Новости «Новое достоинство» – тема очередного церковно-общественного форума «Имеющие надежду» 23.08.2021 15:16 Фото: screenshot Москва, 23 августа, Благовест-инфо. Общей встречей на тему «Самостоянье человека и нормы жизни в современной России» открылся 20 августа ежегодный церковно-общественный форум «Имеющие надежду» . Ставшая уже традиционной встреча участников из многих городов России и разных стран проходит по инициативе Преображенского содружества православных братств. В этом году ряд мероприятий в рамках форума будет проводиться очно, с доступной онлайн-трансляцией. Для подобных форумов ежегодно выбирается магистральная тема на стыке актуальных проблем общественной, научной, культурной и церковной жизни. В 2021 году организаторы предложили общую тему «Новое достоинство», которая включает ряд взаимосвязанных между собой аспектов: новая нормальность, новая соборность, новая и старая этика, «самостоянье человека» (эти слова А.С. Пушкина стали эпиграфом встречи). «Эти реалии современной жизни требуют ответственной и осмысленной реакции, чтобы новая нормальность была не просто следствием новых технологий или новых болезней, но общим творческим и солидарным ответом на исторические, биологические, социальные вызовы», – поясняет эти темы анонс форума. Для их обсуждения приглашаются священнослужители и миряне – эксперты в разных областях гуманитарных наук, деятели культуры, общественные активисты, представители волонтерского сообщества и другие.   В общей дискуссии о том, что такое новая нормальность, кто и как восстанавливает и устанавливает сегодня нормы культурной, социальной, народной, церковной жизни, могут ли быть сегодня общие нормы для всех, приняли участие урбанист Святослав Мурунов; культуролог, преподаватель РГГУ и РАНХиГС Виктория Мерзлякова, филолог, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Юлия Балакшина; музыкант, исследователь и исполнитель русского фольклора Сергей Старостин; фолк-музыкант, создатель «Музея живой старинной вывески» в Рыбинске Митя Кузнецов; священник, основатель СФИ о. Георгий Кочетков; историк, доцент СФИ Владимир Черняев и социолог Дмитрий Рогозин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мученики XX-XXI века: святость и гуманизм Человек, который был замучен, погиб насильственной смертью, – святой или нет? 14 декабря, 2015 Человек, который был замучен, погиб насильственной смертью, – святой или нет? 11 декабря в редакции журнала «Гефтер» состоялся круглый стол «Мученики XX–XXI века: святость и гуманизм». Организаторы предложили обсудить и определить, кто является субъектом мученичества в ХХ веке, что именно сообщает нам мученик, погибший безвестно, что может быть мотивацией невинного мученичества и в каком смысле жертвы ХХ века «невинны». В заседании Круглого стола приняли участие: Анна Шмаина-Великанова (РГГУ), иеромонах Иоанна (Гуайта), Юлия Иванова (ВШЭ), Игорь Корпусов (СФИ), журналист Ксения Лученко и Алексей Зыгмонт (РГГУ – ВШЭ). Ведущий – философ и культуролог Александр Марков. Новомученики – все невинные жертвы государственного насилия   В начале дискуссии Анна Шмаина-Великанова предложила определить критерии, по которым Церковь обозначает святость человека: – Так как в XX веке, говоря о святости, мы имеем в виду новомучеников, прежде всего, нужно поставить вопрос: кого считать новомучеником? Каждую невинную жертву? Но тогда что отличает новомученика от невинно убитых животных и ребенка, замученного злодеем? И как быть с плохими людьми, погибшими мученической смертью? Ведь волны террора сменялись одна за другой, и вчерашние палачи становились гонимыми, ложась в один ров со своими жертвами. Недавно комиссия по канонизации деканонизировала 11 человек. Это люди, которые уже были в святцах, но на основании новых свидетельств, обнаруженных в следственных делах, были оттуда изъяты. В связи с этим, исповедник XX века Алексей Петрович Арцыбушев выступил с обращением к комиссии по канонизации, в котором на основании личного опыта свидетельствовал, что как правило стукачом был не тот человек, кто записан в следственных делах. Потому что если бы был записан реальный человек, он был бы обнаружен и как осведомитель потерян для власти. Но деканонизация происходит, потому что нет четкого ответа на вопрос: чем руководствоваться при канонизации новомучеников?

http://pravmir.ru/plohie-svyatyie-ili-ko...

Новости Институт святого Фомы запускает в 2020/2021 гг. новую учебную программу «Основы целостной личности» 27.04.2020 14:10 О. Штефан Липке SJ . Фото: рускатолик.рф Москва, 27 апреля, Благовест-инфо. Новую уникальную учебную программу «Основы целостной личности» предлагает в следующем учебном году Институт святого Фомы . В течение двух семестров преподаватели из МГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ, СФИ и академических институтов буду знакомить обучающихся с аспектами антропологии, способствующими свободному развитию личности. Наряду с этой программой Институт св. Фомы приглашает новых слушателей на программу «Основы религиоведения», которая уже была успешно апробирована. О двух основных учебных программах, об особенностях этого учебного заведения, о внеучебной работе Института рассказал его директор о.  Штефан Липке SJ и сотрудник о. Себастьян Прието SJ на Дне открытого окна, который состоялся 25 апреля в онлайн-режиме на платформе Zoom. О. Штефан кратко рассказал об истории Института св. Фомы, который был создан в Москве еще в 1991 году как колледж католической теологии. В 1997 году Институт перешел в ведение «Общества Иисуса». В первые годы это было учебное заведение для католиков, но вскоре свои образовательные программы Институт предложил всем заинтересованным слушателям, независимо от конфессии и от какого-либо исповедания, а в наши дни – и независимо от места проживания, т.к. онлайн-технологии дают возможность приобщиться к обучению заочно. Многие годы Институт св. Фомы в рамках своей уникальной образовательной программы уделяет особое внимание диалогу в межкультурной, межэтнической, межконфессиональной среде в атмосфере взаимоуважения и свободы – это всегда подчеркивают руководители и сотрудники Института. Здесь изучают западное и восточное христианство, рассматривают религию в ее философском, социологическом, антропологическом, психологическом аспектах и творческом выражении. О. Штефан Липке подробно рассказал о новой программе, которая вобрала в себя все лучшее, что уже было включено в программы прошлых лет: «Личностный и духовный рост: ориентиры в пути» и «Психология и духовное развитие человека» – это говорит об особом и последовательном внимании сотрудников Института к проблеме человеческой личности. Новая программа «Основы целостной личности» состоит из двух частей. В первом семестре акцент будет сделан на междисциплинарном подходе к феномену личности, будут рассмотрены человек и человеческое сообщество в философии, теологии, психологии, в праве и искусстве. В этой части программы будут прочитаны курсы: «Становление личности и возрастная психология», «Концепция целостной личности», «Философская антропология», «Антропология Ветхого Завета», «Введение в социальную психологию», «Образ личности в художественной литературе», «Введение в семейную психологию», «Концепция личности в праве», «Образ личности в живописи».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С 16 февраля по 15 марта 2011 года в Научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета будет проходить выставка трудов академика С.С. Аверинцева (1937-2004) из фондов библиотек РГГУ и Свято-Филаретовского православно-христианского института «Академик Сергей Сергеевич Аверинцев – филолог, философ, богослов, «читатель всея Руси»» Торжественное открытие выставки состоится 18 февраля в 16:00 в Научной библиотеке РГГУ (каб. 320) Экспозиция будет открыта ежедневно с 12:00 до 15:00. Посетить выставку можно по предварительной записи по тел. +7 903 779-24-32. 2 марта 2011 года в 16:00 в рамках выставки состоится вечер памяти С.С. Аверинцева. Регистрация гостей и аккредитация журналистов на торжественное открытие выставки и вечер памяти по телефону: +7 926 150-52-30. Информация сайта СФИ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-moskve-budet-proxodi...

Пётр Ионович Губонин: «Не себе, а Родине» . Дискуссия современных предпринимателей: каковы гуманитарные, социальные, культурные стимулы и цели современных предпринимателей? Участвуют предприниматели: Андрей Владимирович Плотников, председатель Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», руководитель Клуба православных предпринимателей Липецкой области, Липецк; Евгений Анатольевич Федосов, директор ООО «Два рыбака», Воронеж; Алексей Геннадьевич Евстигнеев, директор ООО «Промышленные инженерные системы», Воронеж; Михаил Стефанович Тогушев, предприниматель, Воронеж; Владимир Владимирович Толстик, предприниматель, Воронеж; Андрей Николаевич Белоусов, генеральный директор ООО «Адванс Пластик Инжиниринг», Тверь. 13:30–15:30 Секция 4. Женщины аристократических родов на службе России Ведущий: Олег Олегович Глаголев, журналист медиапроекта «Стол», Екатеринбург. Евгения Георгиевна Парфёнова, выпускница СФИ, независимый исследователь, руководитель исторического кружка «Друзья княгини Елизаветы», Екатеринбург. Христианская кооперация как путь духовного возрождения России: пример Марфо-Мариинской обители великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Леснинского монастыря под руководством игуменьи Екатерины (Ефимовской) . Елена Евгеньевна Старостенкова, кандидат экономических наук, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца», Малоярославец. Огонь, вода и медные трубы матушки Елены (Коноваловой) . Ольга Владимировна Синицына, руководитель детско-юношеского центра «Преображение», учитель истории семейной школы. Школы грамоты А. А. Штевен: опыт христианского просвещения русского человека. Лидия Владимировна Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ, старший преподаватель СФИ, Тверь. «Чтобы любовь наша просветилась благодатью»: мысль о России матери Марии (Скобцовой) . 16:00–18:00 Круглый стол «Люблю отчизну я: христианские основания русского патриотизма и аристократизма» Ведущий: Олег Олегович Глаголев, журналист медиапроекта «Стол», Екатеринбург.

http://bogoslov.ru/event/6191999

4. Re: Вверх тормашками: Макрон, Трамп, Собчак... Только на почве беззакония могли вырасти все эти " цветы " . Клоуны одного глобального шоу. От одного намека на Закон Божий их колбасит. А когда этот Закон будет восстановлен, исчезнут яко дым. 3. бьёт в 10-ку Ну что, братва, Игорь Анатольевич бьёт от бедра с двух рук в 10-ку. Давайте-ка достанем все дружно казначейские билеты,а у многих их много, билеты казначейские, и поможем, поможем Центру Берег-Рус, поможем и проголасуем за дальнейшую работу Центра: Т.: 89502883853 Реквизиты центра «Берег Рус»: Автономная некоммерческая организация «Центр содействия укреплению церковно-государственных отношений «Берег Рус» ИНН/КПП 2511100464/251101001 Р/с 40703810850000000374 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк» К/с 30101810600000000608 БИК 040813608 КПП 254002002 Директор Центра Романов Игорь Анатольевич Интернет-портал: BEREGRUS.RU Электронный адрес: beregrus2015@mail.ru Т.: 89502883853. ЮрийНавигатор pZKy4BazI2&QHy что, братва, Игорь Анатольевич бьёт от бедра с двух рук в 10-ку. Давайте-ка достанем все дружно казначейские билеты,а у многих их много, билеты казначейские, и поможем, поможем Центру Берег-Рус, поможем и проголасуем за дальнейшую работу Центра: Т.: 89502883853 Реквизиты центра «Берег Рус»: Автономная некоммерческая организация «Центр содействия укреплению церковно-государственных отношений «Берег Рус» ИНН/КПП 2511100464/251101001 Р/с 40703810850000000374 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк» К/с 30101810600000000608 БИК 040813608 КПП 254002002 Директор Центра Романов Игорь Анатольевич Интернет-портал: BEREGRUS.RU Электронный адрес: beregrus2015@mail.ru Т.: 89502883853. 2. вопрос к редакции портала и к А.Д.Степанову И это тоже перепечатка из иного источника, а не авторская публикация, как было в случае с бывшим главой разведки Израиля Я.Кедми (читательский рейтинг которого на портале уже приблизился к четырем тысячам)? Что можно сказать по поводу данной заметки? Доктор социологии все увереннее превращается в политического босяка. Бедный православный всероссийский портал, бедная российская разведка, на благо которых не покладая рук трудятся такие светлые, выдающиеся умы нашего несчастного смутного времени… Пусть лучше автор последует рекламе на этом сайте и посетит предстоящую «схузу» В РАНХиГС. И законспектирует выступление господина Шнирельмана по поводу «катехона Трампа», «шайтанской синагоги ЦРУ» и предстоящего прихода антихриста в свете русской (!) революции. А потом доложит публике свои впечатления от увиденного и услышанного. «Сессия 8. Революция и эсхатология (Аудитория 338. Модератор: Александр Агаджанян) Зоя Дашевская , СФИ, МГУ. «Образы страны, церкви, народа и человека в молитвах о России революционного времени» Екатерина Заранян, РГГУ. «Гражданская война как эсхатологическое переживание: пространственный аспект (по документам Белого движения)» Виктор Шнирельман, ИЭА РАН. «Антихрист, катехон и русская революция».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/26/vv...

Обращаясь к тексту Аверинцева, Коначева сфокусировалась на его трактовке воображения. Он пишет: «Самое первое правило, касающееся общения с Богом… в этом делании нет места воображению». Всегда ли воображение – это духовная прелесть, затмевающая реальность? По ее словам, богословие второй половины ХХ века «реабилитировало» воображение: «Самим творческим актом Бога мы призваны к сотворчеству, а это осуществляется в сфере воображения не просто как обращение к фантазии, к чему-то ирреальному, а к воображению как творческой силе, где мы можем выстраивать тот самый образ Бога неведомого, который остается в диалоге с нами». Лидия Крошкина, кандидат культурологии, преподаватель РГГУ и СФИ, отметила, что само название статьи Аверинцева «Мы призваны в общение» задает библейский контекст (это несколько измененные слова апостола Павла (1 Кор 1,9). – Ред. ) Важно, что, по Аверинцеву, «общение с Богом как самое глубокое из общений» – это альфа и омега любого общения: – с другими людьми, с миром, с собой. Прочитав отрывок из поэмы Аверинцева «Благовещение», Крошкина обратила внимание на емкий символ – «крест внимания». Аверинцев говорит о «простой науке» уважения, без чего невозможно подлинное общение. Он объясняет, что значит открыть «окно» в стене своей самости, чтобы увидеть «сущее – то, что реально, ибо не подвластно нашему своеволию. Вещи, каковы они суть. Ближний, каков он есть. И во всем, бесконечно отличный от всего – лик Бога». Богословие богообщения у митрополита Антония и Аверинцева неразрывно связано с человекообщением, это отметили все выступавшие. «Уверен, что оба они не только в это верили, но этим руководствовались в жизни», – сказал о. Иоанн. Коначева добавила, что такой подход «выстраивает нашу религиозную жизнь как обязательство по отношению к другому». Для Крошкиной это очевидно еще и потому, что «оба они очень любили мать Марию (Скобцову), для которой богообщение и есть общение с человеком». Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Метод Аверинцева трудно тиражируется, нелегко оформляется в виде готовых формул, однако это не означает, что он не обладает внутренней логикой, продуктивностью, воспроизводимостью; не только даёт глубокие научные результаты, но и позволяет «устоять в бытии». Цель предстоящей конференции — осмысление метода Аверинцева и его актуальности для различных областей современной гуманитарной науки, раскрытие его потенциала для филологии, истории, культурологии, теологии и т. д. Нам представляется важным понять, какие смыслы вкладывал Сергей Сергеевич Аверинцев в понятия «слово», «образ», «символ», как использовал их в своих работах. Но не менее интересными организаторам конференции представляются научные исследования, в которых метод Аверинцева является способом анализа текстов различного типа и жанра. Планируется публикация избранных докладов конференции в журнале «Вестник СФИ» (список ВАК по специальности «Теология»). Заявки на участие в конференции просим присылать до 15 января. Для регистрации необходимо заполнить форму заявки, расположенную по  ссылке , или прислать заявку на эл. почту:  satarovasn@yandex.ru . Трансфер и проживание за счёт направляющей стороны. Конференция состоится в РГПУ им. Герцена по адресу: Санкт-Петербург, Мойка, 48; 1-я линия Васильевского острова, 52. Сопредседатели оргкомитета конференции: Юлия Валентиновна Балакшина , доктор филологических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена, учёный секретарь СФИ; Лидия Владимировна Крошкина , кандидат культурологии, доцент РГГУ и СФИ.   Источник: Sfi.ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6176573

На следующий день, 6 марта, запланированы две лаборатории. Первая из них на тему «Бердяев и Пушкин: истоки и смысл русского ренессанса» предложит участникам обсуждение вопросов «ренессанса духовной культуры» начала ХХ века в его единстве и преемственности с пушкинским золотым веком. Какие вопросы русской литературы подхватила религиозно-философская мысль первой половины XX века и какие ответы на них дала? В чем смысл «ренессанса», о котором пишет Бердяев, для истории русской и мировой культуры и для современности? К дискуссии приглашены филологи, философы, историки, культурологи. С сообщениями выступят Анастасия Гачева («Спасение и творчество как главная тема русского ренессанса»), Евгений Титаренко («Образы русской культуры в философии истории Н.А. Бердяева и О. Шпенглера») и профессор РГГУ Игорь Кондаков («От русского ренессанса — к Новому средневековью»). Фото: gazetakifa.ru Работа продолжится в рамках лаборатории «Историософский дискурс Николая Бердяева: Россия и Европа». Ожидаются сообщения Виктора Грановского «Антиреволюционное предуведомление Н.А. Бердяева», Виктории Файбышенко «Бердяев и конститутивная проблема историософского мышления» и научного сотрудника ИФ РАН Анны Макаровой «Социализм по-бердяевски: проект или утопия?» Для обсуждения предложены вопросы трактовки Бердяевым специфики русского исторического развития и опасности русского нигилизма, противоречий новоевропейского гуманизма и общественно-исторического идеала. В рамках конференции планируется вечер памяти философа «Бердяев меня разбудил». С видеозаписью трансляций можно ознакомиться на уоитиве-канале СФИ. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О различных стратегиях переинтерпретации библейского текста в двух традициях, близких по языку, но различных по вероисповеданию (иудейские таргумы и христианская Пешитта) говорил Максим  Калинин (РГГУ, МДА) в докладе «Таргум Онкелоса и Пешитта: две традиции экзегетического перевода». Протоиерей Леонид Грилихес (МДА, МГУ) в докладе «Ветхозаветные цитаты в Новом Завете: к методике преподавания в духовном учебном заведении» показал, насколько разнообразны были способы цитирования Ветхого Завета в Новом, остановившись на разнообразии типов цитат  (дословные цитаты, цитаты-пешер, аллюзии), разнообразии вводных формул, разнообразии текстовой базы цитирования (Септуагинта, еврейский текст, ревизии). Были рассмотрены такие проблемы как корректность привлечения новозаветными авторами ветхозаветных цитат. Ученому необходимо учитывать как можно более широкий контекст, как применительно к первоначальному месту цитаты в Ветхом Завете, так и применительно к ее использованию авторами Нового Завета. Андрей Десницкий (ИВ РАН, ОЦАД) в докладе  «Богословские проблемы библейского перевода» коснулся вопроса о соотношении перевода Библии и богословия. В современной теории библейского перевода неотвеченными, по сути, остаются важные вопросы богословского характера: Как мы понимаем богодухновенность текста (и, соответственно, можно ли сохранить ее в переводе)? Может ли библейский текст быть конфессиональным? Что придает переводу авторитет в той или иной традиции? Как соотносятся в переводе культурные адаптации и вечные богословские истины? Даже если окончательного ответа на эти вопросы нет, — завершил свое выступление докладчик, — по крайней мере мы должны уметь эти вопросы грамотно формулировать. Два доклада:  диакона Петра Шитикова (ОЦАД) «Библейская метафора в свете когнитивной лингвистики» и Алексея Сомова (Институт Перевода Библии, СФИ) «Метафорические репрезентации концепта «воскресение из мертвых» в ветхозаветных и новозаветных текстах» были посвящены, по сути одной теме: анализу языка Библии с точки зрения современной когнитивной теории метафоры.

http://pravmir.ru/vzaimodejstvie-cerkvi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010