Богослужебно-просветительная деятельность II. Просветительная деятельность вне богослужения III. Общественная деятельность IV. Воспитание молодежи Протокол 4 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 7/20 августа 1938 года «Положение Православной Церкви и веры в Сов. России». Доклад К. Н. Николаева Общия замечания Православная Церковь в России Вера в России Заключение Заслушивается доклад Протоиерея О. Михаила Польского. О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников. (Доклад протоиерея о. Михаила Польского) Зачитывается доклад Гр. Ю. П. Граббе. Взаимоотношение Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви Протокол 5 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием мирян, от 9/22 августа 1938 года Резолюция по докладу протоиерея о. Иоанна Сокаля по вопросу о просветительной и общественной деятельности духовенства и воспитании молодежи Резолюция по вопросам о положении Православной Церкви и веры в Советской России Доклад Епископа Шанхайского Иоанна О духовном состоянии Русского Народа в разсеянии сущего Доклад Б. Р. Гершельмана «О национальном центре Русской эмиграции» Выписка из протокола заседания 3/16 августа 1938 г. Отдела, под председательством Высокопреосвященного Серафима, Архиепископа Западно-Европейских церквей, по вопросам национального и духовного возрождения России, на котором началось обсуждение вопроса об образовании Церковно-национального центра Резолюция, предлагаемая отделом возрождения России по докладу об образовании Русского церковного народного центра Доклад гр. Ю. П. Граббе «Пополнение иерархии и клира Русской Православной Церкви заграницей» Пополнение иерархиии и клира Русской Православной Церкви заграницей Протокол 6 заседания Собора Русской православной Церкви заграницей с участием мирян, от 10/23 августа 1938 года Доклад Архиепископа Богучарского Серафима «О нравственной основе софианства» О нравственной основе софианства Доклад Ю. И. Лодыженского «Борьба с религией в области международной» Борьба с религией в области международной Доклад Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пр. 5. Управление Русской Православной Церкви заграницей осуществляется Собором Епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и Епархиальных Архиереев. Пр. 6. Все церковные органы Управления, начиная от Первоиерарха и Архиерейского Синода и далее в нисходящем порядке подлежат в своей деятельности наблюдению и контролю в установленном порядке вышестоящих органов. 2. СОБОР ЕПИСКОПОВ Пр. 7. Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам, является высшим органом церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 8. Председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода состоит Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, Собором же пожизненно избранный. Членами Собора являются все архиереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей. Пр. 9. Преосвященные члены Собора, не могущие по особо уважительным причинам прибыть на Собор, должны представить по отдельным вопросам повестки Собора свои отзывы, или поручить свое представительство другим архиереям. Отсутствующие преосвященные имеют право по делам своей епархии или викариатства присылать на Собор для доклада последнему своих уполномоченных из лиц в пресвитерском сане. Пр. 10. Дела в Соборе Епископов решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или мнением множайших; при равенстве голосов голос Председателя Собора дает перевес. Пр.11. В круг ведения Собора Епископов входят: а) Избрание Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей пожизненно с возведением его в сан Митрополита, б) Избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода, в) Вопросы общецерковного характера, касающиеся вероучения, нравоучения, богослужения, церковного управления, церковной дисциплины, общей религиозно-просветительной и миссионерской работы, а также церковного суда в последней инстанции, г) Дела принципиального свойства касающиеся, современных расколов и лжеучений, а также защиты прав Русской Православной Церкви заграницей пред правительствами и различными учреждениями,

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Вскоре после митрополита Лавра прибывает и Его Святейшество. Зачитывается акт и на амвоне Патриарх Алексий и митрополит Лавр ставят свои подписи под документом. Все следят, затаив дыхание.   Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке. Как давно все ждали этих слов. «Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего», — сказал Патриарх, озвучивая то, что думали в этот момент сотни стоящих в храме людей. На подписании акта присутствовал Президент России Владимир Путин. Его появление на амвоне вызвало среди присутствующих радостное оживление, многие, особенно зарубежные гости вполголоса отмечали, что Президент и крестится правильно, и кланяется, когда положено. «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом», — сказал Президент в своем обращении .   «Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера. Всюду — куда бы судьба ни забрасывала наших людей — первой их заботой было возведение храма.

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Это сборник «Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007», составленный преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле Дмитрием Анашкиным. Книга увидела свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Без преувеличения можно сказать, что работа, проделанная составителем сборника, грандиозна. В ходе исследования Дмитрием Анашкиным были внимательно исследованы как документы архивов, так и определения Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ, публиковавшиеся в церковных газетах и журналах. Документы, приведенные в издании, взяты составителем в основном из периодики Русской Православной Церкви Заграницей. Это «Церковные ведомости», «Церковная жизнь», «Православная Русь», «Православный благовестник» (Сан-Франциско), «Православный вестник в Канаде», «Вестник Западноевропейской епархии», «Церковное слово» (Сидней), «Хлеб небесный» (Харбин), «Церковный вестник Аргентинской епархии», «Китайский благовестник», «Церковные ведомости Германской епархии», «Церковное обозрение». Большинство указанных изданий недоступно в России и труднодоступно за границей. Приведены в сборнике и документы из главных архивохранилищ Русской Зарубежной Церкви: Архива Архиерейского Синода и Архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Наконец, некоторые документы взяты из ранее изданных сборников, которые также являются библиографической редкостью. Это «Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора» (Сремские Карловцы, 1922), «Сообщения и Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского Митрополичьего Округа» (Берлин, 1944), «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей» (Нью-Йорк, 2006) и др. В сборнике содержатся документы, касающиеся самых разных областей церковной жизни русского зарубежья. Значительное место уделено, например, церковному, епархиальному и приходскому управлению Русской Зарубежной Церкви. В книгу вошли также документы по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Пат­риархатом и другими Поместными Церквами.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340]. История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение. Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью. Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177518

1) Я признаю Карловацкий Собор заграничного русского духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской Конференции не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви. 2) Ввиду того, что Заграничное Русское Церковное Управление увлекается в область политических выступлений, а, с другой стороны, заграничные русские приходы уже поручены попечению проживающего в Германии Преосвященного митрополита Евлогия, Высшее Церковное Управление упразднить. 3) Священному Синоду иметь суждение о церковной ответственности некоторых духовных лиц заграницей за их политические от имени Церкви выступления”. По обсуждении изложенного предложения Святейшего Патриарха постановлено: 1) Признать “Послание Всезаграничного Церковного Собора чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим” о восстановлении в России монархии с царем из дома Романовых, напечатанное в “Новом Времени” от 3 декабря 1921 года за 184, и “Послание мировой Конференции от имени Русского Всезаграничного Церковного Собора”, напечатанное в том же “Новом Времени” от 1 марта сего года за 254 за подписью Вашего Преосвященства, актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви и, ввиду их политического характера, не имеющими церковно-канонического значения; 2) Ввиду допущенных Высшим Русским Церковным Управлением заграницей означенных политических от имени Церкви выступлений и принимая во внимание, что за назначением тем же Управлением Преосвященного Митрополита Евлогия заведывающим [так в документе – д. А.П. ] русскими православным церквами заграницей собственно для Высшего Церковного Управления там не остается уже области, в которой оно могло бы проявить свою деятельность, означенное Высшее Церковное Управление упразднить, сохранив временно управление русскими заграничными приходами за митрополитом Евлогием, и поручить ему представить соображения о порядке управления названными церквами; 3) Для суждения о церковной ответственности некоторых духовных лиц заграницей за их политические от имени Церкви выступления озаботиться получением необходимых для сего материалов и самое суждение, ввиду принадлежности некоторых из указанных лиц к епископату, иметь, по возобновлении нормальной деятельности Священного Синода, при полном, указанном в соборных правилах, числе его членов. О чем для зависящих по предмету данного постановления распоряжений уведомить Ваше Первосвященство. 

http://bogoslov.ru/article/5997903

В сообщении агентства «Регионы России»   цитируются слова Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра, который считает, «что сегодня нет препятствий для воссоединения РПЦЗ с Московским Патриархатом».. «Говоря об условиях объединения, глава РПЦЗ высказал мнение, что «в любом случае речь не может идти об административном единстве»: «Самое большее, о чем мы можем говорить - об общении и сослужении». «Что же касается лично меня, - признался митрополит Лавр, - то я счастлив и благодарен Богу, что Он сподобил меня дожить и быть свидетелем и участником этих судьбоносных дней - возвращения зарубежной Руси на родину, объединения русских людей вокруг православия». Считая, что «русское общественное сознание сегодня уже не олицетворяет себя с дореволюционной Россией», митрополит Лавр высказал мнение, что «миссия Русской Православной Церкви Заграницей в России в настоящее время - вернуть России духовное наследие православной Руси, как мы его сохранили». На официальном сайте Зарубежной Русской Православной Церкви можно прочитать о том, как прошел первый день Всезарубежного пастырского совещания. «Первый день совещания открылся словом Первосвятителя Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. Владыка Лавр поведал участникам совещания о встрече с президентом Владимиром Путиным и об ознакомительной поездке делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию. Митрополит Лавр говорил о необходимости духовного общения с русским народом, об улучшении взаимоотношений с Церковью в России и о том, что необходимо помогать нашим братьям и сестрам в России, одновременно не забывая о заботе о своих пасомых», - говорится в сообщении. Далее в тексте, размещенном на сайте Зарубежной Русской Православной Церкви, рассказывается о тех выступлениях, которые прозвучали в первый день совещания. В частности, о докладе архиепископа Берлинского и Германского Марка, который «был посвящен теме путей Русской Православной Церкви Заграницей в прошлом и будущем». За докладом архиепископа Марка последовал круглый стол на котором выступили епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл,  епископ Гавриил, епископ Кливлендский Петр и другие.

http://pravoslavie.ru/4867.html

д) Издание посланий и других актов от имени всей Русской Православной Церкви заграницей, е) Открытие епископских кафедр, закрытие их и изменение границ епархий; равным образом открытие или организация новых миссий и закрытие их, ж) Избрание, назначение, перемещение, увольнение на покой и награждение епископов, Примечание: Назначение управляющих епархиями из наличного состава епископов а также избрание, назначение, перемещение, увольнение на покой и награждение епископов, открытие епископских кафедр, закрытие и изменение границ их, воссоединение с Церковью епископов, отпавших или присоединяющихся из инославных исповеданий в междусоборный период могут осуществляться, в случае необходимой нужды, и Архиерейским Синодом, но не иначе, как только путем затребования письменных отзывов от всех Преосвященных. з) Установление денежных сборов и обложений на общецерковные нужды, и) Решение вопросов, связанных с подготовкой кандидатов священства и других клириков, к) Рассмотрение докладов Архиерейского Синода, его Председателя, Епархиальных и Викарных Преосвященных и других лиц и учреждений, касающихся разных сторон церковного управления, церковного суда и церковной жизни, а также разного рода вопросов, касающихся взаимоотношений с государственными и церковными властями или представителями других православных церквей и инославных исповеданий, л) Открытие при Архиерейском Синоде и закрытие постоянных учреждений, перечисленных в Пар. 32 и др., м) Избрание Синодальной Ревизионной Комиссии для проверки Синодальной отчетности и правильности ведения хозяйственной части Синода и для подобной же ревизии подведомственных Синоду учреждении, н) Установление штатов должностных лиц и служащих Архиерейского Синода, о) Рассмотрение и утверждение приходо-расходных смет по содержанию Первоиерарха, Архиерейского Синода и Митрополичьего Дома, а также по изданию официального печатного органа Архиерейского Синода, п) Дополнения и изменения в Положении о Русской Православной Церкви заграницей. Пр.12. В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, происходящим одновременно или непосредственно по окончании Всезарубежного Церковного Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/28517.html

Во все время нашего существования, с самых первых дней изгнания вплоть до сегодняшнего дня, Русская Православная Церковь заграницей всегда ощущала себя в первую очередь русской. Более того, паства Русской Зарубежной Церкви наставлялась в сохранении своих корней в русских культуре, языке и обычаях. По сей день, русский язык является господствующим в сфере как административной, так и других. Преподавание в Свято-Троицкой Духовной семинарии ведется на русском языке, богослужебным языком является церковнославянский. Акцент на русскости не правильно было бы рассматривать неким проявлением светского национализма и этнической сентиментальности, а скорее, в церковном смысле, как выражение наших отношений и нашего участия в русском Православии, и сохранение оного во времена, когда в России культурные традиции и сама Русская Церковь подвергались внешне жестоким ограничениям, и внутренне политической и идеологической пропаганде. На протяжении долгих лет в течении XX века, Русская Зарубежная Церковь являлась почти единственным источником духовной, и богословской литературы на русском языке. Трудно встретить верующего человека, который в доперестроичное время не питался духовной " пищей " , напечатанной в одной из церковных типографиях русского рассеяния, о чем всегда вспоминают с благодарностью. Русская Православная Церковь заграницей всегда рассматривала свое существование исключительно в контексте судеб России и положения гонимой Церкви на родине. С первых дней Зарубежная Церковь считала свое положение временно самоуправляющейся частью единой Русской Церкви, с задачей окормления верующих, оказавшихся заграницей, и озвучивания свободного голоса Русской Церкви. Зарубежные архиереи за богослужениями возносили имя Святейшего Патриарха Тихона, под чьим омофором в первое время они продолжали находиться. Уход из под административного подчинения Патриарху Московскому был вызван практическими соображениями, выраженными в указе 362. Таким образом, независимость Зарубежной Церкви на первых порах её существования не была вызвана личностной самоопределяющейся тенденцией, а практической необходимостью. Только с момента возглавления церковной администрации митрополитом Сергием Русская Зарубежная Церковь порвала евхаристическое общение с Церковью в России.

http://pravoslavie.ru/515.html

В этих двух решительных посланиях неустрашимого борца за Правду Божию ясно, недвусмысленно и ярко выразился духовный лик Святейшего Патриарха Тихона, и только слепому или злонамеренно-закрывающему глаза на правду может быть не ясно, что все позднейшие акты, так или иначе связываемые с его именем, не могут быть подлинными, не могут быть выражением его свободного волеизъявления, если в них есть какое-либо противоречие или разногласие с мыслями, так правдиво и убедительно высказанными в этих двух вышеприведенных актах. Важен для нас и третий акт, который вполне гармонировал с двумя вышеназванными и потому несомненно подлинный и дополняющий характеристику Святейшего Патриарха Тихона. Это – указ 362 от 720 ноября 1920 года, в котором сказалась мудрая дальновидность нашего Первосвятителя, провидевшего то, что должно было неизбежно случиться и действительно случилось еще при его жизни, когда «Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом» фактически «прекратило свою деятельность», потеряв свободу волеизъявления, и все указы издавались уже не свободно, а под давлением враждебной истинной Церкви богоборческой власти, а потому, по совести, не могли никем из благоразумно-настроенных служителей и чад Церкви приниматься к исполнению. Согласно этому постановлению 362, «в случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти». Организация такой высшей инстанции для целой группы епархий, как говорится дальше в том же постановлении, «составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану архиерея». На основании этого постановления и было организовано Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России, а затем и Высшее Церковное Управление заграницей. Враги нашей Русской Православной Церкви заграницей любят утверждать, что Святейший Патриарх Тихон упразднил это Высшее Церковное Управление заграницей своим указом от 22 апреля5 мая 1922 года за его «политические выступления». Но характерно, что этот указ даже не был подписан Патриархом, а Архиепископом Фаддеем. Для всех беспристрастно-настроенных людей было совершенно ясно, что этот указ, столь не созвучный с прежними актами, исходившими от Святейшего Патриарха Тихона, не мог быть актом его свободного волеизъявления. Даже Митрополит Евлогий, впоследствии отколовшийся от нашей Русской Православной Церкви заграницей, во имя «верности Матери Русской Церкви», в начале держался такого именно мнения, что и выразил в своем письме от 316 июля 1922 года Митрополиту Антонию, в котором прямо заявлял, что «документ этот имеет характер политический,  а не церковный, а потому за ним он не признает никакой обязательной силы», так как издан он несомненно  «под давлением большевиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010