Апр. Т. 1. С. 162). В каноне Родиону 10 нояб. говорится о том, что этот святой пострадал в Риме вместе с апостолами Петром и Олимпом (Μηναον. Νομβριος. Σ. 199; Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 246). В каноне того же автора на Собор 70 апостолов (4 янв.) И. и Родион также различаются (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 68; Минея (МП). Янв. Т. 1. С. 128). Несмотря на это, в кратких житиях, помещенных в Минее (МП), Родион и И. представлены как варианты имени одного и того же лица, сказания об их мученической кончине объединены в одно (см., напр.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 165). Ист.: BHG, N 2174; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Vitae prophetarum. 1907. P. 138; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 24//Ibid. P. 121; ActaSS. April. T. 1. P. 741 sqq. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 84, 88-89, 101-102; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор святых 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 96-98; Spadafora F. Erodione, Asincrito e Flegonte//BiblSS. Vol. 5. Col. 73-74; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988. (WBC; 38b). P. 895-896; Lampe P. Herodion//ABD. 1992. Vol. 3. P. 176; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2007. (Hermeneia). Иконография Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) И. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы короткие, борода средней длины, облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); в поздних памятниках знаком его апостольского служения становится омофор, одетый поверх хитона и гиматия, в руках - кодекс. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. предписано изображать старцем (Ч. 3. § 7. 50). В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика И. встречается под 10 нояб. и 8 апр., в дни памяти других апостолов от 70. Так, в подлиннике, изданном С.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Тропарь А. «      » (общий тропарь святым) указывается только в рус. и греч. Минеях, расположенных по Иерусалимскому уставу. Стихиры 4-го гласа, канон Феофана 4-го гласа («      », акростих «Над прелестью смеющегося воспеваю пастыря») не изменились со времен действия Студийского устава. 1-й седален студийских Миней «        » (2-го гласа, подобен «Вышних ища») в иерусалимских Минеях обозначен как кондак; 2-й седален студийских Миней отличается от седальна иерусалимских Миней «    » (8-го гласа, подобен «Скоро предвари»). Светилен А. рус. иерусалимских Миней «        » (подобен «Учеником») отличается от светильна А. и свт. Григорию, принятых в наст. время в греч. Церквах Миней «Ως Ιερρχαι σιοι» (греч.- Как иерархи преподобные). Типикон Великой ц. и Студийский устав не указывают А. чтений на литургии; Иерусалимский устав указывает читать Послание к Евреям, зачало 334, и Евангелие от Матфея, зачало 103. Е . П . Беспахотная Иконография А. изображается как святитель в фелони, с омофором и Евангелием в руках: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 123, 976-1025 гг.) - на фоне града Икония; в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 580, 1499. Fol. 3r); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 268v, 3-я четв. XI в.); в Минологии из Королевской б-ки в Копенгагене (Havn. 167. fol. 34r, XI-XII вв.); в Минологии из Великой лавры св. Афанасия на Афоне (Laur. D 73. 449. Fol. 0v, X-XI вв.) - на троне, с раскрытым Евангелием в руках; в рукописи житий и мучений святых (Laur. D 71. Fol. 181b, XII в.); в Минологии из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 58r, XII в.) - погрудно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.) - в рост; на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ). В монументальной росписи А. представлен во фресках Каппадокии: в Капелле 4 в Гюлю-Дере, 920 г.; Айвалы-килисе, XI в. и др. Его изображение имеется на алтарной фреске церкви в Нередицком мон-ре под Новгородом, 1198 г.; в настенном минологии ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; А. представлен на большом саккосе Фотия, митр. Московского, 1414-1417 гг. (ГММК); на сев. люнете в ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; минейной иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ); на рус. минейной иконе нач. XVIII в. из собрания музея в Рекклингхаузене; гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1713-1714 гг. (РНБ); Минее на ноябрь, посл. треть XVIII в. (ЦМиАР); Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК) - в технике финифти. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., предписывает изображать святителя «маститым старцем» (Ч. 3. § 8. 59); рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает: «Сед аки Власий, брада на концы раздвоилася, риза багор и киноварь с белилом, испод набел вохра, на главе малы кудерцы, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/Амфилохием ...

благодаря произведениям крит. мастера Иеремии Палладаса, работавшего в XVII в. в Синайском мон-ре и его подворье в Ираклионе (Ираклио) на о-ве Крит. Особенно известна икона 1612 г., написанная им для главного иконостаса кафоликона Синайского мон-ря: Е. изображена сидящей в легком повороте, ее левая рука на колесе, в этой же руке она держит Распятие, в правой - пальмовую ветвь, перед Е. на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют имп. платье: плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов, корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части - астрономический глобус, чернильница, философские книги и др. символы мудрости. Иногда, как на иконе 2-й пол. XVII в. критского же мастера свящ. Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из произведений итал. мастеров. Огромный авторитет Синайского мон-ря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греч. мастеров XVII-XVIII вв. Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея: икона 40-х гг. XVII в. из ц. Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса; икона XVII в. (Греч. ин-т в Венеции); икона мастера Филофея (60-е гг. XVII в., ГЭ) и др. Изображения Е., в рост, с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона «Избранные святые» из Епископского дворца в г. Тузла, Босния и Герцеговина (XVIII в.)) и в росписи храмов (в соборах мон-рей Хурези, Румыния (1694) и Св. Троицы в Метеорах (нач. XVIII в.)). В поствизант. живописи образ Е. встречается очень часто - на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, напр., на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 88, XV в.); на фреске в ц. св. Антония в Палеохоре на о-ве Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого мон-ря, Румыния (1497); в ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535); в ц.

http://sedmitza.ru/text/881040.html

благодаря произведениям крит. мастера Иеремии Палладаса, работавшего в XVII в. в Синайском мон-ре и его подворье в Ираклионе на о-ве Крит. Особенно известна икона 1612 г., написанная им для главного иконостаса кафоликона Синайского мон-ря: Е.  изображена сидящей в легком повороте, положив левую руку на колесо, в этой же руке она держит Распятие, в правой - пальмовую ветвь, пред Е. на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют императорское платье, плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов; корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части изображались астрономический глобус, чернильница, философские книги и др. символы мудрости. Иногда, как на иконе 2-й пол. XVII в. критского же мастера свящ. Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из  произведений итал. мастеров. Огромный авторитет Синайского мон-ря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялись в произведениях многих греч. мастеров XVII-XVIII вв. Георгия Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея:. икона 40-х гг. XVII в. из ц. Архангелов в Сараево, круг Сильвестра Теохариса; икона XVII в.(Греч. ин-т в Венеции); икона мастера Филофея (60-е гг. XVII в., ГЭ) и др.  Изображения Е., в рост с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона " Избранные святые " из Епископского дворца в г. Тузла, Босния и Герцеговина (XVIII в.)) и в росписи храмов (в соборах мон-рей Хурези, Румыния (1694) и Св. Троицы в Метеорах (нач. XVIII в.)). В поствизант. живописи образ Е. встречается очень часто - на иконах, в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как напр.: на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 88, XV в.); на фреске в ц. св. Антония в Палеохоре на о-ве Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого мон-ря, Румыния (1497); в ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535); в ц.

http://sedmitza.ru/text/525765.html

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа     служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа    (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ιερρχην Αθηνν (    ) и 4-го гласа    (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν φωσφρον σου, Παμμκαρ, μνμην σβω. Θεοφνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν ορανοφοτην μυσταϒωϒν (      ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен. Иконография И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

http://pravenc.ru/text/293742.html

Наиболее ранние изображения П. относятся к началу комниновского периода. Одно из них сохранилось на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на сент.-нояб. из комплекта Миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 68. Pl. 156). В предпоследнем клейме (под 29 нояб.) показана сцена мучения святого: палач готовится отсечь голову П., у ног к-рого уже лежит обезглавленное тело мученика, пострадавшего за Христа; П.- темноволосый молодой человек, облачен в серо-синий хитон. В лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r) под 29 нояб. помещено парное изображение в рост ап. Силы и П. (слева), представленного здесь в виде, соответствующем иконографической традиции - темноволосым безбородым юношей в хитоне и гиматии. В поздневизант. время образ святого входил в состав миней, однако сохранность циклов на нояб. нередко такова, что изображения невозможно идентифицировать. Фигура П. представлена в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), он показан молодым безбородым человеком в паре (справа) с мч. Филуменом, позади их фронтальных ростовых фигур - образы из числа 370 мучеников ( Менолог. С. 328. Сх. 42. Слик. 200). В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58) образ П. размещен дважды: оплечно - в части с изображениями по чинам святости (Л. 56 об.; темноволосый, с небольшой клиновидной бородой, в красном хитоне и в зеленом гиматии); в рост - в минейной части под 29 нояб. (Л., 88 об.; в сиреневой, до колен тунике, с орнаментированным подолом и в красном плаще, перекинутом через левое плечо и скрывающем левую руку; в правой руке держит крест, молод, с темными волосами и короткой бородкой - см.: Евсеева. Афонская книга. С. 218, 255). В поствизант. росписях храмов Афона П. изображен в минейных циклах в мучении: на сев. стене юго-вост. компартимента Трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан (Стрелицас-Вафас); в лити кафоликонов монастырей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский). Его образ в паре с Филуменом представлен в наосе кафоликона Иверского мон-ря на откосе центрального окна на сев. стене (после 1577, мастер иером. Марк Иверский) (см.: Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον τς Μνημειακς Ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 173, 243, 345).

http://pravenc.ru/text/2578986.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/Акепсим Иосиф и ...

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεον. Ν 279-285. Σ. 106-108. А. Ю. Никифорова Иконография Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швейцария); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

http://pravenc.ru/text/114450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРАМОН Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) [Греч. Παραμνος] (III в.), мч. и 370 мучеников (пам. 29 нояб.). Мученичество П. не сохранилось, сведения о святом находятся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. Col. 260-261), синаксарное сказание составлено на основе утраченного Мученичества. Существует текст, озаглавленный как «Мученичество Парамона и Филумена» (BHG. T. 2. P. 169), однако на самом деле это одна из редакций Мученичества Иакова Персянина (пам. 27 нояб.); память мч. Филумена также омечается 29 нояб., однако ни к П., ни к Иакову Персянину этот мученик не имеет отношения. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Согласно Синаксарю К-польской ц., однажды некий правитель вост. областей Римской империи Аквилин отправился лечиться на горячие источники в местность Висалтия (Βισαλτα). Он приказал доставить туда из Никомидии заключенных христиан, на к-рых объявил гонения правивший в это время имп. Деций (249-251). Последователей Христа заставляли принести жертвы в храме Исиды, но все они (370 чел.) отказались и были обезглавлены. Некий местный житель по имени П. (не сообщается ни о его занятии, ни о возрасте) был настолько потрясен жестокостью палачей и стойкостью казненных, что стал громко возмущаться решением Аквилина и славить праведность христ. мучеников. Правитель услышал его и велел слугам убить П. Его пытали: вырвали язык, искололи копьями; во время этих истязаний он скончался и был погребен вместе с 370 христианами. Местность Висалтия (Валсатия, Валастия) прп. Никодим Святогорец определяет как г. Басра на р. Тигр в Ираке ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 208), свт. Димитрий Ростовский предполагает, что она находилась где-то в Вифинии на р. Тимбр (ЖСв. Нояб. С. 805), архиеп. Сергий (Спасский) уточняет, что это - приток р. Сангарий (ныне Сакарья), а исследователь Мученичества Иакова Персянина П. Дево считает, что это местность во Фракии или в Македонии. Наиболее правдоподобно предположения свт. Димитрия Ростовского и архиеп. Сергия (Спасского), т. к. в Вифинии действительно были термальные источники, а Никомидия была главным городом этой области; трудно представить, что Аквилин приказал доставить 370 чел. на такое далекое от Никомидии расстояние, как к устью р. Тигр, во Фракию или Македонию.

http://pravenc.ru/text/2578986.html

Путешествие в Св. Землю: 1710-1711 гг. М., 1862; Вяземский П. А. Путешествие на Восток: 1849-1850 гг. СПб., 1883; Фоменко К. И., прот. Иерусалим и его окрестности. К., 1883; Елисеев А. В. С рус. паломниками на Св. Земле. СПб., 1885; Анисимов А. В., свящ. Путевые зап. рус. пастыря о Свящ. Востоке. Изюм, 1886; Ковальницкий А. С., прот. Из путешествия в Св. Землю. СПб., 1886; Кибальчич Т. В. Поездка в Иерусалим. СПб., 1887; Белов Г. В. Путешествие холмских паломников ко Гробу Господню. Варшава, 1892; Коровицкий А. И., свящ. Дневник паломника. Житомир, 1891; Марков Е. Л. Путешествие на Восток. СПб., 1891. [Т. 2]: Путешествие по Св. Земле; Недумов А. И. На пути в Иерусалим и в Иерусалиме. Варшава, 1892; Греков [Палеолог] Ф. К. Рус. люди в обетованной земле. СПб., 1895; Арсений (Стадницкий), митр. В стране свящ. воспоминаний. Серг. П., 1902; «Хождение» игум. Даниила//ПЛДР. XII в. М., 1980. С. 25-115. Использованные материалы Статья Православной энциклопедии " Гроб Господень " . http://www.pravenc.ru/text/168157.html   Euseb. Vita Const. III 27-28   Cyr. Hieros. Catech. XIV 9. 7   Euseb. Vita Const. III 26   Hieron. Ep. Paul. 58/3//PL. 22. Col. 581   Мишна. Синедрион 7. 1   Antiq. XIII 6. 6   Phot. Ep. 1987. Vol. 6, fasc. 1   Corbo V. La Basilica del S. Sepolcro. Jerusalem, 1969   N. Y., 1996   Хождение игум. Даниила. М., 1980р   Bonifacius Stephanus. Libes de perenni cultu Terrae Sanctae et de fructuosa eius peregrinatione. Venetiis, 1875   письмо от 1570 и ркп. «Liber de perenni cultu», опубл. в 1573   Оберглогау, Польша; 1634   обнаружена в Амстердаме при раскопках в 1977; полевой инв. EGS1-3; временно хранится в Музее религ. искусства в Утрехте, инв. RMCCm314   PG. 155. Col. 292; ср. с Col. 704   Ibid. Col. 340   Голубцов. 1899. С. 260   Там же. С. 86, 160, 166   Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1990. Т. 2. Примеч. 289   Описи московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 312   Там же. Стб. 414   Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон по рус. паломникам XIV-XVI вв.: Сводные тексты оных с объяснит. примеч., основанными на местных исслед. М., 1871. С. 70   Опись собора Ивановского мон-ря 1763 г.//ЦГИАМ. Ф. 1179. Оп. 1. Ед. хр. 258. Л. 26 об.- 28 об.   Соколова. 2001. С. 499-514   Житье и хожденье Данила Руськыя земли игумена - РНБ. Q. XVII. 88, 1495 г.; РГБ. Рум. 335, XV-XVI вв.   Марков. С. 87   Лукьянов. С. 71   Мелетий, иером. Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя пуст. иером. Мелетия в 1793 и 1794 гг. М., 18002   Путевые записки во Св. Град Иерусалим и в окрестности онаго Калужской губ. дворян Вешняковых и медынского купца Новикова в 1804 и 1805 гг. М., 1813   С. 82   Бронников К. И. Путешествие к Св. местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. М., 1824   СПб., 1832. Ч. 1-2   Гоголь Н. В. Письма/Под ред. В. И. Шенрока. СПб., 1902. Т. 3. С. 420

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010