Лучший ученик Альберта Фома Аквинат, ставя «А.» на 2-е место после Свящ. Писания и даже выше блж. Августина , использовал их в своем учении о Божественных свойствах и в ангелологии, почти отказываясь от отрицательного богословия «Мистического богословия». В комментарии на «Божественные имена» (составлены в 1260/61 или в 1265/66), а также в богословских сочинениях, в к-рых «А.» цитируются ок. 1700 раз, он продолжает идти по пути сознательной трактовки их в духе зап. богословских построений. Его трактовка частично использовалась антипаламитами. Иерархическая тема «А.» получила развитие у Бонавентуры, в соч. «Путеводитель души к Богу» наряду с небесной иерархией он стал учить и об иерархии внутри человеческой души, известно также его учение о Божественной иерархии (в Самой природе Бога!). Впосл. влияние «А.» было заметно в трудах средневек. мистиков Майстера Экхарта († 1327), напр., учение о безвидном незнании, через к-рое происходит соединение с Богом, И. Таулера († 1361) и в мистико-аскетическом учении Иоанна Креста (Хуан де ла Крус) (его центральная тема о черной ночи души тоже перекликается с апофатикой «А.»). Темы «А.» нашли преломление в творчестве кард. Николая Кузанского (1401–1464), прежде всего в его соч. «Об ученом незнании», развивающем апофатическое богословие; строя свои рассуждения на «А.», он полагал, что Церковь основывается не на иерархии, а на таинствах. Из светских писателей наиболее близким Дионисию оказался Данте Алигьери, его торжественная картина вселенной напоминает иерархически упорядоченный мир «А.»; недаром Данте поместил Дионисия Ареопагита на небесном своде среди великих богословов (Рай 10, 115–117), один из к-рых, св. папа Григорий Двоеслов , увидев истинную иерархию, описанную в «А.», был вынужден признать свое не совсем верное понимание ее (Рай 28, 130–135). Что касается зап. науки, то в целом можно отметить, что по сравнению с нач. или даже с сер. XX в., когда господствовало основное направление, заданное Кохом и Штигльмайром, на протяжении последних лет «А.» стали предметом еще более углубленного и пристального внимания ученых, к-рые с осторожностью предпочитают говорить не столько о прямой зависимости, сколько об объективности бесспорных связей, устанавливаемых между неоплатонической философией и сочинениями Дионисия (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Самкуш г. – см. Самкарш г. Самсун г. 755 Самур 41 Сарай г. 159 Сари г. и обл. 165 (ас-)Сарир 82, 85, 88, 93 Сармали г. 137 Сарматийа Уруфи 22 Сару Карман г. 755, 157, 159, 160 Саска г. 132 Саудисайа г. 75 Севилья г. 38 Сеир гора 194 Сена р. 170, 171 Сеннаар, Сеннаарская страна 189, 190 Сефарад 187–190; см. также ал-Андалус Сиджистан 99, 100 Сийах-Кух о-в 93 Синд 32 Синуб г. 150, 155, 157 Синубули г. 132, 133 Сирия 32, 88, 118 Сицилия о-в 34 Скифия 32, 34 Сла.а – см. Салавийа Славян р. 31, 35, 40, 143; см. также Танис р. Славян обл., земля, страна – 20, 23, 27, 29, 32, 34, 39, 43–45, 48, 51, 54, 57, 78, 82, 88, 90, 92, 121, 143, 145, 146; см. также Г-б-лим страна Сувар г. 722, 725, 139 Суг-рай г. – см. Судак г. Сугур обл. 36 Сугургур страна 99, 100 Судак (Суг-рай, Султатиййа) г. 130, 149, 150, 156, 157, 159, 204 Султатиййа г. – см. Судак г. Суну г. 136 Сурис на Батихе г. 75 Сус ал-Акса (Сус Дальний) г. 57, 34 Сухум г. 156 Счастливых о-ва 26, 34 Т-д-лу страна 204 Табаристан 55, 57, 84, 112, 115, 164–166 Табаст земля тавастов 755 ат-Тайласан обл. 28 ат-Таман г. 156 Тан р. – см. Танаис р. Танаис (Тан) р. 21–23, 43, 98, 110, 118, 125, 156, 159, 160 Танжер г. и обл. 31, 32, 34, 120 Танис на Батихе г. 16 Танис р. 37; см. также Славян р. Танис на Батихе г. 15, 16 Таракия 27 Тарсос г. 172 Татар страна 20 Таурикийа Карсунисис Баралийас 22 Тафила 27 Тебриз г. 141 Тибет 25 Тиберио р. 172 Тигр р. 88, 101, 139, 158 Тизул долина 179 Тирма на Батихе г. 15, 16 Тичио р. 172 Тогузгузов страна 20, 44 Тоскана 171 Трапезунд (Атрабзун) г. 23, 87, 90, 155, 156 Туййа г. 137 Туле о-в и г. 26, 117 Тума оз. 151 Туна р. – см. Дунай р. Тунис (Ифрикийа) 31, 34 Туркестан 62 Туркмен страна 121 Турлу р. – см. Днестр р. Тюрок страна (земля) 20, 44, 79, 113, 121, 146, 160 Уг-ру р. 207 Укак г. 159 Улиски г. 130, 132, 134 Ухус-р 204 Фаламус креп. 136 Фарабов страна 121 Фарс 32 Финмарка 135 Франков страна, Франца 26, 31, 32, 34, 39, 90, 170 Х-г-риим, Х-н-г-рин 193, 205 Х.н.х обл. 100 (ал-)Хазар, Хазария (Казария) – 19, 37, 40, 42, 84, 85, 93, 112, 113, 115, 117, 178, 180, 181, 188, 191, 192, 194, 209, 210

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пс.135:9 . луну и звезды во область нощи: яко в век милость его. Третие дело Божие, великое и чудное, есть устроение солнца, луны и звезд, относящихся к небу и земле; ибо первое удивительным образом украшают, а последней удивительную пользу приносят. Нарицаются же все светилами великими, поскольку в самом деле так велики, что мы великости их умом постигнуть не можем, ибо и самыя малейшия звезды, видимыя на тверди, и по причине отдаления своего кажущияся нам малейшими точками, огромною великостию своею превосходят весь круг земный. Когда говорит, что солнце сотворено во область дне, а луна во область нощи, то чрез сие означает, что солнце и луна, освещая землю, способствуют делам нашим дневным и нощным, как сказано в первой главе Бытия, где хотя два токмо светила нарицаются великими, то есть солнце и луна, поскольку больший свет издают, нежели все звезды совокупно, но Пророк, как кажется, для того нарицает здесь не токмо солнце и луну, но и все звезды светилами великими, поскольку в самом деле суть таковы, как сказано выше, и ежели верить звездословам, то каждая звезда гораздо больше луны. Пс.135:10 . Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость его: Пс.135:11 . и изведшему Израиля от среды их: яко в век милость его: Пс.135:12 . рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость его. Пс.135:13 . Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость его: Пс.135:14 . и проведшему Израиля посреде его: яко в век милость его: Пс.135:15 . и истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость его. Пс.135:16 . Проведшему люди своя в пустыни: яко в век милость его. Пс.135:17 . Поразившему цари велия: яко в век милость его. Пс.135:18 . И убившему цари крепкия: яко в век милость его: Пс.135:19 . Сиона царя Аморрейска: яко в век милость его: Пс.135:20 . и Ога царя Васанска: яко в век милость его. Пс.135:21 . И давшему землю их достояние: яко в век милость его: Пс.135:22 . достояние Израилю рабу своему: яко в век милость его. Во всех сих стихах Пророк прославляет Бога от дел промысла Его, относящагося особенно к Израильтянам. Все повествуемое в них взято из книги Исхода и из предыдущаго псалма, почему и оставляется без изъяснения. Но здесь, может быть, спросит некто: чего ради между делами милости полагается поражение Египта, избиение первенцев, царей, князей и проч., что все, по-видимому, относится к правосудию паче, нежели к милости? На сие ответствуем, что дела оныя в разсуждении нечестивых, пораженных и избиенных, были дела правосудия; но в разсуждении народа Божия были дела милости. Ибо как избавление Израильтян было главным намерением у Бога, сего ради все оное вообще приписывается милости Его. Впрочем же и самым нечестивым творит Бог милость, восхищая их скоро от мира сего, дабы долговременную препровождая жизнь, не подпали тяжчайшим грехам и в день откровения Божия суда не привлекли на себя тяжчайшаго гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7: 6). «И жил Ной после ( начала ) потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 28–29). Правильность вставленного слова подтверждает равенство 600+350=950. По аналогии, «Сим был ста лет ( как потоп водный пришел на землю ) и родил Арфаксада через два года после ( начала ) потопа…» (Быт. 11: 10), то есть в возрасте 102 года. Далее (см.: Быт. 11: 12–25), Арфаксад прожил 135 лет и родил Каинана. Через 130 лет Каинан родил Салу; через 130 лет Сала родил Евера; через 134 года Евер родил Фалека; через 130 лет Фалек родил Рагава; через 132 года Рагав родил Серуха; через 130 лет Серух родил Нахора; через 79 лет Нахор родил Фарру. Следовательно, Фарра родился в 2162+102+135+130+130+134+130+132+130+79=3394 году от С.Ч. «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана»; из них старшим был Аран (см.: Быт. 11: 26–29). Поскольку Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет, когда Авраму было 75 лет (см.: Быт. 11: 31–32; 12: 4–5), то Фарра родил Аврама в возрасте 205–75=130 лет. Аврам-Авраам родил Исаака в возрасте 100 лет (см.: Быт. 17: 1–6; 21: 5). Исаак родил Иакова в возрасте 60 лет (см.: Быт. 25: 25–26; 35: 28), то есть в 3394+130+100+60=3554 году от С.Ч. Иаков родил Иосифа (см.: Быт. 30: 22–24). В возрасте 17 лет Иосиф был продан братьями в египетское рабство (см.: Быт. 37: 2–28): проф. А.П. Лопухин отмечает, что тридцатилетний Иосиф 13 лет был рабом. В возрасте 30 лет Иосиф был представлен фараону (см.: Быт. 41: 14–16, 46); после семи лет изобилия и двух лет голода (см.: Быт. 41: 25–30; 45: 4–11) Иосиф послал своих братьев за отцом, предоставив им для скорости «колесницы по приказанию фараона и… путевой запас» (Быт. 45: 21). Иаков, прибывший в Египет с семейством, был представлен фараону в возрасте 130 лет (см..: Быт. 47: 7–9). Следовательно, Иаков-Израиль (см.: Быт. 32: 28) родил Иосифа в возрасте 130–(30+7+2)=91 год. И поскольку переехавшие в Египет братья по просьбе Иосифа назвали себя рабами фараона (см.: Быт. 46: 33–34; 47: 3–4), то началом плена будущего израильского народа следует считать 3554+91+17=3662 год от С.Ч.

http://pravoslavie.ru/smi/89460.htm

Пс.135:14. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. Пс.135:15. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Пс.135:16. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его.    И это чудо не меньше проведения через море. Ибо лишенные всего, в чем нуждается человек, не имевшие покрова, ни плаща, ни одежд, ни обуви, и ничего другого подобного, они проходили «пустыню», как бы ликуя среди городов (Златоуст, Афанасий). Пс.135:17. Поразившему цари велия, яко в век милость Его. Пс.135:18. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Пс.135:19. Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его: Пс.135:20. И Ога, царя Васанска, яко в век милость Его: Пс.135:21. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его: Пс.135:22. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Пс.135:23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его.    Не в подвигах наших, и не в благополучии, но в «смирении», т.е. само несчастие и злострадание преклонило Бога на «милость» (Златоуст). Пс.135:24. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Пс.135:25. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его.    Не праведным и добродетельным, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому «дает пищу». Итак, плодородие зависит не от земли, и не от вод, не от воздуха, не от лучей и не от чего другого, но все от Бога. И из этого заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии Его (Златоуст). Пс.135:26. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.    Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется «небесным», потому что служат Ему живущие на небе ангелы и область эта чиста от греха. Итак, за все благодеяния Его станем воздавать Ему благодарения; эта именно жертва, это приношение может особенно приклонить к нам Его «милость» (Златоуст). Давиду Иеремием, 136     «Псалом Давиду», Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного «Сиона». Дух Святый Давидовыми устами показывает, как через слезную воду, кораблем покаяния, окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища — возжеленного Небесного Отечества (Афанасий, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

134 Подобны им будут делающие их. По Библии, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Язычники же творили своих богов, уподобляя их самим себе, однако в безумии идолопоклонства сами становились похожими на сделанных ими слепых, глухих и немых истуканов. См. Ис. 44,9–20 ; Рим. 1,22–25 . 134 Дом Израилев. Обращение ко всему израильскому народу. Дом Ааронов. Израильское священство. См. Пс. 113,17–20 . 134 Дом Левиин. Левиты. Глава 135 Пс. 135 Этот псалом широко известен благодаря рефрену «ибо вовек милость Его». Он является антифоническим песнопением, исполнявшимся на два голоса: священник произносил первую часть каждого стиха, а присутствующие в храме провозглашали в ответ ему слова рефрена. Псалом посвящен восхвалению Господа. 135:1–3 Священник призывает собравшихся восславить безграничную благость Господа. 135 Славьте Господа, ибо Он благ. Весь дальнейший текст псалма является развитием сказанного в первом стихе. См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность». ибо вовек милость Его. Этот рефрен исполняется верующими в ответ на слова священника. 135 Который сотворил небеса премудро. В Писании премудрость Божия часто соотносится с актом творения (ср. Притч., гл. 8). Этот и последующие пять стихов являются осмыслением повествования Быт., гл. 1 о сотворении мира. 135 сотворил светила великие. Имеются в виду солнце и луна (см. ст. 8,9). 135 поразил Египет в первенцах его. См. ком. к Пс. 134,8 . 135 разделил Чермное море. См. Исх., гл. 14; 15. 135 Сигона, царя Аморрейского. См. Чис. 21,21–35 . 135 Ога, царя Васанского. См. Чис. 21,21–35 . 135:21–22 отдал землю их... в наследие Израилю. Имеется в виду завоевание Израилем земли обетованной при Иисусе Иавине. 135 вспомнил нас в унижении нашем. Молящиеся благодарят Господа за то, что Он спас их, как прежде спасал их предков. Поскольку «вовек милость Его», Господь никогда не оставит Свой народ. 135 избавил нас от врагов наших. Псалмопевец намеренно не называет, от каких именно врагов Господь спас Израиль, с тем, чтобы псалом был применим к любому из последующих поколений народа Божиего. Глава 136

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.135:2 .  Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. «Богами» называет святых и праведных людей, по причастию ими божественной благодати. А Спаситель наш – Иисус Христос, не по благодати, но по существу Бог (Феодорит). Пс.135:3 .  Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Цари и князи, от Бога получив власть, господствуют над подчиненными. Да и некоторые ангелы именуются «господствами». А Христос – истинный «Господь» всех «Господей» (Феодорит). Пс.135:4 .  Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Златословесный толкователь читает не «сотворшему», но «творящему», выражая этим, что Бог непрестанно благодетельствует и творит чудеса, перечисляя которые, Пророк указывает, что они есть не только действие силы, но и благодати и человеколюбия (по Златоусту). Пс.135:5 .  Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Пс.135:6 .  Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Пс.135:7 .  Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Пс.135:8 .  Солнце во область дне, яко в век милость Его. Пс.135:9 .  Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. «День» и «нощь» были еще до сотворения светил: ибо день и ночь были сотворены в первый день. Поэтому, «солнце» и «луна» не производят дня и ночи, но начальствуют над ними. Ибо солнце носит в себе свет и рассеивает тьму, доставляя нам день (Василий В.). Пс.135:10 .  Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его. Бог по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков: и в этом – «милость» Его (Феодорит). Пс.135:11 .  Изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Пс.135:12 .  Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Пс.135:13 .  Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. Древнее предание говорит, что «море» разделилось на 12 проходов, так что каждому колену открыт был особый путь. Все это показывает большую силу и человеколюбие Его. И Он не вдруг потопил египтян, но когда они после стольких чудес дерзнули броситься в воду, то только тогда уже море сделалось для них гробом (Афанасий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   Наиболее вероятным в данном случае кажется летосчисление римских Библий, которые утверждают, что сын Ноя Сим жил после потопа 500 лет. И Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Сим после смерти Ноя жил 150 лет.    Арфаксад родил Каинана (Быт.11:12) в год своей жизни: Б.— 135 (2300), Х.— 135 (2380).    В римских Библиях сего Каинана нет, а пишется так: Арфаксад родил Салу, пожив лет: Р.— 35.    Каинан родил Салу (Быт. 11:12) в год своей жизни: Б.—130 (2430), Х.—130 (2510).    Сала родил Евера (Быт.11:14) в год своей жизни: Б.—130, Х.—130 (2640), Р.—30.    Евер родил Фалека (Быт.11:16) в год: Б.—134 (2694), Х.—134 (2774), Р.—34.    В это время произошло разделение языков.    Фалек родил Рагава (Быт.11:18) в год: Б.—130 (2824), Х.—130 (2904), Р.—30.    Рагав родил Серуха (Быт.11:20) в год: Б.—132 (2956), Х.—132 (3036), Р.—32.    Серух родил Нахора (Быт.11:22) в год: Б.—130 (3086), Х.—130 (3166), Р.—30.     Нахор родил Фарру (Быт.11:24) в год: Б.—79 (3165), Х.—79 (3245), Р.—29.    Фарра родил Авраама (Быт.11:26) в год: Б.—70 (3235), Х.—70 (3315), Р.—70.     Георгий Кедрин, цареградский греческий историограф, пишет, что Авраам родился в лето от миробытия 3312.    Русские же хронографы так:    От Адама до Авраама лет 3324.    Иные — 3322    Авраам получил от Бога обетование и вышел из дома отца своего, из земли Харранской в землю Ханаанскую (Быт.12:1—4), в год от своего рождения: Б.—75 (3310), Х.—75 (3390).    Родил же Исаака (Быт.21:5) в год своей жизни: Б.—100 (3335), Х.—100 (3415), Р.—100.    Исаак родил Иакова (Быт. 25:26) в год своей жизни: Б.—60 (3395), Х.—60 (3475), Р.—60.    Иаков родил Левия (Быт.29:34) в год своей жизни: Х.— 87 (3562).     Вошел же он в Египет (Быт.47:9), имея лет: Б.—130 (3525), Р.—130.    До сих пор года от начала миробытия по славянским Библиям ясны и известны. В дальнейшем же есть много сомнительного, ибо нет в этих Библиях точного известия о том, сколько лет израильтяне пробыли в Египте. В Деяниях Апостольских в 7-й главе пишется, что 400 лет (Деян. 7:6); в послании к Галатам в 3-й главе — 430 лет (Гал. 3:17); те же 430 лет указаны и в Книге Исхода в 12-й главе (Исх. 12:40).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«...Мы в городе Киркук, в 250 км к северу от Багдада. Языки пламени бьют из земли у самых ворот города. Арабы говорят, что огонь не гаснет здесь уже более 7 тысяч лет. Газ, которого выгорает здесь по 45 миллионов кубометров в день, залегает на большой глубине. В земле будто настоящий ад. Вечный тартар и геенский неугасающий огонь… По ночам над городом Киркуком красное от вечного пожара небо. Стоит только поковырять землю рукой или каблуком, как наружу вырываются языки пламени, которое уже никогда не угаснет, что бы с ним ни делали... Посещение этого фантастического края, – заканчивает журналист свой рассказ, – оставило у меня неизгладимое впечатление, как воспоминание о прогулке прямо в Рай, по-нынешнему – в небывалую волшебную сказку». (И. Лисснер) Итак, 6 тысяч лет назад с трагической печалью царь Гильгамеш искал потерянный Рай. Нашёл он его после долгих исканий бедным и бесславным. Потерянный Рай! О, сколько горя и тоски ты вызвал после Адама у падшего человека! Как жаждало человечество – измученное, униженное, обессиленное грехом человечество – найти снова тебя, о Рай наш прекрасный! «Седе Адам прямо Рая и рыдая плакате...» О, этот плач! Плач уже не одного Адама, а всего грешного человечества. Плач о потерянном Рае… Но вот спустя примерно 5 тысяч лет после Гильгамеша Мильтон пишет уже о «потерянном и возвращённом Рае». Найден Рай потерянный, возвращён он бедному человечеству. Но возвращён только не тот Рай, в котором жили Адам и Ева , не тот, который искал Гильгамеш, шумерский царь, и не тот Рай, в котором путешествовал журналист в 1967 году, а Рай настоящий, Рай нетленный, Рай, который на Востоке. Рай на Небесах. И возвратил этот Рай нам Христос Бог Господь! В ближайшем смысле Рай мы теряем, когда грешим, когда оскорбляем своего Господа Спасителя, Его Пречистую Матерь, Ангелов-Хранителей. Утеряв Рай, мы в душе находим ад – тоску, томление, уныние, отчаяние, духовную смерть. Возвращаем Рай, когда искренне плачем о нем и каемся в своих грехах. Тогда Христос наш Спаситель сно­ва открывает нам двери Рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Доказательство пятое Христос, вися на Кресте, сказал разбойнику: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23, 43 ). Здесь предстоит понять, что имеется в виду, когда в священном Писании говорится о рае. ВО-ПЕРВЫХ: Раем называется тот сад, который насадил Бог в Эдеме для телесного утешения наших прародителей, прежде, чем они согрешили. ВО-ВТОРЫХ: Раем называется, и это поистине так и есть, Небесная слава избранников Божиих, и для этого рая первый рай был прообразом. Именно об атом рае Павел говорит, что он был восхищен в рай ( 2Кор. 12, 4 ). Объясняя, что такое рай, он говорит, что это значит быть восхищенным на Небо. Когда же Христос говорит разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, он имеет в виду не земной рай, как утверждают противники, а рай Небесный. Причины этого следующие: ПЕРВАЯ: Земной рай это место для тела, а не для души. Что пользы душе от изобилия деревьев, овощей, трав, воды и прочих красот этого земного рая? Никакой пользы. Христос же, обещая разбойнику рай, обещал сад, доставивший бы ему утешение, в котором тот нуждался, то есть духовный. ВТОРАЯ: Если вы испытываете затруднение в понимании тех или иных слов Нового Завета, то следует обратиться к другим словам Нового Завета, в другом месте, а не к Ветхому Завету. В данном случае слово РАЙ в Новом Завете знаменует рай духовный, то есть Небо, что видно из Посланий Павла. ТРЕТЬЯ; Христос, сказав разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю, обещал ему Свою дружбу и совместное проживание, что и означает слово со Мною. Поскольку Христос вошел в Небесный рай, а не земной, ясно, что и разбойник вместе с Ним там же. СКАЖЕТЕ: Христос и на Небе с Ангелами, и в земном раю с разбойником, так как Он по Своему Божеству везде и все исполняет. ОТВЕЧАЮ: По Божеству Своему Христос был с разбойником и тогда, когда тот разбойничал. В чем же новизна обещанного Христом благодеяния, если Он и прежде был с ним по Своему Божеству? ЧЕТВЕРТАЯ: Многие говорят, что, вполне вероятно, земной рай был разрушен водами всемирного потопа. Ответьте мне, как Енох был перенесен в рай, ибо он попал в рай прежде потопа, а когда рай разрушился, то был перенесен в другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010