2966 См. Слово его на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, в Хр. чтении. 1842. 2. 166 (289). 2967 а) Новгор. Соф. библ., Макар. Чети-Мин. за сентябрь (1) под 14 числом: «Григория, архиепископа Российского, Слово на Воздвижение Честнаго Креста...»; б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, архиепископа Российского, слово на Воздвижение Честнаго Креста». 2968 Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за сентябрь (1) под 8 числом: «Григория, мниха и презвитера, Слово на всечестное Рождество Пресв. Владычицы нашея Богородицы». 2969 а) Библ. Толстое. Отд. 1. 106 (111) – «Григория, епископа Российски, на Вознесение Господа...» б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, епископа Российски, на славное Вознесение...» 2970 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория Российски Слово на Успение Божия Матери...» б) Румянц. муз. (202) – «Григория, архиепископа Российского, Слово на всечестное Преставление преславныя Владычицы и Богородицы». 2971 а) Публич. библ. Отд. 1, in f., 242 (112) – «Слово святого Григория, мниха, пресвитера и игумена обители Пантократоровы, св. пророку Илии Боговидцу»; б) Публ. библ. Отд. 1, in f., 261 (112) – «Григория, мниха, и пресвитера, и игумена Пантократоровы обители, св. пророку и Боговидцу Илии». Есть это Слово под таким же названием: в) в библ. Толст. Отд. 1. 306 (110); г) в Рум. муз. 437 (202); д) в сборн. моей библ. 2. Л. 176 об. (110) и е) в сборн. моей библ. 39. Л. 219 (156). 2972 а) Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за июнь (1) – «Григория, мниха и презвитера, Слово на рождество Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием; в) библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Слово архиепископа Российски Григория на рождество Предтечи...» 2973 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российски, на усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием. 2975 Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российского. Слово похвально св. и верховным апостолом Петру и Павлу»; б) Рум. муз. 437 (202) – «Григория, мниха и презвитера, Слово...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Присоединение иноверцев к православию в случае смертной опасности (отд. II, § 13). Запись присоединяемых в метрической книги (отд. II, § 14). Присоединение лиц духовного звания к православию (отд. II, § 15). Причащение Св. Тайнам детей после крещения и миропомазания (отд. III, § 25). Пролившееся миро (отд. I, § 5). С. Смертная опасность но отношению к вопросу о присоединении иноверцев к православию (отд. II, § 13). Сорокадневное обмолитвование или сороковая молитва как и когда совершается (см. Воцерковление). Позволительно ли женщинам, удостоенным причащения, в случае особенной опасности, до истечения сорокадневного очищения, входить потом в церковь ранее 40 дней (отд. III, § 24)? Старое миро (отд. I, § 5). Ф. Форма записи в метрической книги о присоединяемых к православию (отд. II, § 14; сравн. главу Дополнит., приложение, под буквою Б). X. Хождение восприемников с младенцем вокруг купели по миропомазании (отд. I, § 7). Как совершать этого рода хождение при восполнении обрядов крещения над лицами, крещенными прежде, или вообще когда нет купели, и т. п. (там же)? III. О причащении и совершении литургии А. Агнец если окажется негодным к совершению литургии, то что делать в этом случае (отд. IV, ст. 2, § 63)? Что делать, если священник узнает о каких-либо недостатках предложенного агнца непосредственно пред произнесением воспой и нательных слов Христовых (отд. IV, ст. 2, § 64)? Об агнцах, если бы какой из них был похищен мышами или по какому-либо случаю не оказался бы на престоле или на жертвеннике во время совершения литургии (отд. IV, ст. II, §§ 65, 66). Что делать с оставляемым агнцем, когда он заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 67)? Чем надобно занимать народ в церкви, когда один агнец заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 68)? О том, что должен делать священник, если заметить какие-либо недостатки во св. агнце по освящении даров, или во время самого причащения, и т. п. (отд. IV, ст. 2, § 69)? Что делать, если надо переменить агнец, а другой подходящей для этого просфоры отыскать нельзя (отд. IV, ст. 2, §§ 70, 71; сравн. ниже, отд. IV, §§ 73–78)? Что должен наблюдать священник, чтобы не было недостаточных агнцев для литургии (отд. IV, ст. 2, § 72)? Что делать с агнцем в случае, если бы священник, позванный для исполнения какой-либо не терпящей отлагательства требы во время совершения литургии, не мог вскоре возвратиться и окончить литургию в свое время (отд. VI, ст. 1, § 102)? О поднятии св. агнца или частицы его в случае, если бы они упали с дискоса (отд. VI, ст. 3, § 112). Что должен делать священник, если бы агнец зимою замерз на дискосе (отд. VI, ст. III, § 116)? Как должен поступать священник, если бы предложенный агнцев показался действительным Телом Господним (отд. VI, ст. 3, §§117, 118)? О заготовлении св. агнцев для литургии преждеосвященных даров и о хранении их (отд. IX, § 170).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Антидор может ли быть раздаваем диаконом вместо священника (отд. VI, ст. 4, § 124)? Можно ли предоставлять получение антидора свободному разбору предстоящих в храме, – и как быть, если в храме будет народа много, а антидора мало (отд. VI, ст. 4, § 125)? Антиминс, как необходимая принадлежность литургии, – и можно ли служить без антиминса (отд. III, ст. 1, § 31)? Каковы именно должны быть антиминсы для совершения литургии (отд. III, ст. 1, § 32)? О приобретении новых антиминсов для священнодействия литургии (отд. III, ст. 3, § 54). Кто и как должен производить перемену старых антиминсов на новые в случае надобности (там же)? Если местный священник не может сам отправиться за получением антиминса, то может ли он вместо себя поручить это кому-либо другому (отд. III, ст. 111, §55)? Как служить в той церкви, из коей антиминс отправлен для перемены, а служить было бы непременно необходимо (отд. III, ст. 3, § 56)? Можно ли в такой церкви совершать таинство брака и другие священнодействия (там же)? Как удобнее отвозить старые антиминсы и привозить новые на место назначения (отд. III, ст. 3, § 57)? Нужно ли наблюдать какие-либо особые обряды при положении в церкви нового антиминса вместо старого (отд. III, ст. 3, § 58)? Что должен делать священник, если бы случилось пролить Кровь Христову на антиминс (отд. VI, ст. 2, § 107)? Как должны наблюдать священники, чтобы на антиминсе не оставалось никакой частицы Тела Христова после причащения (отд. VII, ст. 3, § 147)? Б. Болезнь если приключится священнику во время совершения им литургии, то как поступать тогда (отд. VI, ст. 1, §§ 95–97)? Больные священнослужители как должны быть приобщаемы Св. Тайнам (отд. VI, ст. 4, § 121; VII, ст. 2, §§ 140, 141)? О приготовлении больных вообще и умирающих к таинству причащения (отд. VIII, ст. 3, § 159). – Можно ли причащать больных, умирающих во всякую пору дня и ночи, когда они поели пищи или приняли лекарство (там же)? Как вообще должно быть производимо причащение этого рода больных (отд. VIII, ст. 2, § 160)? Может ли священник приобщить опасно больных, когда они находятся под запрещением или отлучением (отд. VIII, ст. 2, § 161)? Можно ли в смертной опасности причащать больных женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? О причащении бесноватых больных (отд. VII, ст. 2, § 163). Должно ли удостаивать причащения больных, умирающих со рвотою (отд. VIII, ст. 2, § 164)? Как причащать тех, которые по болезни не могут принимать вина (отд. VIII, ст. 2, § 165)? Как причащать больных, страждущих заразительными болезнями (отд. VIII, ст. 2, § 166)? – Можно ли ради причащения больных прекращать литургию, и когда это допускается (отд. VI, ст. 1, §§ 98–101)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Истории Церкви в России были посвящены работы Н. В. Терещенко «О трудах Максима Грека» (1834. 8. Отд. 2. С. 243-278), Д. Извекова «Отношение русского правительства в 1-й пол. XVIII в. к протестантским идеям» (1867. 9. Отд. 2. С. 59-81) и «Отношение русского правительства к католической пропаганде в 1-й пол. XVIII в.» (1870. 9. Отд. 2. С. 61-74), К. И. Костенкова «Распространение христианства у калмыков» (1869. 8. Отд. 4. С. 103-159), А. Р. Забелина «О распространении христианства между бурятами» (1870. Отд. 4. 1. С. 17-33; 2. С. 206-232), А. П. Демьяновича «Иезуиты в Западной России (с 1569-1772 г.)» (1871. Отд. 2. 8. С. 181-236; 9. С. 1-46; 10. С. 250-279; 11. С. 40-86; 12. С. 181-231), М. О. Кояловича «Ясон Смогоржевский, Полоцкий униатский архиепископ, впоследствии униатский митрополит» (1873. 1. Отд. 2. С. 31-59), Ф. М. Керенского «Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса» (1874. Отд. 2. 3. С. 52-79; 4. С. 278-342; 5. С. 99-135), Н. М. Востокова «Святейший Синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I» (1875. Отд. 2. 7. С. 52-85; 8. С. 153-198; 12. С. 358-378), А. Д. Галахова «Обзор мистической литературы в царствование императора Александра I» (1875. 11. Отд. 2. С. 87-175), Жданова «Материалы для истории Стоглавого собора» (1876. Отд. 2. 7. С. 50-89; 8. С. 173-225), Е. Е. Голубинского «Христианство в России до Владимира святого» (1876. Отд. 2. 9. С. 46-84; 10. С. 133-169) и «Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках» (1877. Отд. 2. 3. С. 100-163; 5. С. 26-47), И. Панова «Ересь жидовствующих» (1877. Отд. 2. 1. С. 1-40; 2. С. 253-295; 3. С. 1-59), Т. В. Барсова «О светских фискалах и духовных инквизиторах, учрежденных Петром I» (1878. 2. Отд. 2. С. 307-400), В. Попова «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I» (1881. Отд. 2. 2. С. 222-263; 3. С. 1-51), Н. А. Астафьева «Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами» (1888. Отд. 2. 7. С. 50-81; 8. С. 296-335; 10. С. 260-320; 12. С. 208-231; 1889. Отд. 2. 2. С. 254-293), П. О. Бобровского «Русская греко-униатская Церковь в царствование имп. Александра I» (1889. Отд. 2. 6. С. 282-338; 7. С. 20-56; 8. С. 259-304; 9. С. 85-123; 10. С. 214-266; 11. С. 66-134; 12. С. 305-379) и др. Широкий отклик имела ст. «Состояние Православной Церкви в Российской Америке» (1840. 6. Отд. 5. С. 15-58) прот. Иоанна Вениаминова (см. свт. Иннокентий , митр. Московский), приехавшего в С.-Петербург с Аляски. Обер-прокурор Синода Д. А. Толстой напечатал в журнале ст. «Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г.» (1869. Отд. 2. 7. С. 72-83; 8. С. 251-271; 9. С. 1-23; 10. С. 217-234).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Клятвы или так называемой брачной присяги употребление может ли быть допускаемо при браках православных (отд. IX, § 64)? Копии с документов, прилагаемых к обыску для правильного совершения брака (отд. VII, § 49). Кровное родство и его значение в браке (отд. III, § 17). В каких видах и степенях этою родства браки положительно запрещаются, и какие из них могут быть венчаемы с благословения архиерейского, и какие – без этого благословения (отд. III, § 19)? – Перечень всех указанных видов этою родства (отд. V, §§ 32–34). Порядок счисления и изображения разных видов этого родства (отд. III, § 18; IV, §§ 24–29). Л. Линии в родстве , их значение и исчисление (отд. III, § 18; IV, §§ 24, 25 и др.). М. Магометан можно ли венчать с православными (см. Иудейская вера)? Марки гербовые в 60 коп. на прошениях и на телеграммах к архиерею о разрешении браков (отд. V, и § 33). Нужно ли наклеивать такого рода марки на свидетельствах, выдаваемых священниками об оглашениях (отд. VII, § 46) и об исповеди (отд. IX, § 59), а также и родителями с соизволением на брак детей их (отд. VII, §§ 42, 49) при заключении браков (сравн. выше, о крещ., отд. VII, §§61, 62)? О гербовых марких на документах, прилагаемых к обыску (отд. VII, § 49). Метрические записи и выписи или свидетельства о браках,. их производство и выдача (отд. VIII, § 57; сравн. о крещен., отд. VII, §§ 54–63). Какими доказательствами можно засвидетельствовать действительность брака в случае, если бы он не был записан в метрическую книгу или метрическая запись о нем подверглась сомнению (отд. VIII, § 57)? Молитва «на разрешение венцев» и молитва «первобрачней невесте, хотящей по браце ввестися в церковь », – и их употребление (отд. IX; § 68). Молитвенные дома в каких случаях могут быть местом для венчания брака (отд. VIII, § 52)? Место совершения брака (отд. VIII, § 52)? Мясопустная неделя в отношении ко времени совершения браков (отд. VIII, § 56). Н. Наказания , каким подвергаются священно- и церковнослужители за совершение неправильных браков (отд. X, §§ 72–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Бракоразводные свидетельства какие должны быть требуемы священниками в случае желания кого-либо вступить в супружество по расторжении предыдущего брака (отд. VI, § 41). В. Введение (ввод или вывод) жены по браке в церковь , значение этого обряда и его употребление (отд. IX, § 68). Вдовы солдат по каким могут быть венчаемы документам (отд. VI, § 38)? Возраст необходимый для вступления в супружество (отд. II, §§ 8, 9). Восприемники и восприемницы , воспринимающие одно и то же дитя, единовременно от купели, в одной паре между собою могут ли вступать в супружество друг с другом (отд. III, §21)? В каких случаях могут быть разрешаемы браки восприемникам с родителями воспринятых ими (отд. III, § 22)? Время , когда должны быть совершаемы браки (отд. VIII, § 55). – В какое именно время и в какие дни венчание браков совершенно не дозволяется (тан же)? – О венчании браков накануне так называемых вселенских родительских суббот – мясопустной и троицкой и в самую неделю мясопустную и в другие дни (отд. VIII, § 56). Можно ли венчать браки в то время, когда праздники Успения Божией Матери или Петрова дня случатся в среду или пятницу (там же)? Второбрачных венчание по какому производится чипу (отд. IX, § 58)? Нужно ли налагать на них венцы и давать им свечи в руки во время их венчания (отд. IX, § 65)? Венцев употребление при браках второбрачных (отд. IX, § 65), и когда должно быть производимо так называемое разрешение венцев (отд. IX, § 68)? Венчание или совершение брака кем именно из священников должно быть производимо (отд. VIII, § 51)? В каких случаях венчание это дозволяется производить иеромонахам (там же)? – В каких случаях священники могут венчать браки не в церкви, а в молитвенных домах (отд. VIII, § 52)? – В каком приходе жениха или невесты должно быть совершаемо венчание браков (отд. VIII, § 53)? Кто из священников – православный или иноверный должны производить венчание брака при браках смешанных (гам же, § 54)? Если одно из лиц, вступающих в супружество, принадлежа к иноверному исповеданию, по повенчании в церкви православной пожелает еще перевенчаться у своего ксендза или пастора, то дозволяется ли это (там же)? – Может ли считаться законным брак между лицом православным и неправославным, повенчанный в одной только неправославной церкви и неправославным священником (отд. VIII, § 54)? Может ли священник повенчать брак обоих лиц неправославных или иноверных (там же)? Что должен делать священник, если бы узнал о каких-либо препятствиях к браку во время самого его венчания (отд. IX, § 63)? Позволительно ли венчать но несколько пар вместе (отд. IX, § 66)? Можно ли венчать браки в отсутствии жениха или невесты (отд. IX, § 69)? Соборное венчание браков может ли быть допускаемо (отд. IX, § 71)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

II, ст. 2, §§ 12–14; отд. того же ст. 3, §§ 15–23). О приготовлении мирян к причащению (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138). О приготовлении к причащению больных (отд. VIII, ст. 2, § 159). О сен же смотр. Правило. Причащение , – и в особенности как должны священники возлагать Тело Христово на руки, во время причащения (отд. VI, ст. 3, § 114)? О необходимости особенной осторожности со стороны священников, чтобы не обмокнуть усов в Кровь Господню во время причащения (отд. VI, ст. 3, §§ 113, 115). Как грешат те священники, которые служат, но не причащаются (отд. VI, ст. 1, § 102). О причащении в случае, если освященный агнец окажется негодным для совершения литургии (отд. IV, ст. 2, § 71). О причащении священнослужителей в случае, если вся Кровь Христова прольется из чаши (отд. VI, ст. 2, § 109). Как вообще миряне должны причащаться Св. Тайнам во время говения (отд. VII, ст. 1, §§ 130, 131)? Можно ли в случае недостачи вливать простое вино или всыпать простой хлеб в чашу, когда бы св. даров не доставало для причастников (отд. VII, ст. 1, § 132)? Можно ли причащать мирян, в случае надобности, частицами с надписаниями IΣ или XΣ (там же)? какие лица из верующих могут быть удостаиваемы св. причастия и какие нет (отд. VII, ст. 1, §§ 133–136)? Правило для мирян, готовящихся к причащению, и о том, как священники при этом должны поступать в сомнительных случаях (отд. VII, ст. 1, §§ 137, 138)? Может ли православный священник удостаивать причастия иноверцев, если они не примут православия (отд. VI, ст. 1, § 139)? Как причащаются неслужащие священники или диаконы (отд. VII, ст. 2, §§ 140, 141)? Как должны причащаться священники или диаконы, состоящие йод запрещением (отд. VII, ст. 2, § 142)? Можно ли причащать причетников в алтаре, во время причастного (отд. VII, ст. 2, § 143)? О причащении младенцев (отд. VII, ст. 2, §§ 144, 145). О причащении больных умирающих (отд. VII, ст. 2, §§ 159–166). Проглотивши утром случайно каплю воды при умовении, могут ли священнослужители совершать литургию (отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Четверток великий , – и совершение в оный, а также и в великую субботу, общего елеосвящения для больных и здоровых (отд. I, § 6). VII. К вопросам о священстве и священнослужении вообще А. Архиереев как встречать должны священники при посещении ими епархии (отд. II, § 26)? Как должны служить священники в присутствии архиереев (отд. II, § 27). Б. Богослужение церковное частное и общественное, и поведение обязательное для священнослужителей при совершении оного (отд. I, §§ 2–4). Взаимное отношение членов причта между собою касательно богослужения церковного и частного и при совершении треб (отд. III, §§ 28–41). В. Вдовых жен имеющие стихарные причетники, но сами состоящие с ними в супружестве по первому браку, могут ли надевать стихарь при богослужении (отд. II, § 19). Встречи Государя Императора и прочих членов Царской семьи в случае посещения ими церкви (отд. II, § 25). Встреча архиереев при посещении ими епархии (там же, § 26). Д. Двоеженцы-причетники могут ли надевать стихарь при богослужении (отд. II, § 19)? Диаконы , и их поведение обязательное для достойного совершения богослужения вообще (отд. I, §§ 2–4). Как в частности должны вести себя диаконы во время самого богослужения, при отправлении оного (отд. I, §§ 11–15; сравн. там же §§ 6, 7, 9; также о крещении, отд. III, § 23; о причащении, отд. V, § 84; отд. VI, ст. 4, §§ 121–124; 126, 127; отд. VII, ст. 2, §§ 140, 142)? – Могут ли диаконы совершать какие-либо службы сами без священника (отд. II, § 20)? Доходы , получаемые за требы, как должны быть разделяемы между членами причтов (отд. III, §§ 71–78)? Действительность или сила совершаемых священниками молитвословий и священнодействий от чего зависит, чтобы они могли благотворно действовать на лица, приемлющие от них эти молитвословия и священнодействия (отд. I, § 5)? З. Заштатные священнослужители могут ли совершать какия-либо требы (отд. II, § 23)? И. Император а Государя и прочих членов Царской фамилии как должны встречать священники, если бы они пожелали посетить церковь (отд. II, § 25)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Не могу не высказать недоумения, почему А. С. Архангельский , столь внимательно исследовавший литературу исихастов (в отношении к Нилу Сорскому ), не нашёл возможным сопоставить с элементами этого учения молитву Домостроя, которую он назвал просто «мудрованием» 39 . 4 Правило Святой Горы, которое вынес архимандрит Печерский Досифей, напечатано А. В. Горским в Прибавлениях к творениям свв. отцов, ч. 6, стр. 134. «Чин, како подобает пети (монаху) 12 псалмов особь», принесённый Досифеем с Афона, ничего исихастического в себе не заключает. В Библиологическом словаре П. M. Строева (1882 г.), где указаны (стр. 94) рукописи Правила и Чина, принесённых Досифеем, есть неточности, именно: напечатано «библ. гр. Толст. отд. III, 63, л. 128–137», надо читать: «библ. гр. Толст, отд. III, 63 (Имп. Публ. библ. О. п. I, 3), пергам., полуустав XV в., л. 128–130»; «напечатано «Библ. гр. Толст, отд. III, 58», надо читать: «Библ. гр. Толст, отд. III, 58 (Имп. Публ. библ. О. I, 18), кон. XVII в.». 5 А. И. Соболевский, Переводная литература Московской Руси XIV–XVII в., Сб. отд. р. яз. и слов. И. А. Н., т. LXXIV, 1, 1903 г., стр. 32. Е. Е. Голубинский . История Русской Церкви. Тома I половина 1. М. 1901 г., стр. 838, примеч. 1. 6 Библиологический Словарь П. М. Строева, стр. 27, 28. А. И. Соболевский, Переводная литература, стр. 11, 31. 9 См. напр. в Житии св. Александра Ошевенского: «услыша же Господь моление их, яко протчих праведник, яко же инде пишет: токмо с верою помыслит человек к Богу, и Бог вселитца во сердце его, разумным светом сия, аки солнце просвещая ум его и житие». Типографской Библиотеки 333 (121) XVII в., л. 16 об. 17 На л. 13 309 находится изображение Максима Грека с киноварной надписью вокруг, что воспроизведено, по сообщению Казанских описателей (I, стр. 484), в первой части сочинений Максима Грека , изданных в Православном Собеседнике (1850–1860 г.). Я не вполне согласен с определением последнего издания, где Соловецкая рукопись 497 (т.е. 309 Описания) отнесена то глухо к XVII в. (ч. I, стр. 19, примеч. 1), то – к началу или к первой половине XVII в. (ч. I, стр. 547, примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iisuso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010