Чем заслужил этот святой всенародное почтение, какие из его пророчеств уже сбылись, а какие еще ждут своего часа? 9 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» прочитал свою лекцию «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)» кандидат исторических наук Афанасий Георгиевич Зоитакис. Предлагаем нашим читателям текст этой лекции, а также её видеозапись. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. – Добрый вечер, уважаемые братья и сестры, дорогие слушатели и зрители. Сегодня речь пойдет о святом равноапостольном Косме Этолийском. Годы жизни этого святого 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован. Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов. Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века. Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Концерт-реквием " Исповедники Православия после гибели империи " 27 января 2012 г. 01:00 Общее духовное наследие Традиция, которая объединяет православные народы, сохранялась на протяжении столетий и дошла до нас трудами подвижников благочестия, верных Христу по апостольскому слову " даже до смерти " . Поэтому так много сил Церковь должна прилагать и прилагает, чтобы память о них была жива в сердцах людей. Российско-греческая мемориальная акция " От Рождества до Воскресения " знакомит жителей нашей страны с неизвестными для многих святыми новомучениками, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. Инициаторами акции стали не только священнослужители Константинопольской, Русской, Кипрской, Элладской Церквей и дипломаты России, Греции и Кипра, но и члены греческой диаспоры Казахстана, где живут потомки погибших за веру понтийских греков. На Афоне потомственным иконописцем Иваном Мастеропуло специально была написана икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв. На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, святая новомученица Ирина и исповедник Иоанн Русский. Этот образ делегация Святой Горы принесла в дар Русской Церкви. Во время передачи иконы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, члены делегации " просили помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви " , - рассказал " Журналу Московской Патриархии " сопровождающий святыню монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон. " После падения Константинополя многие ромеи погибли, защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие, мы в нем живем и молимся " , - рассказал отец Симеон.

http://e-vestnik.ru/reports/obshchee_duh...

36. Как должно учить других, чтобы от учения истекала польза (Из жизни священномученика Косны равноапостольного. Пат. ч. 2, стр. 158–160). Основываясь на словах Апостола: созидайте кийждо ближнего ( 1Кор.10:33 ), и на словах блаженного Феофилакта, который говорит, что „не довлеют учители к наставлению всех по единому, а хочет Бог , да всяк наставляет и созидает другого, " – мы просим и всех вас, а в особенности грамотных, чтобы вы разделили с нами обязанность пещись о спасении душ братий ваших и, по возможности, и простецам, ищущим спасения, прочитывали хоть немного от писания о потребном к животу и благочестию. Вы, как мы знаем, не отказываете нам в нашей просьбе, чем конечно и утешаете. Но при этом одно несколько грустно: и это именно то, что от читающих часто слышим о слушателях их отзывы неутешительные. „По твоему совету и читаем приходящим к нам от Божественного, говорят они, да ничего не понимают. Как тут быть? « Для решения этого вопроса выслушайте нижеприводимое повествование из жизни священномученика Космы равноапостольного, и из него, надеемся, вы увидите, что особенно способствует к тому, чтобы простецы слушающие понимали учащих их. Блаженный Косма, будучи еще мирянином, издавна имел в сердце сильное желание: всем тем, чему учился, послужить на пользу братий своих христиан, и часто говаривал: „какую великую нужду в Божием слове имеют братия мои христиане! Поэтому, ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож, и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, всего более обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости. » Но при всем таком желании, Косма, как муж смиренномудрый и кроткий не отваживался сам собою на такое предприятие, не ура- зумев Божьего на то изволения. Поэтому, желая изведать, угодно ли намерение его Богу, он открыл Божественное Писание и тотчас встретил апостольское изречение: ничтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо ( 1Кор. 10: 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Православная стенгазета 36 (350) В номере: Сретение Владимирской иконы Божией Матери, Проповедь на Евангельское чтение, Равноапостольный священномученик Косма, Что означает «Не судите»? Вопрос священнику. 1 сентября, 2016 В номере: Сретение Владимирской иконы Божией Матери, Проповедь на Евангельское чтение, Равноапостольный священномученик Косма, Что означает «Не судите»? Вопрос священнику. В номере: — Сретение Владимирской иконы Божией Матери — Проповедь на Евангельское чтение — Равноапостольный священномученик Косма — Что означает «Не судите»? — Вопрос священнику Выпуск от 02 сентября 2016 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

В Лектории «Правмира» Афанасий Зоитакис расскажет о святом Косме Этолийском Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 5 февраля, 2015 Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 9 февраля в лектории «Правмира» состоится лекция историка Афанасия Зоитакиса «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)». Имя священномученика равноапостольного Космы Этолийского мало известно в России. Между тем, масштаб этого святого поистине вселенский. Недаром Церковь почитает его в равноапостольном чине. По божественному призванию он вышел в мир с проповедью к народам порабощенных турками Балкан, открывал школы, проповедовал Евангелие, укреплял народное единство. Кроме того, святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. Он по праву считается великим пророком нового времени. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. Дата и время начала мероприятия: 9 февраля , 19.00 Место проведения: Культурный центр «Покровские ворота», Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1. ( на карте ).Телефон для справок +7-495-223-58-10 www.dbiblio.org . Вход платный. Цена билета 170 р. Билеты можно приобрести при входе.  Доступны абонементы на полгода (цена 1000 рублей). Просветительский лекторий портала «Правмир» работает с зимы 2014-го года. За это время прочитано более 20-ти лекций. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на  сайте .

http://pravmir.ru/v-lektorii-pravmira-af...

Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь): Современные школы – это пытка для детей 29 августа, 2011. Новостная служба Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь) высказался о современных тенденциях в образовательной системе и в социальной жизни в целом. 29 августа. ПРАВМИР. Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь) высказался о современных тенденциях в образовательной системе и в социальной жизни в целом. Он заявил, что сейчас все стремятся изменить нашу историю. Митрополит сослался на Косму Этолийского, и сказал, что наверняка святой хотел бы, чтобы в школах дети узнавали правду, и если бы он увидел, что сейчас происходит в современных школах, то снес бы их. Также епископ Павел выразил мнение, что многие молодые люди разрушают свою жизнь, принимают наркотики, и все это – последствия неправильных действий образовательных учреждений, которые не могут объяснить детям, для чего они живут. Современная школа – это пытка для детей, заявил митрополит. Когда-то турки хотели искоренить христианскую веру в стране, а теперь глобализация, пришедшая в Грецию, грозится превратить греческий народ в безликую массу без веры и без любви. Архиерей заявил, что сейчас все глобализационные силы стремятся к тому, чтобы заставить греков забыть свою историю. И что он видит перед собой войну греков с ужасом современности, пытающимся сокрушить греческую нацию раз и навсегда. В заключение своей речи митрополит сказал, что покойный архиепископ Афинский Христодул предупреждал о том, что все силы поднимутся в ближайшее время, чтобы бороться с Церковью. Нынешний кризис – это один из знаков начинающейся борьбы, заключил митрополит Павел. Справка: Равноапостольный священномученик Косма, в миру Константин, был родом из Этолии. До 20 лет не знал алфавита. Жаждущий знаний, он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил своё образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище. Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

http://pravmir.ru/mitropolit-siatistskij...

В Москву в дар Церкви принесена с Афона икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта 24 января, 2012. Новостная служба Принесение иконы в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Организаторы акции имеют целью рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников. 24 января. ПРАВМИР. В Москву доставлена икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В аэропорту Домодедово икону встретили представители Издательства Московской Патриархии, Посольства Греции, российской греческой общественности. Принесение иконы в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Организаторы акции имеют целью рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников. На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский и другие святые. Мемориальная акция «От Рождества до Воскресения» пройдет в течение 2012 года в Москве, Ростове-на-Дону, Алма-Ате и на Святой Горе Афон. В ней примут участие афонские монахи, представители епископата и духовенства Константинопольской, Элладской и Кипрской Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции и греческой диаспоры Казахстана, где живут потомки погибших за веру во времена оттоманского правления. Центральным событием мемориальной акции в Москве станет посвященный святым мученикам и исповедникам Христовым Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX веков концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», который состоится в рамках церемонии закрытия XX Рождественских международных образовательных чтений 25 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

http://pravmir.ru/v-moskvu-v-dar-cerkvi-...

Встреча иконы в московском аэропорту " Домодедово " 23 января 2012 г. 04:36 В Москву принесена икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта, пострадавших в период оттоманского владычества Икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, прибыла в Москву в воскресенье. Принесение этого образа в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции " От Рождества до Воскресения " . Как заявил ЦВ монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, сопровождающий святыню, " организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию – рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников " . На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, а также исповедник Иоанн Русский и другие святые. " Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих и будем просить помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя многие ромеи погибли защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие и мы в нем живем и молимся " , - также рассказал отец Симеон. В свою очередь один из организаторов мемориального форума Павел Илларионов, пояснил ЦВ: " До революции в России сохранялась память о мужестве православных народов, находившимся под турецким владычеством. Русская Церковь почитала греческих, сербских и болгарских святых, погибших за веру. Эта память даже во многом определяла восточную политику Российской Империи. Теперь мы возрождаем эту традицию. Инициатором этого являются потомки тех греческих переселенцев, которые сегодня живут в странах бывшего СССР. Это продолжение духовного общения наших православных народов " .

http://e-vestnik.ru/news/v_moskvu_prines...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Афонский патерик Август Афонский патерик Август       Афонский патерик     4  августа Подвиги и страдания священномученика Космы равноапостольного 7  августа Память преподобного отца нашего Дометия Филофеевского 11  августа Житие преподобного и богоносного отца нашего Нифонта II-ro патриарха Константинопольского 15  августа Преподобного отца нашего Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС) 19  августа Житие преподобного и богоносного отца нашего Феофана 30  августа Общая память святых сербских святителей и учителей         4 АВГУСТА Подвиги и страдания священномученика Космы Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4), этот юный христолюбец почти в двадцатилетнем возрасте начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. Но так как в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище, то Косма со многими другими своими соучениками перешел в Ватопед. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим управлял тамошним училищем. Косма носил тогда еще мирское имя Константа, но и в мирской одежде украшался уже благолепием монашеского образа, не щадил трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот славное то училище, по удалении из него учителей, к несчастью снова опустело; тогда добрый Констант, удалившись оттуда, пошел в святую обитель Филофееву. Там сперва пострижен был он в монахи и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни, а потом, когда для обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов рукоположен в иеромонаха. Будучи еще мирянином, блаженный издавна имел в сердце своем сильное желание – всем тем, чему учился, послужить на пользу братий своих христиан и часто говаривал: какую великую нужду в Божием слове имеют братия мои христиане! Поэтому ученые должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, всего более обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости. Но при всем таком желании, при всей пламенной ревности, горевшей в его сердце о пользе многих, он, с другой стороны, представлял и всю трудность дела апостольской проповеди и, как муж смиренномудрый и скромный, не отваживался сам собою на это предприятие, не уразумев прежде Божия на то изволения. Почему, желая изведать, угодно ли намерение его Богу, он открыл Божественное Писание и тотчас встретил апостольское изречение: никтоже своего си да ищет, но еже ближнего кийждо (1 Кор. 10, 24), то есть пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу брату его.

http://isihazm.ru/?id=1829

В Москву принесена икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта, написанная на Афоне в дар Русской Православной Церкви 23 января 2012 г. 20:03 Икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, была доставлена в Москву 22 января 2012 года делегацией святогорского монастыря Дионисиат. В международном аэропорту Домодедово икону встретили представители Издательства Московской Патриархии , Посольства Греческой Республики в Российской Федерации, российской греческой общественности. Принесение этого образа в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Как заявил «Церковному вестнику»  монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, сопровождающий святыню, «организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию — рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников». На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский и другие святые. «Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих, и будем просить помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя многие ромеи погибли, защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие», — рассказал отец Симеон. Один из организаторов мемориальной акции Павел Илларионов, пояснил: «До революции в России сохранялась память о мужестве православных народов, находившимся под турецким владычеством. Русская Церковь почитала греческих, сербских и болгарских святых, погибших за веру. Эта память даже во многом определяла восточную политику Российской Империи. Теперь мы возрождаем эту традицию. Инициатором этого являются потомки тех греческих переселенцев, которые сегодня живут в странах бывшего СССР. Это продолжение духовного общения наших православных народов».

http://patriarchia.ru/db/text/1974633.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010