Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть» (Милующая) Празднование 11/24 июня Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению Предвечнаго Слова, Преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии на земли дерзаем приносити хвалебное пение; еже милостиво от нас приемши, всемилующая Царице Богородице, от всяких бед нас спаси и вечных мук свободи, да зовем Ти: Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Икос 1 Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику Горы Афонския, в пустынней келлии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели в Сионе горнем. Темже и мы, дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице: Радуйся, достойно восхваляемая от архангел и ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил. Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего. Радуйся, Честнейшая херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения серафим. Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистинну сущая Богородице. Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице. Кондак 2 Видев послушник пустынный дивнаго пришельца, в келлию его пришедшаго и песнь пресладкую Тебе, Владычице, воспевшаго, не уразуме в нем ангела быти, но зело усладися пением его небесным и проси, да напишет ему словеса поемыя песни; егда же узре, яко под перстом его каменная доска умягчися, и пишемая словеса на ней углубишася, яко на песце, позна в сем чудесное действо и возопи к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богоозаренным новую песнь открывая, рече Архангел послушнику, яко тако воспевают Тя, Богородице, ангелов лицы в обителех горних, и повеле ему, да возвестит человеком словеса песни небесныя и научит их ангелоподобно пети Тебе: Радуйся, благодатная Марие; радуйся, яко Господь с Тобою. Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, неискусобрачная Родительнице Бога Слова. Радуйся, непорочное селение Духа Святаго; радуйся, зачатие несказанное явившая. Радуйся, рождество нетленное показавшая; радуйся, Матерью и Девою пребывшая. Радуйся, во обою непорочно и свято Себе сохраньшая; радуйся, ангелов чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, горних умов непрестающее удивление; радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иконография «З. П.» и. восходит к католич. изображению «Мадонна с четками», или «Мадонна розария» (итал. Madonna del Rosario; нем. Rosenkranzmadonna; польск. Matka Boska Róacowa; словен. Ronovenska Mati Boja), возникшему в позднее средневековье и отразившему развитие почитания Богоматери на католич. Западе. В основе изображения лежит читаемое по четкам молитвенное правило - розарий , во время к-рого вспоминают 15 таинств из жизни Пресв. Богородицы: 5 радостных (Благовещение, Встреча Марии и Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Преполовение), 5 скорбных (Моление о чаше, Бичевание, Коронование терновым венцом, Несение креста, Распятие), 5 славных (Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Богоматери, Коронование Богоматери). Иконография «Мадонна с четками» представляет собой изображение Девы Марии с Младенцем Христом на руках, протягивающими предстоящим четки - розарий (за редким исключением, четки могут быть только у Младенца). Дева Мария с Христом изображаются в рост (или сидящими) на престоле, на облаках, на полумесяце. Их одеяния не подчинены строгому канону, как правило, Богомладенец препоясан, голову Богородицы украшает венец. Иногда плащ Богородицы, как в образах «Мадонна Милосердие» (Madonna della Misericordia), образует покров, под к-рым находятся предстоящие. Четки имеют крест и крупные бусины, делящие нитку на неск. частей. Сохранился ряд произведений этой иконографии, в к-рых Деву Марию с Младенцем окружают следующие сцены: «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Моление о чаше», «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом», «Несение креста», «Распятие», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вознесение Богоматери», «Коронование Богоматери». В нек-рых композициях эти сцены скомпонованы в 3 группы по 5 сюжетов. В композицию «Мадонна с четками» обычно включается изображение цветов, гл. обр. роз (розарий - также венок из роз) ( Mena š e L. Marija v Slovenski umetnosti: ikonologija slovenski marijanske umetnosti od zaetkov do prve svetovne vojne. Celje, 1994. 143-148). Розарий - домашнее молитвенное правило, отсюда часто встречающееся на иконах «Мадонна с четками» изображение ктиторов или их небесных покровителей - как выражение персонального, личного моления заказчика.

http://pravenc.ru/text/182739.html

I. Всякое празднество и всякое торжество, на котором веселия исполняется собрание благочестивых, упраздняет взаимные разногласия и споры, соединяет людей, разделенных [различными] мнениями и разрушивших раздором союз любви, предлагая симфонию песнопений как призыв к возвращению единомыслия; оно также являет, что собравшиеся суть образы и создания Одного Владыки и Творца и, указывая на равное достоинство твари через единство [воздаваемого] поклонения, оно умягчает и успокаивает жестоко друг против друга раздраженных, убеждая их располагать свой ум к смирению и человеколюбию, приучая видеть (во всем) длань Единого Творца и считать себя тем же самым прахом творения. Сообразно с этим, по моему мнению, и был установлен подобающий христианам обычай совершать празднества: одно являет рождение Христа, другое свидетельствует о Его крещении, одно представляет Его Преображающимся, другое Совершающим знамения: Исцеляющим бесноватых, Отверзающим очи слепым, Иссушающим потоки крови, Дающим силу хромым и расслабленным, Воскрешающим мертвых; — наконец одно показывает Его Висящим на кресте, а другое уже Воскресающим, Полагающим начало и нашему воскресению. Но так как всякое богоприличное празднество и доставляет вкушение общих даров, и освещает неким особым осиянием благодати, то нынешний праздник, воздающий честь Рождеству Девы и Матери Божией, несомненно получает перед всяким [иным] славное преимущество старшинства. Ибо, как мы знаем, что корень является основанием ветвей, ствола, плода, цветка (хотя именно ради плода напряжение и труд [роста] налагается на других), и без корня ничто прочее не вырастает, так и без праздника Девы не явился бы ни один из него произросших [праздников]. Ибо Воскресение было после того, как была смерть. Смерть же после того, как было распятие; а распятие после того, как Лазарь четверодневный возвратился из врат ада. И слепые видят, и расслабленный ходит, нося постель, на которой он лежал, и происходят [иные] преславные деяния (ибо не время перечислять все остальное), которые народ иудейский должен был прославить и воспеть, но на которые [вместо того] возгорелся завистью и из-за которых обратил зависть на Спасителя в свою собственную гибель, а это [было] после того как Христос, приняв крещение и освободив людей от заблуждения, тем самым делом и словом научил людей богопознанию. Крещение же было после того, как было Рождество; Христово же Рождество (чтобы сказанное было кратко и уместно) — после того как было Рождество Девы, в котором мы обновляемся. Так праздник Девы, будучи корнем или источником или основанием (или уж не знаю как и сказать более подобающим образом), по праву украшается всеми последующими [праздниками], отличается многими великими дарами [Святого Духа] и познается как день всемирного спасения.

http://pravmir.ru/slovo-na-rozhdestvo-pr...

Описание Путивльской Молчанской Рождество-Богородицкой общежительной Софрониевой пустыни, находящейся в Курской епархии Источник Благодатная, радуйся! с Тобою Господь, поваяй мирови Тобою велию милость. Успен. Стихиры. Радуйся Пустыня жаждущая! да веселится пустыня, и да цветёт яко крин (Исаии 35:1). Аще возлюбиши слушати, приимеши: и аще приклониши ухо твое, премудре будеши ( Сирах. 6:54 ). I. О местоположении, Софрониевой Пустыни Путивльская Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева (мужская общежительная) Пустынь 1 находится Курской Епархии в Путивльском 2 уезде, расстоянием от города Путивля в двадцати, а от Епархиального г. Курска – в сто восьмидесяти верстах. Положение имеет на горах, облегающих северо-западную сторону большого болота, именуемого Молче, от коего и Пустынь названа Молчанскою. Одна из сих гор, более прочих возвышенная, и ныне вся монастырскими строениями занятая, называлась, по древнему преданию, Чудною. Место сие покрыто было дремучими и непроходимыми лесами, от коих и доныне ещё сохранился значительный чёрный лес, окружающий всю Пустынь от берегов болота. II. О начале и распространении Софрониевой Пустыни Хотя некоторые из писателей и говорят, что о первоначальном 3 основании Софрониевой Пустыни не имеется никаких сведений, – однако ж недостаток сей они приписывают бывшим от татар, поляков и других неприятелей многим разорениям пустыни и частым её пожарам, истребившим весьма много важнейших документов со всем её архивом 4 , и в то же время указывают на источники к раскрытию сих сведений, именно на предания и рассказы старожилов, заслуживших в их время общее уважение. Посему, приняв в соображение предания и сами записки и летописи, доныне в архиве Пустыни уцелевшие, можно, не без основания, заключить, что Пустынь 5 сия существует уже около 550 лет 6 , именно с конца XIII века, и получила некоторое начало вскоре после нашествия Татар и опустошительного разорения ими бывшей первой столицы России – Киева. Так, летописцы Киевские повествуют, что страх, причинённый нашествием Татар, и ужасы опустошений, были так велики, что не только Киевские жители бежали в отдалённые страны, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Рождество Пресвятой Богородицы             Сегодня мы вступаем в первый двунадесятый праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы. Прославляя Богородицу, мы прежде всего вспоминаем о Ее смирении. Это была главная добродетель, которой Матерь Божия достигла в самой совершенной мере. И понятно, что это было бы невозможно, если бы не Ее родители. Родители являются для ребенка самым высшим авторитетом и объектом для подражания. Так бывает не только у людей, но и у птиц, и у млекопитающих. Дети глядят на мать и отца и, подражая им, учатся, как вести себя в этой жизни. И родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна обладали смирением в очень большой степени. Об их жизни мало известно. Мы знаем, что они были из рода Давидова и Ааронова, то есть Богородица произошла из двух этих замечательных родов: священства и царства Израильского. Долгое время Иоаким и Анна были бесплодны, и окружавшие люди всячески их за это уничижали. Чтобы представить себе, что чувствовала Анна в то время, когда у нее не было детей, а она уже склонялась к старости своими годами, можно обратиться к современной жизни. Примерно то же самое испытывает сейчас многодетная мать: она терпит то же давление со стороны общества, то же презрение, те же попытки оттолкнуть ее подальше, всяческие оскорбления и от людей окружающих, и от соседей, и от чиновников. Просто в древнем Израиле было наоборот: если мать многодетная, ее прославляли; а если в семье не было детей, то она считалась проклятой, за это от общества было высшее поношение, потому что считалось, что эти бездетные люди чем-то очень согрешили. Весь Израиль жил ожиданием, что придет Спаситель, и каждая семья надеялась, что именно из их семени Он произойдет. И родители радовались каждому мальчику и каждой девочке, потому что она могла стать впоследствии матерью этого Мессии, Спасителя. Поэтому чем больше детей, тем больше радости и благодати. В те времена люди жили Богом, а теперь живут собственным эгоизмом. Поэтому чем больше сейчас в семье детей, тем больше проклятий они слышат в свою спину. Мамочки так и воспитывают своих деток, говорят: живите для себя, а уже потом будете жить для других. А огромную массу детей просто убивают. У нас в стране официально убивают восемь миллионов в год, а на самом деле – около десяти миллионов. Можно себе представить. Гитлер убил, говорят, двадцать миллионов человек за четыре года войны. А здесь ежегодно, без всякого Гитлера, сами. Это говорит о том, в какую страшную эпоху мы живем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

05.10.2016 Конкурс «Лето Господне» представили в Калуге на форуме «Основы православной культуры в образовании» 1 октября 2016 года сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви Елена Кульбовская приняла участие в I-м образовательном форуме «Основы православной культуры в образовании», организованном в рамках XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. 1 октября 2016 года сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви Елена Кульбовская приняла участие в I-м образовательном форуме «Основы православной культуры в образовании», организованном в рамках XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. В своем выступлении Елена подробно проинформировала священнослужителей и педагогов о конкурсе «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва. Приводим текст ее выступления полностью: «Уважаемые отцы, педагоги! Позвольте, прежде всего, поприветствовать вас на этом собрании, пожелать вам крепкого здоровья и неистощимого оптимизма на избранном вами пути – народного образования и просвещения. Я пришла сюда рассказать об одной из важнейших инициатив Русской Православной Церкви в отношении подрастающего поколения – конкурсе «Лето Господне» им. Ивана Шмелева. Конкурс является продолжением деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви, направленной на популяризацию и развитие изучения русской литературы среди детей и молодежи. Тематический план конкурса был разработан с целью знакомства школьников с духовными основами творчества русских писателей, тематические направления предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей: Священное Писание в русской литературе, монастыри и монашество в русской литературе, патриаршество на Руси, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры, творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии.

http://new.izdatsovet.ru/news/konkurs-le...

1. Церковно-славянский текст Минеи По 1-м стихословии седален, глас 1. Самоподобен: Лик Ангельский да удивится чудеси,/земнии же гласы, возопием пение,/зряще неизреченное Божие снизхождение,/Егоже бо трепещут Небесныя силы,/ныне старчи объемлют руце Единаго Человеколюбца. Кондак, глас 1: Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Икос : К Богородице притецем, хотящии Сына Ея видети, к Симеону носима,/Егоже с Небесе Безплотнии видяще, дивляхуся, глаголюще:/чудная зрим ныне и преславная, непостижимая, несказанная!/Иже бо Адама создавый носится яко Младенец,/Невместимый вмещается на руках старчих,/Иже в недрех неописанных Сый Отца Своего/волею описуется плотию, а не Божеством,/Един Человеколюбец. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова Кондак, глас 1-й. 1 Ты, освятивший утробу Девическую рождеством Твоим, и благословивший руки Симеона, как подобало, и ныне предварив, Ты спас нас, Христе Боже. Но умири гражданство ( πολτευμα) во время брани, и укрепи царей, которых возлюбил Ты, Единый Человеколюбец. 1) ( Τ Θεοτ κ) К Богородице притецем мы, желающие узреть Сына Ея, к Симеону приносимаго, на Котораго с небес безплотныя (Силы) взирая, изумлялись, говоря: «нужное мы ныне созерцаем и странное, – непостижимое, неизреченное: ибо Создавший Адама (на руках) носится как младенец; Невместимый вмещается в объятиях старца; Сущий в неописанных недрах Отца добровольно описуется плотию, (а) не Божеством, Единый Человеколюбец. 2) ( τε) И когда, они сие говорили, они невидимо покланялись Господу, а человеков ублажали; потому что Носимый на раменах Херувимов с ними жительствует; потому что Неприступный для ангелов – для смертных явился доступным; потому что Всевидящий 2 и о всем пекущийся, как Творец, Образующий детей во утробах материнских, был неизменно Младенцем от Девы, и пребывал нераздельным от Отца и (Святаго) Духа, Собезначальный Им, и Единый Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Образовательные Чтения как главный церковно-государственный форум О некоторый особенностях XVI Богородично-Рождественских образовательных чтений 20.11.2013 264 Время на чтение 11 минут Третий год основные мероприятия Богородично-Рождественских образовательных чтений проходят в региональной столице, которая становится в дни Чтений притягательным центром духовной культуры не только для калужан, но и для почетных гостей из других регионов. Третий год гостеприимно распахиваются двери Концертного зала областной филармонии для делегаций, приезжающих из всех благочиний. Третий год расширяется география Чтений - выездные заседания на этот раз проходили в одиннадцати местах. В программу включаются мероприятия новых направлений, форм и жанров, обсуждение ключевых вопросов приобретает черты живой дискуссии заинтересованных участников. На итоговом заседании на этот раз ярче проявилась культурная норма совместной рефлексии представителей Церкви и государственной власти, а предложения участников Чтений были более конкретные. Нельзя не отметить и такой существенный факт, как участие в подведении итогов работы Чтений Руслана Владимировича Смоленского, заместителя Губернатора области, председателя Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Назовем некоторые особенности нынешних Чтений, шестнадцатых по счету. Они не только в теме «Православие, культура и образование. XXI век». Не только в юбилейных датах, которым Чтения посвящались: это 1025-летие Крещения Руси, 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, 400-летие Дома Романовых. Своеобразие Чтений, концепция которых разрабатывается при личном участии Владыки Климента и при деятельном участии в мероприятиях Чтений Губернатора нашей области Анатолия Дмитриевича Артамонова, в том, что Чтения становятся главной дискуссионной площадкой региона по ключевым вопросам современности. Эта новая форма диалога Церкви с обществом, государством, возникшая в начале 90-х годов, успешно развивается в нашем регионе.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/21/...

Сортировать по Исключить новости Слово на преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 I. Прежде всего призовем здесь Бога, не с тем, чтобы предложить слово, равное предметам [рассуждения] и достойное сути [прославляемого события] — сие совершенно превосходит человеческие надежды, — но с тем, чтобы хоть каким-нибудь образом была принесена хвала [сегодняшнему празднику] от лица присутствующих, и мы бы, памятуя о множестве тех, кто говорил [о нем], не оказались позади остальных; а кроме того — и это важнее — чтобы приобрести пользу от [проявленного] усердия и получить в награду за слово некоторое освящение так же, как [получают] и совершающие некоторое священное последование. Прежде всего я бы молитвенно испросил того, что, как знаю, Всепетая предпочитает всему [остальному] и чего прежде прочего желает Своим песнословцам — пользы душевной. Ведь и в Своих [к нам] благодеяниях и в тех ответных за Ее благодеяния наших благодарениях, которые Она удостаивает принимать, — во всем Она ищет пользы душевной. Итак, полагаю, своевременно будет не мимоходом помянуть тех подлинно блаженных, которые доставили сему миру общее благо, — не только воздать им хвалу, подобающую по закону, но и прославить их, насколько возможно светло, прежде чем исполнить долг перед Самой Девой. Ведь неуместно миновать общих благотворителей или вовсе ничего не сказав из должного, или лишь кратко упомянув тех, для должной хвалы которым не хватило бы и согласного гласа всего мира. Если служители с необходимостью должны соответствовать и во всем удовлетворять тому, к чему они приставлены — ведь Устрояющий дело, будучи Премудр, знает, что надлежит сотворить, а, будучи Всесилен, ни в чем не имеет недостатка, — то какое преизобилие похвал вы не превзойдете, о блаженная двоица, которую Бог удостоил послужить делу из всех дел от века лучшему и величайшему, из всех чудеснейшему и из всех полезнейшему; я говорю о воплощении и рождении среди людей Того, Кто от нас избрал Себе Мать?

http://pravmir.ru/slovo-na-rozhdestvo-bo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К Рождеству лондонская Национальная галерея представляет недавно отреставрированную картину Пьеро делла Франческа Кропотливая реставрация картины великого итальянского мастера недавно завершена   ЛОНДОН. Новая реставрация картины «Рождество» Пьеро делла Франческа (начало 1480-х гг.) разрешила давнюю загадку: картина не является незавершенной, как долгое время считалось. Скорее, как предполагают в Национальной галерее в Лондоне, эта картина представляет собой глубокое и трогательное видение рождения Богомладенца Христа, увиденное глазами мистика 14-го века святой Бригитты Шведской. Картина только что вернулась в экспозицию Национальной галереи в Лондоне после 15 месяцев кропотливой консервации и реставрации в мастерских музея, сообщает Тне Агт Newspaper. Картина Пьеро делла Франческа является одним из самых значительных шедевров Национальной галереи по многим причинам: утонченная грация и красноречие ее фигур, богатая мягкость и сияние ее красок (написанных в новой утонченной технике маслом), ее высочайшее равновесие и гармония, ее духовность и сила повествования в сочетании с торжественным величием и одновременно деревенской простотой. Богородица смиренно преклоняет колени на скалистом мысе, поклоняясь Младенцу Христу, который лежит обнаженным на земле перед ней (защищенный от голой земли раскинутым голубым плащом, которому Она позволила упасть до пояса). Его руки тянутся к Ней — как в видении святой Бригитты — в то время как ангелы обеспечивают полифоническое музыкальное сопровождение. Позади фигур земля исчезает, открывая взгляду извилистый умбрийский ландшафт городка Борго Сан-Сеполькро, родного для Пьеро делла Франческа. Два пастуха являются свидетелями этого видения, равно как и пожилой Иосиф, вол и осел. Стоит рассказать о сложной истории картины с точки зрения сопровождающей ее богатой документации. Начнем с того, что это не маленький запрестольный образ, как когда-то предполагалось. Документы 1500, 1514 и 1515 годов показывают, что эта довольно большая картина (124,4 см на 122,6 см) висела в спальне весьма внушительного семейного палаццо Пьеро делла Франческа как религиозная работа для личного созерцания. В 1515 году, когда она была частью семейного спора, ей была дана высокая оценка, и она не была названа незавершенной, тогда как две другие картины Пьеро были указаны как незаконченные. «Рождество» оставалось в семье потомков Пьеро делла Франческа до 1825 года, когда оно было отправлено родственнику во Флоренцию. К тому времени картина была уже в плохом состоянии и подверглась перекрашиванию.

http://sedmitza.ru/text/10193369.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010