Точное время жизни Е. неизвестно. Предположение, что он подвизался в IX в., основано на том, что в древнерус. Прологе, заимствовавшем сведения из Жития прп. Власия Аморийского, игумен ошибочно отождествлен с прп. Власием. Древнейшая рукопись, содержащая сведения о Е., датируется X в. (Paris. gr. 1491). Более вероятно предположение, что Е. был земляком прп. Власия. Проложный рассказ о Е. был использован Новгородским архиеп. Василием Каликой († 1352) при написании послания о рае к свт. Феодору II Доброму , еп. Тверскому, к-рое помещено под 1347 г. в ряде летописей, в т. ч. в Софийской I и Воскресенской (ПСРЛ. 2000. Т. 6. Вып. 1. Стб. 424). В южнослав. традиции XIII-XIV вв. вне Пролога известно краткое («вскоре» или «вкратце», но не проложное) Житие Е. (нач.: «Сей во святых отец наш Ефросин в веси некоторой родився от верну родителю...») - напр., в серб. сборнике XIII в. (РНБ. Синай. Слав. 14/N. Л. 29-34), в серб. сборнике посл. трети XIV в. (Сербия. Б-ка Дечанского мон-ря. 103. Л. 195-199). В наст. время Е. почитается в Греции и на Кипре как покровитель поваров. Ист.: BHG, N 628-628d; ActaSS. Sept. T. 3. P. 744; SynCP. Col. 34-36; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха: Памятник словено-болгарской письменности IX в. СПб., 1887. C. 3-6. (ПДПИ; 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. App. P. 658-659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-124; ЖСв. Сент. С. 257-260. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 54, 279; Т. 3. С. 368; Grégoire H. La vie de St. Blaise d " Amorium//Byz. 1929/1930. Vol. 5. P. 412; Εφρσυνος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 117; Lucchesi G. Eufrosino, cuoco//BiblSS. Vol. 5. Col. 176; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 158. Э. П. А. Иконография В визант. и древнерус. искусстве Е. изображается как аскет со впалыми щеками, в монашеской рясе, его темные волосы обычно взлохмачены, борода редкая, в правой руке - ветвь с райскими плодами, к-рые он в соответствии с текстом Жития вручил игумену. Одно из первых изображений находится в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 67. К-поль, 976-1025) на 25 сент. С покрытой головой, в синей шапочке и синем мафории, святой представлен на фреске ц. вмч. Георгия в Курбинове, Македония (1191). Такой тип характерен только для ранних изображений. Полагают, что образ Е. присутствовал в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.). Сохранились его изображения в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09 или 1235), и в ц. прор. Илии в Фессалонике (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/187843.html

КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

60 Θαρρων, в слав. «дерзая» 61 См.: Лествица. Слово 28, § 11. 62 δινοια — мыслительная сила. 63 Ουκ εφλαξε τν πργνωσιν του Θεου. 64 Της συνσεως. 65 Μγιστα δειν. 66 Βαρυκρδιοι, в слав. «тяжкосердии». 67 Κατανησις, в слав. «уразумение». 68 πο χειρας λαβον — под руки получившие. 69 γα εντολ — святая заповедь. В слав. «Божия». 70 Καθ κστην, в слав. «всякий час». 71 Πληθυνομνην, в слав. «обильная». 72 νωθεν, в слав. «свыше». 73 Προκαταλαμβνοντα — предугадывающего, опережающего (его замыслы, действия). 74 Τ τερστια, в слав. «чудеса». 75 Απεδειξ ασθε. 76 Слов, заключенных в скобках, нет в славянском переводе. 77 Βαρβρων πολμιοι. 78 Слав. «недоумети» — не знать, не уметь; не быть способным или искусным. 79 Τν πραγματεαν, в слав. «писание». 80 Названия стихий нет в греческой книге, они заимствованы из славянского перевода. 81 Лествица. Слово 26, § 22. 82 ν δογμα, в слав. «един догмат». 83 μετεωρστος, в слав. «без возношения». 84 Μετα διακρσεως, в слав. «рассуждением». 85 Лествица. Слово 26, § 87. 86 Λσιν — разрешение. 87 Лествица. Слово 26, § 118. 88 Τν του Θεου σκοπν, в слав. «намерения Божия». 89 " Εμπαζηται, в слав. «поругаем бывает». 90 Τν λσιν — разрешения. 91 κκληξιν — изумление, ужас. 92 Εμφσεις — отражение (как в зеркале). 93 ποστασα, в слав. «состоит». 94 Χωρς σκψεως, в слав. «кроме " рассмотрения». 95 Εξιστμη. 96 Βιζει — принуждает, гнет по-своему. 97 Τν μαρτυραν. 98 Εξιστμενον. 99 Καχη — хвастанье. 100 Слов «но это попускается» нет в греческой книге, они дополнены по славянскому переводу. 101 «Многих» нет в греч. книге. 102 Εππονα, в слав. «приболезненныя». 103 Οφελει καταφρονειν — должен презирать. 104 Τν τνον — напряжение. 105 Слова «святые» в греч. нет, оно дополнено по славянскому переводу. 106 См.: преп. Нил Синайский. Слово о молитве, 111. — Творения. Ч. 1. М., 1858. С. 194. 107 Ταλαιπωραν, в слав. «злострадание». 108 Πρσωπον δεκνυσιν, в слав. «лице являет». 109 " Ρεμβασμς, в слав. «парение». 110 " λλων, в слав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

«многих». 111 По сказанному: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4, 5). То есть человек должен гневаться на бесов, побуждающих ко греху, и на себя за слабость. 112 Τν τνον — напряжения. 113 В слав. «удобосовершима и невозбранна». 114 καταδεξα, в слав. «недесноприятие». 115 В слав. «презрение власти». 116 Κυρια των μερων. 117 δικεις, в слав. «прогневляешь». 118 Αγκαλζεται. 119 Μετ αδεας κα κουφισμου — безбоязненностию и облегчением. 120 Σγχυσις — запутанность. 121 περισπασμς κα μετεωρισμς, в слав. «пристрастие и возношение мысли». 122 Κρεττων — сильнее, мощнее. 123 Λογισμος — в данном случае «разум». 124 ργν, в слав. «празден». 125 В греч. один раз, а в слав. в обоих случаях: «мой», то есть трижды. 126 Νοερως, в слав. «умне». 127 Слов, заключенных в скобках, нет в славянском переводе. 128 Χλεη — насмешка, издевательство, в слав. «прелесть». 129 περισπασμς, в слав. «попечение». 130 Πληροφορα, в слав. «извещение». 131 Φσν Κριος, а в слав. «якоже рече Господь ко апостолу». 132 Μετατρπει — обращает, поворачивает вспять, в слав. «прелагает». 133 Θεοραι — видений, созерцаний. 134 Δι τ μ χειν εγνωμοσνην, в слав. «за еже не имети благодарения». 135 Γνμη — ум, направление ума и воли. 136 Εεργεσιων, в слав. «дарех». 137 Κρεττων — сильнее. 138 πνοιαν, в слав. «гордость». 139 Εκ της βιβλου της ζωης — из книги жизни. 140 Αυθαρετον. 141 См.: Преп. Ефрем Сирин. Поучительные слова к египетским монахам, 21. — Творения. Ч. 2. М., 1849. С. 231–233. 142 δονς, в слав. «сласти». 143 Περισπασμς. 144 Πληροφοραν, в слав. «извещение». 145 Διακεμενοι, в слав. «пребывающие». 146 Το Γεροντικον λεγει. 147 См.: Преп. Дорофей Газский. Душеполезные поучения, 2 (О смиренномудрии). М., 1856. С. 44. 148 Δηλωσις. 149 Κυρα των μερων. 150 Κυριακ. 151 Ср.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Сисое, 2. СПб, 1855. С. 296. 152 Των κρυπτων. 153 Μγας, в слав. «святый». 154 Προσβολ — приражение. 155 Лествица. Слово 15, § 73. 156 Лествица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Для периода пения Постной Триоди Г. распел тропари по 50-м псалме «Покаяния отверзи» (Athen. Merlier. 9; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.); РНБ. Греч. 742), Пс 136 на 3-й глас (написан по просьбе митр. Молдавии Вениамина - РНБ. Греч. 739; БАН. РАИК. 41), тропари великопостных часов (РНБ. Греч. 742; БАН. РАИК. 64), кондак Великого канона «Душе моя, душе моя» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 41, 64) и ирмос «Безсеменнаго зачатия» (БАН. РАИК. 41), тропари «Се Жених» и «Егда славнии ученицы» на 4-й плагальный глас (Patra. Omplou. 2, 1819 г.; Athen. Merlier. 9; БАН. РАИК. 41; РНБ. Греч. 742), седальны понедельника, вторника, среды и субботы Страстной седмицы (БАН. РАИК. 52, 47; РНБ. Греч. 740, 738), ирмосы канонов Великой среды «На камене веры мя утверди» на 2-й глас Πα (РНБ. Греч. 740) и Великого пятка «К Тебе утренюю» на 2-й плагальный глас Βου (РНБ. Греч. 740, 738). Из неизменяемых песнопений вечерни и утрени Г. распел полиелей «Раби Господа» на 3-й глас (Aegio. Taxiarch. 9), краткие пасапноарии перед чтением Евангелия на утрене на 2-й глас (Athen. Merlier. 9; Lesb. Leim. 233, 1819 - ок. 1824 г.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. 742), стихи 50-го псалма (Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr)), в т. ч. Пс 50. 7 на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), великое славословие на гласы 1-й плагальный (5-й) Πα πεντφωνος, 2-й плагальный с βαρς, βαρς Ζω, βαρς, τετρφωνος Κε, πρωτβαρυς Ζω, 4-й плагальный (2 версии) (CPolit. K. Ananiadou. 3, Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Lesb. Leim. 272, 1816-1819 гг.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. 742, 739; БАН. РАИК. 65, 1820, 41), воскресный отпустительный тропарь и богородичен 1-го гласа (Athen. Merlier. 16, ок. 1820 г., 17, 1820-1830 гг.), богородичны «Всесвятая Богородице» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. 742) и «Красоте девства Твоего» 3-го гласа ι (РНБ. Греч. 739). Для литургии Г. написал 3 осмогласных цикла херувимских (μϒιστα, μεσαα, πλ τν Κυριακν; Lesb.

http://pravenc.ru/text/166630.html

Лествица. Слово 26, § 248. СТСЛ, 1898. С. 215 9 Γνσεος. 10 Ραθυμα, в слав. «уныние». 11 В слав. «аще же ниже сие приемлем». 12 Κρσις — склад, характер; темперамент. 13 Αγνστως. 14 Ευγνωμοσνη — сознательность, рассудительность. 15 δον, в слав. «сласть». 16 Οδυν, в слав. «болезнь». 17 Αρραβν — задаток; обручение. В слав. «предначинание». 18 Τς γνσεως. 19 Των πντων. 20 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженых отцов. Об авве Арсении, 1, 2. СПб., 1855. С. 15. 21 δονν, в слав. «сласти». 22 περισπστως — сосредоточенно, неразвлеченно, неослабно. В слав. «беспристрастна». 23 ν εδος καθ " καστην παρ ν — одного вида ежедневно по разу. 24 «Полезно» нет в греч. тексте. 25 «Природной» нет в греч. тексте. 26 «Семью» нет в греч. тексте. 27 Απνοιαν — безумие. В слав. «гордость». 28 μετρας πονηρας. 29 Συντομωτρα — сравн. ст. от συντομος (краткий; сжатый; быстрый, стремительный). В слав. «кратшия». 30 В слав. «своих». 31 Δικρισιν, в слав. «рассуждение». 32 Κακα, в слав. «злоба» 33 Καιρου καλουντος, в слав. «времени требующу». 34 Διακρισεως, в слав. «рассуждения». 35 δνην, в слав. «болезнь». 36 Απ — посредством. 37 Της συνσεως. 38 γνσις. 39 δικρισις. 40 σνεσις. 41 Του περφρονειν, слич.: Рим. 12, 3. 42 См.: Лествица. Слово 23, § 36. 43 Ραθυμαν, в слав. «уныния». 44 См.: Преп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово 9. Послание к мон. Николаю. Сергиев Посад, 1911. С. 177. 45 Συλλογν — собрание, сборник. 46 «Страха» нет в греч. книге. 47 В греч. ο φιλνθρωποι — человеколюбцы, вероятно, опечатка. В слав. «сребролюбцы». 48 Δεκτν — достойный принятия. 49 В греч. Σολομν. 50 Вероятно, здесь приведены слова другого писателя, неоконченные, как и в других подобных местах, поставлено: «и прочее». 51 Лествица. Слово 28, § 49. 52 Лествица. Слово 27, § 51. 53 Τν χρησιν, место из писателей, приводимое в доказательство. 54 Γνωσις. 55 κατανησις. 56 Τν θρηνον. 57 Τ συναντματα. 58 В греч. и слав. «Аввакум». 59 Τ σον — равное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Вышеупомянутые нами особенности еврейского текста книги Иова отразились на греко-славянском тексте ее и породили в нем особенности, не имеющие себе параллелей в других книгах 95 . Так, греческое слово ποβανω употребляется в значении спускаюсь (8:14 [слав. сбудется]), достаюсь (15:31 [слав. сбудется, синод. будет],35 [слав. сбудется]), происхожу (27:18 [слав. будет, синод, строит]), обращаюсь (22:11 [слав. бысть, в пер. Юнгерова стал]; 30:31 [синод. сделалась]); βροτς [букв. смертный] – в значении человек (4:17; 9:2; 10:22; 11:12; 14:1,10; 15:14; 25:4; 28:4; 32:8 [и т. д.]); λγχω [букв. уличаю, слав. всюду обличаю] и λγχομαι – в разных значениях: открываюсь (13:3 [слав. обличаю, синод. состязаюсь]), защищаюсь (13:15 [синод. отстою]; 15:3), состязаюсь (22:4 [синод. вступаю в состязание]), обвиняю (15:6 [слав. и в пер. Юнгерова обличаю, синод. обвиняю]), доказываю [? во всех пер. обличаю] (32:12), вразумляю (33:19 [также и в синод. и в пер. Юнгерова]); также и существительное λεγξις – исповедь (13:6 [слав. обличение, синод. рассуждения, в пер. Юнгерова правда]), [λεγχος –] суд (16:21 [слав. обличение, синод. состязание]), защита (21:4 [слав. обличение, синод. состязание, в пер. Юнгерова защитительная речь]), улика (23:2 [в слав. и в пер. Юнгерова обличение]); σχυρς [букв. могущественный, сильный] – в значении Всемогущий Господь (22:13; 33:29; 36:22; 37:5,10), [в этом же значении употребляются] также: Δυνατς [букв. могучий] (36:5 [слав. и в пер. Юнгерова Господь, синод. Бог]), ανς [букв. достаточный, могущий] (21:15 [слав. достоин, синод. и в пер. Юнгерова Вседержитель]; 31:2; 39:32 [в обоих местах в слав. и в пер. Юнгерова Всесильный, синод. Вседержитель]), πσοπος (20:29 [слав. и у Юнгерова букв. пер. Надзиратель, синод. Вседержитель]), [ντα ινιον Δαιον – слав.] Сущий, Вечный, Праведный, [синод. Всеправедный] (34:17); μοθυμαδν [букв. единодушно, вместе] употребляется, кажется 96 , в несколько раз более в одной этой книге, чем во всех других (3:18; 6:2; 16:10; 17:16; 19:12; 21:26 [и др.]);

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

в РНБ. Кир.-Бел. 354/611; в Минеях праздничных и в Трефолоях рус. святым последование княгине помещалось под 11 июля самостоятельно, причем ее память часто даже не упоминалась, напр. в: ЯМЗ. 15694; РНБ. Соф. 409; ГИМ. Син. 677, 885; РГБ. Рум. 397. Особенности указаний на Октоих в списках службы О. говорят о том, что уже в XVI в. наряду с совершением объединенного шестеричного последования мц. Евфимии и рус. княгине существовала практика совершения отдельной простой службы на память О. В кон. XVI-XVII в. появились праздничные последования в честь О., также предполагавшие совершение отдельной службы: полиелейной (РНБ. Погод. 589а) и бденной в 2 редакциях (РНБ. F.I.576; РГБ. Егор. 247; РНБ. Погод. 589б.). Основной состав простой службы О. варьируется в источниках. В одних списках нет тропаря, другие включают разные тексты тропаря; достаточно редко встречается светилен. Имеющиеся песнопения отличаются по редакциям: можно выделить 2 редакции архаичного светильна с упоминанием кн. Владимира; существуют и 2 редакции тропаря 8-го гласа. В соответствии с составом списки службы О. по типу простой службы из Иерусалимского устава распадаются на следующие группы: А - без тропаря, со светильном (ЯМЗ. 15694; РНБ. Кир.-Бел. 442/699; 340/597 - кон. XV-XVI вв.); Б - без тропаря и без светильна (напр.: ГИМ. Син. 885; 677; 317; РНБ. Соф. 225; РГБ. ОР. 408 - кон. XV-XVII в.); В - с тропарем 1-го гласа и со светильном в более поздней редакции (РГБ. Вол. 372; ГИМ. Син. 316; РНБ. Кир.-Бел. 450/707 - XVI в.); Г - с тропарем/тропарями разных гласов, без светильна, напр., с тропарем 1-го гласа (РГБ. Рум. 397; РНБ. Кир.-Бел. 354/611; 474/731 - XVI в.); с тропарем 8-го гласа (РНБ. Соф. 409, XVI в.); с тропарями 1-го и 8-го гласов (РНБ. Кир.-Бел. 586/843, XVI-XVII вв.). Все редакции более торжественных типов службы О. (полиелей и всенощное бдение) создавались на основе одного из вариантов простого последования с добавлением необходимых компонентов. Списки простой службы, относящиеся к группе А (без тропаря, со светильном), имеют ряд отличительных структурных признаков и текстологических особенностей: надписание имени автора, именование княгини преподобной, наличие подобна, седальна 1-го гласа «Гроб Твой»; отсутствие упоминания во 2-м тропаре 5-й песни канона царя Соломона; ошибочную мену 3-го тропаря и богородична на 5-й песни канона; особый порядок упоминания святых в 1-м и 2-м тропарях 9-й песни канона (сначала мученики, затем кн. Владимир); наличие светильна кн. Владимиру и О. со своим богородичном. В целом списки этой группы текстологически различаются между собой незначительно, при этом наиболее близки друг другу РБН. Кир.-Бел. 442/699 и 340/597. Старейший список группы, созданный в кон. XV - нач. XVI в. (ЯМЗ. 15694), содержит более древний вариант текста.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Надо отметить, что с формальной стороны архиепископ Амвросий сохраняет в первую очередь наиболее типичные и живые (то есть понятные, находящие отклик у носителей русского языка) черты классического церковнославянского языка. Это, прежде всего, касается словообразовательных особенностей лексического состава его текста: в нём традиционно много словосложений, в том числе и не подкреплённых соответствующими по структуре эквивалентами греческого оригинала, при этом многие словосложения имеют значение и функцию элатива. Например: греч. τα – слав. добоглема л. 2], греч. συνοχη – слав. л. 4], греч. διειδε – слав. чистовидная л. 43], греч. δεκτικν – слав. добоприятельна л. 43], греч. ργανικω слав. органочленнаг л. 52об.], греч. ρμν – слав. склонностремительном л.53об.], греч. χλος – слав. л. 56об.], греч. κεχρωσμνον – слав. цветовидное л. 57об.], греч. μεταξ – слав. междоместное л. 57об.], греч. οξτητα – слав. л. 57об.], греч. φυτ – слав. садоращени л. 68]; греческие слова с πρατυμ передаются словосложениями с первым элементом неудобо-: διγνωστα – недоборазпознаваема л. 36об.], νατο – недобосцелен л. 72об.] и т. п. В русле той же тенденции можно рассматривать замену простого греческого слова словосочетанием типа: греч. γει – слав. предводительствющее бывает л. 63]. Элативные образования, называющие и характеризующие сущности и явления трансцендентной сферы, имеют в своём составе префиксоиды все-, пре-, само-, эквиваленты которых также необязательно присутствуют в греческом тексте, например: греч. περτβλ «κα προτλειο» ‘сверхсовершенный и предсовершенный’ в переводе получают дополнительный признак превосходства – самопресовершенный и вся л. 7], греч. περοδναμον ‘безгранично сильное’ Амвросий передаёт как всепремогщее л. 9], греч. πντων κρατοσαν κα ρχοσαν ‘всем правящую и владеющую’ переводится как вседержителню и гдоначалню л. 9об.], греч. κνησ ‘движение’ – как самодвижность л. 16об.], греч. ποιητη ‘творец’ – слав. вседетель л. 29], греч. σφαιροειδη’ ‘шаровидное’ – слав. самокрговидное л. 34], греч. ριστοτχνην ‘лучшего созидателя’ – слав. всехитраго хдожника л. 36], греч. πρεπωδστατο‘достойнейший’ – слав. всеприличнейший л. 51об.] и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Личность заинтересованного переписчика проявилась и в списке Германа Подольного. Над строкою, где речь у Нила идет о месте, в каком он поселился, уйдя из Кирилло–Белозерского монастыря, к словам «якоже сам видел еси» приписано: «и похвалил ми еси» (л. 219). Благодаря этим словам, которых нигде больше, даже в списке Гурия Тушина, мы не находим, получается, что Нила Сорского за выбор им места для своего скита похвалил Герман Подольный. Как видим, переписчики имели основания доверять более копиям посторонних лиц, нежели копиям получателей посланий. Итак, основное русло рукописной традиции посланий Нила Сорского пошло, как я полагаю, от списка самого Нила Сорского, нам теперь неизвестного, или, во всяком случае, — из его скита. К этой традиции, помимо названных выше трех рукописей, принадлежат (ограничиваю этот перечень XVI в. и уточняю датировку ряда рукописей): РГБ, Волоколамское собр., 534, 1519 г. (писец Фотий из Волоколамского монастыря); РГБ, Q. XVII.50, Сборник игумена Волоколамского монастыря Евфимия Туркова, 2–я четверть XVI в.; РНБ, Ки- рилло–Белозерское собр., 25/1102, ок. середины XVI в.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 74/1151, ок. середины XVI в.; РГБ, Рогожское собр., 570, XVI в.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 95/1172, 2–я половина XVI в.; ГИМ, Уваровское собр., 237 (96), 2–я половина XVI в.; РГБ, собр. Ундольского, 573, 3–я четверть XVI в.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 102/227, XVI- вв.; РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 109/234, вв. Но и копии получателей не остались, как я уже говорил, совершенно отвергнутыми. Некоторые, хотя и редкие, писцы следовали исключительно им, как, например, писец РНБ, Кирилло–Белозерское собр., 29/1106, середина XVI в.  — Гурию Тушину. Другие писцы только сверялись с текстами этого вида и брали их варианты чтений. Примеры таких списков являют рукописи: РНБ, Софийское собр., 1444, 2–я половина 20–х годов XVI в.; РНБ, Софийское собр., 1460, ок. середины XVI в.; РГБ, Рогожское собр., 728, XVI в.; РНБ, Софийское собр., 1489, 2–я половина XVI в.; РГБ, собр. Троице–Сергие- вой лавры, 188 (1576), 2–я половина XVI в.; РНБ, Софийское собр., 1157, вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=975...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010