше, чем на сайте Православие.ru . По этому показателю портал Пресс-службы безоговорочно первенствовал и среди других сайтов, перечисленных в таблицах 1 и 2 . Таким образом, в 2006 году портал Патриархия.ru стал наиболее внимательно просматриваемым среди всех православных сайтов, по крайней мере, среди наиболее популярных из них. Рекорд 2006 года по этому показателю также принадлежит порталу Патриархия.ru ( 5,84 страницы в июле). Как уже было сказано, в 2006 году посещаемость сайта Патриархия.ru увеличилась в 2,5 раза. По этому показателю сайт Пресс-службы Московской Патриархии является одним из наиболее динамично развивающихся информационных ресурсов в православном секторе Интернета и самым быстроразвивающимся церковным сайтом (см. таблицу 1 ). Если в декабре 2005 года портал Патриархия.ru , который к тому времени существовал лишь полгода, по количеству посетителей и количеству открытых страниц уступал всем другим перечисленным в таблицах интернет-ресурсам, то к декабрю минувшего года он уже опередил по этим показателям некоторые популярные православные сайты (см. таблицы 1 и 2 ) и многие другие сайты раздела «Религия». Портал Патриархия.ru является официальным сайтом Русской Православной Церкви. Излишне объяснять, что официальный статус информационного ресурса накладывает определенные ограничения на стиль и содержание размещаемой на нем информации.

http://patriarchia.ru/db/text/188271.htm...

151 Кирилл (Говорун), архим.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 153 Степаненко М. Евро-Майдан: евреи руками униатов вытащили самые большие каштаны.//Миссионерско-апологетический проект «К Истине». – URL: http://www.k-istine.ru/sects/sects_ukraina-02.htm 154 Кирилл (Говорун), архим.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4975 156 Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963 157 Петр (Мещеринов), игум. Экклезиология: теоретические и практические проблемы.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: 160 Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность?//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 161 Обращение священнослужителей Украинской Православной Церкви ко всем людям доброй воли в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4963 162 Дудченко А., прот. Интервью о священниках на майдане.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/4967 163 Огульчанский Б., прот. Быть христианином в гражданском обществе, или Спасение души versus гражданская и политическая активность?//Интернет-портал «Киевская Русь» . – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5012 165 Обращение украинской интеллигенции к Верховной Раде Украины в связи с межконфессиональной ситуацией в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5094 166 Черноморец Ю. Как нам возрождать Украину?//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/5047 167 Дудченко А., прот. О Московском Патриархате в Украине.//Интернет-портал «Киевская Русь». – URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/byauthor/5429

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но он не выходил при этом за пределы отеческого воззрения, когда утверждал, что «священство» выше «царства..». В этом вопросе против него оказались не только греки, «азиатские выходцы и афонские прелазатаи», – они защищали Царство против Священства. В этом вопросе против Никона были и ревнители русской старины, «старообрядцы». И для них «Царствие» осуществлялось скорее в Царстве, чем в Церкви... Это и была тема раскола... Тема раскола не «старый обряд», но Царствие... 4. Трагедия раскола Костомаров в свое время верно отметил: «Раскол гонялся за стариною, старался как бы точнее держаться старины; но раскол был явление новой, а не древней жизни..». В этом роковой парадокс Раскола... Раскол не старая Русь, но мечта о старине. Раскол есть погребальная грусть о несбывшейся и уже несбыточной мечте. И «старовер» есть очень новый душевный тип... Раскол весь в раздвоении и надрыве. Раскол рождается из разочарования. И живет, и жив он именно этим чувством утраты и лишения, не чувством обладания и имения. Раскол не имеет, потерял, но ждет и жаждет. В расколе больше тоски и томления, чем оседлости и быта. Раскол в бегах и в побеге. В расколе слишком много мечтательности, и мнительности, и беспокойства. Есть что-то романтическое в расколе, – потому и привлекал так раскол русских неоромантиков и декадентов... Раскол весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, в грезах и в снах. И вместо «голубого цветка» полусказочный Китеж... Сила раскола не в почве, но в воле. Раскол не застой, но исступление. Раскол есть первый припадок русской беспочвенности, отрыв от соборности, исход из истории... И совсем не «обряд», но «Антихрист» есть тема и тайна русского Раскола. Раскол можно назвать социально-апокалиптической утопией... Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в «слепой» привязанности к отдельным обрядовым или бытовым «мелочам». Но именно в этой основной апокалиптической догадке. «Время близ есть..». Все первое поколение «расколоучителей» живет в этом элементе видений, и знамений, и предчувствий, чудес, пророчеств, обольщений...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Необыкновенно глубокое, исключительное по своей проникновенности, изображение этого Софийного бескровного крестового похода Руси дано Вл. А. Кожевниковым в его замечательных «Северно-русских думах». «Свое миросозерцание, глубокомысленное и широкое, несоответственно широкое своим политическим силам и способностям, безхарактерная, но вдумчивая Византия воплотила в несравненном художественном создании, в храме св. Софии, ставшем как бы наглядным проектом и художественным подобием всемирной задачи, указанной Восточной империи, второму Риму: братскаго, соборнаго объединения мира христианскаго и умиротворения мира неверных. Исполинское дело разбилось о мелкия побуждения и колоссальные пороки; но безсмертная задача осталась для мыслей, для чувств и для усилий воли грядущих поколений воплощенною в величавом, поруганном Исламом, но неистребимом, способном к возрождению храме св. Софии. И вот, в залог понимания и усвоения этой задачи, во свидетельство о преемстве Русью от Царьграда этой славной задачи и долга с нею неразлучнаго, русская политическая, религиозная и художественная сила воздвигает и у себя, на лоне земли православной, крестной дщери Византии, храмы Софии сначала в Киеве, затем немедленно в Новгороде и т. д., до отдаленнейших окраин государства Русскаго, до глубины Азии, до Сибири (Тобольская София) и Пекина, где позднейшая из русских Софий возведена была политической мудростью албазинских пленников, как бы пророчески указавших этим, до каких пределов простираются миролюбивыя и миротворныя обязанности третьяго Рима». «Храмы Софийские предназначались для поддержки связи и родства с духовным и государственным заветом Византии о всемирном братстве и соборном объединении единоверных, воплощали собою чествование высшей мысли, высшей мудрости в смысле христианском: они вещали, что высшая мудрость состоит в спасении всего мира, в установлении мира всего мира» 17 . Все изложенное приводит нас к одному выводу. Нельзя и безумно говорить о русской Софии и даже о русской идее Софии, но должно подчеркивать и неустанно повторять, что церковное вселенское откровение Софии дано лишь в православии: лишь в нем одном идея Софии не приводит нас вновь к гностическим блужданиям, к самочинным мистическим и философским построениям Софии, к произволу о ней, лишь православие не возвращает нас к той эпохе внецерковного и потому внесофийного почитания Софии, которая окончена с явлением ангела Божия Юстиниану при построении Софии Царьградской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, голубое окружение Софии означает воздух, небо и горний мир. Однако, это общее указание нуждается в некотором углублении. Ведь иконографические символы – не только эмблемы, но и некоторые мистические реальности; они, ведь, – не голые значки иного мира, не алгебраические формулы мира духовного, но также – одеяния и картины высшей реальности. Например, венчик на изображениях святых – не только живописный титул «св.» или «преп.», но и примерное изображение действительного свойства духоносной личности, ее подлинной осиянности. Точно так же, просится на сердце естественный вопрос, для рассудка , впрочем, лишенный неотметаемого достаточного основания: это, именно, вопрос: «Как понимать занимающее нас бирюзовое или зеленовато-бирюзовое окружение Софии?». Да, после всего сказанного – бесспорно, что это – небо. Но эта лазоревость и эта бирюзовость, присоединены ли они к Софии по отвлеченным соображениям и поверхностным ассоциациям рассудка, или же более принудительная сила живого восприятия сделала голубое естественным символом Софии? Действовало ли тут рассудочное «потому что», или же источником здесь было непосредственное «так есть»? Обычно, ведь, представляют происхождение этого атрибута Софии по схеме: «Небо означает Софию; небо – голубое; следовательно, Софии можно приписать атрибутом голубое окружение». Но возможно, что дело происходило совсем иначе, и именно по схеме: «София есть истинное Небо; в софийных переживаниях налично восприятие голубизны; следовательно, голубое – естественный символ Софии, а потому и Небо, – символ Софии, – является нам голубым». Короче говоря, не потому представляется София с голубым окружением, что небо есть голубое, а потому небо является голубым, что у Софии – голубое окружение. Как солнечный свет – естественный символ Триипостасного, так же и голубое прозрачное покрывало – естественный символ Софии. Иначе и быть не может: мир духовный реальнее мира тленного; и: не высшее определяется низшим, а низшее – высшим, свойства же дольнего – не более как затемненные грехом и огрубленные порчею свойства горнего. Духовное созерцание, «обличая вещи невидимые», не условно облекает их в ту образную оболочку, но воплощает их в символическое тело, сообразное им, хотя и приспособленное к нашей, – земной, затемненной, – способности познания. Софийные созерцания , в их непосредственной, наличной действительности, характеризуются именно этим, воздушно-голубым, небесным «телом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010